Научная статья на тему 'ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ ЗАСТРОЙЩИКОВ, А ТАКЖЕ СУБЪЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ ЗАСТРОЙЩИКОВ, А ТАКЖЕ СУБЪЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
субсидии / кредитные организации / строительство / производство строительных материалов / государственная поддержка / банковское кредитование / финансово-правовое регулирование кредитных организаций.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воробьев И. П.

В статье рассмотрены и проанализировано финансово-правовое регулирование банковского кредитования застройщиков в жилищном строительстве, а также субъектов деятельности в строительной промышленности с применением методов анализа, синтеза, а также сравнительно-правового метода. Обосновывается роль государственной поддержки юридических лиц в строительстве, необходимость совершенствования и систематизации с учетом межотраслевого подхода. Определяется вектор развития институциональной основы финансово-правового регулирования банковского кредитования проектов жилищного строительства и строительного производства в единый комплекс норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воробьев И. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ ЗАСТРОЙЩИКОВ, А ТАКЖЕ СУБЪЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

gs^ публичное право ^d

ВОРОБЬЕВ Игорь Петрович,

Министерство финансов Российской Федерации, Россия, Москва, аспирант, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва, e-mail: [email protected]

ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ ЗАСТРОЙЩИКОВ, А ТАКЖЕ СУБЪЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрены и проанализировано финансово-правовое регулирование банковского кредитования застройщиков в жилищном строительстве, а также субъектов деятельности в строительной промышленности с применением методов анализа, синтеза, а также сравнительно-правового метода. Обосновывается роль государственной поддержки юридических лиц в строительстве, необходимость совершенствования и систематизации с учетом межотраслевого подхода. Определяется вектор развития институциональной основы финансово-правового регулирования банковского кредитования проектов жилищного строительства и строительного производства в единый комплекс норм.

Ключевые слова: субсидии, кредитные организации, строительство, производство строительных материалов, государственная поддержка, банковское кредитование, финансово-правовое регулирование кредитных организаций.

VOROBYEV Igor Petrovich,

Ministry of Finance of the Russian Federation,

Moscow, Russia,

postgraduate, Financial University under the Government

of the Russian Federation, Russia, Moscow

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-1-200-212 NIION: 2018-0076-1/23-32 MOSURED: 77/27-023-2023-1-32

FINANCIAL AND LEGAL REGULATION OF BANK LENDING TO DEVELOPERS, AS WELL AS BUSINESS ENTITIES IN THE CONSTRUCTION INDUSTRY

Annotation The article considers and analyzes the financial and legal regulation of bank lending to developers in housing construction, as well as subjects of activity in the construction industry using methods of analysis, synthesis, as well as the comparative legal method. The role of state support of legal entities in construction is substantiated, the need for improvement and systematiza-tion taking into account the intersectoral approach. The vector of development of the institutional framework of financial and legal regulation of bank lending for housing construction and construction production projects into a single set of norms is determined.

Key words; subsidies, credit organizations, construction, production of building materials, state support, bank lending, financial and legal regulation of credit organizations.

Введение

Банковское кредитование в Российской Федерации постоянно совершенствуется и оказывает существенную поддержку в экономическом росте в текущих реалиях. В настоящее время уде-

ляется особое внимание со стороны государства в оказании финансовой поддержки кредитным организациям, кредитующим различные сферы деятельности на льготных условиях. Целью исследования является выделение институцио-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

нальной основы финансово-правового регулирования банковского кредитования застройщиков и субъектов деятельности в строительной промышленности в действующем законодательстве. Цель исследования конкретизируется следующими задачами:

1) определить участвующие в финансовой поддержке кредитные организации как агентов государства, реализующих исполнение целевых показателей государственной политики;

2) рассмотреть и проанализировать комплекс источников финансово-правового регулирования банковского кредитования в жилищном строительстве и строительной промышленности;

3) сформировать предложения по совершенствованию институциональной основы финансово-правового регулирования банковского кредитования в жилищном строительстве.

Основная часть. За последние 5 лет реформирования норм банковского кредитования в жилищном строительстве с 2018 по 2023 годы сформировался достаточно сильный комплекс мер государственного регулирования.

Одной из таких мер является реформа перехода на оплату гражданами - участниками долевого строительства с использованием специальных счетов эскроу, открытых в уполномоченных банках. [1] Указанные банки в этой связи финансируют застройщиков на наиболее комфортных условиях (проектное, мезонинное), ведут сопровождение процесса строительства до момента ввода в эксплуатацию строительных объектов. Система перераспределения денежных потоков через кредитные организации позволила осуществить дополнительное вовлечение заемных средств в строительстве, уменьшить количество недостроев, предотвратить привлечение денежных средств граждан недобросовестными организациями, а также создало гарантии гражданам-участникам долевого строительства в сохранности вложенных ими средств, в том числе с использованием ипотечного кредитования. [2] Роль указанного правового механизма, обеспечивающего защиту граждан-дольщиков, определена и проанализирована в работах Ручкиной Г.Ф., Борисовой Л.В и др. [3] [4] При этом Правительством Российской Федерации устанавливаются специальные требования допуска в отношении кредитных организаций, осуществляющих банковское кредитование и сопровождение долевого строительства. [5]

Реформа государственного регулирования в долевом строительстве позволила интегрировать предоставление гражданам Российской Федерации строящегося жилья в действующие государственные программы льготного ипотечного кредитования граждан: «Льготную ипотеку»; «Семей-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

ную ипотеку»; «Дальневосточную ипотеку»; «Сельскую ипотеку»; «Льготную ипотеку для 1Т-специалистов», «Льготную ипотеку для граждан новых субъектов России», которые стимулируют спрос на рост объемов жилищного строительства вне зависимости от действующих в стране экономических кризисов и внешнего санкционного давления. [6] [7] [8] [9] [10] [11] Реализация государственных программ поддержки граждан в приобретении ими жилья с использованием ипотечного кредитования осуществляется во исполнение указов Президента Российской Федерации, устанавливающих цели научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе в развитии жилищного строительства. [12] [13]

