Научная статья на тему 'Финансово-правовое регулирование страхового рынка'

Финансово-правовое регулирование страхового рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
742
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО РЫНКА / СИСТЕМА СТРАХОВОГО РЫНКА / СУБЪ ЕКТЫ СТРАХОВОГО ДЕЛА / ОРГАН СТРАХОВОГО НАДЗОРА / FINANCIAL MARKET SYSTEM / INSURANCE MARKET SYSTEM / INSURANCE AGENTS / INSUR ANCE SUPERVISORY AUTHORITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Покачалова Анна Сергеевна

Введение: развитие страхового рынка, а также повышение интереса государства к добровольному и обязательному страхованию обусловило усложнение страхового рынка. Цель: проанализировать структуру системы страхового рынка, выявить особенности структурных элементов данной системы. Методологическая основа: в статье используются общенаучные и специальные юридические методы. Стати стический метод позволил выявить тенденцию к сокращению субъектов страхового рынка за счет повышения требований к их финансовой устойчивости. С помощью формально-юридического метода установлена правовая сущность каждой подсистемы страхового рынка. Результаты: определена структура системы страхового рынка, обозначены ее специфические признаки. Выводы: в настоящее время значимость страхового рынка возрастает, в связи с чем можно говорить о формировании целост ной системы страхового рынка, представляющей собой согласованную совокупность его подсистем, призванную обеспечить реализацию страховых продуктов, с учетом интересов потребителей страховых услуг и субъектов страхового дела, функциони рующей на основе международных и внутригосударственных актах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL AND LEGAL REGULATION OF THE INSURANCE MARKET

Background: development of the insurance market, as well as the increased interest of the state in voluntary and compulsory insurance led to the complication of the insurance market. Objective: to analyze the structure of the insurance market system, to identify the features of the structural elements of this system. Methodology: general scientific and special legal methods are used in the research. Statistical method has allowed to reveal the tendency to reduce the subjects of the insurance market by increasing the requirements for their financial sustainability. Using the formal legal method, the legal essence of each sub system of the insurance market is revealed. Results: the structure of the insurance market system has been determined and its specific features have been identified. Conclusions: at present, the importance of the insurance market is increasing, and therefore, we can speak about the formation of an integrated system of the insurance market, which is a coordinated set of its subsystems, designed to ensure the implementation of insurance products, taking into account the interests of insurance service consumers and subjects of insurance busi ness, basis of international and domestic acts.

Текст научной работы на тему «Финансово-правовое регулирование страхового рынка»

ными организациями, осуществляя текущее регулирование и надзор банковской деятельности. Поэтому Банк России не может быть включен в банковскую сферу как специальный аппарат, поскольку наряду с эмиссионной функцией он выполняет функцию более высокого уровня — регулирование и надзор за деятельностью коммерческих банков.

Все разрастающаяся банковская деятельность охватывает разнообразные финансовые отношения между кредитными организациями и их клиентами, поэтому функционирование специального аппарата для обслуживания государственного интереса упорядочивает процесс обращения денежных средств. Вследствие этого деятельность кредитных организаций, занятых непосредственно в сфере обращения денежных средств, оказывается эффективной. Это объясняется тем, что каждая кредитная организация, специализирующаяся на осуществление банковских операций, может использовать привлеченные средства для обслуживания кругооборота денежных средств нескольких клиентов.

Таким образом, в финансовой деятельности государства имеется совокупность однородных предприятий, занимающихся на основании специального разрешения — лицензии Банка России, оказанием финансовых и связанных с ними услуг по осуществлению банковских операций. Эта совокупность предприятий образует специальную отрасль — банковскую деятельность.

Библиографический список

1. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2017 году. М.: Парадиз, 2018. 126 с.

References

1. Report on the development of the banking sector and banking supervision in 2017. M.: Paradise, 2018. 126 p.

УДК 347.73

А.С. Покачалова

ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОГО РЫНКА

Введение: развитие страхового рынка, а также повышение интереса государства к добровольному и обязательному страхованию обусловило усложнение страхового рынка. Цель: проанализировать структуру системы страхового рынка, выявить особенности структурных элементов данной системы. Методологическая основа: в статье используются общенаучные и специальные юридические методы. Статистический метод позволил выявить тенденцию к сокращению субъектов страхового

© Покачалова Анна Сергеевна, 2019

Кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового, банковского и таможенного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: annapokachalova@mail.ru © Pokаchalova Anna Sergeevna, 2019

Candidate of Law, Associate professor, Financial, banking and customs law department (Saratov State Law 218 Academy)

рынка за счет повышения требований к их финансовой устойчивости. С помощью формально-юридического метода установлена правовая сущность каждой подсистемы страхового рынка. Результаты: определена структура системы страхового рынка, обозначены ее специфические признаки. Выводы: в настоящее время значимость страхового рынка возрастает, в связи с чем можно говорить о формировании целостной системы страхового рынка, представляющей собой согласованную совокупность его подсистем, призванную обеспечить реализацию страховых продуктов, с учетом интересов потребителей страховых услуг и субъектов страхового дела, функционирующей на основе международных и внутригосударственных актах.

