Научная статья на тему 'К вопросу о месте нефтегазовых доходов в системе бюджета РФ'

К вопросу о месте нефтегазовых доходов в системе бюджета РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
503
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
классификации бюджетных доходов / виды доходов / бюджетное законодательство / нефтегазовые доходы / ненефтегазовые доходы / classification of budget revenues / types of revenues / budget legislation / oilandgas revenues / non-oilandgas revenues

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кавкаева Кристина Петровна

Введение: представляется важным определить значимость нефтегазовых доходов для бюджетной системы Российской Федерации. Цель: на основе анализа научной литературы и действующего законодательства определить место нефтегазовых доходов в системе бюджетных доходов, разработать авторскую классификацию доходов. Методологическая основа: общенаучные методы (анализ, синтез, диалектический метод), метод сравнительно-правового анализа и формально-юридический метод. Результаты: обоснование особого места нефтегазовых доходов в системе бюджета РФ, разработана классификация доходов в зависимости от источников формирования, согласно которой предлагается выделить нефтегазовые доходы и не нефтегазовые доходы. Выводы: предполагается, что авторская классификация будет способствовать обогащению науки бюджетного права, а также поможет решить вопросы, связанные с правоприменением и прогнозированием доходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Question of the Place of Oil-and-Gas Revenues in the Budget System of the Russian Federation

Background: it is important to determine the significance of oilandgas revenues for the budget system of the Russian Federation. Objective: based on the analysis of scientific literature and current legislation to determine the place of oil and gas revenues in the system of budget revenues, to develop the author’s classification of income. Methodology: general scientific methods (analysis, synthesis, dialectical method), method of comparative legal analysis and formal legal method. Results: substantiation of the special place of oil -and -gas revenues in the system of budget revenues, a classification of revenues depending on the sources of formation has been developed, according to which it is proposed to distinguish oiland -gas revenues and non-oil-and-gas revenues. Conclusions: it is assumed that the author’s classification will contribute to the enrichment of the science of budget law as well as help to solve issues related to law enforcement and income forecasting.

Текст научной работы на тему «К вопросу о месте нефтегазовых доходов в системе бюджета РФ»

DOI 10.24412/2227-7315-2021-3-256-261 УДК 346.6

К.П. Кавкаева

К ВОПРОСУ О МЕСТЕ НЕФТЕГАЗОВЫХ ДОХОДОВ В СИСТЕМЕ БЮДЖЕТА РФ

Введение: представляется важным определить значимость нефтегазовых доходов для бюджетной системы Российской Федерации. Цель: на основе анализа научной литературы и действующего законодательства определить место нефтегазовых доходов в системе бюджетных доходов, разработать авторскую классификацию доходов. Методологическая основа: общенаучные методы (анализ, синтез, диалектический метод), метод сравнительно-правового анализа и формально-юридический метод. Результаты: обоснование особого места нефтегазовых доходов в системе бюджета РФ, разработана классификация доходов в зависимости от источников формирования, согласно которой предлагается выделить нефтегазовые доходы и не нефтегазовые доходы. Выводы: предполагается, что авторская классификация будет способствовать обогащению науки бюджетного права, а также поможет решить вопросы, связанные с правоприменением и прогнозированием доходов.

Ключевые слова: классификации бюджетных доходов, виды доходов, бюджетное законодательство, нефтегазовые доходы, ненефтегазовые доходы.

K.P. Kavkaeva

I ON THE QUESTION OF THE PLACE

§ OF OIL-AND-GAS REVENUES IN THE BUDGET SYSTEM

^ OF THE RUSSIAN FEDERATION

s

il Background: it is important to determine the significance of oil- and- gas revenues for

! the budget system of the Russian Federation. Objective: based on the analysis of scientific literature and current legislation to determine the place of oil and gas revenues in the

I system of budget revenues, to develop the author's classification of income. Methodology:

¡1 general scientific methods (analysis, synthesis, dialectical method), method of comparative

e legal analysis and formal legal method. Results: substantiation of the specialplace of

° oil -and -gas revenues in the system of budget revenues, a classification of revenues

1 depending on the sources of formation has been developed, according to which it is

| proposed to distinguish oil- and -gas revenues and non-oil-and-gas revenues. Conclusions:

fr it is assumed that the author's classification will contribute to the enrichment of the

>g science of budget law as well as help to solve issues related to law enforcement and

g income forecasting.

¡1 Key-words: classification of budget revenues, types of revenues, budget legislation,

" oil- and- gas revenues, non-oil- and- gas revenues.

