Научная статья на тему 'ОЦЕНКА БЮДЖЕТНОЙ СИТУАЦИИ В РФ'

ОЦЕНКА БЮДЖЕТНОЙ СИТУАЦИИ В РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / FISCAL POLICY / CONSOLIDATED BUDGET / TO THE BUDGET / BUDGET EXPENDITURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дышекова А.А.

Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы является одной из важнейших предпосылок сохранения макроэкономической стабильности, что способствует формированию базовых условий для экономического роста, инвестиционного развития и расширения спектра конкурентоспособности российской финансово-экономической системы. Сложившаяся в бюджетной сфере Российской Федерации ситуация имеет внутренние проблемы и противоречия: не созданы условия и стимулы для решения задач прозрачности бюджетного процесса, преодоления зависимости бюджетной системы от нефтегазовых доходов, устранения несовершенств налоговой системы, а также ограниченности в оценке эффективности бюджетных средств, фрагментарности долгового регулирования, неразвитости системы пенсионного обеспечения, что порождает высокие риски в финансово-бюджетной системе и требует разработки комплексного подхода к решению проблем бюджетной устойчивости на основе институционального подхода. Финансовые институты должны быть ориентированы на формирование бюджетных параметров с учетом долгосрочного прогноза социально-экономического развития в целях сохранения финансово-экономической стабильности, что возможно достичь путем развития и совершенствования институтов устойчивости бюджетной системы с ориентирами на лучшую зарубежную практику, базирующимися на принципах комплементации, имплементации и экзаптации. Необходимо развивать новые ориентиры, направленные на совершенствование институционального порядка бюджетной системы Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE FISCAL SITUATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Long-term balanced and sustainable budget system is one of the most important prerequisites for macroeconomic stability, which contributes to the formation of the basic conditions for economic growth, investment development and enhancement of competitiveness of the Russian financial and economic system. Established in the budgetary sphere of the Russian Federation the situation has internal problems and contradictions: create conditions and incentives-ly for the decision of problems of a transparency of budgetary process, overcoming based budget system from oil and gas revenues, eliminating non-perfection of tax system, as well as limitations in assessing the effectiveness of budget funds, fragmentation of the debt regulation, the lack of development of pension system, what causes high risks in the fiscal system and requires the development of an integrated approach to solving the problems of fiscal sustainability on the basis of the institutional approach. Financial institutions should be focused on the formation of the budget parameters given the long-term forecast of socio-economic development in order to maintain economic and financial stability that can be achieved by the development and improvement of the institutions of budgetary stability with the guidelines on the best foreign practice, based on the principles of complemen., implementation and akseptasi. It is necessary to develop new guidelines aimed at improving the institutional procedures of the budget system of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА БЮДЖЕТНОЙ СИТУАЦИИ В РФ»

УДК 336

Дышекова А. А. Dyshekova A. A. ОЦЕНКА БЮДЖЕТНОЙ СИТУАЦИИ В РФ ASSESSMENT OF THE FISCAL SITUATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы является одной из важнейших предпосылок сохранения макроэкономической стабильности, что способствует формированию базовых условий для экономического роста, инвестиционного развития и расширения спектра конкурентоспособности российской финансово-экономической системы.

Сложившаяся в бюджетной сфере Российской Федерации ситуация имеет внутренние проблемы и противоречия: не созданы условия и стимулы для решения задач прозрачности бюджетного процесса, преодоления зависимости бюджетной системы от нефтегазовых доходов, устранения несовершенств налоговой системы, а также ограниченности в оценке эффективности бюджетных средств, фрагментарности долгового регулирования, неразвитости системы пенсионного обеспечения, что порождает высокие риски в финансово-бюджетной системе и требует разработки комплексного подхода к решению проблем бюджетной устойчивости на основе институционального подхода.

Финансовые институты должны быть ориентированы на формирование бюджетных параметров с учетом долгосрочного прогноза социально-экономического развития в целях сохранения финансово-экономической стабильности, что возможно достичь путем развития и совершенствования институтов устойчивости бюджетной системы с ориентирами на лучшую зарубежную практику, базирующимися на принципах комплементации, имплемента-ции и экзаптации. Необходимо развивать новые ориентиры, направленные на совершенствование институционального порядка бюджетной системы Российской Федерации.

Ключевые слова: бюджетная политика, консолидированный бюджет, доходы бюджета, расходы бюджета.

Long-term balanced and sustainable budget system is one of the most important prerequisites for macroeconomic stability, which contributes to the formation of the basic conditions for economic growth, investment development and enhancement of competitiveness of the Russian financial and economic system.

