Научная статья на тему 'Некоторые проблемы графического образования в вузах в период реформирования российского образования'

Некоторые проблемы графического образования в вузах в период реформирования российского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ / ГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ратовская Ирина Александровна

В статье рассматривается необходимость подготовки высококвалифицированных инженерных работников, в том числе преподавателей предмета «Технология», способных совершенствовать методы изучения дисциплины «Начертательная геометрия» с использованием, как классической системы, так и с применением систем автоматизированного проектирования. При переходе на двухуровневое обучение преподаватели общетехнических дисциплин столкнулись с резким сокращением аудиторных часов, выделяемых на изучение, например, начертательной геометрии. В два раза сократилось число практических занятий, «исчезли часы», выделяемые для проверки графических работ студентов, для контроля знаний. Исключены из нагрузки еженедельные консультации со студентами, когда преподаватели имели возможность индивидуально разобрать решение задачи, объясняя построение каждой точки и линии. Все эти перемены провоцируют поверхностное и схематическое изучение графических дисциплин. Внедрение графических редакторов в инженерно-конструкторскую деятельность вызывает ложную простоту создания чертежа и не освобождает от серьёзного изучения начертательной геометрии. В статье приведены данные тестирования студентов технических специальностей и будущих преподавателей специальности «Технология и предпринимательство».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ратовская Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы графического образования в вузах в период реформирования российского образования»

Некоторые проблемы графического образования в вузах в период реформирования российского образования

Ратовская Ирина Александровна

кандидат технических наук, доцент, кафедра технологии и предпринимательства, Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева

В статье рассматривается необходимость подготовки высококвалифицированных инженерных работников, в том числе преподавателей предмета «Технология», способных совершенствовать методы изучения дисциплины «Начертательная геометрия» с использованием, как классической системы, так и с применением систем автоматизированного проектирования. При переходе на двухуровневое обучение преподаватели общетехнических дисциплин столкнулись с резким сокращением аудиторных часов, выделяемых на изучение, например, начертательной геометрии. В два раза сократилось число практических занятий, «исчезли часы», выделяемые для проверки графических работ студентов, для контроля знаний. Исключены из нагрузки еженедельные консультации со студентами, когда преподаватели имели возможность индивидуально разобрать решение задачи, объясняя построение каждой точки и линии. Все эти перемены провоцируют поверхностное и схематическое изучение графических дисциплин. Внедрение графических редакторов в инженерно-конструкторскую деятельность вызывает ложную простоту создания чертежа и не освобождает от серьёзного изучения начертательной геометрии. В статье приведены данные тестирования студентов технических специальностей и будущих преподавателей специальности «Технология и предпринимательство».

Ключевые слова Начертательная геометрия, графическая грамотность, системы автоматизированного проектирования, информационные технологии, анализ социологических исследований в студенческой среде.

о с

СП ^

о

сч

ч-^

SI

Z

Введение

Изменение экономического состояния страны с начала 90-х, ломка и глобальные перемены в системе образования, стремление «догнать» Запад, переводит школу и высшую тоже в «систему потребления», а преподавателя в индивида, предоставляющего образовательные услуги. Эти проблемы касаются и графического образования, в том числе начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графики [1].

Изложение основного материала статьи

В современном переполненном информацией мире странно видеть конструктора или инженера, выполняющего чертежи на камне или глиняной дощечке.

В технических вузах преподавание графических дисциплин ведут с применением современных графических редакторов, таких ка AutoCAD, nanoCAD, CADmex, 3DMax, КОМПАС -3D, Архи CAD, Solid Works и др., что не считается новшеством; изучение САПР - это обязательный предмет.

Графический редактор для инженера - разработчика - это «почти» калькулятор для школьника, это инструмент быстрого и грамотного создания и оформления конструкторской документации от эскиза до рабочего чертежа изделия. И здесь выбор за инженером - только он может чётко выделить необходимые и обязательные функции того или иного пакета системы автоматизированного проектирования (САПР).