По итогам 2020 года программы стимулирования ипотечного кредитования (семейная, льготная, дальневосточная и сельская) обеспечили сохранение показателей по объему ввода жилья в 2020 году на уровне 82 млн кв. м, а также строительство 26,4 млн кв. м нового жилья по данным проведенного экспертно-аналитического мероприятия Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетная палата). [14] Увеличение объемов строительства по данным указанного отчета Счетной палаты составило 53 % к аналогичному периоду 2018-2019 годов, был установлен абсолютный рекорд за всю историю рынка ипотеки (выдано 1,7 млн ипотечных кредитов) во время распространения коронавируса COVID-19 в стране. Однако рост строительства жилья в 2020 году не поспевал обеспечивать спрос граждан на строительство нового жилья, в связи с чем по мнению Счетной палаты, из-за чего цены на первичном рынке жилья возросли до 20 % по данным Счетной палаты. К выводам Счетной палаты об ограничении выдач льготных ипотечных кредитов присоединился Банк России. [15] Негативное влияние госпрограмм льготного ипотечного кредитования на рост цен было также отражено в исследованиях Тугушева Р.А., опирающегося также на выводы Счетной палаты. [16] Также эконометри-ческая модель влияния льготного ипотечного кредитования на рост цен в жилищном строительстве, показатели эффективности в кредитовании жилищного строительства, рассмотрены.... [17 из журнала]

Однако выводы Счетной палаты и Банка России по своей структуре узконаправлены исключительно на предмет мероприятия и не затрагивают глубину экономического взаимодействия между застройщиками и субъектами деятельности в строительной промышленности, динамику их спроса и предложения, проблемы кластеризации отраслей (их расположенность в регионах, уровень сотрудничества, уровень конкуренции и

т.д.), их потенциал к развитию (готовность к быстрому увеличению объемов строительных и производственных мощностей для своевременного обеспечения потребностей граждан в жилье).

Таким образом наиболее актуальным для обеспечения экономического роста в жилищном строительстве является оказание мер финансовой поддержки в предоставлении льготных кредитов застройщикам и субъектам деятельности в строительной промышленности. В настоящее время действуют следующие меры государственной финансовой поддержки льготного банковского кредитования в жилищном строительстве:

1) государственная программа поддержки жилищного строительства; [18]

2) льготное кредитование малого и среднего бизнеса; [19]

3) льготное кредитование системообразующих организаций; [20]

4) государственная программа «промышленная ипотека».[21]

Государственная программа поддержки жилищного строительства реализуется Правительством Российской Федерации в качестве временной меры в период распространения новой коронавирусной инфекции.

Правилами возмещения кредитным организациям недополученных доходов по кредитам, выданным в целях реализации проектов жилищного строительства определен перечень юридических лиц, имеющих право получения льготного кредита в рамках указанного постановления, целевой характер использования ими заемных средств, условия субсидирования и расчет возмещения недополученных доходов кредитным организациям. Также возмещение недополученных доходов по кредитам для низкомаржинальных проектов подлежит казначейскому сопровождению.

На поддержание льготного кредитования проектов жилищного строительства по данным Минстроя России, а также акционерного общества «ДОМ.РФ» в 2022 году выделено 35 млрд рублей. [22] При этом по данным отчета о подтверждении соответствия сведений на выплату возмещения недополученных доходов кредиторов требованиям программы по состоянию на 1 февраля 2022 года, опубликованного на официальном сайте акционерного общества «ДОМ.РФ», уполномоченными банками в декабре 2021 года уже были поданы сведения на финансирование 46 кредитов, подпадающих под критерии указанной госпрограммы в размере 36,489 млрд рублей, а в январе 2022 года указанные сведения о кредитах возросли до 52 единиц, а объем запрашиваемой господдержки - до 42,03 млрд рублей. [23]

В соответствии с пунктом 7.7.3 Плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях санкционного давления было принято постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 534, которое предусматривает установление порядка и условий программы государственной поддержки заемщиков - организаций строительной отрасли в целях преодоления временных трудностей за счет привлечения проектного финансирования по льготной ставке по кредитам и возмещения недополученных доходов кредитным организациям по кредитам, выданным в целях реализации проектов жилищного строительства. [24] [25] Предоставление субсидий на возмещение части затрат по кредитам, полученным в целях реализации проектов жилищного строительства, планировалось исходя из необходимости обеспечения эффективной ставки кредитования в размере 15% годовых при условии, что размер такой субсидии будет определяться исходя из разницы между ключевой ставкой Банка России, увеличенной на 2,5 %, и ставкой кредитования в размере 15%. То есть предельный уровень ставки Банка России не должен превышать значение 12,5 процентов годовых для предоставления кредитным организациям недополученного дохода по кредитам из федерального бюджета. Учитывая обратное снижение ключевой ставки Банка России ниже уровня 12,5 %, были внесены корректировки в программу льготного кредитования застройщиков о прекращении возмещения по кредитам в случае снижения ключевой ставки Банка России до 8 % и ниже. [26]

Системообразующим компаниям в сфере промышленности и торговли осуществляется поддержка кредитов на пополнение оборотных средств.

Меры финансирования кредитов крупного бизнеса, является результатом выделения в правовом поле реестров системообразующих компаний и осуществляется наряду с предоставлением им госгарантий по кредитам или облигационным займам, отсрочек по уплате налогов и авансовых платежей, субсидировании на возмещение затрат на производство и других мер поддержки. Финансовая поддержка осуществляется во исполнение государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности» с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2021 года № 1933. [27] [28] Лимиты субсидирования для каждого получателя субсидии устанавливает Министерство промышленности и торговли. Общий перечень системообразующих предприятий составляет Минэкономразвития России, при этом Минстрой России вносит на утверждение в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

Правительственную комиссию по повышению устойчивости российской экономики перечень системообразующих организаций строительной отрасли и ЖКХ, в который по состоянию на 2020 год вошли 54 группы компаний строительного сектора, в том числе в сфере строительства жилья.

[29] Однако представленная программа финансовой поддержки распространена для финансирования кредитов системообразующим предприятиям-застройщикам в жилищном строительстве.

Так как государственная программа начала действовать во втором квартале 2022 года, выделение финансов в текущем году осуществляется Правительством Российской Федерации из средств резервного фонда. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2022 г. № 534-р выделено 40 млрд рублей на субсидирование российских кредитных организаций, предоставляющих льготные кредиты системообразующим компаниям промышленности и торговли и компаниям, входящим в их группу лиц, что позволит поддержать заемными источниками указанные компании в размере 333,3 млрд. рублей.

[30] Также распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2022 г. № 831 -р дополнительно выделено 80 млрд рублей на субсидирование

в рамках представленной госпрограммы, что увеличит поддержку кредитов в общей сумме до 700 млрд. рублей. [31]

Приложение 1 к Постановлению № 393 устанавливает перечень кодов ОКВЭД2 предоставляющий право получения льготного кредита. Так, в Приложении № 1 присутствуют коды ОКВЭД2, позволяющие финансировать льготные кредиты предприятиям, занятым в сфере производства строительной продукции (группа С «Обрабатывающие производства»):

«16 Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения»;

«20 Производство химических веществ и химических продуктов»;

«25 Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования»;

«27 Производство электрического оборудования»;

«46.73 Торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техни-ческим оборудованием».

