Научная статья на тему 'НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ КАК ИСТОЧНИК НЕФТЕГАЗОВЫХ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ КАК ИСТОЧНИК НЕФТЕГАЗОВЫХ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
299
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ / НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ / ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ФОНД НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСО СТОЯНИЯ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / MINERAL EXTRACTION TAX / OIL AND GAS REVENUES / REVENUES OF THE FEDERAL BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION / NATIONAL WELFARE FUND / TAX BENEFITS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кавкаева Кристина Петровна

Введение: в статье рассматривается вопрос юридической характеристики на лога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья. Цель: на основе анализа научной литературы и действующего законодательства установить особенности налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, обозначить вопросы, требующие дальнейшего правового регулирования. Методоло гическая основа: используется совокупность методов научного познания, в т.ч.: формально-юридический, метод сравнительно-правового анализа, системный и иные. Результаты: исследована юридическая характеристика налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, а именно: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога, налоговые ставки и льготы. Выводы: необходимо дальнейшее реформирование налогового законодательства, в частности введение льгот по налогу на добычу полез ных ископаемых; в качестве правового регулятора рассматриваемой сферы деятель ности предлагается разработать и ввести в действие Федеральный закон «О Фонде национального благосостояния»; требуется своевременная разработка правовых мер поддержки нефтедобывающих компаний ввиду введенных ограничений нефтедобычи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MINERAL EXTRACTION TAX AS A SOURCE OF OIL AND GAS REVENUES OF THE FEDERAL BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION

Background: the article deals with the legal characteristics of the tax on the extrac tion of minerals in the form of hydrocarbons. Objective: based on the analysis of scientific literature and current legislation, to establish the specifics of the tax on the extraction of minerals in the form of hydrocarbons, to identify issues that require further legal regula tion. Methodology: a set of methods of scientific knowledge is used, including: formal-legal, comparative-legal analysis, system and other methods. Results: the legal characteristics of the tax on the extraction of minerals in the form of hydrocarbons, namely: taxpayers, the object of taxation, the tax base, the tax period, the procedure for calculating and pay ing tax, tax rates and benefits have been researched. Conclusions: further reforms of tax legislation, in particular the introduction of tax exemptions for mining; as a legal regulator of the industry activities are encouraged to develop and enact Federal law “On National Welfare Fund”; requires the timely development of legislative measures to support the oil companies because of the restrictions of oil production.

Текст научной работы на тему «НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ КАК ИСТОЧНИК НЕФТЕГАЗОВЫХ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.24411/2227-7315-2020-10176 УДК 346.6

К.П. Кавкаева

НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ КАК ИСТОЧНИК НЕФТЕГАЗОВЫХ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Введение: в статье рассматривается вопрос юридической характеристики налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья. Цель: на основе анализа научной литературы и действующего законодательства установить особенности налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, обозначить вопросы, требующие дальнейшего правового регулирования. Методологическая основа: используется совокупность методов научного познания, в т.ч.: формально-юридический, метод сравнительно-правового анализа, системный и иные. Результаты: исследована юридическая характеристика налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, а именно: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога, налоговые ставки и льготы. Выводы: необходимо дальнейшее реформирование налогового законодательства, в частности введение льгот по налогу на добычу полезных ископаемых; в качестве правового регулятора рассматриваемой сферы деятельности предлагается разработать и ввести в действие Федеральный закон «О Фонде национального благосостояния»; требуется своевременная разработка правовых мер поддержки нефтедобывающих компаний ввиду введенных ограничений нефтедобычи.

Ключевые слова: налог на добычу полезных ископаемых, нефтегазовые доходы, доходы федерального бюджета Российской Федерации, Фонд национального благосостояния, налоговые льготы.

