УДК 342.536.5
ЭО1: 10.51522/2307-0382-2023-252-5-14-25
ХРИСТИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА БЕЛОГОРЦЕВА (ПЕШКОВА)
профессор кафедры социально-гуманитарных и финансово-правовых дисциплин ФКОУ ВО Воронежский институт ФСИН России, доктор юридических наук, доцент
И peshkova1@yandex.ru Воронеж
Финансово-правовые аспекты деятельности ФСИН России
Аннотация. В статье рассматриваются особенности правового статуса Федеральной службы исполнения наказаний, ее органов и подведомственных учреждений в связи с их участием в финансовой деятельности государства. Предметом статьи выступили отечественное законодательство, принимаемые ФСИН России нормативные правовые акты по финансовым вопросам функционирования, научная литература по теме работы. Цель исследования - обосновать значимость регулирования финансово-правовых основ функционирования ФСИН России и уголовно-исполнительной системы в целом для осуществления финансовой деятельности государства, оптимального использования бюджетных средств государства. Методологическую основу исследования составили анализ, синтез, индукция, системно-структурный, формально-логический методы. В результате проведенной работы автор обосновал, что участие органов и учреждений уголовно-исполнительной системы в публичной финансовой деятельности государства основано на понимании их в качестве субъектов финансовых правоотношений, в рамках которых формируются и используются ведомственные финансы уголовно-исполнительной системы. Предложены направления совершенствования применения финансового планирования на уровне целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026 годы)», нормирования расходов. Показана теоретико-правовая необходимость пересмотра места и роли ФСИН России в системе органов государства, наделенных финансово-правовым статусом. Данные решения могут положительно отразиться на уточнении финансово-правовых основ участия ФСИН России в финансовой деятельности государства. Автор сформулировал выводы относительно финансово-правовых особенностей статуса ФСИН России в связи с ее участием в реализации бюджетного метода ведения государственного хозяйства. Выводы автора могут быть применены для совершенствования нормативных правовых актов, принимаемых ФСИН России в сфере финансовой деятельности.
Ключевые слова: ФСИН России как субъект финансового права; финансы уголовно-исполнительной системы; бюджетное финансирование ФСИН России; бюджетный метод ведения государственного хозяйства; финансово-правовой статус ФСИН России
Для цитирования
Белогорцева (Пешкова) Х. В. Финансово-правовые аспекты деятельности ФСИН России // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2023. № 5. С. 14-25. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2023-251-5-14-25.
5.1.2 Публично-правовые (государственно-правовые) науки (юридические науки)
© Белогорцева (Пешкова) Х. В., 2023
HRISTINA V. BELOGORTSEVA (PESHKOVA)
Chief Researcher of the Department for Studying the Problems of Management and Reforming the Penal System of the Research Center-1 of the Federal Governmental Institution
H peshkova1@yandex.ru Voronezh
Financial and legal aspects of the activities of the FPS of Russia
Abstract. The article discusses the features of the legal status of the Federal Penitentiary Service, its bodies and subordinate institutions in connection with their participation in the financial activities of the state. The subject of the article is domestic legislation, normative legal acts adopted by the FPS of Russia on financial issues of functioning, scientific literature on the topic ofwork. The purpose ofthe study is to substantiate the importance of regulating the financial and legal foundations for the functioning of the FPS of Russia and the penal system as a whole for the implementation of the financial activities of the state, the optimal use of state budget funds. The methodological basis of the study was analysis, synthesis, induction, system-structural, formal-logical methods. As a result of the work, the author substantiated that the participation of bodies and institutions of the penal system in the public financial activities of the state is based on understanding them as subjects of financial legal relations, within which the departmental finances of the penal system are formed and used. Directions for improving the application of financial planning at the level of the target program "Development of the penal system (2018-2026)", cost rationing are proposed. The theoretical and legal necessity of revising the place and role of the FPS of Russia in the system of state bodies endowed with a financial and legal status is shown. These decisions will have a positive impact on clarifying the financial and legal basis for the participation of the FPS in the financial activities of the state. The author formulated conclusions regarding the financial and legal features of the status of the FPS of Russia in connection with its participation in the implementation of the budget method of running the state economy. The author's conclusions can be applied to improve the regulatory legal acts adopted by the FPS of Russia in the field of financial activities.