Если говорить со специалистами, то они вспоминают обучение на кафедре инженерной графики не с радостным выражением лица, а подавляют вздох облегчения, вспоминая трудности, которые уже преодолены. Особенно сложно приходится студентам в первом семестре технического вуза, когда они начинают изучать первый модуль - начертательную геометрию.

Казалось бы, студенты начинают изучать начертательную геометрию вновь, с азов, с методов проецирования объектов трёхмерного мира на лист бумаги, с построения комплексного чертежа точки, предложенного впервые французским учёным, химиком, металлургом, геометром Гаспаром Монжем, написавшем первый учебник по начертательной геометрии «Géométrie descriptive».

При этом начертательную геометрию студенты технических вузов считают самым сложным предметом на первом курсе обучения в вузе. Для того, чтобы войти в пространство начертательной геометрии, необходимо обладать достаточными знаниями в области математики, геометрии, черчения,

знать и владеть материалом школьных знаний в области точных наук. «Студенту кажутся абстрактными основные элементарные положения начертательной геометрии в силу их недостаточного уровня знаний (а иногда и отсутствия) школьного курса «Черчение», их неумению применять знания других предметов» [2].

И тут необходимо оговориться и уточнить, не обижая математиков, что не каждый специалист в области математики способен пространственно визуализировать трёхмерные, и не только, объекты, разбивая их на простейшие поверхности или синтезируя линии пересечения поверхностей. Способность пространственно представлять, если точнее, воображать, несмотря на то, что этот термин в настоящее время унижен, искажён, скомпрометирован и получил другое смысловое значение, можно развивать в школе, как на уроках геометрии, так и на уроках технологии, живописи и даже на уроках литературы. (дисциплины «Черчение» и «Графика» в школьной программе отсутствуют). [ 3 ]

Множество терминов из геометрии, в том числе из начертательной геометрии, заимствовано писателями и поэтами, особенно писателями-фантастами, людьми, способными заглянуть в будущее. Например, «линия жизни», «точка зрения» (точка зрения - термин, который употребляется в начертательной геометрии при центральном проецировании, при построении перспективных проекций), «перспектива» достижения чего - либо, перспектива улучшить положение социальное, материальное, получить новые знания (что может быть ценнее знаний? Кошелёк могут отобрать, а знания всегда останутся с тобой), «...дойти до точки», «проецирование ситуации» и т.д.

Некоторые выражения были заимствованы из техники, например, в машиностроении есть деталь «стопор», постепенно, исказившись, попал этот термин в область медицины как «ступор», или в технике термин «манжета» (уплотнительное кольцо) появился в конструировании одежды, поменял пол, стал звучать как «манжет»).

Итак, начертательная геометрия. Нужна ли она инженеру? Многие специалисты, опрометчиво рискуя, отвергают эту науку, заносчиво считая, что достаточно изучить правила и требования построения чертежей в определённой области.

Когда-то студент дорожно-строительного факультета, постоянно недовольный требованиями со стороны преподавателя, возмущавшийся объёмом работ, отучившись два года, перевёлся в другой город для изучения законов мостостроения. Через год он зашёл в аудиторию, решился поговорить. Вначале поблагодарил за строгое и требовательное отношение к работам студентов (не каждый студент может покритиковать себя перед преподавателем!), похвастался своими знаниями в сравнении с багажом новых однокурсников, а затем поделился проблемой недостаточного знания и умения при построении разрезов и сечений, считая , что необходимо рассматривать больше заданий, большей вариативности для наработки навыков быстрого чтения чертежей. Нужно отметить, что заданий

студентам дорожно-строительного факультета выдавали в три раза больше, чем студентам других факультетов, например, строительного.