C.P. Kavkaeva

MINERAL EXTRACTION TAX AS A SOURCE

OF OIL AND GAS REVENUES OF THE FEDERAL BUDGET

OF THE RUSSIAN FEDERATION

Background: the article deals with the legal characteristics of the tax on the extraction of minerals in the form of hydrocarbons. Objective: based on the analysis of scientific literature and current legislation, to establish the specifics of the tax on the extraction of minerals in the form of hydrocarbons, to identify issues that require further legal regulation. Methodology: a set of methods of scientific knowledge is used, including: formal-legal, comparative-legal analysis, system and other methods. Results: the legal characteristics of the tax on the extraction of minerals in the form of hydrocarbons, namely: taxpayers, the object of taxation, the tax base, the tax period, the procedure for calculating and paying tax, tax rates and benefits have been researched. Conclusions: further reforms of tax

© Кавкаева Кристина Петровна, 2020

Аспирант кафедры финансового, банковского и таможенного права имени профессора Нины Ивановны Химичевой (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: kavkaevakp@gmail.com © Kavkaeva Christina Petrovna, 2020

Postgraduate student, Financial, banking and customs law department named after Professor Nina Ivanovna 226 Khimicheva (Saratov State Law Academy)

legislation, in particular the introduction of tax exemptions for mining; as a legal regulator of the industry activities are encouraged to develop and enact Federal law "On National Welfare Fund"; requires the timely development of legislative measures to support the oil companies because of the restrictions of oil production.

Key-words: mineral extraction tax, oil and gas revenues, revenues of the federal budget of the Russian Federation, National Welfare Fund, tax benefits.

Государственные доходы — это часть национального дохода страны, обращаемая через специальные финансовые механизмы (источники доходов) в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его (государства) задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также необходимая для функционирования государственных органов [1, с. 3].

Нефтегазовые доходы составляют значительную часть доходов федерального бюджета РФ. Согласно ст. 96.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации к нефтегазовым доходам относятся доходы федерального бюджета от поступления следующих обязательных платежей: налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья); вывозных таможенных пошлин на нефть сырую; вывозных таможенных пошлин на газ природный; вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти; налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья; акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку1.

Стоит отметить, что задачи налоговой политики государства обозначаются в зависимости от настоящего (на данный момент) состояния природно-ресурсного комплекса. Доходы от использования недр должны распределяться справедливо — это одна из основных целей введения платы за пользование недрами.

В 1992 г. был введен в действие Закон Российской Федерации «О недрах»2. В ст. 39 данного закона была закреплена «Система платежей при пользовании недрами». Однако в 2002 г. была проведена налоговая реформа, в результате чего произошел переход части платежей при пользовании недрами из сферы законодательства о недрах в сферу законодательства о налогах и сборах. Платежи за пользование недрами были заменены налогом на добычу полезных ископаемых, ныне закрепленном в гл. 26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ)3.

В последние годы было проведено значительное количество законодательных инициатив, связанных с налоговым регулированием. По мнению И.В. Филимоновой, налоговое регулирование нефтегазового комплекса имеет две тенденции: 1) усиление налогового бремени на нефтегазовый комплекс России (в части экс-

1 См.: Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изм. от 8 ° июня 2020 г. № 173-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3823; 2020.

№ 24, ст. 3747.

2 См.: Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. от 8 июня 2020 г. № 179-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 10, ст. 823; 2020. № 24, ст. 3753.

3 См.: Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. от 8 июня 2020 г. № 172-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 32,

ст. 3340, 2020. № 24 ст. 3746. 227

портной пошлины и налога на добычу полезных ископаемых; 2) изменение законодательства с учетом проблем, стоящих перед нефтяной и газовой отраслями [2, с. 177].

В связи с этим большой интерес представляет налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья. Налог на добычу полезных ископаемых (далее — НДПИ) закреплен в гл. 26 НК РФ. НДПИ — это федеральный налог, то есть обязательный индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и индивидуальных предпринимателей в случае, если им в пользование были предоставлены участки недр на основании Закона «О недрах». Согласно п. 1 ст. 337 НК РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 ст. 337 НК РФ), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), по своему качеству соответствующая национальному, региональному и международному стандартам, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого — стандарту организации. Полезное ископаемое — это природный ресурс, подлежащий охране и восстановлению — (несколько иная трактовка этого понятия содержится в Законе «О недрах»). Некоторые ученые считают необходимым разграничить понятие «полезное ископаемое» в недропользовании и для целей налогообложения [3, с. 90]. Кроме того, стоит обратить внимание на синонимичность понятий «добытое полезное ископаемое» в ст. 336 НК РФ и «полезное ископаемое» в ст. 337 НК РФ, используемых в целях налогообложения.

