Научная статья на тему 'МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА'

МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
499
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРАНТИИ / ЖИЛИЩЕ / ИПОТЕКА / РЕГУЛИРОВАНИЕ / СТРОИТЕЛЬСТВО / СУБСИДИИ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гамзатов Султан Гамзеевич, Эсетова Аида Махмудовна

Цель работы. Целью исследования является развитие методов и инструментария государственного регулирования жилищного строительства, адекватных нормативно-законодательным положениям и возросшим потребительским требованиям потенциальных покупателей. Методы или методология проведения работы. Основой исследования послужили методы научной абстракции, а также системный подход к изучаемым явлениям, применяемые в соответствии с методологией управления жилищным строительством в России. Результаты. В статье акцентируется внимание на концепции целесообразности государственного регулирования жилищного строительства, масштабы и темпы развития которого во многом определяют уровень жизни населения. Обоснован комплекс методов и инструментарий регулирования жилищной сферы, реализуемых за счет рациональной организации строительного производства и обеспечения оперативного контроля за соблюдением стоимости и сроков жилищного строительства. В числе актуальных мер, регулирующего характера, определен инструментарий прямой государственной поддержки жилищной сферы, реализуемый за счет программ льготной ипотеки и проектного финансирования. Область применения результатов. Представленные в статье научные результаты могут быть использованы в качестве методических основ принятия решений, направленных на повышение эффективности регулирующей функции в системе управления сферой жилищного строительства. Вывод. Успех развития жилищного строительства зависит от применения соответствующих регулирующих систем, которые обладают свойствами качественного и своевременного принятия решений, обеспечивающих снижение кризисных явлений в отрасли в целом. Это и предопределяет необходимость обеспечения научно обоснованного подхода к совершенствованию системы государственного регулирования жилищного строительства с учетом особенностей объекта управления и сложившейся практики организации управления строительным производством. Эффективное государственное регулирование в сфере жилищного строительства опосредовано через использование гибких экономических методов и инструментов управления, среди которых наиболее действенными и перспективными являются государственные гарантии, льготная ипотека, и субсидирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATORY METHODS AND TOOLS AREAS OF HOUSING CONSTRUCTION

The purpose of the work. The purpose of the study is to develop methods and tools of state regulation of housing construction that are adequate to the regulatory and legislative provisions and the increased consumer requirements of potential buyers. Methods or methodology of the work. The research is based on the methods of scientific abstraction, as well as a systematic approach to the studied phenomena, applied in accordance with the methodology of housing construction management in Russia. Results. The article focuses on the concept of the feasibility of state regulation of housing construction, the scale and pace of development of which largely determine the standard of living of the population. The article substantiates a set of methods and tools for regulating the housing sector, implemented through the rational organization of construction production and ensuring operational control over compliance with the cost and timing of housing construction. Among the relevant regulatory measures, the tools of direct state support for the housing sector, implemented through programs of preferential mortgages and project financing, are identified. The scope of the results. The scientific results presented in the article can be used as a methodological basis for decision-making aimed at improving the effectiveness of the regulatory function in the management system of the housing construction sector. Conclusion. The success of the development of housing construction depends on the application of appropriate regulatory systems that have the properties of high-quality and timely decision-making, ensuring the reduction of crisis phenomena in the industry as a whole. This determines the need to provide a scientifically based approach to improving the system of state regulation of housing construction, taking into account the features of the management object and the established practice of organizing the management of construction production. Effective state regulation in the field of housing construction is mediated through the use of flexible economic methods and management tools, among which the most effective and promising are state guarantees, preferential mortgages, and subsidies.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА»

