Научная статья на тему 'ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА МАКРОУРОВНЕ'

ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА МАКРОУРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ / ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА / SOCIAL POLICY / FISCAL POLICY / STANDARD OF LIVING OF POPULATION / INCOMES / DURATION OF HUMAN LIFE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дышекова А.А.

Давно известно, что все люди ориентированы на две основные группы потребностей - моральные или психологические установки и материальное благосостояние. Раскрытием темы уровня жизни населения занимались во все времена лучшие умы России. На данный момент состояние экономики России нельзя назвать устойчивым и надежным. Это обусловлено колебаниями курса валют, обострением финансовых рисков, ухудшением отношений с другими странами мира и иными факторами. Будущее экономики страны волнует не только предпринимателей, но и простых граждан, ведь экономические скачки повлияют на различные сферы жизни и ведение бизнеса в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА МАКРОУРОВНЕ»

УДК 336

Дышекова А. А.

Dyshekova A. A.

ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА МАКРОУРОВНЕ

FINANCIAL ASPECTS OF SOCIAL POLICY ON MACRO LEVEL

Давно известно, что все люди ориентированы на две основные группы потребностей - моральные или психологические установки и материальное благосостояние. Раскрытием темы уровня жизни населения занимались во все времена лучшие умы России. На данный момент состояние экономики России нельзя назвать устойчивым и надежным. Это обусловлено колебаниями курса валют, обострением финансовых рисков, ухудшением отношений с другими странами мира и иными факторами. Будущее экономики страны волнует не только предпринимателей, но и простых граждан, ведь экономические скачки повлияют на различные сферы жизни и ведение бизнеса в России.

Ключевые слова: социальная политика, бюджетная политика, уровень жизни населения, доходы населения, продолжительность жизни человека.

Long known that all people focused on two main groups of needs: psychological or psychological and material well-being. The theme of the standard of living of the population was engaged at all times, by the best minds of Russia. At the moment the state of the Russian economy cannot be considered stable and reliable. This is due to fluctuations in the exchange rate, the aggravation of financial risks, deterioration of relations with other countries and other factors. The future of the economy concerns not only businessmen, but also ordinary citizens, because of economic surges will affect different areas of life and business in Russia.

Key words: social policy, fiscal policy, the standard of living of population, incomes, duration of human life.

Дышекова Альбина Аскерхановна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел.: 89674227555, E-mail: kantik1608@mail.ru

Dyshekova Albina Askerhanova -

Candidate of Economic Sciences, Associated Professor of the Department of Economics, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Tel.: 89674227555, E-mail: kantik1608@mail.ru

Введение. Главная задача бюджетной политики РФ на 2019-2020 годы - это оптимизация государственных расходов и рациональное использование полученных налогов и сборов с целью обеспечения планомерного экономического развития страны, несмотря на все негативные внутренние и внешние факторы. Не исключено, что в этот период объем поступлений в бюджет может сущест-

венно сократиться, в связи с чем придется закрыть отдельные социальные программы, рассчитанные на поддержку определенных категорий граждан.

Методология проведения исследования. Исследование основано на принципах диалектической логики и системного подхода. В процессе исследования использовались общенаучные эмпирические методы (наблю-

дение, сравнение, сбор и изучение данных), анализ и синтез, метод научной абстракции, методы-подходы: комплексный, системный.

Результаты исследования. Внешние факторы. В краткосрочной перспективе внешнеэкономические условия могут только ухудшиться, чему будут способствовать новые и действующие санкции западных стран. В то же время противостояние США и Ирана может привести к дисбалансу сил на международном нефтяном рынке, что чревато очередным обвалом цен на «черное золото». Учитывая все негативные тенденции, при разработке основных направлений бюджетной политики на 2019-2020 годы было принято решение уделить большое внимание внутренним структурным реформам, чтобы дать возможность экономике страны развиваться в изоляции при минимальном внешнем воздействии. Текущие санкции практически лишили РФ и ее субъектов возможности занимать деньги у других международных партнеров, а это значит, что покрывать дефицит бюджета придется только за счет собственных ресурсов. При этом дисбаланс государственных доходов и расходов может усилиться: если стоимость нефти снизится, то будет сложнее покрывать бюджетный дефицит особенно на фоне отсутствия доступа к кредитным средствам.

