DOI 10.47643/1815-1337_2023_3_139
РОЛЬ ПУБЛИЧНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ФИНАНСОВ И ФИНАНСОВОГО ПРАВА (КАК ИСТОРИЧЕСКОЙ ФИКЦИИ) THE ROLE OF PUBLIC LEGAL REGULATION ON THE EXAMPLE OF FINANCE AND FINANCIAL LAW (AS HISTORICAL FICTION)
АШМАРИНА Елена Михайловна,
доктор юридических наук, профессор, академик РАЕН,
профессор Департамента международного и публичного права юридического факультета,
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»,
член бюро секции «Глобалистика и методология науки», Российская академия естественных наук.
125167, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-т, 49.
E-mail: Elena-Mikhaylovna@yandex.ru;
ASHMARINA Elena Mikhailovna,
Doctor of Law, Professor, Academician of the Russian Academy of Sciences, Professor of the Department of International and Public Law,
Faculty of Law of FSOBU HE "Financial University under the Government of the Russian Federation", member of the Bureau of the section "Globalistics and Methodology of Science" of the Russian Academy of Natural Sciences. 49 Leningradsky Ave., Moscow, 125167, Russia. E-mail: Elena-Mikhaylovna@yandex.ru
Краткая аннотация. Историческая ретроспектива свидетельствует объективном характере феномена экономики; одновременно только в пределах публичного регулирования (обычаи, право) в раннеисторические времена возникают финансовые отношения, являясь правовой фикцией. Исторический опыт указывает на вторичность роли финансов как инструмента развития экономики, действие которого регулируется как публичным, так и частным правом (приоритет публичного регулирования определяется финансово-экономической политикой). Позже (Новое Время) важным этапом развития правовой культуры общества следует признать выделение финансов и финансового права в отдельные направления юридической и экономической областей научных знаний. Сегодня в условиях развивающейся цифровой экономики роль финансово-правового регулирования экономических отношений возрастает (в частности, в отношении технико-правового регулирования отдельных финансовых отношений).
Abstract. Historical retrospect testifies to the objective nature of the phenomenon of economics; at the same time, only within the limits of public regulation (customs, law) in early historical times, financial relations arise, being a legal fiction. Historical experience points to the secondary role of finance as an instrument of economic development, the operation of which is regulated by both public and private law (the priority of public regulation is determined by financial and economic policy). Later (Modern Times), an important stage in the development of the legal culture of society should be recognized as the allocation of finance and financial law into separate areas of legal and economic fields of scientific knowledge. Today, in the conditions of a developing digital economy, the role of financial and legal regulation of economic relations is increasing (in particular, with regard to technical and legal regulation of individual financial relations).
Ключевые слова: финансы, публичное право, финансовое право, экономика, правовая фикция, технико-юридическое регулирование, частное право.
Keywords: finance, public law, financial law, economics, legal fiction, technical and legal regulation, private law.
Для цитирования: Ашмарина Е.М. Роль публичного правового регулирования на примере финансов и финансового права (как исторической фикции) //Право и государство: теория и практика. 2023. № 3(219). С. 139-143. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_3_139.
For citation: Ashmarina E.M. The role of public legal regulation on the example of finance and financial law (as a historical fiction) // Law and state: theory and practice. 2023. No. 3(219). pp. 139-143. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_3_139.
