Научная статья на тему 'К вопросу об особенностях реализации страховой финансово-правовой политики в Российской Федерации'

К вопросу об особенностях реализации страховой финансово-правовой политики в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
102
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА / ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / СТРАХОВАЯ ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ПРИНЦИПЫ СТРАХОВОЙ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАХОВОЙ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ / STATE POLICY / LEGAL POLICY / FINANCIAL POLICY / FINANCIAL AND LEGAL POLICY / INSUR ANCE FINANCIAL AND LEGAL POLICY / PRINCIPLES OF INSURANCE FINANCIAL AND LEGAL POLICY / PROMISING DIRECTIONS OF INSURANCE FINANCIAL AND LEGAL POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рыбкова Алёна Юрьевна

Введение: в настоящее время благодаря непрерывному развитию и совершенство ванию финансового законодательства РФ в отечественной финансово-правовой науке актуализировалась проблема исследования сущности и содержания финансово правовой политики как самостоятельного вида правовой политики в финансовой сфере жизнедеятельности общества и государства, а также страховой финансово правовой политики, выступающей ее институциональным видом. Цель: исследо вать доктринальные и законодательные новеллы, связанные с формированием и выработкой приоритетных направлений развития и совершенствования страховой финансово-правовой политики в государстве. Методологическая основа: общена учные и частнонаучные методы познания: диалектический, анализа, синтеза, индукции, дедукции, комплексный, системный, а также формально-логический, нормативно-логический методы юриспруденции. Результаты: выявлен ряд особен ностей страховой финансово-правовой политики, выступающей в качестве само стоятельного институционального вида финансово-правовой политики в Российской Федерации; аргументирована авторская позиция относительно проблемы реализации страховой финансово-правовой политики в современных условиях существования Российского государства. Особое внимание уделено раскрытию характерных особен ностей деятельности федеральных органов государственной власти, органов госу дарственной власти субъектов РФ, Центрального банка РФ при проведении единой страховой финансово-правовой политики в государстве. Выводы: на сегодняшний день в Российской Федерации не сформирована полноценная научно обоснованная и стратегически выверенная страховая финансово-правовая политика. Тем не менее, ее выработка и последующее развитие будут способствовать созданию необходимых условий для действенной защиты законных прав и интересов участников финансовых отношений в сфере страхования и организации страхового дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE REALIZATION PECULIARITIES OF INSURANCE OF THE FINANCIAL AND LEGAL POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Background: at the present time due to the continuous development and improvement of the financial legislation of the Russian Federation in domestic financial and legal science the problem of the essence and content of the financial and legal policy research as an inde pendent type of the legal policy in the financial sphere of life-sustaining activity of society and the state and also the insurance financial and legal policy acting as her institutional kind was actualized. Objective: to investigate the doctrinal and legislative innovations connected with formation and working out of the priority directions of the development and improvement of financial and legal policy insurance in the state. Methodology: in doing the research general scientific and specific scientific methods of study were used: dialectic, analysis, synthesis, induction, deduction, complex, system as well as formal and logical, standard and logical methods of law. Results: a number of features of the financial and legal policy insurance acting as an independent institutional type of financial and legal policy in the Russian Federation was revealed; the author’s position concerning the problem of the realization of financial and legal policy insurance in modern living conditions of the Russian state was reasoned. Special attention was paid to revealing of characteristics features of the activity of the Federal State governmental authorities, public authorities of the subjects of the Russian Federation, the Central bank of the Russian Federation when carrying out uniform insurance financial and legal policy in the state. Conclusions: at the present mo ment in the Russian Federation full-fledged scientifically well grounded and strategically adjusted insurance of the financial and legal policy hasn’t been created. Nevertheless, its development and subsequent development will contribute to the creation of the necessary conditions for the effective protection of the legitimate rights and interests of participants in financial relations in the field of insurance and organization of the insurance business.

Текст научной работы на тему «К вопросу об особенностях реализации страховой финансово-правовой политики в Российской Федерации»

участия в процедурах закупок, поскольку изначально может предложить более низкую цену исполнения контракта, тем самым нарушается принцип обеспечения конкуренции. Все приведенные доводы в обосновании выводов говорят только об одном: рассмотренный вопрос действительно является на практике серьезной проблемой и связан с отсутствием законодательного регулирования данной области.

