Научная статья на тему 'ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА ЯНВАРЬ+МАРТ 2018 г.'

ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА ЯНВАРЬ+МАРТ 2018 г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
федеральный бюджет / доходы бюджета / расходы бюджета / бюджетное сальдо / federal budget / budget revenues / budget expenditures / budget surplus

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татьяна Тищенко

В первом квартале 2018 г. доходы федерального бюджета превысили уровень аналогичного периода предыдущего года. Увеличились нефтегазовые поступления при одновременном сокращении ненефтегазовых. Уровень расходов снизился относительно января-марта 2017 г., что позволило обеспечить профицит федерального бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Execution of the Federal Budget in January+March 2018

In Q1 2018, the federal budget revenues exceeded the revenues seen during the same period of 2017. Oil and gas revenues rose while oil and gas income fell. Budget expenditure decreased against January-March 2017 which ensured the federal budget surplus.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА ЯНВАРЬ+МАРТ 2018 г.»

Макроэкономика

ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА ЯНВАРЬ-МАРТ 2018 г.*

Татьяна ТИЩЕНКО

Старший научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук. Е-таН; tishenko@iep.ru

В первом квартале 2018 г. доходы федерального бюджета превысили уровень аналогичного периода предыдущего года. Увеличились нефтегазовые поступления при одновременном сокращении ненефтегазовых. Уровень расходов снизился относительно января-марта 2017 г., что позволило обеспечить профицит федерального бюджета.

Ключевые слова: федеральный бюджет, доходы бюджета, расходы бюджета, бюджетное сальдо.

По оперативным данным Федерального казначейства, за первый квартал 2018 г. доходы федерального бюджета выросли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 0,5 п.п. ВВП, или на 441,9 млрд. руб. Это обусловлено ростом нефтегазовых поступлений на 341,8 млрд. руб., или на 0,9 п.п. ВВП, вследствие повышения цены на нефть марки Urals с 52 до 65 долл./барр. Нефтегазовые доходы, полученные за первые три месяца 2018 г., составили 33,9% от прогнозируемого годового объема.

Дополнительные нефтегазовые доходы за январь-март 2018 г., рассчитанные в соответствии с вступившими в силу бюджетными правилами как разница между фактическим поступлением и расчетным на основе базовой цены на нефть, составили 734,8 млрд. руб.

Динамика ненефтегазовых доходов федерального бюджета за январь-март 2018 г. по сравнению с тем же периодом предыдущего года в долях ВВП оказалась отрицательной: доходы сократились с 10,3 до 9,9% ВВП при их росте в номинальном выражении на 100,1 млрд. руб. (кассовое исполнение - 22,7% от прогнозируемого годового объема). В резуль-

тате в структуре доходов федерального бюджета произошли изменения в сторону увеличения нефтегазовой компоненты с 41,8% за первый квартал 2017 г. до 45,6% за первые три месяца текущего года.

Расходы федерального бюджета за исследуемый период сократились относительно января-марта предыдущего года как в номинальном выражении (на 154,5 млрд. руб.), так и в долях ВВП (на 2,2 п.п. - до 16,4% ВВП) за счет снижения непроцентных расходов.

Профицит федерального бюджета по итогам первого квартала 2018 г. составил 1,8% ВВП против дефицита в 0,9% ВВП за аналогичный период 2017 г.; одновременно уменьшился и ненефтегазовый дефицит -с 8,3 до 6,5% ВВП. (См. табл. 1) Однако без учета дополнительных нефтегазовых доходов, т.е. при базовой цене на нефть, дефицит бюджета за первые три месяца текущего года составил бы 330,6 млрд. руб., или 1,5% ВВП, а ненефтегазовый дефицит - 2190,3 млрд. руб., или 9,8% ВВП. Таким образом, профицит федерального бюджета за первые три месяца 2018 г. был обеспечен исключительно за счет повышения фактической цены на нефть по сравнению с базовой. Такая

* — Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 10 (71) (май 2018 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара (название статьи в МЭС — «Исполнение федерального бюджета за январь-март 2018 г.; доля нефтегазовых доходов увеличилась»).

ситуация говорит о необходимости расширения мер по наращиванию ненефтегазовых доходов.

За январь-март 2018 г. налоговые доходы в целом выросли относительно первого квартала предыдущего года на 0,7 п.п. ВВП, или на 458,2 млрд. руб. Наибольший рост поступлений был отмечен по НДПИ - на 0,7 п.п. ВВП. Внутренний и «импортный» НДС увеличились соответственно на 0,1 и 0,2 п.п. ВВП. Доходы по налогу на прибыль также выросли - на 0,2 п.п. ВВП. Поступления доходов от внешнеэкономической деятельности повысились на 0,1 п.п. ВВП.

