Научная статья на тему 'Финансово-экономический и социальный анализ военно-региональной политики'

Финансово-экономический и социальный анализ военно-региональной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ЭКОНОМИКА / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / РЕГИОН / БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хрусталёв Е.Ю., Хрусталёв О.Е.

В статье исследована система региональных военно-экономических отношений, выявлены и рассмотрены особенности современных финансово-экономических взаимодействий войсковых формирований с регионами, разработан инструментарий сравнительной оценки результативности деятельности региональных оборонных предприятий, предложены меры по восстановлению и укреплению роли оборонно-промышленного комплекса в экономике регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансово-экономический и социальный анализ военно-региональной политики»

27 (282) - 2012

Теория экономического анализа

УДК 338.245

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВОЕННО-РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ*

Е. Ю. ХРУСТАЛЁВ,

доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник E-mail: stalev@cemi. rssi. ru

О. Е. ХРУСТАЛЁВ,

кандидат экономических наук, научный сотрудник E-mail: stalev777@yandex. ru Центральный экономико-математический институт Российской академии наук

региональной политики, создающая экономические основы целостности Российской Федерации, всех жизненно важных направлений развития общества, включая проблему оборонной (военной) безопасности. Хозяйство региона необходимо рассматривать в качестве подсистемы народнохозяйственного комплекса, функционирующей в соответствии с общими требованиями развития российской экономики и учитывающей характерные региональные черты. Такой подход позволяет разграничить полномочия между центром и регионами, определять принципы хозяйствования.

Регион как хозяйственная система представляет собой часть территории с комплексом связей и зависимостей между предприятиями и организациями. Основным объектом хозяйственного регулирования в условиях перехода к рыночной экономике и многообразия форм собственности выступает область (край, республика, автономная область и т. д.). Именно это звено обладает всеми признаками системы, в первую очередь свойством целостности. Область в качестве звена региональной экономики является субъектом Федерации, т. е. обладает таки-

В статье исследована система региональных военно-экономических отношений, выявлены и рассмотрены особенности современных финансово-экономических взаимодействий войсковых формирований с регионами, разработан инструментарий сравнительной оценки результативности деятельности региональных оборонных предприятий, предложены меры по восстановлению и укреплению роли оборонно-промышленного комплекса в экономике регионов.

Ключевые слова: военная экономика, оборонно-промышленный комплекс, финансово-экономический анализ, регион, безопасность, инфраструктура.

Система региональньх военно-экономических отношений. Высшим руководством Российской Федерации региональная политика рассматривается как органическая часть общей социально-экономической политики государства, синтезирующая ее региональные аспекты. Вместе с тем это часть общей

* Статья подготовлена при поддержке РФФИ (проект № 12-06-00209-а).

ми полномочиями в экономической, финансовой, правовой сферах, которыми не располагают звенья более низкого уровня иерархии - город, район, сельский населенный пункт. Эти права предоставлены отнюдь не формально, они лишь закрепляют те особые свойства, которые приобретает область в качестве хозяйственной системы.

Важнейшей сферой военно-экономической политики в последнее время стала региональная военная экономика, которая требует изучения и урегулирования в соответствующих политических, экономических, юридических формах совершенно новых региональных проблем [1, 2, 6-8]. Прежде они сводились к формированию военных округов, стратегических направлений. Теперь они связаны с экономической самостоятельностью субъектов Российской Федерации, с межгосударственными отношениями в составе Содружества Независимых Государств. Возникли новые интересы и противоречия на разных уровнях. Этому способствуют следующие факторы:

- специфические военно-экономические интересы образовавшихся независимых государств;

- общие интересы и, следовательно, отношения между каждым участником Содружества Независимых Государств и межгосударственными органами, координирующими военно-экономические процессы в рамкам единого (или объединенного) военно-экономического пространства СНГ;

- отношения и интересы, связанные с военно-территориальным устройством (военные округа, стратегические направления, группы войск), которые теперь получают новую определенность в связи с приобретением особого статуса рядом территорий.

Без оптимального урегулирования соответствующих вопросов немыслимо эффективное экономическое обеспечение обороны. И дело не только в масштабах военного бремени, но и в сложности системы военно-экономических отношений, стоящих за производством каждого образца вооружения, каждого вида снабжения и конкретной формой экономического обеспечения обороны. Эти сложности усугубляются неурегулированностью межгосударственных отношений. Так, предстоит практически заново создавать военную и военно-экономическую инфраструктуру в Российской Федерации, поскольку оперативное оборудование территории бывшего СССР в основном концентрировалось в

приграничных районах (Прибалтика, Белоруссия, Украина, Закавказье).