Одним из решений указанной проблемы, как видится, будет внесение изменений в Закон о контрактной системе. В частности, можно предложить добавить в данный нормативный правовой акт указание на п. 5 ст. 173 НК РФ, а также включить обязанность поставщика, освобожденного от уплаты НДС или применяющего специальные режимы налогообложения, в случае, если в цену контракта включается НДС, выставлять заказчику счета-фактуры с выделенным НДС и после оплаты заказчиком контракта в соответствии с указанной статьей НК РФ перечислить НДС в бюджет.

Библиографический список

1. Покачалова Е.В., Малыхина ЕА.. Правовые проблемы уплаты налога на добавленную стоимость при исполнении государственного (муниципального) контракта // Налоги. 2016. № 2. С. 32-36.

References

1. Pokachalova E.V., Malykhina E.A. Legal Problems of Payment of Value Added Tax in the Execution of a State (Municipal) Contract // Taxes. 2016. № 2. P. 32-36.

УДК 347.73

А.Ю. Рыбкова

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАХОВОЙ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Введение: в настоящее время благодаря непрерывному развитию и совершенствованию финансового законодательства РФ в отечественной финансово-правовой науке актуализировалась проблема исследования сущности и содержания финансово-правовой политики как самостоятельного вида правовой политики в финансовой сфере жизнедеятельности общества и государства, а также страховой финансово-правовой политики, выступающей ее институциональным видом. Цель: исследовать доктринальные и законодательные новеллы, связанные с формированием и выработкой приоритетных направлений развития и совершенствования страховой финансово-правовой политики в государстве. Методологическая основа: общенаучные и частнонаучные методы познания: диалектический, анализа, синтеза, индукции, дедукции, комплексный, системный, а также формально-логический,

© Рыбкова Алёна Юрьевна, 2018

Аспирант кафедры финансового, банковского и таможенного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: kusova.93@mail.ru © Rybkova Alyona Yuryevna, 2018 262 Postgraduate student of the Financial, banking and customs law (Saratov State Law Academy)

нормативно-логический методы юриспруденции. Результаты: выявлен ряд особенностей страховой финансово-правовой политики, выступающей в качестве самостоятельного институционального вида финансово-правовой политики в Российской Федерации; аргументирована авторская позиция относительно проблемы реализации страховой финансово-правовой политики в современных условиях существования Российского государства. Особое внимание уделено раскрытию характерных особенностей деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, Центрального банка РФ при проведении единой страховой финансово-правовой политики в государстве. Выводы: на сегодняшний день в Российской Федерации не сформирована полноценная научно обоснованная и стратегически выверенная страховая финансово-правовая политика. Тем не менее, ее выработка и последующее развитие будут способствовать созданию необходимых условий для действенной защиты законных прав и интересов участников финансовых отношений в сфере страхования и организации страхового дела.

Ключевые слова: государственная политика, правовая политика, финансовая политика, финансово-правовая политика, страховая финансово-правовая политика, принципы страховой финансово-правовой политики, приоритетные направления страховой финансово-правовой политики.

A.Yu. Rybkova

TO THE QUESTION OF THE REALIZATION PECULIARITIES OF INSURANCE OF THE FINANCIAL AND LEGAL POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Background: at the present time due to the continuous development and improvement of n

the financial legislation of the Russian Federation in domestic financial and legal science i

the problem of the essence and content of the financial and legal policy research as an inde- P

pendent type of the legal policy in the financial sphere of life-sustaining activity of society §

and the state and also the insurance financial and legal policy acting as her institutional §

kind was actualized. Objective: to investigate the doctrinal and legislative innovations r

connected with formation and working out of the priority directions of the development and a

improvement of financial and legal policy insurance in the state. Methodology: in doing B

the research general scientific and specific scientific methods of study were used: dialectic, H analysis, synthesis, induction, deduction, complex, system as well as formal and logical,

standard and logical methods of law. Results: a number of features of the financial and legal |

policy insurance acting as an independent institutional type of financial and legal policy |

n

in the Russian Federation was revealed; the author's position concerning the problem of the |

realization of financial and legal policy insurance in modern living conditions of the Russian |

state was reasoned. Special attention was paid to revealing of characteristics features of |

the activity of the Federal State governmental authorities, public authorities of the subjects i

of the Russian Federation, the Central bank of the Russian Federation when carrying out 5

uniform insurance financial and legal policy in the state. Conclusions: at the present mo- 2

)

ment in the Russian Federation full-fledged scientifically well grounded and strategically 2

adjusted insurance of the financial and legal policy hasn't been created. Nevertheless, its 8 development and subsequent development will contribute to the creation of the necessary conditions for the effective protection of the legitimate rights and interests of participants in financial relations in the field of insurance and organization of the insurance business.

