Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ВИРТУАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карабанов Ростислав Михайлович

В статье рассматривается комплекс вопросов, связанных с особенностями практической подготовки обучающихся юридического профиля, осваивающих технические учебные дисциплины в дистанционном формате. Предметом статьи выступили организационные и технические аспекты применения дистанционных образовательных технологий для формирования у выпускников вузов профессионально важных компетенций. Цель исследования - определить условия организации и проведения практико-ориентированного образовательного процесса, особенности его реализации в дистанционном формате, технологии обучения техническим дисциплинам при отсутствии непосредственного контакта между обучающимися, преподавателем, техническими средствами. Методологическую основу исследования составили анализ, индукция, системно-структурный метод. На основе обобщенных характеристик практико-ориентированного обучения и вариантов информационно-телекоммуникационных технологий дистанционного обучения рассмотрены примеры возможного использования виртуальных лабораторий исследовательского и вычислительного характера в качестве современных прогрессивных форм организации учебного процесса. Высказанные автором предложения будут способствовать повышению эффективности подготовки специалистов для уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карабанов Ростислав Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE ELEMENTS OF PRACTICE-ORIENTED TRAINING IN TECHNICAL DISCIPLINES IN A DISTANCE FORMAT

The article deals with a set of issues related to the peculiarities of the practical training of students of a legal profile who master technical academic disciplines in an e-learning format. The subject of the article is the organizational and technical aspects of the use of e-learning technologies for the formation of professionally important competencies among university graduates. The purpose of the study is to determine the conditions for organizing and conducting a practice-oriented educational process, the features of its implementation in a remote format, the technology of teaching technical disciplines in the absence of direct contact between students, a teacher, and technical means. Analysis, induction, and system-structural method made the methodological basis of the study. Based on the generalized characteristics of practice-oriented learning and variants of information and telecommunication technologies for distance learning, examples of the possible use of virtual laboratories of a research and computational nature as modern progressive forms of organizing the educational process are considered. The proposals given by the author will contribute to increasing the efficiency of training specialists for the penitentiary system.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ»

УДК 378.147:37.018.4

ЭО!: 10.51522/2307-0382-2022-247-12-58-66

РОСТИСЛАВ МИХАЙЛОВИЧ КАРАБАНОВ

профессор кафедры специальной техники и информационных технологий ВЮИ ФСИН России, кандидат технических наук, профессор И karabanov.r.m@33.fsin.gov.ru, https://orcid.org/0000-0003-2798-8461

Владимир

Реализация элементов практико-ориентированного обучения техническим дисциплинам в дистанционном формате

Аннотация. В статье рассматривается комплекс вопросов, связанных с особенностями практической подготовки обучающихся юридического профиля, осваивающих технические учебные дисциплины в дистанционном формате. Предметом статьи выступили организационные и технические аспекты применения дистанционных образовательных технологий для формирования у выпускников вузов профессионально важных компетенций. Цель исследования - определить условия организации и проведения практико-ориентированного образовательного процесса, особенности его реализации в дистанционном формате, технологии обучения техническим дисциплинам при отсутствии непосредственного контакта между обучающимися, преподавателем, техническими средствами. Методологическую основу исследования составили анализ, индукция, системно-структурный метод. На основе обобщенных характеристик практико-ориентированного обучения и вариантов информационно-телекоммуникационных технологий дистанционного обучения рассмотрены примеры возможного использования виртуальных лабораторий исследовательского и вычислительного характера в качестве современных прогрессивных форм организации учебного процесса. Высказанные автором предложения будут способствовать повышению эффективности подготовки специалистов для уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, практико-ориентированное обучение, дистанционные технологии, технические дисциплины, виртуальные лаборатории

Для цитирования

Карабанов Р. М. Реализация элементов практико-ориентированного обучения техническим дисциплинам в дистанционном формате // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. № 12. С. 58-66. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2022-247-12-58-66.

Способность самореализации выпускников образовательных организаций высшего образования Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации в профессиональной деятельности является важным показателем эффективности образовательного процесса.

