-Q
I
CO
Si
if О OQ
S с
Ü
IS
с
1 OQ
О OQ
s
с
62
о
«V
со
Е. В. Покачалова,
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой финансового, банковского и таможенного права имени профессора Нины Ивановны Химичевой Саратовской государственной юридической академии
К.П. Кавкаева,
аспирант кафедры финансового, банковского и таможенного права имени профессора Нины Ивановны Химичевой Саратовской государственной юридической академии
DOI:
E. V. Pokachalova,
Doctor of Law, Professor,
Head of the Department ofFinancial,
Banking and Customs Law named after
Professor Nina Ivanovna Khimicheva
of the Saratov State Law Academy,
pokinarod@mail.ru
K.P. Kavkaeva,
Postgraduate Studies of the Department of Financial, Banking and Customs Law named after Professor Nina Ivanovna Khimicheva of the Saratov State Law Academy, kavkaevakp@gmail.com
БЮДЖЕТНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ОСНОВНОЙ ВЕКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕФТЕГАЗОВЫХ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация: финансово-правовая политика имеет ключевое значение для выполнения функций и решения основных задач государства. Важной частью финансово-правовой политики страны является бюджетно-правовая политика. В настоящее время наиболее актуальны вопросы бюджетно-правовой политики в отношении нефтегазовых доходов федерального бюджета РФ. В связи с кризисными явлениями, вызванными пандемией новой коронавирусной инфекции, возросла необходимость использования средств Фонда национального благосостояния, который формируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета. На данном этапе представляется важной выработка рациональной бюджетно-правовой политики, в особенности в отношении нефтегазовых доходов федерального бюджета, с учетом не только краткосрочной, но и долгосрочной перспективы. Цель статьи - разработка теоретических основ и выявление особенностей бюджетно-правовой политики, определение способов ее совершенствования в отношении нефтегазовых доходов федерального бюджета РФ. Поставленная цель была достигнута с помощью общенаучных методов (анализа, синтеза, диалектического метода), формально-юридического метода и метода сравнительно-правового анализа. Результатом проведенного исследования стало обоснование необходимости должного правового закрепления бюджетно-правовой политики. Анализируя законодательство и труды ученых, авторы пришли к выводу о возможности наделения Министерства финансов РФ компетенцией по разработке программы основных направлений государственной бюджетно-правовой политики на очередной финансовый год и плановый период, особое место в которой должна занимать бюджетно-правовая политика в отношении нефтегазовых доходов федерального бюджета РФ. Высказывается предложение об утверждении данной программы Правительством РФ.
Ключевые слова: финансово-правовая политика, нефтегазовые доходы, федеральный бюджет, бюджетно-правовая политика, доходы федерального бюджета РФ.
Budgetary and legal policy as the main vector of improving the legal regulation of oil and gas revenues of the federal
budget of the Russian Federation u
00
n
Abstract: financial and legal policy is of key importance for the performance of functions n and the solution ofthe main tasks ofthe state. An important part ofthe country's financial and -o legal policy is the budgetary and legal policy. Currently, the most topical issues of budgetary and legal policy in relation to oil and gas revenues of the federal budget of the Russian p Federation. In connection with the crisis phenomena caused by the pandemic of the new coronavirus infection, the need to use the funds of the National Welfare Fund, which is formed
a
X g
from additional oil and gas revenues of the federal budget, has increased. At this stage, x w it seems important to develop a rational budgetary and legal policy, especially in relation b
s x
to oil and gas revenues of the federal budget, taking into account not only the short-term, but also the long-term perspective. The purpose of the article is to develop theoretical foundations and identify the features of the budgetary and legal policy, to determine ways to improve it in relation to oil and gas revenues of the federal budget of the Russian Federation. This goal was achieved with the help of general scientific methods (analysis, synthesis, dialectical method), formal legal method and the method of comparative legal analysis. The result of the study was the substantiation of the need for proper legal consolidation of the budgetary and legal policy. Analyzing the legislation and the works g 3 of scientists, the authors came to the conclusion that it is possible to endow the Ministry U of Finance ofthe Russian Federation with the competence to develop the Program ofthe main directions of the state budgetary and legal policy for the next financial year and planning period, in which the budgetary and legal policy in relation to oil and gas revenues should take a special place the federal budget of the Russian Federation. It is suggested that the approval of this Program should be entrusted to the Government ofthe Russian Federation. ^ o Keywords: financial and legal policy, oil and gas revenues, federal budget, budgetary ij g and legal policy, federal budget revenues of the Russian Federation. o
lo
i o
х
Ьоо
_ о
s а о s
- s
о- Ж
И
o\ oo
I 0
Финансово-правовая политика (и бюджетно-правовая ^ 3 политика как важнейшая составная ее часть) является основой дея- § тельности любого современного государства. Важный подход к раз работке бюджетно-правовой политики РФ - это учет как краткосроч ной, так и долгосрочной перспективы. На настоящий момент особую 63 актуальность приобрели вопросы бюджетно-правовой политики в от- ^ ^ ношении нефтегазовых доходов федерального бюджета РФ, в част- Ь Ь ности дополнительных нефтегазовых доходов, направляемых в Фонд 3 ~ национального благосостояния. Средства данного Фонда позволяют государству минимизировать негативные кризисные явления. Для того чтобы разобраться в том, как усовершенствовать бюджетно-пра-вовую политику государства в области нефтегазовых доходов федерального бюджета РФ, необходимо изначально четко понимать об-
0) ш ц X
s s s s
s а
щие теоретические основы бюджетно-правовой политики в целом, а также ее особенности.