Established in the budgetary sphere of the Russian Federation the situation has internal problems and contradictions: create conditions and incen-tives-ly for the decision of problems of a transparency of budgetary process, overcoming based budget system from oil and gas revenues, eliminating non-perfection of tax system, as well as limitations in assessing the effectiveness of budget funds, fragmentation of the debt regulation, the lack of development of pension system, what causes high risks in the fiscal system and requires the development of an integrated approach to solving the problems offiscal sustainability on the basis of the institutional approach.

Financial institutions should be focused on the formation of the budget parameters given the long-term forecast of socio-economic development in order to maintain economic and financial stability that can be achieved by the development and improvement of the institutions of budgetary stability with the guidelines on the best foreign practice, based on the principles of complemen., implementation and akseptasi. It is necessary to develop new guidelines aimed at improving the institutional procedures of the budget system of the Russian Federation.

Key words: fiscal policy, the consolidated budget, to the budget, budget expenditures.

Дышекова Альбина Аскерхановна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел: 8 967 422 75 55 E-mail: kantik1608@mail.ru

Введение. Начало XXI столетия стало периодом серьезных изменений в организации бюджетного процесса в России. Анализ этих изменений принципиально важен для понимания того, в каком направлении будут развиваться в дальнейшем финансовая система и бюджетное устройство страны. Эти изменения осуществлялись при непосредственном и активном участии автора настоящей работы в реформировании бюджетного процесса и совершенствовании бюджетной политики.

Сложность и многоплановость проблем эффективной бюджетной политики обусловлена широким спектром вопросов, связанных с формированием и развитием адекватного современным требованиям бюджетного законодательства, регулирующего совокупность организационно-финансовых отношений, складывающихся в процессе управления общественными финансами; планирования (прогнозирования), организации, регулирования (в том числе и межбюджетного) и государственного (муниципального) контроля [1, 2].

Результаты исследования. Исполнение консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов по итогам I полугодия 2017 года характеризуется следующими показателями.

Доходы консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов составили 14 507 547,1 млн. рублей, из которых поступило:

- в федеральный бюджет - 7 122 020,5 млн. рублей;

- в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - 5 048 965,2 млн. рублей;

- в бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации -5 052 175,9 млн. рублей;

- в бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов - 851 801,9 млн. рублей.

Dyshekova Albina Askerhanova

Candidate of Economic Sciences, associate Professor of Finance, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Tel: 8 967 422 75 55 E-mail: kantik1608@mail.ru

Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов составили 14 443 016,3 млн. рублей, из которых:

- расходы федерального бюджета -7 529 860,3 млн. рублей;

- расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации -4 611 625,3 млн. рублей;

- расходы государственных внебюджетных фондов - 5 066 447,5 млн. рублей;

- расходы территориальных государственных внебюджетных фондов - 802 328,5 млн. рублей.

Профицит консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов по итогам I полугодия 2017 года составил 64 530,8 млн. рублей. При этом результат исполнения бюджетов, входящих в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составляет:

- дефицит федерального бюджета -407 839,8 млн. рублей;

- профицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации -437 339,9 млн. рублей;

- дефицит бюджетов государственных внебюджетных фондов - 14 271,6 млн. рублей;

- профицит бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов -49 473,4 млн. рублей.

По сравнению с аналогичным периодом 2016 года за I полугодие 2017 года доходы консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов увеличились на 13,7%, расходы консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов увеличились на 6,0 процента.

Общий объем неиспользованных субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение (далее

- целевые средства), переданных из федерального бюджета бюджетам субъектов Рос-

Наибольшие суммы остатка неиспользованных целевых средств за I полугодие 2017 года сложились по следующим субъектам Российской Федерации:

Таблица 2 — Суммы неиспользованных средств субъектами РФ

сийской Федерации по состоянию на 1 июля 2017 года составил 20 443,7 млн. рублей.

Наибольший прирост суммы остатка неиспользованных целевых средств в I полугодии 2017 года сложился по следующим субъектам Российской Федерации:

- Республика Башкортостан с 1,1 до 1 111,9 млн. рублей (+ 1 110,8 млн. рублей);

- Волгоградская область с 17,3 до 1 022,7 млн. рублей (+ 1 005,4 млн. рублей);

- Ростовская область с 306,7 до 1 274,6 млн. рублей (+ 967,9 млн. рублей);

- Нижегородская область с 9,7 до 939,7 млн. рублей (+ 930,0 млн. рублей).