Статья поступила в редакцию: 17.02.2023
Вступительная часть. Обратимся коротко (историческая ретроспектива) к положению об объективном характере экономических отношений. Известные нам исторические времена были ознаменованы становлением производящей экономики (до этого многие тысячи лет превалировала экономика присваивающая). Развитие сельского хозяйства (земледелия, как результата первой неолитической революции) привело к возможности получения излишков продуктов и целесообразности их дальнейшего натурального обмена. Эти процессы характеризовались объективностью, поскольку зависели не столько от субъективной воли древнего земледельца, сколько от природно-климатической характеристики конкретного географического региона. Таким образом (мы это констатировали в ранее опубликованных статьях), первичной (исходной) доминантой всегда являлась Природа (климат/ экология)1. Однако и процессы изначального хозяйствования носили (в целом) объективный характер (волевой посыл уже присутствовал, но был еще полностью зависим от окружающей природно-климатической действительности). Возникновение излишков произведенного продукта, как мы знаем, привело к зарождению частной собственности; возникновению и становлению обычаев (прообразы частного права) по ее распределению и необходимости охраны (прообраз уголовного права). Так, по мнению Ж.-Ж. Руссо, неизбежным следствием обработки земли был ее раздел, а как только была признана собственность, должны были появиться первые уставы правосудия.2 Однако, только с течением времен, в результате укрупнения хозяйственно-экономических комплексов (ирригационные системы в Восточных Деспотиях) становится очевидной потребность централизации ресурсов (человеческих, материальных рукотворных, природных). Все эти, изначально примитивные, разрозненные и объективные экономические явления привели к необходимости становления публичной централи-
1 См.: Ершов А.А., Ашмарина Е.М., Корнев В.Н. Экономическое право и экономическая теория // Государство и право. 2015. № 1. С. 57-70.
2 См.: История политических и правовых учений: Хрестоматия / Под ред. В.П. Малахова. - М.: Академический проект, 2000. С. 112
зации, что повлекло сначала формирование неких предгосударственных образований (цивилизации древних этрусков; древних кельтов не сложились в завершенный централизованный государственно-публичный комплекс); а позже - к становлению и развитию государственности (Др. Египет; Др. Ассирия; Критское государство и др.). Так, в соответствии с изменениями производственных сил возникли и прообразы государства (предгосударственные образования) и права (формируются обычаи). Это была так называемая неолитическая революция, собственности.1 Именно и только в условиях хорошо сформированной централизованной публичной власти и на основании публично-правового императива становится возможным реализовывать гигантские инженерные проекты древнего мира. Появляется прообраз правового публичного регулирования экономики в целом и финансов (механизма сбора централизованных податей на основе становления денежного обращения) в Древнем Мире. Например, Законы царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.: 282 статьи) следует считать предтечей римского права. В Законах Хаммурапи можно выделить преступления против личности, собственности, имущественные преступления, преступления против семейных устоев. Наряду с попыткой ввести договорное право (купля-продажа, займы, наследование имущества) и системы мер и веса, в правовом акте были установлены также единые денежные знаки (сикль).
Основная часть. Остановимся, прежде всего, на роли публичного права в становлении финансового механизма, как исторической фикции. Параллельно с процессами становления государственности в климатически и экономически благоприятных регионах, происходит стремительное развитие торговли и, как следствие, преобразовывается такой ее инструмент, как деньги и денежное обращение (отметим, что эквивалент в виде камней, ракушек, др. предметов использовался и ранее: еще во времена верхнего неолита). Таким образом, в результате исторического сочетания нескольких факторов возникает прообраз феномена финансов (во-первых, публичный интерес, сопряженный с уже сложившейся возможностью его принудительной реализации; во-вторых, наличие примитивного денежного обращения).
Сделаем промежуточный вывод: только в условиях обращения некоего эквивалента (прообраз денежного знака) одобренного и подкрепленного положениями публичного обычая / права, наблюдается становление финансового механизма. Поставим вопрос: является ли такой исторический ход обязательным? Отвечаем - думается, что нет! Действительно, история древних цивилизаций Американского континента показывает, что у древних коренных американцев (ольмековов; позже и у ацтеков) не было денег. Их города (исключительные гигантские постройки) и развитое сельское хозяйство не имело в основе денежного механизма (как средства обращения). История показывает, что в отдельные периоды экономического упадка целые регионы возвращаются к натуральному обмену (например, раннесредневековая Британия после ухода с ее территории римских войск). Таким образом, деньги, и основанные на возможности их обращения финансы, будучи фиктивной ценностью, выполняют свою конструктивную роль до тех пор, пока это целесообразно (установленное положение дел условно считается справедливым, пока фактически не доказано обратное: например, не наступает тотальный голод).
