Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН ГРАФИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН ГРАФИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тархан Ленуза Запаевна, Усеинова Ленара Юсуфовна, Велиляева Зера Руслановна

Цель исследования - раскрыть особенности организации изучения дисциплин графической направленности в информационной образовательной среде. В статье рассматриваются основные способы применения систем автоматизированного проектирования в учебном процессе. Отмечены затруднения, возникающие у обучающихся при изучении систем автоматизированного проектирования и графических редакторов векторной графики при дистанционном формате обучения и выполнении самостоятельной внеаудиторной работы. Научная новизна заключается в описании отдельных аспектов организации изучения систем автоматизированного проектирования будущими педагогами профессионального обучения швейного профиля в условиях дистанционного обучения. В результате выявлены условия организации обучения работе в системах автоматизированного проектирования при выполнении обучающимися практических и лабораторных работ, которые позволяют повысить эффективность проведения занятий при дистанционной форме обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тархан Ленуза Запаевна, Усеинова Ленара Юсуфовна, Велиляева Зера Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF STUDYING GRAPHIC DIRECTION SUBJECTS IN THE INFORMATIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The purpose of the study is to reveal the peculiarities of studying graphic disciplines in the information environment. The article discusses the main ways of using system-aided design in the educational process. The difficulties encountered by students in the study of computer-aided design and graphic editors of vector graphics in a distance learning format and performing independent extracurricular work are noted. The scientific novelty lies in the description of the teaching methodology for working with computer-aided design systems for teachers of vocational training in the sewing profile in the context of distance learning. As a result, the methods of increasing the effectiveness of teaching in computer-aided design were revealed in the course of practical and laboratory work being taught.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН ГРАФИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие ВЫВОДЫ.

1. Проектирование современного урока иностранного языка понимается как моделирование педагогической структуры урока с учетом специфики обучения иностранному языку, включающее разделение урока на инвариантные и вариативные этапы и описание цели, задач, содержания, методов и приемов, организационных форм проведения урока,

2. Смешанное обучение представляет собой интегрированный процессобучения, который контролируется и направляется преподавателем в форме личного общения или его виртуального присутствия,

3. "Flipped Classroom" ("перевернутый класс") представляет собой вариант модели смешанного обучения, проектирование урока иностранного языка в формате "Flipped Classroom" предполагает интеграцию сегментов традиционного и электронного обучения иностранному языку.

Итак, проектирование урока иностранного языка в формате "Flipped Classroom" предполагает, что концепция урока-лекции и домашнего задания "переворачивается" то есть обучающийся смотрит лекцию по определенной теме дома перед уроком, а время урока посвящается практической работе, проектам и обсуждению, Л ингвометодический потенциал данного формата обучения заключается в том, что на таком уроке происходит активное

изучение школьниками учебного материала, формируется сильная мотивационная база, изменяются цели урока.

Литература:

1. Колесников A.A. Как организовать дифференцированный урок иностранного языка / A.A. Колесников // Иностранные языки в школе. - 2021. -№1.- С. 28-33.

2. Колесников A.A. Современный урок иностранного языка: проблемы организации и возможные решения / A.A. Колесников // Иностранные ЯЗЫ КИ В школе. - 2017, - № 11. - С. 22-33.

3. Салистра ИД. К вопросу о системе уроков иностранного языка / И. Д. Салистра // Иностранные ЯЗЫКИ В школе." 201 I.- №8.-С 24-32.

4. Bergmann J., & Sams A. Flipyour classroom: Reach every student in every class every day. Eugene, OR; ISTE, 2012. - 124 p.

5. UuS,, LinY. Application of the flipped classroom English teaching // Innovative pedagogical technologies: materia Is VII Internatiofial, scientific conf. (Kaza n, Qctobe r 2017). - Kazan: Beech, 2017. - p. 9-17. - Available at https:/ /moluch, ru/conf/ped/arch'rve/271/13051/.

6. Mickenbecker-Soubai B, Interkuiturelles Lernen / / Frühes Deutsch, Nr. 1/ 2004. - S. 10-13, (Goethe-Institut).

7. TuckerB.TheFlipped Ciassroom-Online Instruction At Home Frees Time Class For Learning. Education Next, 2012. - pp. 82-83. Available at: http:// www, m suedtechsan d box. с о rn/M A ETE Ly 2 - 2015 / wp-content / uploads / 2015/07 / the„flipped_ classroom_article_2.pdf

8. Zappe, 5. E.r Leicht, R., Mess net, J., & Litzinger, T. "Flipping" the classroom to explore active learning in a large undergraduate course. Proceedings from A5EE, 2009: Annual Conference of the American Society for Engineering Education. Austin, IX. - pp. 1-21.