В целях наиболее глубокого понимания бюджетно-правовой политики первостепенно следует разобраться с тем, что представляет собой финансово-правовая политика, лежащая в ее основе. Стоит отметить, что отдельные вопросы финансово-правовой политики достаточно часто становятся предметом научных исследований [1—5]. В научной литературе отражены различные точки зрения на содержание и виды финансово-правовой политики в связи с тем, что данное понятие не имеет нормативного закрепления. По обоснованному мнению Е. Г. Беликова, финансово-правовую политику государства можно назвать важнейшим самостоятельным направлением государственной политики ввиду того, что любое решение, затрагивающее важные вопросы жизни страны, невозможно реализовать без финансовой .о поддержки публично-правовых образований [6, с. 255]. со Вопросы финансово-правовой политики имеют высокую степень значимости. Названная политика оказывает влияние на развитие g экономики страны в целом, на сохранение безопасности страны,
со а кроме того, на решение социально-экономических задач, стоящих о
со перед государством.
Каждая сфера общественной жизни и государственной деятель-^ ности попадает под влияние финансово-правовой политики. Данная политика отражается на интересах каждого человека, в том числе jj на возможностях реализации субъективных финансовых прав, которая
jj осуществляется в таких институтах финансово-правовой политики, §
как налоговая, бюджетная, банковская и государственная долговая (госкредитная) правовая политика. «5 В юридической научной литературе обращается внимание на то, о что «финансово-правовую политику государства» и «финансовую ^ (финансово-экономическую) политику государства» нельзя считать С тождественными понятиями. Первый термин означает разновидность правовой политики в финансовой сфере, а второй - вид государствен-64 ной политики (проявление государственной политики в финансовой сфере жизни общества). Необходимо отметить, что понятие финан-(V совой политики раскрывается в трудах ученых-экономистов [7-9]. ® Большой вклад в изучение и понимание правовой политики внесли исследователи, занимающиеся вопросами теории права, которыми были выделены понятие, сущность, принципы, классификация правовой политики [10]. Труды ученых-теоретиков в данной области являются базовыми для финансово-правовой науки. Правовая политика, выступая отдельной формой государственной политики и «средством
юридической легитимации, закрепления и осуществления политического курса страны, воли ее официальных лидеров и властных структур», «воплощается, прежде всего, в законах, конституциях, кодексах, других основополагающих нормативно-правовых актах» [11, с. 320].
Понятия «государственная политика», «правовая политика» и «фи- 3
нансово-правовая политика» можно раскрыть через философские §
категории «общее», «единичное», «частное», основываясь на том, что 3
правовая политика есть не что иное, как государственная политика ^ в правовой сфере жизнедеятельности общества.
В зависимости от сферы реализации правовая политика подраз- §
деляется на финансово-правовую, гражданско-правовую и другие. §
Одним из оснований классификации финансово-правовой политики ^ ^
может служить структура системы финансового права, а также струк- ¡5 *
тура финансовой системы РФ. В соответствии с названной структурой и *
финансово-правовая политика подразделяется на бюджетно-право- | ■§
вую политику, налогово-правовую политику, валютно-правовую, - о
долговую (кредитно-долговую) правовую политику и др. В научной | §
литературе имеют место и иные классификации финансово-правовой § § политики [12].
