СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013
необходимо иметь в виду, что суть бережливого производства не ограничивается построением карты, карта — это лишь инструмент. Важно создать поток добавления ценности. А чтобы создать этот поток, надо его «увидеть». Построение карты помогает сделать это и сконцентрироваться на потоке с видением идеального или, по крайней мере, улучшенного состояния.
Библиографический список
1. Ротер, М. Учитесь видеть бизнес-процессы. Практика построения карт потоков создания ценности / Майк Ротер, Джон Шук ; пер. с англ. — М. : Альпина Бизнес Букс: СБ8Б, Центр развития деловых навыков, 2005. — 144 с.
2. Вумек, Джеймс П. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Джеймс П. Вумек, Дэниел Т. Джонс ; пер. с англ. — 2-е изд. — М. : Альпина Бизнес Букс, 2005. — 473 с.
АХТУЛОВ Алексей Леонидович, доктор технических наук, профессор (Россия), действительный член
Международной академии авторов научных открытий и изобретений и Академии проблем качества, почетный работник высшего профессионального образования, заведующий кафедрой «Управление качеством и сертификация» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии.
Адрес для переписки: [email protected] АХТУЛОВА Людмила Николаевна, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры электроэнергетики Тобольского индустриального института Тюменского государственного нефтегазового университета.
Адрес для переписки: [email protected] СТАДОЛЬСКАЯ Татьяна Игоревна, студентка группы 51 УК кафедры «Управление качеством и сертификация» факультета «Экономика и управление» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.09.2012 г.
© А. Л. Ахтулов, Л. Н. Ахтулова, Т. И. Стадольская
УДК 33664 О. Ю. ПАТЛАСОВ
А. М. САМАРИН
Омский региональный институт Омская гуманитарная академия
АЛГОРИТМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕНДЕРОВ И МОДЕЛЬ ОТБОРА УЧАСТНИКОВ
Проанализированы различные алгоритмы проведения тендеров. Проведено исследование методик оценки финансового положения компаний — участников процедуры тендера. Построена модель линейной регрессии на основе данных методик, учитывающая особенности строительной индустрии.
Ключевые слова: тендеры, финансовое моделирование, условия закупок, регрессия, строительная отрасль.
Участие в госзакупках и коммерческих тендерах становится распространенной отечественной практикой. Коммерческие тендеры регулируются нормами Гражданского кодекса РФ и регламентами, установленными самими компаниями-заказчиками. Статья 448 ГК РФ определяет, торги проводятся через открытые и закрытые аукционы и конкурсы. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо, в закрытых — участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели. Организатор обязан известить общественность о торгах не менее чем за 30 дней до их проведения. В четвертой главе 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрены антимонопольные требования к торгам и особенности отбора финансовых организаций. Систематизацию и унификацию процедур частных тендерных торгов осуществило РАО «ЕЭС России». Компания применила для проведения коммерческих тендеров базовые принципы и стандарты, предусмотренные для государственных торгов и прописанные в 94-ФЗ. Набор конкурсных процедур был расширен: открытый конкурс, открытый конкурс с предварительным отбором, закрытый конкурс, двухэтапный конкурс, многоэтапный конкурс, конкурсы (открытые, закрытые) с переторж-
кой, ценовой конкурс, запрос цен, запрос предложений, конкурентные переговоры, закупку у единственного источника.
Обязательность проведения тендеров определяется Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ. С 1 января 2011 г. работает единый официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о заказах на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, который с указанного срока является единственным официальным источником для размещения информации о проведении тендеров. Однако стоит отметить, что не всегда данная информация полностью отражает специфику тендера. Во многих случаях отсутствует информация о способах оценки участников процедуры тендера.
Стандартный бриф (приглашение к участию) обычно содержит раздел «Критерии оценки». Важно разумное сочетание различных критериев в одном предложении: соотношение цена/качество. На критичные параметры (цена, время проекта, отсутствие соисполнителей, использование специфического программного обеспечения), особо обращают внима-
Рис. 1. Структура процедуры тендера
ние участников, в том числе и для того, что они не выполняли роль статистов.
Необходимость проведения тендера определяется, как правило, наличием на рынке ряда однотипной продукции, изделий, товара, выпускаемой различными организациями и имеющей различные технические и стоимостные параметры. Кроме этого, организации также могут отличаться друг от друга: по качеству продукции, качеству гарантийного обслуживания, обязательствам выполнения обещаний и так далее [ 1].
