Научная статья на тему 'Финансовый анализ механизма формирования военной инфраструктуры'

Финансовый анализ механизма формирования военной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТ / ИНФРАСТРУКТУРА / ОРГАНИЗАЦИЯ / МЕХАНИЗМ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хрусталёв Е. Ю.

В статье выполнен анализ процесса формирования бюджетной заявки, распределения ассигнований между компонентами военной организации РФ, а также технология разработки соответствующих документов программно-целевого планирования. Разработаны предложения по совершенствованию организационно-экономического механизма выделения финансовых средств на строительство объектов специального назначения военной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовый анализ механизма формирования военной инфраструктуры»

32 (74) - 2011

Бюджетная политика

УДК 336.58

ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ

о ,

ВОЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ*

Е. Ю. ХРУСТАЛЁВ,

доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник E-mail: [email protected] Центральный экономико-математический институт РАН

В статье выполнен анализ процесса формирования бюджетной заявки, распределения ассигнований между компонентами военной организации РФ, а также технология разработки соответствующих документов программно-целевого планирования. Разработаны предложения по совершенствованию организационно-экономического механизма выделения финансовых средств на строительство объектов специального назначения военной инфраструктуры.

Ключевые слова: финансирование, бюджет, инфраструктура, организация, механизм, программно-целевой подход.

Введение

Задача распределения бюджетных ассигнований на оперативное оборудование территории страны в интересах обороны между компонентами военной организации РФ и органами военного управления является одной из основных при подготовке бюджетной заявки на очередной финансовый год и формировании государственного оборонного заказа (ГОЗ) в части проектирования, строительства и развития объектов специального назначения.

При разработке технологии распределения целесообразно учесть, что аналогичные задачи ре-

* Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 10-06-00608).

шаются в практике программно-целевого развития вооружения и военной техники (ВВТ), в рамках которого уже выработана соответствующая методология принятия управленческих решений [1]. Более того, механизм распределения бюджетных ассигнований на создание объектов специального назначения непосредственно должен вытекать из принятых планов развития вооружения и военной техники, поскольку объекты военной инфраструктуры создаются в интересах обеспечения решения задач войсками, формированиями и органами, оснащенными образцами ВВТ, предусмотренными к созданию Государственной программой вооружения (ГПВ) [12].

Именно поэтому в системе программных документов, определяющих развитие военной организации российского государства, действуют различные федеральные целевые программы (рис. 1), основной из которых является ГПВ, с которой непосредственно связаны другие программы, в том числе и федеральная государственная программа оперативного оборудования территории страны в интересах обороны.

В связи с этим целесообразно рассмотреть основные положения механизма формирования бюджетной заявки и распределения ассигнований между компонентами военной организации РФ, принятого в рамках планирования развития вооружения.

Рис. 1. Система программных документов по военному строительству

Основные положения формирования бюджетной заявки и государственного оборонного заказа

Основным результатом программно-целевого планирования развития ВВТ является Государственная программа вооружения. Она является долгосрочным плановым документом на 10-летний период и разрабатывается для обеспечения координации работ министерств, ведомств и организаций по развитию вооружения, военной и специальной техники войск, воинских формирований и органов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне».

Государственная программа вооружения определяет направления и характер развития системы вооружения военной организации РФ, в состав которой входят системы вооружения различных

министерств и ведомств (Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ, Службы внешней разведки РФ).

Основной целью разработки ГПВ являются создание сбалансированного по срокам, ресурсам и возможностям промышленности плана оснащения вооруженных сил (ВС) и других войск Российской Федерации современными системами вооружения, военной и специальной техникой, поддержание в боеготовом состоянии (готовности к применению) существующих систем вооружений для защиты жизненно важных интересов РФ и ее границ от внешних и внутренних угроз, поддержание научно-технического задела для дальнейшего развития ВВТ и недопущения отставания в создании критических технологий. Все это и определяет механизм распределения финансовых ресурсов при формировании ГПВ, а также последовательности годовых государственных оборонных заказов, призванных реализовать на практике основные положения государственной программы вооружения.