В специальной литературе отмечается, что необходимо рассма- | §
тривать во взаимосвязи бюджетную политику и бюджетно-правовую ^ -
политику. Профессор Д.Л. Комягин полагает, что «бюджетная по- 3 -литика является государственной и правовой, то есть представляет |
собой деятельность, осуществляемую государством в правовых * в
формах» [13, с. 27]. Думается, что утверждение автора в полной * -
мере относится именно к бюджетно-правовой политике. В учебной о §-
и научной юридической литературе бюджетная политика многими 3.3
исследователями раскрывается как общая стратегия, направление §, В
деятельности. По мнению Н. Л. Шарандиной, существует необходи- ^ 3
мость закрепления понятия «бюджетная политика» в ст. 6 Бюджетного -§ §
кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). Кроме того, автор § | акцентирует внимание на том, что бюджетная политика является
одной из ключевых категорий в науке финансового права [14, с 32]. 65
В научной литературе также отражена точка зрения, согласно которой ^ ^
бюджетная политика государства имеет доминирующую силу над Ь Ь
другими финансово-правовыми нормами [15, с. 19]. 3 о
Как справедливо отмечает Е.В. Афонина, бюджетно-правовая В §
политика устанавливает направления и пути улучшения правового § | механизма функционирования системы бюджетных правоотношений § [16, с. 71]. С помощью осуществления бюджетной и бюджетно-право -вой политики государство определяет цели и задачи, а кроме того,
оказывает воздействие на бюджетные отношения таким образом, чтобы достичь поставленных целей.
Профессор М.В. Карасева обращала внимание на то, что «бюд-жетно-правовая политика как явление, а точнее, как определенная стратегия бюджетно-правового регулирования, стала определяться в 1998 году» [17, с. 114], что было связано с принятием и вступлением в силу Бюджетного кодекса РФ. Однако следует еще раз подчеркнуть, что легальной дефиниции бюджетно-правовой политики нет до настоящего времени.
Понятие бюджетно-правовой политики разрабатывалось многими учеными-финансистами. Так, по мнению Е.Г. Писаревой, бюджет-но-правовую политику необходимо трактовать как «комплекс мер, идей, задач, целей, программ, методов, реализуемых в сфере действия бюджетного права и посредством бюджетного права в области осуществления бюджетных и межбюджетных правоотношений» jj [18, с. 29]. Л. Л. Бобкова определяет бюджетно-правовую политику как ^ «вид правовой политики, которая представляет собой совокупность 5 принимаемых компетентными органами законодательной (предста-8 вительной) и исполнительной власти решений и осуществляемых
1 ими мер, связанных с определением основных направлений развития С бюджетных отношений и выработкой конкретных путей по созданию S механизма правового регулирования» [19, с. 201]. В финансово-
2 правовой литературе бюджетно-правовую политику определяют как ¡5 «систему мер и действий органов в области управления бюджетным с^ процессом на основе концепции развития бюджетных отношений» [20, С с. 91-92]. Профессор Ю. А. Крохина предлагает следующее определение: «Бюджетно-правовая политика есть основанная на правовых нормах публичная деятельность субъектов бюджетного права и политической власти по созданию оптимального механизма бюджетно-
S
С правового регулирования в целях планомерного аккумулирования, распределения и использования централизованного денежного фонда 66 общего значения, а также деятельность стратегического характера, направленная на совершенствование межбюджетных отношений {у в целях установления баланса сфер влияний различных общественных ® (социальных) регуляторов» [21, с. 283].
^ Таким образом, следует констатировать, что в науке финансового права не сложилось единой позиции относительно понятия бюджет-но-правовой политики, однако представляется возможным на основе проведенного анализа мнений различных ученых выделить ее основные признаки.