CU

ftj О CU

Q-<

X

OJ 3-

S

319

ORGANIZATION OF STUDYING GRAPHIC DIRECTION SUBJECTS IN THE INFORMATIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Tarkhan Lenuza Zapaevna, DSc of Pedagogical sciences, Professor Useinova Lenara Yusufovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor VelHyaeva Zera Ruslanovna, Postgraduate student

Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Simferopol, Republic of Crimea

The purpose of the study is to reveal the peculiarities of studying graphic disciplines in the information en vironment. The article discusses the main ways of using system-aided design in the educational process. The difficulties encountered by students in the study of computer-aided design and graphic editors of vector graphics in a distance learning format and performing independent extracurricular work are noted. The scientific novelty lies in the description of the teaching methodology for working with computer-aided design systems for teachers of vocational training in the sewing profile in the context of distance learning. As a result, the methods of increasing the effectiveness of teaching in computer-aided design were revealed in the course of practical and laboratory work being taught.

Keywords: graphic literacy; digital literacy; distance learning; information and communication technologies; graphic information; computer-aided design systems; vocational training.

DOI 10.24923/2222-243X.2022-42.61

> <

о

УДК 378

ВАК РФ 5.8.2/13,00.02

® ТарханЛ.З., 2022 ® Усе и нова Л, Ю„ 2022 0 Велиляева З.Р., 2022

ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН ГРА ФИ ЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВ А ТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Цель исследования - раскрыть особенности организации изучения дисциплин графической направленности в информационной образовательной среде. В статье рассматриваются основные способы применения систем автоматизированного проектирования в учебном процессе. Отмечены затруднения, возникающие у обучающихся при изучении систем автоматизированного проектирования и графических редакторов векторной графики при дистанционном формате обучения и выполнении самостоятельной внеаудиторной работы. Научная новизна заключав тся в описании о тдельных аспектов организации изучения систем автоматизированного проектирования будущими педагогами профессионального обучения швейного профиля в условиях дистанционного обучения. В результате выявлены условия организации обучения работе в системах автоматизированного проектирования при выполнении обучающимися практических и лабораторных работ, которые позволяют повысить эффективность проведения занятий при дистанционной форме обучения. Ключевые слова: графическая грамотность; цифровая грамотность; дистанционное обучение; информационно-коммуникационные технологии; графическая информация; системы автоматизированного проектирования; профессиональное обучение.

< а

320

ТА РХА НЛенуза Запаевна, доктор педагогических наук, профессор

УСЕИНОВА Ленара Юсуфовна, кандидат педагогических наук, доцент

ВЕЛИЛЯЕВА Зера Руслановна, аспирант

Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, Симф ерополь

Введение

Объем научно-технической информации нарастает лавинообразно, при этом поток информации продуцируют ученые и инженеры различных стран, информация представляется на различных языках, но несмотря на это практически все они используют один универсальный международный язык - язык графики.

Эффективное формирование графической грамотности у обучающихся, в том числе и будущих педагогов профессионального обучения, требует определенных организационных условий, таких как доступ к оснащенным техническими, программными средствами и системами автоматизированного проектирования лабораториям. Однако в условиях дистанционного обучения или при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы у обучающихся нет возможности использовать оборудование и программное обеспечение лабораторий учебного заведения. В этой связи актуальность данного исследования заключается в том, что существует необходимость трансформации методов и средств формирования графической грамотности в условиях информатизации учебного процесса подготовки педагогов профессионального обучения.

Цель исследования структурировала следующие задачи-. 1} рассмотреть способы внедрения систем автоматизированного проектирования в учебный процесс; 2) определить влияние внедрения дистанционной формы обучения на изучения дисциплин графической направленности; 3) описать организационные условия повышения эффективности изучения дисциплин графической направленности в информационной образовательной среде.

В данной работе применяются следующие методы исследования. изучение источников литературы, анкетирование и анализ графических работ обучающихся инженерно-технологического факульте-та государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Крым "Крымский инженерно-педагогический университет имени февзи Якубова".

