Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ ИДЕИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ'

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ ИДЕИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
142
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАВО / ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА / ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВОВАЯ СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ ИДЕИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА / ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коробова А. П., Карев Д. А.

В статье исследуется сущность правовой политики государства, высказывается мысль о том, что она состоит в выработке и реализации особых идей - стратегических правовых идей. Проводится анализ их природы, специфики и характерных черт, таких, например, как основополагающий характер, фундаментальность, относимость к правовой сфере, стратегический характер, системность, выражение в официальных, исходящих от государства источниках. Обосновывается тезис о взаимосвязи правовой политики, юридической практики и правовой жизни общества в целом, их взаимной обусловленности. С одной стороны, делается вывод о том, что правовая политика - это организующее, преобразующее начало, дающее импульс всем процессам в сфере правового регулирования. Она придает им осмысленность, направляет в необходимое русло. С другой стороны, как известно, практика - это критерий истины. Поэтому в свою очередь правовая политика проверяется юридической практикой с точки зрения ее реалистичности, реализуемости в принципе, эффективности, правильности использованных форм и средств, истинности выбранных приоритетов. Высказывается мысль о том, что в последние годы в условиях цифровой трансформации всех сторон общественной жизни правовая политика приобретает новые средства, каналы и формы своего осуществления, что должно способствовать совершенствованию механизма регулирования правовой сферы, достижению целей воздействия на общественные отношения. Вместе с тем обращается внимание на то, что стремительно меняющаяся в направлении цифровизации реальность предполагает пересмотр правовой стратегии, поскольку это уже стратегия нового - информационного - общества. И она уже не может оставаться прежней. И здесь, по мысли авторов, значительную роль могла бы сыграть общая теория права, поскольку именно в ней разрабатываются теоретические основы правовой политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC LEGAL IDEAS IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION

The article examines the essence of the legal policy of the state, suggests that it consists in the development and implementation of special ideas-strategic legal ideas. The analysis of their nature, specificity and characteristic features, such as, for example, their fundamental nature, fundamental nature, relevance to the legal sphere, strategic nature, consistency, and expression in official sources originating from the state, is carried out. The thesis about the relationship of legal policy, legal practice and the legal life of society as a whole, their mutual conditionality is substantiated. On the one hand, it is concluded that legal policy is an organizing, transforming principle that gives impetus to all processes in the field of legal regulation. It gives them meaning, directs them in the right direction. On the other hand, as we know, practice is the criterion of truth. Therefore, in turn, the legal policy is checked by legal practice in terms of its realism, feasibility in principle, effectiveness, correctness of the forms and means used, and the truth of the chosen priorities. It is suggested that in recent years, in the context of digital transformation of all aspects of public life, legal policy has acquired new means, channels and forms of its implementation, which should contribute to improving the mechanism for regulating the legal sphere, achieving the goals of influencing public relations. At the same time, attention is drawn to the fact that the rapidly changing reality in the direction of digitalization implies a revision of the legal strategy, since this is already the strategy of a new - information - society. And it can't stay the same. And here, according to the authors, a significant role could be played by the general theory of law, since it is in it that the theoretical foundations of legal policy are developed.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ ИДЕИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ»

УДК: 340.1

DOI: 10.51965/2076-7919_2021_1_2_11

Коробова А.П., Карев Д.А.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ ИДЕИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ

ТРАНСФОРМАЦИИ

Korobova A.P., Karev D.A. STRATEGIC LEGAL IDEAS IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION

Ключевые слова: информатизация, информационное общество, право, правовая доктрина, правовая жизнь, правовая политика, правовая стратегия, стратегические правовые идеи, цифровизация, юридическая наука, юридическая практика.

Keywords: informatization, information society, law, legal doctrine, legal life, legal policy, legal strategy, strategic legal ideas, digitalization, legal science, legal practice.