Keywords: FPS of Russia as a subject of financial law, finances of the penal system, budget financing of the FPS of Russia, budgetary method of running the state economy, financial and legal status of the FPS of Russia.
For citation
Belogortseva (Peshkova) H. V. Financial and legal aspects of the activities of the FPS of Russia // Vedomosti of the Penal System. 2023. № 5. C. 14-25. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2023-252-5-14-25.
5.1.2 Public law (state law) sciences (legal sciences)
Реализация задач и функций государства основана на формировании системы органов и учреждений, в числе которых важное место занимают ведомственные учреждения, обслуживающие ключевые направления государственной деятельности. Например, Федеральная служба исполнения наказаний осуществляет правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний.
В условиях развитой системы органов власти, ее модификации под влиянием социально-экономических, политических условий неизменным остается присутствие в ней органов, реализующих финансовые интересы государства, нуждающихся в финансировании из ресурсов государства и, наоборот, участвующих в формировании его имущественной основы. И каждый орган государства, будучи задействованным в реализации конкретной его функции, использует средства бюджета, иные имущественные ресурсы (земельные участки, транспорт, средства охраны и другие), составляющие их материально-техническую базу, но принадлежащие государству на праве собственности. Тем самым органы государства оказываются задействованными в финансовой деятельности государства, которая в правовой науке понимается как совокупность осуществляемых в пределах полномочий государственных органов мер по формированию и использованию ресурсов государства [1].
Обозначенные финансово-правовые свойства составляющей функционирования присущи и органам Федеральной службы исполнения наказаний, а также
подведомственным ей учреждениям, на что мы обращаем внимание в продолжение уже проведенных исследований особенностей финансово-правового статуса службы [2, 3].
Чтобы быть участником финансовой деятельности государства, органу власти необязательно относиться к категории финансовых органов, например, быть органом финансового контроля, органом фискальных взиманий. Достаточно быть связанным с финансами государства, например, по линии бюджетного финансирования - предоставления денег из бюджета на финансирование возложенных функций и задач либо, наоборот, осуществлять деятельность, позволяющую направлять денежные средства в доходы бюджета. К видам деятельности с финансово-правовым аспектом доходности относятся, например, взимание штрафных санкций органами контроля дорожного движения и направление поступивших денег в бюджет, продажа государственного имущества. Например, полномочиями ФСИН России охватывается создание казенных предприятий, реализация произведенной которыми продукции -весомый в современный период источник доходов бюджета.
Рассмотрение ФСИН России, ее органов, подведомственных учреждений с позиций финансовой деятельности государства предполагает обращение, прежде всего, к финансово-правовым аспектам ее правового статуса. Под финансово-правовым статусом ФСИН России понимается совокупность полномочий службы, связанных с ее участием в правоотношениях, обеспечивающих формирование и использование денежных средств бюджета и денежных средств
предприятий уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (УИС).
Финансово-правовые характеристики статуса ФСИН России основываются на традициях ее финансового обеспечения за счет государственных денежных средств. Это объясняется реализацией государственно значимых задач, возложенных на уголовно-исполнительную систему Российской Федерации, в рамках функционирования подведомственных службе учреждений, что не позволяет привлекать частные финансы для материального обеспечения их деятельности (учреждения УИС - исключительно государственные учреждения). Для сравнения заметим, что за рубежом допускается возложение государственной функции исполнения наказаний на частные тюрьмы [4], при этом не следует отрицать наличие практики частичной оплаты их функционирования из бюджета. В России финансовое обеспечение УИС -финансовая задача (и обязанность) исключительно государства. Это отвечает сложившимся традициям возложения бремени финансирования мероприятий, отвечающих функциям государства, именно на федеральный бюджет. Хотя в данном случае применительно к финансово-правовым аспектам деятельности ФСИН России следует учитывать сложившуюся практику оплаты бытовых расходов на содержание осужденных из заработанных ими денежных средств в случае их трудовой деятельности в период отбывания наказания.