Тендеры помогают находить оптимальные решения для развития бизнеса. Контракт будет заключен с той организацией, которая сделала наиболее выгодное предложение для организатора тендера.
Ключевым моментом в понятии тендера, естественно, является конкурс. Конкурсная основа организации тендера предполагает сравнение и выбор наилучшего, когда сделать это сразу, на основе изучения рекомендаций коллег или профессионального сообщества, весьма затруднительно.
Тендеры можно классифицировать по следующим критериям:
— общая классификация:
— тендеры «цены» (организатор определяет, какие необходимо выполнить работы, а участники — предлагают виды работ, срок, дополнительные услуги и самое главное — цену);
— тендеры «открытых решений» (данный вид тендеров подразумевает, что организаторы только приблизительно представляют какие виды работ и услуг, потребуются им для достижения желаемого результата.);
— по степени открытости:
— открытые тендеры (к участию в тендере допускаются любые организации);
— закрытые тендеры (в них участвуют только специально приглашенные лица, которых организаторы пригласили заранее);
— тендеры с ограниченным участием (круг участников точно не определен, но ограничен какими-либо условиями);
— по платности:
— бесплатные (к участию в тендере допускаются любые организации);
— платные (участвуют организации, которые оплатили первоначальный вступительный взнос);
— по допустимости изменения конкурсных требований к продукции в процессе обсуждения кон-
курсных заявок между организатором и участниками:
— одноэтапные тендеры (тендер, который проводится в один этап, где запрещены любые переговоры);
— двухэтапные тендеры (вид тендера, который проходит в два этапа с проведением на первом этапе переговоров по технической части предложений поставщиков).
Один из вариантов проведения процедуры тендера состоит из нескольких основных этапов (рис. 1).
Проект по проведению тендера начинается с определения и обоснования целей и задач. На предварительном этапе инициации проекта решаются организационные задачи назначения руководящей тендерной комиссии, участники которого должны будут управлять процессом проведения тендера; происходит мобилизация команды, производящей выбор победителя тендера; подготавливается и утверждается поэтапный план работ по проекту с разбивкой на сроки; готовится регламент проведения тендера [1].
При формировании так называемого «длинного списка» участников тендера, рассматривается максимально полный список решений на данном рынке. При отборе участников на этом этапе проведения тендера используется различная открытая информация, рекомендации со стороны, презентации и демонстрационные ролики и т.п. После этого составляется перечень потенциальных участников тендера. При оценке тендерных предложений осуществляется предварительная квалификация участников тендеров.
Когда все требования установлены, потенциальным участникам тендера отправляется запрос на предоставление предложения. Данный запрос разрабатывается компанией-организатором тендера. В него может входить следующая информация:
— выдержки из регламента тендера;
— права, обязанности и ответственность сторон;
— инструкции для участников;
— перечни необходимых для предоставления документов, а также их формы;
— требования к участникам;
— критерии и порядок оценки заявок и т.д.
Одним из важнейших шагов формирования короткого списка, а также выбора победителя тендера — это оценка финансового состояния компании-участника. Оценка финансового положения осуществляется путем расчета нескольких заданных организатором коэффициентов. Рассмотрим методики оценки
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013
финансового положения компаний — участников тендеров.
Был произведен анализ 24 тендеров различных организаций. Исследование показало, что существует 6 коэффициентов, которые наиболее часто встречаются в методиках оценки финансового состояния участников процедуры тендера (табл. 1).
Стоит отметить, что из всех анализируемых ком-паний-организаторов особый интерес представляет методика у ОАО «Транссибнефть». Все показатели методики данной организации рассчитываются, как среднеарифметическое значение за три предыдущих года и отчетный период. Необходимо отметить, что сегодня могут возникнуть проблемы использования такого подхода в связи изменением в 2011 году бухгалтерской отчётности (Форма №1 «Бухгалтерский баланс» и Форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»). Во многих методиках данный нюанс учтен, так как в формулах расчета того или иного коэффициента указывается двойная кодировка строк в финансовой отчётности.