© Карабанов Р. М., 2022_

Основой быстрого вхождения в первичную должность являются практические навыки выпускника, формируемые на основе профессиональных компетенций, установленных государственным образовательным стандартом и основной образовательной программой, личностные качества, а также способности самообразования. Навыки

ROSTISLAV M. KARABANOV

Professor of the Department of Special Equipment and Information Technologies of the VLI of the FPS of Russia, Candidate of Technical Sciences, Professor M karabanov.r.m@33.fsin.gov.ru, https://orcid.org/0000-0003-2798-8461

Vladimir

Implementation of the elements of practice-oriented training in technical disciplines in a distance format

Abstract. The article deals with a set of issues related to the peculiarities of the practical training of students of a legal profile who master technical academic disciplines in an e-learning format. The subject of the article is the organizational and technical aspects of the use of e-learning technologies for the formation of professionally important competencies among university graduates. The purpose of the study is to determine the conditions for organizing and conducting a practice-oriented educational process, the features of its implementation in a remote format, the technology of teaching technical disciplines in the absence of direct contact between students, a teacher, and technical means. Analysis, induction, and system-structural method made the methodological basis of the study. Based on the generalized characteristics of practice-oriented learning and variants of information and telecommunication technologies for distance learning, examples of the possible use of virtual laboratories of a research and computational nature as modern progressive forms of organizing the educational process are considered. The proposals given by the author will contribute to increasing the efficiency of training specialists for the penitentiary system.

Keywords: professional activity, practice-oriented learning, distance technologies, technical disciplines, virtual laboratories

For citation

Karabanov R. M. Implementation of the elements of practice-oriented training in technical disciplines in a distance format // Vedomosti of the Penal System. 2022. No. 12. P. 58-66. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2022-247-12-58-66.

практической деятельности у обучающихся формируются в процессе практической подготовки, к которой в соответствии с Федеральным законом от 02.12.2019 № 403-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует относить

форму «организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и ключевых компетенций по про-

филю соответствующей образовательной программы» [1].

Практическую подготовку можно рассматривать как основной элемент практического обучения, включающего кроме дея-тельностной активности обучающихся еще методическую и организационную составляющие обеспечения обучения [2].

С учетом основных видов профессиональной деятельности выпускников юридического профиля вузов ФСИН России, установленных в ФГОС ВО (ВПО), практи-ко-ориентированное обучение можно охарактеризовать как динамическую единую педагогическую систему, включающую совокупность как практико-ориентирован-ных образовательных технологий, активизирующих у обучающихся мотивацию к освоению профессиональных компетенций и развивающих творческую деятельност-ную активность, так и средств нормативно-правового, программно-методического регулирования.

«В основе практико-ориентированного обучения должно лежать оптимальное сочетание фундаментального общего образования и профессионально-прикладной подготовки» [3].

В технологиях практико-ориентирован-ного обучения основу практической подготовки составляет отработка индивидуальных или групповых заданий, максимально приближенных по содержанию к будущей профессиональной деятельности. Высокая степень самостоятельности при поиске необходимой информации, требующейся при выполнении заданий, применение элементов системного анализа, определение причинно-следственных связей, формулировка выводов, выбор аргументов, обосновывающих принятое решение, продуктивность усвоения учебного материала - все это характеризует деятельностную активность обучающихся при грамотно организованном подходе к практико-ориентированной форме образовательного процесса. Важными элементами практико-ориентированно-го обучения являются все виды практики,

так как она проводится непосредственно в местах предполагаемой профессиональной деятельности выпускников.

Учитывая неразрывную связь практической подготовки с теоретическими знаниями, следует акцентировать внимание на практико-ориентированном подходе и к организации теоретической подготовки обучающихся, насыщении ее прикладными примерами, ситуациями из профессиональной деятельности, проблемными вопросами и логичной взаимосвязью с последующими практическими заданиями.