Теоретической базой исследования послужили публикации И.А. Алябина, Е.И. Бровко, К.Ю. Гревцова, С.Ю. Двининой, О,В. Демь-

яновой, Я.В, Дмитриева, Е.О. Евтеевой, В.И. Ива-щенко, Р.В. Каменева, A.M. Лейбова, М.Ю. Мо-лодцовой, P.P. Переверзевой, A.B. Рычковой, З.Н. Сейдаметовой, Л.В. Соловацкой, Л.З. Тархан, С-Л. Хасановой, P.P. Ягафаровой, а также Энди Лузе и Джули Рурш.

Практи ческа я зна чимость и ссп е до ва н и я за к-лючается в том, что были описаны некоторые аспекты организации изучения дисциплин графической направленности в информационной образовательной среде, позволяющие повысить эффективность формирования графической грамотности обучающихся.

Основная часть

Способность анализировать, читать, интерпретировать, создавать и оперировать графическими образами, создавать чертежи относится к основным признакам графической грамотности личности [1]. При этом, если ранее создание и оперирование графическими образами осуществлялось на бумаге с помощью механических инструментов для черчения и изображения, то сейчас, с развитием компьютерных технологий, для данных целей используются графические редакторы векторной графики и системы автоматизированного проектирования.

В условиях информатизации производственных и образовательных процессов речь идёт об интеграции цифровой и графической грамотности, так как обучающимся кроме владения графическими знаниями и умениями, необходимы также элементарные, а иногда и продвинутые навыки использования компьютера.

Вопрос подготовки будущих специалистов к деятельности, связанной с чтением и созданием технической документации и чертежей, особенно вусловиях возросшегозначения систем автоматизированного проектирования (САПР) в промышленности, и с возросшей долей самостоятельной работы обучающихся и применением дистанционных форм обучения, становится особенно актуальным. При этом вопросэтот состоит из двух самостоятельных аспектов:

1. Каким образом обучить будущих специалистов работать в программах для двухмерного и трехмерного моделирования, в системах автоматического проектирования.

2. Как в условиях дистанционного обучения или при условиях большой доли самостоятельной работы организовать работу обучающихся с необходимым программным обеспечением?

Вопросу формирования графической грамотности посвящены работы СМ. Танеева,

P.M. Горбатюка, З.Н. Сейдаметовой, Л .3. Тархан, A.A. Ляминовой, И.В. Шалашовой и других. Вопросы обучения специалистов работе в программах для двухмерного и трехмерного моделирования, обучению работе в системах автоматизированного проектирования были рассмотрены в работах М.Ю. Молодцо-вой, A.B. Рычковой, которые отмечают, что изучение программдвухмерного и трехмерного моделирования - актуальная проблема как для будущих специалистов различных отраслей производства, так и для будущих педагогов профессионального обучения [8; 9; 10].

Необходимость внедрения в программы подготовки специалистов систем автоматизированного проектирования, как отмечает Р.В. Каменев, положительно отразится на эффективности профессионального обучения, но при этом он подчеркивает, что для полноценного внедрения САПР в образовательный процесс необходимо и дидактически и методически пересмотреть организацию самого процесса профессиональной подготовки [7].

Так, Р.В. Каменев рассматривает несколько вариантов внедрения САПР в учебный процесс:

- сопровождение аудиторных занятий, предполагающий использование графических систем для подготовки различных мультимедийных презентационных материалов;

- применение преподавателем графической системы для демонстрации решения типовых задач с применением различного аппаратного обеспечения (мультимедиа проектор, интерактивная доска);

- использование САПР как инструмента для выполнения обучающимися двухмерного и трехмерного моделирования [7].

Использование САПР как инструмента для выполнения обучающимися различных заданий позволяет подготовить будущих специалистов к актуальным производственным задачам. Овладение техникой визуализации научно-технической информации, умение представить её в виде ясного и простого чертежа или доступной схемы имеют большое значение как для преподавателя, готовящего лекцию или дидактический материал, так и для инжене ра, представля ющего свои технические решения.