Ключевые слова: система финансового рынка, система страхового рынка, субъекты страхового дела, орган страхового надзора.

A.S. Pokachalova

FINANCIAL AND LEGAL REGULATION OF THE INSURANCE MARKET

Background: development of the insurance market, as well as the increased interest of the state in voluntary and compulsory insurance led to the complication of the insurance market. Objective: to analyze the structure of the insurance market system, to identify the features of the structural elements of this system. Methodology: general scientific and special legal methods are used in the research. Statistical method has allowed to reveal the tendency to reduce the subjects of the insurance market by increasing the requirements for their financial sustainability. Using the formal legal method, the legal essence of each subsystem of the insurance market is revealed. Results: the structure of the insurance market system has been determined and its specific features have been identified. Conclusions: at present, the importance of the insurance market is increasing, and therefore, we can speak about the formation of an integrated system of the insurance market, which is a coordinated set of its subsystems, designed to ensure the implementation of insurance products, taking into account the interests of insurance service consumers and subjects of insurance business, basis of international and domestic acts.

Key-words: financial market system, insurance market system, insurance agents, insurance supervisory authority.

В настоящее время под воздействием увеличения потребности отдельных к

о

субъектов в минимизации рисков посредством страхования — стремительно К

развивается страховой рынок. Этому процессу способствует также возникнове- М

ние новых видов обязательного страхования в сферах особого значения и сти- и

мулирование государством добровольных видов страхования. Все это привело 1

к усложнению структуры страхового рынка и необходимости его детального 66

изучения как целостной системы. 0

А.Г. Гузнов, рассматривая вопрос о сущности финансового рынка, приходит 9 к выводу о том, что в настоящее время сформировалась система финансового рынка, имеющая 4 подсистемы: 1) институциональную, включающую в себя все хозяйствующие субъекты, предоставляющие услуги на финансовом рынке или продающие финансовые продукты; 2) продуктовую, объединяющую в

себе финансовые услуги и продукты в теоретическом смысле; 3) нормативно- 219

правовую, состоящую из публично-правового и частноправового компонентов; 4)регуляторно-надзорную (контрольную), в которую входят субъекты, осуществляющие контроль и надзор в сфере финансового рынка [1, с. 23-25]. Кроме того, автор отмечает наличие внутри системы финансового рынка и подсистем, ориентированных на соответствующие институты или направления деятельности [1, с. 25]. К ним он относит банковскую и национальную платежную системы, которые имеют закрепленные в законе понятия. Вместе с тем страховой рынок А.Г. Гузнов не рассматривает как систему, хотя, начиная с 2000 гг. главной целью экономической политики в области развития страхования является формирование национальной системы страхования1. На данный момент возможно говорить о формировании целостной системы страхового рынка, поскольку, как и система финансового рынка, она имеет соответствующие подсистемы.

Институциональная подсистема системы страхового рынка включает страховые организации, общества взаимного страхования, страховые брокеры (субъекты страхового дела), если рассматривать ее в узком смысле. Так, на основании анализа статистических данных (таблица), можно констатировать существенное сокращение субъектов страхового дела.

Институциональная подсистема страхового рынка с 2013—2018 года*

Структура страхо- 1 января 1 января 1 января 1 января 1 января 1 января

вого рынка 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Субъекты страхово-

сл о го дела, 641 597 567 478 361 308

XD страховые органи-

зации 458 420 404 334 255 225

Ol общества взаим-

S ного страхования 11 12 12 10 12 12

s ф страховые брокеры 172 165 151 134 96 71

* Таблица составлена на основе статистических данных, приведенных в годовых отчетах Банка России за 2014-2017 гг. См. Официальный сайт Банка России. URL: http://www.cbr.ru/ Collection/Collection/File/7796/ar_2017.pdf (дата обращения: 14.11. 2018).

Сокращение указанных субъектов в большей степени обусловлено повышением требований со стороны органа страхового надзора (Банка России) к финансовой устойчивости субъектов страхового дела, которые не все смогли выполнить, а также проведением мониторинга страховых организаций, способствовавшего выявлению организаций, имевших неустойчивое финансовое положение, и вследствие лишенных лицензий.

Если же подходить к данному вопросу более широко, тогда в эту категорию необходимо отнести и страховых агентов, которые способствуют продаже страховых продуктов, однако, действуют от имени и за счет страховой организации.