Методологическая база, обеспечивающая подготовку ГПВ в современных условиях, структурно обеспечивает выполнение ряда взаимосвязанных этапов планирования:

- разработку исходных данных по целям (формирование оперативно-стратегических, научно-технических и военно-технических исходных данных), ресурсам и возможностям по реализации планов развития ВВТ (формирование технико-экономических исходных данных);

7х"

3

- оценку состояния систем вооружения на начало программного периода (количество и техническое состояние ВВТ, списание по техническому ресурсу, потребности в ремонте, эффективность системы вооружения, ее соответствие современным требованиям и т. п.);

- оценку возможностей прорывного развития компонентов перспективных средств вооруженной борьбы и выбор важнейших направлений научно-технического развития, в том числе в области создания технологий двойного применения;

- определение требований к системе вооружения на конец планового периода (какие задачи она должна будет решать, с какой эффективностью, каким должен быть уровень оснащенности организационно-штатных формирований и т. п.);

- военно-экономическое обоснование состава и тактико-технико-экономических характеристик средств перспективной системы вооружения и динамики их создания в плановый период;

- оценку ресурсообеспеченности (т. е. достигаемого уровня решения задач, исходя их прогнозируемого уровня финансирования развития системы вооружения) и, при необходимости, формирование уточненной системы задач;

- определение принципов реализации требований, предъявляемых к системе вооружения РФ на конец планового периода с учетом ее состояния (т. е. принципы развития системы вооружения в плановом периоде), и на этой основе определение целей разработки ГПВ и задач, которые должны быть решены за счет ее реализации;

- определение вариантов финансирования развития систем ВВТ на основе имеющегося прогноза объемов ассигнований.

При этом ГПВ является основанием для планирования не только расходов на развитие ВВТ, но и военных расходов государства в целом. На этапе ее разработки осуществляется первый цикл оптимизации военных расходов. В этом цикле на базе концепции национальной безопасности РФ и военной доктрины РФ определяются стратегические задачи военной организации РФ, задачи силовых структур, рассчитываются потребности в материальных и людских ресурсах, и с учетом данных макроэкономичес -кого прогноза формируется рациональная структура военных расходов за программный период в целом и по годам этого периода. Разрабатывается ГПВ,

как правило, на 10-летний период, обновляется и утверждается один раз в пять лет.

Государственный оборонный заказ (и предложения по военному бюджету) разрабатываются на каждый год программного планирования. В настоящее время в соответствии с Бюджетным кодексом РФ должен разрабатываться перспективный финансовый план на три года, из которых первый — год, на который составляется бюджет, следующие два — плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

Процесс формирования ГПВ, ГОЗ и военного бюджета представляет непрерывную последовательность взаимосвязанных действий военных и гражданских учреждений по научному обоснованию, разработке и согласованию проектов указанных документов и представлению их на утверждение в соответствующие органы государственной власти [3, 5, 6].

Участниками этого процесса в настоящее время являются органы государственной законодательной и исполнительной власти РФ — Федеральное Собрание Российской Федерации, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации (Минэкономразвития России и Минфин России), определяющие экономическую политику государства, а также органы исполнительной власти (Минобороны России, МВД России, ФСБ России, ФСО России, МЧС России и др.), осуществляющие функции заказывающих организаций и имеющие в своем подчинении научно-исследовательские и другие учреждения и предприятия, связанные с обоснованием и реализацией документов программного планирования.

Вместе с тем из перечня этих документов только закон о федеральном бюджете имеет статус федерального закона, который принимается Государственной Думой, утверждается Советом Федерации и подписывается Президентом РФ. Поэтому остальные документы по рангу ниже этого закона и должны приводиться в соответствие с ним.

Технология разработки документов программно-целевого планирования развития ВВТ и военных расходов, обеспечивающая комплексность и оптимальность (рациональность) каждого из них и место в ней бюджетной заявки на развитие ВВТ, приведена на рис. 2.

