Научная статья на тему 'МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ САНКЦИЙ'

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / АДАПТАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / STABILIZATION POLICY / MACROECONOMIC POLICIES / ADAPTATION PROCESSES / GLOBALIZATION OF THE ECONOMY / ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дышекова А.А.

Макроэкономический анализ функционирования рыночной экономики служит основанием для включения в число экономических функций государства проведение стабилизационной экономической политики. Стабилизационная политика государства - это система экономических мероприятий правительства, направленных на сдерживание роста безработицы и инфляции, стимулирование экономического роста, обеспечение стабильности платежного баланса страны. Стабилизационная политика поддерживает равновесие совокупного спроса и совокупного предложения путем сглаживания колебаний экономики. Правительство должно стимулировать экономику в периоды спада и сдерживать в периоды подъема. Основными целями стабилизационной политики являются: - стабильность экономического роста; - достижение необходимого уровня занятости; - удержание инфляции в нужном коридоре; - контроль и регулирование бюджетного дефицита; - поддержка инвестиций; - удержание размера национального дохода (или темпа его роста) в определенных пределах. По отношению друг к другу цели стабилизационной политики могут быть взаимозаменяемы, взаимодополняемы или независимы. В частности, в коротком периоде цели снижения инфляции и повышения занятости противоречат друг другу, т.е. являются взаимозаменяемыми. Взаимодополняемыми, как правило, являются рост национального дохода и занятость. Правительство должно постоянно контролировать состояние экономики, чтобы ставить непротиворечивые цели макроэкономической политики и выбирать наиболее актуальные и наиболее достижимые цели. Исходя из этих целей, формируется государственная политика в макроэкономике. При этом стабилизационной политикой в узком смысле слова называют набор мер макроэкономического характера, направленных на смещение экономического равновесия в состояние, наиболее близкое к равновесию при полной занятости. В стабилизационной политике выделяют экспансионистскую политику, направленную на преодоление экономического спада, и контрактивную политику, направленную на замедление развития экономики во время бума. Стабилизационная политика влияет на ожидания хозяйственных субъектов, которые, в свою очередь, влияют на результаты стабилизационной политики. Поэтому стабилизационная политика должна быть предсказуема для хозяйственных субъектов. Макроэкономическая стабилизация достигается тогда, когда устанавливается устойчивый уровень цен, высокая степень занятости, сбалансированность внешнеторговых операций, устойчивый экономический рост. Дискуссии по поводу эффективности стабилизационной политики ведутся по сей день. Несмотря на это, стабилизационная политика осуществляется во всех странах с рыночной экономикой. Конечно, при этом имеются различия, определяемые национальными моделями экономики. Поэтому не может быть универсальных методов реализации стабилизационной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA'S MACROECONOMIC POLICY IN THE FACE OF SANCTIONS

A macroeconomic analysis of the functioning of a market economy serves as the basis for including stabilization economic policies in the list of economic functions of the state. The stabilization policy of the state is a system of government economic measures aimed at curbing the growth of unemployment and inflation, stimulating economic growth, and ensuring the stability of the country's balance of payments. A stabilization policy maintains a balance between aggregate demand and aggregate supply by smoothing out economic fluctuations. The government should stimulate the economy during periods of recession and hold back during periods of growth. The main objectives of the stabilization policy are: - stability of economic growth; - achieving the required level of employment; - keeping inflation in the right corridor; - control and regulation of the budget deficit; - investment support; - keeping the size of the national income (or its growth rate) within certain limits. Relative to each other, the goals of a stabilization policy can be interchangeable, mutually complementary or independent. In particular, in a short period, the goals of lowering inflation and increasing employment contradict each other, i.e. are interchangeable. Complementary, as a rule, are the growth of national income and employment. The government must constantly monitor the state of the economy in order to set consistent macroeconomic policy goals and choose the most relevant and most achievable goals. Based on these goals, government policy is being formed in macroeconomics. At the same time, stabilization policy in the narrow sense of the word refers to a set of macroeconomic measures aimed at shifting economic equilibrium to the state closest to equilibrium at full employment. The stabilization policy distinguishes expansionary policies aimed at overcoming the economic downturn, and contractual policies aimed at slowing the economy during the boom. The stabilization policy affects the expectations of economic entities, which, in turn, affect the results of the stabilization policy. Therefore, the stabilization policy should be predictable for business entities. Macroeconomic stabilization is achieved when a stable price level is established, a high degree of employment, a balance of foreign trade operations, and steady economic growth. Discussions about the effectiveness of the stabilization policy are still ongoing. Despite this, the stabilization policy is implemented in all countries with a market economy. Of course, there are differences determined by national economic models. Therefore, there can be no universal methods for the implementation of stabilization policies.