Учитывая развитость мер государственной поддержки льготного ипотечного кредитования, ставших драйверами прорывного развития жилищного строительства, государственная поддержка в предоставлении заемных источников оборотных средств системообразующим предпри-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

ятиям в сфере промышленности и торговли, и в частности, занимающихся в жилищном строительстве и производстве необходимых строительных материалов имеет особую актуальность.

Таким образом, в целях нивелирования негативных изменений в ценообразовании на рынке жилищного строительства предлагается разработать собственный финансово-правовой акт, регулирующий субсидирование предоставляемых кредитными организациями льготных кредитов системообразующим предприятиям, функционирующим в жилищном строительстве с подклассом ОКВЭД2 41.2 «Строительство жилых и нежилых зданий» раздела Р Одновременно предлагается для финансирования банковского кредитования субъектов деятельности в строительной промышленности в рамках Постановления № 393 дополнить перечень ОКВЭД2 в разделе В «Добыча полезных ископаемых» подклассами 08.1 -«Добыча камня, песка и глины», 08.9 - «Добыча полезных ископаемых, не включенных в другие группировки».

Это позволит путем оперативного привлечения доступных кредитных ресурсов расширить производство строительной продукции для обеспечения потребностей в жилищном строительстве и обеспечить высокую конкуренцию, что благотворно повлияет на ценовую политику на рынке строительства. Действующая статистика повышения цен на строительные материалы наглядно показывает, что цены на строительство жилья напрямую зависят от роста цен на строительные материалы, а не из-за вводимых льготных ипотечных программ граждан в жилищном строительстве. [32]

При этом действующего финансирования Правительством Российской Федерации в общем размере 120 млрд рублей в рамках Постановления № 393, распределяемого в разной степени на 43 вида промышленного производства и торговли, указанных в Приложении № 1, явно недостаточно не только на этот обширный перечень, но и на сектор жилищного строительства и производства строительных материалов в целях насыщения рынка жилищного строительства необходимыми ресурсами.

В качестве наглядных примеров адресных мер финансово-правового регулирования кредитования системообразующих предприятий в сфере строительства действовало постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 № 804 (утратило силу 01.10.2022), которое регулировало финансирование кредитных организаций недополученных ими доходов по кредитам, выданным системообразующим организациям в сфере строительства коммерческой недвижимости и организациям, входящим в группу

лиц системообразующей организации в сфере строительства коммерческой недвижимости. [33] В 2022 году на поддержку банковского кредитования указанных системообразующих предприятий из резервного фонда Правительства Российской Федерации предоставлялось 7,15 млрд рублей (утратило силу 01.10.2022). [34]

Вторым наиболее показательным примером источника адресного финансово-правового регулирования банковского кредитования системообразующих предприятий в отдельной сфере деятельности является специальная программа финансирования по кредитам системообразующих организаций в агропромышленном комплексе (постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2022 г. № 375), на реализацию которой выделено из резервного фонда Правительства Российской Федерации 26,07 млрд. рублей. [35] [36] Также осуществляется адресное финансово-правовое регулирование по кредитам системообразующим предприятиям топливно-энергетического комплекса, транспорта, драгоценных металлов и другие. [37][38][39]

Представленные в качестве примера вышеперечисленные источники с одной стороны демонстрируют специфичность требований финансирования банковского кредитования в каждой отрасли, а с другой стороны - развитие институ-циональности финансово-правового регулирования банковского кредитования в целом.

Финансовая поддержка в кредитовании предприятий-застройщиков и производителей строительных материалов также оказывается в секторе малого и среднего бизнеса. Основным источником, регулирующим финансирование кредитным организациям по кредитам, предоставляемым малым и средним предприятиям (далее -МСП) является постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 года № 1764 (далее - Постановление № 1764). В приложении № 2 к правилам предоставления субсидий, утвержденных Постановлением № 1764, установлен перечень приоритетных отраслей, которым оказывается государственная поддержка, к числу которых отнесено строительство.

На поддержку в рамках указанной госпрограммы из федерального бюджета в 2022 году выделено 35,955 млрд. рублей. При этом стоит отметить, что ставка субсидирования в отношении строительства, установленная в размере 1 процента, в отличие от иных размеров ставки субсидирования, применяемых для МСП, действующих в иных отраслях (абзац 4 пункта 29 правил предоставления субсидий, утвержденных Постановлением № 1764) кратно уменьшает величину лимита субсидирования для каждого уполномоченного банка (пункт 30 правил предоставления

субсидий, утвержденных Постановлением № 1764) по кредитам в строительстве.

Стоит отметить, что на основании опубликованных данных «КБ Стрелка» в отрасли строительства среди всех коммерческих субъектов приходится 6 % предприятий, в то время как в МСП функционирует 94 % (74 % - юрлица и 20 % ИП). [40] Кроме того, согласно данным реестра субъектов МСП строительство жилых и нежилых зданий занимает является первой по популярности категорий ОКВЭД. Также субъекты МСП в производстве финансируются совместно в рамках госпрограммы, утвержденной Постановлением № 1764, и программой льготного фондирования «ПСК» Банка России и Корпорации МСП. [41] При этом данная мера совместного финансирования Правительства Российской Федерации и Банка России распространяется на обрабатывающее производство (обработка древесины и производство изделий из дерева, металлургическое производство, производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования), необходимое и актуальное в том числе для развития строительства субъектами МСП индивидуальных жилых домов в сельской местности.

Развитие промышленной базы для обеспечения спроса на жилье, вызванного популярностью и доступностью льготного ипотечного кредитования граждан в настоящее время имеет свою актуальность в целях стабилизации цен и увеличения конкуренции.

По итогам XXV Петербургского международного экономического форума, прошедшего 15 - 18 июня 2022 года Президент Российской Федерации поручил Правительству Российской Федерации реформировать деятельность промышленных кластеров, в том числе с внедрением механизмов льготного кредитования. [42] Так, постановлением от 06.09.2022 Правительством Российской Федерации запущена программа «промышленная ипотека», предусматривающая финансирование льготного кредитования субъектам промышленных кластеров (раздел «С» ОКВЭД, в том числе: производство готовых к применению бетонных смесей, обработка древесины, металлургическое производство, готовых металлических изделий, электрического оборудования, и другие).

Заключение. В исследовании рассмотрена и проанализирована действующая институциональная основа финансово-правового регулирования банковского кредитования в жилищном строительстве предприятий-застройщиков и субъектов деятельности в строительной промышленности. Представленные госпрограммы финансовой поддержки в строительстве и строительной промышленности относительно молоды и имеют

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

свой потенциал совершенствования в будущем. Безусловно, как и действующий комплекс мер финансово-правового регулирования ипотечного жилищного кредитования граждан, действующие ускорят рост промышленного производства.