В 80 % изученных методик используется балльная система оценки потенциального участника. То есть для каждого используемого коэффициента установлены минимальные и максимальные допустимые значения. В зависимости от того в какой интервал попадает значение коэффициента, ему присваивается определенное число баллов. Для того чтобы пройти участнику к следующему этапу оценки, он должен набрать определенную сумму баллов.
Во всех анализируемых регламентах, в которых используется коэффициент автономии, он рассчитывается по следующей формуле:
К
автономии
Собственный капитал Активы
Коэффициент характеризует, как активы компании сформированы за счет собственного капитала, и насколько она независима от внешних источников финансирования. Общепринятое нормальное значение коэффициента автономии в российской практике: 0,5 и более (оптимальное 0,6 — 0,7). В мировой практике считается минимально допустимым до 30 — 40 % собственного капитала. Но в любом случае данный показатель сильно зависит от отрасли, а точнее, от соотношения в структуре организации внеоборотных и оборотных активов. Примечательно, что в тех методиках, в которых указаны пороговые значения данного коэффициента, они составляют 0,25, т. е. даже меньше минимального значения, принятого в мире.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами также является одним из популярных показателей оценки финансового положения. Данный коэффициент показывает, в каком объеме оборотные активы сформированы за счет собственного капитала. Расчет ведется по следующей формуле:
Ко
Собственный капитал — Внеоборотные активы Оборотные активы
Интересен тот факт, что данный коэффициент не имеет распространения в западной практике финансового анализа. Рекомендованное значение коэффициента обеспеченности собственными средствами должно составлять не менее 0,1. Следует отметить, что это достаточно жесткий критерий, при-
Таблица 1
Общие коэффициенты в методиках оценки состояния участников тендеров
Наименование организатора Ка Косс Ктл Кпп Кпр Ксв
ОАО АК Транснефть + +
Государственная корпорация РОСАТОМ + + + +
ЗАО ТОМЗЭЛ + +
ОАО Содружество + + + + +
ФС по ЭТАН + +
ООО Приморский торговый флот +
МО Бежецкий район + + + +
ФГУП Оренбургское + +
ОАО Центрсибнефтепровод + +
ОАО МРСК Сибири + +
ОАО Мосэнергосбыт +
ОАО ЦИУС ЕЭС + + + + +
ОАО Транссибнефть + +
ОАО Волжская ТГК +
ОАО Электросетьсервис + + + + +
МО Сорочинский район + + + +
ОАО Морской порт СПб + + + +
НКО Фонд развития ЦРКНТ + +
ООО СТНП Ярославль + +
ООО СТНП Северо-Запад + +
ОАО МРСК Урала + + + + +
ФГУП ГУССТ №1 + + + + +
ФГУП ГУССТ №9 + + + + +
Фонд ПРС +
нятый в российской практике финансового анализа; большинству хозяйствующих субъектов сложно достичь указного значения коэффициента. Тем не менее в методике оценки финансового состояния участников тендеров ОАО «Электросеть-сервис» норматив установлен на уровне 30 %. Это может говорить о том, что организатор ищет компанию, у которой очень хорошее финансовое состояние и больше возможностей в проведении независимой финансовой политики.
Самым часто используемым коэффициентом является коэффициент текущей ликвидности. Он характеризует степень покрытия оборотных пассивов оборотными активами, и применяется для оценки способности предприятия выполнить свои краткосрочные обязательства. Во всех методиках, где он используется, рассчитывается по формуле:
Оборотные активы
Краткосрочные обязательства
«Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса»/ Утв. Распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) 12.08.94 N 31-р являющимися межотраслевыми, причем положительным моментом является приведение нормативных значений для некоторых показателей. Основанием для признания структуры баланса неудовлетворительной, а организации — неплатёжеспособной являлось выполнение одного из следующих условий: коэффициент текущей ликвидности на конец отчётного периода имеет значение менее 2; коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчётного периода имеет значение менее 0,1. Применяются данные методические положения в настоящее время в части, не противоречащей действующему законодательству, и используются для определения соответствующих показателей структуры баланса предприятия, в совокупности с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2003 года № 367 «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа».
«Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия» (приложение к Приказу Минэкономики России от 1 октября 1997 г. №118) предлагают в аналитической работе следующие ориентиры для финансовых индикаторов: общий коэффициент покрытия: от 1 до 2; коэффициент срочной ликвидности: 1 и выше; коэффициент ликвидности при мобилизации средств: 0,5 — 0,7; соотношение заемных и собственных средств: меньше 0,7; коэффициент обеспеченности собственными средствами — нижняя граница 0,1; коэффициент маневренности собственных оборотных средств: 0,2 — 0,5.
Методика проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога (утверждена Приказом Минэкономразвития России от 18.04.2011 №175), определяющая правила проведения Федеральной налоговой службой анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта нормирует: коэффициент текущей ликвидности, если он больше или равен 1, то в отношении заинтересованного лица делается вывод об отсутствии угрозы возникновения признаков несо-
стоятельности (банкротства) этого лица в случае единовременной уплаты им налога при дополнительных положительных условиях.
Методологические рекомендации по проведению анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Госкомстатом России 28.11.2002 г.) кроме бухгалтерской отчетности привлекают статистическую: форма № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации». Рекомендации исходят из следующих нормативов: рекомендуемое значение коэффициента абсолютной ликвидности — 20 %, коэффициент ликвидности — 80—100 %, коэффициент текущей ликвидности — 200 %.
Существует еще ряд официальных методик, содержащих нормативные значения, среди них: Методика расчета показателей финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей (утв. постановлением Правительства РФ «О реализации Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» № 52 от 30 января 2003 г.), имеющая целью выявление участников программы финансового оздоровления и соответствие кандидата базовым условиям реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей; Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов: (вторая редакция) (2000) и др.
Значительный разброс нормативов в официальных методиках привел к тому, что в отечественном финансовом анализе нормальным, как правило, считается значение коэффициента текущей ликвидности 2 и более; в мировой практике считается нормальным от 1,5 до 2,5, в зависимости от отрасли. Значение ниже единицы говорит о высоком финансовом риске, связанном с тем, что предприятие не в состоянии стабильно оплачивать текущие счета. Значение более 3 может свидетельствовать о нерациональной структуре капитала. В исследуемых компаниях наблюдается довольно большой разброс пороговых значений. Например, самое высокое значения Ктл указано у ОАО МРСК Урал — 1,4; самое низкое встречается в методике ОАО Содружество — 0,3.
Также часто в методиках встречаются такие коэффициенты, как коэффициент соизмеримости и коэффициент покрытия процентов.
Коэффициент соизмеримости годовой выручки от основной деятельности с суммой договора характеризует соизмеримость суммы заключаемого по результатам процедуры закупки договора с объемом выручки от основной деятельности за соответствующий период. Рассчитывается по формуле:
К Выручка ■ Период выполнения обязательств
СВ (12 + Отчетный период) ■ Сумма контракта без НДС
Этот коэффициент рассчитывается на основании данных о суммарной выручке: выручки, полученной за последний завершенный год, и выручки, полученной на последнюю отчетную дату текущего года. В методиках компаний, где присутствует данный коэффициент, нормативное значение установлено от 0,5 до 1,5.
Коэффициент покрытия процентов измеряет способность предприятия уплатить ежегодные проценты по своим обязательствам. Формула для расчета:
Кп
Прибыль до налогообложения Проценты к уплате
Данный показатель демонстрирует уровень защищенности компании от кредиторов как превышение
ТЛ
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013
Специфические коэффициенты в методиках оценки финансового состояния участников тендеров
Наименование организатора Коэффициенты
ООО Приморский торговый флот Объем выполненных работ в прошлом году
ОАО Транссибнефть Коэффициент финансового рычага
МО Сорочинский район Чистая прибыль
ОАО Электросетьсервис Общая рентабельность, стоимость чистых активов
ОАО Волжская ТГК Удельный вес абсолютно ликвидных активов, чистая прибыль, норма прибыльности
ОАО Морской порт СПб Чистый оборотный капитал, рентабельность активов
прибыли, доступной для обслуживания долга, над величиной начисляемых процентов по кредитам. Чем меньше коэффициент покрытия процентов, тем выше кредитное бремя организации и тем выше вероятность наступления банкротства. Коэффициент ниже 1,5 ставит под вопрос возможность организации обслуживать свой долг. Критическим считается коэффициент менее единицы, который означает, что приток денежных средств недостаточный для выплаты процентов кредиторам. Чем выше коэффициент покрытия процентов, тем более устойчивое финансовое положение организации. Тем не менее слишком высокий коэффициент говорит о слишком осторожном подходе к привлечению заемных средств, что может привести к пониженной отдаче от собственного капитала. Однако во всех методиках, где встречается данный коэффициент, минимальное его значение установлено 0.