Итак нельзя не признать, что исторически финансы, будучи обеспечены принудительной силой публичного субъекта (публичное право), сыграли конструктивную цивилизационную роль. Однако сегодня, в условиях попыток отдельных стран построить экономику, построенную на преобладании финансового механизма ситуация может измениться коренным образом. Конечно, этому вопросу следует посвятить отдельное исследование, однако коротко отметим следующее.
Можем ли мы на современном этапе (в период систематических финансовых кризисов, негативно влияющих на экономику в мировом масштабе) утверждать, что финансы представляют собой исключительно и только конструктивный инструмент экономического развития? Думается, что - нет, ибо подмену финансами реальной экономики можно (образно говоря) сравнить с раковой опухолью, которая разрастаясь, погубит и весь организм (экономику) и себя (финансы), заодно. И мы понимаем что, будучи исторической фикцией, современные финансы (в их не конструктивном, а деструктивным виде) являются абсолютно рукотворным явлением (в масштабах мировой экономики и цивилизации). Именно поэтому провоцируются войны, имеющие конечной целью перераспределение материальных ресурсов в пользу стран, построивших финансовую национальную экономику (этим странам необходимо срочно восстанавливать баланс между реальной и фиктивной видами экономики). При этом делаются демагогические попытки оправдать такие действия положениями международного права, рассуждениями о правах человека и Верховенстве Закона (Rule of Law).
Таким образом, будем исходить из следующих посылов:
во-первых, экономика является объективным историческим феноменом, возникающем на базе характерных климатическо-географических условий;
во-вторых, право как инструмент регулирования экономической жизни общества, само является гениальной фикцией, изобретенной человечеством (оно субъективно и зависит от уровня развития экономики и культуры общества): охарактеризуем ее условно, как фикцию первого порядка;
в-третьих, финансы (как представляется) также следует признать исторической фикцией, поскольку они не могут существовать вне правового поля. Финансы служат инструментом развития экономики, (централизация ресурсов с целью их перераспределения в публичных интересах, которые проводятся посредством преимущественно публичного воздействия с помощью правового механизма). Охарактеризуем условно финансы в качестве фикции второго порядка (зависят от объективного содержания экономических отношений и их правового публичного обеспечения).
Отметим далее, что финансовое право можно охарактеризовать, как новый исторический этап правовой культуры об-
1 См.: Теория государства и права. Учебник / под ред. В.Н. Корнева. Российская академия правосудия. М., 2013. С.60
щества. Если мы обратимся далее к истории, становления отдельных направлений экономической теории и видов права (Новое время), то можем вспомнить следующие примеры.
Экономической деятельности (экономике в ее динамике) присущи такие стадии, как производство, обращение, распределение и потребление. В то время, как основой перераспределительного процесса является производство, накопление капитала происходит (в основном) на стадии обращения (не случайно одним из первых направлений в науке классической политэкономии известен меркантилизм1 (достиг расцвета в XVI - XVII вв.). Ключевой идеей меркантилизма явилось отожествление экономического развития страны с золотой и серебряной массой, находящейся в обращении. Примерно в это же время в формирующихся системах права экономически развитых европейских государств (во Франции в XVII в. ордонансы о морской и сухопутной торговле) окончательно оформилось торговое право (позже, в 1807 г., во Франции эти ордонансы оформляются в Торговый кодекс). Торговое право, которое первоначально заключалось в соблюдении торговых обычаев (преимущественно в европейских странах Средиземноморья), отделилось от гражданского еще в средние века, начиная с Х!-ХМ вв. Следует отметить, что торговое право относится к частным отраслям права. Интересно, что именно в этот период времени последовательно устанавливаются капиталистические отношения (происходят буржуазные революции: XVI в. - Нидерланды; XVII в. - Англия; XVIII в. - Франция). На первый взгляд, можно предположить, что развитие правового регулирования финансовых отношений в период Нового Времени приобретает частно-правовой характер (стихийное становление «дикого рынка»). Действительно, можно наблюдать, как исторический вектор правового регулирования финансовой сферы смещается то в сторону преобладания публично-правового регулирования, то - частноправового обеспечения.