Строительство

УДК 332.024 ГАМЗАТОВ СУЛТАНГАМЗЕЕВИЧ

аспирант ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет»,

e-mail: tezaurus05@mail.ru

ЭСЕТОВА АИДА МАХМУДОВНА

д.э.н., профессор ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет»,

e-mail: aidaesetova@rambler.ru

DOI: 10.26726/1812-7096-2021 -2-39-47 МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Аннотация. Цель работы. Целью исследования является развитие методов и инструментария государственного регулирования жилищного строительства, адекватных нормативно-законодательным положениям и возросшим потребительским требованиям потенциальных покупателей. Методы или методология проведения работы. Основой исследования послужили методы научной абстракции, а также системный подход к изучаемым явлениям, применяемые в соответствии с методологией управления жилищным строительством в России. Результаты. В статье акцентируется внимание на концепции целесообразности государственного регулирования жилищного строительства, масштабы и темпы развития которого во многом определяют уровень жизни населения. Обоснован комплекс методов и инструментарий регулирования жилищной сферы, реализуемых за счет рациональной организации строительного производства и обеспечения оперативного контроля за соблюдением стоимости и сроков жилищного строительства. В числе актуальных мер, регулирующего характера, определен инструментарий прямой государственной поддержки жилищной сферы, реализуемый за счет программ льготной ипотеки и проектного финансирования. Область применения результатов. Представленные в статье научные результаты могут быть использованы в качестве методических основ принятия решений, направленных на повышение эффективности регулирующей функции в системе управления сферой жилищного строительства. Вывод. Успех развития жилищного строительства зависит от применения соответствующих регулирующих систем, которые обладают свойствами качественного и своевременного принятия решений, обеспечивающих снижение кризисных явлений в отрасли в целом. Это и предопределяет необходимость обеспечения научно обоснованного подхода к совершенствованию системы государственного регулирования жилищного строительства с учетом особенностей объекта управления и сложившейся практики организации управления строительным производством. Эффективное государственное регулирование в сфере жилищного строительства опосредовано через использование гибких экономических методов и инструментов управления, среди которых наиболее действенными и перспективными являются государственные гарантии, льготная ипотека, и субсидирование.

Ключевые слова: гарантии, жилище, ипотека, регулирование, строительство, субсидии, управление.

GAMZATOVSULTAN GAMZEYEVICH

post-graduate student of Dagestan State Technical University,

e-mail: tezaurus05@mail.ru

ESETOVA AID A MAKHMUDOVNA

Dr.Sc. of Economics, Professor of Dagestan State Technical University,

e-mail: aidaesetova@rambler.ru

REGULATORY METHODS AND TOOLS AREAS OF HOUSING CONSTRUCTION

Abstract. The purpose of the work. The purpose of the study is to develop methods and tools of state regulation of housing construction that are adequate to the regulatory and legislative provisions and the increased consumer requirements of potential buyers. Methods or methodology of the work. The research is based on the methods of scientific abstraction, as well as a systematic approach to the studied phenomena, applied in accordance with the methodology of housing construction management in Russia. Results. The article focuses on the concept of the feasibility of state regulation of housing construction, the scale and pace of development of which largely determine the standard of living of the population. The article substantiates a set of methods and tools for regulating the housing sector, implemented through the rational organization of construction production and ensuring operational control over compliance with the cost and timing of housing construction. Among the relevant regulatory measures, the tools of direct state support for the housing sector, implemented through programs of preferential mortgages and project financing, are identified. The scope of the results. The scientific results presented in the article can be used as a methodological basis for decision-making aimed at improving the effectiveness of the regulatory function in the management system of the housing construction sector. Conclusion. The success of the development of housing construction depends on the application of appropriate regulatory systems that have the properties of high-quality and timely decision-making, ensuring the reduction of crisis phenomena in the industry as a whole. This determines the need to provide a scientifically based approach to improving the system of state regulation of housing construction, taking into account the features of the management object and the established practice of organizing the management of construction production. Effective state regulation in the field of housing construction is mediated through the use of flexible economic methods and management tools, among which the most effective and promising are state guarantees, preferential mortgages, and subsidies.

Keywords: guarantees, housing, mortgage, regulation, construction, subsidies, management.

Введение. К значимым индикаторам качества жизни населения относится уровень обеспеченности жильем, что является главной целью жилищного строительства. На потребность в жилье влияет система расселения городского и сельского населения, которая формируется под влиянием жилищного строительства. [1]. Средний уровень обеспеченности населения жильем в Восточной Европе в наше время достиг (30 кв. м/чел ), в других развитых странах этот показатель составил (40-80 кв. м/чел.), в нашей стране этот показатель менее 27 кв. м/чел., [2,16].

Повышение значимости жилищного строительства обуславливает активное вмешательство со стороны государства в регулирование его развития. Поэтому проблемы жилищного строительства решаются наравне с рынком и государством, что выражается в поддержке той категории граждан, которые не могут приобрести жилье самостоятельно по ряду объективных причин (инвалиды, малоимущие граждане и т.д.) [1-4].