Аннотация: в статье исследуется сущность правовой политики государства, высказывается мысль о том, что она состоит в выработке и реализации особых идей - стратегических правовых идей. Проводится анализ их природы, специфики и характерных черт, таких, например, как основополагающий характер, фундаментальность, относимость к правовой сфере, стратегический характер, системность, выражение в официальных, исходящих от государства источниках. Обосновывается тезис о взаимосвязи правовой политики, юридической практики и правовой жизни общества в целом, их взаимной обусловленности. С одной стороны, делается вывод о том, что правовая политика - это организующее, преобразующее начало, дающее импульс всем процессам в сфере правового регулирования. Она придает им осмысленность, направляет в необходимое русло. С другой стороны, как известно, практика - это критерий истины. Поэтому в свою очередь правовая политика проверяется юридической практикой с точки зрения ее реалистичности, реализуемости в принципе, эффективности, правильности использованных форм и средств, истинности выбранных приоритетов. Высказывается мысль о том, что в последние годы в условиях цифровой трансформации всех сторон общественной жизни правовая политика приобретает новые средства, каналы и формы своего осуществления, что должно способствовать совершенствованию механизма регулирования правовой сферы, достижению целей воздействия на общественные отношения. Вместе с тем обращается внимание на то, что стремительно меняющаяся в направлении цифровизации реальность предполагает пересмотр правовой стратегии, поскольку это уже стратегия нового - информационного - общества. И она уже не может оставаться прежней. И здесь, по мысли авторов, значительную роль могла бы сыграть общая теория права, поскольку именно в ней разрабатываются теоретические основы правовой политики.

Abstract: the article examines the essence of the legal policy of the state, suggests that it consists in the development and implementation of special ideas-strategic legal ideas. The analysis of their nature, specificity and characteristic features, such as, for example, their fundamental nature, fundamental nature, relevance to the legal sphere, strategic nature, consistency, and expression in official sources originating from the state, is carried out. The thesis about the relationship of legal policy, legal practice and the legal life of society as a whole, their mutual conditionality is substantiated. On the one hand, it is concluded that legal policy is an organizing, transforming principle that gives impetus to all processes in the field of legal regulation. It gives them meaning, directs them in the right direction. On the other hand, as we know, practice is the criterion of truth. Therefore, in turn, the legal policy is checked by legal practice in terms of its realism, feasibility in principle, effectiveness, correctness of the forms and means used, and the truth of the chosen priorities. It is suggested that in recent years, in the context of digital transformation of all aspects of public life, legal policy has acquired new means, channels and forms of its implementation, which should

contribute to improving the mechanism for regulating the legal sphere, achieving the goals of influencing public relations. At the same time, attention is drawn to the fact that the rapidly changing reality in the direction of digitalization implies a revision of the legal strategy, since this is already the strategy of a new - information - society. And it can't stay the same. And here, according to the authors, a significant role could be played by the general theory of law, since it is in it that the theoretical foundations of legal policy are developed.

Социальное предназначение правовой политики государства состоит в том, чтобы направлять правовую жизнь общества в определенное, наиболее желаемое для государства русло, придавать ей цельный характер и осмысленность. Именно на это сориентирована вся деятельность в правовой сфере, имеющая в конечном счете своей непосредственной целью совершенствование механизма правового регулирования. Она имеет определяющее стратегическое значение для юридической практики, находит свое воплощение в каждой из ее разновидностей, которые в то же время выступают в качестве форм ее реализации1. Правовая политика актуализирует, выдвигает на первый план те или иные социально значимые функции практики, влияет на выбор ее правовых и организационных средств и форм. Сами виды юридической практики, например, практика правотворчества, практика правоприменения, практика толкования правовых норм и т.д., как известно, носят объективно-субъективный характер2. Конечно, они во многом зависят от внешних условий своего формирования, например, уровня экономического развития общества в конкретный период. Но вот круг субъектов юридической практики во многом определяется влиянием проводимой в государстве правовой и, в первую очередь, законотворческой политики. Ведь именно закон устанавливает перечень и структуру органов государственной власти, принципы организации и деятельности судебной системы, прокуратуры, адвокатуры, нотариата и т.д. То же самое можно сказать об объектах, содержании, действиях, операциях, стадиях и результатах юридической практики.