Следовательно, финансовая деятельность государства применительно к Российскому государству предполагает формирование финансовых правоотношений, участником многих из которых выступает ФСИН России, например, правоотношений по формированию доходов бюджета, использованию бюджетных средств в порядке расходов на
нужды УИС, осуществлению финансового контроля внутри уголовно-исполнительной системы. Объектом финансовой деятельности государства выступает бюджет. Как централизованный фонд он служит основой финансовой системы государства. Именно в правовом режиме бюджета получают выражение финансово-правовые аспекты деятельности государственных органов и учреждений.
Все направления финансовой деятельности государства, в том числе связанные, например, с реализацией его гражданских полномочий как собственника, нацелены на обслуживание бюджета - его формирование, использование сосредоточенных в нем денежных средств. Такое понимание бюджета отвечает концепции бюджетного метода ведения государственного хозяйства (бюджетного метода), предложенной в научных исследованиях, к которым автор имеет непосредственное отношение [5]. Бюджетный метод понимается как «способ управления формированием и использованием бюджетных ресурсов с целями финансового обеспечения задач и функций государства на территориальных уровнях» и на уровне ведомств разной функциональной предназначенности в системе государственной власти. Бюджетный метод предполагает наличие в собственности государства бюджета, имеющего статус денежного фонда, финансово-планового документа. Формирование и использование бюджета с финансово-правовой точки зрения основано на развитии правоотношений по аккумулированию денег в бюджет в режиме доходов и их использование в режиме расходов бюджета, в том числе на финансирование задач и функций государства. Реализация бюджетного метода невозможна вне организационно-правовых инструментариев бюджетного процесса - составления, утверждения и ис-
полнения закона о бюджете, бюджетного контроля. Бюджетный процесс означает применимость методов планирования к использованию государственных ресурсов; бюджетный контроль - применимость контрольных процедур в отношении государственных ресурсов, в том числе вверенных ведомствам.
Бюджетный метод - важная составляющая финансовой деятельности государства. Подразумеваемые им отношения реализуются в деятельности органов и учреждений государства, в том числе ведомственных, находящихся на бюджетном финансировании, а также осуществляющих в установленных законом случаях деятельность коммерческого характера, позволяющую направить в бюджет денежные средства. Анализ правового положения ФСИН России и подведомственных ей учреждений свидетельствует о том, что их функционирование имеет прямое отношение к бюджетному методу.
Так, в сфере деятельности ФСИН России реализуется финансовое планирование: подведомственные ей органы и учреждения функционируют на основе бюджетных смет, правовой режим которых регламентирован ведомственными приказами [6], отдельные учреждения УИС - на основе планов финансово-хозяйственной деятельности, порядок разработки которых также детализируется ФСИН России [7]. Органы службы и подведомственные ей учреждения находятся на бюджетном финансировании, то есть их расходы оплачиваются из бюджета, поэтому сметы, планы финансово-хозяйственной деятельности с позиций структуры и порядка утверждения, исполнения подлежат централизованному регулированию.
Сроки и процессуальные основы составления указанных ориентированных на финансово-правовые аспекты дея-
тельности ФСИН России смет и планов увязаны со сроками действия федерального закона о федеральном бюджете [8] и его организационно-процедурными основами. Так, бюджетная смета ФСИН России подразумевает «установление объема и распределения направлений расходов бюджета на срок закона .„о бюджете .на основании доведенных до ФСИН России . лимитов бюджетных обязательств по расходам федерального бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по выполнению функций ФСИН России, территориальных органов и учреждений УИС» [6]. Учреждения УИС составляют проекты указанных плановых документов, учитываемые при формировании проекта закона о бюджете на основании информации о планируемых к предоставлению из бюджета денежных средств в допускаемых законодательством формах [9] (например, субсидии - для ФАУ «Научно-производственное объединение уголовно-исполнительной системы»). В соответствующих финансовых документах учитываются доходы, получаемые учреждениями УИС от оказания платных услуг, выполнения работ, доходов от иной приносящей доход деятельности, предусмотренной уставом, подлежащие направлению в доходы федерального бюджета в форме «неналоговых доходов» (такой квалификации они подлежат в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации) [9].