Государственная жилищная политика, которую проводят органы государственной власти, основывается на принципах и методах государственного регулирования жилищной сферы и осуществляется на федеральном, региональном, местном уровнях.

Реализацией следующих полномочий производится государственное регулирование (рис.

1) [1, 3].

Реализацией следующих полномочий осуществляется регулирование на региональном уровне (рис.2) [1].

Полномочия органов местного самоуправления в регулировании жилищной сферы включают: (рис. 3) [1].

Право граждан на жилье, его безопасность и неприкосновенность, применение жилья по назначению, равенство участников жилищных отношений регулируется жилищной политикой РФ и обеспечивается органами государственной власти и местного самоуправления. [2, 5, 6].

гсшновденпе требовании и жилым помещениям. нк содержанию, содержлЕШ эвщегоимущества собственников помещенийв многоквартирныхдомах

определение порядка государственного учета жнлншньк фондов.

'становление требований к жилым помешенням. их содержанию, содержании

НмуШ-сСТЬА С(.1 [ ЕН.-Н н I [кок помещений С ЧНУГОКЬяр ГКрНЫХ ДОЧНК

определение оенованннтерн^нанютн порядка предос гчв-л^ннл налонмушкк

граждан. еуждеащамнеж в жндых помещениях. помещений муницнплдьиоп кнлн I иного фонда но догеворам социального нвдма;

пределение условий и порядка переустройства и иереплдннров дых помещений;

определение основании н порядка щжзняння жилых помещений непригодным!

1ЛЯ ГЦ)[)ж:кияннм; [фНЗНДННС В уС1ЧНРВЛСНН0М порядке ЖНЛИХ тромсщенн>

™лншного фонда Российской Федсраини непригодными для прожквання

1НЫЕ 901^)001, йТ№С(ИНШ к ПйЛШМйЧНЛМ (]}И аник №уЛЭрОТ№1!)М|! ОЛАСТ

'оссийсюзй Федерации в области жнлишных отношений Консттггуцией РФ. Ж ■Ф. другими федеральными ШФНШЯ

Рис. 1. Функции регулирования жилищной сферы на федеральном уровне

тосудлрсткннын учет жилишна-го фонда субьекта РФ

эсушесгвление контроля зя нспо.тьтовлткм н сохранностью жнлишного фон; ;у5ъСГО РФ, ^¡ккшнем ЖИЛЫ); ПОЧСШ№НН сянктярным К танически [[рзвнлам и нормам, иным требованиям ^аконодлтельствч

1енне порялгв мусппсин! ч.-.щоярдя, прнлрлшсгга кяждо!

пена семш. и стоимости имущества, находящегося н собственности членов семь [ 1Ю|Ц(Ш1№Г[] нн-ктюбеюженню, в целнк придании зраждйН шенкущи^н [редосталленпя им па договора?,! социального найма аепы\ ломещени

[УНИДИПАЛЬНОГО ШНЛНЩНОГО ||к1 илд:

э пред&ление иных категорий граждан в далях предоставления им шиль гомещеЕшй жилищного фонда субъекта РФ

Рис. 2. Функции регулирования жилищной сферы на региональном уровне

учат муниципального жепнщеюго фовца

пславошпеяве ]жзмо*п лишаи для прЕпнашы граждан малопмуищми и прелоставлешн IM ш договорам социального наймл жшьол шмешеылЛ ыуящнпашвот ¡кнлеещногс онля

леЕЕне учета граждан в качеств« нуждавшихся в жклих uowc песнняч. предоставляема ■ договорам социального ЕиШма

pbCEiHjjit решений и Лерелиде жн.шх помещений и неииые Помещении it незкЛЯШ

МСШСНhlh[ и Ж!!.'[ЫС ILLlM'.-lll..1 ИИЧ

огласованне переустройства н перептанЕфовкн жи1ых помещений. ОЕфеделеш« порядкг олучгння докунеятл, подтверждающего притпие решешм о согласоалЕнш eliji об oncut аогясованнн переустройства клн перепланнрлпки жнлого поиешсккя

ЬЕЕ1ЬГС Н4>||]]исы, О J несенные и ] Ю. IHi]MU4>L4M CpIiLHi'H MCC I Hlhl u LJIML>y]J]lJIH.J'.L!dJI4 К йв.1ВС1г ■KELJJIUrtlliLX ОШОШеЫПЙ k'liilC L t[ L yUJiiJi РФ, ЖК РФ, jpVJJJJJEL феДфа. IbiiLL'ilJI MKLhEli*7.!Jl. I

гдкже щконамн спптистстаутнЕкх суЛъеисювРФ.