Key-words: state policy, legal policy, financial policy, financial and legal policy, insurance financial and legal policy, principles of insurance financial and legal policy, promising

directions of insurance financial and legal policy. 263

В настоящее время благодаря непрерывному развитию и совершенствованию законодательства РФ в отечественной науке актуализировалась проблема исследования сущности и содержания правовой политики, а также ее отдельных отраслевых видов. Исходя из общетеоретических правовых положений, правовая политика представляет собой научно обоснованную, последовательную и системную деятельность государственных и муниципальных органов по формированию эффективного механизма правового регулирования, а также по использованию юридических средств в достижении поставленных целей [1, с. 54].

По своему содержанию правовая политика многообразна. В зависимости от сферы реализации она может быть конституционно-правовой, административно-правовой, финансово-правовой и т.п. В процессе расширения финансовой деятельности государства и тем самым предмета правового регулирования отрасли финансового права представляется необходимым исследование сущности и содержания финансово-правовой политики как связующего элемента финансовых общественных отношений и политики в целом. Кроме того, по справедливому мнению М.В. Карасевой, финансовое право является одной из самых «напряженных» отраслей российского права ввиду того, что формирование и реализация финансово-правовой политики в полной мере зависят от проводимой государством политики [2, с. 60].

Концептуальное исследование сущности финансово-правовой политики было осуществлено Н.И. Химичевой, определившей, что данная политика есть не что иное, как составная часть правовой политики, а также самостоятельный вид публичной деятельности [3, с. 444-459]. При этом следует различать финансово-правовую политику и финансовую (экономическую) политику. Последняя представляет собой самостоятельный вид правовой политики в сфере финансов, а финансово-правовая политика — вид правовой политики в финансовой сфере жизнедеятельности общества и государства. Как справедливо отмечают Н.И. Хи-мичева и Е.В. Покачалова [4, с. 17], исследование таких понятий, как «государственная политика», «правовая политика» и «финансово-правовая политика» должно осуществляться в соответствии с философскими категориями «общее», «единичное» и «частное». Следовательно, финансово-правовая политика будет являться разновидностью правовой политики, а последняя — автономным видом государственной политики.

По своему содержанию финансово-правовая политика является структурированной и системной, т.к. взаимодействует со всеми компонентами экономической политики, базируется на основополагающих началах финансовой политики и органично связана со своими структурными компонентами. Отсюда следует, что построение финансово-правовой политики должно осуществляться комплексно. В этой связи представляются обоснованными позиции Н.И. Химичевой и Е.В. Покачаловой, которые определили институциональные виды (подразделения) финансово-правовой политики, а именно: бюджетно-правовую политику, налогово-правовую политику, банковско-правовую политику, таможенно-правовую политику, государственно-долговую правовую политику и др. В основе данной классификации лежит структура финансовой системы РФ или система отрасли финансового права, связывающая подотрасли, правовые институты и иные подразделения. Следует также отметить, что в отношении каждого инсти-

тута финансово-правовой политики имеются самостоятельные теоретические научные исследования ученых финансоведов, в т.ч. представителей Саратовской школы финансового права.

Финансово-правовая политика реализуется в различных областях финансовой деятельности государства, в частности в сфере страхования. Страховая финансово-правовая политика представляет собой отдельную форму реализации финансово-правовой политики в области страхования, направленную на совершенствование правовой регламентации страховой деятельности в государстве. Страховая финансово-правовая политика выступает самостоятельным институциональным видом финансово-правовой политики наряду с такими подразделениями, как бюджетно-правовая, налогово-правовая, банковско-правовая, государственно-долговая правовая политика, и т.п.