1 См.: Распоряжение Правительства РФ от 10 июля 2001 г. № 910-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (20022004 годы)» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 31, ст. 3295.

В качестве самостоятельной подсистемы страхового рынка рассмотрим продуктовую подсистему, куда следует отнести все виды страховых услуг, которые предоставляют субъекты страхового рынка.

Нормативно-правовая подсистема также относится к самостоятельной подсистеме системы страхового рынка, она обусловлена действием актов международного характера, а также актов внутригосударственного значения. Так, на международном уровне действует Международная ассоциация органов страхового надзора (International Association of Insurance Supervisors, IAIS), осуществляющая деятельность по обобщению опыта работы надзорных органов в области страхования, а также разрабатывающая принципы, стандарты и руководства2. В основном ее акты носят рекомендательный характер и формируют основы т.н. «мягкого права». В январе 2018 г. Банк России присоединился к Многостороннему меморандуму о взаимопонимании по сотрудничеству и обмену информацией (IAIS MMoU), которым регулируются вопросы лицензирования, текущего надзора, ликвидации страховых компаний, а также надзора за страховыми посредниками, а также вопросы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма3! Данный Меморандум IAIS призван способствовать укреплению финансовой стабильности на национальном уровне и в глобальных масштабах.

Кроме того, Банк России в настоящее время осуществляет внедрение Solvency II4, являющейся национальным актом Европейского союза,устанавливающим требования к процессам регулирования и надзора за деятельностью страховщиков (включая перестраховочные организации) и страховых групп. Для ее внедрения Банком России сформирована Экспертная группа, состоящая из страховых организаций, консалтинговых компаний, рейтинговых агентств и Минфина России.

Внутригосударственное нормативно-правовое регулирование осуществляется посредством актов различной юридической силы, начиная от кодифицированных актов (ГК РФ, Бюджетный кодекс РФ) и заканчивая правилами, которые устанавливают профессиональные объединения (Всероссийский союз страховщиков (ВСС)5).

Следует отметить тот факт, что на страховом рынке осуществляется частноправовое и публично-правовое регулирование, которые тесно взаимосвязаны. Так, отношения, возникающие в процессе продажи страховых продуктов, регулируются нормами частного права, в свою очередь, отношения, связанные с организационными основами страхования, особенно в отношении обязательного страхования, регулируются нормами публичного права [2, с. 19].

Особое место в регулировании страхового рынка занимают акты Банка России как органа страхового надзора, например, нормативные акты, посвященные порядку инвестирования средств страховых резервов и собственных средств

2 См.: Официальный сайт Международной ассоциации органов страхового надзора. URL: ) https://www.iaisweb.org/home (дата обращения: 30.11.2018). 2

3 См.: Официальный сайт Банка России. URL: https://www.cbr.ru/today/ms/smo/iais/ (дата £3 обращения: 30.11.2018).

4 См.: Директива 2009/138/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского союза от 25 ноября .2009 г. «Об организации и осуществлении деятельности страховых и перестраховочных организаций (Solvency II)» (Директива Solvency II).

5 См.: Внутренний стандарт по взаимодействию с получателями финансовых услуг, оказываемых страховыми организациями по договорам страхования жизни и договорам страхования от несчастных случаев и болезней, утв. постановлением Президиума Всероссийского союза страховщиков (протокол от 13 июля 2018 г. № 33) // Официальный сайт Всероссийского союза страховщиков (ВСС). URL: http://www.ins-union.ru/rus/about (дата обращения: 30.11.2018). 221

(капитала) страховщика6. В целях защиты потребителей страховых услуг Банк России издал Указание7, которым введен «период охлаждения», предоставляющий право отказаться от некоторых договоров добровольного страхования и получить назад уплаченную страховую премию. Данная мера повысила уровень защищенности прав потребителей страховых услуг, особенно заемщиков по договорам потребительского кредитования (в отношении навязывания страхования на невыгодных для заемщиков условиях) [3, с. 40].

Помимо названных, следует также выделить и регуляторно-надзорную подсистему, представленную деятельностью Банка России, который относительно недавно стал органом страхового надзора8, достигнув за короткий срок существенных успехов в деле стабилизации страхового рынка.

Особенностью регуляторно-надзорной подсистемы системы страхового рынка является наличие особых субъектов, которые способствуют осуществлению надзора. В частности, к ним можно отнести актуарии и специализированные депозитарии.