Рис. 3. Функции регулирования жилищной сферы на муниципальном уровне

Материалы и методы (Materials and Methods). Меры поддержки строительной отрасли, введенные майским указом Президента РФ, сыграли стабилизирующую роль для рынка жилой недвижимости [5]. Так, объем жилья, введенного в эксплуатацию в 2020 году составил 82,2 млн. кв.м., что выше аналогичного показателя в 2019 году (табл. 1)[4,5] Общее количество квартир принятых в эксплуатацию в 2020 году составило 1053,4 тыс. общей площадью 75,5 млн. кв. метров. В субъектах РФ наибольшие объемы введенного жилья (с учетом жилых до-

Регионы России с наибольшим удельным

несом

введенного в эксплуатацию жилья

•Московская область 10.ВЧ-Ъ I - Москва- 1ф4?НЙ.!М(>£>ЛЙ края -

* Саккт-ПГетероург -

■ Республика Татарстан -3.3%. | ■ Росговсоя область - З.ИЪ.

•Ркяу&лже Башкортостан -

■ Лташпмдс-кая область - 1.9й - CBtTHJKUKijS ODJiaitb

* Новосибирская область - 2.4^4,

* Воронежская область — 2, ] ii,

' * Тюменская обшпьбвзштоиишп oljjvtob - 2.(Wi.

Рис. 4. Доля жилья, введенного в эксплуатацию

Однако при увеличении строительства жилья в 2020 году его сдача в эксплуатацию по отношению к предыдущему году упала: в Ленинградской области -18,9%, в Воронежской области -8,3%, в Москве -3,8%, в Санкт-Петербурге -2,9%, в Тюменской области без автономных округов -2,0%, в Свердловской области -1,7%, в Краснодарском крае -0,2%.

Таблица 1

Динамика и структура ввода в эксплуатацию жилых домов

Годы

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 1) 20 202)

Общее кол-во домов в эксплуатации, (введенных), млн. м2 общей площади жилых помещений в городе 43,7 46,8 50 53 62,2 62 58,8 57,2 54,7 57,5/ 56,7 57,5

в селе 14,7 15,5 15,7 17,5 22 23,3 21,4 22 21 24,5/ 23,6 24,7

Включая построенные за собственный счет населением в городе 12,7 13,1 14,7 15,8 18,1 16,3 14,9 15,5 14,7 17,0/ 16,2 17,8

в селе 12,8 13,7 13,7 14,9 18,1 18,9 16,9 17,5 17,7 21,5/ 20,6 22

Общая площадь жилья на 1000 человек в м2 от общей площади Примечание: 1) В соответст в городе и в селе 409 436 459 491 576 583 547 540 515 559 561

в городе 415 443 472 498 575 571 541 523 500 526 525

в селе вии с Феде 392 ральны 416 м зак 422 ном о 472 т 29.0 579 17.201 616 7 № 21 566 7-Ш« 585 О вед. 560 нии гр 657 ажданами 666 садо-

водства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», начиная с отчета за август 2019 года, в общем вводе жилых домов учитываются жилые дома, построенные населением на земельных участках, предназначенных для ведения садоводства. Поэтому вычисляются два показателя, первый, учитывающий жилые дома, на земельных участках, ранее предназначенные для садоводства, второй - без таких домов. 2) С 2020 года представляется информация, учитывающая дома, построенные на земельных участках под садоводство.

В целом по Северо-Кавказскому федеральному округу также наблюдается снижение темпов ввода жилья по сравнению с 2019 г. на 2,9%, в том числе, по Республике Дагестан - на 6%; по Республике Ингушетия - на 37, 4%, Карачаево-Черкесской Республике - на 39,9%, одновременно при росте темпов ввода жилья в Кабардино-Балкарской Республике, в Республике Северная Осетия - Алания, в Чеченской Республике и в Ставропольском крае (табл.2) [4,5].

Субъекты РФ Общее количество жилья, включая дома, построенные на участках земли, предназначенной для садоводства тыс. м2 общей площади жилых помещений в % к 2019 г.

