АНАЛИТИКА
Ключевые слова:
федеральный бюджет, бюджетная политика, доходы федерального бюджета, структура доходов, динамика доходов, расходы федерального бюджета, сбалансированность бюджета
Е. В. Бушмин, к. э. н., проф. кафедры «Финансы» Академии бюджета и казначейства Минфина России, председатель Комитета Совета Федерации по бюджету (e-mail: [email protected])
Структура и динамика доходов федерального бюджета
Доходы федерального бюджета — финансовая основа выполнения государством своих расходных обязательств. При этом приоритет краткосрочных целей над долгосрочными опасен для экономики страны. Ошибочно полагать, что эффективный бюджет — это только эффективное расходование. Структура доходной части федерального бюджета отражает степень реализации приоритетных целей и задач, определенных правительством для оздоровления экономики. Это актуализирует проблему эффективного построения структуры доходов бюджета.
Эффективная структура доходов бюджета предполагает преобладание ненефтегазовой составляющей и сокращение доходов, связанных с экспортом нефти и газа. При этом речь идет не об уменьшении объемов экспорта углеводородов, а о развитии промышленного сектора и увеличении доли более технологичной продукции. Решение задач социального развития подразумевает рост доходов от поступлений налога на доходы физических лиц (НДФЛ), но не за счет повышения его ставки, а за счет возрастания заработной платы и других доходов граждан.
В 2007 г. параметры федерального бюджета впервые разрабатывались на среднесрочный, трехлетний период — 2008-2010 гг. Формирование и реализация бюджетной политики в данный период основывались на стратегических целях развития страны, определенных в Бюджетном послании Президента России Федеральному Собранию. Основная задача определялась как обеспечение сбалансированности бюджетной системы в долгосрочном периоде: «При уменьшении необходимости стерилизации избыточного денежного предложения в целях стабилизации макроэкономических показателей на первый план выходит задача обеспечения устойчивости бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен»1.
1 Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008-2010 годах (http://www.consultant.ru).
Реализация поставленной задачи обусловила выделение в составе общих доходов нефтегазовых, т. е. доходов, максимально зависящих от внешнеэкономической конъюнктуры, часть из которых направляется в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, появившиеся в результате преобразования Стабилизационного фонда в 2007 г.
исполнение федерального бюджета российской федерации за 2010 г.
В номинальном исчислении доходы федерального бюджета выросли на 966 млрд руб. и на 428 млрд руб. превысили параметры, определенные законом. Рост доходов федерального бюджета по-прежнему связан в первую очередь с увеличением доходов топливно-энергетического комплекса; кроме того, в 2010 г. был получен инвестиционный доход в объеме порядка 134 млрд руб2. При этом негативное влияние на величину нефтегазовых доходов бюджета оказало укрепление рубля, которое сократило объем доходов от внешней торговли в рублевом эквиваленте.
Представляет интерес анализ динамики доходов за последние годы (рис. 1).
Рисунок 1
Динамика доходов федерального бюджета за период 2005-2010 гг.
млрд руб.
10000 9000 8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0
Источник: Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации (http://www.minfin.ru).
Общая сумма доходов стабильно росла в период с 2005 по 2008 гг. Однако последствия кризиса оказали существенное влияние на доходную часть бюджета. Так, доходы бюджета в 2009 г. даже меньше, чем в 2007 г. В целом можно сделать вывод о значительной зависимости доходной части бюджета от внешнеэкономической ситуации, что требует проведения комплекса мероприятий, направленных на повышение стабильности федерального бюджета, т. е. увеличение доли ненефтегазовых доходов.
налоговые доходы федерального бюджета
В 2010 г. общий объем налоговых поступлений вырос (табл. 1) — темпы роста составили 28,2 %. Однако нужно учитывать, что данные показатели достигнуты после их резкого снижения в 2009 г.
2 Данные Министерства финансов России.
Таблица 1
Структура налоговых доходов федерального бюджета за период 2005-2010 гг., млрд руб.
Виды доходов 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Налог на прибыль организаций 377,6 509,9 641,3 761,1 195,4 255,0
Единый социальный налог 267,5 315,8 405,0 506,8 509,8
Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 1025,7 924,2 1390,4 998,4 1176,6 1328,8
Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации 446,5 586,7 871,1 1133,8 873,4 1169,5
Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья 845,5 1083,5 1112,8 1591,8 969,2 1361,2
Всего 2962,8 3420,1 4420,6 4991,9 3724,4 4114,5
Источник: Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации (http://www.minfin.ru).
Поступление налогов в федеральный бюджет все еще отстает от уровня 2007 и 2008 гг. В результате последних изменений бюджетного и налогового законодательства структура налоговых поступлений существенно поменялась. На первое место вышел налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), опередив налог на добавленную стоимость (НДС) и налог на прибыль. Перспективы роста поступлений НДПИ связаны с уровнем мировых цен на энергоносители, поэтому значительный интерес представляет анализ поступлений остальных налогов (рис. 2).
Рисунок 2
Динамика налоговых доходов федерального бюджета за период 2005-2010 гг.
Налог на прибыль организаций
Единый социальный налог
Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации
Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации
Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья
Источник: Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации (http://www.minfin.ru).
Известно, что кризис отразился прежде всего на поступлениях в федеральный бюджет налога на прибыль (кроме того, на его объемы в 2009 г. повлияло снижение ставки с 24 до 20 %). Его рост в 2010 г. связан с ростом прибыли предприятий, что, в свою очередь, свидетельствует о некотором оживлении реального сектора экономики. Однако понятно, что доходы федерального бюджета от поступлений этого налога в ближайшей перспективе существенно не увеличатся, в то же время нельзя недооценивать его важность. Налогу на прибыль в большей степени, чем другим налогам, присуща стимулирующая функция, которая в России реализуется в форме льгот для компаний, осуществляющих инновационную деятельность.