В общем смысле под страховой финансово-правовой политикой следует понимать организованную деятельность уполномоченных законодательных и исполнительных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, Центрального банка РФ по формированию действенной системы финансово-правового регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе страхования и организации страхового дела.

Страховая финансово-правовая политика может быть классифицирована по различным основаниям. Так, в зависимости от содержания она может быть законодательной (правотворческой) и правоприменительной; в зависимости от целей ее реализации следует выделять стратегическую и тактическую страховые политики; в зависимости от функций права страховая финансово-правовая политика может быть праворегулятивной и правоохранительной.

Правовая политика, являющаяся разновидностью государственной политики, находит свое отражение в различного рода законах, конституциях, кодексах и других нормативно-правовых актах. Что касается страховой финансово-правовой политики, то она базируется на правовых положениях, закрепленных в Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, Законе РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. от 3 августа 2018 г. № 320-ФЗ)1 и иных нормативно-правовых актах.

В соответствии с правовыми положениями, содержащимися в Конституции РФ, в исключительном ведении Российской Федерации находится установление правовых основ единого рынка, а также финансовое регулирование. В свою очередь согласование вопросов, связанных со здравоохранением, защитой семьи, материнства, отцовства и детства, предоставлением социальной защиты (в т.ч. путем реализации социального обеспечения), находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Таким образом, страховая финансово-правовая политика вырабатывается как федеральными органами государственной власти, так и органами государственной власти субъектов РФ. Полномочиями в данной сфере наделены законодательные органы государственной власти, Президент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Банк России, не входящий в структуру органов государственной власти, но имеющий большое

1 См.: Российская газета. 1993. № 6; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 32, ч. 1, ст. 5113.

значение в правовом регулировании деятельности участников финансовых отношений в сфере страхования и организации страхового дела.

Так, Президент РФ определяет главные направления внутренней политики Российской Федерации, в частности приоритетные направления государственной политики в сфере страхования. Помимо этого, основополагающая роль в проведении единой страховой финансово-правовой политики отводится ежегодным посланиям Президента РФ Федеральному Собранию РФ, в которых конкретизируются проблемные вопросы, связанные с реализацией страховой финансово-правовой политики в государстве. Впервые вопросы, касающиеся рационального осуществления страховой финансово-правовой политики, были определены в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 30 марта 1999 г.2, в соответствии с которым устанавливалась необходимость активного внедрения страховых принципов на российский страховой рынок, за которым последовали реформы в области обязательного пенсионного страхования и обязательного медицинского страхования.

В последующих Посланиях Президента РФ были обозначены проблемы, связанные с модернизацией всей системы страхования в Российской Федерации; необходимостью принятия нормативно-правовых актов по проблемным и противоречивым вопросам в сфере страхования и организации страхового дела; реформированием систем обязательного пенсионного страхования и обязательного медицинского страхования; разработкой мер по повышению требований к минимальному уставному капиталу страховщиков; повышением прозрачности страховой сферы благодаря усилению ответственности субъектов финансовых отношений в сфере страхования за нарушения страхового законодательства РФ и др. Однако многие из этих проблем до настоящего времени полностью не разрешены. Связано это с отсутствием прочно сформированной регулятивной среды, необходимой для эффективного функционирования всей сферы страховых услуг, востребованных со стороны страхователей; отсутствием действенной инфраструктуры страхового рынка в Российской Федерации, а также полноценного государственного правового регулирования, страхового контроля и надзора в сфере страхования и организации страхового дела.

Значительное влияние на формирование и рациональное осуществление страховой финансово-правовой политики оказывает Министерство финансов РФ, являющееся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере страховой деятельности, следовательно, данный орган непосредственно разрабатывает единую страховую финансово-правовую политику и взаимодействует с Центральным банком РФ. Банк России, в свою очередь, осуществляет правовое регулирование, страховой контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций (в частности, субъектов страхового дела). Кроме того, Банк России совместно с Правительством РФ разрабатывает и осуществляет политику развития и обеспечения стабильности функционирования российского страхового рынка. Однако в соответствии со ст. 104 Конституции РФ Банк России не наделен правом законодательной инициативы. На основании

2 См.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30 марта 1999 г. «Россия на рубеже эпох (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» // Российская газета. 1999. № 60.