Статус плательщика НДПИ возникает у пользователя недр (организации или индивидуального предпринимателя) с момента оформления лицензии. Лицензия подтверждает право на пользование недрами, а также содержит цель, сроки, границы, условия использования. Особенности и порядок лицензирования пользования недрами разъяснены Верховным судом Российской Федерации4. Небезынтересным является следующий факт: при наличии лицензии на пользование недрами может быть предоставлено право на геологическое изучение недр и иные виды пользования недрами, которые осуществляются налогоплательщиком и могут в дальнейшем повлечь за собой в дальнейшем появление объекта налогообложения по НДПИ5.

Согласно ст. 336 НК РФ, объектом налогообложения НДПИ являются полезные ископаемые — добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья); извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию; полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора). Следовательно, добытое налогоплательщиком полезное ископаемое — это объект налогообложения. Однако существует доктринальное

4 См.: Постановление ВС РФ от 15 июля 1992 г. № 3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» (с изм. от 5 апреля 2016 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 33, ст. 1917.

5 См.: Письмо ФНС России от 06.12.2013 № ГД-4-3/22016 «О налоге на добычу полезных ис-228 копаемых» // Документы и комментарии. 2014. № 2.

мнение, которое несколько расходится с видением законодателя. Г.Р. Голованов, полагает, что теоретический объект налогообложения по НДПИ отличается от законодательно закрепленного в НК РФ и представляет собой «осуществляемую пользователем недр на основании разрешения уполномоченного органа (лицензии) деятельность по добыче полезных ископаемых» [4, с. 10]. Также Г.Р. Голованов поясняет, что с позиции науки налогового права (теоретически) добытое полезное ископаемое выступает предметом налогообложения по НДПИ [5, с. 13].

Налогообложению каждого из полезных ископаемых свойственна собственная специфика. По мнению А.А. Ялбулганова, все полезные ископаемые в целях налогообложения необходимо классифицировать на углеводородное сырье, твердые полезные ископаемые и подземные воды [6, с. 58]. Существуют и иные классификации [7, с. 331], однако законодатель не использует ни одну из них. В ст. 337 НК РФ закреплен перечень видов добытых полезных ископаемых: горючие сланцы, уголь, торф, углеводородное сырье, товарные руды и др. Стоит отметить, что указанный список нельзя назвать исчерпывающим ввиду того, что некоторые пункты ст. 337 НК РФ заключают в себе формулировки, в которых указывается и другие полезные ископаемые, не приведенные в перечне. Данный факт говорит о том, что законодатель оставил для себя возможность дополнения указанного перечня полезных ископаемых.

Объект НДПИ определяется в зависимости от качественных характеристик добытого сырья: одна часть сырья представляет собой добытое полезное ископаемое, другая же — выходит за пределы характеристик добытого сырья в целях налогообложения, а это означает, что вторая часть не является объектом НДПИ. Основным критерием определения продукции являются именно каче- е ственные характеристики, (в первую очередь физический и химический состав) и свидетельствующий о «полезности» добытого ископаемого как продукции, и а закрепленные в определенных стандартах. о

Налоговая база по НДПИ определяется налогоплательщиком самостоятельно к в отношении каждого добытого полезного ископаемого, в том числе полезных о

п

компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного а ископаемого. налоговая база рассчитывается на основе стоимости добытого по- в лезного ископаемого (на основе его количества) в натуральном выражении. о

В ст. 339 НК РФ закреплены только два метода при помощи которых возможно ю

Т5

определить количество добытого полезного ископаемого: прямой и косвенный. | Иными методами, кроме названных, определять количество добытого полезного к ископаемого запрещено [6, с. 60]. В соответствии с ч. 2 ст. 339 НК РФ в учетной а