Однако, при изучении всех методик, встречаются довольно редкие специфические коэффициенты (табл. 2).
Рассмотрим данные коэффициенты более подробно.
Коэффициент финансового рычага показывает процент заимствованных средств по отношению к собственным средствам компании. Соответственно рассчитывается по формуле:
Обязательства Собственный капитал
тойчивая, с накопленным собственным капиталом, но проблемами в текущей деятельности;
4) если ликвидность низкая и отклонение финансового рычага от нормы значительное, то компания очень слабая и заключать сделки с таковой крайне рискованно [2].
Стоимость чистых активов — один из показателей, характеризующих имущественное положение организации. Рассчитывается на основе данных бухгалтерского баланса. В методике данный коэффициент рассчитывается по формуле:
СЧА = Активы — Краткосрочные и долгосрочные обязательства.
Данный показатель должен иметь значение больше 0.
Общая рентабельность — характеризует эффективность основной и прочей деятельности и показывает, сколько участник тендера имеет прибыли с рубля полученного дохода. Коэффициент рассчитывается по состоянию на отчетный период на основании данных отчета о прибылях и убытках по следующей формуле:
Ко
Чистая прибыль (убыток)
Выручка + Проценты к получению + Прочие доходы
Он показывает, сколько заемных средств приходится на 1 руб. собственных. Чем выше этот коэффициент, тем больше займов у компании и тем рискованнее ситуация, которая может привести в конечном итоге к банкротству. Высокий уровень коэффициента отражает также потенциальную опасность возникновения в организации дефицита денежных средств.
То есть компания развивается не только за счет собственных средств, но и с привлечением кредитных ресурсов, что позволяет увеличивать темпы роста бизнеса [2]. Очень странно, что ОАО «Транс-сибнефть» не рассчитывает коэффициенты ликвидности. Ведь при сопоставлении ликвидности и финансового рычага проще понять положение компании:
1) если ликвидность высокая и отклонение финансового рычага от нормы невелико, то можно утверждать, что компания устойчивая;
2) если ликвидность высокая, а отклонение финансового рычага от нормы значительное, то есть вероятность, что собственный капитал недостаточен, но с оплатой текущих счетов компания справляется;
3) если ликвидность низкая и отклонение финансового рычага от нормы невелико, то компания ус-
Пороговое значение для этого коэффициента установлено в пределах от 0 до 0,06.
Наконец, самые примитивные методики — это методики, используемые компаниями ОАО Волжская ТГК и ООО Приморский торговый флот. Используемые организациями коэффициенты (чистая прибыль, удельный вес абсолютно-ликвидных активов и норма прибыльности, общая рентабельность) не могут дать полного анализа состояния компании — участника тендера, в связи с чем повышается риск невыполнения обязательств.
Анализ методик оценки финансового состояния компаний — участников тендеров показал, что на сегодняшний день нет общей методологии проведения расчётов. Необходимо создание единой системы показателей для проведения оценки положения организаций. Кроме того, можно столкнуться с такой проблемой, как недоступность информации. Большинство компаний, которые организовывают тендеры, не дают детальной методики оценки участников.
После того как сформирован так называемый короткий список потенциальных участников, компания-организатор может получить дополнительные сведения о них, например, путем проведения ре-ференс-визитов, презентаций и т.д.