ст. 21 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 29 июля 2018 г. № 176-ФЗ)3, Председатель Банка России или его заместитель могут только участвовать в заседаниях Государственной Думы в случае рассмотрения законопроектов, связанных с разрешением вопросов финансовой политики государства (в т.ч. страховой финансово-правовой политики). Отсутствие у Банка России права законодательной инициативы не ограничивает его функции и полномочия в правовом регулировании страховой деятельности участников финансовых отношений в сфере страхования и организации страхового дела. Возможность принятия нормативно-правовых актов (в настоящее время имеется достаточное количество) свидетельствует об объективной необходимости правового урегулирования финансовых общественных отношений в сфере страхования и организации страхового дела. Следовательно, данные нормативно-правовые акты выступают основополагающим средством страховой финансово-правовой политики, главной формой проявления правовой жизни в сфере страхования и страхового дела в государстве.

Реализация финансовой деятельности государства, в частности в сфере страхования, осуществляется на базе руководящих страховых начал — страховых принципов. Основополагающие принципы страховой финансово-правовой политики базируются на общетеоретических правовых положениях (законности, гуманизма, демократизма и т.п.), а также на основании общеотраслевых положений российского финансового права, а именно: в соответствии с принципом доминирования публичных интересов в финансово-правовом регулировании общественных отношений в сфере финансовой деятельности государства; социальной направленности финансово-правового регулирования; единства; федерализма и т.п.

Рассматривая страховую финансово-правовую политику в качестве самостоятельного вида финансово-правовой политики, необходимо также выделить институциональные принципы первой. Так, в соответствии с правовыми положениями Конституции РФ и иных нормативно-правовых актов к принципам страховой финансово-правовой политики следует отнести: единство системы страхования в Российской Федерации; сочетание общефедеральных интересов с интересами субъектов РФ в сфере страхования и организации страхового дела; устойчивость и стабильность системы страхования; коррелированность интересов страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, с одной стороны, и государства (в лице соответствующих органов) — с другой стороны; прозрачность деятельности страховщиков на российском страховом рынке и многие др.

Следует отметить, что некоторые из указанных принципов не реализуются в практической деятельности. Так, в современных условиях существования всей системы страхования публичные интересы государства доминируют над частными интересами отдельных субъектов страхования; устойчивость и стабильность системы страхования вызывает сомнения ввиду пробельности и противоречивости страхового законодательства РФ и т.д. Тем не менее, консолидация ин-

3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 28, ст. 2790; 2018. № 31, ст. 4852.

267

ституциональных принципов необходима, поскольку они определяют развитие страховой финансово-правовой политики в Российской Федерации.

Неустойчивое финансовое положение отдельных субъектов финансовых отношений в сфере страхования и организации страхового дела, небольшой прирост страховых и перестраховочных премий, низкий уровень доверия страхователей к страховщикам и к механизму страхования в целом потребовали от Правительства РФ выработки новых решений, связанных с укреплением страхового рынка в Российской Федерации, совершенствованием правового регулирования в сфере страхования и организации страхового дела. В связи с этим Правительство РФ утвердило Стратегию развития страховой деятельности до 2020 года41согласно которой основной целью страховой финансово-правовой политики является полноценное и эффективное развитие всей страховой отрасли в Российской Федерации. Заинтересованность Российского государства в осуществлении страховой финансово-правовой политики очевидна: повышение уровня страховой защищенности граждан, а также уменьшение социальной напряженности общества приведут к экономической стабильности государства. Поэтому для эффективной реализации указанной цели перед субъектами страхования, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, Банком России и другими органами ставятся следующие задачи: рациональное использование бюджетных средств на страхование; повышение инвестиционной привлекательности российских страховщиков и перестраховщиков; формирование системы досудебного урегулирования страховых споров путем введения финансово-правового института страхового омбудсмена и т.п.

Для реализации указанных задач в Стратегии определены приоритетные направления страховой финансово-правовой политики, к которым следует отнести: повышение уровня правового регулирования обязательного страхования в Российской Федерации; расширение сферы деятельности субъектов страхового дела; изменение институциональных основ инфраструктуры страхового рынка; повышение уровня финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков и т.д. Многие приоритеты страховой финансово-правовой политики в Российской Федерации уже реализуются, вместе с тем отдельные направления рассматриваемой политики до сих пор не нашли полного отражения в страховом законодательстве РФ. Это касается, например, формирования финансово-правового института страхового омбудсмена в Российской Федерации, а также финансово-правового института страховых сюрвейеров, аварийных комиссаров и аджастеров.