Управление военной финансово-экономической деятельностью в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституционными и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ. В формировании и реализации региональной военно-экономической политики Российской Федерации принимают участие все конституционные ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная на всех уровнях государственного устройства страны.

Между субъектами региональных военно-экономических отношений возникают различные отношения, которые можно разделить по следующим основаниям:

- по характеру отношений: экономические, финансовые, правовые;

- по типу участников: вертикальные - отражающие взаимоотношения руководящих и подчиненных звеньев; горизонтальные - отражающие взаимоотношения равноправных звеньев, находящихся на одном уровне (как правило, это договорные отношения различных субъектов);

- по направлению: прямые и обратные;

- по содержанию: отношения по поводу формирования и исполнения военного бюджета; по вопросам хозяйственной и иных видов деятельности войск.

Региональные военно-экономические отношения выступают как система, которая включает в себя комплекс экономических, финансовых и правовых отношений. Цель этой системы - решение вопросов исполнения военного бюджета, а также хозяйственной и иных видов деятельности войск.

Таким образом, система региональных военно-экономических отношений - это совокупность экономических, финансовых и правовых отношений воинских формирований в регионе по поводу формирования и исполнения военного бюджета, а также по вопросам выполнения других военно-экономических задач взаимосвязи региональной экономики страны и экономики Вооруженных сил Российской Федерации.

До начала 1990-х гг. военная организация государства развивалась в условиях, когда практически не было ограничений на объем потребляемых

ею ресурсов. Более того, считалось нарушением неполное расходование выделенных средств, что в конечном счете приводило к нерациональным тратам, особенно в конце года. В условиях плановой системы большая часть потребностей войск (воинских формирований) удовлетворялась за счет централизованных поставок не только вооружения и военной техники, но и других материальных ресурсов. В низовом же звене (соединение, воинская часть) расходование бюджетных средств сводилось главным образом к выдаче денежного довольствия и заработной платы, которые своевременно переводились вышестоящим довольствующим органом на счета расходчиков (воинских частей). Финансирование войск осуществлялось, минуя казначейскую систему государства. Стоимостной и бухгалтерский учет имел крайне ограниченное применение.

В этих условиях военно-экономические отношения командования войск (воинских формирований) с субъектами Федерации, на территории которых они дислоцировались, носили ограниченный характер. Это обеспечивало экономическую и, как следствие, практически полную независимость войск (воинских формирований) от регионов.

Особенности современных финансово-экономических отношений войск с регионами. В последние годы возникла новая ситуация, связанная с тем, что:

- в России начали развиваться рыночные отношения, сопровождающиеся активизацией горизонтальных финансовых связей в регионах;

- в военном бюджете, существенно сократившемся, увеличилась относительная доля расходов на текущее содержание войск (воинских формирований) при одновременном существенном сокращении расходов на закупки вооружения и военной (специальной) техники и централизованных поставок материальных средств;

- стало нерегулярным и неполным текущее финансирование войск (воинских формирований), что повлекло за собой многомесячные задолженности бюджета;

- осуществился переход Вооруженных сил на казначейское исполнение военного бюджета. Это привело к существенному расширению и, что важно, коренному изменению характера финансово-экономических отношений войск с регионами.

Для настоящего времени наиболее характерными стали следующие явления:

1) существенно увеличился объем услуг воинским частям и учреждениям (поставки продуктов питания под гарантии оплаты, энергопотребление в долг и т. д.), предоставляемых региональными структурами различных форм собственности (включая церковные организации), в том числе на коммерческих условиях (например, коммерческие организации Республики Татарстан при поддержке руководства республики предлагают заняться финансированием Черноморского флота) [4, 11];

2) значительный объем экономической деятельности стала составлять реализация имущества, недвижимости, продуктов утилизации оружия и военной техники. Расширилась сфера предоставления платных услуг юридическим и физическим лицам (например, сдача в аренду помещений и транспортных средств, участие в уборке урожая, перевозка грузов, в том числе военно-транспортной авиацией);

3) субъекты Российской Федерации проявляют инициативу по оказанию помощи в осуществлении военной реформы, ликвидации задолженности федерального центра войскам;

4) проведение военной реформы и сокращение численности войск приводит к необходимости решения в регионах проблемы социально-экономической адаптации военнослужащих, т. е. их переобучения, трудоустройства, обеспечения жильем;