Так, одним из главных признаков бюджетно-правовой политики выступает ее обязательное нормативное закрепление, иными словами, ее основанием служит действующее законодательство. Бюджетно-правовая политика основывается на Конституции Российской Федерации - Основном Законе страны, обладающем высшей юри- 3 дической силой, и соответствует ее общей концепции. Думается, -что ведущую роль, раскрывающую сущность бюджетно-правовой 3 политики, необходимо отвести таким нормативным правовым актам, ^ как Бюджетный кодекс РФ [22] и Федеральный закон от 8 декабря .| 2020 г. N° 385-Ф3 «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый § период 2022 и 2023 годов» [23]. Кроме того, важно особо отметить § Послание Президента РФ, с которым он в начале каждого календар- £ ного года выступает перед Федеральным Собранием РФ. Стенограмма ¡5 * Послания Президента РФ ежегодно публикуется на официальном - * сайте Президента РФ [24]. Напомним, что до 2014 г., в соответствии г -§ с Бюджетным кодексом РФ, Президент РФ выступал и с так назы- - о ваемым Бюджетным посланием. Названное послание Президента | § РФ Федеральному Собранию в дальнейшем было инкорпорировано § § в Послание Президента РФ Федеральному Собранию. При этом в по- £ 3 следнем также в обязательном порядке находят отражение важнейшие "| § положения, касающиеся определения основных направлений бюд- ^ -жетной политики (требования к бюджетной политике) в Российской § -Федерации. Примечательно, что в посланиях Президента РФ отдель- £ | ное место занимают положения, касающиеся нефтегазовых доходов, * В что свидетельствует об их важнейшей роли для формирования доход- * -ной части бюджетной системы РФ (например, Послание Президента 0 -России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ от 26 апреля 31 2007 г. [25]; Бюджетное послание Президента РФ Федеральному со- §, В бранию от 13 июня 2013 г. «О бюджетной политике в 2014-2016 годах» [26]). -3 §
С. М. Миронова справедливо обращает внимание на то, что правовая § §
$ §
природа посланий Президента РФ до сих пор не определена [27, с. 51].
Некоторые авторы отмечают, что составление бюджета основывается 67
на системе финансово-экономических документов, в число которых ^ ^
входят рассматриваемые послания [28, с. 248]. Следовательно, послания Ь Ь
относятся к числу правовых актов, регламентирующих бюджетную § о
политику. В этой связи видится необходимой разработка и принятие В §
специального нормативного правового акта, регулирующего бюджет- § о но-правовую политику, самостоятельное место в котором, полагаем, § должно быть отведено регламентации бюджетно-правовой политики в отношении нефтегазовых доходов федерального бюджета РФ.
Еще одним признаком бюджетно-правовой политики выступает соответствие ее интересам личности, общества и государства. В реализации бюджетно-правовой политики важнейшую роль играют слаженно функционирующие механизмы контроля. Функция контроля отведена законодательным органам власти, судебной системе и органам прокуратуры.
В числе признаков бюджетно-правовой политики представляется возможным выделить принудительную силу государства в качестве основы и механизма реализации. Важно отметить, что все властные проявления государства осуществляются в рамках правового поля. Так, профессор Н.И. Матузов выделяет шесть основных черт правовой политики, которые, безусловно, относятся и к бюджет-но-правовой политике: основывается на праве и связана с правом; осуществляется правовыми методами; охватывает главным образом .о правовую сферу деятельности людей и их коллективов; опирается со на возможность принуждения; является публичной, официальной; ^ отличается от других видов политики нормативно-организационными сс началами [29, с. 30].
оа Значимым признаком бюджетно-правовой политики можно о
оа назвать научный подход, возрастание значимости доктринальных 2 выводов ученых при разработке и реализации бюджетно-правовой ^ политики. Так, разработанные учеными дефиниции могут быть закреплены в новых или в уже действующих нормативных правовых актах, 52 а также при внесении в них изменений. Полагаем, что законодатель X может и должен учитывать существующие исследования ученых-
§ правоведов по проблемным вопросам, на которые распространяет
с « «
^ действие конкретный нормативный правовой акт.
«5 Предметом бюджетно-правовой политики является конкрет-о ная сфера общественных отношений, на которую она направлена: ^ «формирование доходных источников бюджетов всех уровней и гоС сударственных внебюджетных фондов; расходование бюджетных денежных средств и средств государственных внебюджетных фондов; 68 межбюджетное регулирование; бюджетный процесс; установление оснований ответственности за нарушение бюджетного законодатель-(V ства» [30, с. 49].