Бюджетная заявка является основным инструментом , обеспечивающим разработку предложений в проекты ГОЗ и военного бюджета на предстоящий год (срок бюджетной определенности) програм-

Концепция национальной безопасности РФ

Социально-экономический прогноз развития РФ. Допустимые уровни военных расходов, % ВВП

Основные положения военной доктрины РФ

Концепция строительства ВС РФ

Концепция строительства иных получателей средств на военные расходы

Программа других мероприятий по строительству ВС РФ

Государственная программа вооружения

Первый цикл оптимизации военных расхо,ф (за программный период) на этапе разработки программы

Планы (программы) других мероприятий по строительству иных получателей средств на военные расходы

С

Исполнение доходов и расходов каждого получателя средств на военные расходы за прошедшую часть программного периода

Уточненные приоритеты и перечень задач получателя средств на военные расходы на предстоящий год к моменту составления бюджетной заявки

Прогнозный объем выделения бюджетных средств каждому получателю средств на военные расходы в предстоящем году на момент составления бюджетной заявки

Предварительная бюджетная заявка на обеспечение других мероприятий по строительству ВС в г-м году программного периода

Предварительная бюджетная заявка на развитие ВВТ в г-м году программного периода

Расчетные показатели социально-экономического развития РФ на г-й год

Предварительная бюджетная заявка на обеспечение других мероприятий по строительству

иных получателей средств на военные расходы в г-м году программного периода "ТГГГГГГГГГГГГГГ^]

Рассмотрение заявок федеральными органами государственного управления. Формирование и выдача заказчикам индивидуальных данных для разработки ГОЗ

Уточненная бюджетная заявка на обеспечение других мероприятий по строительству ВС в г-м году программного периода

Уточненная бюджетная заявка на развитие ВВТ в г-м году программного периода

Уточненная бюджетная заявка

на обеспечение других мероприятий по строительству

иных получателей средств на военные расходы в г-м году программного периода

Второй цикл оптимизации военных расходов (н; I планируемый год) на этапе формирования предложений в ГОЗ

Предложения по основным показателям ГОЗ

Разработка проекта ГОЗ на г-й год программного периода

Третий цикл оптимизации военных расходов (на планируемый год) на этапе разработки проекта ГОЗ

Рис. 2. Технология разработки документов программно-целевого планирования

много периода, исходя из заданий утвержденной ГПВ, реальных результатов ее выполнения к предстоящему году и уточненного к этому времени прогноза показателей социально-экономического развития РФ в предстоящем году.

При ее составлении обычно учитывается возможное изменение перечня, объема и приоритетности задач, поставленных руководством страны перед ВС РФ и другими структурами, которые используют ВВТ, подлежащих решению в результа-

те выполнения ГОЗ, по сравнению с задачами, на выполнение которых были ориентированы утвержденная ГПВ и ее задания на предстоящий год [9].

Бюджетная заявка представляет собой результаты расчета потребностей военной организации РФ — потребителя ВВТ по бюджетному финансированию работ, направленных на разработку, производство и обеспечение эксплуатации ВВТ, включающему в себя финансирование:

- научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ по развитию продукции военного назначения, научно-технической и технологической базы;

- закупок вооружения, военной техники и военно-технического имущества;

- ремонта, изготовления вооружения и военной техники и военно-технического имущества на предприятиях ВС РФ и иных получателей средств на военные расходы;

- строительства специальных и других объектов для ВС РФ и других получателей средств на военные расходы.

Бюджетная заявка на развитие ВВТ содержит запросы компонентов военной организации, других получателей средств на военные расходы по финансированию указанных работ в оборонно-промышленном комплексе и на их собственных предприятиях и является частью бюджетной заявки Минобороны России и других получателей средств на военные расходы, направляемой в Рособо-ронзаказ, Минэкономразвития России и Минфин России для учета при разработке проектов ГОЗ и военного бюджета на предстоящий год.

Таким образом, указанная заявка отражает требуемый объем ассигнований на развитие ВВТ в предстоящем году в зависимости от складывающейся экономической ситуации в стране и формируется с учетом предыстории реализации текущей программы вооружения. С учетом этой заявки, исходя из заданий программ других мероприятий по строительству военной организации и иных получателей средств на военные расходы, должны быть сформированы бюджетные заявки по обеспечению других мероприятий по строительству вооруженных сил и иных получателей средств на военные расходы в предстоящем году (отрезке планирования).