Российская Федерация 80577,1 98,2

Центральный федеральный округ 25138,1 97,7

Северо-Западный федеральный округ 8866,5 94,1

Южный федеральный округ 10034,9 101,2

Северо-Кавказский федеральный округ, в том числе 3909,2 97,1

Республика Дагестан 957,3 94,0

Республика Ингушетия 175,3 62,6

Кабардино-Балкарская Республика 499,9 105,4

Карачаево-Черкесская Республика 127,7 60,1

Республика Северная Осетия - Алания 239,1 104,6

Чеченская Республика 701,3 110,1

Ставропольский край 1208,6 102,7

Приволжский федеральный округ 15752,3 97,3

Уральский федеральный округ 6850,3 101,7

Сибирский федеральный округ 7393,7 104,0

Дальневосточный федеральный округ 2500,2 99,5

На 2021 год планируется ввести 78 млн. кв. м. жилья. Указом президента в дальнейшем планируется к 2030 году ежегодно вводить 120 млн. кв.м. В итоге результатом должен стать ввод более 1 млрд. кв. м жилья [5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты и обсуждение (Results and Discussion). В 2020 г. Правительство РФ в целях антикризисной поддержки строительной отрасли реализовало комплекс мер в жилищной сфере, благодаря чему исполнение расходов на федеральные проекты национального проекта «Жилье и городская среда» осуществлялось интенсивнее, чем в 2019 г. (табл.3).

Таблица 3

№ Направленность меры Содержание

Меры государственной поддержки, не связанные с пандемией

1. Меры поддержки спроса на жилье Предоставление субсидий, связанных с частичным возмещением стоимости приобретаемого или строящегося жилья отдельным категориям граждан, в том числе предоставление выплат на частичное или полное погашение ипотечного кредита либо предоставление жилья отдельным категориям граждан; субсидирование процентной ставки по ипотечному кредиту либо предоставление льготных ипотечных кредитов либо предоставление беспроцентной рассрочки на приобретение жилья отдельным категориям граждан

2. Меры поддержки индивидуального жилищного строительства Предоставление выплат на строительство жилья отдельным категориям граждан, предоставление безвозмездно или по льготной цене земельных участков под строительство жилья, подведение инженерных коммуникаций, компенсация расходов на приобретение строительных материалов; применение механизма жилищных сбережений: начисление дополнительных выплат на вклады граждан, открытые с целью накопления средств на покупку жилья.

3. Меры поддержки предприятий строительного комплекса Поддержка застройщиков, осуществляющих завершение объектов незавершенного строительства: предоставление субсидий, земельных участков (Липецкая область, Краснодарский край, Волгоградская область, Республика Марий Эл, Республика Татарстан, Республика Башкортостан); предоставление субсидий застройщикам на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на строительство жилых домов (Республика Мордовия); предоставление льготных микрозаймов строительным организациям, относящимся к субъектам малого предпринимательства (Самарская область); предоставление субсидий на строительство сейсмостойкого жилья (Сахалинская область, Камчатский край, Магаданская область); предоставление субсидий производителям строительных материалов.

Меры государственной поддержки, связанные с пандемией

4. Меры поддержки спроса на жилье Предоставление льготных ипотечных кредитов (по ставке ниже 6,5% годовых) на квартиры в новостройках, в том числе региональными ипотечными компаниями (Пензенская область, ЯНАО, Омская область).

5. *Сос Меры поддержки предприятий строительного комплекса тавлено авторами на основе анал Установление отсрочки и/или снижение ставки арендной платы на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные застройщикам (Тульская область, Москва, Республика Северная Осетия - Алания, Чувашская Республика, Тюменская область, ХМАО, ЯНАО, Челябинская область, Томская область); отсрочка по платежам за изменение цели предоставления земельных участков и аналогичных выплат в городской бюджет (Москва); субсидирование части затрат застройщиков на инфраструктурное обустройство земельных участков, выделенных под жилищное строительство (Республика Северная Осетия -Алания); увеличение размера аванса подрядным организациям по муниципальным и государственным контрактам на оказание услуг по строительству и реконструкции (Чувашская Республика, Пермский край, ЯНАО); отсрочка по уплате земельного налога или налога на имущество (Пермский край, ЯНАО, Забайкальский край); отсрочка по оплате технического присоединения возводимых объектов к сетям Пермский край; рекомендации ресурсос-набжающим организациям об отмене пеней, санкций, штрафов за неуплату коммунальных платежей предприятиями малого и среднего предпринимательства в строительной отрасли (Оренбургская область); выкуп муниципальными образованиями нереализованного жилья у застройщиков. итической запискиЪанка России [6] ■' г

В целях поддержки жилищной сферы в условиях пандемии Правительство РФ разработало программу предоставления льготной ипотеки с субсидированием ставки процента свыше 6,5% годовых.