Наибольший прирост суммы остатка неиспользованных целевых средств в I полугодии 2017 года образовался по межбюджетным

Субъекты РФ Суммы

Республика Крым 1 413,0 млн. рублей

Ростовская область 1 274,6 млн. рублей

Республика Башкортостан 1 111,9 млн. рублей

Волгоградская область 1 022,7 млн. рублей

Таблица 1 — Основные показатели исполнения консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов за I полугодие 2013-2017 годов

млн. рублей

Показатель Исполнение

I полугодие 2013 года I полугодие 2014 года I полугодие 2015 года I полугодие 2016 года I полугодие 2017 года

1 2 3 4 5 6

ДОХОДЫ - всего 11 370 691,9 12 671 169,7 12 748 636,5 12 521 520,6 14 507 547,1

% к ВВП 34,6 34,7 33,2 31,9 34,5

РАСХОДЫ - всего 10 835 392,0 11 583 584,0 13 631 480,6 13 582 925,3 14 443 016,3

% к ВВП 32,9 31,7 35,5 34,6 34,3

Процентные расходы 213 949,5 253 871,5 333 772,9 391 569,5 398 724,0

% к ВВП 0,7 0,7 0,9 1,0 0,9

Непроцентные расходы 10 621 442,5 11 329 712,5 13 297 707,6 13 191 355,8 14 044 292,3

% к ВВП 32,3 31,0 34,6 33,6 33,4

ДЕФИЦИТ (-), ПРОФИЦИТ (+) 535 299,9 1 087 585,7 -882 844,1 -1 061 404,7 64 530,8

% к ВВП 1,6 3,0 -2,3 -2,7 0,2

Источники внутреннего финансирования 810 939,4 825 644,0 706 691,8 684 521,9 2 530 831,1

из них: курсовая разница 321 898,9 133 940,9 -337 798,7 -911 066,9 61 481,0

Изменение остатков средств на счетах -1 309 016,3 -1 892 573,9 353 393,7 284 650,2 -2 605 153,2

Источники внешнего финансирования -37 223,0 -20 655,8 -177 241,4 92 232,6 9 791,2

Справочно: объем ВВП 33 914 100,0 36 518 159,5 38 426 078,1 39 245 511,1 42 061 500,2

трансфертам, предоставленным следующими главными распорядителями:

- Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с 921,8 до 16 051,3 млн. рублей (+ 15 129,5 млн. рублей);

- Министерство сельского хозяйства Российской Федерации с 183,4 до 569,0 млн. рублей (+ 385,6 млн. рублей);

- Министерство экономического развития Российской Федерации с 627,7 до 1 006,1 млн. рублей (+ 378,4 млн. рублей);

Федеральное агентство железнодорожного транспорта с 0,00 до 339,8 млн. рублей (+ 339,8 млн. рублей).

Наибольший остаток неиспользованных межбюджетных трансфертов за 1 полугодие 2017 года сложился по следующим целевым статьям расходов бюджетной классификации:

Таблица 3 — Неиспользованные суммы межбюджетных трансфертов

Код бюджетной классификации Межбюджетные трансферты Сумма

052П255550 Субсидии на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды 12 130,7 млн. рублей

0540250200 Субсидии на мероприятия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы 1 722,5 млн. рублей

4520051880 Субсидии на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» 923,2 млн. рублей

242П153900 Иные межбюджетные трансферты на финансовое обеспечение дорожной деятельности 775,8 млн. рублей

054П150210 Субсидии на мероприятия подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы 483,9 млн. рублей

052П25555F Субсидии на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации 483,7 млн. рублей

2570050180 Субсидии на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» 463,9 млн. рублей

1140355580 Субсидии на обеспечение развития и укрепления материально-технической базы муниципальных домов культуры, поддержку творческой деятельности муниципальных театров в городах с численностью населения до 300 тысяч человек 443,4 млн. рублей

2410251540 Иные межбюджетные трансферты на реализацию мероприятий по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году в Российской Федерации 339,8 млн. рублей

0310852500 Субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан 296,4 млн. рублей

0520855600 Субсидии на поддержку обустройства мест массового отдыха населения (городских парков) 289,4 млн. рублей

В I полугодии 2017 года доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (здесь и далее по тексту без учета города Байконур) увеличились на 9,4% от

уровня соответствующего периода 2016 года, т.е. на 432 032,2 млн. рублей и составили 5 047 277,5 млн. рублей. Рост поступления доходов наблюдался в 69 регионах, при этом в

16 регионах отмечается снижение. Наибольший рост доходов отмечен в Ненецком автономном округе (79,5%), Республике Крым (75,4%), Калининградской области (66,8%), Кемеровской области (29,5%), Ямало-Ненецком автономном округе (26,1 процента).