Одно из приоритетных направлений бюджетной политики на следующие два года -это использование всех доступных инструментов и механизмов для снижения зависимости экономики от внешних факторов. И основной акцент будет делаться на внутренних рынках и поддержке деятельности субъектов малого и среднего бизнеса [3, 5].

Развитие внутреннего рынка. По мнению, аналитиков в 2019 году темп прироста экономики РФ значительно замедлится. В первую очередь это отразится на инвестиционной активности и готовности иностранных партнеров вкладывать деньги в российский бизнес. Ожидается, что потребительский спрос тоже снизится, причем с 3,5% до 2,6% сократится норма сбережения, что будет свидетельствовать о неготовности граждан тратить свои доходы на покупку товаров и оплату услуг. Опасаясь ухудшения ситуации, потребители будут больше сберегать, чем тратить, что отразится на объеме товарооборота и выручке коммерческих предприятий.

Но министры уверены, что уже к 2020 году экономика адаптируется под текущие условия, тем более, что для этого будут предприняты следующие шаги: привлечение для развития бизнеса частных инвесторов. С этой целью будет увеличена доля инвестиций в ВВП до 25% (на текущий момент - это 21,5%). Перераспределение доходов госбюджета. Создание благоприятных условий для развития частного предпринимательства. Для реализации этого направления на ближайшие 6 лет будет разработана необременительная тарифная и налоговая политика, а также будет принята система для поддержки банковского регулирования. Государство, в свою очередь, постарается постепенно отказаться от политики жесткого контроля, чтобы у субъектов МСБ было больше возможностей и свободы при принятии решений.

В рамках реализации бюджетной политики на 2019-2020 гг. правительство планирует внести ряд изменений в действующую редакцию Бюджетного кодекса для смягчения налогообложения частного бизнеса, чтобы создать все условия для его полноценного развития. Субъекты МСБ принимают самое непосредственное участие в формировании доходной части бюджета: кроме того, что они создают рабочие места и производят продукцию, такие предприятия исправно платят налоги, которые впоследствии идут на социальные выплаты и содержание госаппарата. Но, ввиду высокой налоговой нагрузки и тотального контроля со стороны надзорных органов, часть предприятий МСБ находится «в тени», из-за чего бюджет недополучает часть поступлений. И правительство намерено бороться с этим явлением, создав для частного бизнеса самые лояльные условия для развития и выхода «из тени». В частности, это будет выражено в изменении налоговых ставок и даже в отмене взимания ранее действующих фискальных сборов. С этой целью будут реализованы такие меры: возможная отмена налога на движимое имущество; упрощение процедуры возмещения НДС российским экспортерам; изменение порядка применения инвестиционного налогового вычета, что поможет расширить сферу его использования; введение налога на профессиональные доходы, чем смогут воспользоваться самозанятые граждане, которые оказывают услуги частного характера,

но не работают под видом ИП; введение определенных преференций и льгот для новых предприятий; взимание нового налога в нефтяной отрасли (сначала в качестве эксперимента); снижение экспортной пошлины на нефть и пропорциональный рост НДПИ; изменение порядка налогообложения недвижимого имущества и т. д.

Поддержка новых предприятий. Власти намерены и дальше придерживаться политики формирования открытого пространства, создав все предпосылки рыночным игрокам для ведения честной бизнес-деятельности. В ближайшие несколько лет для реализации такой стратегии будут созданы единые таможенные и налоговые базы, а предприятия будут вынуждены повсеместно внедрять в свою работу инновационные технологии, которые позволят им использовать и хранить цифровые данные.

Власти также намерены оказать максимальную поддержку начинающим компаниям и организациям. Им будет предоставлена отдельная льгота - «старт 0»: если заявление на регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя будет подаваться в электронном виде, то можно будет не платить обязательную пошлину и снизить сумму расходов на организацию бизнес-деятельности. В 2019-2020 гг. вопрос государственной помощи и спонсорства будет поднят на новый уровень, тем более что многие предприятия заинтересованы в дополнительном финансировании (частному бизнесу не всегда доступны кредитные ресурсы, так как банки с большим недоверием относятся к новым предприятиям). Предполагается, что для этих целей будут использоваться средства Фонда развития инфраструктуры, который будет учрежден в 2019 году. Поддержка бизнеса будет осуществляться как региональными, так и федеральными властями. А чтобы субъекты были заинтересованы в развитии частного бизнеса, будут учреждены ежегодные гранты в размере 20 000 000 000 руб., которые будут присуждаться лидерам, сумевшим максимально раскрыть свой налоговый потенциал.