Целями данного этапа являются следующие:
1) общение с потенциальным победителем тендера;
Границы классов организаций согласно критериям оценки финансового состояния
Показатель финансового состояния Границы классов согласно критериям
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс
Коэффициент абсолютной ликвидности >0,70 0,69-0,50 0,49-0,30 0,29-0,10 >0,10
14 баллов 13,8 - 10 баллов 9,8-6 баллов 5,8-2 баллов 1,8-0 баллов
Коэффициент критической оценки >1 0,99-0,80 0,79-0,70 0,69-0,60 >0,59
11 баллов 10,8-7 баллов 6,8-5 баллов 4,8-3 баллов 2,8-0 баллов
Коэффициент текущей ликвидности >2 1,69-1,50 1,49-1,30 1,29-1,00 >0,99
20 баллов 1,7 — 2,0 18,7- 13 баллов 12,7 - 7 баллов 6,7-1 баллов 0,7-0 баллов
19 баллов
Доля оборотных средств в активах >0,5 0,49-0,40 0,39-0,30 0,29-0,20 >0,20
10 баллов 9-7 баллов 6,5-4 баллов 3,5 - 1 баллов 0,5-0 баллов
Коэффициент обеспеченности собственными средствами >0,5 0,49-0,40 0,39-0,20 0,19 - 0,10 >0,10
12,5 баллов 12,2-9,5 баллов 9,2-3,5 баллов 3,2 - 0,5 баллов 0,2 балла
Коэффициент капитализации >0,7- 1,0 1,01 - 1,22 1,23-1,44 1,45- 1,56 >1,57
17,5- 17,7 баллов 17,0- 10,7 баллов 10,4-4,1 баллов 3,8 - 0,5 баллов 0,2-0 баллов
Коэффициент финансовой независимости >0,5-0,6 0,49-0,45 0,44-0,40 0,39-0,31 >0,30
9-10 баллов 8,0-6,4 баллов 6,0-4,4 баллов 4,0-0,8 баллов 0,4-0 баллов
Коэффициент финансовой устойчивости >0,8 0,79-0,70 0,69 - 0,60 0,59-0,50 >0,49
5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 - 0 баллов
Границы классов 100-97,6 93,5-67,6 64,4-37 33,8- 10,8 7,6-0
2) анализ свойств решений, которые заявлены в предложениях участников;
3) оценка способности команды участника тендера к взаимодействию с организатором и другие.
После оценки всех важных свойств решения, проведения сравнительного анализа всех участников и выбора победителя оформляется отчет о результатах тендера. В отчёт может входить следующая информация:
— победитель тендера;
— описание продукции (товары, работы, услуги)
— предмет тендера;
— информация об участниках тендера;
— цена заключаемого договора, и т.д.
По окончании процедуры тендера с победителем заключается контракт (договор).
По такому же принципу организовываются и строительные тендеры. Одной из наиболее высоко конкурентных сфер бизнеса на сегодняшний момент является строительный рынок. Это привело к появлению некачественных материалов и услуг в огромном количестве. В случае необходимости выбора поставщика стройматериалов, компании-подрядчика для ведения строительных работ, проектировщиков или специалистов по отделочным работам каждый заказчик может получить массу самых разных предложений.
Из представленных тендеров четыре — организованы на строительство: ОАО МРСК Урала, ФГУП ГУССТ № 1, ФГУП ГУССТ №9 и Фонд поддержки и развития спорта города Тюмени.
Для начала определяется группа риска финансовой неустойчивости компании с помощью модели комплексной балльной оценки риска финансовой несостоятельности предприятия. Содержанием модели является классификация финансового состояния компаний и на этой основе — оценка возмож-
ных негативных последствий рисковой ситуации в зависимости от значений факторов-признаков и рейтингового числа.
Вариант модели комплексной балльной оценки риска финансового состояния предприятия представлен в табл. 3. Модель включает пять классов с суммой баллов в диапазоне от 0 (низший класс) до 100 (наивысший класс) [3, с. 154].
Факторами-признаками в данной модели являются финансовые коэффициенты, характеризующие ликвидность, финансовую устойчивость и независимость фирмы.
Соответственно, 1-й класс — это организации с абсолютной финансовой устойчивостью и абсолютной платежеспособностью, а 5-й класс — это фирмы с кризисным финансовым состоянием. Такие фирмы находятся на грани банкротства.
Проанализируем данные методики и их коэффициенты для потенциальных участников — строительных компаний. Имеется бухгалтерская отчетность (бухгалтерский баланс и отчёт о прибылях и убытках) 60 строительных организаций. Определим для каждой компании группу риска финансовой неустойчивости по приведенной выше таблице.
После проведения всех расчетов, были получены следующие результаты: 5 из 60 строительных организаций попали в 1-й класс; 13 компаний — во 2-й класс; 18 фирм — в 3-й класс; 22 — в 4-й класс и оставшиеся две организации оказались в 5-м классе.