Текст научной работы на тему «МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ САНКЦИЙ»

УДК 330.3

Дышекова А. А.

DyshekovaA. A.

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ САНКЦИЙ

RUSSIA'S MACROECONOMIC POLICY IN THE FACE OF SANCTIONS

Макроэкономический анализ функционирования рыночной экономики служит основанием для включения в число экономических функций государства проведение стабилизационной экономической политики. Стабилизационная политика государства — это система экономических мероприятий правительства, направленных на сдерживание роста безработицы и инфляции, стимулирование экономического роста, обеспечение стабильности платежного баланса страны. Стабилизационная политика поддерживает равновесие совокупного спроса и совокупного предложения путем сглаживания колебаний экономики. Правительство должно стимулировать экономику в периоды спада и сдерживать в периоды подъема.

Основными целями стабилизационной политики являются:

- стабильность экономического роста;

- достижение необходимого уровня занятости;

- удержание инфляции в нужном коридоре;

- контроль и регулирование бюджетного дефицита;

- поддержка инвестиций;

- удержание размера национального дохода (или темпа его роста) в определенных пределах.

По отношению друг к другу цели стабилизационной политики могут быть взаимозаменяемы, взаимодополняемы или независимы. В частности, в коротком периоде цели снижения инфляции и повышения занятости противоречат друг другу, т.е. являются взаимозаменяемыми. Взаимодополняемыми, как правило, являются рост национального дохода и занятость. Правительство должно постоянно контролировать состояние экономики, чтобы ставить непротиворечивые цели макроэкономической политики и выбирать наиболее актуальные и наиболее достижимые цели.

Исходя из этих целей, формируется государственная политика в макроэкономике. При этом стабилизационной политикой в узком смысле слова называют набор мер макроэкономического характера, направленных на смещение экономического равновесия в состояние, наиболее близкое к равновесию при полной занятости.

A macroeconomic analysis of the functioning of a market economy serves as the basis for including stabilization economic policies in the list of economic functions of the state. The stabilization policy of the state is a system of government economic measures aimed at curbing the growth of unemployment and inflation, stimulating economic growth, and ensuring the stability of the country's balance of payments. A stabilization policy maintains a balance between aggregate demand and aggregate supply by smoothing out economic fluctuations. The government should stimulate the economy during periods of recession and hold back during periods of growth.

The main objectives of the stabilization policy are:

- stability of economic growth;

- achieving the required level of employment;

- keeping inflation in the right corridor;

- control and regulation of the budget deficit;

- investment support;

- keeping the size of the national income (or its growth rate) within certain limits.

Relative to each other, the goals of a stabilization policy can be interchangeable, mutually complementary or independent. In particular, in a short period, the goals of lowering inflation and increasing employment contradict each other, i.e. are interchangeable. Complementary, as a rule, are the growth of national income and employment. The government must constantly monitor the state of the economy in order to set consistent macroeco-nomic policy goals and choose the most relevant and most achievable goals.

Based on these goals, government policy is being formed in macroeconomics. At the same time, stabilization policy in the narrow sense of the word refers to a set of macroeconomic measures aimed at shifting economic equilibrium to the state closest to equilibrium at full employment.

В стабилизационной политике выделяют экспансионистскую политику, направленную на преодоление экономического спада, и контрактивную политику, направленную на замедление развития экономики во время бума.

Стабилизационная политика влияет на ожидания хозяйственных субъектов, которые, в свою очередь, влияют на результаты стабилизационной политики. Поэтому стабилизационная политика должна быть предсказуема для хозяйственных субъектов.

Макроэкономическая стабилизация достигается тогда, когда устанавливается устойчивый уровень цен, высокая степень занятости, сбалансированность внешнеторговых операций, устойчивый экономический рост.