Так, на фоне экономических преобразований в условиях развивающейся мануфактуры и промышленности происходит дальнейшая диверсификация видов права. Одновременно развитие экономической научной мысли приводит к становлению и развитию классической политэкономии. Представителями школы классической политэкономии являлись физиократы, в частности А. Смит2, который, будучи основателем этого течения, рассуждал о роли государства, бюджета, налогов. Делается акцент на таких публичных аспектах, как целесообразность соблюдения пропорций при отраслевом делении экономики страны (сельское хозяйство и нарождающаяся мануфактурная промышленность). Поскольку в своих трудах А. Смит не обошел вниманием такие атрибуты государственной власти, как бюджет и налоги, поступающие в этот бюджет (доходы государства) с целью покрытия соответствующих государственных расходов (оборона, отправление правосудия и др.), они были признаны механизмами реализующими публичный интерес.
Таким образом, начинается возрождение и развитие финансовой науки3 и можно констатировать возрождение финансового права, которое постепенно имеет тенденцию выделяться из административного права (в частности, из полицейского права, сформировавшегося в Германии).
Революционные события XIX в. (помимо победы капиталистической экономической формации) имели все возрастающее социальное влияние и значение. Постепенно признается необходимость с помощью права нивелировать и предотвращать социальные проблемы (например из гражданского права выделяется трудовое/фабричное право). Можно наблюдать и дальнейшее становление и развитие финансового права, призванного балансировать интересы общества и государства с помощью бюджетного и финансово-правового механизма. Так, например, английский экономист правовед Дж. Милль (1806 - 1873) обосновывал целесообразность более справедливого распределения доходов с целью нивелирования социальной напряженности (в частности, разработал принципы налоговой системы, призванные равномерно распределять богатство в государстве; ввел понятие необлагаемого минимума при подоходном налогообложении).
Позже это найдет отражение в учении Дж. М. Кейнса, основанного на комплексном подходе к исследованию экономической системы с целью достижения баланса частных и публичных интересов с помощью финансового механизма. Именно государству, по мнению ученого, вменяется в обязанность как оптимально балансировать публичные и частные интересы; так и формировать государственные расходы таким образом, чтобы обеспечить рост национального дохода, личного потребления, ликвидацию безработицы населения (государство, как ночной сторож; механизмы бюджетирования: бюджетное право). Все это нашло отражение в правовом обеспечении финансов и легло в основу возврата к осознанию обществом ведущей роли публичного субъекта в деле регулирования экономических отношений. Акцент смещается в сторону публично-правового регулирования финансовых отношений.
Таким образом, положения финансового права, формирующие финансовые механизмы имели безусловно конструктивное значение и выполняли функции общественного стабилизатора частных и публичных экономических отношений.
На рубеже XX - XXI вв. в экономической теории появилось такое научное направление, как монетаризм. В его основу положено утверждение о возможности нивелирования кризисов с помощью денежного механизма (появились разнообразные виды денежного права). Предполагалась возможность саморегулирования экономики без государственного вмешательства на основе цикличности денежной массы, величина которой должна была бы увеличиваться по мере роста ВВП государства (мегарегулятор - Центральный банк). Мы понимаем, что манипулирование денежно-валютной массой на глобальном и региональных рынках действительно может сыграть тактически положительную роль, однако стратегически только оптимальное балансирование реальной экономики с финансами (фиктивной экономикой, которая является только инстру-
1 Mercante - торговец (итал.). Меркантилизм (XVI-XVII вв.) на ранней стадии был представлен учением монетаризма (единственной формой богатства представлялось золото и серебро) и на более поздней стадии - протекционизма ( преобладание товарного обмена с представлением льгот и преференций экспортным национальным товарам).