Уровень жизни, также уровень благосостояния, уровень потребления - степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей массой товаров и услуг, используемых в единицу времени. Если го-

ворить проще, уровень жизни - это адекватное сопоставление доходов населения по факту и так называемой «потребительской корзины» [1, 2].

Анализ и определение качества жизни проводят на основе многочисленных исследований, статистики и других показателей с учетом целого комплекса различных параметров. Благодаря актуальной оценке состояния регионов есть возможность составить прогноз развития, минимизировать риски, спрогнозировать и более отдалённые перспективы развития. Для более реальной оценки включают такие факторы, как уровень заработной платы, качество медицины, образования, безопасность, экология, личная независимость и свобода предпринимательской деятельности, даже уровень коррупции и многочисленные прочие факторы.

Согласно разработанной системе ООН при исследовании показателя благосостояния используют 12 основных критериев:

• естественный прирост, естественная убыль и средняя продолжительность жизни населения;

• санитарно-гигиенические условия проживания и культура гигиены;

• объем потребления продовольственных товаров;

• ситуация с жильем: стоимость и общедоступность жилья;

• образование и культура;

• условия труда и загруженность трудоспособного населения;

• материальные средства и затраты населения: сопоставление и пропорциональность реальных средних показателей;

• стоимость жизни и показатель покупательской способности;

• транспортные средства и транспортная индустрия;

• организация отдыха;

• социальное обеспечение;

• свобода слова.

На основании данных последних лет исследователи приходят к неутешительным выводам - показатель качества жизни в России падает. По данным аналитиков Domofond.ru, большинство россиян испытывает значительные финансовые трудности. К тому же эти данные не затрагивают периферию, а, следовательно, цифры еще более неутешительные [3, 4].

Хватает ли россиянам их доходов для комфортного проживания (по 10-балльной шкале)

■ Не хватает

■ Более или менее хватает Хватает

Рисунок 1 - Хватает ли россиянам доходов для комфортного проживания. Опрос населения по 10-ти балльной шкале.

Из диаграммы видно, что подавляющее большинство опрошенных (46,5%) не устраивает уровень жизни. Полученных доходов не хватает на удовлетворение постоянных потребностей. 35,3% находятся в промежуточном состоянии и только 17,4% полностью довольны своим достатком.

Надо отметить, что проблемой уровня жизни занимаются многие организации, пытаясь регулярно составлять соответствующие рейтинги стран мира. Но в число наиболее признанных систем оценки уровня жизни входит Индекс человеческого развития, который ведет Программа развития ООН.

Данный индекс рассчитывается на основе нескольких важных показателей, каждый из которых имеет отношение к нашему благополучию и качеству жизни. В частности, во внимание принимаются валовый национальный доход на человека, рассчитанный на основе ППС. Это очень важный показатель, ведь чем богаче страна, тем выше уровень жизни граждан. Кроме того, учитываются продолжительность жизни граждан, уровень образования, продолжительность обучения. И эти параметры тоже неразрывно связаны с уровнем жизни в стране.

По последним данным Программы развития ООН, которые были опубликованы в 2018 году, наибольшее значение индекса человеческого развития фиксируется в Норвегии. Надо отметить, что эта страна регулярно занимает первые строчки в данном исследовании. И это не удивительно, учитывая, что

страна имеет развитую экономику, низкий уровень безработицы и скромный показатель инфляции. Норвегия является одним из крупнейших экспортеров нефти и газа. При этом вырученные средства идут в специальные фонды, которые являются подушкой безопасности для будущих поколений.

Если посмотреть первую десятку данного рейтинга, то не возникает сомнений в том, что на вершине действительно разместились страны с высоким уровнем жизни. Такие государства, как Германия, Швейцария, Гонконг, Сингапур являются постоянными лидерами различных мировых рейтингов по уровню доходов, качеству жизни, показателям образования, уровню технологического развития и т.д.

