Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ ВЕДОМСТВЕННОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ ВЕДОМСТВЕННОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Антонина Николаевна, Коголь Татьяна Николаевна

В статье рассматривается внедрение дистанционных образовательных технологий в процесс ведомственного дополнительного профессионального образования ФСИН России. Их применение позволяет использовать безграничные возможности сети Интернет для обучения работников УИС в любой точке страны, формировать стабильно высокий уровень кадрового состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации без отрыва от службы (работы). На основе результатов локального исследования практики реализации дистанционных образовательных технологий в ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России проведен анализ тенденций, связанных с применением дистанционного обучения в образовательных организациях ФСИН России. Актуализирован ряд социально-экономических, правовых, организационно-методических и материально-технических вопросов, требующих своего решения для успешного внедрения таких технологий в образовательный процесс при реализации программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Антонина Николаевна, Коголь Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE CONTEXT OF DEPARTMENTAL ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION: TRENDS AND PROSPECTS

In the article the author discusses the introduction of distance learning technologies in the process of departmental additional professional education of the Federal Penitentiary Service of Russia. Their use makes it possible to use the unlimited possibilities of the Internet to train penitentiary officers anywhere in the country, to form a consistently high level of personnel of institutions and bodies of the penitentiary system of the Russian Federation without interruption from service (work). Based on the results of a local study of the practice of implementing distance learning technologies in FGI APE The Tomsk IPKR of the FPS of Russia, an analysis of trends associated with the use of distance learning in educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia was carried out. A number of socio-economic, legal, organizational, methodological and logistical issues have been updated that require a solution for the successful implementation of such technologies in the educational process in the implementation of professional retraining and advanced training programs.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ ВЕДОМСТВЕННОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 355.237

DOI: 10.51522/2307-0382-2022-245-10-34-40

АНТОНИНА НИКОЛАЕВНА ИВАНОВА

начальник кафедры исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы и правового обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России, кандидат юридических наук, подполковник внутренней службы И Ivanka.1979@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-4123-237X

Томск

ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА КОГОЛЬ

начальник учебного отдела ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России, кандидат исторических наук, доцент, полковник внутренней службы И kog@mail2000.ru, https://orcid.org/0000-0002-8086-6183

Томск

Дистанционные образовательные технологии в контексте ведомственного дополнительного профессионального образования: тенденции и перспективы

Аннотация. В статье рассматривается внедрение дистанционных образовательных технологий в процесс ведомственного дополнительного профессионального образования ФСИН России. Их применение позволяет использовать безграничные возможности сети Интернет для обучения работников УИС в любой точке страны, формировать стабильно высокий уровень кадрового состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации без отрыва от службы (работы). На основе результатов локального исследования практики реализации дистанционных образовательных технологий в ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России проведен анализ тенденций, связанных с применением дистанционного обучения в образовательных организациях ФСИН России. Актуализирован ряд социально-экономических, правовых, организационно-методических и материально-технических вопросов, требующих своего решения для успешного внедрения таких технологий в образовательный процесс при реализации программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, образование, дополнительное профессиональное образование, уголовно-исполнительная система

Для цитирования

Иванова А. Н., Коголь Т. Н. Дистанционные образовательные технологии в контексте ведомственного дополнительного профессионального образования: тенденции и перспективы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 10. С. 34-40. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2022-245-10-34-40.