1 См.: Малько А.В. Теория правовой политики: монография. М.: Юрлитинформ, 2012. С. 156.

2 См.: Карташов В.Н. Юридическая практика как объект (предмет) правовой науки // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2010. № 1 (12). С. 14.

В то же время именно юридическая практика выступает основной сферой реализации стратегии и тактики правового регулирования, тех идей, установок, принципов и приоритетов, которые вырабатывает государство и другие субъекты политической системы общества применительно к правовой сфере. В процессе правотворчества, привоприменения, правоинтерпрета-ции и систематизации правовых актов, а также правового воспитания населения можно в полной мере оценить их актуальность, соответствие требованиям времени, реалистичность, принципиальную реализуемость, способность оказывать хоть сколько-нибудь организующее воздействие на правовую жизнь общества. Юридическая практика позволяет выявить достоинства и недостатки правовой политики, обнаружить ее уязвимые места, дает возможность совершенствовать ее инструментарий и формы реализации, корректировать основные линии ее проведения. Это основной показатель эффективности осуществляемой правовой стратегии.

Таким образом, как мы видим, правовая политика и юридическая практика тесно связаны между собой, оказывают взаимное влияние, находятся в постоянном взаимодействии. Особую актуальность изучение проблем правовой политики приобретает в современный период существенных системных преобразований во всех сферах общественной жизни, связанных с широким распространением информационных технологий. Можно сказать, что благодаря цифровой трансформации правовая политика получила принципиально новые возможности как с точки зрения источников своего формирования, так и с позиций тех форм и средств, при помощи которых она может быть реализована.

Целью настоящего исследования является выявление сущности правовой политики, природы и основных черт правовых

идей стратегического характера, образующих содержание правовой политики и составляющих ее основу в эпоху цифровой трансформации всех сторон общественной жизни.

Чтобы понять, что же собой представляет правовая политика государства, обратимся, прежде всего, к формально-юридическому методу исследования, который, как известно, помогает формировать основные юридические понятия и категории, определять сущностные характеристики и природу явлений, отграничивать одно явление от другого, а также определять место того или иного явления в общей картине мира.

Методы анализа и синтеза позволяют выявить наиболее общие характерные черты правовых идей стратегического характера, метод наблюдения - оценить особенности восприятия ключевых правовых установок гражданами, а системный подход - представить совокупность стратегических правовых идей как внутренне непротиворечивую, цельную основу правовой политики государства, имеющую концептуальную, док-тринальную форму своего выражения.

При помощи индукции и дедукции, а также логического метода становится возможным сделать в ходе исследования значимые как с точки зрения теории, так и с точки зрения практики выводы. Исторический метод и метод сравнительно-правовых исследований помогают отследить те изменения в правовой жизни общества и, соответственно, в правовой политике, которые мы наблюдаем в последние десятилетия, критически оценить те новые возможности, которые появились в условиях повсеместного использования информационных технологий.

Правовая политика так или иначе связана с деятельностью государства и других субъектов политической системы общества в сфере правового регулирования, с формированием определенной стратегии правового развития. Суть правовой политики состоит в выработке и реализации правовых идей стратегического характера, которые как раз и выражают собой такую стратегию.

Стратегические правовые идеи, как следует из самого их наименования, каса-

ются права, сферы его действия или, иными словами, правового поля. Причем, с одной стороны, они аккумулируют в себе отношение людей к действующему праву, критические оценки существующей системы законодательства, а с другой - выражают представления о праве как идеале, о том, каким оно должно быть.

Широкое использование ресурсов сети Интернет в последние годы позволяет осуществлять достаточно качественный и всесторонний мониторинг таких «правовых» настроений людей и оперативно реагировать, в частности, в правотворческой деятельности. Наиболее ярким примером может послужить недавний марафон по обсуждению поправок в Конституцию Российской Федерации, включая возможность электронного голосования в отдельных регионах, в котором приняли участие более 1 млн человек1.