На наш взгляд, можно согласиться с обобщенной характеристикой, раскрывающей основы практико-ориентированного подхода в образовательном процессе высшего учебного заведения [4], основанной на следующих принципах:

- ориентация основной образовательной программы на предметную и функциональную составляющие профессиональной деятельности;

- овладение профессиональными компетенциями на основе практического применения знаний и умений в типовых, а также нестандартных ситуациях при решении прикладных задач;

- междисциплинарный характер проблемно-ориентированных и проектных учебных ситуаций, требующих самостоятельного поиска обучающимися оптимальных решений, включая использование информации из смежных областей знаний;

- непрерывное формирование прикладного профессионального опыта в течение всего периода обучения за счет чередования мероприятий практической подготовки, включая установленные учебным планом виды практики (учебную, производственную и преддипломную);

- применение практико-ориентирован-ных образовательных технологий, направленных на развитие у обучающихся высоких профессиональных, личностных качеств, ответственности, уверенности в выборе профессии, в своих силах, стремления к самосовершенствованию;

- создание условий для профессионального роста в период учебы с подготовкой к самостоятельной продуктивной творческой деятельности, решению нестандартных задач в профессиональной сфере.

В условиях очного обучения, при непосредственном контакте участников образовательного процесса, формы проведения учебных занятий, предусмотренные основной образовательной программой, учебным планом и расписанием занятий, в полной мере позволяют наполнить содержание обучения инновациями, способствующими творческому развитию личности, формированию осознанной мотивации к овладению требуемыми профессиональными компетенциями, приобретению необходимых знаний и навыков в сфере будущей профессиональной деятельности, а также самостоятельности в решении новых, нестандартных возникающих задач.

В условиях дистанционного формата обучения такие формы проведения занятий, как вебинар, видеотренинг, мастер-класс, занятие с привлечением практического работника, также обеспечивают реализацию практико-ориентированного подхода за счет возможности в условиях видеоконференции взаимодействия педагога с обучающимися и решения, обсуждения, разбора ситуаций практической деятельности юриста, кейсовых заданий.

Освоение обучающимися технических дисциплин, предусмотренных основной профессиональной образовательной программой высшего образования (учебным планом), имеет ряд специфических особенностей. К техническим дисциплинам, преподаваемым в образовательных организациях ФСИН России по направлению подготовки «Юриспруденция», специальности «Правоохранительная деятельность», можно отнести такие, например, как «Инженерно-технические средства охраны и надзора», «Специальная техника», «Информационные технологии в юридической деятельности», «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятель-

ности», «Информационная безопасность» и другие, предметом изучения которых в том числе являются естественно-научные основы принципов функционирования, устройства и использования технических средств.

Особенности освоения таких дисциплин заключаются, как правило, в том, что обучающимся часто трудно переключиться с формы подачи учебного материала как теоретического, так и практического характера на знания, умения и навыки, формирующие техническую составляющую профессиональных компетенций выпускника, так как в учебных планах направления подготовки и специальности превалируют дисциплины социального (гуманитарного) характера. В связи с этим сам учебный материал технического характера, обсуждаемые на занятиях вопросы, выполняемые практические действия требуют от обучающихся перестройки своей познавательной деятельности и способа мышления из-за различий в техническом, основанном на точных науках, технических объектах, и социальном (гуманитарном), ориентированном на социальные процессы, общественные отношения, образовании. Обучающимся требуется переключиться с привыкшего активно работать правого полушария головного мозга, отвечающего за творческую деятельность (эмоции, ассоциации, воображение), на левое, наиболее эффективно воспринимающее знаковую информацию, отвечающее за логику [5].

В силу этих особенностей целесообразно обратить внимание на образовательные технологии, позволяющие обеспечить эффективность формирования у обучающихся с юридическим профилем подготовки профессиональных компетенций практической деятельности, формируемых в технических учебных дисциплинах. Основу таких технологий может составить обучение с использованием продуктивных форм практической работы, позволяющих в соответствии с концепцией технического образования применять в профессиональной деятельности технические средства, проек-

тировать объекты с новыми техническими данными, исследовать и оптимизировать процессы с учетом технических характеристик объектов (технических средств).