5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)

© Иванова А. Н. Коголь Т. Н., 2022

ANTONINA N. IVANOVA

Head of the Department for the Execution of Sentences Non Relating to Deprivation of Liberty and Legal Support for the Activities of the Penitentiary System of FGI APE The Tomsk IPKR of the FPS of Russia, Candidate of Law, Lieutenant Colonel of the Internal Service Ivanka.1979@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-4123-237X

Tomsk

TATIANA N. KOGOL

Head of the Educational Department of FGI APE The Tomsk IPKR of the FPS of Russia, Candidate of History, Associate Professor, Colonel of the Internal Service kog@mail2000.ru, https://orcid.org/0000-0002-8086-6183 Tomsk

Distance Educational Technologies in the Context of Departmental Additional Professional Education: Trends and Prospects

Abstract. In the article the author discusses the introduction of distance learning technologies in the process of departmental additional professional education of the Federal Penitentiary Service of Russia. Their use makes it possible to use the unlimited possibilities of the Internet to train penitentiary officers anywhere in the country, to form a consistently high level of personnel of institutions and bodies of the penitentiary system of the Russian Federation without interruption from service (work). Based on the results of a local study of the practice of implementing distance learning technologies in FGI APE The Tomsk IPKR of the FPS of Russia, an analysis of trends associated with the use of distance learning in educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia was carried out. A number of socio-economic, legal, organizational, methodological and logistical issues have been updated that require a solution for the successful implementation of such technologies in the educational process in the implementation of professional retraining and advanced training programs.

Keywords: distance learning, distance learning technologies, education, additional professional education, penitentiary system

For citation

Ivanova A. N., Kogol T. N. Distance Educational Technologies in the Context of Departmental Additional Professional Education: Trends and Prospects // Vedomosti of the Penal System. 2022. No. 10. P. 34-40. https:// www.doi.org/10.51522/2307-0382-2022-245-10-34-40.

5.8.1 General pedagogy, history of pedagogy and education (pedagogical sciences)

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 № 1138-р, предусматривает среди основных направлений развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (УИС) совершенствование условий несения службы (выполнения работы), в том числе посредством формирования стабильного высокопрофессионального кадрового состава УИС.

Инструментами создания высокопрофессионального кадрового состава УИС выступает целый

комплекс мероприятий, включающий в себя в том числе расстановку и рациональное использование сотрудников, их профессиональное развитие и продвижение, что невозможно осуществить без профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников УИС.

Социально-экономическая ситуация последних лет в России, сложившаяся в результате пандемии коронавирусной инфекции, с одной стороны, вызвала необходимость соблюдения действующего законодательства о подготовке и образовании работников УИС, с другой - обусловила необходимость оперативного поиска и расширения новых способов повышения уровня квалификации сотрудников УИС.

Помимо сетевой формы обучения в настоящее время образовательными организациями ФСИН России достаточно широко реализуются образовательные

программы с использованием дистанционных образовательных технологий.

Количество направлений подготовки работников УИС по программам повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий, а также количество человек, подлежащих дистанционному обучению согласно приказам ФСИН России об утверждении и организации исполнения планов профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников ФСИН России на 2019, 2020, 2021, 2022 годы, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Применение дистанционных образовательных технологий в дополнительном профессиональном образовании работников УИС

Количество дополнительных профессиональных программ и лиц, подлежащих обучению по ним 2019 2020 2021 2022

Количество дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки 0 0 4 8

Количество дополнительных профессиональных программ повышения квалификации 3 4 24 32

Количество человек, подлежащих обучению 50 930 2173 3782

Анализ представленных данных позволяет сделать вывод о том, что в дополнительное профессиональное образование работников УИС с 2019 года активно внедряются дистанционные образовательные технологии, в том числе обучение без прибытия обучающихся в образовательную организацию.

Так, в 2020 году при прекращении образовательного процесса в образовательных организациях ФСИН России в условиях СОУГО-19 повышение квалификации только по программе «Управление государственными закупками в учреждениях и органах УИС» с применением дис-

танционных образовательных технологий позволило обучить 838 человек, что составило 8,91 % от общего количества подлежащих прохождению повышения квалификации в УИС в 2020 году [1].

Согласно статье 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3, под дистанционными образовательными технологиями понимаются такие образовательные технологии, которые реализуются в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Использование в образовательном процессе образовательных организаций ФСИН России дистанционных образовательных технологий помогает решить ряд социально-экономических вопросов, в частности таких, как общедоступность дополнительного профессионального образования, повышение общеобразовательного уровня работников УИС без отрыва от службы (работы), открытость деятельности образовательной организации, реализующей соответствующий вид программы обучения.