Налоговые и неналоговые доходы составили 4 290 076,9 млн. рублей. Их прирост составил 9,4%, что на 368 805,3 млн. рублей выше уровня 2016 года. При этом показатели 2016 года были превышены в 67 регионах, а в 18 регионах отмечается снижение. Наибольший рост налоговых и неналоговых доходов отмечен в Ненецком автономном округе (78,6%), Республике Крым (63,0%), Республике Калмыкия (36,8%), Белгородской области (36,3%), Кемеровской области (36,0 процентов).

Доля налоговых и неналоговых доходов в доходах консолидированных бюджетов субъ-

ектов Российской Федерации в I полугодии 2017 года составила 85,0%.

По сравнению с аналогичным периодом 2016 года произошло заметное увеличение налоговых поступлений по основным налогам (на 295 415,7 млн. рублей), в том числе по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, акцизам и налогу на имущество организаций.

Поступление налога на прибыль организаций составило 1 396 396,4 млн. рублей (увеличилось на 153 735,6 млн. рублей или 12,4%), по налогу на доходы физических лиц - 1 461 191,7 млн. рублей (увеличилось на 111 186,9 млн. рублей или 8,2%), по акцизам -283 762,6 млн. рублей (уменьшилось на 5,5%), а также налогу на имущество организаций -411 242,2 млн. рублей (увеличилось на 12,7%) (рис. 1 и 2).

Рисунок 1 — Динамика налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2015-2017 годах

Безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы перечислены в объеме 732 417,1 млн. рублей, что составляет 14,5% доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом сохраняется высокая зависимость отдельных региональных бюджетов от помощи из федерального бюджета.

Расходы регионов исполнены в объеме 4 610 070,4 млн. рублей с ростом на 271 486,9

млн. рублей или 6,3% по сравнению с уровнем 2016 года. Их объем увеличился в 60 субъектах Российской Федерации, а в 25 снизился. Наибольший рост расходов произошел в Калининградской области (51,5%), Республике Крым (28,0%), Республике Калмыкия (23,0%), Карачаево-Черкесской Республике (19,9%), г. Москве (16,2%).

на 1 июля 2016 года

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34%

9%

1%

8%

на 1 июля 2017 года

35%

9%

10%

Налог на прибыль организаций

Анонсы

Налог ка доходы физических лиц

Налог на добычу полезных ископаемых

Налог на

имущество

организации

Прочге

налоговые

доходы

Рисунок 2 — Структура налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2016-2017 годах

Расходы на оплату труда с начислениями увеличились на 5,8% и исполнены в объеме 1 662 763,2 млн. рублей (36,1% общего объема расходов). Наибольший рост по данному виду расходов в 2017 году был в Республике

Калмыкия (23,2%), Республике Северная Осетия-Алания (17,7%), г. Санкт-Петербурге (15,7%), Чукотском автономном округе (13,4%), Московской области (12,9 процента) (рис. 3 и 4).

Рисунок 3 - Динамика расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2015-2017 годах

на 1 июля 2016 года

на 1 июля 2017 года

Рисунок 4 — Структура расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2016 и 2017 годах

Расходы инвестиционного характера возросли на 11 312,3 млн. рублей или 3,0%, и составили 386 209,9 млн. рублей. При этом в отдельных регионах произошло значительное увеличение по данному виду расходов: Республика Крым (в 11,0 раза) г. Севастополь (в 3,4 раза), Ненецкий автономный округ (148,3%), Саратовская область (122,3%), Тульская область (107,8 процента).

Профицит консолидированных бюджетов регионов составил 437 207,0 млн. рублей. С дефицитом исполнены бюджеты 38 регионов (52 в 2016 году), с суммарным дефицитом 55 094,0 млн. рублей. С профицитом исполнены бюджеты 47 регионов (33 в 2016 году), с суммарным профицитом 492 301,1 млн. рублей.