5) некоторые воинские формирования выполняют задачи двойного (гражданского и военного) назначения, что порождает необходимость урегулирования ряда вопросов, в том числе финансово-экономического характера;

6) обостряются претензии регионов, обусловленные экологическими факторами деятельности войск, в том числе связанными с уничтожением химического оружия, ликвидацией последствий пусков ракет на полигонах и по трассам полета ступеней (г. Чапаевск Самарской области, Республика Алтай, города Урала и др.). Это порождает необходимость финансирования мероприятий по профилактике заболеваний гражданского населения, ликвидации последствий экологически опасной военной деятельности;

7) военные конфликты и террористические акты приводят к значительной миграции населения, что усиливает проблемы национальных отношений, трудоустройства, социально-экономи-

ческой реабилитации беженцев и вынужденных переселенцев;

8) важный элемент реформирования военной организации России - создание единой или хотя бы скоординированной системы тылового и технического обеспечения силовых министерств и ведомств. Создание такой системы неизбежно затронет экономические интересы регионов;

9) передача регионам высвобождаемых военных городков и объектов инфраструктуры проходит с большими трудностями [9, 10]. Это, как правило, связано с невозможностью их использования или отсутствием у муниципальных органов власти средств для содержания объектов социально-культурного назначения;

10) сокращение объемов финансирования и заказов вооружения приводит к повышению социальной напряженности в промышленных регионах и в закрытых административно-территориальных образованиях. В акциях протеста в ряде регионов участвовали губернаторы (например, в Красноярске, Кемерове, Республике Алтай);

11) для лучшей управляемости и строгого соблюдения федеральных законов на всей территории страны в настоящее время определены и существуют восемь федеральных округов, которые находятся между областными властями и центром, составляя вертикаль власти, позволяющую осуществлять контроль за соблюдением федерального законодательства на всей территории Российской Федерации. Формально этим Президент России решил

лишь одну задачу - сократил число своих полномочных представителей с более чем 80 чел. (они были практически во всех регионах) до 8 - по одному в каждом федеральном округе.

Однако не исключено, что за внешней простотой решения скрывался весьма сильный и далеко идущий расчет. Полномочный представитель получил право координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем округе. В том числе координации деятельности правоохранительных и силовых структур. Местные начальники этих структур уходят из-под опеки региональных органов управления и получают право непосредственно взаимодействовать с полномочным представителем Президента РФ.

Полномочные представители Президента России в федеральных округах получают важные

контрольные и кадровые полномочия, право предлагать приостанавливать акты региональных органов исполнительной власти. Без визы полномочного представителя теперь не решается ни один вопрос. Еще больше возрастет их роль, когда им будут реально переподчинены все местные структуры федеральных министерств. И прежде всего - Минфина России с Федеральным казначейством.

Такого рода примеры иллюстрируют серьезное изменение характера экономических отношений регионов с войсками, усиление их влияния на военную безопасность России. Однако данная проблема, будучи комплексной, не находит должного отражения в политике принятия решений по военному строительству.

В условиях усиления влияния регионов на принятие решений, в том числе и федерального уровня, необходимо рассматривать проблему с финансово-экономических позиций, а также возможные военно-политические, национальные и иные последствия (сепаратизм регионов, усиление влияния руководителей субъектов Федерации на войска с переходом к претензиям на обладание ядерным оружием и пр.).

Игнорирование проблемы деформации военно-экономических и финансовых отношений в регионах может привести к чрезвычайно серьезным негативным военным, социально-экономическим и политическим последствиям, что представляет реальную угрозу национальной безопасности России.

В настоящее время становится очевидной необходимость более тесной координации усилий всех элементов военной системы в сфере военных финансов. Нужны структурные изменения в сфере управления военно-экономической деятельностью. Должен быть создан орган управления военным бюджетом (по аналогии с Главной военной прокуратурой). Аналогичное предложение уже выдвигалось и предлагалось на базе Совета Безопасности Российской Федерации создать управленческий орган, который осуществлял бы функции бюджетополучателя и распорядителя средств на военную организацию в целом.

Основные направления исследования вопросов взаимодействия и взаимозависимости элементов системы военно-экономических отношений в регионах. Для проведения военно-экономического анализа региональных военно-экономических отношений целесообразно сформировать систему

оценки, состоящую из двух основных информационно-аналитических блоков (см. рисунок), в которых будет накапливаться, систематизироваться и анализироваться:

- информация о внешнем окружении, т. е. показатели, характеризующие существующее положение и перспективы развития экономики и социально-политической системы региона;

- информация о военной инфраструктуре, расположенной в регионе.