© Кавкаева Кристина Петровна, 2021

Аспирант финансового, банковского и таможенного права имени профессора Нины Ивановны Химичевой (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: kavkaevakp@gmail.com © Kavkaeva Kristina Petrovna, 2021

Postgraduate student, the Department of Financial, banking and customs law named after Professor Nina 256 Ivanovna Khimicheva (Saratov State Law Academy)

Развитие экономики каждого государства тесно связано с потреблением энергоносителей, в первую очередь — нефти и газа. Российская Федерация обладает крупнейшим в мире запасом природного газа, на территории государства сосредоточена примерно третья часть всех мировых запасов, которые преимущественно находятся в восточной части страны. Кроме того, Российская Федерация выступает одним из лидеров мирового сообщества по добыче нефти.

Весьма значимыми для федерального бюджета являются нефтегазовые доходы, несмотря на нестабильность внешней и внутренней экономики страны. В этой связи представляется необходимым определить место нефтегазовых доходов в системе бюджетных доходов. Для решения поставленной задачи следует выявить различные классификации доходов по разным основаниям, а затем определить какое место в них занимают нефтегазовые доходы.

Первая классификация доходов по социально-экономическому признаку. Так, в учебнике под редакцией Н.И. Химичевой, Е.В. Покачаловой по названному признаку выделяются четыре группы доходов:

поступающие от предприятий и других организаций разных форм собственности;

от использования государственного и муниципального имущества; от государственной внешнеэкономической и другой деятельности; поступления от личных доходов граждан [1, с. 206].

Аналогично перечень доходов по данному признаку выделяют и другие ученые [2, с. 152].

Как известно, исчерпывающий перечень нефтегазовых доходов закреплен в ст. 96.6 БК РФ1. Если рассматривать группы доходов, выделяемые Н.И. Химичевой, Е.В. Покачаловой, а также Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко, то нефтегазовые доходы возможно и одновременно отнести к доходам, поступающим от предприятий, к доходам от государственной внешнеэкономической деятельности. Так, к доходам, поступающим от предприятий, будут относиться все прямые и косвенные налоги, закрепленные в ст. 96.6 БК РФ, а именно:

НДПИ в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья; акциз на нефтяное сырье, направленное на переработку. В свою очередь к доходам от государственной внешнеэкономической деятельности будут относиться все вывозные таможенный пошлины, закрепленные в рассматриваемой статье Бюджетного кодекса РФ: на нефть сырую; на газ природный; на товары, выработанные из нефти.

В качестве подтверждения данного факта отметим, что согласно Приказу Минфина России от 6 июня 2019 г. № 85н «О порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» (в ред. от 29 декабря 2020 г.) к доходам от внешнеэкономической деятельности относятся вывозные таможенные пошлины на нефть

1 См.: Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ (в ред. от 22 декабря 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3823.

сырую, вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти, а также вывозные таможенные пошлины на газ природный1.

В рассматриваемой классификации также есть доходы от использования государственного и муниципального имущества. Сложно утверждать, что нефтегазовые доходы, закрепленные в ст. 96.6 БК РФ, возможно отнести к данному виду. Однако примечательно, что Российская Федерация в лице специально уполномоченных органов, все же, является акционером, имеет право на дивиденды в некоторых крупнейших компаниях нефтегазовой отрасли. Данное право закреплено в ст. 42 БК РФ, в которой приведен закрытый перечень доходов от использования имущества. Так, например, Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом владеет акционерным капиталом публичного акционерного общества (далее — ПАО) «Газпром»2, ПАО «Транснефть»3, ПАО «Роснефть»4. В качестве примера можно привести ПАО «Татнефть», где председателем совета директоров является Президент Республики Татарстан5 и акциями владеет Правительство Республики Татарстан. Несмотря на то, что получаемые доходы от владения имуществом нельзя напрямую отнести к закрепленным в Бюджетном кодексе РФ нефтегазовым доходам, все же они поступают от нефтегазового отрасли, и имеют важное значение для бюджетной системы РФ.

Следующая классификация, которая основывается на бюджетном законодательстве и поддерживается большинством ученых-юристов — по территориальному признаку. В Бюджетном кодексе РФ отдельные главы посвящены доходам федерального бюджета (гл. 7), доходам субъектов РФ (гл. 8) и доходам местных бюджетов (гл. 9). Очевидно, что в названной классификации нефтегазовые доходы будут относиться к доходам федерального бюджета, так как данный факт прямо закреплен в ч. 1 ст. 96.6 БК РФ. Кроме того, если обратиться к ст. 50 и 51 БК РФ, то возможно убедиться, что все доходы федерального бюджета, отнесенные к нефтегазовым доходам, поступают именно в федеральный бюджет по нормативу 100%.