2 Адам Смит (1723 - 1790) один из наиболее значимых представителей школы классической политической экономии).
3 Такие атрибуты государственной власти, как казна (бюджет) и налоги были известны и древним и средневековым государством. В XVII—XVI11 вв. в Европе государство-веды начинают исследовать проблему государственных финансов. Например, Жан Боден рассматривает источники финансовых доходов. Подробное исследование финансовых вопросов провели полицеисты (полицейское право) с точки зрения управления финансами.
ментом перераспределения) может привести к действительно плодотворному результату. В этой связи трудно переоценить роль публичного права (вообще) и финансового права (в частности), которое по своей первичной имманентной сущности является публичным.
Вместе с тем, вернемся к вопросу: только ли публичное право было призвано регулировать финансовые отношения в исторической ретроспективе?
Начнем с того, что изначально известными были прообразы таких видов права, как гражданское право (перераспределение частной собственности), административное право (перераспределение части собственности от населения в пользу публичной власти), уголовное право (охрана собственности); позже - государственное право (в исторические периоды преодоления раздробленности и усиления абсолютизма). Все известные нам сегодня совокупности институтов, регулирующих современные отношения выделились из перечисленных трех основных видов права (аналогично, современное финансовое право уходит корнями в административное / полицейское право и носит преимущественно публичный характер).
Думается, что здесь необходимо вспомнить о частных финансах и о необходимости их перераспределения на диспозитивной основе.
Отметим попутно, что деление видов права на частные и публичные (в свою очередь) является фикцией, от которой еще в начале ХХ в. наметился повсеместный отказ, поскольку в современной действительности очевидно все большую роль играют комплексные отрасли права. Действительно, сегодня трудно себе представить всю множественность видов права, входящих в систему российского права, строго частными или публичными.
Таким образом, подводя промежуточный итог, отметим, что:
во-первых, исторически изначально финансы (в виде денег а также векселей), как изобретенный человечеством инструмент обслуживания торговых (стадия обращения) и (в меньшей степени) прочих стадий(производство, распределение, потребление) носили, хотя и вспомогательный, но прогрессивный и творческий характер, поскольку способствовали позитивной динамике экономики тех времен (сначала не столько накопление капитала, сколько его обращение с целью инвестирования): предполагался, как гражданский оборот денежных и платежных средств, так и публичный;
во-вторых, возникшие инструменты, способствовавшие развитию экономических отношений, будучи явлением рукотворным (не объективным), нуждались в подкреплении их силой авторитета юридического обеспечения (договоры), которое обслуживало, в том числе, частные интересы (частно-правововая природа феномена финансов, как юридической фикции): можно ли утверждать, что это такой оборот не относился к финансам (?), поскольку обслуживался положениями частного права?;
в-третьих, одновременная потребность публичной власти в централизации материальных ресурсов (налоги и юридическое закрепление обязательности их уплаты) указывает на преобладающую публично-правовую природу финансов.
Итак, общий вывод сводится к необходимости признания дуализма сущности финансов, как экономической категории и необходимости его правового обеспечения как положениями публичного, так и частного права при преобладании императивного вектора (публично-правового).