политике налогоплательщика для целей налогообложения указывается необ- |

ходимый метод определения количества добытого полезного ископаемого, ко- ии торый должен применяться в течение всего периода времени добычи полезного № ископаемого и подлежит изменению лишь в случае корректировки технического 11 проекта разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением )

применяемой технологии добычи полезных ископаемых. 0

Согласно ст. 341 НК РФ налоговый период — это календарный месяц. В ст. 344 НК РФ закреплены сроки уплаты налога, а именно: сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Порядок исчисления и уплаты налога закреплен в ст. 343 НК РФ. Согласно

п. 1 указанной статьи сумма налога рассчитывается как произведение налого- 229

вой базы и соответствующей налоговой ставки. Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода (месяца) по каждому добытому полезному ископаемому. Кроме того, стоит отметить, что ст. 343.1-343.5 НК РФ содержат порядок уменьшения суммы налога на отдельные полезные ископаемые, в частности при добыче нефти, газа горючего природного, газового конденсата. Также важно, что для эффективного контроля за уплатой НДПИ федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет ведение государственного баланса запаса полезных ископаемых направляет, в налоговые органы данные о государственном балансе запасов полезных ископаемых по состоянию на первое число каждого календарного года [8, с. 456].

В статье М.Н. Садчикова, Е.В. Покачаловой, М.Б. Разгильдиевой отмечается, что юридическая конструкция НДПИ содержит в себе инструменты и средства, позволяющие реализовывать фискальную и регулирующую функции. Одним из регулирующих инструментов является налоговая ставка НДПИ в части налогообложения добычи нефти [9, с. 166]. Без налоговых ставок не представляется возможным определение суммы налога. Налоговые ставки НДПИ, применяемые в отношении налоговой базы, бывают адвалорные и специфические. Адвалорные налоговые ставки исчисляются в процентах, действуют в случае, когда налоговая база выражается в стоимости добытого полезного ископаемого. Специфические ставки исчисляются в рублях за тонну, действуют, когда налоговая база выражается в количестве добытого полезного ископаемого. Существуют льготные налоговые ставки: это 0% или 0 рублей. В ст. 342 НК РФ содержится перечень случаев, при которых налогообложение производится по льготной ставке. Приведенный перечень можно назвать весьма обширным. И стоит отметить тот факт, что законодатель довольно часто вносит в него изменения. Так, к примеру, в марте 2020 года п. 1 ст. 342 НК РФ были внесены изменения в подп. 18 и 19, а также введены подп. 18.1 и 19.1, касающиеся газа горючего природного, газового конденсата совместно с газом горючим природным6. Указанные изменения и ряд иных поправок и изменений были внесены во вторую часть НК РФ ввиду необходимости установления налоговых льгот в целях стимулирования разработки новых месторождений и добычи углеводородного сырья в Арктической зоне. В качестве самой распространенной льготы для НДПИ можно назвать снижение или обнуление налоговой ставки, также к налоговым льготам относят налоговые вычеты и коэффициенты к базовой налоговой ставке по НДПИ.

По мнению профессора А.А. Ялбулганова, значительную роль при налогообложении добычи углеводородного сырья имеет применение дифференциации НДПИ. Дифференциация воплощается различными способами: введением льгот или исключением из перечня объектов налогообложения. Применение дифференциации для нефтегазовой сферы было обусловлено тремя вескими причинами. Первая причина — реализация фискальной функции НДПИ ввиду уравнивания налогоплательщиков. Второй причиной является реализация регулирующей функции НДПИ путем стимулирования добычи налогоплательщиками определенных полезных ископаемых на конкретных участках недр, которые интересны государству, во исполнение публичных интересов. Третья причина — реализация экологической функции НДПИ: путем введения налоговых льгот и понижаю-

6 См.: Федеральный закон от 18 марта 2020 г. № 65-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации.

230 2020. № 12, ст. 1657.

щих коэффициентов для налогоплательщиков создается стимул к применению методов добычи, более безопасных для окружающей среды [6, с. 61-62].