Говоря о правовом регулировании реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, следует отметить, что законодательство предоставляет образовательным организациям достаточно широкий круг полномочий, в частности при определении порядка оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий; при определении соотношения объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника и обучающихся; при реализации

подхода к отсутствию учебных занятий при непосредственном взаимодействии педагога и обучающихся в аудитории.

В то же время образовательная организация обязана создать условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, которая способна обеспечить освоение обучающимися образовательных программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся, а также обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой осуществляется организацией самостоятельно, и контроль соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения.

Кроме того, образовательная организация обязана вести учет и хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и (или) в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями законодательства о государственной тайне, о персональных данных и об архивном деле.

Ряд проблем, связанных с реализацией программ с использованием дистанционного обучения, уже освещался нами. В частности, указывалось на низкий уровень мотивации слушателя к обучению, отсутствие заинтересованности в прохождении повышения квалификации как со стороны самих слушателей, так и со стороны их руководителей [2]. Практика реализации дистанционных образовательных технологий в ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России позволяет сделать вывод об увеличении количества дополнительных профессиональных программ, реализуемых в 2022 году с использованием дистанционных образовательных технологий.

ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России последовательно внедряет дистанци-

онные образовательные технологии по программам дополнительного профессионального образования в образовательный процесс. В 2022 году по программе профессиональной переподготовки «Клиническая психология» с частичным применением дистанционного обучения обучились девять слушателей.

По программам повышения квалификации «Организация и ведение несекретного делопроизводства, в том числе электронного, работа с обращениями граждан в учреждениях и органах УИС», «Охрана труда в учреждениях и органах УИС», «Психология и педагогика деви-антного поведения», «Понятия и правовые основы применения программ восстановительного правосудия (медиации) к несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым и осужденным», «Управление государственными закупками в учреждениях и органах УИС», «Противодействие коррупции при осуществлении государственных закупок для учреждений и органов УИС» подлежат обучению 338 человек, что составляет 29 % от общего количества лиц, которые должны пройти повышение квалификации в ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России в 2022 году.

Необходимо отметить, что методическими рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации определены минимальные требования к материально-технической базе применения дистанционных образовательных технологий, в частности к рабочему месту педагогического работника [3].

Так, для реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий требуется бесперебойный доступ к сети Интернет со скоростью не ниже 10 Мбит/с и возможностью установления не менее 20 одновременных сессий по 512 Кбит/с,

каждое рабочее место педагогического работника должно быть оборудовано персональным компьютером и компьютерной периферией (веб-камерой, микрофоном, аудиоколонками и (или) наушниками). Кроме того, могут использоваться принтер, сканер и иные технологические устройства.

Тенденция увеличения количества реализуемых образовательными организациями ФСИН России дополнительных профессиональных программ в дистанционном формате требует пересмотра подходов к материально-техническому оснащению рабочих мест преподавателей, участвующих в их реализации. При совпадении сроков реализации нескольких дополнительных профессиональных программ часто требуется подключение одновременно до 10 рабочих мест преподавателей, что, в свою очередь, влечет необходимость их переоснащения в целях обеспечения бесперебойной работы преподавателя в электронной информационно-образовательной среде образовательной организации.

С другой стороны, учитывая взаимность образовательного процесса, специфику работы слушателя на расстоянии, нельзя игнорировать и уровень материально-технической обеспеченности учреждений УИС, на базе которых работник УИС проходит обучение. Для прохождения обучения слушателю помимо бесперебойного доступа в Интернет требуются веб-камера и микрофон, аудиоко-лонки для прослушивания лекционного материала. Поскольку нередко профессиональную подготовку или повышение квалификации работник УИС проходит на рабочем месте, работодателю необходимо обеспечить условия для обучения, предоставив ему время для освоения программы.

