Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЙ ФОРМАТ ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СТУДЕНТ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Широкова Валентина Васильевна, Кузьмина Наталья Александровна

В настоящее время требования к высшей школе определяются ситуацией, в которой находится не только наше государство, но и все мировое сообщество. Современный образовательный процесс профессиональной подготовки будущих специалистов рассматривается не только в рамках учебных дисциплин, но и в целостной системе формования и развития личности, а впоследствии и в профессиональной деятельности. Пандемия COVID-19 стала одной из причин интенсификации процесса цифровизации образования, кардинальной трансформации форматов обучения, с опорой на инновационные технологии в образовательном процессе вуза. Перевод на дистанционное обучение (далее - ДО) поставил перед образовательным сообществом задачу переосмысления подходов к реализации учебного процесса. Потенциал инновационных цифровых технологий позволяет продолжать обучение в удобном для преподавателя и студента формате. В статье рассмотрены проблемы реализации дистанционного формата преподавания дисциплин профессионального цикла. Выявлены недостатки осуществления такого способа обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Широкова Валентина Васильевна, Кузьмина Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE DISTANCE FORMAT OF THE EDUCATIONAL PROCESS ON THE RESULTS OF STUDENTS’ TRAINING IN THE DISCIPLINES OF THE PROFESSIONAL CYCLE AT A TECHNICAL UNIVERSITY

At present, the requirements for higher education are determined by the situation in which not only our state, but also the entire world community finds itself. The modern educational process of professional training of future specialists is considered not only within the framework of academic disciplines, but also in an integral system of personality formation and development, and subsequently in professional activities. The COVID-19 pandemic has become one of the reasons for the intensification of the process of digitalization of education, a radical transformation of learning formats, based on innovative technologies in the educational process of the university. The transition to distance learning (hereinafter - DL) has set the task for the educational community to rethink approaches to the implementation of the educational process. The potential of innovative digital technologies allows continuing education in a format convenient for the teacher and the student. The article deals with the problems of implementing the distance format of teaching the disciplines of the professional cycle. The shortcomings of the implementation of this method of training are revealed.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

Влияние дистанционного формата образовательного процесса на результаты обучения студентов по дисциплинам профессионального цикла в техническом вузе

Широкова Валентина Васильевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Организация перевозок и безопасность на транспорте», Дальневосточный государственный университет путей сообщений E-mail: [email protected].

Кузьмина Наталья Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Организация перевозок и безопасность на транспорте», Дальневосточный государственный университет путей сообщений E-mail: kuzminaprepodavatel @mail.ru

В настоящее время требования к высшей школе определяются ситуацией, в которой находится не только наше государство, но и все мировое сообщество. Современный образовательный процесс профессиональной подготовки будущих специалистов рассматривается не только в рамках учебных дисциплин, но и в целостной системе формования и развития личности, а впоследствии и в профессиональной деятельности. Пандемия COVID-19 стала одной из причин интенсификации процесса цифровизации образования, кардинальной трансформации форматов обучения, с опорой на инновационные технологии в образовательном процессе вуза. Перевод на дистанционное обучение (далее - ДО) поставил перед образовательным сообществом задачу переосмысления подходов к реализации учебного процесса. Потенциал инновационных цифровых технологий позволяет продолжать обучение в удобном для преподавателя и студента формате. В статье рассмотрены проблемы реализации дистанционного формата преподавания дисциплин профессионального цикла. Выявлены недостатки осуществления такого способа обучения.

Ключевые слова: дистанционный формат обучения, образовательный процесс, студент технического вуза.

Цель исследования состоит в обосновании возможностей дистанционного формата обучения студентов в техническом вузе и его влияние на результаты обучения их.

Методология и методы исследования. Исследование проводилось на полипарадигмаль-ный основе при целесообразном использовании системного, деятельностного личностно-ориентированного, компетентностного, синергети-ческого подходов.

Использовались теоретические (контекстный поиск информации, контент-анализ, систематизация, сравнение, обобщение, изучение нормативно-правовых документов) и эмпирические (педагогическое наблюдение, опросные методы, оценивание, экспертная оценка) методы. Для обработки эмпирических данных использовались методы математической статистики.

Введение. Дистанционный формат обучения, который реализуется в настоящее время, сохраняет элементы электронного обучения (мультимедиа и интернет), заданные Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»» от 26 июля 2019 г. № 232-Ф3 (ред. от 6 августа 2019 года) [1].

