DOI 10.47643/1815-1337_2022_12_54 УДК 34.01
ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ FINANCIAL AND LEGAL POLICY OF THE STATE: PROBLEMS OF DIGITAL TRANSFORMATION
КОРОБОВА Александра Петровна,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории права и философии, Самарский государственный экономический университет. 443090, Россия, Самарская обл., г. Самара, ул. Советской Армии, 141. E-mail: a.p.korobova@inbox.ru;
KOROBOVA Alexandra Petrovna,
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory of Law and Philosophy, Samara State University of Economics.
141 Sovetskaya Armiya str., Samara, Samara region, 443090, Russia. E-mail: a.p.korobova@inbox.ru
Краткая аннотация: в статье исследуется природа финансово-правовой политики, выявляется характер ее взаимосвязи с финансовой и правовой политикой. Сделан вывод о том, что финансово-правовая политика как деятельность государства в сфере финансово-правового регулирования состоит в выработке и реализации стратегических правовых идей, касающихся усовершенствования финансовой системы страны. Рассматриваются вопросы о тех субъектах, которые вырабатывают и реализуют финансово-правовую политику. Показана ее роль в механизме правового регулирования, а также степень влияния на правовую и финансовую жизнь общества в целом в условиях цифровой трансформации.
Abstract: the article examines the nature of financial and legal policy, reveals the nature of its relationship with financial and legal policy. It is concluded that financial and legal policy as the activity of the state in the field of financial and legal regulation consists in the development and implementation of strategic legal ideas concerning the improvement of the country's financial system. The issues of those entities that develop and implement financial and legal policy are considered. Its role in the mechanism of legal regulation, as well as the degree of influence on the legal and financial life of society as a whole in the conditions of digital transformation is shown.
Ключевые слова: правовая политика, финансы, финансово-правовая политика, финансовая система, политика, право, цифрови-
зация.
Keywords: legal policy, finance, financial and legal policy, financial system, politics, law, digitalization.
Для цитирования: Коробова А.П. Финансово-правовая политика государства: проблемы цифровой трансформации // Право и государство: теория и практика. 2022. № 12(216). С. 54-56. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_12_54.
For citation: Korobova A.P. Financial and legal policy of the state: problems of digital transformation // Law and state: theory and practice. 2022. No. 12(216). pp. 54-56. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_12_54.
Статья поступила в редакцию: 22.11.2022
На современном этапе развития человеческого общества особую роль приобретает проблема поиска и использования нужной информации. Причем, это не является самоцелью. Обладание информацией создает очевидные преимущества в выстраивании общественных отношений в любой сфере, но особенно это касается приоритетных областей - таких, например, как сфера финансового регулирования. Информация, обладание и возможность распоряжения ею - это важнейший инструмент достижения целей финансово-правовой политики.
Об актуальности исследования проблем цифровой трансформации говорит и анализ действующего законодательства последних лет: во многих нормативно-правовых актах переход, так сказать, на «цифровые рельсы» обозначен в качестве одной из приоритетных задач. Этот переход никак не мыслится без применения правовых ресурсов, вне правовых рамок. В противном случае информационные технологии превращаются в неконтролируемый инструмент воздействия на сознание и поведение людей и в целом на процессы общественного развития.
С учетом сказанного к процессу формирования и реализации финансово-правовой стратегии государства должны предъявляться уже совсем иные требования. Стратегические правовые идеи, касающиеся преобразования сферы финансово-правового регулирования, финансово-правовой жизни российского общества должны отвечать запросам времени, быть актуальными, реалистичными, принципиально реализуемыми, быть направленными в будущее. Думается, что с задачей выработки таких идей, а также их концептуального оформления могла бы справиться прежде всего юридическая наука - на основе анализа текущих и перспективных запросов, формулирования стратегических целей развития финансовой сферы и постановки ближайших задач с учетом требований цифровизации. В числе первых шагов на этом пути могло бы стать разрешение проблемы выработки дефиниции финансово-правовой политики, которая позволяла бы отразить всю специфику, все грани этого сложного явления.