Действительно, кому-то приходится в течение жизни иметь дело с чертежами типовыми, пользуясь образцами наработанными, кем-то опробованными. Как же быть инженеру-конструктору, ведь он разрабатывает новое, и подсмотреть правильность построения видов, разрезов и сечений негде. В этом случае не мешает вспомнить слова геометра и инженера, статского советника, профессора Валериана Ивановича Курдюмова , автора классических работ в области начертательной геометрии: "Если чертёж является языком техники, одинаково понятным всем образованным народам, то начертательная геометрия служит грамматикою этого мирового языка, так как она учит нас правильно читать чужие и излагать на нем наши собственные мысли, пользуясь в качестве слов одними только линиями и точками как элементами всякого изображения". Это определение основывалось на непосредственном личном опыте: "Производя строительные работы на Кавказе и, имея дело с подрядчиками и рабочими, плохо понимавшими русский язык, я был вынужден очень часто прибегать к чертежам, построенным в изометрической проекции... " . [4]

Знакомая, инженер-теплотехник сказала: «Кому нужна эта начертательная геометрия? Мне она на работе не понадобилась ». Как можно донести верный смысл в стихах, в прозе , не зная грамматики русского языка? Как можно грамотно выполнять чертежи изделий и конструкций, не зная правил и закономерностей начертательной геометрии, не умея строить правильно изображения, а далее можно дойти до того, что можно игнорировать и требования стандартов? На самом деле к этому пришли. Попросила студентов заочного обучения строительного факультета принести рабочие чертежи тех конструкций, что они разрабатывали на производстве. Бросилось в глаза отсутствие правильной штриховки, чертёж выполняли в AutoCAD, а там, в отличие от системы КОМПАС, работающей в соответствии с требованиями ЕСКД, СПДС, стандартной штриховки нет, применяют то, что попалось под руку. Студент ответил, что на это внимания не обращают. Вот так программами, которыми восхищаются некоторые инженеры, уничтожается культура инженерно-технического творчества, культура общения технически грамотных специалистов.

Многие говорят с экрана телевизора и на просторах интернета, мол, для чего изучали логарифмы, дифференциальное и интегральное исчисления, если этим не воспользовались в течение жизни. Эти мнения и фразы вбрасывают « друзья» российского образования. Когда несколько международных олимпиад выиграли наши школьники, на западе растревожились. И пошла работа по изменению сознания школьников, по рекламированию свободного капиталистического общества с помощью жевательной резинки, кока-колы, мультфильмов со

о о ш и m

О m э m й А

X £ m

О

х О m

0

01 и А ы о ш А X X m

сценами жестокости, хитрости, обмана, обожествления денег (известный герой мультфильма дядюшка Скрудж вместо иконы установил изображение доллара).

Известно, что в вузы поступают дети представителей мигрировавших из бывших республик Кавказа - Армении, Азербайджана, а когда-то у нас училось много выходцев из Грузии. В настоящее время учится много студентов из Средней Азии. Несколько лет тому назад случилось событие. В группе строительного вуза учились трое студентов из Армении. Студенты дисциплинированные, старательные, исполнительные. В отличие от Российских студентов одеты качественно и дорого.

В конце второго года обучения получили отметки 5,4,3. Молодой человек, получивший «удовлетворительно», тут же в аудитории уничтожает семестровую работу, выполненную на формате А1, разрывает на части, бросает на пол. Возвращается в аудиторию, собирает мусор в пакет и уходит. После окончания занятия подходит его земляк и делает мне замечание, объясняя, что там, откуда они родом, решительный молодой человек из княжеской семьи, а они из простых семей низшего статуса, поэтому нельзя было оценивать его работу на 3. Осталось напомнить изречение: «...в геометрии нет лёгких путей даже для царей...».

После окончания сессии молодые люди подошли ко мне на остановке общественного транспорта и попытались меня «научить жизни», объяснив, что в учебных заведениях Армении преподавателя, врача оценивают по материальному статусу, так же, как в США следят, меняет ли специалист автомобиль и как часто, по тому, сколько надо платить за обучение или за лечение. Чем выше оплата, тем более уважаем специалист. Спрашиваю - почему приехали учиться в Россию? Ответ - наши родители не в состоянии оплачивать учёбу в Армении.