Существенно сократились в первом квартале 2018 г. относительно соответствующего периода 2017 г. поступления акцизов на отечественные товары - на 0,6 п.п. ВВП, или на 114,3 млрд. руб., - главным образом из-за снижения поступлений на табачную продукцию на 127,2 млрд. руб. По импортным акцизам динамика не изменилась. (См. табл. 2.)

Динамика кассового исполнения федерального бюджета за рассматриваемый период по основным налоговым поступлениям, за исключением акцизов, была позитивной. Исполнение бюджета составило: по налогу на

прибыль - 25,8%, по внутреннему и «импортному» НДС - 28,7 и 22,1% соответственно, по вывозным таможенным пошлинам - 24,1%, по внутренним и «импортным» акцизам - 16,5 и 18,2% соответственно от прогнозируемых годовых объемов.

Расходы федерального бюджета за январь-март 2018 г. сократились относительно соответствующего периода 2017 г. на 2,2 п.п. ВВП за счет снижения финансирования по разделу «Социальная политика» на 2,2 п.п. ВВП, или на 368,0 млрд. руб., и по статье «Пенсионное обеспечение» - на 419,8 млрд. руб. Уменьшение расходов федерального бюджета на пенсионное обеспечение связано с ростом собственных доходов ПФР, в том числе по страховым взносам - на 123,9 млрд. руб., и со снижением объемов межбюджетных трансфертов на 340,0 млрд. руб.

Динамика расходования бюджетных средств за первый квартал 2018 г. в сравнении с первыми тремя месяцами предыдущего года согласуется с приоритетами бюджетной политики в части увеличения финансирования по производительным статьям на здравоохранение и образование (рост на 0,1 п.п. ВВП), при сдерживании расходов на оборону (сокраще-

Таблица 1 Основные параметры исполнения федерального бюджета за январь- март 2017 и 2018 гг.

Январь-март 2017 г. Январь-март 2018 г. Изменение

млрд. руб. %ввп млрд. руб. %ВВП млрд. руб. 1 п.п. ВВП

Доходы 3633,3 17,7 4075,2 18,2 441,9 0,5

втом числе:

Нефтегазовые 1517,9 7,4 1859,7 8,3 341,8 0,9

Ненефтегазовые 2115,4 10,3 2215,5 9,9 100,1 -0,4

Расходы 3825,5 18,6 3671,0 16,4 -154,5 -2,2

втом числе:

Процентные 192,6 0,9 205,2 0,9 12,6 0,0

Непроцентные 3632,9 17,7 3465,8 15,5 -167,1 -2,2

Профицит (+) / Дефицит (-) -192,2 -0,9 404,2 1,8 596,4 2,7

Ненефтегазовый профицит (+) / дефицит (-) -1710,1 -8,3 -1455,5 -6,5 254,6 1,8

Справочно: ВВП (в текущих ценах), млрд. руб. 20550 22351 -

Источник: Минфин России, Федеральное казначейство, Росстат, расчеты автора.

ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА ЯНВАРЬ-МАРТ 2018 г.

ние на 0,1 п.п. ВВП) и правоохранительную деятельность. Увеличение финансирования по разделу «Общегосударственные вопросы» на 0,2 п.п. ВВП, или на 48,2 млрд. руб., вызвано ростом расходов на фундаментальные и прикладные исследования (+16,6 млрд. руб.), проведение выборов (+12,9 млрд. руб.), международное сотрудничество (+5,2 млрд. руб.), на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового надзора (+5,2 млрд. руб.). По остальным разделам расходной части федерального бюджета бюджетные ассигнования за исследуемый период изменились в пределах 0,1 п.п. ВВП или сохранились на уровне соответствующего временного интервала 2017 г. (См. табл. 3.)

Кассовое исполнение расходов федерального бюджета по итогам первого квартала 2018 г. составило около 21,5%, что на 1,7 п.п. ниже уровня освоения бюджетных лимитов за соответствующий период 2017 г. Наиболее интенсивно в январе-марте текущего года расходовались средства федерального бюджета по статьям; «Кинематография» (62,8%), «Мигра-

ционная политика» (56,6%), «Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов» (39,2%). Существенное отставание по кассовому исполнению федерального бюджета было отмечено по статьям; «Другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности» (1,5%), «Мобилизационная подготовка экономики» (1,7%), «Дошкольное образование» (2,5%).