К одной из форм продуктивной деятельности обучающихся можно отнести проектирование и моделирование. Такие формы учебной работы способствуют развитию самостоятельности поиска и принятия решения, формированию логического мышления. Задания, как правило, характеризуются высокой степенью дифференциро-ванности, решения не всегда должны иметь однозначный ответ. Все это способствует повышению творческой составляющей личности обучающихся. Технически реализация технологий проектного обучения, элементов моделирования обеспечивается соответствующим программным обеспечением, установленным на персональных компьютерах в соответствующих аудиториях или на одном из серверов и доступном при авторизованном доступе обучающихся к сетевым ресурсам вуза.

Однако в условиях реализации дистанционного формата обучения вход на эти ресурсы ограничен техническими возможностями информационно-коммуникационных средств этой варианта осуществления образовательной деятельности. Учебный процесс в данном случае строится на базе электронной информационной образовательной среды вуза, созданной на одной из цифровых платформ дистанционного обучения, такой, например, как модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment), и дополненной сервисами для проведения видеоконференций с целью онлайн-связи с обучающимися в ходе мероприятий учебного и воспитательного характера.

Работа на технике, освоение устройства, принципа действия, порядка применения, грамотной эксплуатации технических средств, использующихся в деятельности учреждений и органов ФСИН России может быть организована исключительно в

форме традиционного (очного) обучения с использованием объектов и средств учебно-материальной базы вуза. Удаленный режим работы обучающихся не предполагает посещения учебных аудиторий вуза и в связи с этим ограничивает возможности по контактам с объектами изучения, но этот фактор не может исключить соответствующие профессиональные компетенции из общего перечня требований к уровню подготовки выпускников.

В связи с этим в дистанционном формате обучения необходимо применять специальные учебные средства и технологии, позволяющие если не полностью, то хотя бы в большей части обеспечить практико-ори-ентированный подход к организации учебного процесса. При изучении технических дисциплин этими средствами могут быть виртуальные лаборатории, компьютерные обучающие системы, симуляторы (имитаторы) технических устройств.

Симулятор технического средства представляет собой виртуальную среду, позволяющую обучающимся отрабатывать практические навыки, в том числе и дистанционно, при этом формируются компетенции, которые могут быть перенесены в реальную практическую деятельность. Си-муляторы фактически отражают внешний вид, принцип работы и порядок использования моделируемого технического средства. В симуляторах реализуется принцип обучения через действие. В программные средства симуляции встроены технологии контроля и поэтому обеспечивается точная оценка действий обучающихся. Симуляционные, или имитационные, формы предполагают интерактивную технологию обучения и дифференцированный подход, так как практические действия выполняются индивидуально, от манипуляций, выполняемых обучающимся зависит реакция имитатора, и она точно соответствует реакции технического аналога. Для реализации таких технологий, возможно, потребуется использование облачных ресурсов.

Применение симуляторов в дистанционном образовании требует соответствующего методического обеспечения занятий. Нужно подробно описать условия использования симулятора, при необходимости - порядок установки требуемого программного обеспечения на персональном компьютере или смартфоне обучающегося, алгоритм его действий и соответствующие реакции симулятора, алгоритм действий преподавателя, формы обратной связи для координации работы обучающихся, состав отчетности о выполненной работе, критерии оценки практических действий.

В качестве симулятора носимых средств радиосвязи можно использовать программное обеспечение «Онлайн-рация Про» [6]. Приложение устанавливается как на персональный компьютер, так и на смартфон, имеет интерфейс, повторяющий реальную носимую рацию, обеспечивает сканирование и выбор каналов связи. Пользователи, настроенные на выбранный канал, могут осуществлять прием и передачу сообщений, удерживая виртуальную кнопку «PTT».