® Ведущим методом правового регулирования для финансово-правовой (бюджетно-правовой) политики выступает императивный метод (метод властных предписаний со стороны органов государственной власти или местного самоуправления соответственно наделенным полномочиям). Намного реже применяется диспозитивный метод, но на современном этапе происходит расширение применения дан-
го
ного метода при регламентации бюджетных отношений. Например, осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд происходит не только с применением императивного метода правового регулирования, но и с применением диспозитивного метода. Основными нормативными § правовыми актами, регулирующими сферу государственных (муни- о-ципальных) закупок, являются Бюджетный кодекс РФ (в частности, 3 ст. 72, 73), Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О кон- ^ трактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспе- | чения государственных и муниципальных нужд» [31] и Федеральный § закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг § отдельными видами юридических лиц» [32]. В приведенные федеральные законы весьма часто вносятся изменения, которые в основном ¡5 * направлены на повышение прозрачности процедур государственных - * (муниципальных) закупок и укрепление добросовестной конкуренции. г -§ Кроме того, нововведения нередко способствуют расширению сферы - § действия принципа диспозитивности, в том числе в бюджетно-право- | § вых отношениях, расширяя права физических и юридических лиц - § § участников государственных (муниципальных) закупок. £ 3 Представляется целесообразным остановиться на анализе прин- | § ципов бюджетно-правовой политики. Так, в научной литературе ^ -были выделены принципы объективности, преемственности, обяза- § -тельности и гласности [20, с. 93]. Е.Г. Писаревой особо отмечаются £ | принцип объективности и преемственности [18, с. 29]. В.П. Колесова, * В Е. В. Куратченко дополняют перечень бюджетно-правовых принципов * -принципом законности, а также принципом координации и согласо- 0 ванности [30, с. 50]. Думается, что нет необходимости в выделении |<.| принципа законности как отдельного принципа именно бюджетно- §, В правовой политики ввиду того, что данный принцип является обще- £ § правовым, т.е. распространяется абсолютно на все общественные -§ § отношения, урегулированные нормами права. § |
Наибольший интерес из приведенных принципов бюджетно-
правовой политики, с учетом современных реалий, представляет 69
принцип гласности. Этот принцип означает открытость, прозрачность ^ ^
и подконтрольность бюджетно-правовой политики на всех стадиях Ь Ь
бюджетного процесса. Полагаем, что по своей сущности принцип § о
гласности очень схож с принципом прозрачности (открытости), В §
закрепленным в ст. 36 БК РФ. Важно подчеркнуть, что осущест- § § вление принципа прозрачности (открытости) выступает отдельным § направлением не только бюджетно-правовой политики, но и всей социально-экономической политики. С. В. Рыбакова, А. В. Савина
отмечают, что в условиях цифровизации реализация названного принципа приобретает некоторые особенности. Авторы выделяют следующие пять критериев принципа открытости (прозрачности): «открытость информации; доступность к открытой информации; доступность (ясность) информации; качество информации; защита информации». Указанные критерии принципа открытости (прозрачности), а также такие элементы, как бюджеты публично-правовых образований, бюджетная система и бюджетный процесс, предлагается закрепить в ст. 36 БК РФ [33]. Предложения ученых о законодательном закреплении изменений содержания принципа открытости (прозрачности) видятся верными, обоснованными ввиду того, что общественные отношения меняются, а значит, должны своевременно меняться и принципы, на которых они основываются.
Важно назвать ведущие функции бюджетно-правовой политики: -о создание механизма бюджетно-правового регулирования, посредством со которого осуществляется формирование, распределение и использование централизованных фондов государства для выполнения ими своих g задач и функций; достижение баланса между интересами различных оа сфер общественной жизни.
оа Форма выражения бюджетно-правовой политики может быть S правовой и неправовой. Правовая форма основана на действующем s законодательстве, а неправовая форма - на экономических программах и финансовых концепциях, в том числе разработанных учеными и на-jj учно-исследовательскими институтами. Неправовая форма бюджетного правовой политики имеет очень большое значение на современном § этапе, ведь благодаря исследованиям ученых становится возможным ^ предугадывать, планировать, разрабатывать актуальные направления «5 бюджетно-правовой политики, отвечающие современным целям и зао дачам государства.