Что касается России, то наша страна на текущий момент занимает в рейтинге 49 позицию (см. табл. 1). По меркам исследования такая позиция считается достаточно хорошей. Все верхние 58 позиций относятся к группе стран с очень высоким индексом человеческого развития. Далее идет группа стран с просто высоким индексом, за ними расположились государства со средним показателем и, наконец, замыкают рейтинг страны с низким индексом.

Надо отметить, что Россия регулярно улучшает свои позиции в данном рейтинге, который публикуется с начала 90-х. Наибольший рывок наша страна показала с 2000 по 2014 годы, когда активно росла российская экономика. Также прирост произошел благодаря показателям образования. А вот в последние годы рост замедлился.

Также интересно взглянуть на этот рейтинг с точки зрения России и стран постсоветского пространства. Все Прибалтийские государства находятся выше России по уровню жизни. После России первой идет Белоруссия, которая занимает в рейтинге 53 строчку. Казахстан занимает последнюю строчку в дивизионе стран с очень высоким индексом человеческого развития. Все участники рейтинга, что находятся ниже Казахстана, попадают уже в другие группы.

Характеристики от Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Хорошо описывает ситуацию, которая сегодня складывается в России, так называемый «индекс лучшей жизни» от Организации экономического сотрудничества и

Таблица 1 - Рейтинг стран по уровню жизни

развития. Он оценивает свыше 30 ведущих стран мира по совокупности различных параметров, которые в целом отражают положение дел с уровнем жизни в той или иной стране [1, 5].

Так, в исследовании отмечается, что Россия за последние десять лет достигла существенных успехов в улучшении качества жизни. Однако, какими бы не были достижения, точек для роста остается еще много.

Пройдемся по основным пунктам, по которым происходит оценка стран:

Жилищные условия. Здесь позиции нашей страны находятся на среднем уровне. Например, по такому показателю, как количество комнат на человека наша страна серьезно уступает другим участникам исследования. У нас этот показатель составляет 0,8

Э к о но м ич е ски е науки

комнат на человека, тогда как в среднем по ОЭСР 1,8 комнат.

Доход и финансовое благосостояние. По

этому параметру наша страна набрала наименьшее количество баллов. В исследовании отмечается, что хотя деньги не являются сами по себе мерилом счастья, тем не менее они позволяют гражданам получать доступ к качественному образованию, медицинским услугам, улучшать свои жилищные условия. Все это так или иначе повышает уровень жизни граждан.

Работа. По этому показателю позиции нашей страны находятся выше среднего. Здесь нужно сказать спасибо нашему низкому показателю безработицы. Напомним, по предварительным данным, безработица в России в июне 2019 года установила очередной рекорд, снизившись до 4,4%. Прежний минимум был на уровне 4,5% и к нему мы пришли в мае 2019, а также в сентябре 2018 года. Таким образом, работа есть у многих россиян, но вот уровень дохода оставляет желать лучшего.

Общество. Здесь у нас позиции выше среднего. Специалисты оценивают качество социальных связей и отношений. Чем выше эти показатели, тем больше возможностей у граждан для того, чтобы, например, получить эмоциональную поддержку, найти выгодную и интересную работу.

Образование. Это одна из самых сильных сторон России. В стране 94% граждан в возрасте от 24 лет имеют полное среднее образование и это значение гораздо выше показателя, который наблюдается в среднем по странам ОЭСР.

Работа/отдых. А вот и нашелся лидер. По данному параметру у нас самые высокие позиции. То есть россияне нашли баланс между работой и отдыхом. В РФ только 0,1% работников проводят в офисе или на заводе время сверхурочно. Например, в странах ОЭСР значение составляет 11%.

Здоровье. Здесь нам пока похвастать особо нечем. Продолжительность жизни в России существенно отстает от таких же показателей в развитых странах мира. У нас - это 72 года, в странах ОЭСР - 80 лет. Чтобы повысить этот показатель, следует увеличить расходы на здравоохранение.