Формирование бюджетных заявок (см. рис. 2), представляет собой итерационный процесс. Этот этап объединяет второй цикл работ по оптимизации военных расходов (на предстоящий год). На базе этих заявок уточняются предложения по основным

показателям ГОЗ. После утверждения органами государственной и исполнительной власти РФ предложений по этим показателям осуществляется разработка проекта ГОЗ на предстоящий год. На этом этапе выполняется третий цикл оптимизации военных расходов.

Цели оптимизации военных расходов зависят от цикла, на котором она проводится.

Для первого цикла целями оптимизации являются:

- определение рациональных составов ВВТ и соотношений затрат между разделами ГПВ и по направлениям расходования средств на развитие ВВТ (НИОКР, серийные поставки и т.д.) по годам программного периода и за программу в целом;

- определение рациональных соотношений затрат на выполнение ГПВ и программ других мероприятий по строительству Вооруженных сил и иных получателей средств на военные расходы по годам программного периода и за программный период в целом.

Для второго цикла это:

- уточнение рациональных соотношений между направлениями расходования средств, прогнозируемых к выделению на военные нужды в предстоящем году всем субъектам планирования;

- обоснование предложений по основным показателям ГОЗ.

Для третьего цикла целями оптимизации являются:

- обоснование рациональной номенклатуры поставок продукции, работ, услуг различного назначения для всех получателей средств на военные расходы в предстоящем году;

- определение рациональных объемов выделения финансовых средств по направлениям расходования;

- определение рациональных величин контрактных цен на продукцию, работы, услуги, предусмотренные ГОЗ, и отбор наиболее подходящих исполнителей отдельных позиций ГОЗ. Методологической основой формирования

программно-целевого планирования развития ВВТ и формирования бюджетной заявки служит методология военно-экономического анализа [2, 4, 8], основные положения которого применимы и к проблеме распределения бюджетных ассигнований на развитие объектов специального назначения военной инфраструктуры между компонентами военной организации РФ и органами военного управления.

Предложения по механизму распределения бюджетных ассигнований на развитие объектов специального назначения военной инфраструктуры

Современный организационно-экономический механизм распределения должен охватывать две категории ассигнований:

- на капитальное строительство под монтаж ВВТ;

- на создание других объектов военной инфраструктуры специального назначения, обеспечивающих выполнение задач военной организации.

Суть механизма распределения ассигнований на капитальное строительство под монтаж ВВТ заключается в учете всех видов затрат, сопутствующих постановке на вооружение образцов ВВТ в соответствующие компоненты военной организации РФ. Для этого на основе анализа данных государственной программы вооружения формируется перечень работ в части создания объектов военной инфраструктуры специального назначения на соответствующий год программного периода.

Фактически этот перечень позволяет прогнозировать динамику затрат на капитальное строительство под монтаж ВВТ, поскольку в ГПВ указаны размеры ассигнований и генеральные заказчики, в интересах которых выполняется та или иная работа. Таким образом, проблем с распределением ассигнований на капитальное строительство под монтаж ВВТ не должно быть, тем более что статус ГПВ обеспечивает правовую основу для выделения ассигнований при формировании очередного государственного оборонного заказа на предусмотренные в ней работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что касается ассигнований на создание других объектов военной инфраструктуры специального назначения, которые не определены в тех или иных программах и планах, то здесь более актуальной является задача поиска внебюджетных источников финансирования, поскольку, как показывает практика, при формировании бюджетных заявок на очередной финансовый год добиться выделения ассигнований на создание дополнительных объектов, в том числе относящихся к военной инфраструктуре, очень сложно.

Финансирование мероприятий по оперативному оборудованию территории РФ в интересах обороны обусловлено принятым в государстве единым порядком. При этом требуемый уровень оперативного оборудования устанавливается в соответствии с планами применения ВС РФ, для обеспечения которого Генеральным штабом ВС РФ

разрабатывается федеральная государственная программа «Оперативное оборудование территории РФ», предполагаемая к финансированию за счет средств федерального бюджета.

Поскольку разработка такой программы осуществляется в условиях существенных бюджетных ограничений, то обеспечить создание такого количества объектов военной инфраструктуры специального назначения, которое требуется в соответствии с планами применения ВС РФ, практически невозможно. В связи с этим возникает необходимость поиска способов создания тех объектов, которые не включены в соответствующие планы из-за недостатка финансовых средств, но создание которых целесообразно.