На ряду с внедрением в образовательный процесс изучения САПР, наблюдается и тенденция к повышению доли самостоятельной работы, сокращения лекционных и практических занятий. В связи с этим обучающиеся сталкиваются с возросшейдолей заданий, которые

> <

о

< а

322

необходимо выполнятьсамостоятельно, преподаватели же сталкиваются с необходимостью создания условий для успешной самостоятельной работы обучающихся. Дистанционное обучение, которое получило широкое распространение в связи со сложившейся в 2020-2021 гг. эпидемиологической ситуацией, также остро поставило вопрос организации учебного процесса с применением САПР,

Несмотря на то, что, казалось бы, компьютерный цикл дисциплин не должен был терять эффективности при переносе его в дистанционный формат, анализируя графические работы, выполненные обучающимися по профи-лизации "Технология и дизайн одежды" Крымского инженерно-педагогического университета имени февзи Якубова, при работе в очной и дистанционной формах показал, что результаты освоения обучающимися таких дисциплин, как "Компьютерная графика в отрасли", "Компьютерное конструирование одежды1^ "Компьютерное дизайн-проектирова-ние швейных изделий" и "Основы САПР одежды" стали значительно ниже. Был проведен опрос, в котором участвовали обучающиеся инженерно-технологического факультета, который подтвердил наше предположение. На вопрос о том, каким образом обучающиеся предпочитают строить чертежи, большинство (41,7%) отметили, что чаще выполняют построения вручную, так как испытывают сложности с использованием графических редакторов и САПР, отмечая свой уровень владения ими как "низкий". При этом 24,7% респондентов заявили, что не владеют навыками работы в САПР и 25,3% обучающихся отметили уровень своего владения графическими редакторами и САПР как "удовлетворительный", и только 8,3% оценили уровень владения САПР и графическими редакторами как "высокий".

Сложности в организации как самостоятельной работы обучающихся, в особенности внеаудиторной, так и дистанционной формы обучения графического цикла дисциплин с изучением компьютерной инженерной графики и САПР обусловлены следующими причинами:

- низкая цифровая грамотность обучающихся, что подтверждается исследованиями И.А. Алябина, Е.И. Бровко, С.Ю. Двининой, О-В, Демьяновой, Я.В. Дмитриева[3];

- низкий уровень графо-геометрической подготовки;

- отсутствие технических возможностей у обучающихся работать с программным обеспечением. К ним можно отнести недостаточ-

ную мощность персональных компьютеров, так как большинство систем автоматизированного проектирования и графических редакторов векторной графики имеют высокие системные Требования. К тому же, большинство учебных или демонстрационных версий программ не позволяют сохранять выполненные чертежи, что в конечном итоге осложняет, как проверку выполненных работ, так и снижает мотивацию обучающихся к проектной графической деятельности по причине того, что нет возможности сохранить конечный результат работы.

Если первые две причины (низкий уровень цифровой грамотности и графо-геометричес-кой подготовки) возможно преодолеть не посредствен но в учеб ном процессе, применяя различные методы и методики активизации познавательной деятельности, используя дополнительные методические и дидактические материалы, то отсутствие технических возможностей у обучающихся выполнять работу на персональном компьютере вне учебного заведения ставит педагога перед проблемой: каким образом организовать дистанционное обучение или самостоятельную работу, так, чтобы все обучающиеся имели доступ к программному обеспечению.

Рассмотрим для примера три системы автоматизированного проектирования, которыми в ходе изучения дисциплин специальной направленности пользуются обучающиеся профиля подготовки "Декоративно-прикладное искусство и дизайн" профилизации "Технология и дизайн одежды" в КИПУ имени Февзи Якубова: "КомпасЗО", "Л)1м* и "С1оЗО". Каждая из них имеет свою специфику, преимущества и сложности при изучении обучающимися.

Так, к преимуществам "Компас 30" можно отнести интуитивность интерфейса, наличие учебной версии, позволяющей устанавливать и пользоваться ею безвозмездно для обучающихся, невысокие системные требования при установке приложения и работе. Однако существует несовместимость для чтения файлов созданных в различных версиях данной САПР, Обучающиеся и преподаватель сталкивается с проблемой, когда чертежи, выполненные в поздних версиях программы, не открываются в ранних из-за их несовместимости. Обучающиеся также сталкиваются с некоторыми различиями интерфейса разных версий программ, что на ранних этапах освоения, когда обучающиеся выполняют упражнения репродуктивного характера, чаще повторяя их за преподавателем по видео-образцу, могут приводить к затруднениям и недопониманию материала.

Рассмотрим САПР "Julivi". Это специализированная САПР для швейного производства с большим количеством специализированных операций построения, которые необходимо освоить обучающимся в ходе занятий. Компа-ния-разработчик предлагает обучающимся швейного профиля бесплатно устанавливать данный программный продукт, однако, как показывает практика, большинство обучающихся не имеют персональных компьютеров с требуемыми системными характеристиками, что делает установку невозможной.