Его сложность и уникальность задается прежде всего тем, что финансово-правовая политика, что следует уже из самого ее названия, принадлежит сразу к нескольким сферам жизнедеятельности общества: финансовой, политической и правовой. Уже одного этого было бы достаточно для того, чтобы на десятилетия завязнуть в дискуссии о природе этого явления и о том, с позиций какой конкретно науки стоит его исследовать: экономики, финансово-правовой науки, политологии или общей теории права. Впрочем, вместе с тем это оборачивается и плюсом, поскольку, как известно, наиболее плодотворные научные исследования осуществляются на стыке наук, что позволяет изучить то или иное явление многосторонне, во всем разнообразии его сущностных черт, вполне объективно.
Теоретико-исторические правовые науки
В юридической литературе неоднократно обращалось внимание на то, что возрождение научного интереса к исследованию проблем правовой политики в целом хотя и относится к началу 90-х годов прошлого века, однако первые исследования этого феномена проводились еще в дореволюционной юридической науке. При этом ученые обращали внимание преимущественно на общие положения, считали целесообразным говорить в целом о политике права, нежели об отдельных ее направлениях. Таким образом, полноценное исследование видов правовой политики началось много позже [5, стр. 444-488].
Следует отметить, что финансово-правовая политика как комплексное явление, включающее в себя в свою очередь отдельные разновидности финансово-правовой стратегии (например, бюджетно-правовую, налогово-правовую политику и др.), не так уж часто становится самостоятельным объектом исследования. Гораздо чаще рассматриваются ее отдельные направления в зависимости от той сферы, в которой она реализуется, допустим, государственные облигационные займы [1, стр. 7-11], от того, какие субъекты ее вырабатывают, например, речь может идти о финансово-правовой политике Банка России [4, стр. 101-107], от того, кому она адресована, например, выделяют политику в отношении муниципалитетов [3, стр. 44-53], и т.д. Как уже упоминалось ранее, пристальное внимание обращается на отдельные подвиды финансово-правовой стратегии, как, скажем, долговая финансово-правовая политика [2, стр. 117-122].
Тем не менее, несмотря на недостаточное исследование проблем финансово-правовой политики в общей теории права, само понятие «финансово-правовая политика» широко употребляется как в теории, так и на практике и может считаться устоявшимся. При этом нельзя не заметить, что в юридической науке на данный момент не сформировалось единого подхода к толкованию этого термина. П оэтому попытаемся разобраться с этим вопросом, как говорится, определимся с понятиями.
Прежде всего, финансово-правовая политика способствует реализации государством своей финансовой функции. Она направлена на реализацию стратегических целей и тактических задач, которые ставит перед собой государство в сфере развития финансовой системы страны, формирования национальной экономики. Стабильность ее основ и эффективное функционирование, обеспечение государственной и общественной безопасности, реализация большинства социальных программ - все это в конечном счете зависит от того, насколько продумана осуществляемая финансово-правовая политика, насколько верно расставлены в ней приоритеты, насколько обозначенные стратегические цели и тактические задачи адекватны требованиям текущего момента, насколько им соответствуют используемые средства, насколько учтены все возможные риски и т.д.
Однако при всей очевидной значимости финансовой компоненты в содержании финансово-правовой политики было бы ошибочно всю ее свести лишь к финансовой политике, ведь последняя не ограничивается использованием исключительно правовых методов и средств реализации этой политики, а предполагает также применение самых разнообразных финансовых, организационных, ресурсных и других мер.
Финансово-правовая политика государства имеет непосредственное отношение и к сфере правового регулирования, поэтому, собственно, она и именуется правовой. Объектом целенаправленного, системного воздействия со стороны финансово-правовой политики служит механизм правового регулирования общественных отношений, выстраиваемых внутри финансовой системы, с целью совершенствования этого механизма с учетом актуальных целей и задач, скорректированных приоритетов, а также сознание и воля субъектов права с целью формирования мотивации для наиболее предпочтительного для государства законопослушного поведения.