Дискуссии по поводу эффективности стабилизационной политики ведутся по сей день. Несмотря на это, стабилизационная политика осуществляется во всех странах с рыночной экономикой. Конечно, при этом имеются различия, определяемые национальными моделями экономики. Поэтому не может быть универсальных методов реализации стабилизационной политики.

Ключевые слова: стабилизационная политика, макроэкономическая политика, адаптационные процессы, глобализация экономики, экономический рост.

The stabilization policy distinguishes expansionary policies aimed at overcoming the economic downturn, and contractual policies aimed at slowing the economy during the boom.

The stabilization policy affects the expectations of economic entities, which, in turn, affect the results of the stabilization policy. Therefore, the stabilization policy should be predictable for business entities.

Macroeconomic stabilization is achieved when a stable price level is established, a high degree of employment, a balance of foreign trade operations, and steady economic growth.

Discussions about the effectiveness of the stabilization policy are still ongoing. Despite this, the stabilization policy is implemented in all countries with a market economy. Of course, there are differences determined by national economic models. Therefore, there can be no universal methods for the implementation of stabilization policies.

Key words: stabilization policy, macroeconomic policies, adaptation processes, the globalization of the economy, economic growth.

Дышекова Альбина Аскерхановна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел.: 8 967 422 75 55 E-mail: kantik1608@mail.ru

Dyshekova Albina Askerhanova -

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Department of Economics, FSBEI HE Kabardino-Balkaria SAU, Nalchik Tel.: 8 967 422 75 55 E-mail: kantik1608@mail.ru

Введение. В современных условиях вследствие циклических колебаний в экономике и возникновения «шоков» экономическое развитие стран является неустойчивым. Происходящие процессы глобализации, характеризующиеся всемирной политической, экономической и культурной интеграцией, усиливают эту нестабильность.

«В предыдущие годы ключевыми задачами макроэкономической политики были стабилизация ситуации в реальном и финансовом секторах, снижение инфляции и оживление российской экономики после серии внешних шоков конца 2014 - начала 2016 го-

да. В настоящее время, на этапе перехода экономики к росту, на первый план выходит задача создания условий и стимулов для устойчивого развития в дальнейшем. Все более очевидно, что источники экстенсивного роста исчерпаны, внешние факторы не могут быть надежной основой долгосрочного экономического роста - скорее будут выступать ограничением для него. В этих условиях важны усилия всех членов общества, в том числе всех хозяйствующих субъектов, по укреплению, а по многим направлениям и созданию фундамента для дальнейшего экономического развития» [3, 4].

Методология проведения исследования.

Исследование основано на принципах диалектической логики и системного подхода. В процессе исследования использовались общенаучные эмпирические методы (наблюдение, сравнение, сбор и изучение данных), анализ и синтез, метод научной абстракции, методы-подходы - комплексный, системный.

Результаты исследования. «Стимулы к таким усилиям в том числе будет создавать разработка долгосрочной государственной стратегии, ориентированной на преодоление структурных проблем, а также скоординированные действия всех органов государственной власти, направленные на ее реализацию. При этом преодоление структурных ограничений может быть отчасти сопряжено с консервативными, подчас непопулярными в текущем контексте мерами. В этих условиях большое значение приобретает разъяснение широкой общественности предпринимаемых шагов и ожидаемых в среднесрочной и долгосрочной перспективе результатов» [2, 5, 6].

«Стабилизационная экономическая поли-тикав ответ на один из мощнейших за последние полвека внешний шок доказала свою эффективность. Ее результат - экономика без серьезных макроэкономических дисбалансов со снижающейся зависимостью от динамики цен на нефть и более здоровыми структурными пропорциями. Принятые меры купировали кризисные явления в период подстройки к новым реалиям и создали надежную и здоровую основу для наблюдаемого со второго полугодия прошлого года восстановления темпов экономического роста. Тем не менее, складывающееся в российской экономике равновесие пока рано называть оптимальным. Ниже желаемых остаются темпы роста доходов наиболее уязвимых слоев населения, восстановление инвестиционной активности идет скромными и неоднородными темпами, сохраняются значительные структурные ограничения для динамичного и сбалансированного развития» [1, 2, 5].

В этих условиях на первый план государственной экономической политики выходит цель по расширению потенциала сбалансированного развития страны. Решение этой задачи потребует проведения экономической политики, направленной с одной стороны на:

1) обеспечение стабильности и предсказуемости экономических и финансовых условий, а с другой стороны;

2) устранение структурных дисбалансов и препятствий для развития, связанных, в том числе, с демографическими вызовами, конкурентоспособностью и эффективностью размещения ресурсов в экономике. На решение этих задач и будет нацелена бюджетная политика в ближайшие три года.