В пользу соотнесения бюджетных смет ФСИН России, территориальных органов и учреждений УИС, планов финансово-хозяйственной деятельности уполномоченных органов с бюджетным методом говорит и то, что показатели этих финансовых документов формируются с учетом требований бюджетной классификации к терминологии и формам бюджетных средств - доходов
и расходов бюджета (по анализу статьи 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Предоставление бюджетных средств ФСИН России основано на детальном обосновании плановых показателей деятельности органов УИС. Составление проектов смет и планов сопутствует разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете, но осуществляется на ведомственном уровне, позволяя учесть задачи государства, возложенные на ФСИН России. Планы финансово-хозяйственной деятельности учреждений и органов УИС подлежат включению в «Электронный бюджет» -информационную систему управления общественными финансами, свидетельствуя о применении цифровизации экономики в отношении ведомственных финансов [10].
С позиций охватываемого бюджетным методом бюджетного процесса значимы такие элементы финансовых правоотношений с участием ФСИН России, как утверждение лимитов бюджетных обязательств, доведение бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств до распорядителей (получателей) средств федерального бюджета. Названные отношения с участием распорядителей (получателей) средств федерального бюджета, подведомственных ФСИН России, развиваются на основе финансового законодательства (Бюджетного кодекса Российской Федерации), положения которого уточняются службой с учетом ведомственных потребностей.
Приказом ФСИН России от 18.05.2022 № 276 установлены перечень учреждений, обладающих в рамках бюджетного процесса статусом администраторов доходов бюджета, перечень источников доходов бюджета, закрепленных за территориальными органами ФСИН России [11]. К таким учреждениям относятся главные управления (управления)
ФСИН России по субъектам Российской Федерации, федеральные казенные учреждения УИС (колонии-поселения, центры инженерно-технического обеспечения и вооружения территориальных органов ФСИН России, следственные изоляторы и другие). Они отвечают за направление в доходы федерального бюджета денежных средств от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов и учреждений ФСИН России; приносящей доход деятельности (не связанной с привлечением осужденных к труду); средств, удерживаемых из зарплаты осужденных к лишению свободы на их содержание, и других. Правовой режим доходов отдельных видов уточняется ФСИН России с учетом ведомственной специфики [12].
Тем самым финансово-правовые механизмы, обслуживающие бюджет и применимые традиционно в деятельности органов, задействованных в реализации бюджетного метода, присутствуют в компетенции ФСИН России. Речь идет, например, о признании безнадежными долгов по платежам в бюджет. Данный вопрос с учетом специфики УИС отрегулирован ФСИН России [13]. Безнадежность долгов по платежам в бюджет в отношении доходов, связанных с функционированием УИС, официально признается в случае признания банкротом индивидуального предпринимателя; ликвидации организации (должников по закупкам товаров, производимых предприятиями УИС); применения актов об амнистии или помилования осужденных к наказанию в виде штрафа; вынесения судом решения, на основании которого ФСИН России как администратор доходов бюджета утрачивает возможность взыскания задолженности по платежам.
Финансово-правовые аспекты деятельности ФСИН России получают выражение и в отношениях по осущест-
влению расходов бюджета. Органы УИС получают из федерального бюджета денежные средства на оплату денежного довольствия сотрудникам, выплаты в связи с увольнением со службы сотрудников, пенсионное обеспечение которых возложено на ФСИН России [14], оплату вещевого имущества личного пользования сотрудников [15], изготовление служебных удостоверений [16], командировочные расходы [17], затраты на материально-техническое обеспечение деятельности, организацию содержания и быта осужденных в случае отсутствия у них собственных средств и так далее. Дополнительные бюджетные выплаты сотрудникам приводят к росту уровня расходов на УИС, но положительно оцениваются с позиции стимулирования труда, точнее, служебной деятельности сотрудников, поэтому не подлежат сокращению, тем более в условиях инфляции [18].
В литературе предлагаются различные способы сокращения бюджетных расходов на финансирование УИС, в их числе: расширение возможностей снижения финансовой нагрузки на бюджет за счет организации трудовой деятельности осужденных, в том числе инвалидов и получения доходов от реализации производимой ими продукции [19], использование информационно-коммуникационных технологий в растениеводстве в учреждениях УИС как мера сокращения расходов на питание осужденных [20]. При этом специалистами констатируется такая проблема практики расходования бюджета на УИС, как низкие объемы бюджетного финансирования затрат на социальную работу с несовершеннолетними осужденными, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций [21]. Тем самым экономность расходования бюджета на нужды УИС применительно к отдельным затра-
там социального характера указывается в числе недостатков подходов финансирования ФСИН России в целом.