Как уже мы отмечали выше, пока существенное продвижение в рейтинге уровня жиз-

Страна Место в рейтинге Индекс человеческого развития

Норвегия 1 0,953

Швейцария 2 0,944

Австралия 3 0,939

Ирландия 4 0,938

Германия 5 0,936

Исландия 6 0,935

Гонконг 7 0,933

Швеция 8 0,933

Сингапур 9 0,932

Нидерланды 10 0,931

США 13 0,924

Эстония 30 0,871

Литва 35 0,858

Латвия 41 0,847

Россия 49 0,816

Белоруссия 53 0,808

Казахстан 58 0,800

Грузия 70 0,780

Азербайджан 80 0,757

Армения 83 0,755

Китай 86 0,752

Украина 88 0,751

Узбекистан 105 0,710

Туркмения 108 0,706

Молдавия 112 0,700

Киргизия 122 0,672

Таджикистан 127 0,650

Центральноафриканская республика 188 0,367

Нигер 189 0,354

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ни тормозится из-за низких доходов россиян. По итогам 2017 года в стране было зафиксировано 19,3 млн. бедных россиян, чьи доходы даже не дотягивали до прожиточного минимума. Это очень большая цифра, которая, начиная с 2012 года, находится в постоянном росте. Гражданам регулярно приходится брать микрозаймы на карту или кредиты наличными, чтобы выжить до очередного поступления скудных средств.

Область применения. Экономика Российской Федерации.

Заключение. Власти знают о проблеме бедности и предпринимают активные меры по ее решению, однако кардинального улучшения ситуации, видимо, придется еще ждать и ждать. В связи со снижением прибыльности всех сфер экономики (без учета добычи и экспорта нефти и нефтепродуктов) и уменьшения доходов населения из-за сокращения числа занятого населения и постоянного закрытия предприятий эксперты прогнозируют дальнейший экономический спад.

Литература

1. Казова З.М. Инновации как фактор экономического роста // В сборнике «Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика»: сборник научных статей 5-й Международной научно-практической конференции. 2015. С. 219-222.

2. Казова З.М. Определение эффективности бюджетных расходов // В сборнике «Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика»: сборник научных статей 5-й Международной научно-практической конференции. 2015. С. 222-225.

3. Казова З.М. Анализ прогнозных показателей отдельных видов налоговых доходов федерального бюджета // В сборнике «Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста»: материалы VII Международной научно-практической конференции. 2015. С. 261-264.

4. Казова З.М. Налоговое администрирование как эффективный инструмент налоговой политики // В сборнике «Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста»: материалы VII Международной научно-практической конференции. 2015. С. 264-267.

5. Казова З.М. Инновационная политика в АПК и ее основные направления // В сборнике «Устойчивость развития и саморазвития региональных социально-экономических систем: методология, теория, практика»: материалы Международной научно-практической конференции. 2015. С. 268-270.

References

1. Kazova Z.M. Innovacii kak faktor ekono-micheskogo rosta // V sbornike «Instituty i mek-hanizmy innovacionnogo razvitiya: mirovoj opyt i rossijskaya praktika»: sbornik nauchnyh statej 5-j Mezhdunarodnoj nauchno-praktiches-koj konferencii. 2015. S. 219-222.

2. Kazova Z.M. Opredelenie effektivnosti byudzhetnyh raskhodov // V sbornike «Instituty i mekhanizmy innovacionnogo razvitiya: mirovoj opyt i rossijskaya praktika»: sbornik nauchnyh statej 5-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015. S. 222-225.

3. Kazova Z.M. Analiz prognoznyh pokaza-telej otdel'nyh vidov nalogovyh dohodov feder-al'nogo byudzheta // V sbornike «Sovershen-stvovanie nalogooblozheniya kak faktor eko-nomicheskogo rosta»: materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015. S. 261-264.

4. Kazova Z.M. Nalogovoe administrirova-nie kak effektivnyj in-strument nalogovoj poli-tiki // V sbornike «Sovershenstvovanie nalogooblozheniya kak faktor ekonomicheskogo rosta»: materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015. S. 264-267.

5. Kazova Z.M. Innovacionnaya politika v APK i ee osnovnye napravleniya // V sbornike «Ustojchivost' razvitiya i samorazvitiya region-al'nyh social'no-ekonomicheskih sistem: meto-dologiya, teoriya, praktika»: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015. S. 268-270.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.