Расширение как льготных ипотечных программ финансирования в строительстве, так и программ финансирования льготных кредитов застройщикам и субъектам деятельности в строительной промышленности формирует в отрасли финансового права новую институциональную базу публичного регулирования деятельности кредитных организаций как агентов государства, способствующих достижению поставленных целей экономического развития страны. В этой связи предлагается:

• применять комплексный подход к совершенствованию нормативно-правовой базы финансирования льготных программ кредитования в строительстве в совокупности с развитием строительной промышленности в целях обеспечения спроса конкурентоспособной продукцией по конкурентной цене;

• сформировать понятийный аппарат и структуру формирующегося института норм финансово-правового регулирования банковского кредитования, а также финансово-правового регулирования банковского кредитования в жилищном строительстве как субинститута права;

• обеспечивать своевременное изменение в комплекс соответствующих норм финансово-правового регулирования для достижения баланса спроса и предложения на рынке жилищного строительства и стабильности ценообразования в условиях ускоренного экономического развития в данной сфере.

• Также стоит отметить следующие негативные факторы, выявленные в ходе исследования:

• сфера проведения мероприятий внешнего аудита, проводимого Счетной палатой, не учитывала комплексный подход в цепочке ценообразования при взаимодействии застройщиков и производителей строительных материалов, а также степень готовности к увеличению производства за счет привлеченных источников финансирования (банковских кредитов, займов и др.);

• действующие программы финансирования льготных кредитов застройщикам и субъектам деятельности в строительном производстве не являются отраслевыми только по отношению к указанным субъектам деятельности, а распыляются на иные отрасли;

• существуют затруднения по сбору и анализу статистической информации о результатах

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

реализации представленных в исследовании программ финансирования в разрезе отдельной отрасли (строительстве и строительной промышленности в частности), что препятствует формированию комплексной правовой оценки эффективности данных программ в конкретной сфере.

• Для решения указанных негативных факторов предлагается:

• увеличить количество запланированных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты в целях объективного и всестороннего проведения внешнего государственного аудита применения мер финансирования по льготным кредитам в разрезе жилищного строительства и строительной промышленности;

• рассмотреть возможность выделения финансовой поддержки государства в жилищном строительстве в виде отдельных адресных государственных программах поддержки (в частности - выделения системообразующих предприятий в жилищном строительстве в отдельную госпрограмму);

• интегрировать софинансирование федеральных представленных программ льготного кредитования в жилищном строительстве из иных источников (региональных и местных бюджетов и иных юридических лиц);

• установить в нормативно-правовом регулировании меры межотраслевой координации уполномоченных органов власти (Минфина России, Минстроя России, Минпромторга России, Минэкономразвития России, Мин-сельхоза России, Минвостокразвития России и других) для эффективного достижения установленных показателей финансирования кредитов застройщиков и субъектов деятельности в строительной промышленности;

• обеспечить системное взаимодействие между строительной промышленностью и жилищным строительством посредством цифровизации, мониторинга цен на строительные материалы пропорционального развития строительных кластеров во всех регионах России.

При достаточно плотном взаимодействии главных распорядителей бюджетных средств, участия аналитических центров и институтов развития, в том числе в жилищной сфере, органов государственного финансового контроля создастся большой потенциал унификации и совершенствования нормативной базы финансово-правового регулирования банковского кредитования в жилищном строительстве.

Список литературы:

[1] О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 25.12.2018 № 478-ФЗ: принят Государственной Думой 19 декабря 2018 года, одобрен Советом Федерации 21 декабря 2018 года // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2018, № 53 (часть I), ст. 8404.

[2] О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 25.05.2020 № 163-Ф3: принят Государственной Думой 13 мая 2020 года, одобрен Советом Федерации 20 мая 2020 года // «Собрание законодательства РФ», 01.06.2020, № 22, ст. 3384.

[3] Ручкина Г.Ф. Банковское сопровождение долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости с использованием счета эскроу: некоторые вопросы правового регулирования // Банковское право. 2019. № 3. С. 7-15.

[4] Борисова Л.В. Счета эскроу как механизм защиты прав участников долевого строительства в условиях банкротства застройщика // Право и экономика. 2020. № 1 (383). С. 33-36.

[5] Об утверждении критериев (требований), которым в соответствии с Федеральным законом «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» должны соответствовать уполномоченные банки и банки, которые имеют право на открытие счетов эскроу для расчетов по договорам участия в долевом строительстве: постановление Правительства Рос. Федерации от 18.06.2018 № 697. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_301230/.

[6] Об утверждении Правил возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации в 2020 - 2024 годах: постановление Правительства Рос. Федерации от 23.04.2020 № 566. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_351097/

[7] Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета акционерному обществу «ДОМ.РФ» в виде вкладов в имущество акционерного общества «ДОМ.РФ», не увеличивающих его уставный капитал, для возмещения российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), пре-

доставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей, и Правил возмещения российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей: Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 № 1711. URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71750282/.

[8] Об утверждении условий программы «Дальневосточная ипотека» и внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. № 1713-р: постановление Правительства Рос. Федерации от 07.12.2019 № 1609. URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/73086814/

[9] Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации на строительство (приобретение) жилого помещения (жилого дома) на сельских территориях (сельских агломерациях): постановление Правительства Рос. Федерации от 30.11.2019 № 1567. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_339843/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[10] Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета акционерному обществу «ДОМ.РФ» в виде вклада в имущество акционерного общества «ДОМ.РФ», не увеличивающего его уставный капитал, на цели возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным работникам аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и правил возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным работникам аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий: постановление Правительства Рос. Федерации от 30.04.2022 № 805. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_416370/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9c f4994ee5633b/.

[11] «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета акционерному обществу «ДОМ.РФ» в виде вкладов в имущество акционерного общества «ДОМ.РФ», не увеличивающих его уставный капитал, на цели возмещения российским кредитным и иным организациям недополученных ими доходов по креди-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

там (займам), выданным гражданам Российской Федерации для приобретения или строительства жилых помещений на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, а также на территориях иных субъектов Российской Федерации, Правил возмещения российским кредитным и иным организациям недополученных ими доходов по кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации для приобретения или строительства жилых помещений на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей, а также на территориях иных субъектов Российской Федерации»: постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 № 2565. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_436805/92 d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/.

[12] О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204. URL: http://kremlin.ru/acts/ bank/43027.

[13] О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726.

[14] Отчет Счетной палаты Российской Федерации по результатам экспертно-аналитиче-ского мероприятия «Оценка результативности выделения в 2019-2020 годах средств федерального бюджета на цели поддержки рынка ипотечного кредитования и жилищного строительства, в том числе в рамках мер по борьбе с коронавирус-ной инфекцией и ее последствиями» URL: https:// ach.gov.ru/upload/iblock/4d9/fikgyxziwfxtswftfgy0a6z 7pa3gfnwi.pdf.