В методиках организаторов строительных тендеров были предложены следующие коэффициенты:
— коэффициент текущей ликвидности;
— коэффициент финансовой независимости (автономии);
— коэффициент обеспеченности собственными средствами;
— коэффициент покрытия процентов;
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013
%
Множественный Я 0,78
Б-статистика 20,912
Коэффициент Стандартная ошибка
Коэффициент текущей ликвидности х 1 0,021
Коэффициент автономии х2 0,268
Коэффициент обеспеченности собственными средствами х3 0,051
Рентабельность продаж х4 0,002
— рентабельность продаж;
— стоимость чистых активов.
Среди предлагаемых наукой методов анализа наиболее часто используемым является многофакторная линейная регрессия. Уравнение регрессии можно представить в следующем виде:
у = а + к • х! + к2 • х2 + • + кп ■ Хп .
Так, регрессионные модели отражают значимость (весомость) каждого показателя для определения величины уровня риска [4].
Для построения модели линейной регрессии исключаем абсолютный показатель стоимость чистых активов и коэффициент покрытия процентов. Последний показатель у 60 % имеющихся компаний рассчитать невозможно в связи с тем, что знаменатель формулы «проценты к уплате» равен 0. Следовательно, анализ проводим по четырем коэффициентам.
Построив модель, получаем следующее уравнение регрессии:
у = 3,395-0,081. х1 -0,961. х2-0,112. х3 + 0,005. х4.
В табл. 4 представлены основные характеристики модели.
По результатам анализа можно сказать, что коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами и рентабельность продаж — наиболее оптимальные показатели для оценки участников тендеров на строительство.
Таким образом, тендеры сегодня — один из самых популярных видов решения поставленных задач перед компанией. Для того, чтобы выбрать победителя, снизив при этом риски невыполнения обязательств, у компании — организатора должна быть разработана грамотная методика оценки финансового состояния потенциальных участников тендера.
Библиографический список
1. Коленская, С. Технология проведения тендера по выбору информационной системы / С. Коленская, Б. Шлаин // Корпоративный менеджмент. — 2009. [Электронный ресурс]. — иИЬ: http://www.cfin.ru/itm/kis/tender.shtml (дата обращения: 10.06.2013).
2. Корнеева, Е. Как оценить состояние бизнеса на основе анализа коэффициентов / Е. Корнеева // Финансовый директор. — 2007. — № 7—8: [Электронный ресурс]. — иИЬ: http://fd.ru/articles/26136 (дата обращения: 10.06.2013).
3. Сташенко, М. Тендер: правила организации и подход к оценке / М. Сташенко // Бренд-менеджмент. — 2009. — № 1. - С. 43-49.
4. Патласов, О. Ю. Логит-регрессионная техника моделирования оценки кредитоспособности юридических лиц — сельскохозяйственных организаций / О. Ю. Патласов, Н. В. Васина // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2012. — № 2. — С. 85 — 95.
5. Ступаков, В. С. Риск-менеджмент : учеб. пособие / В. С. Ступаков, Г. С. Токаренко. — М. : Финансы и статистика, 2005. — 288 с.
ПАТЛАСОВ Олег Юрьевич, доктор экономических наук, профессор (Россия), проректор по лицензированию и аккредитации , заведующий кафедрой экономики, бухгалтерского учета и аудита Омского регионального института; проректор по международной деятельности, заведующий кафедрой коммерции, маркетинга и рекламы Омской гуманитарной академии.
Адрес для переписки: [email protected] САМАРИН Алексей Михайлович, аспирант кафедры коммерции, маркетинга и рекламы Омской гуманитарной академии.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.09.2013 г.
© О. Ю. Патласов, А. М. Самарин
Книжная полка
Плотникова, Ю. С. Долгожительство человека как социально-демографический феномен : моногр. / Ю. С. Плотникова ; ОмГТУ. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2012. - 223 с.
В монографии теоретически обоснованы и показаны на эмпирическом уровне возможности совместного использования трех методологических подходов к исследованию долгожительства: аксиологического, социально-геронтологического и социолого-демографического. Исследование долгожительства человека как социально-демографического феномена, проведенное Ю. С. Плотниковой, стало лучшей работой по геронтологии за 2011 год среди молодых ученых России (по признанию Геронтологического общества РАН).