В настоящее время единственным источником финансирования всех видов объектов инфраструктуры являются плановые ассигнования, выделяемые федеральными органами исполнительной власти из федерального бюджета по разделам функциональной классификации «Национальная оборона», «Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства», «Промышленность, энергетика и строительство». При этом следует иметь в виду, что в соответствии с ведомственной классификацией расходов федерального бюджета расходы на «Строительство специальных и других объектов», в том числе «Специальные объекты», предусмотрены только в Минобороны России.

Таким образом, в условиях, когда в утвержденных плановых документах создание объектов военной инфраструктуры двойного назначения не предусмотрено, требуется разработка технико-экономического обоснования, методологической основой которого, как уже указывалось, является военно-экономический анализ. Такое технико-экономическое обоснование должно проводиться соответствующими органами военного управления в рамках формирования бюджетной заявки на очередной финансовый год.

При этом определение эффективности в рамках прямой или обратной задачи оптимизации для объектов военной инфраструктуры должно осуществляться с учетом значимости тех или иных объектов, т. е. их «веса» в приросте оперативных и технических характеристик данного вида боевых действий. Значимость таких объектов должны определять органы военного управления при формировании бюджетных заявок в части капитальных вложений для оперативного оборудования территории России. Для этого до начала разработки бюджетной заявки на очередной период должны

рассчитываться соответствующие показатели значимости применительно к каждому объекту инфраструктуры в каждой расчетной единице.

Определение значимости конкретных объектов военной инфраструктуры должно осуществляться в направлении от органов низшего уровня управления к органам высшего ее уровня путем взвешивания соответствующих оценок значимости в процессе формирования проектов планов капитальных вложений [13]:

Р. = Р Р . Р ,

г хг уг &

где Р. — значимость конкретного объекта военной инфраструктуры г-го вида оперативных и технических характеристик, создание которого предполагается к включению в Государственный оборонный заказ;

Р , Р , Р . — значимость оперативных и технических характеристик конкретного объекта военной инфраструктуры г-го вида, определенная, соответственно, застройщиками на местах, заказчиками и органами системы распределения капитальных вложений. Особенности объектов военной инфраструктуры специального назначения приводят к тому, что многие объекты военной инфраструктуры, предполагаемые к включению в государственный оборонный заказ, способны удовлетворить различные оперативные и технические потребности. В этом случае совокупный вклад данного объекта военной инфраструктуры будет равен сумме вкладов каждого его свойства

ПгЪ П»

к

где П — полезность у-го объекта военной инфраструктуры;

к — общее количество оперативных и технических характеристик;

Пк — вкладу-го объекта военной инфраструктуры в прирост к-го вида оперативных и технических характеристик. Имея показатели полезности (показатели потенциала) по всем объектам военной инфраструктуры, можно определить приоритетность их включения в проекты бюджетных заявок.

При определении вклада тех или иных объектов военной инфраструктуры специального назначения необходимо учитывать, что для решения военной организацией РФ задач в условиях противостояния зарубежным армиям, оснащенным перспективным оружием и превосходящим по численности, в системе вооружения приоритетное значение имеют [7, 10, 11]:

- система ядерного сдерживания — для сдерживания ядерных держав от развязывания ядерной войны и государств (их коалиций), обладающих превосходством в обычных вооружениях, от широкомасштабной неядерной агрессии;

- система неядерного сдерживания — для сдерживания возможного агрессора от развязывания региональных конфликтов и гибкого реагирования для локализации и ликвидации конфликтов малой интенсивности;

- система средств мобильных сил, обеспечивающих оперативное наращивание сил при локализации и ликвидации военных конфликтов;

- система средств информационной войны—для противодействия противнику в информационной войне.

В последнее время с учетом активизации глобальной террористической деятельности особое внимание уделяется проблемам борьбы с терроризмом , что создает предпосылки для включения в государственный оборонный заказ работ по созданию объектов военной инфраструктуры специального назначения, прямо или косвенно связанных с антитеррористической деятельностью.

Заключение

В настоящее время оперативное оборудование территории РФ для обороны нельзя считать соответствующим требованиям военной безопасности страны. Запланированные работы выполнялись не всегда удовлетворительно, главным образом потому, что их финансирование отставало от требуемых объемов.