[15] ЦБ РФ не видит необходимости в продлении льготной ипотеки под 7%: официальный сайт информационного агентства «Интерфакс-недвижимость». URL: https://realty.interfax.ru/ru/news/ articles/141208/

[16] Тугушев Р.И. Финансово-правовое регулирование деятельности кредитных организаций в процессе реализации национальных проектов: дис. канд. юрид. наук. Москва: 2022. 236 с.

[17] Рощина, Я. Анализ влияния мер государственной поддержки ипотечного кредитования на доступность жилья в России: региональный разрез / Я. Рощина, Н. Илюнькина // Деньги и кредит. - 2021. - Т. 80. - № 4. - С. 98-123.

[18] Об утверждении Правил возмещения кредитным организациям недополученных доходов по кредитам, выданным в целях реализации проектов жилищного строительства, и Правил предоставления субсидий из федерального бюд-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

жета акционерному обществу «ДОМ.РФ» в виде вклада в имущество акционерного общества «ДОМ.РФ», не увеличивающего его уставный капитал, для возмещения кредитным организациям недополученных доходов по кредитам, выданным в целях реализации проектов жилищного строительства: постановление Правительства Рос. Федерации от 30.04.2020 № 629. URL: https://base.garant.ru/73981567/#:~:text=Поста-новление%20Правительства%20РФ%20от%20 30,по%20кредитам%2С%20выданным%20в%20 целях.

[19] Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам в целях возмещения недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», по льготной ставке: постановление Правительства Рос. Федерации от 30.12.2018 № 1764. URL: https://base.garant.ru/72141688/.

[20] Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным системообразующим организациям промышленности и торговли и организациям, входящим в группу лиц системообразующей организации промышленности и торговли: постановление Правительства Рос. Федерации от 17 марта 2022 года № 393. URL: https://base.garant.ru/403713584/.

[21] Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным российским организациям и (или) индивидуальным предпринимателям на приобретение объектов недвижимого имущества в целях осуществления деятельности в сфере промышленности: постановление Правительства РФ от 06.09.2022 № 1570. URL: https://www.garant.ru/hotlaw/ federal/1564705/.

[22] «Спроси ДОМ.РФ»: официальный сайт АО «ДОМ.РФ». URL: https://xn--h1alcedd.xn--d1aqf. xn--p1ai/services/mery-podderzhki-zastrojshchikov/ lgotnye-kredity-zastroyshchikam/.

[23] Отчет о подтверждении соответствия сведений на выплату возмещения недополученных доходов кредиторов требованиям програм-мыпо состоянию на 01.02.2022. URL: https://www. дом.рф/construction-financing/compensation/.

[24] План первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях санкционного давления. URL: https://

econom22.ru/economy/se-monitoring/sanktsii-2022/ plan_RF_15.03.2022.pdf.

[25] О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 629: постановление Правительства Рос. Федерации от 31.03.2022 № 534. URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1536263/.

[26] О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 629: постановление Правительства Рос. Федерации от 10.10.2022 № 1803. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/405403463/.

[27] Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»: постановление Правительства Рос. Федерации от 15 апреля 2014 г. № 328. URL: https:// base.garant.ru/70643464/.

[28] О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»: постановление Правительства Рос. Федерации от 12.11.2021 № 1933. URL: https:// base.garant.ru/403071720/.

[29] Перечень системообразующих организаций российской экономики в сфере строительства и ЖКХ: официальный сайт Минстроя России. URL: https://minstroyrf.gov.ru/press/pravkomissiya-utverdila-perechen-sistemoobrazuyushchikh-organizatsiy-rossiyskoy-ekonomiki-v-sfere-st/.

[30] О выделении Минпромторгу России из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2022 году бюджетных ассигнований на предоставление субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным системообразующим организациям промышленности и торговли и организациям, входящим в группу лиц системообразующей организации промышленности и торговли: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 18.03.2022 № 534-р. URL: https://base.garant. ru/403722624/.

[31] О выделении в 2022 году Минпромторгу России бюджетных ассигнований на предоставление субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным системообразующим организациям промышленности и торговли и организациям, входящим в группу лиц системообразующей организации промышленности и торговли: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 11.04.2022 № 831-р. URL: https://base.garant.ru/404464004/.

[32] Такого ужаса не было»: строители не могут остановить рост цен: официальный сайт

информационного агентства РБК. URL: https:// www.rbc.ru/spb_sz/22/06/2021/60d187969a7947a9f fa962d6

[33] Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным системообразующим организациям в сфере строительства коммерческой недвижимости и организациям, входящим в группу лиц системообразующей организации в сфере строительства коммерческой недвижимости: постановление Правительства Рос. Федерации от 30.04.2022 № 804 (утратил силу 01.10.2022 в связи с изданием постановления Правительства Рос. Федерации от 23.09.2022 № 1682). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_416205/.

[34] О выделении в 2022 году Минстрою России бюджетных ассигнований на предоставление субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным системообразующим организациям в сфере строительства коммерческой недвижимости и организациям, входящим в группу лиц системообразующей организации в сфере строительства коммерческой недвижимости, на реализацию инвестиционных проектов: Распоряжение Правительства Рос. Федерации от 28.04.2022 № 1046-р (утратил силу 01.10.2022 в связи с изданием постановления Правительства Рос. Федерации от 23.09.2022 № 1682). URL: https://base.garant.ru/404558224/.

[35] Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным по льготной ставке системообразующим организациям и (или) их дочерним обществам, занятым в агропромышленном комплексе, на осуществление операционной деятельности: постановление Правительства Рос. Федерации от 16.03.2022 № 375. URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/403612942/.

[36] О бюджетных ассигнованиях, выделенных в 2022 г. Минсельхозу России, для предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным по льготной ставке системообразующим организациям и (или) их дочерним обществам, занятым в агропромышленном комплексе, на осуществление операционной деятельности: Распоряжение Правительства Рос. Федерации от 18.03.2022 № 532-р. URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/403622622/.

[37] Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета кредит-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

ным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным системообразующим организациям топливно-энергетического комплекса и организациям, входящим в группу лиц системообразующей организации топливно-энергетического комплекса: постановление Правительства Рос. Федерации от 02.04.2022 № 574. URL: https://www.garant.ru/ hotlaw/federal/1536919/.

[38] Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным системообразующим организациям транспортного комплекса и организациям, входящим в группу лиц системообразующей организации транспортного комплекса: постановление Правительства Рос. Федерации от 23.04.2022 № 745. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_415986/.