Актуарии призваны осуществлять деятельность по анализу и количественной финансовой оценке рисков и (или) обусловленных наличием рисков финансовых обязательств, а также деятельность по разработке и оценке эффективности методов управления финансовыми рисками9. В законе предусматривается обязательное актуарное оценивание, объектом которого является, во-первых, деятельность уполномоченного органа (Банка России) при разработке страховых тарифов по обязательному страхованию; во-вторых, негосударственных пенсионных фондов; в-третьих, страховых организаций, за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование и в-четвертых, обществ взаимного страхования. Обязательное актуарное оценивание проводится ответственным актуарием не реже чем один раз в год, а обязанность по обеспечению его проведения возлагается на указанные организации.

Специализированные депозитарии появились в России в 2013 г. на основании Федерального закона от 23 июля 2013г. № 234-Ф3 «О внесении изменений в Закон РФ „Об организации страхового дела в Российской Федерации"»10, который дополнил Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» ст. 26.2 «Учет и хранение ценных бумаг, принимаемых для покрытия страховых резервов и собственных средств (капитала) страховщика. Контроль за активами страховщика». Согласно дан-

| 6 См.: Указание Банка России от 22 февраля 2017 г. № 4297-У «О порядке инвестирования

8 средств страховых резервов и перечне разрешенных для инвестирования активов» // Вестник

>1 Банка России. 2017. № 46. 24 мая.

Ъ 7 См.: Указание Центрального банка РФ от 20 ноября 2015 г. № 3854-У «О минимальных

° (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов доброволь-

§ ного страхования» (с изм. от 21 августа 2017 г. № 4500-У) // Вестник Банка России. 2016. № 16. ^ 20 февр.; 2017. № 82. 21 сент.

1 8 См.: Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 234-ФЗ «О внесении изменений в Закон

ё Российской Федерации „Об организации страхового дела в Российской Федерации"» // Собр.

законодательства Рос. Федерации. 2013. № 30, ч. I, ст. 4067; Федеральный закон от 23 июля г. № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 30, ч. I, ст. 4084.

9 См. ст. 2 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. № 293-ФЗ «Об актуарной деятельности в Российской Федерации» (с изм. от 23 июня 2016г. № 194-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 44, ст. 5632; 2016. № 26, ч. I, ст. 3863. 222 10 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 30, ч. I, ст. 4067.

ным изменениям страховщики (страховые организации и общества взаимного страхования), осуществляющие пенсионное страхование, страхование жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, а также осуществляющие иные виды страхования, предусмотренные федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования, обязаны учитывать и хранить ценные бумаги, принимаемые для покрытия страховых резервов и собственных средств (капитала) страховщика, в специализированном депозитарии. При этом на специализированного депозитария возлагается обязанность осуществлять ежедневный контроль за соблюдением страховщиками ограничений на размещение средств страховых резервов и собственных средств (капитала), требований к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия страховых резервов и собственных средств (капитала) страховщика, правил размещения средств страховых резервов и собственных средств (капитала) страховщика. Таким образом, определенная часть надзорных полномочий передана иным субъектам, что отражает общие направления государственной финансовой политики [4, с. 15].

На основании изложенного можно предложить следующее определение системы страхового рынка: это согласованная совокупность его подсистем, призванная обеспечить реализацию страховых продуктов, с учетом интересов потребителей страховых услуг и субъектов страхового дела, функционирующая под контролем и надзором со стороны уполномоченных органов и субъектов на основе международных и внутригосударственных актов.

Библиографический список

1. Публично-правовое регулирование финансового рынка в Российской Федерации / А.Г. Гузнов, Т.Э. Рождественская. М.: Юрайт, 2017. 438 с.

2. Покачалова А.С. Договор об обязательном пенсионном страховании как институт гражданского права // Социальное и пенсионное право. 2014. № 2. С. 18-22.

3. Покачалова А.С. Финансово-правовые аспекты работы банков при продаже страховых продуктов // Банковское право. 2018. № 6. С. 38-45.

4. Покачалова Е.В., Рыбкова А.Ю. Страховой надзор как универсальный финансово-правовой институт предупреждения правонарушений в сфере страхования и организации страхового дела // Финансовое право. 2018. № 10. С. 11-16.

References

1. Public Law Regulation of the Financial Market in the Russian Federation / A.G. Guznov, T.E. Rozhdestvenskaya. M .: Yurait Publishing House, 2017. 438 p.

2. Pokachalova A.S. Agreement on Compulsory Pension Insurance as an Institution of Civil Law // Social and Pension Law. 2014. № 2. Р. 18-22.

3. Pokachalova A.S. Financial and Legal Aspects of the Work of Banks when Saling Insurance Products // Banking law. 2018. № 6. P. 38-45.

4. Pokachalova E.V., Rybkova A.Yu. Insurance Supervision as a Universal Financial and Legal Institution for Preventing Offenses in the Sphere of Insurance and Organization of Insurance Business // Financial Law. 2018. № 10. P. 11-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.