Общая сумма расходов на проект «Жилье и городская среда» в первом полугодии 2020 г. составила 48 млрд. руб., или 43% от запланированного на 2020 г. уровня. Этот показатель выше показателя предыдущего года на 18,9%. Исполнение по входящим в него федеральным проектам (ФП) составило: 100% по ФП «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», 23% по ФП «Жилье» и 13% по ФП «Формирование комфортной городской среды» [16].

Имущественный взнос, перечисленный федеральным бюджетом в Государственную корпорацию, составил 4 млрд. рублей. В рамках этого федерального проекта 48,6 тыс. человек были расселены на площади 755,4 тыс. кв. м. из аварийного жилья.

Как показало проведенное аналитическое исследование, в числе актуальных мер, регулирующего характера можно выделить инструментарий прямой государственной поддержки жилищной сферы, реализуемый за счет программ льготной ипотеки с государственной поддержкой и проектного финансирования.

Увеличение объемов льготной ипотеки привело к изменению в 2020 г. структуры ипотечного рынка. На Москву, Московскую область, Санкт Петербург, Ленинградскую область общая сумма ипотеки снизилась до 30,4%, а на периферийные регионы выросла до 69,6%.

В 2019 году стали возводится многоквартирные дома с привлечением денежных средств со стороны банка.

Практически это означает отмену договора долевого участия и переход к целевому кредитованию застройщиков по каждому из проектов жилищного строительства. Трехсторонняя сделка по покупке жилья включает: покупателя жилья, исполнителя (застройщика) и банка, который исполняет гаранта финансирования объекта [7-9]. В тоже время, переход на проектное финансирование может существенно ограничить возможности функционирования малых и средних строительных компаний, не способных выдержать финансовую нагрузку при эс-кроу-счетах [10-12].

Для нивелирования возможных негативных последствий эффективным инструментом регулирования возникающих проблем в жилищной сфере является финансовая поддержка государства на покупку или строительство жилья, т.е. субсидии, в том числе и субсидирование проектов с низкой рентабельностью [13-15].

В 2020 году более 74 тыс. российских семей с детьми получили субсидии на общую сумму 32,6 млрд. рублей. При этом наибольший объем субсидий получили семьи в Приволжском федеральном округе (25%) и в Центральном федеральном округе (20%), Меньше всего субсидий получили семьи в Северо-Кавказском федеральном округе (6%) и в Дальневосточном федеральном округе (5%) [5]. Суммарный объем бюджетных средств на субсидирование процентов по ипотечным кредитам в 2020 г. составляет 6 млрд. рублей.

Правительство РФ рассматривает возможность продления данной программы до конца 2021 года. Для этих целей увеличен объем субсидий, предоставляемых регионам с низкой бюджетной обеспеченностью. В такие субъекты РФ планируется направить 30% средств ФП «Жилье».

Существенной мерой поддержки жилищного строительства являются государственные гарантии Министерства финансов России и госкорпорации АО «ДОМ.РФ» в сумме 50 млрд. руб. Государственные гарантии госкорпорации способствуют привлечению кредитов коммерческих банков для выкупа квартир у застройщиков [16-20].

Выводы (Conclusion). Проблема улучшения жилищных условий и доступности населения к приобретению нового жилья по-прежнему является приоритетной.

Для того чтобы решить проблемы, выявленные в ходе исследования, необходимо совершенствовать действующие регулирующие системы, которые должны обладать такими свойствами как: оценка качества и своевременности принятия решений. Поэтому необходимо обеспечить научно-обоснованный подход к формированию эффективной системы, связанной с регулированием жилищной сферы, учитывая особенности объекта и действующей организации управления строительным производством.

Литература

1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710.

2. De Filippis, J. (2001). The myth of social capital in community development. Housing Policy Debate, 12(4), 781-806. doi: 10.1080/10511482.2001.9521429

3. Гамзатов С.Г., Эсетова А.М. Актуальные аспекты реализации государственных программ в сфере жилищного строительства// Экономика и предпринимательство. Т. 14, №. 6, 2020 - Москва - С.1062-1064.