Действительно, проблема финансирования развития военной инфраструктуры заключается в том, что реальный объем требуемых для этого средств по различным причинам больше как расчетных значений, так и выделяемых на эти цели ассигнований из федерального бюджета. Это обусловлено многими причинами, но прежде всего тем, что в настоящее время доходная часть федерального бюджета формируется в основном только за счет экспорта сырьевых ресурсов. Колебания цен на эти ресурсы и другие негативные факторы способствуют повышению вероятности возникновения ситуации, при которой те или иные бюджетные расходы, в том числе по программе оперативного оборудования территории РФ в интересах обороны, не будут обеспечены потребными финансовыми ресурсами.

Механизм расчета и распределения бюджетных ассигнований должен работать с их двумя основными категориями:

- во-первых, на строительство под монтаж ВВТ;

- во-вторых, на создание других объектов военной инфраструктуры, возможно двойного применения.

При этом основными направлениями работ

следует считать:

- сохранение потенциала объектов оборонной инфраструктуры;

- расширение сферы их использования, как в интересах национальной безопасности, так и в других целях;

- строительство минимального количества важнейших новых объектов, гарантированно укладывающегося в ожидаемые объемы ассигнований, с приоритетом многоцелевого использования этих объектов;

- формирование организационно-экономических и правовых процедур создания и использования объектов оборонной инфраструктуры как элементов системы многоцелевого назначения.

Список литературы

1. Буренок В. М, Лавринов Г. А, Хрусталёв Е. Ю. Механизмы управления производством продукции военного назначения. М.: Наука, 2006.

2. Викулов С. Ф, Хрусталёв Е. Ю. Методология моделирования и анализа экономического обеспечения современного военного строительства. М.: МАОН, 2011.

3. Викулов С. Ф., Хрусталёв Е. Ю. Методы оценки военно-экономической эффективности военного строительства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 21.

4. Викулов С. Ф, Хрусталёв Е. Ю. Проблемы военной экономики // Вооружение. Политика. Конверсия. 2010. № 6.

5. Военный бюджет государства: методы обоснования и сравнительного анализа. М.: Военное издательство, 2000.

6. Военно-экономический анализ в экономике военного строительства: современные проблемы и тенденции развития / под ред. С. Ф. Викулова. М.: Военное издательство, 2007.

7. Коваленко А. Т., Шиленко Н. И., Хрусталёв Е. Ю. Экономические проблемы развития военного потенциала России // Экономическая наука современной России. 2004. № 3.

8. Лавринов Г. А, Хрусталёв Е. Ю. Рыночный механизм размещения заказов на разработку наукоемкой продукции военного назначения // Вооружение. Политика. Конверсия. 2005. № 4.

9. Методы планирования размещения объектов инфраструктуры в целях обороны РФ. М.: АПВЭФ, 2003.

10. Хрусталёв Е. Ю. Концептуальный подход к анализу процессов экономического обеспечения военной безопасности государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 35.

11. Хрусталёв Е. Ю. Экономические проблемы военной безопасности России. М.: Наука, 2005.

12. Цымбал В. И., Хрусталёв Е. Ю. Проблемы финансирования военной организации государства // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 4.

13. Шиленко Н. И. Информационно-математическая технология анализа капитальных вложений на развитие производственной инфраструктуры // Математические и инструментальные средства экономических систем в условиях информатизации общества. М. : МЭСИ, 2004.

22 сентября 2011 г. в Москве CNews Conferences и CNews Analytics проведут конференцию

«ИКТ в госсекторе: на пути к информационному обществу»

Информационная поддержка — Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

Основные вопросы конференции: Нужны ли России национальная программная платформа и национальная платежная система? Готово ли российское общество к тотальной информатизации всех сфер государственной жизни? Способно ли российское ИТ-сообщество реализовать поставленные государством ИТ-задачи? Когда ожидать первых результатов от «Информационного общества»?

За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефонам: +7 (495) 363-11-57, 5078, 5077, 5035, 5087 либо e-mail: [email protected] Айвазов Армен, Серова Елена, Четвернин Алексей, Крысина Ольга http://events.cnews.ru/

7х"

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.