Для исследования и анализа влияния региональных факторов на уровень военно-экономической безопасности страны предлагается ввести понятие военно-экономического потенциала региона, который будет рассматриваться не столько как составная часть оборонного потенциала страны, сколько как размер вклада региона в уровень оборонного потенциала государства.

Для того чтобы обоснованно оценить состояние военно-экономического потенциала региона, необходимо комплексно исследовать его элементы и выявить возможности их использования в военных целях. В ходе исследования необходимо учесть макроэкономические, социально-демографические, производственные и другие характеристики регионов, показатели, характеризующие процессы военно-гражданской интеграции.

Для этого необходимо выделить следующие группы показателей:

- экономический потенциал;

- демографический потенциал;

- производственный потенциал;

- интеллектуальный потенциал;

- инфраструктурный потенциал;

- территориальные и природно-климатические факторы;

- экологические факторы.

Оценка оборонного потенциала региона

Деятельность военной организации государства приводит к значительным изменениям в экономической и социальной сферах жизни общества. Поэтому оценка и прогнозирование характера экономических и социальных последствий данных действий является достаточно важным аспектом исследований.

Под социально-экономическими аспектами безопасности в рамках данного исследования понимаются те стороны жизнедеятельности общества, которые очевидным образом и в достаточной степени адекватно изменяются при изменении состояния оборонного потенциала страны и которые оказывают непосредственное влияние на внутреннюю стабильность и международное положение государства. В качестве таких сторон жизнедеятельности можно выделить характер общественной (хозяйственной) деятельности населения, уровень и структуру его профессиональной подготовки, демографическую ситуацию, политическую активность в обществе, уровень преступности, состояние общественной дисциплины и т. п.

Рассмотрение данных изменений целесообразно проводить в разрезе перечисленных ранее составляющих социально-экономического потенциала региона.

Рекомендации по оценке влияния принимаемых решений в области военного строительства на уровень социально-экономической безопасности региона (на примере оборонных производств). Российский оборонно-промышленный комплекс в силу его места и роли в экономике оказывает существенное влияние на общественную жизнь и безопасность государства. Он включает большое количество предприятий и организаций, на которых трудятся в настоящее время несколько миллионов человек.

Оборонные предприятия расположены в 71 из 89 субъектов РФ. Более половины его промышленного и научного потенциала находится в европейской части России.

Если в конце 1980-х гг. доля продукции военного назначения составляла

Исходная информация (базы данных)

Информация о социально-экономическом положении региона

Информация о военной инфраструктуре в регионе

Сопоставительный анализ

Оценка влияния военной деятельности на ситуацию в регионе

Схема оценкисистемырегиональныхвоенно-экономическихотношений

60 % от общего объема продукции оборонных предприятий, то по итогам 1993 г. - около 20 % с тенденцией к дальнейшему снижению (в настоящее время таких пессимистических тенденций уже не наблюдается). Эти изменения связаны прежде всего со снижением объемов финансирования государственного оборонного заказа (ГОЗ), которое явилось причиной не только структурных сдвигов в объемах выпускаемой продукции, но и спада производства.

Влияние снижения объемов финансирования государственного оборонного заказа на экономические и социальные аспекты безопасности проявляется, во-первых, в изменении экономических показателей в работе оборонной промышленности и, во-вторых, в изменении состояния социальной базы промышленного комплекса.

Между экономическими и социальными аспектами безопасности и объемами финансирования ГОЗ существуют причинно-следственные связи, суть которых состоит в следующем. Объем и характер государственного оборонного заказа непосредственно оказывают влияние на показатели и характер занятости населения страны. Сокращение ГОЗ приведет к высвобождению (увольнению) рабочей силы с предприятий, сокращению затрат предприятий на социальные нужды и т. п. То есть изменение занятости в оборонном комплексе промышленности является следствием изменения параметров ГОЗ. С другой стороны, изменение степени и характера (структуры) занятости населения ведет к изменению тех сторон жизнедеятельности общества, о которых было сказано ранее, являясь, по сути, их причиной [3, 5]. Таким образом, занятость населения является достаточно универсальным показателем, характеризующим последствия изменения ГОЗ. Поэтому формирование показателей, которые связывали бы параметры государственного оборонного заказа и характер занятости населения, является достаточно актуальной задачей.

По мнению авторов, к таким показателям следует отнести следующие:

- изменение занятости населения при изменении объема государственного оборонного заказа;

- изменение доли сектора в общем объеме работ по выполнению государственного оборонного заказа;

- степень специализации сектора на выполнении государственного оборонного заказа. Рассмотрим эти показатели подробнее.