g Бюджетно-правовая политика имеет объект и субъект. С Дискуссионным вопросом является объект бюджетно-правовой политики. Например, М.В. Карасевой были определены следующие 70 объекты финансовых, в частности бюджетных, правоотношений: зафиксированные - те, которые были выделены в процессе ана-CV лиза правовых норм, незафиксированные - выделяемые учеными ® [34, с. 139-140]. Е. В. Афонина справедливо полагает, что систему объ-^ ектов бюджетных правоотношений необходимо определять на основе категорий «общее» и «частное». В данном случае под общим объектом понимается бюджет как централизованный денежный фонд, а под отдельными элементами бюджета и его правового режима - видовые объекты бюджетных правоотношений, а именно: доходы бюджета,
расходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, государственный и муниципальный долг. Важно заметить, что ученый разделяет материальные и процессуальные бюджетные правоотношения, а также обосновывает, что акт о бюджете является особым
объектом бюджетных правоотношений [35, с. 9-10]. Представляется, §
что выделенные Е.В. Афониной особенности объектов бюджетных -
правоотношений можно применить и к объектам бюджетно-правовой 3
политики. ,¡3
К субъектам бюджетно-правовой политики относятся: Российская .| Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Следует §
обратить внимание на то, что бюджетно-правовая политика реали- § зуется публично-правовыми образованиями, а именно их уполно- £
моченными органами. Кроме того, по мнению некоторых ученых, ¡5 * в системе бюджетно-правовых отношений особое место занимает -
Президент РФ. С точки зрения Ю.А. Крохиной, Президент РФ вы- г ■§
ступает в качестве самостоятельного субъекта бюджетно-правовой - §
политики [36, с. 67-72]. £ §
На настоящий момент бюджетная и бюджетно-правовая поли- § §
тика в отношении нефтегазовых доходов федерального бюджета РФ £ 5! в большей мере направлена на решение социально-экономических §
вопросов государства. Так, средства Фонда национального благосо- £ -
стояния направляются на поддержку наиболее пострадавших отрас- § -
лей экономики в период пандемии новой коронавирусной инфекции £ |
COVID-19, а также на поддержку семей с детьми, выплаты работникам * В
медицинской сферы. Вместе с тем одним из важнейших направлений * -
названной политики является инвестирование из средств Фонда на- 1 -ционального благосостояния инфраструктурных проектов. Так, были |< .3
внесены изменения в Распоряжение Правительства РФ от 18 марта §, В
2016 г. № 449-р «Об утверждении перечня крупных проектов с го- £§
сударственным участием, в том числе инфраструктурных проектов, -§ § финансируемых в рамках федеральных целевых программ и за счет § | средств Фонда национального благосостояния, подлежащих мониторингу» [37]. Согласно Распоряжению от 4 мая
значительно расширен перечень проектов (15 новых позиций), в число ^ т
которых вошли проекты в сфере дорожного хозяйства, здравоохране- Ь Ь
ния и образования. Важно заметить, что внесению упомянутых из- § о
менений предшествовало одно из поручений В. В. Путина по итогам В §
совещания с представителями деловых кругов по вопросам повыше- § § ния инвестиционной активности, состоявшегося 11 марта 2021 г. [39]. § Представляется, что в ближайшее время данное направление будет стремительно развиваться.
Необходимо подчеркнуть, что финансовая (экономическая) политика может быть неправовой, а финансово-правовая политика всегда должна иметь правовое закрепление. В настоящий момент финансово-правовая политика и, как следствие, бюджетно-правовая политика не закреплены в законах и даже в подзаконных актах, ввиду чего представляется целесообразным наделить Минфин России полномочиями по разработке программы основных направлений государственной бюджетно-правовой политики на очередной финансовый год и плановый период. Думается, что работу над названной программой следует поручить именно Министерству финансов РФ, т.к. данный орган исполнительной власти, согласно ст. 165 БК РФ, разрабатывает и представляет в Правительство РФ основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики РФ. В основу данной программы могут быть положены рассмотренные ранее Послание Президента РФ Федеральному Собранию, а также иные финансово-экономические документы. Отдельное место в указанной программе должна занимать бюджетно-правовая политика в отношении нефтегазовых доходов федерального бюджета РФ, поскольку это одно из ключевых направлений всей бюджетно-право-вой политики государства, а согласно нормам Бюджетного кодекса РФ, именно Министерство финансов РФ реализует нормативное и методическое обеспечение управления средствами Фонда национального благосостояния (в который поступают дополнительные ■5 нефтегазовые доходы) и управляет этими средствами в порядке, который определяется Правительством РФ. Представлется, что
утверждение названной программы должно стать прерогативой Правительства РФ.