Переход на дистанционное обучение (ДО) требует создания образовательной среды, которая должна быть насыщена современными учебными курсами и материалами, подкреплена высокой квалификацией преподавателей, существенно отличающейся от квалификации, требующейся для чтения лекций и проведения занятий онлайн. Фактически сегодня происходит переход системы высшего образования на новую, пока еще недостаточно освоенную технологию [2]. И это близко к истине, поскольку некоторые вузы не смогли обеспечить переход к полноценному преподаванию подавляющего числа дисциплин, читаемых дистанционно. Опираясь на мониторинг реализации образовательного процесса в дистанционном формате в Дальневосточном государственном университете путей сообщения (ДВГУПС), следует отметить, что преподавание технических дисциплин вызвало намного больше сложностей, чем гуманитарных дисциплин.

Сложности реализации ДО в технических дисциплинах обусловлены насыщенностью учебных курсов лабораторными и практическими работами, требующими использования различных механизмов, тренажеров, симуляторов и другого сложного инженерного оборудования. Их специфика

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см

не позволяет заменить работу на реальном оборудовании видео этой работы и требует разработки виртуальных лабораторных практикумов [5], что сопряжено с существенными временными и материальными затратами. Также важно, что в процессе обучения, помимо теоретической составляющей, у обучающего должны формироваться необходимые в профессиональной деятельности умения и навыки работы на инженерном оборудовании. Отсутствие возможности работы на таком оборудовании будет являться существенным недостатком в реализации ДО.

Помимо адаптации рабочих программ учебных дисциплин к реализации в дистанционном формате, определенную проблему представляет неподготовленность ряда преподавателей к использованию информационных технологий и существенно возросший объем самостоятельной работы студентов при снижении мотивации к обучению [3]. Все это подтверждает вывод о том, что переход на дистанционный формат в вузе требует существенной трансформации образовательного процесса, усилий со стороны всех его субъектов.

Важно отметить, что существенно изменился не только объем самостоятельной работы (СР) студентов, но и ее содержание. Традиционно подготовка к занятиям выполнялась в библиотеках и заключалась в выборке необходимой информации из методической, нормативной, технической, справочной литературы, используемой в реальной профессиональной деятельности инженера. Кроме этого, она включала в себя использование электронных справочных систем и каталогов. Основу самостоятельной работы составляла исследовательская деятельность.

При переходе на дистанционный формат обучения самостоятельная работа студентов полностью переместилась в интернет-пространство, что существенно повлияло на исследовательскую деятельность. Значительно снизился важный ее компонент - работа с методической, нормативной, технической, справочной литературой, используемой в реальной профессиональной деятельности. Огромное количество информации обучающиеся стали находить в интернете, используя готовые чужие решения без переработки. Пытаясь упростить самостоятельную деятельность, обучающиеся убрали из нее исследовательскую составляющую. Данная ситуация оказала негативное воздействие на формирование умений и навыков, необходимых в будущей профессии. Тем самым произошло снижение осознания смысла предстоящей деятельности.

Методы исследования. Специфика проблемы исследования и системный анализ решаемых задач определили необходимость использования комплекса методов: теоретические (анализ научной литературы, нормативно-правовых документов, интернет-ресурсов, систематизация сравнения, моделирование педагогических процессов); эмпирические (педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, экспертная статистика).

Для обработки эмпирических данных использовались методы математической статистики.

Основная часть. По окончании реализации образовательного процесса в дистанционной форме (февраль 2022 года) нами было проведено исследование, цель которого заключалась в выявлении влияния дистанта на результаты подготовки по дисциплинам профессионального цикла обучающихся по направлению «Эксплуатация железных дорог».

Для анализа была выбрана одна из основных специальных дисциплин, которая является многосеместровой и содержит в себе все виды занятий (лекции, практические, лабораторные работы, курсовые проекты, расчетно-графические работы). В учебном плане дисциплина «Управление эксплуатационной работой» (далее - уЭр) относится к профессиональному циклу и входит в базовую часть учебного плана по специальности 23.05.04 «Эксплуатация железных дорог» для всех специализаций. В процентном соотношении по количеству часов учебного плана, отведенных на изучение данной дисциплины, она занимает первое

место (см. рисунок 1).

%

Остальные (32) I Управление грузовой и комерческой |—| 6

—/

73

Железнодорожные станции и узлы Управление эксплуатационной работой

12

0 20 40 60 80

Рис. 1. Распределение часов между специальными дисциплинами направления подготовки 23.05.04 «Эксплуатация железных дорог»

На аудиторные занятия отведено 45% от общего времени, заложенного в учебном плане на изучение дисциплины, на самостоятельную работу с учетом контроля ее выполнения - 55%. Распределение часов по видам занятий при изучении дисциплины «УЭР» (см. рисунок 2), показывает, что большая часть времени отводится практической составляющей в подготовке специалистов. Лекции составляют 31%, по 15% - лабораторные работы и практические занятия, курсовое проектирование - 39%.