Программа для трехмерного моделирования одежды "Clo3D" не имеет учебной версии. Для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы обучающимся необходимо устанавливать демо-версию программы, которая действует в течение 30 дней с момента установки без возможности сохранения выполненного проекта, В таких условиях обучающимся крайне сложно осваивать инструментарий программы, так как разрабатываемые ими проекты должны быть выполнены от начала и до конца в кратчайшие сроки - за один сеанс, иначе ранее выполненные проектные процедуры не сохранятся. При этом оценить работу обучающихся можно только по скриншотам или видео-записям экрана, что существенно снижает возможности проверки правильности выполненной работы.

Педагогами были предложены различные способы устройства дистанционных курсов и самостоятельной работы студентов при изучении систем автоматизированного проектирования, К примеру, Р.В. Каменев и A.M. Лейбов предложили разработку дистанционного курса по изучению прикладных библиотек САПР "Компас 3D" в информационно-образовательной среде "Moodle", рекомендуя задействовать различные доступные в "Moodle" инструменты интерактивности, относя к ним форумы, чаты, тестирования и прочее [6].

Концепцию организации рабочего места студента при обучении основам автоматизированного проектирования предложили В И. Иващенко, Л.В. Соловацкая. Данная концепция основывается на гипотезе о возможности развития внутреннего информационного пространства учащегося таким образом, чтобы обеспечить ему максимальную доступность основной и вспомогательной информации для изучения предметной области и выполнения конкретного задания [5],

Однако при изучении компьютерного цикла дисциплин мало организовать доступ к теоретическому материалу, необходим именно

доступ к программным продуктам, которые выступают инструментом для освоения теоретического и практического материала.

Обращаясь к опыту педагогов, преподающих естественнонаучные дисциплины, которые также столкнулись со сложностями при организации дистанционного обучения, можно отметить успешность такого мультимедийного интерактивного средства, как виртуальная лаборатория. Виртуальная лаборатория представляет собой среду, имитирующую интерфейсом инструменты учебной лаборатории. Виртуальные лаборатории могут быть двух типов. Первый тип - лабораторная установка с удаленным доступом, включающая в себя настоящую лабораторию; программное и аппаратное обеспечение для управления установкой, получения и передачи данных. Второй тип, чаще применяемый в образовательном процессе, представляет собой интерактивный симу-лятор, моделирующий на компьютере все изучаемые процессы [2],

Исследователи Е.О. Евтеееа, P.P. Переверзе-ва, СЛ. Хасанова, Р.Р. Ягафарова отмечают, что виртуальные лаборатории обладают такими достоинствами, как отсутствие необходимости приобретения дорогих расходных материалов, наглядность изучаемых процессов, отсутствуют сложности с хранением оборудования и расходных материалов, безопасность, индивидуализация учебного процесса и возможность проведения лабораторных работ в рамках дистанционного обучения [4, 12]. Такого рода лаборатории разработаны для следующих дисциплин: химия [4], физика, математика, биология, механика [2] - для моделирования поведения объектов реального мира в компьютерной образовательной среде.

Однако большинство виртуальных лабораторий, применяемых в учебном процессе, рассмотренные вышеупомянутыми авторами, представляют собой интерактивную среду, которая имеет заранее прописанное количество сценариев, по которым могут пойти исследования или работа. То есть, они представляют собой синтез интерактивного мультимедийного учебника с симулятором. Приложения такого рода хорошо справляются с задачами при организации дистанционных лабораторных работ по дисциплинам естественнонаучного цикла. Но, с нашей точки зрения, для лабораторных и практических работ при изучении таких дисциплин, как САПР одежды или компьютерное конструирование одежды (учитывая будущую профессиональную деятельность обучающихся), важно организовать работу

> <

О

< CI

324

именно с доступом к программному обеспечению, изучение которого предусмотрено программой обучения, что также согласуется с требованиями ФГОС ВО о программном и техническом обеспечении учебного процесса образовательной организацией [11].