Если говорить о социальной роли финансово-правовой политики как комплексного явления, то ей отводится важная роль координатора всех процессов, протекающих в той сфере правовой жизни общества, которая так или иначе связана с финансами. Следовательно, любые изменения в этой сфере неизбежно влекут за собой изменения финансово-правовой политики. Она не может оставаться безучастной, а должна своевременно и адекватно реагировать на наметившиеся тенденции в развитии финансовой сферы. В противном случае финансово-правовая политика не только рискует своей эффективностью, но и может стать препятствием для развития финансовых отношений.
Так, в последние годы ярко проявила себя тенденция перевода многих сторон общественной жизни на, образно говоря, «цифровые рельсы», повсеместной цифровизации самых разных процессов и явлений. Цифровая трансформация затронула в том числе и финансовую сферу. С позиций текущего момента трудно себе представить, что мы когда-то обходились без использования информационных технологий. Но цифровая реальность требует иных, принципиально новых подходов к формированию и реализации финансово-правовой политики. В переосмыслении нуждаются ее приоритеты (элементарно на одно из ведущих мест выдвигается цифровизация), стратегические цели и тактические задачи, а также средства, прежде всего правотворческие, правоприменительные и правоинтерпретационные акты, меры юридической ответственности и т.д., которые должны актуализироваться с учетом новой цифровой реальности.
Рассмотрим вопрос о природе и сущности финансово-правовой политики. Она является частью общей политики государства, поэтому логично предположить, что обладает сходной природой. Финансово-правовая политика - это деятельность государства в сфере финансово-правового регулирования, направленная на достижение стратегических целей в сфере регулирования финансовых отношений и решение повседневных задач, сопряженная с преобразованием, обустройством этой сферы, поиском оптимальных решений с учетом потребностей практики.
Суть финансово-правовой политики как особой деятельности государства состоит в выработке и реализации в соответствии с избранными приоритетами идей особого рода. Их можно было бы назвать стратегическими правовыми идеями в области финансов. Сказанное предопределяет их специфику.
Во-первых, стратегические правовые идеи как продукт финансово-правовой политики касаются обустройства финансовой системы, связаны с обеспечением ее устойчивости и успешного, стабильного, бесперебойного функционирования. Они призваны способствовать реализации финансовой функции государства.
Во-вторых, выражение «финансово-правовая политика государства» не должно вводить в заблуждение относительно субъектов выработки и реализации этого вида политики. Это не только государство. Это могут быть субъекты федерации, органы местного самоуправления, политические партии и даже отдельные индивиды. Однако нужно понимать, что в конечном итоге именно государство формирует финансово-правовую политику, объединяет отдельные стратегические правовые идеи в единое целое, оформляет их концептуально, доводит до адресатов, придает политике официальный характер. И оно же обеспечивает реализацию стратегических правовых идей в сфере финансовой деятельности.
В-третьих, нужно отметить, что круг источников стратегических правовых идей в области финансово-правового регулирования с учетом значительного количества вырабатывающих их субъектов отличается разнообразием. И важнейшее место среди них принадлежит юридической науке. Действительно, в финансово-правовой доктрине осуществляется анализ действующего законодательства и практики его применения, вырабатываются конкретные предложения по их совершенствованию, по формированию эффективного механизма финансово-правового регулирования. Как известно, в науке финансового права берут свое начало многие идеи о наилучшем обустройстве финансовой системы страны. Думаю, целесообразно принимать политические решения, учитывая мнение ученых специалистов.
Следует сказать, что сфера финансово-правового регулирования сама по себе неоднородна и включает широкий круг общественных отношений, например, налоговые отношения, бюджетные, валютные, денежно-кредитные, банковские и т.д. Объективный характер выделения обособленных областей финансово-правового регулирования указывает на необходимость рассмотрения самостоятельных разновидностей финансово-правовой политики. Таким образом, такой феномен как финансово-правовая политика можно исследовать как в комплексе, как цельное явление, так и составив суждение об отдельных ее разновидностях.