Компьютерная обучающая система (КОС) представляет собой, как правило, совокупность нескольких программных модулей, предназначенных для самостоятельного освоения обучающимися определенных разделов дисциплины, формирования и совершенствования отдельных профессиональных компетенций. КОС обычно содержит функциональные блоки, обеспечивающие изучение материала, реализующие оценочные средства, имитирующие интерфейсы, объекты или процессы, моделирующие интерактивное взаимодействие с субъектом образовательного процесса и дополненные справочной информацией.

Одним из вариантов КОС является мультимедийная обучающая система, построенная по принципу тренажера - имитатора технического средства. Такая система может быть создана как средствами объектно-ориентированного программирования типа Delphi, Visual Basic, Power Builder, так и стандартными приложениями типа

PowerPoint. Интерактивная составляющая такой обучающей системы основывается на графических изображениях объекта изучения и представляет собой динамически меняющуюся под воздействием обучающегося на виртуальные органы управления картину, дополненную аудиовизуальными эффектами. Интерфейс имитируемого объекта, отображаемый на экране монитора персонального компьютера, полностью повторяет внешний вид, органы управления и индикацию реального технического средства. Такое интерактивное средство обучения позволяет отрабатывать практические навыки работы на технике с максимальным приближением к реальным условиям. Встроенные в сетевые ресурсы электронной информационной образовательной среды интерактивные модули, реализующие КОС, обеспечат доступ всех авторизованных пользователей к работе с таким тренажером, сохраненные в базе данных результаты работы с тренажером позволят оценить теоретическую подготовку и сформированные практические навыки обучающихся, а интерактивный характер дистанционного обучения позволит осуществить взаимодействие с преподавателем, при необходимости реализовать корректирующие мероприятия.

Наиболее простыми для выполнения в виде КОС техническими средствами являются поисковая техника типа металло-детекторов, досмотровое оборудование, средства оперативно-диспетчерской и факсимильной связи. Такие КОС могут быть разработаны преподавателями вуза при поддержке специалистов подразделений по внедрению и использованию технических средств обучения, а также обучающимися -в рамках работы научных кружков кафедр технического профиля или информационных технологий.

Более сложными и трудоемкими для разработки могут стать КОС с имитацией работы автоматизированных рабочих мест сотрудников учреждений и органов ФСИН России или пультов управления техниче-

скими средствами охраны (ПУТСО). Такая задача при включении в соответствующие планы может быть реализована для образовательных организаций ФКУ НИИИТ ФСИН России. Однако отдельные элементы создать в условиях вуза все-таки возможно, например интерфейс мнемонической схемы запретной зоны системы охраны объекта, отображаемой на мониторе часового-оператора ПУТСО. На имитаторе такой схемы можно отрабатывать практические навыки оценки состояния рубежей обнаружения, защищенности участков периметра, оперативного реагирования на срабатывания средств обнаружения и на основе этих данных - оформления установленных формализованных документов.

Для выполнения обучающимися инженерных расчетов, выбора и обоснования параметров технических средств, исследования процессов, связанных с эффективной работой технических средств, в дистанционной форме проведения учебного процесса возможно применение различных онлайн-калькуляторов и ресурсов виртуальных лабораторий. Эти средства являются общедоступными, нередко бесплатными сервисами, размещенными в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на специализированных онлайн-ресурсах инженерного профиля. Известны и широко используются математические, физические, статистические, 1Т-, радиотехнические, фотографические, электротехнические, спутниковые, навигационные онлайн-калькуляторы и другие. Наибольший интерес и прикладное значение имеют калькуляторы, позволяющие на основе выполненных вычислений определить параметры технического средства в зависимости от условий применения, провести исследование, определить оптимальные характеристики и обосновать свой выбор. Такими вычислительными и исследовательскими возможностями обладают виртуальные лаборатории.

Виртуальные лаборатории, размещенные на онлайн-ресурсах, в условиях дис-

танционного обучения позволяют формировать отдельные компетенции практического характера вне материальной базы образовательной организации. В качестве примеров рассмотрим некоторые виртуальные ресурсы, нашедшие применение в подготовке обучающихся по дисциплине «Инженерно-технические средства охраны и надзора» при реализации дистанционных образовательных технологий [7].