По движению денежных средств федерального бюджета, учитываемых в качестве источников покрытия его дефицита, в январе-марте 2018 г. наблюдалась следующая динамика;

• объем размещения ценных бумаг на внутреннем рынке составил 472,3 млрд. руб., или 32,6% от годового объема, при погашенных бумагах на 461,4 млрд. руб., или на 73,1% от утвержденного годового объема;

• объем размещения государственных ценных бумаг на внешнем рынке составил 229,6 млрд. руб. при объеме погашения в 175,5 млрд. руб.;

• бюджетные кредиты не предоставлялись, в то же время возврат бюджетных креди-

Таблица 2

Поступления основных налогов в федеральный бюджет в январе-марте 2017 и 2018 гг.

Январь-март 2017 г. Январь-март 2018 г. Изменение

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП млрд. руб. п.п. ВВП

Налоговые доходы - всего 3361,3 16,4 3819,5 17,1 458,2 0,7

в том числе:

Налог на прибыль организаций 147,8 0,7 208,3 0,9 60,5 0,2

НДС на товары, реализуемые на территории РФ 854,8 4,2 954,7 4,3 99,9 0,1

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 421,3 2,1 505,9 2,3 84,6 0,2

Акцизы на товары, производимые на территории РФ 273,0 1,3 158,7 0,7 -114,3 -0,6

Акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ 14,2 0,1 16,8 0,1 2,6 0,0

НДПИ 1016,3 4,9 1262,2 5,6 245,9 0,7

Доходы от внешнеэкономической деятельности 633,9 3,1 712,9 3,2 79,0 0,1

Источник: Федеральное казначейство (оперативные данные), расчеты автора.

тов составил всего 3,2% от установленного годового объема в размере 39,6 млрд. руб.;

• объем бюджетных кредитов, предоставленных на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ, составил 186,5 млрд. руб.; возврат ранее выданных кредитов региональным бюджетам составил 42,9 млрд. руб.

Объем государственного внутреннего долга по итогам первого квартала текущего года сократился на 13,9 млрд. руб. и на 1 апреля 2018 г. составил 8675,7 млрд. руб., в то время как объем государственного внешнего долга вырос на 1565,9 млн. долл. - до 51 393,2 млн. долл.

В апреле 2018 г. Минфин России принял решение не проводить аукционы по размещению ОФЗ в связи с возросшей волатильностью на финансовых рынках и с учетом мнения уча-

стников долгового рынка. Как предполагает руководство финансового ведомства, ситуация повышенной волатильности не продлится долго1, а спрос на суверенный долг РФ будет обеспечен за счет российских заемщиков. Тем не менее по результатам аукционов по размещению ОФЗ с 18 апреля по 15 мая текущего года по некоторым категориям ценных бумаг наблюдалось снижение спроса.

Объем Фонда национального благосостояния за январь-март 2018 г. увеличился на 19,9 млрд. руб. за счет курсовой разницы от переоценки средств ФНБ - до 3772,8 млрд. руб., или 65,9 млрд. долл.

В целом динамика основных параметров федерального бюджета по итогам первого квартала 2018 г. позитивна; усиления рисков бюджетной устойчивости в этот период отмечено не было. ■

Таблица 3

Расходы федерального бюджета в январе-марте 2017 и 2018 гг.

Январь-март 2017 г. Январь-март 2018 г. Изменение

млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП млрд. руб. п.п. ВВП

Расходы - всего 3825,5 18,6 3671,0 16,4 -154,5 -2,2

в том числе:

Общегосударственные вопросы 195,1 0,9 243,3 1.1 48,2 0,2

Национальная оборона 729,2 3,5 756,3 3,4 27,1 -0,1

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 372,7 1,8 396,8 1,8 24.1 0,0

Национальная экономика 341,6 1,7 356,4 1,6 14,8 -0,1

Жилищно-коммунальное хозяйство 16,8 0,1 34,7 0,1 17,9 0,0

Охрана окружающей среды 34,8 0,2 27,5 0,1 -7,3 -0,1

Образование 135,5 0,7 171,3 0,8 35,8 0,1

Культура и кинематография 15,4 0,1 22,1 0,1 6,7 0,0

Здравоохранен ие 61,1 0,3 82,2 0,4 21,1 0,1

Социальная политика 1520,7 7,4 1152,7 5,2 -368,0 -2,2

Физическая культура и спорт 6,6 0,0 7,0 0,0 0,4 0,0

СМИ 11,4 0,1 13,1 0,1 1,7 0,0

Обслуживание государственного долга 192,6 0,9 205,2 0,9 12,6 0,0

Межбюджетные трансферты 192,1 0,9 202,4 0,9 10,3 0,0

Источник: Федеральное казначейство (оперативные данные), расчеты автора.

1 Информация с официального сайта Министерства финансов Российской Федерации. 11Р1_: https://www.minfin.ru/ru/press-center/?##ixzz5Fi556jUL

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.