[39] Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным системообразующим организациям и (или) их дочерним обществам, осуществляющим деятельность в сфере добычи, производства, использования, обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на осуществление операционной деятельности: постановление Правительства Рос. Федерации от 09.08.2022 № 1396. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_424164/.

[40] «КБ Стрелка» оценила перспективы развития МСП в российских городах: официальный сайт информационного агентства РБК. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2021/09/30/61532488 9a7947b07d9887ec.

[41] Программа стимулирования кредитования субъектов МСП: официальный сайт федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства. URL: https://corpmsp. ru/bankam/programma_stimulir/.

[42] Перечень поручений по итогам XXV Петербургского международного экономического форума. URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/ orders/69045.

Spisok literatury:

[1] O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «Ob uchastii v dolevom stroitel'stve mnogokvartirnyh domov i inyh ob»ektov nedvizhimosti i o vnesenii izmenenij v nekotorye zakonodatel'nye akty Rossi-jskoj Federacii» i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii: feder. zakon Ros. Federacii ot 25.12.2018 № 478-FZ: prinyat Gosudarstvennoj

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

Dumoj 19 dekabrya 2018 goda, odobren Sovetom Federacii 21 dekabrya 2018 goda // «Sobranie zakonodatel'stva RF», 31.12.2018, № 53 (chast' I), st. 8404.

[2] O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii: feder. zakon Ros. Federacii ot 25.05.2020 № 163-FZ: prinyat Gosudarstvennoj Dumoj 13 maya 2020 goda, odobren Sovetom Federacii 20 maya 2020 goda // «Sobranie zakonodatel'stva RF», 01.06.2020, № 22, st. 3384.

[3] Ruchkina G.F. Bankovskoe soprovozhdenie dolevogo stroitel'stva mnogokvartirnyh domov i inyh ob»ektov nedvizhimosti s ispol'zovaniem scheta eskrou: nekotorye voprosy pravovogo regulirovaniya // Bankovskoe pravo. 2019. № 3. S. 7-15.

[4] Borisova L.V. Scheta eskrou kak mekhanizm zashchity prav uchastnikov dolevogo stroitel'stva v usloviyah bankrotstva zastrojshchika // Pravo i ekono-mika. 2020. № 1 (383). S. 33-36.

[5] Ob utverzhdenii kriteriev (trebovanij), koto-rym v sootvetstvii s Federal'nym zakonom «Ob uchastii v dolevom stroitel'stve mnogokvartirnyh domov i inyh ob»ektov nedvizhimosti i o vnesenii izmenenij v nekotorye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» dolzhny sootvetstvovat' upolnomo-chennye banki i banki, kotorye imeyut pravo na otkrytie schetov eskrou dlya raschetov po dogovoram uchastiya v dolevom stroitel'stve: postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 18.06.2018 № 697. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_301230/.

[6] Ob utverzhdenii Pravil vozmeshcheniya kreditnym i inym organizaciyam nedopoluchennyh dohodov po zhilishchnym (ipotechnym) kreditam (zajmam), vydannym grazhdanam Rossijskoj Federacii v 2020 - 2024 godah: postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 23.04.2020 № 566. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_351097/

[7] Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya sub-sidij iz federal'nogo byudzheta akcionernomu obsh-chestvu «DOM.RF» v vide vkladov v imushchestvo akcionernogo obshchestva «DOM.RF», ne uveli-chivayushchih ego ustavnyj kapital, dlya vozmeshcheniya rossijskim kreditnym organizaciyam i akcionernomu obshchestvu «DOM.RF» nedopoluchennyh dohodov po vydannym (priobretennym) zhilishchnym (ipotechnym) kreditam (zajmam), predostavlennym grazhdanam Rossijskoj Federacii, imeyushchim detej, i Pravil vozmeshcheniya rossijskim kreditnym organizaciyam i akcionernomu obshchestvu «DOM. RF» nedopoluchennyh dohodov po vydannym (prio-bretennym) zhilishchnym (ipotechnym) kreditam (zajmam), predostavlennym grazhdanam Rossijskoj Federacii, imeyushchim detej: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.12.2017 № 1711. URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71750282/.

[8] Ob utverzhdenii uslovij programmy «Dal'nev-ostochnaya ipoteka» i vnesenii izmenenij v raspo-ryazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 2 sent-yabrya 2015 g. № 1713-r: postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 07.12.2019 № 1609. URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73086814/

[9] Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya sub-sidij iz federal'nogo byudzheta rossijskim kreditnym organizaciyam i akcionernomu obshchestvu «DOM. RF» na vozmeshchenie nedopoluchennyh dohodov po vydannym (priobretennym) zhilishchnym (ipotech-nym) kreditam (zajmam), predostavlennym grazh-danam Rossijskoj Federacii na stroitel'stvo (priobret-enie) zhilogo pomeshcheniya (zhilogo doma) na sel'skih territoriyah (sel'skih aglomeraciyah): postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 30.11.2019 № 1567. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_339843/

[10] Ob utverzhdenii pravil predostavleniya subsidij iz federal'nogo byudzheta akcionernomu obshchestvu «DOM.RF» v vide vklada v imush-chestvo akcionernogo obshchestva «DOM.RF», ne uvelichivayushchego ego ustavnyj kapital, na celi vozmeshcheniya kreditnym i inym organizaciyam nedopoluchennyh dohodov po zhilishchnym (ipotech-nym) kreditam (zajmam), vydannym rabotnikam akkreditovannyh organizacij, osushchestvlyayush-chih deyatel'nost' v oblasti informacionnyh tekh-nologij, i pravil vozmeshcheniya kreditnym i inym organizaciyam nedopoluchennyh dohodov po zhilishchnym (ipotechnym) kreditam (zajmam), vydannym rabotnikam akkreditovannyh organizacij, osush-chestvlyayushchih deyatel'nost' v oblasti informacionnyh tekhnologij: postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 30.04.2022 № 805. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_416370/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9c-f4994ee5633b/.

[11] «Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya subsidij iz federal'nogo byudzheta akcionernomu obshchestvu «DOM.RF» v vide vkladov v imush-chestvo akcionernogo obshchestva «DOM.RF», ne uvelichivayushchih ego ustavnyj kapital, na celi vozmeshcheniya rossijskim kreditnym i inym organizaciyam nedopoluchennyh imi dohodov po kreditam (zajmam), vydannym grazhdanam Rossijskoj Federacii dlya priobreteniya ili stroitel'stva zhilyh pomesh-chenij na territoriyah Doneckoj Narodnoj Respubliki, Luganskoj Narodnoj Respubliki, Zaporozhskoj i Her-sonskoj oblastej, a takzhe na territoriyah inyh sub"ek-tov Rossijskoj Federacii, Pravil vozmeshcheniya rossijskim kreditnym i inym organizaciyam nedopoluchennyh imi dohodov po kreditam (zajmam), vydannym grazhdanam Rossijskoj Federacii dlya priobreteniya ili stroitel'stva zhilyh pomeshchenij na territoriyah Doneckoj Narodnoj Respubliki, Luganskoj Narodnoj Respubliki, Zaporozhskoj i Hersonskoj

oblastej, a takzhe na territoriyah inyh sub"ektov Rossijskoj Federacii»: postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 31.12.2022 № 2565. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_436805/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9c-f4994ee5633b/.