По мнению М.М. Юмаева, несмотря на то, что НК РФ запрещает предоставление индивидуальных льгот по НДПИ, все же вводятся некоторые скрытые точечные льготы, оформленные как льготы категорийные [10, с. 148]. Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что отношение к применяемым льготам по НДПИ в научном сообществе является неоднозначно. В гл. 26 НК РФ весьма часто вносятся изменения и дополнения, что способствует своевременной разработке необходимой правовой базы. Стоит отметить, что действующую систему регулирования НДПИ нельзя назвать совершенной, она требует дальнейшего своевременного реформирования, особенно в отношении льгот для добычи углеводородного сырья, которые должны быть согласованы с действующей финансово-правовой политикой государства и отвечать современным требованиям.

В связи с несовершенством налогообложения на практике возникают спорные ситуации при исчислении НДПИ, причем, решения судом принимаются как в пользу налогового органа7, так и в пользу налогоплательщика8! Примечательно, что чаще всего споры возникают по поводу применения налоговой ставки НДПИ.

По мнению некоторых ученых, постепенно сокращается зависимость федерального бюджета от нефтегазовых доходов [11, с. 79]. Представляется, что поступления в федеральный бюджет от нефтегазовых доходов действительно сократятся. Однако в современных условиях сложной экономической ситуации в стране и в мире, связанной в т.ч. с пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19), падению спроса на углеводороды, падению уровня нефтедобычи, приходит к снижению цены на нефть. В связи с этим можно утверждать, что будут сокращаться нефтегазовые доходы федерального бюджета, в т.ч. и поступления от НДПИ. Современные условия требуют актуальных и оперативных решений, в т.ч. и в области изменения ряда нормативно-правовых актов. Российский суверенный фонд (Фонд национального благосостояния), где аккумулируются нефтегазовые доходы федерального бюджета, на сегодняшний день выполняет функцию «подушки безопасности». Средства названного фонда направляются на поддержку различных социальных институтов и предпринимательства. По мнению председателя Счетной палаты Российской Федерации А.Л. Кудрина, если потребуется израсходовать половину или чуть больше половины средств Фонда национального благосостояния — это «нестрашно»9! Тем не менее существует большой риск, что при длительной неблагоприятной ситуации, связанной с низкими ценами на нефть, а также при нерациональном использовании средств — суверенный фонд будет быстро исчерпан. В контексте указанным проблем видится необходимой разработка более детального правового регулирования возможности использования средств, находящихся в названном суверенном фонде Российской Федерации.

Представляется целесообразным разработать и принять федеральный закон «О Фонде национального благосостояния», в котором стоит закрепить правовой

7 См.: Решение арбитражного суда Томской области от 14 февраля 2019 г. по делу № А67-13556/2018. URL: Шр8://8иаас1.ги/агЬйга1/аос/ХТЬ1£хЬА^тДдата обращения: 29.06.2020).

8 См.: Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28 сентября 2017 г. № Ф09-4889/17. URL: http://taxpravo.ru/sudebnie_de1a/statya-397287-postanov1enie_arbitrajnogo_suda_ ura1skogo_okruga_ot_28092017_g__f09_4889_17 (дата обращения: 29.06.2020).

9 Кудрин призвал в 2020 году потратить больше средств ФНБ. URL: https://rg.ru/2020/04/25/ kudrin-prizva1-v-2020-godu-potratit-bo1she-sredstv-fnb.htm! (дата обращения: 29.06.2020). 231

статус фонда, четкий и понятный порядок использования денежных средств, порядок управления ими, а также ряд иных значимых пунктов. Указанные меры помогут выйти из сложившейся кризисной ситуации с минимальными последствиями для социально-экономической сферы.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» в 2020 г. был спрогнозирован объем дополнительных нефтегазовых доходов бюджета в размере 2 трлн 777 млрд руб., в 2021 году — 2 трлн 632 млрд руб.10 Однако, учитывая действующие на данный момент обстоятельства, можно предположить, что скорее всего, данные официальные прогнозы не воплотятся в жизнь.