Итак, подытожим сказанное.
- финансово-правовая политика является частью финансовой политики государства, направлена на реализацию его финансовой функции и связана с воздействием на финансовую систему;
- финансово-правовая политика представляет собой одно из направлений правовой политики государства;
- по своей природе финансово-правовая политика - это деятельность государства в сфере регулирования финансовых отношений, которая состоит в выработке и последовательной реализации концептуальных стратегических правовых идей;
- круг субъектов, так или иначе влияющих на процессы формирования финансово-правовой политики, достаточно широк, однако за ее практическим осуществлением всегда стоит государство;
- финансово-правовая политика предполагает целенаправленное, организующее воздействие на правовую жизнь общества, ту ее часть, которая связана с функционированием финансовой системы, но в то же время сама испытывает влияние со стороны этой системы, меняясь вслед за ней;
- в условиях формирования цифровой экономики уже не могут оставаться прежними приоритеты финансово-правовой политики, ее цели и задачи, а также средства и формы реализации;
- поскольку финансово-правовая политика осуществляется в разных сферах, можно обособить отдельные ее виды, например, бюджетную правовую и налоговую правовую политику и др.
Конечно, рамки статьи не позволяют рассмотреть все-все вопросы, относящиеся к проблеме выработки и реализации финансово-правовой политики государства в условиях формирования цифровой экономики. Ведь нам было важно определиться прежде всего с тем, что представляет собой это явление. Например, остались неосвещенными вопросы о формах реализации финансово-правовой политики, ее средствах и методах, выборе приоритетов и некоторые другие.
Думается, что изучение финансово-правовой политики можно было бы продолжить в нескольких направлениях. Во-первых, исследовать с точки зрения ее структуры: рассмотреть круг субъектов, вырабатывающих и реализующих стратегические правовые идеи, касающиеся финансовой сферы, адресатов, уровни финансово-правовой политики, арсенал используемых в ней средств и методов, а также источники и формы воздействия на финансово-правовые отношения. Во-вторых, нуждаются в теоретическом осмыслении и те подвиды финансово-правовой политики, которые объективно нуждаются в обособлении. В-третьих, происходящие в последние годы преобразования в направлении цифровизации разных сторон общественной жизни побуждают к исследованию финансово-правовой политики с точки зрения ее приоритетов на данный момент, целей и задач.
Библиогра фия:
1. Жмурко И.М. Финансово-правовая политика государства в сфере государственных облигационных займов // Финансовое право. 2018. № 4. С. 7-11.
2. Запорожцев Д.С. Долговая финансово-правовая политика и государственные (муниципальные) гарантии // Правовая политика и правовая жизнь. 2018. № 1.
С. 117-122.
3. Миронова С.М. Влияние государственной финансово-правовой политики на муниципальные образования // Актуальные проблемы российского права. 2020.
№ 15(2). С. 44-53.
4. Решетняк А.Е. Финансово-правовая политика Банка России в отношении микрофинансовых организаций // Правовая политика и правовая жизнь. 2019. № 1.
С. 101-107.
5. Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансово-правовая политика. Правовая политика России: теория и практика: монография. М.: Проспект, 2006. С. 444-488.
References:
1. Zhmurko I.M. Financial and legal policy of the state in the field of government bond loans // Financial law. 2018. No. 4. pp. 7-11.
2. Zaporozhtsev D.S. Debt financial and legal policy and state (municipal) guarantees // Legal policy and legal life. 2018. No. 1. pp. 117-122.
3. Mironova S.M. Influence of state financial and legal policy on municipalities // Actual problems of Russian law. 2020. No. 15(2). pp. 44-53.
4. Reshetnyak A.E. Financial and legal policy of the Bank of Russia in relation to microfinance organizations // Legal policy and legal life. 2019. No. 1. pp. 101 -107.
5. Khimicheva N.I., Pokachalova E.V. Financial and legal policy. Legal policy of Russia: theory and practice: monograph. Moscow: Prospect, 2006. pp. 444-488.