Правовые идеи стратегического характера оказывают непосредственное организующее воздействие на отношения в правовой сфере и направлены на ее преобразование в направлении усовершенствования, улучшения, по возможности искоренения негативных явлений. Вместе с тем они являются тем зеркалом, в котором отражается реальность, повседневная юридическая практика. Например, на данный момент остро актуально стоит вопрос о формировании правовых основ регулирования цифровой экономики, поскольку действующее законодательство пока еще не в полной мере откликается на требования времени2, о совершенствовании нормативно-правовой базы регламентации информационной3 и коммуникативной сфер и т.д. Нельзя не согла-

Оглашены итоги онлайн-голосования по поправкам в Конституцию [Электронный ресурс] // РБК. URL: https://www.rbc.ru/politics/01/07/2020/5 efccdb09a7947b892449d6a (дата обращения: 09.03.2021).

2 См.: Трибушный И.Ю., Трибушная М.И., Трибушная В.Х. Ключевые аспекты российской цифровой экономики и ее нормативного регулирования // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 8 (34). С. 336.

3 См.: Тогузаева Е.Н. Нормативные основы регулирования информационной сферы: правовой обзор // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2020. № 3 (134). С. 57-64.

ситься с тем, что «развитие информационных технологий и его стимулирование как задача государственного управления требуют соответствующего нормативного правового регулирования»1.

Общеизвестно, что идеи являются отправной точкой любой деятельности. Более того, лишь такая политика имеет практический смысл и оправдывает свое социальное предназначение, которая имеет своим началом систему базовых принципов, которые позволяют правовой политике приобрести такие важные качества, как стабильность, устойчивость и внутренняя согласованность. Как без штурвала невозможно управлять кораблем, а без лоцмана нельзя пройти через рифы, так и без стратегических правовых идей как своеобразной системы координат бессмысленно пытаться выстраивать правовую политику, поскольку она сама по себе предполагает выработку и последующую системную реализацию таких идей. Одним словом, сначала нужно выработать концепцию и лишь затем действовать.

Но это не простые идеи, это стратегические идеи. А это значит, что они должны носить по возможности опережающий характер, предвосхищать грядущие социально-экономические и политические изменения в обществе, а, соответственно, и в правовой действительности, предвидеть возможные последствия, которые может повлечь их реализация в повседневной юридической практике.

Из вышесказанного вытекает еще один важнейший признак стратегических правовых идей - их официальный характер, необходимость быть выраженными в каком-то официальном, исходящем от государства источнике. И здесь стремительно развивающаяся в направлении цифровизации действительность предоставляет совершенно неограниченные уникальные возможности для обнародования правовой стратегии, для ознакомления с ней максимально широкого круга адресатов. Это и наличие официальных сайтов государственных органов и

1 Южаков В.Н., Ефремов А.А. Направления совершенствования правового регулирования в сфере стимулирования развития информационных технологий // Российское право: образование, практика, наука. 2017. № 5. С. 62.

должностных лиц, и страницы в социальных сетях, и информационно-правовые базы данных, и цифровые платформы образовательных учреждений, и другие информационные ресурсы.

Своеобразие правовой политики, как подчеркивает В.А. Рудковский, предопределяется теми идеями, идеалами, правовыми взглядами, приоритетами, которые составляют ее ценностную основу, ее связью с правосознанием. И это свойство правовой политики носит объективный характер, оно всегда остается ее неотъемлемой чертой, без него правовая политика не мыслится, не может существовать как самостоятельное политико-правовое явление, даже если конкретное содержание принципов в процессе исторического развития правовой политики меняется2.

Что же касается правовой природы стратегических правовых идей, она может толковаться двояко, но по аналогии с тем, как обычно принято толковать правовую идеологию.