1. Изменение занятости населения при изменении объема государственного оборонного заказа

№ = XASГОЗ,

где 1\к - показатель изменения занятости населения, тыс. чел.;

X - интенсивность изменения занятости при изменении объема государственного оборонного заказа, тыс. чел./ млрд руб.; ^ГОЗ - изменение объема государственного оборонного заказа, млрд руб. В то же время, учитывая неравномерность распределения ГОЗ по видам экономической деятельности (следовательно, различную интенсивность изменения занятости по секторам), целесообразно дополнительно учитывать также показатели изменения доли сектора в общем объеме работ по выполнению ГОЗ 5 и степень специализации сектора С.

2. Изменение доли отрасли в общем объеме работ по выполнению государственного оборонного заказа

5 = AV/АК,

с '

где АКс - изменение в сравнении с предыдущим годом объема работ по ГОЗ, выполняемого сектором, млрд руб.;

АК - изменение общего объема ГОЗ, млрд руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данный показатель позволяет оценить степень влияния изменения объема ГОЗ на состояние вида экономической деятельности и провести прогнозирование характера изменения занятости в нем.

3. Степень специализации сектора на выполнении государственного оборонного заказа

С = АК /АК',

сс

где АКс' - общий объем промышленного производства сектора (включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также серийное производство). Следует отметить, что при значении показателя С менее 5 % промышленные предприятия и виды экономической деятельности стремятся избавиться от выполнения военного заказа, поэтому контроль уровня этого показателя при составлении ГОЗ является достаточно важным условием.

Параметры государственного оборонного заказа непосредственным образом влияют на социально-экономические аспекты безопасности России. В качестве основного параметра ГОЗ следует выделить объем ассигнований на разработку и производство вооружения и военной техники. Изменение этого параметра приводит к адекватному

изменению характера и структуры занятости населения страны. Для оценки происходящих при этом изменений целесообразно применять показатель интенсивности изменения занятости населения, а также ряд дополнительных показателей: доля вида экономической деятельности в выполнении ГОЗ и степень специализации сектора при выполнении государственного оборонного заказа.

Реализация системы необходимых мер по восстановлению и укреплению роли оборонного комплекса в научно-технологическом, образовательном и социально-экономическом секторах жизнедеятельности России невозможна без нахождения путей оптимизации таких мер на уровне регионов. Разработанные конкретные предложения позволят активизировать и усилить региональные аспекты обеспечения военной и национальной безопасности, в том числе на основе предложенного инструментария сравнительной оценки показателей результативности деятельности оборонного сектора в регионах.

Список литературы

1. Батанов Д. В., Хрусталёв Е. Ю. Анализ и направления развития современных региональных военно-экономических отношений // Моделирование межрегиональных и межотраслевых взаимодействий: сборник трудов. Вып. 2. М.: ЦЭМИ РАН, 2006.

2. БендиковМ. А., ХрусталёвЕ.Ю. Основы государственной политики инновационного развития российской экономики // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2006. № 3.

3. Идзиев Г. И. Особенности управления промышленными предприятиями Республики Дагестан

в составе оборонно-промышленного комплекса // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011.№ 33.

4. Камбаров А. О. Опыт привлечения предприятий гражданского сектора экономики к обеспечению войск // Вооружение и экономика. 2011. № 1.

5. Козин М. Н. О необходимости структурной перестройки функционирования системы государственного оборонного заказа на региональном уровне // Региональная экономика: теория и практика.

2007. № 8.

6. Кривцов О. Ф. Совершенствование оборонно-промышленной политики государства и ее влияние на безопасность и эффективное социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации: организационный аспект. М.: АТиСО,

2008.

7. Хрусталёв Е. Ю. Вариант интенсификации процессов регионального развития // Моделирование региональных и отраслевых взаимодействий: сборник статей. М.: ЦЭМИ РАН, 2004.

8. Хрусталёв Е.Ю. Военно-экономические проблемы и региональная политика // ЭКО. 2005. № 5.

9. Хрусталёв Е.Ю. Экономические проблемы создания объектов двойного назначения инфраструктуры территорий регионов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2007, № 7.

10. Хрусталёв Е.Ю. Финансово-экономические аспекты формирования региональной инфраструктуры двойного назначения // Вооружение и экономика, 2008, № 1.

11. Чуб Б. А., Бандурин А. В. Система инвестиционных взаимоотношений в регионе на примере Республики Татарстан. М.: Наука и экономика, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.