Название диаграммы

180

160

140

120

3 о 100

СТ 80

60

40

20

0

39

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

Рис. 2. Распределение часов дисциплины «УЭР» по видам занятий

Результаты педагогического эксперимента.

Анализ результатов учебного процесса по дисциплине УЭР до и во время пандемии осуществлен нами на основе изучения выполнения обучающимися расчетно-графических работ (далее - РГР) и лабораторных работ (далее - ЛР) (см. рисунок 3а, б).

РЕИТИНГ РГР

80 70 60 50 40 30 20 10 0

70

40

менее нормы % студентов (до пандемии)

норма

% студентов (в период пандемии)

Рис. 3а. Распределение числа студентов по рейтингу при выполнении расчетно-графических работ

РЕИТИНГ ЛР

100 80 60 40 20 0

80

50

менее нормы ■ % студентов (до пандемии)

норма

I % студентов (в период пандемии)

Рис. 3б. Распределение числа студентов по рейтингу при выполнении лабораторных работ

На рисунке 3а и 3б показано в процентном соотношении изменение числа студентов по рейтингу. В период пандемии число студентов, имеющих рейтинг менее нормы и равном норме одинаково. До пандемии эти значения отличались. Большая часть студентов имела рейтинг по ЛР в пределах нормы. Иначе говоря, работы выполнялись по установленному графику. И переходы от одной ситуации к другой осуществлялись своевременно.

На рисунках 4 (а и б) показан выход студентов на сессию по результатам выполнения ЛР и РГР: а) до пандемии; б) в период пандемии.

С опорой на представленную диаграмму можно сделать вывод о том, что студенты, не вышедшие на сессию, имели задолженности по выполнению РГР и ЛР до пандемии в соотношении 45% и 55%, а в период пандемии этот разрыв изменился и стал в среднем 25% и 75%. Данные, представленные на рисунках 4а и 4б, показывают, что выполнение ЛР в дистанционном формате вызывают у обучающихся определенные трудности.

Анализ полученных данных показывает, что:

• 61% студентов имеет задолженности по ЛР;

• 17% не выполняют РГР;

• 22% - не справляются и с ЛР, и с РГР (см. рисунок 5).

90 80 70

I 60

! 50

I

& 40

I 30 г

13 20 10

0

100 90 | 80 р 70 | 60 У 50

\ 40 : 30 ! 20 10 0

% ЛР; 82 % РГР; 74

а)

б)

Рис. 4. Результаты выполнения РГР и ЛР и выход студентов на сессию по дисциплине УЭР

22

17

□ %

61

Рис. 5. Соотношение количества студентов, не выполнивших ЛР и РГР по дисциплине «УЭР»

С целью выявления корреляции результатов выполнения РГР и ЛР во время пандемии по дисциплине УЭР проведем анализ качества сессии студентов, обучающихся по направлению «Эксплуатация железных дорог», представленных на рисунке 6. Из общего числа обучающихся вышло на сессию в каждой группе более 80%. Из них сдали сессию 94%, а 6% - не сдали.

Анализ успеваемости студентов, обучавшихся в дистанционном формате, по результатам сессии коррелируется с результатами выполнения РГР и ЛР по дисциплине УЭР в период пандемии. Это позволяет сделать вывод об общих проблемах у обучающихся, не зависящих от учебных дисциплин. Лучшие результаты у обучающихся по дисциплинам «Экология», «Математическое моделирование систем и процессов», «Транспортное право», обуславливаются отсутствием в учебном плане по ним ЛР и РГР. Иначе говоря, для дисциплин, в которых присутствуют в обязательном порядке выполнение лабораторных работ необходима разработка специальных программ-тренажеров. Что

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

4

4

ЛР и РГР

ЛР

0

10

20

30

40

50

60

70

позволит улучшить качество подготовки студентов к выполнению основной работы.

о с

U см

96

891 919

92

2

■ % выхода на сессию

■ сдали

■ не сдали

2 3 4

группа

Рис. 6. Анализ успеваемости обучающихся в дистанционном формате по результатам сессии (по отношению к числу студентов, вышедших на сессию)

Выводы и заключения. Результаты анализа причин задолженностей позволили обозначить основные их причины:

• отсутствие у обучающихся возможности самостоятельно работать на оборудовании, отрабатывать навыки работы на тренажерах и симуля-торах, моделируя реальную профессиональную деятельность в процессе выполнения ЛР;

• отсутствие адаптированной для обучения в дистанционном формате методической литературы для выполнения ЛР и РГР;

• сложности во взаимодействии студентов с преподавателями по вопросам, связанным с работой на технологическом оборудовании;

• сложности во взаимодействии ом оборудовании;

• отсутствие личных компьютеров или их недостаточная мощность;

• платный или ограниченный доступ к нормативным базам и авторским разработкам в интернете с виртуальными тренажерами, имитирующими работу на оборудовании;

• высказывалась необходимость разработки и внедрения в образовательный процесс виртуальных лабораторных практикумов;

• ряд обучающихся высказывали пожелания повышения информационной компетентности преподавателей для работы с информационно-коммуникативными технологиями;

• неудобства работы с электронно-информационной образовательной средой вуза.