Во-первых, правовая идея стратегического характера касается действующего права и представляет собой его оценку, одобрение, положительное отношение или, наоборот, отторжение, негативное, скептическое отношение. Взять, например, отношение населения к проблеме смертной казни: опросы общественного мнения неопровержимо свидетельствуют о том, что подавляющее большинство населения нашей страны выступает за ее сохранение в качестве исключительной меры наказания за совершение тяжких преступлений и преступлений особой тяжести.

И эта ситуация понятна, учитывая специфику российского менталитета: вопрос о возможном смягчении карательной политики не может быть воспринят положительно народом, которому искони близка идея «жесткой руки» и который все еще иногда ностальгирует по периоду культа личности, железного «порядка» и дисциплины в государстве.

Во-вторых, правовые идеи стратегического характера - это идеи не только о ре-

2 См.: Рудковский В.А. О принципах правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2003. № 4. С. 9.

ально действующем, но также и об идеальном, желаемом праве, о том, каким оно должно быть, чтобы выполнять полноценно свое социальное предназначение - регулирование общественных отношений. Это представления о правовой жизни общества, о таких ценностях правовой сферы, как правовое государство и гражданское общество, равенство и справедливость, права и свободы.

Вместе с тем, проводя параллель с правовой идеологией, следует отметить, что правовые идеи стратегического характера отнюдь к ней не сводятся, даже во всей своей совокупности. Правильнее было бы сказать, что правовая идеология может служить их источником, «банком» идей.

Правовые идеи стратегического характера призваны улучшить качество правовой жизни, устранить или как минимум ослабить проявление ее негативных сторон, например, таких явлений, как деформация правосознания (правовой нигилизм, правовой идеализм, правовой инфантилизм), преступные проявления, коррупция, пробелы, коллизии и иные несовершенства законодательства, судебные ошибки и т.д.

Как отмечают Н.Н. Вопленко и Ю.Ю. Ветютнев, правовая идея по своей сути - это идея о возведении тех или иных интересов как осознанных человеческих потребностей в статус юридической нормы1.

Формирование и развитие правовых идей проходит несколько разных уровней, каждый из которых может охватывать разные слои общества.

Первая ступень представляет собой уровень отдельных граждан, а именно ученых, специалистов, профессионалов. Здесь возникает правовая идея и в первый раз приобретает очертания будущих четких юридических формулировок.

Второй ступенью является уровень социальных групп и отдельных слоев населения. На этом уровне, так сказать, «идеи овладевают массами», приобретают многочисленных своих последователей и противников. К первым относятся те социальные

1 См.: Вопленко Н.Н., Ветютнев Ю.Ю. Инсти-туционализация как закономерность государственно-правовой жизни // Правовая политика и правовая жизнь. 2004. № 3. С. 23.

группы и отдельные слои населения, интересам которых отвечает эта идея. Противники - напротив, те, интересам которых она противоречит. И здесь уже задача в том, чтобы выработать разумный компромисс, учесть максимально возможные интересы всех и каждого.

Третья, завершающая ступень развития правовых идей - это уже законодательный и связанный с ним правореализацион-ный уровень. На этом этапе идеи воплощаются в нормативно-правовые предписания, приобретают способность к регулированию общественных отношений и переходят в стадию практической реализации.

Условно говоря, правовая идея проходит определенную эволюцию. В первую очередь, она движется от своего зарождения к осознанию, т.е. «овладению массами», а потом уже попадает к законодателю. В свою очередь, от законодателя она проходит путь до правоприменителя, восприятия людьми принятых и подлежащих реализации законов. В конце концов реализованная в праве идея опять подвергается окончательной профессиональной оценке и вновь возвращается туда, где она зародилась. Полученные данные об эффективности закона позволяют генерировать новые идеи, совершенствовать, дополнять и изменять закон, отменять его и т.д. Таким образом, идея вступает в новую фазу своего развития и пройдет опять все те этапы, но ей уже предстоит наполнение качественно иным содержанием.