Необходимо отметить и то, что реализация программ с использованием дис-

танционного обучения требует от преподавательского состава образовательной организации колоссальных затрат времени, что, в свою очередь, вызывает необходимость единых подходов к учету рабочего времени педагогических работников. Очевидно, что проведение занятий в традиционном, так называемом классическом формате в учебной аудитории при непосредственном участии обучающихся не может сравниться с трудозатратами на проведение занятий с использованием дистанционных образовательных технологий, начиная от необходимости технической подготовки рабочего места и заканчивая особенностями проведения самого занятия в электронной информационно-образовательной среде образовательной организации. Большего количества рабочего времени требует и разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса, в частности учебно-методических материалов для проведения практических занятий с их размещением в образовательной среде.

Проведенный анализ позволяет вынести на обсуждение ряд предложений, реализация которых способствовала бы более успешному внедрению в образовательный процесс дополнительного профессионального образования дистанционных образовательных технологий:

1. Учитывая разнообразие образовательных организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы, отсутствие образовательного учреждения, выполняющего роль координатора в области реализации дистанционных образовательных технологий, необходимо продумать возможность выработки единой ведомственной политики и создания стандартов в сфере дополнительного профессионального образования, скоординировать инструментарии обучения. Следует разработать единые

подходы к нормированию труда педагогических работников при реализации дистанционных образовательных технологий, что позволит вывести дистанционное обучение на высокий уровень оценки труда педагогов.

2. Для успешной реализации дистанционного обучения требуется внести изменения в ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие нормы положенности технических средств обучения в системе профессионального образования работников УИС, добавив в них технические средства, используемые педагогическими работниками в электронной информационно-образовательной среде образовательной организации, обучающимися в учреждениях и органах УИС. Иной вариант - включение образовательных организаций в программы технического оснащения практических органов программными средствами и оборудованием, необходимыми для ведения образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий.

3. Поскольку права и обязанности участников образовательных отношений регламентированы не в полном объеме, надлежит включить в образовательный процесс третью сторону - руководителей территориальных органов ФСИН России, вменив им в обязанность обеспечение своевременного доступа к рабочему месту (ПЭВМ), подключенному к электронной информационно-образовательной среде в соответствии с расписанием учебных занятий.

4. С учетом низкой заинтересованности слушателей обучение по образовательным программам с применением дистанционных образовательных технологий должно быть мотивированным, в связи с чем предлагаем изучить вопрос о влиянии повышения квалификации на карьерный рост сотрудника.

1. Об утверждении и организации исполнения Плана профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на 2020 год : приказ ФСИН России от 18.12.2019 № 1163. Документ опубликован не был.

2. Иванова А. Н. К вопросу о применении дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях ФСИН России // Вестник Томского института повышения квалификации работников ФСИН России. 2020. № 2. С. 133-137.

3. О направлении методических рекомендаций : письмо Минобрнауки России от 10.04.2014 № 06-381. Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» ; О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ : письмо Минобрнауки России от 21.04.2015 № ВК-1013/06. Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

1. On the approval and organization of the implementation of the Plan for vocational training and additional professional education for employees of the penal system of the Russian Federation for 2020 : order of the Federal Penitentiary Service of Russia dated December 18, 2019 No. 1163. The document was not published.

2. Ivanova A. N. Revisiting the question of the use of distance learning technologies in educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia // Bulletin of the Tomsk Institute for Advanced Studies of Employees of the FPS of Russia. 2020. No. 2. P. 133-137.

3. On the direction of methodological recommendations: letter of the Ministry of Education and Science of Russia dated April 10, 2014 No. 06-381. The document has not been published. Access from LRS «ConsultantPlus» ; On the direction of methodological recommendations for the implementation of additional professional programs : letter of the Ministry of Education and Science of Russia dated April 21, 2015 No. VK-1013/06. The document has not been published. Access from LRS «ConsultantPlus».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.