В завершение остановимся на необходимости трансформации правового обеспечения финансов в условиях цифровой экономики. В условиях развивающейся сегодня цифровой экономики роль финансово-правового регулирования экономических отношений возрастает (подробно этому вопросу была посвящена отдельная статья «К вопросу о перспективах правового регулирования финансово-экономических отношений»1 и др.). Подчеркнем еще раз значение технико-правового регулирования отдельных финансовых отношений а именно, возрастающего в геометрической прогрессии актов технического и технико-юридического характера, положения которых призваны регулировать финансовые отношения. Например, в бюджетной сфере бюджетная классификация и бюджетный учет полностью построены на положениях технико-правового обеспечения (казначейское сопровождение - аналогично). В налоговом праве - многочисленные статьи, содержащие положения о порядке исчисления и перечисления отдельных видов налоговых платежей, а также положения о налоговом учете также базируются на технико-юридическом подходе. Институт финансово-правового регулирования банковской деятельности (вертикальные императивные отношения между Банком России и системой кредитных организаций) также содержит аналогичные нормы (различные резервные требования и т.д.). Поскольку технико-юридическое сопровождение финансово-правового обеспечения в ближайшее время будет многократно возрастать, первоочередная задача видится в адекватной имплементации этого массива в систему форм финансового права (в дальнейшем этому посвятим отдельную статью).
Отметим также, что в указанной статье было предложено обособление частного финансового права в традиционной системе отраслей российского права. Думается, что к этому предложению следует вернуться, тем более что деление отраслей на частные и публичные можно рассматривать в качестве одной из юридических фикций (упомянуто выше).
Заключительная часть. Подводя итоги, отметим следующее.
1. Финансовые отношения, будучи составной частью экономических отношений, являются исключительно правовой фикцией.
2. В зависимости от преобладания стадийности экономической деятельности (производство, обмен, распределение, потребление) финансы регулировались преимущественно то положениями публичного (кейнсианство о необходимости регулирования рынка); то частного права (либерализм: о преимуществах рыночного саморегулирования).
1 См.: Ашмарина Е.М. К вопросу о перспективах правового регулирования финансово-экономических отношений // Право и государство. 2021. № 3. С. 285 - 289.
При этом деление отраслей на публичные и частные, в свою очередь, является фикцией, от которой наметился отход еще в начале ХХ в.
3. В настоящее время в Российской Федерации финансовое право следует охарактеризовать, прежде всего, как проводник публичной государственной политики в сфере перераспределения ресурсов страны с помощью бюджетного механизма (бюджетное право), налогового механизма (налоговое право), банковского дела (финансово-правовое регулирование банковской деятельности).
Однако не следует забывать и о необходимости адекватного правового обеспечения и частных финансов.
4. В условиях развивающейся цифровой экономики с очевидностью увеличится массив технико-юридического регулирования финансово-экономической деятельности. В этих условиях первоочередной задачей видится адекватная имплементация этого массива в систему форм финансового права.
Библиогра фия:
1. Ершов В.В., Ашмарина Е.М., Корнев В.Н. Экономическое право и экономическая теория // Государство и право. 2015. № 1.
2. Ершов В.В., Ашмарина Е.М., Корнев В.Н. Экономическое право как наука // Государство и право. 2016. № 3.
3. Ашмарина Е.М. К вопросу об актуализации отдельных положений науки финансового права // Вопросы экономики и права. 2015. № 2 (80).
4. История политических и правовых учений: Хрестоматия / Под ред. В.П. Малахова. М.: Академический проект, 2000.
5. Теория государства и права. Учебник / под ред. В.Н. Корнева. М.: Российская академия правосудия. М., 2013.
6. Ашмарина Е.М. К вопросу о перспективах правового регулирования финансово-экономических отношений // Право и государство: теория и практика. 2021.
№ 3.
References:
1. Ershov V.V., Ashmarina E.M., Kornev V.N. Economic law and economic theory // State and law. 2015. № 1.
2. Ershov V.V., Ashmarina E.M., Kornev V.N. Economic law as a science // State and law. 2016. № 3.
3. Ashmarina E.M. On the issue of updating certain provisions of the science of financial law // Issues of economics and law. 2015. № 2 (80).
4. The History of Political and legal Doctrines: A Textbook / Edited by V.P. Malakhov. M.: Academic Project, 2000.
5. Theory of state and law. Textbook / edited by V.N. Korneva. M.: Russian Academy of Justice. M., 2013.
6. Ashmarina E.M. On the prospects of legal regulation of financial and economic relations // Law and the state: theory and practice. 2021. № 3.