В своей работе "Использование сетевого испытательного стенда виртуальной лаборатории для облегчения практического обучения в рамках сетевого курса" Энди Лузе и Джули Рурш утверждают необходимость виртуальных лабораторий нового типа и сетевого взаимодействия при организации дистанционного обучения, Ими отмечается, что компьютерные и инженерные курсы требуют проведения практических занятий, которые можно организовать виртуально с применением сетевых технологий [13],

Положительным опытом при организации лабораторных и практических работ, при изучении таких дисциплин,как основы САПР одежды, компьютерное конструирование одежды, было использование возможностей работы с удал е нны мподключениемксерверус уста нов-ленными необходимыми программами для работы с векторной графикой и системами автоматизированного проектирования. При такой организации обучающиеся могут работать со своего устройства, не устанавливая программное обеспечение на свой персональный компьютер. Также преимуществом такой организации является удобство сохранения и проверки работ, возможность групповой работы над проектом, так как все созданные файлы чертежей и моделей можно хранить на общем сервере.

Заключение

Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие ВЫВОДЫ.

1. Для полноценного изучения САПР и формирования у обучающихся графической грамотности в образовательном процессе необходимо дидактически и методически пересмотреть организацию самого учебного процесса изучения дисциплин графической направленности, особенно в условиях информатизации образовательной среды и внедрении дистанционных технологий обучения.

2. Методы и средства обучения дисциплинам, направленным на формирование графической грамотности в информационной среде, особенно при дистанционном обучении требуют совершенствования, так как анализ графических работ обучающихся и анкетирование показали снижение результативности обучения при внедрении дистанционных тех-

нологий обучения. Это обусловлено несколькими факторами, в числе которых низкая цифровая грамотность и уровень графо-геометри-ческой подготовки обучающихся, а также отсутствие технических возможностей у обучающихся работать с программным обеспечением в дистанционной форме обучения.

3. Опыт педагогической деятельности, полученный при разработке и внедрении дистанционных курсов для изучения таких дисциплин, как основы САПР одежды, компьютерное конструирование одежды, показал положительную динамику успеваемости и рост мотивированности студентов при использовании удаленного доступа к серверу с установленными программами и системами автоматизированного проектирования, которыми обучающиеся пользовались при выполнении графических работ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература:

1. Велиляева З.Р. Графическая грамотность педагога профессионального обучения / З.Р. Велиляева, Л.З. Тархан // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ)- Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет. - 2021. - № 3 (6). - С. 92-102. URL https://www,elibrary.m/iterri.asp?i d=46136687 (дата обращения: 12.11.2021).

2. Гревцов К,Ю, Виртуальные лаборатории и интерактивные симуляторы: назначение и возможности на уроках естественнонаучного цикла / К.Ю. Гревцов, Û.E. Кадеева // Ученые записки университета Лесгафта.- 2020. - № 12 (190). URL: https:/ / с у be г I е n i ri ka, i u/a rt i d e/n /v i it ua I n ye - ta borato ri i - i -i ntera ktiv nye-sirnulyatory-naznachenie-i-vozm ozh n osti-na-u roka h-e stestve nnona uc h n og o-tsikla (дата обращения:07.11.2021).

3. Дмитриев Я.В, Развитие цифровых навыков у студентов ВУЗов: де-юре vs де-факто/Я,В, Дмитриев, И.А. Алябин, Е.И. Бровко, С.Ю. Двинина, О.В. Демьянова //Университетское управление: практика и анализ / University Management: Practice and Analysis - 2021. - № 25(2}. - С 59-79.

4. Евтеева E.O, Виртуальная лаборатория как методика дистанционного обучения / Е.О, Евтеева, P.P. Переверзева // Проблемы и перспективы современной гуманитаристики: педагогика, методика преподавания, филология : сборник материалов Международной научно-практической конференции - Новосибирск: Академиздат, 2020. -С 146-149.

5. Иващенко В.И. Концепция организации рабочего места студента при обучении основам автоматизированного проектирования / S.U. Иващенко, Я .В. Соловацкая // Вестник СГАУ. - 2009. - № 3-3. URL:https://cyberleriinka.ru/article/n/kontseptsiya-organizatsii-ra bochego-mesta-studenta-pri -obuchenii-osnovam-avtornatizirovannogo-ptoektirovaniya (дата обращения: 26.10,2021).

6. Каменев P.B. Технологии дистанционного обучения при изучении прикладных библиотек КОМ-

ÜAC-3D / P.B. Каменев, A.M. Лейбов // САПР и Графика, - 2010. - № 12. - С. 36-88.