Из сказанного очевидно, что любая прогрессивная социальная идея, включая правовые, должна развиваться с опережением и общественного сознания, и уровня социальных связей. В этом как раз и заключается ее созидательная сила, движущий по-тенциал2. Зарождение правовой политики, таким образом, начинается с идеи, а конкретно - со стратегической правовой идеи.

К важнейшим характеристикам правовых идей стратегического характера относится их фундаментальность, глобальность, основополагающий характер. Это проявляется в том, что их реализация сказывается на жизни всего общества, приводит к зна-

2 См.: Лившиц Р.З. Теория права. М., 2001. С. 8286.

чимым последствиям в масштабах всего общества, а не только конкретного лица или группы лиц. Они предопределяют правовую жизнь общества, направления ее течения и в целом существенно влияют на процесс становления государственности, выбор современным обществом магистрального пути развития. Поэтому значение стратегических правовых идей нельзя недооценивать.

Кроме того, рассматриваемые правовые идеи носят стратегический характер, указывают на долгосрочные перспективы развития общества, те приоритеты, которые общество выбирает в качестве главных. К таким стратегическим целям можно отнести на данный момент формирование основ цифровой экономики, совершенствование правового регулирования процессов, связанных с использованием информационных технологией, цифровизацией. Если изменятся те идеи, которые были положены в основу правовой политики, следовательно, вслед за ними должна претерпеть изменения и сама правовая политика.

Применительно к отдельным разновидностям правовой политики эти цели и задачи могут конкретизироваться, приобретать более частный характер. Например, в последнее время особую актуальность приобретает проблема формирования концепции судебно-правовой политики, учитывая активное реформирование сферы осуществления правосудия в стране, которое мы наблюдаем.

Одним из важнейших источников стратегических правовых идей выступают такие науки, как юриспруденция, политология, социология, философия, поэтому к характеристике этих идей можно также причислить необходимость их научного обоснования. Широкое использование научных знаний и того богатого инструментария, которым располагает наука, позволяет смоделировать различные правовые ситуации, просчитать, какой эффект будет достигнут в результате принятия или отмены того или другого нормативно-правового акта, как откликнется население на принимаемые законы, соответствуют ли они его чаяниям. Это дает возможность сэкономить значительные материальные и нематериальные средства, задействованные в ходе принятия право-

творческих решений, направить энергию законодателя в верном направлении.

Так, одной из важнейших функций юридической науки является прогнозирование. Прогноз, как известно, тесно связан с предвидением, опережающим отражением в научном сознании, той ситуацией, когда человеческое сознание предвосхищает реальные события. Прогнозирование позволяет научно обосновать цели, приоритеты и основные направления социального управления, наметить перспективы его развития.

Таким образом научный прогноз имеет важное теоретическое и практическое значение. Какие же вопросы позволяет он решить? Какую информацию о будущем дает? В контексте обсуждаемой темы это могли бы быть вопросы:

- об объективных и субъективных факторах, оказывающих влияние на политические и правовые явления современной действительности;

- об эффективности тех или иных политико-правовых институтов, их востребованности обществом и, соответственно, перспективах существования и тенденциях развития;

- о проблемных аспектах в регулировании общественных отношений, а также способах устранения препятствий на пути управленческих процессов;

- о предполагаемых последствиях развития того или иного управленческого сценария;

- о наиболее оптимальных способах и средствах достижения целей социального регулирования1.

Кроме того, в проводимой государством политике нельзя недооценивать и интуицию, опираясь на которую зачастую можно получить результаты более точные, чем дают сами научные разработки и исследовательская работа. Особую роль играет интуиция в деле принятия ответственных политических решений на основе определенного объема собранных объективных данных. Вот в этом смысле политика с полным правом может считаться «наукой и искусством». Однако это вовсе не означает

1 См.: Малько А.В. Политика, право, наука // Политология для юристов: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1999. С. 509.

предложения отказаться от традиционных методов научного исследования политико-правовых явлений, их совершенствования, выработки юридически значимых ответственных решений1.