Последовательная реализация программы бюджетной консолидации, разработанной при подготовке федерального бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 гг. будет способствовать переходу российской экономики в равновесие с низкой инфляцией и стоимостью долгосрочного капитала. Проведение бюджетной политики в строгом соответствии с новой конструкцией бюджетных правилпозволит серьезно снизить влияние колебаний нефтяных цен на внутренние экономические переменные - структуру относительных цен (реальный эффективный курс рубля), инфляцию, долгосрочные процентные ставки, государственные расходы, а также динамику выпуска (ВВП), занятости и реальных доходов населения. Таким образом, внедрение модифицированной версии бюджетных правил в совокупности с реализацией сопутствующей программы консолидации обеспечат стабильность и предсказуемость основных экономических и финансовых условий.

Структура программы консолидации, предполагающая не повышение уровня налоговой нагрузкидля добросовестных налогоплательщиков, а интенсификацию мер по обелению экономики, увеличению отдачи от государственных активови повышению эффективности бюджетных расходов, в том числе на основе расширения применения проектных принципов управления, в свою очередь, не только обеспечит устойчивое сокращения бюджетных дисбалансов, но и будет способствовать устранению структурных препятствий для расширения потенциала экономического развития.

С 2015 года государственная экономическая политика (и бюджетная политика как ее неотъемлемая составляющая) ориентировалась на преодоление последствий мощнейшего за последние полвека внешнего шока. Основной ее целью в период подстройки к такому существенному структурному изменению внешних условий было:

1) обеспечить скорейший переход в равновесное состояние с новой структурой экономики;

2) минимизировать потери при таком переходе.

Непосредственно адаптационные процессы в целом завершились уже ко второму полугодию 2016 года, когда соотношение цен в торгуемых и неторгуемых секторах вернулось к уровню 2005 года и в целом стало соответствовать новому структурному уровню цен на нефть. Эффективная стабилизационная экономическая политика при этом позволила обеспечить:

• Быстрое исправление макроэкономических дисбалансов. Сейчас, при низких ценах на нефть отечественная экономика характеризуется: (1) крепким платежным балансом с минимальной зависимостью от привлечения внешнего долга и ограниченной уязвимостью к изменчивости настроений на мировых рынках; (2) контролируемым уровнем бюджетного дефицита с понятной траекторией выхода на сбалансированность бюджета; и (3) контролируемой инфляционной динамикой на уровне целевых ориентиров и снижающимися инфляционными ожиданиями.

• Снижение зависимости от цен на нефть. Цена на нефть, обеспечивающая сбалансированность текущего счета платежного баланса, снизилась с уровня свыше 100 долларов США за баррель в 2013 году до текущих 35-45 долларов США за баррель. Более того, в 2017 году цена на нефть, балансирующая федеральный бюджет на первичном уровне (т.е. до уплаты расходов по обслуживанию государственного долга) составляет 60-65 долларов США за баррель, а на трехлетнем горизонте она снизится до 40-45 долларов США за баррель, в то время как еще в 2013-2014 годах для балансировки бюджета требовалась цена в районе 95-105 долларов США за баррель.

• Оздоровление структуры экономики. За последние два года существенно выросла доля прибыли в структуре национального дохода (+42,3% в 2016: +3,4 п.п. с 2014), таким образом, формируется внутренний, естественный источник для финансирования инвестиций. Сопровождавший подстройку к внешним шокам рост конкурентоспособности и рентабельности отечественных отраслей торгуемого сектора привел к увеличению доли ненефтегазовой промышленности в струк-

туре ВВП (с 9,3% в 2014 году до 10,6% в 2016 году). За последние годы также произошло существенное снижение долговой нагрузки нефинансового сектора и оздоровление структуры финансового сегмента, свидетельствуя о том, что сейчас экономика в лучшей степени подготовлена к трансформации сбережений в здоровые (эффективные) инвестиции.