В 21 веке сознание представителей «братских республик» и отношения между ними словно застыли на уровне правил и законов Персидского царства династии Ахеменидов, а в России говорят « времён очаковских и покоренья Крыма.».

Поскольку вспомнила этот случай, то необходимо отметить школьное образование в Якутии лет так 15-20 тому назад. В Красноярск приезжали получать высшее образование очень образованные, грамотные ребята из Якутии. Оказывается, после 1993г в школах Якутии обучали ещё долго по Советской системе. И вот результат - студенты обладали серьёзным запасом знаний в точных науках, умели решать сложные задачи в области теоретической механики, сопромата и начертательной геометрии в том числе, и очень отличались от студентов, окончивших школы в районах края.

Проблемы образования и развития технологий заставили вспомнить о проблемах сталинских репрессий, о которых не говорят только ленивые. Опальные преподаватели московских и ленинградских вузов были отправлены в лагеря Казахстана, Магадана. и др., которые сами и обустраивали.

Специалисты маркшейдерского дела по добыче золота и платиновых металлов и там организовали школы и техникумы для детей местного населения. Информацию эту узнала от выпускницы такого техникума, обучение в котором она закончила в начале второй мировой войны, в 1941. Затем, когда она работала на Красноярском аффинажном заводе, встречала своих учителей, профессоров в цехах завода всегда под охраной. Преподаватели и научные работники, несмотря на сложнейшие и унизительные условия, организовали производство драгоценных металлов в Сибири, чем помогли победе над фашизмом, оплачивая поставки продуктов питания, металлов и стали США и Великобритании сибирским золотом.

В конце 80-х, начале 90-х из Магадана приезжали на обучение в институт цветных металлов им. М.И. Калинина образованные ребята. Специалисты, подвергшиеся репрессиям, оставшиеся в местах ссылок, воспитали не одно поколение именно образованных и порядочных молодых людей.

Когда-то царь Николай I отправил в Сибирь, в Забайкалье участников декабрьского восстания (декабристов) 1825г. Эти замечательные люди обучали детей крестьян , рабочих, охотников. Преподаватели русского языка и литературы ещё в Советское время отмечали, что в Читинской области, в Петрозаводске, Нерчинске, Сретенске и др. городах говорят наиболее грамотно и правильно по сравнению с другими регионами Российской Федерации.

Проводя опросы среди студентов вузов можно узнать настроения людей определённого социального слоя, их отношение к современному образованию в школах, в вузах. Оценка эта будет выставлена студентами первых курсов, и, все же, по этим робким ответам, можно сделать определённые выводы.

Студенты в конце 90-х испытывали страх участия в опросах, страх ответить «да » или «нет» на некоторые вопросы, страх, что их узнают по почерку в анкетах, боялись и не указывали № школы, которую закончили, боялись назвать фамилию и имя учителя математики, черчения (вдруг вычислят?!). Если об учителе математики писали просто « помню», то учителя технологии или черчения редко кто мог вспомнить (по данным анкеты 0-20%).

Некоторые студенты не могли сдержать усмешки и смех при воспоминании об учителе технологии (вспоминали карикатуру «Уральских пельменей»). Нужно напомнить, что уроки черчения преподавали либо учитель изобразительного искусства, либо математики или учитель технологии («трудовик»). Учитель технологии в чёрном халате, у станка, не многословен. В мастерских пыльно, совсем несовременно.