6 марта 2020 г. состоялось очередное заседание ОПЕК+--Международной

межправительственной организации стран — экспортеров нефти (созданной в 1960 г. нефтедобывающими странами в целях контроля квот на добычу нефти и стран, которые являясь экспортерами нефти, не входят в ОПЕК, к их числу которых относится и Российская Федерация). В ходе заседания членам ОПЕК и другим странам не удалось договориться о дальнейшем ограничении добычи нефти. Из этого следует, что с 1 апреля 2020 г., для стран перестали действовать ограничения по нефтедобыче11! Указанный факт спровоцировал снижение цен на нефть, а также запустил иные глобальные экономические процессы. 9 апреля 2020 года снова состоялось заседание ОПЕК+, на этот раз оно было более результативным: странам удалось заключить новое соглашение, вступившее в силу с 1 мая 2020 г. Согласно принятым условиям, в виду перенасыщения рынка нефти Российская Федерация должна сократить нефтедобычу до уровня 2002 г., в связи с чем, ведущие нефтедобывающие компании рассматривают различные меры по снижению нефтедобычи, в т.ч. закрытие некоторых нефтяных месторождений и добычу нефти с последующим ее сжиганием12. День 20 апреля 2020 г. стал историческим для рынка нефти: впервые цена на нефть (включая российскую марку Urals) упала ниже нуля13. Это случилось из-за отсутствия спроса на нефть и отсутствия возможности ее хранения. Данные обстоятельства еще раз подчеркивают необходимость соблюдения ограничительных мер по добыче нефти. Перед государством, в свою очередь, стоит задача проработать особые меры поддержки для нефтедобывающих организаций в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов. К примеру, потребуется, возможно, разработка нового пакета льгот для нефтедобывающей отрасли с последующим внесением изменений в НК РФ и иные акты, либо разработка новых нормативно-правовых актов, учитывающих современные особенности нефтедобычи. Данные обстоятельства могут привести к колоссальному снижению уровня нефтегазовых доходов федерального бюджета.

Резюмируя вышеизложенное, стоит заострить внимание, во-первых, на необходимости дальнейшего реформирования налогового законодательства (в

10 См.: Федеральный закон от 29 ноября 2018 г. № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (с изм. от 2 декабря 2019 г. № 389-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 49, ч. II, ст. 7531.

11 Новак: ОПЕК+ отменила ограничение добычи из-за отсутствия консенсуса по ситуации на рынке. URL: https://1prime.ru/energy/20200306/831036452.html (дата обращения: 20.06.2020).

12 Россия начнет сжигать лишнюю нефть. URL: https://www.finanz.ru/novosti/birzhevyye-tovary/rossiya-nachnet-szhigat-lishnyuyu-neft-1029124044 (дата обращения: 29.06.2020).

13 Цена нефти впервые в истории упала ниже нуля. Что нужно знать. URL: https://www.rbc.

232 ru/economics/21/04/2020/5e9df3249a79470ff099ae32 (дата обращения: 29.06.2020).

частности, это касается льгот по НДПИ). Во-вторых, видится целесообразной разработка (с последующим введением в действие) Федерального закона «О Фонде национального благосостояния» для закрепления четкого регламента формирования доходной части фонда, а также возможности и условий последующего использования содержащихся в фонде средств. В-третьих, в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов, необходима своевременная разработка правовых мер поддержки нефтедобывающих компаний ввиду введенных ограничений нефтедобычи.

Библиографический список

1. Боженок С.Я. Генезис доходов государства. М. Экон-информ, 2010. 234 с.

2. Филимонова И.В. Особенности государственного регулирования в области фискальной политики в нефтегазовом комплексе // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2016. С.176-180.

3. Байгозин К.И. О соотношении правовых позиций высших судов по отдельным вопросам уплаты налога на добычу полезных ископаемых // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.: Право. 2014. № 3. С. 87-93.

4. ГоловановГ.Р. Правовое регулирование налога на добычу полезных ископаемых: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 27 с.