Одной из самых дискуссионных выступает классификация доходов прямо предусмотренная Бюджетным кодексом РФ. Так, согласно ст. 41 БК РФ доходы подразделяются на налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Примечательно, что при данном разграничении, как справедливо отмечают ученые, вряд ли логично безвозмездные платежи ставить в один ряд с налоговыми и неналоговыми доходами [3, с. 18]. Разработанная законодателем классификация видится не совсем корректной, ввиду неясности критерия, положенного в основание приведенной классификации. Думается, что в законодательно закрепленной классификации заложено одновременно два критерия классификации, которые отдельно выделяются учеными. Так, по критерию «возмездности» ученые выделяют возмездные доходы и безвозмездные доходы

S 1 См.: Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 См.: Официальный сайт ПАО «ГАЗПРОМ». URL: https://www.gazprom.ru/investors/stock/ structure/ (дата обращения: 08.04.2020).

3 См.: Официальный сайт ПАО «ТРАНСНЕФТЬ» https://www.transneft.ru/investors/ akcionernii-kapital-i-stryktyra-gryppi/ctryktyra-akcionernogo-kapitala/ (дата обращения: 08.04.2020).

4 См.: Официальный сайт ПАО «РОСНЕФТЬ» URL: https://www.rosneft.ru/Investors/struc-ture/share_capital/ (дата обращения: 08.04.2020).

5 См.: Официальный сайт ПАО «ТАТНЕФТЬ». URL: https://www.tatneft.ru/aktsioneram-i-258 investoram/struktura-aktsionernogo-kapitala/?lang=ru (дата обращения: 08.04.2020).

(поступления) [4, с. 131]. По другим критериям: в зависимости от юридических особенностей и юридической формы денежных поступлений выделяют налоговые и неналоговые доходы. Представляется важным более подробно рассмотреть каждую из названных групп доходов.

Согласно ч. 2 ст. 41 БК РФ к налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним. В ст. 13 Налогового кодекса РФ закреплен исчерпывающий перечень федеральных налогов и сборов1, в число которых вошли акцизы, налог на добычу полезных ископаемых и налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. Важно подчеркнуть, что все нефтегазовые доходы, в том числе налоги, перечисленные в ч. 1 ст. 96.6 БК РФ, поступают в федеральный бюджет. Кроме того, многие предприятия нефтегазовой отрасли являются не просто налогоплательщиками, а крупнейшими налогоплательщиками [5].

Неналоговые доходы закреплены в ч. 3 ст. 41 БК РФ, их перечень неисчерпывающий. Нужно заметить, что в финансово-правовой литературе встречаются классификации неналоговых доходов по различным основаниям, представляются весьма значимыми классификации, предложенные В.А. Карасевым [6, с. 10] и О.В. Колесниковой [7, с. 19-20]. Доктринальные классификации неналоговых доходов, несомненно, обогащают науку бюджетного права. Бесспорно, важным является совершенствование бюджетного законодательства и практики его применения в отношении неналоговых платежей. Однако представляется не корректным предложение О.В. Колесниковой о применении неналоговых платежей в качестве альтернативы нефтегазовым доходам ввиду того, что часть нефтегазовых доходов, закрепленных в ч. 1 ст. 96.6 БК РФ относятся к неналоговым доходам. Так, согласно ч. 3 ст. 41 БК РФ, как упоминалось выше, перечень неналоговых доходов является отрытым, а в статье 51 БК РФ в качестве федеральных неналоговых доходов закреплены таможенные пошлины и таможенные сборы. Следовательно, все вывозные таможенные пошлины, предусмотренные ч. 1 ст. 96.6 БК РФ, представляется возможным отнести к неналоговым доходам федерального бюджета.

Еще одной значимой классификацией выступает деление в зависимости от наличия или отсутствия заранее установленного назначения расходования на общие и целевые. Общие доходы не имеют заранее установленного назначения, они могут быть направлены на финансирование любых нужд в зависимости от целей и функций, стоящих перед публичным денежным фондом. Целевые доходы могут быть направлены только на предварительно установленные цели [8, с. 83]. Интересно, что если руководствоваться приведенной классификацией, то нефтегазовые доходы представляется возможным отнести одновременно и к числу общих доходов, и к числу целевых доходов. Как уже упоминалось, согласно бюджетному законодательству, 100% нефтегазовых доходов зачисляются в федеральный бюджет. Однако также в соответствии с ч. 3 ст. 96.6 БК РФ рассматриваемые доходы могут быть дополнительными нефтегазовыми доходами федерального бюджета или недополученными нефтегазовыми доходами

1 См.: Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ (в ред. от 17 февраля 2021 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3824. 259

федерального бюджета. В свою очередь ст. 96.10 БК РФ закрепляет, что одним из источников формирования Фонда национального благосостояния являются дополнительные нефтегазовые доходами федерального бюджета. Из чего представляется возможным сделать вывод, что часть нефтегазовых доходов (в виде дополнительных нефтегазовых доходов) поступает в названный суверенный Фонд, соответственно — часть данных доходов является целевыми, а другая часть — общими.