Опять вспоминается ситуация из жизни. Купила люстру-светильник, модную и удобную, изготовленную в Германии для работы в кабинете. Дома озвучила, что надо вызвать электрика. Возвращаюсь из магазина минут через 40, а светильник уже на месте, прикреплён и работает. Как, кто заходил? А сын, ученик 7 класса говорит, что трудовик научил,

и это просто! Учитель учит просто писать, читать, считать, размышлять, анализировать, и это все становится просто, все это становится простым действием для ученика, выпускника, а затем не замечается специалистами, окончившими средние и высшие учебные заведения.

Так и должно быть. Все должно быть просто. Как же формировать инженерные кадры, а учитель технологии - это представитель инженерного звена, на занятиях по графическим дисциплинам?

Для ответа на вопрос следует начать с опроса мнения студентов. Анкетирование проводили в трёх - четырёх группах (сто участников ежегодно) дорожно-строительного факультета (ДСФ), в четырёх группах (сто участников опроса) строительного факультета (СФ), одна группа - технология и предпринимательство (ТиП, КГПУ им. В.П. Астафьева). Студентам были предложены варианты ответов и возможность высказать своё мнение.

Кто они - наши студенты? Из результатов анализа можно видеть, что на дорожно-строительный факультет (ДСФ) поступают дети из сельских школ и малых городов края: в 2003г - 55%, в 2006 - 80%, в 2009 г - около 30%. Оценка по математике у большинства - удовлетворительно. Геометрию в школе малое количество респондентов изучали с интересом. Студенты, принимавшие участие в опросах, испытывали страх отчисления, старались вовремя выполнять и защищать графические работы. Среди студентов строительного факультета (СФ) в 2003г - выпускников сельских школ оказалось около 40%, в 2005 -2011 около 30% . Оценка по математике у учащихся на СФ - хорошо или отлично. Выпускники столицы края вели себя свободно, иногда более раскованно, чем принято в обществе и в студенческой среде.

В педагогический университет на специальность «Технология и предпринимательство» большее количество учащихся приходит из села. В 2015г на заочном отделении обучались, преимущественно, студенты, окончившие школы в сельской местности (95%) , на очном отделении около 60%. В 2017 г -количество выпускников сельских школ снизилось: 45% на заочном отделении, 35% на очном обучении. В 2018г. выпускники села составили 65% по заочной форме обучения и менее 33% по очной форме обучения.

Как студенты относятся к начертательной геометрии? Студенты строительного вуза, имевшие наибольший балл по математике, хотели бы увеличения практических занятий по начертательной геометрии. Причём, эта необходимость была высока в 90-х, возможно потому, что количество часов на изучение дисциплины уменьшилось, а количество заданий осталось прежним (рис.1). Работы студентам приходилось выполнять дома или в общежитии без поддержки преподавателя.

Необходимо отметить, что студенты строительного факультета противоречиво отвечали на вопросы. С одной стороны отмечают изучение начертательной геометрии «без затруднений» (рис.3), материал изучают «легко», и в то же время оказалось, что более студентов других специальностей

нуждаются в консультациях и в дополнительных занятиях.

Рис.1

Начертательная геометрия - предмет сложный , студентам всегда необходимо проконсультироваться с преподавателем по тому или иному вопросу. Нуждались в консультациях и испытывали затруднения в выполнении домашних заданий от 60 до 80% респондентов (рис.2).

Рис.2

В то же время стабильно около 60% студентов в период с 1996 по 2011 г, обучающихся на ДСФ, испытывали затруднения в изучении начертательной геометрии.[5]

Рис.3

Труднее всего давалось изучение начертательной геометрии студентам заочной формы обучения, студенты очного обучения тоже не могли похвастаться лёгким восприятием данной дисциплины. Даже в присутствии преподавателя более

о о ш и т

О т э т Д А

X £ т

О

х О т

0

01 и А ы О ш А X X т

50% участников опроса изучали предмет «с трудом» (рис.4).

о

Е

СП

о

Рис

Студенты, обучающиеся по специальности «Технология», считают предмет начертательной геометрии необходимым при получении инженерных знаний. Студенты очной формы обучения полагают, что знать начертательную геометрию важно (80-85%) для успешного изучения последующих общетехнических дисциплин.