Таким образом, эффективная стабилизационная экономическая политика позволила купировать кризисные явления в период подстройки. Масштаб экономических потерь (с учетом величины внешнего шока) оказался относительно невысок как в сравнении с предшествующими эпизодами серьезных внешних шоков в современной истории России, так и по сравнению с масштабами потерь в других странах-экспортерах сырья в 20142016 годах.

Существенное падение ВВП в России произошло только в 2015 году, а уже во второй половине 2016 года экономика вернулась к росту. При этом спад оказался менее глубоким, чем ожидалось в разгар кризиса - в течение года оценки темпов экономического роста в 2015-2016 годы пересматривались в сторону улучшения. В целом ВВП отечественной экономики с «пика-до-дна» сократился на 3,7%, а в прошлый кризисный эпизод (2008-2009 гг.) падение достигало 10,7%.

По сравнению с другими странами России удалось избежать ловушки инфляционно-индексационной спирали и ее последствий для рынка труда: раскрутка этой спирали в Бразилии привела к двукратному росту уровня безработицы (с 6-7% почти до 14%), в то время как в России ситуация на рынке труда оставалась стабильной. Благодаря накопленным резервам и проведению взвешенной бюджетной политики России удалось избежать незавидной участи сырьевых стран Африканского континента и Венесуэлы. В то же время есть примеры сырьевых стран, где внешние шоки не сильно повлияли на внутренние условия - Норвегия, Чили или Саудовская Аравия. Причем, если в первых двух случаях - это результат многолетней макроэкономической политики по изоляции экономики от волатильности сырьевых цен, то в Саудовской Аравии стабильность обеспечивается быстрой тратой резервов, и по мере их исчерпания страна будет вынуждена пройти через болезненный период адаптации.

Область применения. Экономика Российской Федерации.

Заключение.Таким образом, стабилизационная политика последних лет способствовала снижению инфляции, устранению накопленных дисбалансов и переходу к восстановительному росту благодаря сочетанию последовательных действий с оперативной гиб-

костью. Подобный подход позволил смягчить прохождение острой фазы цикла и создать условия для подстройки экономической системы страны к новым реалиям. Безусловно, полученный опыт проведения макроэкономической политики за указанный период, должен учитываться при разработке и реализации экономической стратегии в дальнейшем.

Литература

1. Казова З.М. Налоговое администрирование как эффективный инструмент налоговой политики // В сборнике «Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста»: материалы VII Международной научно-практической конференции. 2015. С. 264-267.

2. Казова З.М., Дышекова А.А. Условия реализации финансовой политики государства // Российский экономический интернет-журнал. 2018. № 1. С. 19.

3. Казова З.М. Межбюджетные отношения, их содержание и развитие // Аллея науки. 2017. Т. 1. № 14. С. 346-349.

4. Казова З.М. Предпосылки становления и особенности функционирования налогового администрирования в России // Аллея науки. 2017. Т. 2. № 14. С. 113-116.

5. Казова З.М. Развитие финансовой системы и механизмы её регулирования // Аллея науки. 2017. Т. 2. № 14. С. 184-187.

6. Казова З.М. Международный опыт оптимизации бюджетных расходов // Научные Известия. 2015. № 1. С. 77-80.

References

1. Kazova Z.M. Nalogovoe administrirova-nie kak effektivnyj instrument nalogovoj politiki // V sbornike «Sovershenstvovanie nalogoob-lozheniya kak faktor ekonomicheskogo rosta»: materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. 2015. S. 264-267.

2. Kazova Z.M., Dyshekova A.A. Usloviya realizatsii finansovoj politiki gosudarstva // Ros-sijskij ekonomicheskij internet-zhurnal. 2018. № 1. S. 19.

3. Kazova Z.M. Mezhbyudzhetnye otnoshe-niya, ikh soderzhanie i razvitie // Alleya nauki. 2017. T. 1. № 14. S. 346-349.

4. Kazova Z.M. Predposylki stanovleniya i osobennosti funktsionirovaniya nalogovogo ad-ministrirovaniya v Rossii // Alleya nauki. 2017. T. 2. № 14. S. 113-116.

5. Kazova Z.M. Razvitie finansovoj sistemy i mekhanizmy ee regulirovaniya // Alleya nauki. 2017. T. 2. № 14. S. 184-187.

6. Kazova Z.M. Mezhdunarodnyj opyt opti-mizatsii byudzhetnkh raskhodov // Nauchnye Izvestiya. 2015. № 1. S. 77-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.