4. https://gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/21.htm

5. https://rosstat.gov. ru/folder/14458

6. https://cbr.ru/Content/Document/File/112903/analytic_note_20201007_ddkp.pdf

7. Воронина Н.В. Развитие проектного финансирования в Российской Федерации / Н.В. Воронина, В.В. Серова // Современные проблемы экономического развития предприятий, отраслей, комплексов, территорий: материалы международной научно-практической конференции. - Хабаровск, 2016. - С. 2932.

8. Грахов, В.П., Балдина, А.А., Мохначев, С.А. (2014). Административные барьеры и информационная открытость в жилищном строительстве региона. Региональная экономика: теория и практика, 16, 2 -6.

9. Коростелева, Т.С. (2016). Ипотечные кризисы современной России: региональные особенности и политика преодоления. Региональная экономика: теория и практика, 5, 137-150.

10. Проектное финансирование строительства жилья: плюсы и минусы реформы // РБК Недвижимость. - 13.02.2019 / [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: https://realty.rbc.ru/ news/5c63d9ac9a79473a78550fd9 (Дата обращения 18.10.2019)

11. Алиева Ж.М. Зарубежный опыт государственно-частного партнерства в сфере финансового обеспечения объектов жилищно-коммунального хозяйства // Современные проблемы науки и образования. -2015. - № 1-1. - С. 763.

12. Машкова С.И. Применение механизма государственно-частного партнерства в сфере жилищного коммунального хозяйства // Сб.: Начало в науке. - 2017. - С. 91-94.

13. Применение механизмов государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства (водоснабжение/водоотведение, теплоснабжение) / Автономная некоммерческая организация «Национальный Центр развития государственно-частного партнерства». - М.: АНО «Национальный Центр ГЧП», 2017. - 77 с.

14. Стукалова И.Б., Проваленова Н.В. Зарубежный опыт развития жилищно-коммунальных услуг на основе государственного частного партнерства //Вестник НГИЭИ. - 2018. - № 1 (80). - С. 76-88.

15. Без учета секьюритизации кредитов. Интерфакс, 20.08.2020. https://www.tadviser.ru/images/8/8e/

16. https://дом.рф/media/analytics. Новости и исследования о развитии жилищной сферы, анализ мирового опыта. Аналитический центр ДОМ.РФ.

17. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.2020 №566 «Обутверждении Правил возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации в 2020 году».

18. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 №629 «Обутверждении Правил возмещения кредитным организациям недополученных доходов по кредитам, выданным в целях реализации проектов жилищного строительства, и Правил предоставления в 2020 году субсидии из федерального бюджета акционерному обществу «ДОМ.РФ» в виде вклада в имущество акционерного общества «ДОМ.РФ», не увеличивающего его уставный капитал, для возмещения кредитным организациям недополученных доходов по кредитам, вы- данным в целях реализации проектов жилищного строительства».

19. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 №423 «Об установлении особенностей применения неустойки (штрафа, пени), иных финансовых санкций, а также других мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве, установленных законодательством о долевом строительстве, и об особенностях включения в реестр проблемных объектов многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на 6 месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве».

20. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 №440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году».

References:

1. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Obespechenie dostupnym i komfortnym zhil'em i kommunal'nymi uslugami grazhdan Rossijskoj Federacii». Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.12.2017 № 1710.

2. De Filippis, J. (2001). The myth of social capital in community development. Housing Policy Debate, 12(4), 781-806. doi: 10.1080/10511482.2001.9521429

3. Gamzatov S.G., Esetova A.M. Aktual'nye aspekty realizacii gosudarstvennyh programm v sfere zhilishchnogo stroitel'stva//Ekonomika i predprinimatel'stvo. T. 14, №. 6, 2020 - Moskva - S.1062-1064.

4. https://gks.ru/bgd/jree/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/21.h1m

5. https://rosstat.gov. ru/folder/14458

6. https://cbr.ru/Content/Document/File/112903/analytic_note_20201007_ddkp.pdf

7. Voronina N. V. Razvitie proektnogo finansirovaniya v Rossijskoj Federacii / N. V. Voronina, V. V. Serova // Sovremennye problemy ekonomicheskogo razvitiya predpriyatij, otraslej, kompleksov, territorij: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Habarovsk, 2016. - S. 29-32.