По нашему мнению, действенной мерой, позволяющей избежать неоправданных расходов бюджета на нужды УИС, но при этом оптимально спланировать финансово-правовое обеспечение ФСИН России, ее органов и подведомственных учреждений, выступает нормирование всевозможных расходов УИС и их индексацию с учетом объективных показателей инфляции и складывающихся социально-экономических условий. В УИС подлежат конкретизации нормированием, например, затраты на приобретение техники, имущества продовольственной службы [22], оплата функций органов ФСИН России в сфере ветеринарной деятельности [23], обеспечение предметами быта осужденных
[24] и другое.
Участие ФСИН России в реализации бюджетного метода предполагает применимость программных подходов к финансово-правовому обеспечению УИС. Правительством Российской Федерации утверждена Федеральная целевая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026 годы)»
[25]. ФСИН России разработала Положение об управлении реализацией этой программы [26], позволяющее учесть ведомственные нужды в программном подходе. В программе показано, что с позиции выполнения функций УИС, ее финансирования взаимообратное влияние имеют рост числа лиц, осужденных к лишению свободы, и потребности УИС в государственных бюджетных ресурсах. Программа нацелена на усиление материальных гарантий улучшения условий содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в связи с чем предполагается реконструкция и строительство следственных
изоляторов, лечебно-профилактических учреждений и учреждений отбывания наказаний, создание дополнительных рабочих мест для осужденных к лишению свободы. В программе проведен анализ тенденций расширения состава органов и учреждений УИС в связи с принятием в состав Российской Федерации новых субъектов Федерации - Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Представляется, что на уровне указанной целевой программы вполне обоснованно рассмотреть данный вопрос и применительно к Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской и Херсонской областям, также нуждающихся в дополнительном финансовом обеспечении в связи с необходимостью расширения системы учреждений, исполняющих наказания в пределах соответствующих территорий новых субъектов Российской Федерации.
Иными словами, текст Федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026 годы)» целесообразно своевременно модифицировать вслед за модификацией государственного устройства Российской Федерации, влияющей на структуру органов и учреждений государства, приводящей к росту потребностей в финансировании государственных структур, в том числе и учреждений УИС. Только в таком случае финансовое планирование на уровне УИС будет оптимально соответствовать обновляющимся социально-экономическим и ведомственным потребностям и в государстве.
Развивается и финансово-контрольная составляющая деятельности ФСИН России, на что указывает применимость инструментария государственного финансового контроля в УИС. С учетом требований законодательства (прежде всего, статьи 692 Бюджетного кодек-
са Российской Федерации) к содержанию государственных заданий в бюд-жетно-правовом аспекте расширяется контроль выполнения государственных заданий учреждениями УИС [27]. Проводятся как внешний финансовый контроль, так и внутренний финансовый аудит с целями оценки качества исполнения бюджетных полномочий ФСИН России, установления достоверности бюджетной отчетности, формулирования предложений о повышении качества финансового менеджмента в ведомственных учреждениях, результативности и экономности использования бюджетных средств, в том числе на оплату обязательств по государственным закупкам для нужд УИС, качества реализации иных бюджетных процедур с участием ФСИН России [28].
Таким образом, нормотворческая и правоприменительная практика в сфере ведомственных финансов, вверенных ФСИН России, основана на формировании разнообразных финансовых правоотношений с участием органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. ФСИН России, ее органы и подведомственные учреждения выступают участниками финансовой деятельности государства, применяя в пределах своих полномочий элементы бюджетного метода ведения государственного хозяйства: финансовое планирование на уровне бюджетных смет, планов финансово-хозяйственной деятельности, учитываемых при составлении проекта закона о федеральном бюджете в рамках бюджетного процесса; соотнесение доходов и расходов уголовно-исполнительной системы с показателями закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год; применение бюджетной классификации к терминологии и формам бюджетных средств, обращаемых в уголовно-исполнительной системе
с позиции доходов и расходов; вовлеченность финансов уголовно-исполнительной системы в «Электронный бюджет» и программные подходы распределе-
ния финансов; процедуры финансового контроля. В этом заключаются финансово-правовые аспекты деятельности ФСИН России.