В числе классификаций доходов также следует назвать одну из ведущих в научной и учебной литературе по финансовому праву (в зависимости от порядка аккумулирования (формирования)) выделяют централизованные (поступающие в бюджетную систему) доходы и децентрализованные (поступающие в распоряжение создаваемых государством организаций) доходы. В соответствии с данной классификацией нефтегазовые доходы возможно отнести одновременно к двум группам. Несомненно, в соответствии с бюджетным законодательством, как уже упоминалось, нефтегазовые доходы поступают в федеральный бюджет, но как было сказано ранее, существуют компании нефтегазовой отрасли с государственным участием, а следовательно, нефтегазовые доходы являются и централизованными и децентрализованными.

Важно подчеркнуть, что существует весьма значительное количество док-тринальных классификаций. В рамках настоящего исследования рассмотрены лишь некоторые классификации доходов, встречающиеся в научной юридической литературе в целях определения места нефтегазовых доходов в системе з бюджетных доходов.

? На основании произведенного анализа, представляется возможным сказать

а об особом месте нефтегазовых доходов в системе бюджетных доходов. Видится | целесообразным предложить классификацию доходов в зависимости от источ-I ников формирования. Предлагается отдельно выделить нефтегазовые доходы £ и ненефтегазовые доходы. К нефтегазовым доходам необходимо отнести все

го

| доходы, закрепленные в ч. 1 ст. 96.6 БК РФ, к ненефтегазовым доходам — все

| остальные доходы, закрепленные бюджетным, налоговым и таможенным и иным

| законодательством. В свою очередь, на основании действующего бюджетного законодательства, нефтегазовые доходы видится необходимым разделить на

| следующие подвиды: недополученные нефтегазовые доходы и дополнительные

§ нефтегазовые доходы.

ц Представляется, что предложенная классификация будет способствовать обо-

I гащению науки бюджетного права, а также поможет решить вопросы, связанные

§ с правоприменением и прогнозированием доходов.

га а

^ Библиографический список

Ц 1. Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева, Е.В. Покачалова. 6-е изд.,

перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. 800 с.

2. Финансовое право / отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. М., 2010. 528 с.

3. Пауль А.Г. Доходы бюджетов (бюджетно-правовое исследование) / под ред. М.В. Карасевой. М.: Инфотропик Медиа, 2012. 288 с.

4. Алферьев Т.П. Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: проблемы разграничения налоговых и неналоговых доходов // Право и государство:

260 теория и практика. 2013. № 10 (106). С. 129-135.

5. Ильичева М.А. Правовое регулирование налоговых отношений с участием крупнейших налогоплательщиков (на примере предприятий нефтегазовой отрасли): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016. 210 с.

6. Карасев В.А. Финансово-правовое регулирование неналоговых доходов федерального бюджета: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. 22 с.

7. Колесникова О.В. Неналоговые платежи как альтернатива нефтегазовым доходам бюджетов: проблемы правового регулирования // Финансовое право. 2019. № 3. С. 18-21.

8. Васильева Н.В. Правовое регулирование публичных доходов. Иркутск: Изд-во БГУ, 2015. 194 с.

References

1. Financial Law: textbook / executive. ed. N.I. Khimicheva, E.V. Pokachalova. 6th ed., Rev. and suppl. M.: Norma: INFRA-M, 2017. 800 p.

2. Financial Law/executive ed. E.Yu. Gracheva, G.P. Tolstopyatenko. M., 2010. 528 p.

3. Paul A.G. Budget Revenues (budgetary and legal research) / ed. M.V. Karaseva. M.: Infotropic Media, 2012. 288 p.

4. Alferyev T.P. Budget Revenues of the Budgetary System of the Russian Federation: Problems of Differentiating Tax and Non-Tax Revenues // Law and state: theory and practice. 2013. No. 10 (106). P. 129-135.

5. Ilyicheva M.A. Legal Regulation of Tax Relations with the Participation of the Largest Taxpayers (for example, oil and gas enterprises): dis. ... cand. of law. M., 2016. 210 p.

6. Karasev V.A. Financial and Legal Rregulation of Non-Tax Revenues of the Federal Budget: extended abstract dis. ... сand. of law. M., 2004. 22 p.

7. Kolesnikova O.V. Non-Tax Payments as an Alternative to Oil- and- Gas Budget Revenues: Problems of Legal Regulation // Financial Law. 2019. No. 3. P. 18-21. е

8. Vasilyeva N.V. Legal Regulation of Public Income. Irkutsk: BSU Publishing House, и 2015. 194 p. С

A Q)

—I

О

s

5

s

а

s

io

U

4

)

2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.