5. Голованов Г.Р. Характеристика содержания понятия «полезное ископаемое» (для целей определения объекта налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых // Финансовое право. 2007. № 1. С. 6-13.

6. Ялбулганов АА. Правовой режим платежей за пользование недрами и обеспечение фискальных интересов Российского государства // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2017. № 3. С. 50-73. m

ГО

7. Троянская МА., Тюрина Ю.Г. Исторические аспекты налогообложения добытых н полезных ископаемых // Азимут научных исследований: экономика и управление. С 2018. Т. 7. № 2(23). С. 330-334. Т

8. Смирнов ДА. Налог на добычу полезных ископаемых / в учебнике Финансовое S право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева, Е.В. Покачалова. 6-е изд., перераб. и доп. 1 М.: Норма: ИНФРА-М, 2019. С. 450-457. J

9. Садчиков М.Н, Покачалова Е.В., Разгильдиева М.Б. Налог на добычу полез- р ных ископаемых: особенности применения в аспекте новелл российского законода- е тельства о налогах и сборах // Цивилистика: право и процесс: сборник научных и § научно-прикладных трудов / под общ. ред. Т.А. Григорьевой. Саратов, 2018. Вып. 1 р (1). С. 165-169. U

10. Юмаев М.М. Налог на добычу полезных ископаемых: эволюция и новые реалии К // Экономика. Налоги. Право. 2019. № 5. С. 142-153. I

а

11. Артеменко ДА, Артеменко ГА. Реформа системы налогообложения нефтегазо- J вого сектора российской экономики // Государственное и муниципальное управление. | Ученые записки СКАГС. 2017. № 2. С. 75-80. и

у

СП

References 7

1. Bozhenok S.Ya. The Genesis of State Revenues. M.: Econ-inform, 2010. 234 p. 0

2. Filimonova I.V. Features of State Regulation in the Field of Fiscal Policy in the Oil о and Gas Sector // Interexpo Geo-Siberia. 2016. P. 176-180.

3. Baygozin K.I. On the Correlation of the Legal Positions of Higher Courts on Certain Issues of Payment of Tax on Mineral Extraction // Bulletin of St. Petersburg University. Law. Series 14. 2014. No. 3. P. 87-93.

4. Golovanov G.R. Legal Regulation of the Tax on Mining: extended abstract dis. ... cand. of law. M., 2009. 27 p. 233

5. Golovanov G.R. Description of the Content of the Concept of "Mineral" (for the purpose of Determining the Object of Taxation on Mineral Extraction Tax // Financial Law. 2007. No 1. P. 6-13.

6. Yalbulganov A.A.. The Legal Regime of Payments for the Use of Subsurface Resources and Ensuring the Fiscal Interests of the Russian State // Law. Journal of the Higher School of Economics. 2017. No 3. P. 50-73.

7. Troyanskaya M.A, Tyurina Yu.G. Historical Aspects of Taxation of Extracted Minerals // Azimuth of scientific research: economics and management. 2018. Vol. 7. No. 2 (23). P. 330-334.

8. Smirnov D.A. Mineral Extraction Tax / the textbook Financial Law: textbook / otv. ed. N.I. Khimicheva, E.V. Pokachalova. 6th ed., Rev. and suppl. M.: Norma: INFRA-M, 2019. P. 450-457.

9. Sadchikov M.N., Pokachalova E.V., Razgildieva M.B. Mineral Extraction Tax: Features of Application in the Aspect of Novelties of Russian Legislation on Taxes and Fees // Civilistics: Law and Process: Collection of Scientific and Applied Scientific Works / edited by Doctor of Law, Professor T.A. Grigorieva. Saratov, 2018. Issue 1 (1). P. 165-169.

10. Yumaev MM. Mineral Extraction Tax: Evolution and New Realities // Economy. Taxes. Law. No. 5. 2019. P. 142-153.

11. Artemenko DA, Artemenko G.A. Reform of the Tax System of the Oil and Gas Sector of the Russian Economy // State and municipal management. Scholarly Notes SCAGS. 2017. No 2. P. 75-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.