Таким образом, анализ теоретических основ, особенностей бюд-
о
щ жетно-правовои политики позволяет предложить одно из направлении сЕ ее дальнейшего совершенствования. Перечисленные выше изменения будут способствовать закреплению правовой основы бюджетно-право-72 вой политики государства с учетом как краткосрочной перспективы — (на настоящий момент - борьба с последствиями кризиса, вызванного 1» пандемией COVID-19, и возросшая в связи с этим роль нефтегазовых q доходов федерального бюджета РФ), так и долгосрочной (стратегиям ческой) перспективы. СО
Список литературы:
1. Арзуманова, Л. Л. Финансовая политика как составная часть государственной политики / Л.Л. Арзуманова // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2014. - № 4. - С. 115-119.
§ 3
ш
X §
•I
2. Артёмов, Н.М. К вопросу о термине «финансовая политика» / Н. М. Артёмов // Проблемы финансового права в условиях рынка в XXI веке: сб. матер. междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. О.Н. Горбунова.
- М. : Велби : Проспект, 2005. - С. 26-27.
3. Землянская, Н. И. Некоторые теоретические и законодательные аспекты финансово-правовой политики Российского государства / Н. И. Землянская // Налоги. - 2016. - № 2. - С. 17-21.
4. Мирошник, С.В. Финансовая политика и финансовая система страны / С.В. Мирошник // Финансовое право. - 2008. - № 4. - С. 7-9.
5. Пастушенко, Е.Н. Формирование доверительной среды на финансовом рынке как актуальное направление финансово-правовой политики в условиях цифровой экономики / Е.Н. Пастушенко // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2020. - № 9 (73). - С. 148-153.
6. Беликов, Е. Г. Проблемы финансово-правового обеспечения развития .§. £ Российской Федерации как социального государства : дис. ... д-ра юрид. наук / Е.Г. Беликов. - Саратов, 2016. - 534 с.
7. Финансы / под ред. В.М. Родионовой. - М. : Финансы и статистика, г § 1993. - 399 с.
8. Финансы. Денежное обращение. Кредит : учебник для студентов ву- § § зов / под ред. Г.Б. Поляка. - 4-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, § -
2015. - 639 с. В*
£ §
9. Колесов, А. С. Финансовая политика: цели и задачи / А. С. Колесов // <3§ Финансы. - 2002. - № 10. - 218 с. Ц 3
10. Малько, А.В. Принципы современной российской правовой политики - 1 А.В. Малько // Актуальные проблемы теории государства и права. - 2012. 3
- № 1 (22). - С. 3-9. £ _
11. Матузов, Н.И. Актуальные проблемы теории права : монография / В В Н.И. Матузов. - Саратов : Изд-во Сарат. гос. акад. права, 2003. - 512 с.
12. Покачалова, Е.В. Финансово-правовая политика России в сфере государственного долга в условиях глобализации экономики / Е.В. Покачалова // Юридический вестник РГЭУ. - 2005. - № 2. - С. 17-23.
13. Комягин, Д. Л. Правовая форма бюджетной политики / Д. Л. Комягин 1 // Очерки бюджетно-правовой науки современности : монография / под ред. В Е.Ю. Грачевой, Н.П. Кучерявенко. - М.; Харьков : Право, 2012. - С. 27-43.
14. Шарандина, Н.Л. Бюджетная политика как категория бюджетного права: к постановке вопроса / Н.Л. Шарандина // Финансовое право. - 2011.
- № 11. - С. 28-32. 73
15. Горбунова, О.Н., Бюджетная политика, бюджетная безопасность, бюджетное право в государствах - членах ЕАЭС / О. Н. Горбунова, Г.В. Петрова // Международное сотрудничество евразийских государств: § э политика, экономика, право. - 2017. - № 4. - С. 18-31. §
16. Афонина, Е.В. Социальная составляющая бюджетной и бюджетно- § правовой политики государства / Е.В. Афонина // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). - 2014. - № 7. - С. 71-72.
17. Карасева, М.В. Бюджетное и налоговое право России (политический аспект) / М.В. Карасева. - М. : Юристъ, 2005. - 173 с.
ОХ 00 !
СИ
зИ
Х< №
§ §
С ! § §
§ а
3 в
18. Писарева, Е.Г. Государственные учреждения в системе субъектов финансового права : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. / Е.Г. Писарева. -Саратов, 2011. - 59 с.
19. Бобкова, Л.Л. Влияние политики государства на мониторинг бюд-жетно-правового законодательства / Л.Л. Бобкова // Вестник ВГУ. Серия : Право. - 2016. - № 2. - С. 199-208.