Особую роль в процессе выработки стратегических правовых идей играет теория государства и права, ведь она, будучи общетеоретической, методологической наукой, призвана, как минимум, разрабатывать понятие правовой политики, ее целей, задач, приоритетов, принципов, средств, форм реализации, а также понятие этих самых стратегических правовых идей, коль скоро мы согласны с выводом о том, что суть правовой политики состоит в их выработке и реализации.

В контексте сказанного нельзя не упомянуть еще об одной проблеме. В последние годы широкое распространение получило понятие «цифровизация права». Думается, что общая теория права должна обратить на него пристальное внимание. Дело в том, что сам термин вызывает некоторые сомнения в правомерности его использования: ведь право - это система норм, установлений, а как можно оцифровать нормы? Думается, что более уместно было бы говорить не о цифровизации права, а о цифрови-зации источников, форм выражения правовых норм.

К сожалению, нельзя сказать, что на сегодняшний день юридическая наука полноценно выполняет свою функцию.

С одной стороны, причины следует искать в свойствах самой науки, которая формируется не сиюминутно, а годами, десятилетиями, даже столетиями. Юридическая наука, будучи достаточно консервативной отраслью знаний, нередко в значительной степени отстает от быстро меняющихся условий жизнедеятельности общества, не успевает адекватно отражать их, быстро реагировать на произошедшие в обществе изменения, особенно, если они носят настолько кардинальный характер, как у нас в последние десятилетия. Достаточно сказать, что мы имеем на сегодняшний день

1 См.: Матвеев Р.Ф. Наука и политика // Теоретическая и практическая политология. М., 1993. С. 120.

полностью, принципиально обновленную систему законодательства.

С другой стороны, имеет место явно недостаточное внимание к юридической науке со стороны государственной власти, отсутствие стремления к активному сотрудничеству, к использованию накопленного юридической наукой теоретического багажа в практике государственного строительства. Отсутствие научной основы крайне негативно сказывается на эффективности проводимых в обществе в последние несколько десятилетий правовых реформ, приходится двигаться, по сути, методом проб и ошибок, что приводит в конце концов к осознанию ошибочности принятых решений и к дополнительной работе по их устранению и исправлению. Складывается впечатление, что деятельность государства в сфере правового регулирования не подчинена какому-то единому замыслу, единым целям и задачам и не имеет четких, всем понятных и одобряемых всем населением ориентиров, вот почему вся правовая политика характеризуется разобщенностью действий отдельных субъектов и нестабильностью2. То, что реформы осуществляются, это мы все видим и нередко получаем возможность прочувствовать на самих себе, а вот какова конечная их цель, понятно далеко не каждому.

Любая научная теория, как известно, носит системный, концептуальный характер. Поэтому еще одной особенностью стратегических правовых идей является то, что они в совокупности образуют монолит, каждая такая идея тесно связана с другими идеями, реализация одной из них неизменно влечен за собой реализацию другой. Учитывая сказанное, одной из важнейших насущных задач на сегодняшний день является разработка концепции (или доктрины) правовой политики государства с поправкой на процессы цифровой трансформации.

Опыт государственного строительства в разных странах свидетельствует о том, что государство и общество не смогут достичь позитивных политических и социально-экономических результатов без опреде-

2 Подробнее см.: Коробова А.П. Об особых свойствах правовых идей стратегического характера // Правовая политика и правовая жизнь. 2003. № 2. С. 21.

ленной стратегии. Когда идеологическая составляющая политики находится в состоянии кризиса, цели проводимой политики не понятны населению, это неизбежно провоцирует развитие кризиса воли стоящих у власти людей, порождает неуверенность в завтрашнем дне среди населения и, как следствие, - низкий уровень доверия к власти, социальную конфронтацию. В конечном итоге тормозится прогрессивное развитие общества1.

Концепция правовой политики как раз и призвана сделать всю деятельность в правовой сфере прозрачной и понятной рядовым гражданам и тем самым обеспечить поддержку проводимому государством курсу реформ во всех сферах общественной жизни.