1. Соколова Э. Д. Теоретические и правовые основы финансовой деятельности государства. М. : Юрлитинформ, 2007. С. 12-57.
2. Белогорцева (Пешкова) Х. В. Финансово-правовые и гражданско-правовые основы уголовно-исполнительной системы России : монография. Воронеж : Научная книга, 2019. 259 с.
3. Белогорцева (Пешкова)Х. В. Социально-гуманитарные основы применения финансового и налогового права в уголовно-исполнительной системе : монография. Воронеж : Научная книга, 2021. 160 с.
4. Тимофеева Е. А. Частные тюрьмы за рубежом: историко-правовые и экономические аспекты функционирования (США, Франция, Великобритания, Япония) // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. № 2. С. 267-271.
5. ПешковаХ. В. Бюджетный метод ведения государственного хозяйства (российская правовая концепция) : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014. С. 20-39.
6. Об утверждении порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет Федеральной службы исполнения наказаний, территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний и федеральных казенных учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации : приказ ФСИН России от 13.04.2020 № 252. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
7. Об утверждении порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федерального автономного учреждения «Научно-производственное объединение уголовно-исполнительной системы» : приказ ФСИН России от 29.09.2021 № 879. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
8. О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов : федер. закон от 05.12.2022 № 466-ФЗ // СЗ РФ. 12.12.2022. № 50, часть 1, ст. 8760.
9. Бюджетный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2022) // СЗ РФ. 03.08.1998. № 31, ст. 3823.
10. О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» : пост. Правительства Рос. Федерации от 30.06.2015 № 658 (ред. от 07.09.2022) Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
11. Об осуществлении бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета учреждениями уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и территориальными органами ФСИН России : приказ ФСИН России от 18.05.2022 № 276. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-fsin-rossii-ot-18052022-n-276-ob-osushchestvlenii/ (дата обращения: 15.04.2023).
12. Об утверждении методических рекомендаций по приему благотворительных пожертвований в форме передачи имущества, в том числе денежных средств, и контролю за их целевым использованием учреждениями уголовно-исполнительной системы : распор. ФСИН России от 30.09.2014 № 188-р (документ опубликован не был). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
13. Об утверждении порядка принятия ФСИН России, территориальными органами ФСИН России и учреждениями уголовно-исполнительной системы решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации : приказ ФСИН России от 24.11.2021 № 1082. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
14. Об утверждении порядка осуществления единовременной денежной выплаты гражданам, уволенным со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и членам их семей, пенсионное обеспечение которых возложено на ФСИН России : приказ ФСИН России от 29.09.2021 № 874. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
15. Об утверждении порядка учета, хранения, выдачи и списания вещевого имущества в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации : приказ ФСИН России от 19.08.2021 № 718. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
16. Об утверждении образцов служебного удостоверения и специального жетона с личным номером сотрудника уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и Порядка их выдачи : приказ ФСИН России от 17.12.2020 № 916. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
17. О порядке и размерах выплат на командировочные расходы, связанные со служебными командировками на территории Российской Федерации, сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации : приказ ФСИН России от 15.08.2020 № 659. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
18. Дроздова Е. А., Кочкина О. В. Мотивация и стимулирование сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2022. № 2. С. 24-26.
19. Аксенов А. А., Фирсова И. А. Оптимизация затрат УИС на материально-бытовое обеспечение осужденных инвалидов I и II группы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2017. № 4. С. 22-25.
20. Аксенов А. А. Преимущества использования автоматизированной информационной системы в растениеводстве УИС // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2017. № 5. С. 4-7.
21. Габараев А. Ш., Новиков А. В. Организация и современное состояние социальной работы с несовершеннолетними осужденными, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций // Российский следователь. 2018. № 8. С. 68-72.