Следует подчеркнуть, что страховая финансово-правовая политика устанавливает стратегию и тактику государственных реформ в сфере страховой деятельности, определенная часть которых закреплена в следующих концептуальных документах: «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», «Концепция деятельности Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» и др. В правовых положениях рассматриваемых документов определяются цели,

4 См.: Распоряжение Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 1293-р «Об утверждении Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года» // Собр. 268 законодательства Рос. Федерации. 2013. № 31, ст. 4255.

задачи, принципы, приоритетные направления развития и совершенствования всей системы страхования, являющиеся составными элементами страхового правового механизма.

В целом следует отметить, что страховое законодательство РФ имеет немаловажное регулирующее значение, поскольку в большей степени относится к публичному регулированию. По мнению С.В. Запольского, публичное регулирование есть не что иное, как «творческий элемент финансовой системы государства» [5, с. 31]. Развивая мысль автора, следует сказать, что в отсутствие правового регулирования было бы невозможным рациональное функционирование страхования (финансов страхования) как звена финансовой системы Российского государства. Основные положения, содержащиеся в страховом законодательстве РФ, свидетельствуют о повышенном внимании государства к вопросам страхования. Одновременно исследование страхового законодательства РФ указывает на необходимость привлечения к разработке данных нормативно-правовых актов квалифицированных юристов (прежде всего, специалистов в области финансового, налогового, бюджетного, банковского права). Это будет способствовать повышению их значимости в теоретической и практической деятельности, а также устранению пробелов и противоречий, существующих в страховой финансово-правовой политике государства.

В заключение необходимо отметить, что научно обоснованная и стратегически выверенная страховая финансово-правовая политика в Российской Федерации позволит создать необходимые условия для действенной защиты законных прав и интересов участников финансовых отношений в сфере страхования и организации страхового дела, а также для обеспечения стабильного и устойчивого развития всего российского страхового рынка.

Библиографический список

1. Малько А.В. Правовая политика России: теория и практика / под ред. Н.И. Ма-тузова и А.В. Малько. М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2006. 752 с.

2. Карасева М.В. Финансовое право — политически «напряженная» отрасль права // Государство и право. 2001. № 8. С. 60-67.

3. Химичева Н.И. Финансово-правовая политика // Правовая политика России: теория и практика / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2006. 752 с.

4. Покачалова Е.В. Финансово-правовая политика России в сфере государственного долга в условиях глобализации экономики // Юридический вестник Ростовского государственного экономического университета. 2005. Т. 2. № 34. С. 17-23.

5. Запольский С.В. О субъективном финансовом праве // Актуальные проблемы финансового права Республики Беларусь, России, Украины / отв. ред. Д.В. Винницкий. СПб.: Издательский Дом С. Петербургского гос. ун-та; Изд-во юридического факультета СПбГУ, 2006. С. 31-41.

References

1. Malko A.V. Legal Policy of Russia: Theory and Practice: the Monograph / ed. N.I. Ma-tuzov and A.V. Malko. M.: TK Velbi; Publishing house the Prospect, 2006. 752 p.

2. Karasyova M.V. Financial Law is a Politically "Intense" Branch of Law // State and Law. 2001. No. 8. P. 60-67.

3. Himicheva N.I. Financial and Legal Policy // Legal Policy of Russia: Theory and Practice: the Monograph / ed. N.I. Matuzov and A.V. Malko. M.: TK Velbi; Publishing house the Prospect, 2006. 752 p.

4. Pokachalova E.V. Financial and Legal Policy of Russia in the Sphere of a public Debt in the Conditions of Globalization of Economy // The Legal Vestnik of the Rostov State Economic University. 2005. T. 2. No. 34. P. 17-23.

5. Zapolsky S.V. About the Subj ective Financial Law. Current Problems of the Financial Law of Republic of Belarus, Russia, Ukraine / Ex. ed. D.V. Vinnitsky. SPb.: Publishing house of S. Peterb. State University, Publishing house of law department of St. Petersburg State University, 2006. P. 31-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.