При проведении лабораторных работ по вопросам организации радиосвязи используется виртуальная лаборатория «Расчет дальности прямой видимости» интернет-сервиса 3G-Aerial [8]. Этот информационный ресурс на основе виртуальных вычислений обеспечивает оптимизацию взаимного расположения антенн средств радиосвязи между территориальным органом ФСИН России и учреждениями уголовно-исполнительной системы (УИС). С учетом дальности прямой видимости можно подобрать оптимальные значения высоты размещения антенн. Программные и графические возможности онлайн-каль-кулятора LinkTest «Построение профиля радиотрассы» [9] позволяют визуально проверить правильность выбранных параметров.

При изучении систем охранного телевидения используется интернет-сервис Video-Praktik.ru [10]. Этот ресурс дает возможность исследовать параметры видеокамер для трех задач видеонаблюдения - обнаружения человека, идентификации незнакомого, чтения автомобильного номера, а также подобрать оптимальное соотношение характеристик объектива видеокамеры для обеспечения требуемого угла обзора на участках учреждений УИС, опасных в отношении совершения перебросов и побегов. На основе использования ресурсов виртуальной лаборатории «Калькулятор объективов» компании JVSG [11] с использованием наглядной интерактивной модели осуществляется выбор камеры видеонаблюдения из общей базы основных производителей. Интерфейс виртуальной

лаборатории за счет графических средств наглядно отображает контролируемую выбранной видеокамерой территорию и позволяет визуально оценить правильность результатов исследований.

Практика использования интерактивных виртуальных ресурсов в совокупности с методикой практико-ориентированного обучения на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий и цифрового контента свидетельствует о повышении творческой активности обучающихся, развитии мотивации к самореализации в профессии, совершенствовании профессиональной компетентности. С использованием дистанционных образовательных технологий возможно эффективно реализовать элементы практикумов технических дисциплин. При этом занятия характеризуются эмоциональной вовлеченностью обучающихся в практическую деятельность, высокой степенью индивидуальности, самостоятельности.

Подготовка высококвалифицированных специалистов юридического профиля для учреждений и органов ФСИН России является важной ведомственной задачей. Повышение эффективности подготовки выпускников требует перехода на современные прогрессивные формы органи-

зации учебного процесса. В современных условиях цифровой трансформации УИС, а также сложной эпидемиологической обстановки дистанционные образовательные технологии, реализуемые образовательными организациями ФСИН России, обеспечивают «создание методологической и технологической основы для формирования и развития компетенций сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в целях выполнения мероприятий по цифровой трансформации» [12], а также позволяют реализовать практико-ориентированное обучение на основе использования современных цифровых ресурсов в условиях отсутствия непосредственного контакта обучающихся с объектами учебно-материальной базы вуза.

По нашему мнению, при дистанционной форме организации образовательного процесса практико-ориентированное обучение с использованием виртуальных ресурсов технического (инженерного) профиля по отдельным дисциплинам учебного плана является одним из эффективных способов интенсификации освоения обучающимися профессиональных компетенций, требующихся выпускникам в соответствии с программой подготовки.

1. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 02.12.2019 № 403-Ф3 // СЗ РФ. 09.12.2019 (часть V). № 49, ст. 6962.

2. Ситникова К. О., Булдакова Н. В. Сущностные характеристики практико-ориентированной подготовки будущих юристов // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6 : сетевое издание. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30244 (дата обращения: 14.09.2022).

3. Полисадов С. С. Практико-ориентированное обучение в вузе // Известия Томского политехнического университета. 2014. № 2. С. 23.

4. Эктов А. В. К вопросу о практико-ориентированном дистанционном обучении в гуманитарном вузе // Педагогическое образование в России. 2016. № 5.

5. Таненкова Т. В. Особенности реализации дифференцированного подхода к математическому образованию студентов с учетом полушарной асимметрии // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6 : сетевое издание. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7727 (дата обращения: 14.09.2022).