[12] O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda: ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 № 204. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027.

[13] O nacional'nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda: ukaz Prezidenta RF ot 21 iyulya 2020 g. № 474. URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/45726.

[14] Otchet Schetnoj palaty Rossijskoj Feder-acii po rezul'tatam ekspertno-analiticheskogo mero-priyatiya «Ocenka rezul'tativnosti vydeleniya v 20192020 godah sredstv federal'nogo byudzheta na celi podderzhki rynka ipotechnogo kreditovaniya i zhil-ishchnogo stroitel'stva, v tom chisle v ramkah mer po bor'be s koronavirusnoj infekciej i ee posledstviyami» URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/4d9/fikgyxziw-fxtswftfgy0a6z7pa3gfnwi.pdf.

[15] CB RF ne vidit neobhodimosti v prodlenii l'gotnoj ipoteki pod 7%: oficial'nyj sajt informacion-nogo agentstva «Interfaks-nedvizhimost'». URL: https://realty.interfax.ru/ru/news/articles/141208/

[16] Tugushev R.I. Finansovo-pravovoe reg-ulirovanie deyatel'nosti kreditnyh organizacij v processe realizacii nacional'nyh proektov: dis. kand. yurid. nauk. Moskva: 2022. 236 s.

[17] Roshchina, YA. Analiz vliyaniya mer gosu-darstvennoj podderzhki ipotechnogo kreditovaniya na dostupnost' zhil'ya v Rossii: regional'nyj razrez / YA. Roshchina, N. Ilyun'kina // Den'gi i kredit. - 2021. - T. 80. - № 4. - S. 98-123.

[18] Ob utverzhdenii Pravil vozmeshcheniya kreditnym organizaciyam nedopoluchennyh dohodov po kreditam, vydannym v celyah realizacii proektov zhilishchnogo stroitel'stva, i Pravil predostavleniya subsidij iz federal'nogo byudzheta akcionernomu obshchestvu «DOM.RF» v vide vklada v imush-chestvo akcionernogo obshchestva «DOM.RF», ne uvelichivayushchego ego ustavnyj kapital, dlya vozmeshcheniya kreditnym organizaciyam nedopoluchennyh dohodov po kreditam, vydannym v celyah realizacii proektov zhilishchnogo stroitel'stva: postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 30.04.2020 № 629. URL: https://base.garant.ru/73981567/#:~:tex-t=Postanovlenie%20Pravitel'stva%20RF%20ot%20 30,po%20kreditam%2C%20vydannym%20v%20 celyah.

[19] Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya subsidij iz federal'nogo byudzheta rossijskim kredit-nym organizaciyam i specializirovannym finansovym obshchestvam v celyah vozmeshcheniya nedopoluchennyh imi dohodov po kreditam, vydannym v

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

2019 - 2024 godah sub"ektam malogo i srednego predprinimatel'stva, a takzhe fizicheskim licam, pri-menyayushchim special'nyj nalogovyj rezhim «Nalog na professional'nyj dohod», po I'gotnoj stavke: pos-tanovlenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 30.12.2018 № 1764. URL: https://base.garant.ru/72141688/.

[20] Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya subsidij iz federal'nogo byudzheta rossijskim kredit-nym organizaciyam na vozmeshchenie nedopoluch-ennyh imi dohodov po kreditam, vydannym sistemoo-brazuyushchim organizaciyam promyshlennosti i tor-govli i organizaciyam, vhodyashchim v gruppu lic sistemoobrazuyushchej organizacii promyshlennosti i torgovli: postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 17 marta 2022 goda № 393. URL: https://base. garant.ru/403713584/.

[21] Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya subsidij iz federal'nogo byudzheta rossijskim kredit-nym organizaciyam na vozmeshchenie nedopoluch-ennyh imi dohodov po kreditam, vydannym rossijskim organizaciyam i (ili) individual'nym predprinimatelyam na priobretenie ob"ektov nedvizhimogo imushchestva v celyah osushchestvleniya deyatel'nosti v sfere promyshlennosti: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 06.09.2022 № 1570. URL: https://www.garant.ru/hot-law/federal/1564705/.

[22] «Sprosi DOM.RF»: oficial'nyj sajt AO «DOM.RF». URL: https://xn--h1alcedd.xn--d1aqf.xn--p1ai/services/mery-podderzhki-zastrojshchikov/lgot-nye-kredity-zastroyshchikam/.

[23] Otchet o podtverzhdenii sootvetstviya sve-denij na vyplatu vozmeshcheniya nedopoluchennyh dohodov kreditorov trebovaniyam programmypo sos-toyaniyu na 01.02.2022. URL: https://www.dom.rf/ construction-financing/compensation/.

[24] Plan pervoocherednyh dejstvij po obespe-cheniyu razvitiya rossijskoj ekonomiki v usloviyah sankcionnogo davleniya. URL: https://econom22.ru/ economy/se-monitoring/sanktsii-2022/plan_ RF_15.03.2022.pdf.

[25] O vnesenii izmenenij v postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 30 aprelya 2020 g. № 629: postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 31.03.2022 № 534. URL: https://www.garant.ru/hot-law/federal/1536263/.

[26] O vnesenii izmenenij v postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 30 aprelya 2020 g. № 629: postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 10.10.2022 № 1803. URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/405403463/.

[27] Ob utverzhdenii gosudarstvennoj pro-grammy Rossijskoj Federacii «Razvitie promyshlen-nosti i povyshenie ee konkurentosposobnosti»: pos-tanovlenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 15 aprelya 2014 g. № 328. URL: https://base.garant. ru/70643464/.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

[28] O vnesenii izmenenij v gosudarstvennuyu programmu Rossijskoj Federacii «Razvitie promyshlennosti i povyshenie ee konkurentosposobnosti»: postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot

12.11.2021 № 1933. URL: https://base.garant. ru/403071720/.

[29] Perechen' sistemoobrazuyushchih organ-izacij rossijskoj ekonomiki v sfere stroitel'stva i ZHKKH: oficial'nyj sajt Minstroya Rossii. URL: https:// minstroyrf.gov.ru/press/pravkomissiya-utverdi-la-perechen-sistemoobrazuyushchikh-organizat-siy-rossiyskoy-ekonomiki-v-sfere-st/.