Государственный и муниципальный долг субъектов Российской Федерации снизился на 131 913,4 млн. рублей или 4,9% по сравнению с началом года и составил на 1 июля 2017 года 2 585 589,5 млн. рублей. Снижение общего объема долговых обязательств произошло в 47 регионах. Наибольшее снижение по этому показателю наблюдается в Республике Крым (-90,8%), г. Санкт-Петербурге (-42,6%), Ямало-Ненецком автономном окру-

ге (-40,5%), Пермском крае (-39,4%), Тверской области (-23,2 процента).

При этом за I полугодие 2017 года в составе общего объема долговых обязательств произошло увеличение объема обязательств по бюджетным кредитам на 92 208,0 млн. рублей (удельный вес увеличился с 40,3% до

45

тогда как по коммерческим кредитам

произошло снижение на 219 359,1 млн. рублей (удельный вес снизился с 38,1% до 31,6%).

Привлечение кредитов кредитных организаций составило 532 214,1 млн. рублей, погашение - 738 806,3 млн. рублей (в 2016 году -461 263,2 млн. рублей и 681 497,6 млн. рублей соответственно).

Остатки средств бюджетов субъектов Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2017 года составили 1 714 434,8 млн. рублей и увеличились за 6 месяцев 2017 года на 829 181,9 млн. рублей или на 93,7 процента.

Просроченная кредиторская задолженность по состоянию на 1 июля 2017 года увеличилась с начала года на 4,4% и составляет 39 619,0 млн. рублей, (61 субъект Российской Федерации имеет просроченную кредиторскую задолженность (в 2016 году - 58 субъектов). В 25 регионах она снизилась на общую

сумму - 5 002,7 млн. рублей, а в 36 возросла на общую сумму 6 675,2 млн. рублей. Просроченная кредиторская задолженность по состоянию на 1 июля 2017 года отсутствует в 25 регионах.

Таким образом, I полугодие 2017 года характеризовалось следующими особенностями исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации: текущее профицитное исполнение бюджетов, сопровождаемое опережающим ростом доходов над расходами, и замещение рыночных заимствований бюджетными кредитами. При этом высокий уровень государственного долга в отдельных субъектах Российской Федерации требует принятия и реализации программ оздоровления государственных финансов [3, 4].

Область применения результатов: бюджетная система Российской Федерации.

Выводы. Государственный бюджет, является для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, системой денежных отношений выражает экономические отношения в обществе - отношения между социальными слоями и группами. Анализ бюджетной политики позволяет выявить взаимосвязь уровней социально-экономического развития общества с присущими им инструментами фондообразования (фонд материальных ресурсов, бюджет). В среднесрочной перспективе продолжаются активные поиски направлений совершенствования бюджетной системы, обеспечивающей экономический рост, государственное регулирование общественных финансов исходя из принципа бюджетно-налоговой сбалансированности, гарантирующих наряду с экономическим ростом социальную направленность экономической политики государства.

Литература

1. Казова З.М. Федеральная политика межбюджетных отношений и направления ее совершенствования // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. № 1(4). С. 262-267.

2. Казова З.М. Эффективность применения современных технологий в работе налоговых органов: в сборнике «Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста» // Материалы VI международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет». ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет», 2014. С. 172-175

3. Казова З.М. Анализ исполнения федерального бюджета по доходам: в сборнике «Экономическая наука в 21 веке: вопросы теории и практики» // Сборник материалов 6-й международной научно-практической конференции. Махачкала, 2014. С. 64-66.

4. Казова З.М. Международный опыт оптимизации бюджетных расходов // Научные Известия. 2015. № 1. С. 77-80.

References

1. Kazova Z.M. Federal'naya politika mezh-byudzhetnyh otnoshenij i napravleniya ee sover-shenstvovaniya // Innovacionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. 2014. № 1(4). S. 262-267.

2. Kazova Z.M. Effektivnost' primeneniya sovremennyh tekhnologij v rabote nalogovyh organov: v sbomike «Sovershenstvovanie nalo-gooblozheniya kak faktor ekonomicheskogo rosta» // Materialy VI mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. FGAOU VPO «Seve-ro-Kavkazskij federal'nyj universitet». FGBOU VPO «Dagestanskij gosu-darstvennyj universitet», 2014. S. 172-175

3. Kazova Z.M. Analiz ispolneniya fede-ral'nogo byudzheta po dohodam: v sbornike «Ekonomicheskaya nauka v 21 veke: voprosy teorii i praktiki» // Sbornik materialov 6-j mezh-dunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Mahachkala, 2014. S. 64-66.

4. Kazova Z.M. Mezhdunarodnyj opyt op-timizacii byudzhetnyh raskhodov // Nauchnye Izvestiya. 2015. № 1. S. 77-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.