8. Grahov, V.P., Baldina, A.A., Mohnachev, S.A. (2014). Administrativnye bar'ery i informacionnaya otkrytost' v zhilishchnom stroitel'stve regiona. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika, 16, 2-6.

9. Korosteleva, T.S. (2016). Ipotechnye krizisy sovremennoj Rossii: regional'nye osobennosti i politika pre-odoleniya. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika, 5, 137-150.

10. Proektnoe finansirovanie stroitel'stva zhil'ya: plyusy i minusy reformy //RBK Nedvizhimost'. - 13.02.2019 / [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa - URL: https://realty.rbc.ru/news/5c63d9ac9a79473a78550fd9 (Data obrashcheniya 18.10.2019)

11. Alieva ZH.M. Zarubezhnyj opyt gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v sfere finansovogo obespecheniya obektov zhilishchno-kommunal'nogo hozyajstva //Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2015. - № 11. - S. 763.

12. Mashkova S.I. Primenenie mekhanizma gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v sfere zhilishchnogo kom-munal'nogo hozyajstva //Sb.: Nachalo v nauke. - 2017. - S. 91-94.

13. Primenenie mekhanizmov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v sfere zhilishchno-kommunal'nogo hozyajstva (vodosnabzhenie/vodootvedenie, teplosnabzhenie) / Avtonomnaya nekommercheskaya organizaciya «Nacional'nyj Centr razvitiya gosudarstvenno-chastnogo partnerstva». - M.: ANO «Nacional'nyj Centr GCHP», 2017. - 77 s.

14. Stukalova I.B., Provalenova N. V. Zarubezhnyj opyt razvitiya zhilishchno-kommunal'nyh uslug na osnove gosudarstvennogo chastnogo partnerstva // Vestnik NGlEI. - 2018. - № 1 (80). - S. 76-88.

15. Bez ucheta sek'yuritizacii kreditov. Interfaks, 20.08.2020. https://www.tadviser.ru/images/8/8e/

16. https://dom.rf/media/analytics. Novosti i issledovaniya o razvitii zhilishchnoj sfery, analiz mirovogo opyta. Analiticheskij centr DOM.RF.

17. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 23.04.2020 №566 «Ob utverzhdenii Pravil vozmesh-cheniya kreditnym i inym organizaciyam nedopoluchennyh dohodov po zhilishchnym (ipotechnym) kreditam (zajmam), vydannym grazhdanam Rossijskoj Federacii v 2020 godu».

18. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 30.04.2020 №629 «Ob utverzhdenii Pravil vozmesh-cheniya kreditnym organizaciyam nedopoluchennyh dohodov po kreditam, vydannym v celyah realizacii proektov zhilishchnogo stroitel'stva, i Pravil predostavleniya v 2020 godu subsidii iz federal'nogo byudzheta akcionernomu obshchestvu «DOM.RF» v vide vklada v imushchestvo akcionernogo obshchestva «DOM.RF», ne uvelichivayushchego ego ustavnyj kapital, dlya vozmeshcheniya kreditnym organizaciyam nedopoluchennyh dohodov po kreditam, vy- dannym v celyah realizacii proektov zhilishchnogo stroitel'stva».

19. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 02.04.2020 №423 «Ob ustanovlenii osobennostej primeneniya neustojki (shtrafa, peni), inyh finansovyh sankcij, a takzhe drugih mer otvetstvennosti za neispolnenie ili nenadlezhashchee ispolnenie obyazatel'stv po dogovoram uchastiya v dolevom stroitel'stve, ustanovlennyh zakonodatel'stvom o dolevom stroitel'stve, i ob osobennostyah vklyucheniya v reestr problemnyh obektov mnogokvartirnyh domov i (ili) inyh obektov nedvizhimosti, v otnoshenii kotoryh zastrojshchikom bolee chem na 6 mesyacev narusheny sroki zaversheniya stroitel'stva (sozdaniya) mnogokvartirnogo doma i (ili) ino-go obekta nedvizhimosti i (ili) obyazannosti po peredache obekta dolevogo stroitel'stva uchastniku dolevogo stroitel'stva po zaregistrirovannomu dogovoru uchastiya v dolevom stroitel'stve».

20. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 03.04.2020 №440 «O prodlenii dejstviya razreshenij i inyh osobennostyah v otnoshenii razreshitel'noj deyatel'nosti v 2020 godu».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.