[30] O vydelenii Minpromtorgu Rossii iz rezervnogo fonda Pravitel'stva Rossijskoj Federacii v 2022 godu byudzhetnyh assignovanij na predostavle-nie subsidij iz federal'nogo byudzheta rossijskim kreditnym organizaciyam na vozmeshchenie nedopoluchennyh imi dohodov po kreditam, vydannym sistemoobrazuyushchim organizaciyam promyshlen-nosti i torgovli i organizaciyam, vhodyashchim v gruppu lic sistemoobrazuyushchej organizacii promyshlennosti i torgovli: rasporyazhenie Pravi-tel'stva Ros. Federacii ot 18.03.2022 № 534-r. URL: https://base.garant.ru/403722624/.

[31] O vydelenii v 2022 godu Minpromtorgu Rossii byudzhetnyh assignovanij na predostavlenie subsidij iz federal'nogo byudzheta rossijskim kreditnym organizaciyam na vozmeshchenie nedopoluchennyh imi dohodov po kreditam, vydannym sistemoo-brazuyushchim organizaciyam promyshlennosti i torgovli i organizaciyam, vhodyashchim v gruppu lic sistemoobrazuyushchej organizacii promyshlennosti i torgovli: rasporyazhenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 11.04.2022 № 831-r. URL: https://base.garant. ru/404464004/.

[32] Takogo uzhasa ne bylo»: stroiteli ne mogut ostanovit' rost cen: oficial'nyj sajt informacionnogo agentstva RBK. URL: https://www.rbc.ru/spb_ sz/22/06/2021/60d187969a7947a9ffa962d6

[33] Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya subsidij iz federal'nogo byudzheta kreditnym organ-izaciyam na vozmeshchenie nedopoluchennyh imi dohodov po kreditam, vydannym sistemoobrazuy-ushchim organizaciyam v sfere stroitel'stva kom-mercheskoj nedvizhimosti i organizaciyam, vhodyas-hchim v gruppu lic sistemoobrazuyushchej organizacii v sfere stroitel'stva kommercheskoj nedvizhi-mosti: postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot

30.04.2022 № 804 (utratil silu 01.10.2022 v svyazi s izdaniem postanovleniya Pravitel'stva Ros. Federacii ot 23.09.2022 № 1682). URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_416205/.

[34] O vydelenii v 2022 godu Minstroyu Rossii byudzhetnyh assignovanij na predostavlenie subsidij iz federal'nogo byudzheta rossijskim kreditnym organizaciyam na vozmeshchenie nedopoluchennyh imi dohodov po kreditam, vydannym sistemoobrazuy-

ushchim organizaciyam v sfere stroitel'stva kom-mercheskoj nedvizhimosti i organizaciyam, vhodyas-hchim v gruppu lic sistemoobrazuyushchej organ-izacii v sfere stroitel'stva kommercheskoj nedvizhimosti, na realizaciyu investicionnyh proektov: Rasporyazhenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 28.04.2022 № 1046-r (utratil silu 01.10.2022 v svyazi s izdaniem postanovleniya Pravitel'stva Ros. Federacii ot 23.09.2022 № 1682). URL: https://base.garant. ru/404558224/.

[35] Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya subsidij iz federal'nogo byudzheta rossijskim kredit-nym organizaciyam na vozmeshchenie nedopoluch-ennyh imi dohodov po kreditam, vydannym po l'got-noj stavke sistemoobrazuyushchim organizaciyam i (ili) ih dochernim obshchestvam, zanyatym v agro-promyshlennom komplekse, na osushchestvlenie operacionnoj deyatel'nosti: postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 16.03.2022 № 375. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/403612942/.

[36] O byudzhetnyh assignovaniyah, vydelen-nyh v 2022 g. Minsel'hozu Rossii, dlya predostavleniya subsidij iz federal'nogo byudzheta rossijskim kreditnym organizaciyam na vozmeshchenie nedo-poluchennyh imi dohodov po kreditam, vydannym po l'gotnoj stavke sistemoobrazuyushchim organizaciyam i (ili) ih dochernim obshchestvam, zanyatym v agropromyshlennom komplekse, na osushchestvlenie operacionnoj deyatel'nosti: Rasporyazhenie Prav-itel'stva Ros. Federacii ot 18.03.2022 № 532-r. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/403622622/.

[37] Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya subsidij iz federal'nogo byudzheta kreditnym organ-izaciyam na vozmeshchenie nedopoluchennyh imi dohodov po kreditam, vydannym sistemoobrazuy-ushchim organizaciyam toplivno-energeticheskogo kompleksa i organizaciyam, vhodyashchim v gruppu lic sistemoobrazuyushchej organizacii toplivno-ener-

geticheskogo kompleksa: postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 02.04.2022 № 574. URL: https:// www.garant.ru/hotlaw/federal/1536919/.

[38] Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya subsidij iz federal'nogo byudzheta rossijskim kreditnym organizaciyam na vozmeshchenie nedopoluch-ennyh imi dohodov po kreditam, vydannym sistemoobrazuyushchim organizaciyam transportnogo kompleksa i organizaciyam, vhodyashchim v gruppu lic sistemoobrazuyushchej organizacii transportnogo kompleksa: postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 23.04.2022 № 745. URL: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_415986/.

[39] Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya subsidij iz federal'nogo byudzheta kreditnym organ-izaciyam na vozmeshchenie nedopoluchennyh imi dohodov po kreditam, vydannym sistemoobrazuyushchim organizaciyam i (ili) ih dochernim obshchestvam, osushchestvlyayushchim deyatel'nost' v sfere dobychi, proizvodstva, ispol'zovaniya, obrashcheniya dragocennyh metallov i dragocennyh kamnej, proizvodstva i oborota etilovogo spirta, alkogol'noj i spirto-soderzhashchej produkcii, na osushchestvlenie operacionnoj deyatel'nosti: postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 09.08.2022 № 1396. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_424164/.

[40] «KB Strelka» ocenila perspektivy razvitiya MSP v rossijskih gorodah: oficial'nyj sajt informacion-nogo agentstva RBK. URL: https://www.rbc.ru/news-paper/2021/09/30/615324889a7947b07d9887ec.

[41] Programma stimulirovaniya kreditovaniya sub"ektov MSP: oficial'nyj sajt federal'noj korporacii po razvitiyu malogo i srednego predprinimatel'stva. URL: https://corpmsp.ru/bankam/programma_stim-ulir/.

[42] Perechen' poruchenij po itogam XXV Peter-burgskogo mezhdunarodnogo ekonomicheskogo foruma. URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/ orders/69045.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.