О необходимости формирования концепции, идеологии правовой политики ученые говорят уже давно.

Р.С. Байниязов, в частности, подчеркивает, как опасно не принимать во внимание правовой дух общества в юридической (правовой) политике государства. Это приводит только к одному - к ее неэффективности. Юридический дух народа должен

учитываться на всех стадиях правовой по-

2

литики .

1 См.: Малько А.В., Шундиков К.В. Цели и средства в праве и правовой политике. Саратов, 2003. С. 227-228.

2 См.: Байниязов Р.С. Правовой реализм и правовая политика // Правовая политика и правовая жизнь. 2001. № 2. С. 27-34.

Отрадно видеть, что значительные шаги в направлении подготовки концепции правовой политики сделаны уже давно (имеется в виду Концепция правовой политики, разработанная Саратовским филиалом Института государства и права РАН) .

Хотелось бы надеяться, что работа, проделанная учеными, будет оценена и востребована и властными структурами тоже.

Таким образом, правовую политику можно трактовать как идеологически ориентированную деятельность, направленную на преобразование сферы правового регулирования, обустройство правовой жизни общества.

Очевидно, что вся деятельность в правовой сфере должна быть подчинена единому замыслу, общим целям и задачам, иметь понятные, поддерживаемые населением приоритеты, содержать такие идеи, которые отвечают интересам большинства людей, осуществляться в соответствии с определенными разумными принципами и в заранее установленных формах. Правовая политика должна быть прозрачна и понятна людям, и современные цифровые реалии предоставляют все возможности для этого.

3 См.: Малько А.В. О концепции правовой политики в Российской Федерации // Правовая поли-тика и правовая жизнь. 2001. № 2. С. 174-177.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Байниязов, Р.С. Правовой реализм и правовая политика // Правовая политика и правовая жизнь. 2001. № 2. С. 27-34.

2. Вопленко, Н.Н., Ветютнев, Ю.Ю. Институционализация как закономерность государственно-правовой жизни // Правовая политика и правовая жизнь. 2004. № 3. С. 21-31.

3. Карташов, В.Н. Юридическая практика как объект (предмет) правовой науки // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2010. № 1 (12). С. 13-23.

4. Коробова, А.П. Об особых свойствах правовых идей стратегического характера // Правовая политика и правовая жизнь. 2003. № 2. С. 19-25.

5. Лившиц, Р.З. Теория права. М., 2001. 224 с.

6. Малько, А.В. О концепции правовой политики в Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. 2001. № 2. С. 174-177.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Малько, А.В. Политика, право, наука // Политология для юристов: Курс лекций / Под ред. Н И. Матузова и А.В. Малько. М., 1999. С. 500-523.

8. Малько, А.В. Теория правовой политики: монография. М.: Юрлитинформ, 2012. 328 с.

9. Малько, А.В., Шундиков, К.В. Цели и средства в праве и правовой политике. Саратов, 2003. 296 с.

10. Матвеев, Р.Ф. Наука и политика // Теоретическая и практическая политология. М., 1993. С. 116-120.

11. Оглашены итоги онлайн-голосования по поправкам в Конституцию. [Электронный ресурс] // РБК. ШЪ: https://www.rbc.ru/politics/01/07/2020/5efccdb09a7947b892449d6a (дата обращения: 09.03.2021).

12. Рудковский, В.А. О принципах правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2003. № 4. С. 6-14.

13. Тогузаева, Е.Н. Нормативные основы регулирования информационной сферы: правовой обзор // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2020. № 3 (134). С. 57-64.

14. Трибушный, И.Ю., Трибушная, М.И., Трибушная, В.Х. Ключевые аспекты российской цифровой экономики и ее нормативного регулирования // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 8 (34). С. 335-341.

15. Южаков, В.Н., Ефремов, А.А. Направления совершенствования правового регулирования в сфере стимулирования развития информационных технологий // Российское право: образование, практика, наука. 2017. № 5. С. 62-69.

Дата поступления: 10.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.