млрд руб.
1800 —
1600 —
1400 —
1200 —
1000 —
800 —
600 400 200
0 Н--------1-------1------1-------1-------1-------1
2005 2006 2007 2008 2009 2010
Надежным фискальным инструментом показал себя НДС. Даже в период падения налоговых поступлений в 2009 г. НДС несколько вырос (рис. 3), а в 2010 г. темпы его поступлений в федеральный бюджет составили 13 % (по сравнению с 2008 г. — 30 %).
Рисунок 3
Динамика поступлений налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации
млрд руб.
Источник: Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации (http://www.minfin.ru).
Очевидно, что в условиях несбалансированности федерального бюджета говорить о снижении ставки этого налога нецелесообразно, тем более что налогоплательщики, как показывает реальное положение дел, вполне адаптировались к существующей ставке. Серьезные резервы роста НДС — в ужесточении его администрирования.
неналоговые доходы федерального бюджета
В соответствии со ст. 96.6 Бюджетного кодекса РФ доходы от уплаты вывозных таможенных пошлин на сырую нефть, природный газ и товары, выработанные из нефти, относятся к нефтегазовым доходам федерального бюджета. Таким образом, неналоговые доходы более чем на две трети состоят из нефтегазовых доходов, показывающих стабильный рост, за исключением поступлений от вывозных таможенных пошлин на газ, показатель по которым существенно ниже доходов за предыдущие пять лет.
Таблица 2
Структура неналоговых доходов федерального бюджета за период 2005-2010 гг., млрд руб.
Виды доходов 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Ввозные таможенные пошлины 270,9 341,6 488,0 625,6 467,2 345,0
Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую 871,4 1201,9 1151,5 1784,8 1203,0 1672,4
Вывозные таможенные пошлины на газ природный 247,6 343,7 302,6 490,2 433,0 193,3
Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти 197,5 314,4 330,5 522,6 378,8 603,8
Прочее 576,9 657,1 1087,9 860,8 1131,4 1374,9
Всего 2164,3 2858,7 3360,5 4284,0 3613,4 4189,4
Источник: Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации (http://www.minfin.ru).
Однако, несмотря на стабильность общего показателя доходов, анализ внутренней структуры неналоговых доходов показывает продолжающееся изменение соотношения между различными группами этих доходов.
Доходы от ввозных таможенных пошлин в денежном выражении превысили уровень 2005 и 2006 гг., но при этом их доля в бюджете в 2010 г. сократилась и не достигла даже уровня 2005 г. Следует обратить внимание на относительно невысокую долю таких доходов (около 7-8 %) в общей структуре доходов. Это указывает в первую очередь на «льготный» таможенный режим для импортных товаров, особенно потребительского рынка, что оказывает негативное воздействие на отечественное производство и рынок отечественных товаров.
Рисунок 4
Динамика неналоговых доходов федерального бюджета за период 2005-2010 гг.
---Ввозные таможенные пошлины
Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую
Вывозные таможенные пошлины на газ природный
Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти
Прочее
-і---------1--------1---------1---------1--------1
2005 2006 2007 2008 2009 2010
Источник: Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации (http://www.minfin.ru).
В целом устойчивый рост нефтегазовых доходов объясняется сложившейся благоприятной конъюнктурой цен и ростом физического объема добычи углеводородов.
Анализ динамики и структуры неналоговых доходов показывает, что доля неналоговых поступлений в федеральный бюджет составляет от 40 до 50 %. При этом доля неналоговых доходов, за исключением доходов, учитываемых как нефтегазовые, составляет около 12 % от всех доходов федерального бюджета и остается неизменной начиная с 2008 г.
Рисунок 5
Доля неналоговых поступлений в доходах федерального бюджета за период 2005-2010 гг.
%
■ Налоговые доходы ■ Неналоговые доходы
Источник: Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации (http://www.minfin.ru).
Сбалансированное управление средствами федерального бюджета подразумевает эффективное расходование государственных средств. Расходы федерального бюджета в рассматриваемый период поступательно росли, в то время как доходы в кризисном 2009 г. оказались ниже запланированных. Вследствие чего государство, выполняя свои социальные обязательства, получило дефицитный бюджет.
Рисунок 6
Динамика расходов федерального бюджета за период 2005-2010 гг.
млрд руб.
Источник: Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации (http://www.minfin.ru).
Несмотря на то, что бюджетные доходы в 2010 г. превысили плановые показатели, исполнение бюджета нельзя признать сбалансированным. Расходы в посткризисные 2009 и 2010 гг. превышают доходы, которые в значительной степени продолжают зависеть от поступлений нефтегазового сектора. Актуальность создания предпосылок для построения ненефтегазового бюджета, обозначенная Министром финансов России А. Л. Кудриным еще в 2006 г3, объективно подтверждается неспособностью существующей структуры доходов федерального бюджета выдерживать кризисные макроэкономические ситуации.
Таким образом, формирование сбалансированного бюджета и уменьшение его зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры продолжает оставаться важнейшей задачей бюджетных властей на среднесрочный период.
Библиография
1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008-2010 годах [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/ ?req=doc;base = LAW;n=66865.
2. Кудрин, А. Л. Эффективная финансовая политика: сборник статей. — М.: Академия бюджета и казначейства Минфина России, 2006. — С. 44.
3. Кудрин, А. Л. Механизмы формирования ненефтегазового баланса бюджета России // Вопросы экономики. — 2006. — № 8. — С. 4-16.
4. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.minfin.ru.
3 Кудрин А. Л. Эффективная финансовая политика: сборник статей. — М.: Академия бюджета и казначейства Минфина России, 2006. — С 44.