22. Об утверждении норм и порядка обеспечения учреждений уголовно-исполнительной системы техникой, продукцией общехозяйственного назначения и имуществом продовольственной службы : приказ ФСИН России от 04.07.2018 № 570. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
23. Об утверждении порядка определения нормативных затрат на обеспечение функций ФСИН России, территориальных органов ФСИН России, федеральных казенных учреждений уголовно-исполнительной системы в части осуществления ветеринарной деятельности : приказ ФСИН России от 25.04.2022 № 233. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
24. Об утверждении порядка определения нормативных затрат на обеспечение функций ФСИН России, территориальных органов ФСИН России и федеральных казенных учреждений уголовно-исполнительной системы по обеспечению продовольствием, столово-кухонной посудой, оборудованием, инвентарем и моющими средствами осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы, а также сотрудников уголовно-исполнительной системы и служебных животных : приказ ФСИН России от 06.07.2016 № 467. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
25. О Федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026 годы)» : пост. Правительства Рос. Федерации от 06.04.2018 № 420 (ред. от 18.04.2022) // СЗ РФ. 16.04.2018. № 16 (ч.11), ст. 2374.
26. Об утверждении Положения об управлении реализацией федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.2018 № 420 : приказ ФСИН России от 17.07.2018 № 620 (ред. от 28.01.2022). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
27. Об утверждении правил осуществления контроля за выполнением государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральным автономным учреждением «Научно-производственное объединение уголовно-исполнительной системы», находящимся в ведении Федеральной службы исполнения наказаний : приказ ФСИН России от 29.09.2021 № 878. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».
28. Об утверждении порядка организации и осуществления внутреннего финансового аудита в Федеральной службе исполнения наказаний : приказ ФСИН России от 13.05.2021 № 370. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
1. Sokolova E. D. Theoretical and legal foundations of the financial activities of the state. M. : Yurlitinform, 2007. P. 12-57.
2. Belogortseva (Peshkova) H. V. Financial, legal and civil law foundations of the penal system of Russia: monograph. Voronezh : Scientific book, 2019. 259 p.
3. Belogortseva (Peshkova) H. V. Socio-humanitarian foundations for the application of financial and tax law in the penal system : monograph. Voronezh : Scientific book, 2021. 160 p.
4. Timofeeva E. A. Private prisons abroad: historical, legal and economic aspects of functioning (USA, France, Great Britain, Japan) // Journal of the Nizhny Novgorod Academy of the MIA of Russia. 2018. No. 2. P. 267-271.
5. Peshkova H. V. Budgetary method of running the state economy (Russian legal concept) : dis. ... Doctor of Law. M., 2014. P. 20-39.
6. On approval of the procedure for compiling, approving and maintaining budget estimates for the Federal Penitentiary Service, territorial bodies of the Federal Penitentiary Service and federal state institutions of the penal system of the Russian Federation : order of the FPS of Russia dated April 13, 2020 No. 252. Access from the LRS «ConsultantPlus».
7. On approval of the procedure for compiling and approving the plan of financial and economic activities of the federal autonomous institution «Scientific and Production Association of the Penal System» : order of the FPS of Russia dated September 29, 2021 No. 879. Access from the LRS «ConsultantPlus».
8. On the federal budget for 2023 and for the planning period of 2024 and 2025: Federal Law No. 466-FL dated December 5, 2022 // OG RF. 12/12/2022. No. 50, part 1, art. 8760.
9. Budget Code of the Russian Federation : Federal Law No. 145-FL of July 31, 1998 (as amended on December 28, 2022) // OG RF. 08/03/1998. No. 31, Art. 3823.
10. On the state integrated information system for managing public finances «Electronic budget» : decree of Government of Russian Federation dated 06/30/2015 No. 658 (as amended on 09/07/2022) Access from the LRS «ConsultantPlus».
11. On the implementation of the budgetary powers of administrators of federal budget revenues by institutions of the penal system of the Russian Federation and territorial bodies of the FPS of Russia : order of the FPS of Russia dated May 18, 2022 No. 276. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-fsin-rossii -ot-18052022-n-276-ob-osushchestvlenii/ (date of access: 04/15/2023).
12. On the approval of guidelines for accepting charitable donations in the form of transfer of property, including cash, and control over their intended use by institutions of the penal system : decree of FPS of Russia dated September 30, 2014 No. 188-r (the document was not published). Access from LRS «ConsultantPlus».