20. Ковалева, Т.М. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации : учеб. пособие / Т.М. Ковалева, С.В. Барулин. - М., 2005.
- 208 с.
21. Крохина, Ю.А. Бюджетно-правовая политика / Ю.А. Крохина // Российская правовая политика : курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М., 2003. - 528 с.
22. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 22 декабря 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1998. - № 31, ст. 3823.
23. О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов : федеральный закон от 8 декабря 2020 г. № 385-ФЗ //
ЗС Официальный интернет-портал правовой информации. - ЦКЬ: Ы1р://ргауо. £2 gov.ru (дата обращения: 01.04.2021).
24. Официальный сайт Президента РФ. - ЦКЬ: http://www.kremlin.ru/ Ос events/president/transcripts/messages (дата обращения: 01.04.2021).
со 25. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному
§ Собранию РФ от 26 апреля 2007 г. // Парламент. газ. - 2007. - 27 апреля. 5 26. О бюджетной политике в 2014-2016 годах : бюджетное послание С Президента РФ Федеральному собранию от 13 июня 2013 г. // Солидарность. X -2013.- 19-26 июня.
27. Миронова, С.М. Влияние государственной финансово-правовой X политики на муниципальные образования / С.М. Миронова // Актуальные 55 проблемы российского права. - 2020. - Т. 15, № 2. - С. 44-53. § 28. Финансовое право : учебник / отв. ред. Н. И. Химичева, Е.В. Покачалова.
С - 6-е изд., перераб. и доп. М. : Норма: ИНФРА-М, 2017. - 800 с. ^ 29. Матузов, Н. И. Общая концепция и основные приоритеты российской
ВД правовой политики / Н.И. Матузов // Правовая политика и правовая жизнь. оо -2000. - № 4.
сЕ 30. Колесова, В.П. Бюджетно-правовая политика как категория юри-
^ дической науки / В.П. Колесова, Е.В. Куратченко // Ползуновский вестник.
- 2006. - № 3. - С. 48-52.
74 31. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : федеральный закон ^ от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (в ред. от 24 февраля 2021 г.) // Собр. законода-О тельства Рос. Федерации - 2013. - № 14, ст. 1652.
32. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических С») лиц : федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ (в ред. от 24 февраля 2021 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 30, ч. 1, ст. 4571.
33. Рыбакова, С.В. Изменение содержания принципа прозрачности (открытости) в условиях функционирования бюджетной системы с применением
цифровых технологий / С.В. Рыбакова, А.В. Савина // Актуальные проблемы российского права. - 2019. - № 10 (107), октябрь. - С. 38-45.
34. Карасева, М.В. Финансовое правоотношение / М.В. Карасева. -Воронеж, 1997.
35. Афонина, Е.В. Объекты бюджетных правоотношений : автореф. дис.
... канд. юрид. наук. / Е.В. Афонина. - Саратов, 2016. - 24 с. "§
36. Крохина, Ю.А. Конституционно-правовые основы бюджетной по- § литики Российской Федерации / Ю.А. Крохина // Право и политика. - 2000. §
- № 11. - С. 67-72. и
37. Об утверждении перечня крупных проектов с государственным участием, в том числе инфраструктурных проектов, финансируемых в рамках "§ федеральных целевых программ и за счет средств Фонда национального X благосостояния, подлежащих мониторингу : распоряжение Правительства § РФ от 18 марта 2016 г. № 449-р (с изм. и доп. от 12 января 2021 г.): // Собр. Е 5 законодательства Рос. Федерации. - 2016. - № 13, ст. 1863; Официальный ^ * интернет-портал правовой информации. - 1ЖЬ: http://www.pravo.gov.ru (дата 2 3 обращения: 11.05.2021). § |
38. Распоряжение от 4 мая 2021 г. № 1164-р // Официальный сайт Правительства России. - URL: http://static.government.ru/media/files/yMeLI0 jDcIVS92KAMPrdRbA5l8xOJXNB.pdf (дата обращения: 21.06.2021).
39. Перечень поручений по итогам совещания о мерах по стимулированию инвестиционной активности // Официальный сайт Президента РФ.
- 1ЖЬ: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/65343 (дата обращения: 21.06.2021).
X &
"ь- Ю
8 I
§ |
£
£ И
-8 §
§ I
« § £ а
* "о § Е
(В
£ «
£ §
Ф О
"с оо
0) I С X
$ а
75
т т з га * а
1 о