6. Онлайн-рация Про PTT // APKfun.com : [сайт]. URL: https://apkfun.com/ru/Online-Walkie-Talkie-Pro. html (дата обращения: 14.09.2022).

7. Карабанов Р. М. Использование ресурсов виртуальных лабораторий в практикуме дистанционного формата обучения // Актуальные вопросы совершенствования системы подготовки сотрудников уголов-

но-исполнительной системы с применением информационных компьютерных технологий : сборник материалов научно-практического семинара (Вологда, 28 окт. 2021 г.). Вологда, 2022. С. 63-71.

8. Расчет дальности прямой видимости // 3G-Aerial : [сайт]. URL: https://3g-aerial.biz/onlajn-raschety/ dopolnitelnye-raschety/raschet-dalnosti-pryamoj-vidimosti (дата обращения: 14.09.2022).

9. Построение профиля радиотрассы // LinkTest : [сайт]. URL: https://www.linktest.ru/#poe (дата обращения: 14.09.2022).

10. Расчет фокусного расстояния камеры видеонаблюдения // Video-Praktik.ru : [сайт]. URL: https://video-praktik.ru/kalkulyator_fr.html (дата обращения: 14.09.2022).

11. Калькулятор объективов // JVSG : [сайт]. URL: https://www.jvsg.com/calculators/ru/kalkulator-objektivov/ (дата обращения: 14.09.2022).

12. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года : распор. Правительства Рос. Федерации от 29.04.2021 № 1138-р // СЗ РФ. 17.05.2021. № 20, ст. 3397.

1. On amendments to the Federal Law «On Education in the Russian Federation» and certain legislative acts of the Russian Federation : feder. Law of December 2, 2019 No. 403-FL // OG RF. 12/09/2019 (part V). No. 49, Art. 6962.

2. Sitnikova K. O., Buldakova N. V. Essential characteristics of practice-oriented training of future lawyers // Modern problems of science and education. 2020. No. 6 : online edition. URL: https://science-education.ru/ru/ article/view?id=30244 (date of access: 09/14/2022).

3. Polisadov S. S. Practice-oriented education at the university // Bulletin of the Tomsk Polytechnic University. 2014. No. 2. P. 23.4. Ektov A. V. On the issue of practice-oriented distance learning in a humanitarian university // Pedagogical education in Russia. 2016. No. 5.

5. Tanenkova T. V. Features of the implementation of a differentiated approach to the mathematical education of students, taking into account hemispheric asymmetry // Modern problems of science and education. 2012. No. 6 : online edition. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7727 (date of access: 09/14/2022).

6. Online walkie-talkie Pro PTT // APKfun.com : [website]. URL: https://apkfun.com/en/Online-Walkie-Talkie-Pro.html (date of access: 09/14/2022).

7. Karabanov R. M. Using the resources of virtual laboratories in a distance learning workshop // Topical issues of improving the system for training employees of the penitentiary system using information computer technologies: proceedings from a scientific and practical seminar (Vologda, October 28, 2021) . Vologda, 2022, P. 63-71.

8. Calculation of the line-of-sight range // 3G-Aerial : [website]. URL: https://3g-aerial.biz/onlajn-raschety /dopolnitelnye-raschety/raschet-dalnosti-pryamoj-vidimosti (date of access: 09/14/2022).

9. Building a radio path profile // LinkTest: [website]. URL: https://www.linktest.ru/#poe (date of access: 09/14/2022).

10. Calculation of the focal length of a video surveillance camera // Video-Praktik.ru : [website]. URL: https: //video-praktik.ru/kalkulyator_fr.html (date of access: 09/14/2022).

11. Lens calculator // JVSG : [website]. URL: https://www.jvsg.com/calculators/ru/kalkulator-objektivov / (Accessed 09/14/2022).

12. On the Concept for the development of the penitentiary system of the Russian Federation for the period up to 2030 : order of Government of Russian Federation dated April 29, 2021 No. 1138-r // OG RF. May 17, 2021. No. 20, Art. 3397.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.