Выявленные причины задолженностей по ЛР, РГР, низкой успеваемости обучающихся по дисциплине УЭР позволили обозначить направления методической работы преподавателей, ориентированный на организацию учебного процесса в дистанционной форме:

• трансформация электронно-информационной образовательной среды вуза - обогащением виртуальными лабораторными практикумами;

• комбинирование очных и дистанционных образовательных технологий;

• профессиональная переподготовка преподавателей вуза с формированием у них информационно-коммуникативных компетенций для совершенствования методической базы ЛР и РГР и работы в информационно-коммуникативной образовательной среде вуза.

Литература

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральныйакон от 26.07.2019 № 232-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в сфере образования и науки» URL: http:// www.consult-ant.ru/ (дата обращения: 10.05.2022).

2. Клячко Т. Л., Синельников-Мурылев С.Г. Российское высшее образование и воздействие на него пандемии коронавируса // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24, № 4. С. 9-21.

3. Вузы держат дистанцию: как коронавирус повлияет на российское высшее образование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// news.rambler. ru/education/43852717-vuzy-derzhat-distantsiyu-kak-koronavirus-povliyaetna-rossiyskoe-vysshee-obrazovanie/

4. Киселев А.А. Педагог в российских вузах без профессионального педагогического образования: норма или проблема для повышения качества высшего образования // Педагогика, психология, общество: актуальные вопросы: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Чебоксары, 29 февраля 2020 г.). -Чебоксары: ИД «Среда», 2020. - С. 70-74.

5. Fedorova E.A., Balandina L.A., Bezhanova S.V., Polyakova R.I., Yudina E.V. Formation of technologies for the use of intercultural communication. International Journal of Engineering and Advanced Technology. 2019; № 9 (1): 4532-4535.

THE INFLUENCE OF THE DISTANCE FORMAT OF THE EDUCATIONAL PROCESS ON THE RESULTS OF STUDENTS' TRAINING IN THE DISCIPLINES OF THE PROFESSIONAL CYCLE AT A TECHNICAL UNIVERSITY

Shirokova V.V., Kuzmina N.A.

Far Eastern State University of Railway Communications

At present, the requirements for higher education are determined by the situation in which not only our state, but also the entire world community finds itself. The modern educational process of professional training of future specialists is considered not only within the framework of academic disciplines, but also in an integral system of personality formation and development, and subsequently in professional activities. The COVID-19 pandemic has become one of the reasons for the intensification of the process of digitalization of education, a radical transformation of learning formats, based on innovative technologies in the educational process of the university. The transition to distance learning (hereinafter - DL) has set the task for the educational community to rethink approaches to the implementation of the educational process. The potential of innovative digital technologies allows continuing education in a format convenient for

и 80

87

60

40

20

0

1

5

the teacher and the student. The article deals with the problems of implementing the distance format of teaching the disciplines of the professional cycle. The shortcomings of the implementation of this method of training are revealed.

Keywords: distance learning format, educational process, technical university student.

References

1. On education in the Russian Federation. Federal Law No. 232-FZ of July 26, 2019 "On Amendments to the Federal Law "On Education in the Russian Federation" and Certain Legislative Acts of the Russian Federation in Connection with the Change in the Structure of Federal Executive Authorities Exercising Powers in the Field of Education and Science" URL: http:// www.consultant.ru/ (date of access: 05/10/2022).

2. Klyachko T. L., Sinelnikov-Murylev S.G. Russian higher education and the impact of the coronavirus pandemic on it // Uni-

versity management: practice and analysis. 2020. V. 24, No. 4. S. 9-21.

3. Universities keep their distance: how the coronavirus will affect Russian higher education [Electronic resource]. - Access mode: https://news.rambler. ru/education/43852717-vuzy-derzhat-distantsiyu-kak-koronavirus-povliyaetna-rossiyskoe-vysshee-obrazovanie/

4. Kiselev A.A. A teacher in Russian universities without professional pedagogical education: a norm or a problem for improving the quality of higher education // Pedagogy, psychology, society: topical issues: materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation (Cheboksary, February 29, 2020). - Cheboksary: Publishing House "Sreda", 2020. - P. 70-74.

5. Fedorova E.A., Balandina L.A., Bezhanova S.V., Polyako-va R.I., Yudina E.V. Formation of technologies for the use of intercultural communication. International Journal of Engineering and Advanced Technology. 2019; No. 9 (1): 4532-4535.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.