Студенты заочной формы обучения, работающие в школе и на производстве (окончили техникум 46,15-63,63%, колледж 23,3-27,4%, отслужили в армии 7,69-18,9%), к изучению предмета относятся более ответственно, понимая роль дисциплины при разработке чертежей. В 2014-2015г немногим более половины (60%) участников считали изучение дисциплины необходимым фактором, в 2016 -2017- 100%, а в 2018 - 80%. В важности и необходимости изучения дисциплины не сомневались студенты технических специальностей - 90-100%.

Как относились студенты, принявшие участие в опросе, к предметам, что изучали в школьной программе? При собеседовании выяснилось, что многие геометрию не «любили» в школе (от 40 до 60% учащихся сельских школ), не понимали; задачи из области геометрии почти не решали на занятиях. Из данных опроса видно, что пространственные образы поддавались половине респондентов - от 55 до 60% , обучавшихся в школах городского типа (рис.5).

Среди студентов специальности «Технология и предпринимательство» отношение к предмету «Геометрия» было различным в разные годы обучения (табл.1). Студенты заочного отделения в 2016 г просто «не могли жить без геометрии в школе » - 100% (больше выпускников сельских школ), а вот выпускники городских школ (их больше на очном отделении) к геометрии относились, можно сказать, прохладно - только 15% с интересом изучали предмет. Необходимо отметить, что в последние годы снизился интерес школьников к изучению геометрии. Возможно, уменьшилось количество часов, уделяемых этому предмету в школьной программе, или предмет изложен сложно или не совсем ясно и логично преподносится преподавателем.

Таблица 1

Отношение студентов, обучающихся по специальности «Технология и предпринимательство» к предмету

Год обучения 2014 2016 2018

Проявляли интерес к геометрии в школе (студенты заочной формы обучения), % 52 100 30

Проявляли интерес к геометрии в школе (студенты очной формы обучения), % 69 15 50

Рис.5

По данным исследований можно сказать следующее: поскольку студенты вуза считают высшее образование обязательным и необходимым (100%), то и плановые предметы, такие как начертательная геометрия, проекционное и машиностроительное черчение, компьютерная графика, воспринимают нужными, необходимыми для инженерно-технических специалистов. Большие временные затраты на выполнение чертежей (от 2-3 часов на выполнение одного эпюра до 12 часов для кого-то) воспринимаются студентами как серьёзное испытание. Поэтому, в 90-х годах готовы были выполнять работы в графических редакторах около 50% студентов технических вузов, а в 2008 - 2018 -90 - 100% . Только те студенты, кто попробовал решать геометрические задачи в графическом редакторе, поняли сложность работы в электронном виде.

Выводы

Несмотря на сложную обстановку в стране, неопределённость в будущем, студенты всех специальностей стремятся стать квалифицированными специалистами (100%), способными к постоянному взаимодействию в профессиональной среде с помощью чертежа, как языковой структуры обмена технической информацией, быть востребованными и конкурентно способными на рынке труда, умеющими самостоятельно просчитывать и принимать решения, анализировать исторические события, прогнозировать целостную модель развития общества.

Литература

1. Хагуров Т. А., Остапенко А.А. Реформа образованиями глазами учителей и преподавателей //

Социологические исследования. 2014. , No 11. C. 103-107.

2. Кострюков А. В., Павлов С. И., Семагина Ю. В. Чертёж - язык техники // Молодой учёный. 2017. No 21.1. С. 142-144.

3. Дергач В.В., Рушелюк К.С, Толстихин А.К. «Инженерная графика » - один из языков технических наук // Естественные и технические науки. 2010. No 1(45): 26-30.

4. Курдюмов, Валериан Иванович // Биографии известных людей: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.