7. Каменев P.S. Влияние САПР на повышение эффективности профессионального обучения специалистов / Р.В. Каменев // Сибирский педагогичес-кийжурнал,- 201URL: https://cyberletilnka.ru/ artide/n/vliyariie-sapr-na-povyshenie-effektivriosti profеssioriaI n ogo- obuc h e n i ya-s pets ia Ii stov (дата обращения: 26.10.2021).

8. Молодцова М.Ю. Использование САПР "Компас-3D" s преподавании дисциплины "Инженерная графика" / М.Ю. Молодцова // Инновационное развитие профессионального образования. -2018. - N«4 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/ispolzovanie-sapr-kompas-3d-v-prepodavanii-disfSipliny-inzhenernaya-grafika (дата обращения; 26.10.2021).

9. Рычкоеа А,В, Методика обучения трехмерному моделированию с использованием программы "Компас-30" / А.9. Рычкова // Инновационная наука. - 2016,- №3-2(15), URL https://cyberleninka.ru/ artkle/n/rrietodlka-obucheriiya-trehmernomu-model irovanlyu-s-ispolzovaniem-prog ram rny-kompas-3d (датаобращения:26.10.2021).

10. Тархан Л А Компьютерное конструирование одеЯщы в САПР "Juli vi" ¡учебное пособие/Л.3. Тар-

хан, З.Н. Сецдаметова.- Симферополь: КИПУ, 2012. - 136 с, - ISBN 978-617-648-122-5, - Текст: электронный // Лань : электронно-библиотечная система. URL: https://e.lanbook.com/book/125204 (дата обращения: 12.11.2021).

11 .ФГОС 80 по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата). [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-04-professionalnoe-obuchenie-po-otraslyam-124/ (дата обращения: 12.11,2021).

12. Ягафарова P.P. Виртуальная лаборатория/ P.P. Ягафарова, С.Л. Хасанова // Вестник Тульского государственного университета. Серия: Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин - Тула ; Тульский государственный университет. - 2017. -№ 1 (16)-С, 144-145.

13. Andy Luse, Julie Rursch. Using a virtual lab network testbed to facilitate real-world hands-on learning in a networking course //British Journal of EducationTechnology,2021, №52,C. 1244-1261.URL https://doi.org/10,1111/bjet.l3070(дата обращения: 12.11.2021).

CU

си о

CU

Q-<

X

OJ 3-

S

PEDAGOGICAL COUNSELING IN THE PROCESS OF DEVELOPMENT THE SUBJECT-PROFESSIONAL POTENTIAL OF 325 CADETS IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA Teberdieva Zhamllya Ismallovna, Lecturer, Department of Special Disciplines, North-Caucasus Institute of Advanced Training (branch), Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Republic of Kabardino-Balkaria

The article examines the importance of pedagogical consulting in the process of developing the subjective and professional potential of cadets in an educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia, The purpose of the study is to substantiate and tevea! the conditions of pedagogical counseling based on helping cadets develop their abilities for self-knowledge, overcoming difficulties that arise, and a responsible and conscious attitude towatds their lives. Scientific novelty lies in the development of theoretical approaches and practical recommendations of the main directions of pedagogical consulting in the educational process of a departmental university. As a result, stages were identified that contribute to the identification of existing difficulties; analysis of events that affect the behavior of cadets and require the advice of a teacher; modeling and consideration of the reasons that prevent the positive solution of emerging problems.

Keywords: cadet; subject-professional potential; pedagogical support; pedagogical counseling; barrier counseling. DOI 10.24923/2222-243X.2022-42.62

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕКОНСУЛЬ ТИРОВАНИЕВ ПРОЦЕССЕ удк 378

РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВАК РФ 5.8.7/13.00.08

ПОТЕНЦИАЛА КУРСАНТОВ В ОБР АЗОВ А ТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ

В статье исследуется значение педагогического консультирования в процессе ф ТебердиеваЖ.И„ 2022 развития субъектно-профессионального потенциала курсантов в образовательной организации МВД России. Цель исследования - обосновать и раскрыть условий педагогического консультирований, основанного на помощи курсантам в развитии способностей к самопознанию, преодолению возникающих трудностей, ответственному и сознательному отношению к своей жизни. Научная новизна заключается в разработке теоретических подходов и практических рекомендаций основных направлений педагогического консультирования в учебно-воспитательном процессе ведомственного вуза. В результате определены этапы, способствующие выявлению имеющихся затруднений; анализу событий, влияющих на поведение курсантов и требующих консульта-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.