13. On approval of the procedure for the adoption of the FPS of Russia, the territorial bodies of the FPS of Russia and institutions of the penal system of decisions on recognizing uncollectible debts on payments to the budgets of the budget system of the Russian Federation : order of the FPS of Russia dated November 24, 2021 No. 1082. Access from the LRS «ConsultantPlus».
14. On approval of the procedure for making a lump-sum cash payment to citizens dismissed from service in the penal system of the Russian Federation and their family members, whose pension provision is entrusted to the FPS of Russia : order of the FPS of Russia dated September 29, 2021 No. 874. Access from LRS «ConsultantPlus».
15. On approval of the procedure for accounting, storage, issuance and write-off of clothing property in institutions of the penal system of the Russian Federation : order of the FPS of Russia dated August 19, 2021 No. 718. Access from LRS «ConsultantPlus».
16. On the approval of samples of an official ID and a special token with a personal number of an employee of the penal system of the Russian Federation and the procedure for their issuance : order of the FPS of Russia dated 12/17/2020 No. 916. Access from LRS «ConsultantPlus».
17. On the procedure and amount of payments for travel expenses related to business trips on the territory of the Russian Federation, to employees of the penal system of the Russian Federation : order of the FPS of Russia dated 15.08.2020 No. 659. Access from LRS «ConsultantPlus».
18. Drozdova E. A., Kochkina O. V. Motivation and stimulation of employees of the penal system of the Russian Federation // Penitentiary system: law, economics, management. 2022. No. 2. P. 24-26.
19. Aksenov A. A., Firsova I. A. Cost optimization of the penal system for the material and domestic provision of convicts with disabilities of groups I and II // Penal system: law, economics, management. 2017. No. 4. P. 22-25.
20. Aksenov A. A. Advantages of using an automated information system in crop production of the penal system // Penal system: law, economics, management. 2017. No. 5. P. 4-7.
21. Gabaraev A. Sh., Novikov A. V. Organization and current state of social work with juvenile convicts registered with penitentiary inspectorates // Russian investigator. 2018. No. 8. P. 68-72.
22. On the approval of the norms and procedures for providing institutions of the penal system with equipment, general household products and property of the food service : order of the FPS of Russia dated July 4, 2018 No. 570. Access from LRS «ConsultantPlus».
23. On approval of the procedure for determining the standard costs for ensuring the functions of the FPS of Russia, territorial bodies of the FPS of Russia, federal state institutions of the penal system in terms of veterinary activities : order of the FPS of Russia dated April 25, 2022 No. 233. Access from LRS «ConsultantPlus».
24. On approval of the procedure for determining standard costs for ensuring the functions of the FPS of Russia, territorial bodies of the FPS of Russia and federal state institutions of the penal system for the provision of food, tableware and kitchen utensils, equipment, implements and detergents for the sentenced to imprisonment, suspected and accused of committing crimes held in pre-trial detention centers of the penal system, as well as employees of the penal system and service animals : order of the FPS of Russia dated 07/06/2016 No. 467. Access from LRS «ConsultantPlus».
25. About the Federal target program «Development of the penal system (2018-2026)» : decree of Government of Ros. Federation dated April 6, 2018 No. 420 (as amended on April 18, 2022) // OG RF. 04/16/2018. No. 16 (part II), art. 2374.
26. On the approval of the Regulations on the management of the implementation of the federal target program «Development ofthe penal system (2018-2026)», approved by Decree ofthe Government of the Russian Federation dated April 6, 2018 No. 420 : order of the FPS of Russia dated July 17, 2018 No. 620 (ed. from 01/28/2022). Access from LRS «ConsultantPlus».
27. On approval of the rules for exercising control over the fulfillment of the state task for the provision of public services (performance of work) by the federal autonomous institution «Scientific and Production Association of the Penal System», administered by the FPS : order of the FPS of Russia dated September 29, 2021 No. 878 Access from LRS «ConsultantPlus».
28. On approval of the procedure for organizing and implementing an internal financial audit in the FPS : Order of the FPS of Russia dated May 13, 2021 No. 370. Access from LRS «ConsultantPlus».