5. Ратовская И.А. Формирование графической грамотности - условие развития профессионализма учителя технологии. Образование и социализация личности в современном обществе: материалы XI Международной научной конференции. Красноярск, 5-7 июня 2018 г. / отв. ред.В.А. Адольф; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. -Красноярск, 2018. - 456 с (стр.331-334).

6. Ратовская И.А. Внедрение основ САПР в школьное технологическое образование как условие формирования учителя технологии нового поколения. // Информатизация непрерывного образо-вания-2018 = Informatization of Continuing Education - 2018 (ICE 2018): материалы Международной научной конференции. Москва, 14-17 октября 2018г: в 2 т./ под общ. ред. В.В. Гриншкуна.- Москва: РУДН, 2018.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Some problems of graphic education in the universities in the

period of reforming russian education Ratovskaya I.A.

Krasnoyarsk state pedagogical university named after V.P. Astafieva The article discusses the change in the attitude of teachers and students to the study of the subject " Geometry descriptive " from 1996 to 2018. In recent years, the transformation of higher education there has been a reduction in classroom hours allocated for the study of General technical disciplines such as descriptive geometry, engineering graphics, technical mechanics, etc. There is a situation of superficial and schematic study of the discipline " Geometry descriptive ". Engineering and technical specialists know that without knowledge of the basics of the subject are impossible technical creativity, impossible design activities, competent creation and design of graphic documentation. The rapid introduction of information and communication technologies in education, production, service sector, the use of graphic editors in the field of drawing creates the impression of freedom and ease, the non-necessity of hard work of building projections of objects, determining the lines of intersection of surfaces, release from the stress of the mind. A building built without Foundation is a house on the sand. So we can say about education. Without demanding training in General technical disciplines, do not prepare an engineer with a serious knowledge base. Teachers will forget the whole sections of the discipline necessary for the calculation and construction of slopes of roads, embankments, foundations, hydroelectric power stations, etc. And then the time will come to invite specialists from abroad.

The article presents the survey data of first-year students, their attitude to higher education, to the subject of descriptive geometry, in particular.

Keyword. Geometry descriptive, graphic literacy, computer-aided design, information technology, analysis of sociological research in the student environment References

1. Hagurov T. A., Ostapenko A. A. Education reform through the eyes

of teachers and teachers // Sociological studies. 2014., No 11. C. 103-107.

2. Kostryukov A.V., Pavlov S.I., Semagina Yu.V. Drawing - the language of technology // Young scientist. 2017.No 21.1. S. 142144.

3. Dergach V.V., Rusheluk K.S., Tolstikhin A.K. "Engineering graphics" - one of the languages of technical sciences // Natural and technical sciences. 2010.No 1 (45): 26-30.

4. Kurdyumov, Valerian Ivanovich // Biographies of famous people:

Brockhaus and Efron Encyclopedic Dictionary: in 86 volumes (82 volumes and 4 additional). - SPb. , 1890-1907.

5. Ratovskaya I.A. The formation of graphic literacy is a condition for

the development of the professionalism of a technology teacher. Education and socialization of personality in modern society: proceedings of the XI International Scientific Conference. Krasnoyarsk, June 5-7, 2018 / open. ed.V.A. Adolph; ed. count .; Krasnoyarsk. state ped un-t them. V.P. Astafieva. -Krasnoyarsk, 2018 .-- 456 s (p. 313-334).

6. Ratovskaya I.A. The introduction of cAd principles in school technological education as a condition for the formation of a new generation technology teacher. // Informatization of continuing education-2018 = Informatization of Continuing Education-2018 (ICE 2018): materials of the International Scientific Conference. Moscow, October 14-17, 2018: in 2 volumes / under the total. ed. V.V. Grinshkuna.- Moscow: PFUR, 2018.

о

о

и

n

m

5

m

X

X

о

m

э

m

й

А

-i

О

-1

X

£

m

О

X

О

m

О

01

n

А

w

о

и

А

X

X

m

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.