Научная статья на тему 'Методология оценки оборонного и военно-экономического потенциалов государства'

Методология оценки оборонного и военно-экономического потенциалов государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2713
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВОЕННАЯ ЭКОНОМИКА / ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ВОЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Викулов С. Ф., Хрусталёв Е. Ю.

В статье на основе предложенного определения потенциала изложены структурные элементы и методология оценки оборонного и военно-экономического потенциалов государства, а также сформулированы предложения по их укреплению. Отмечено, что предпринимаемые меры для улучшения положения Вооруженных сил РФ и оборонно-промышленного комплекса представляются недостаточными. Сложившаяся критическая ситуация требует осуществления более радикальных шагов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология оценки оборонного и военно-экономического потенциалов государства»

ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ

29 (218) - 2013

УДК 355.013.1

методология оценки оборонного и военно-экономического потенциалов государства*

С. Ф. ВИКУЛОВ,

доктор экономических наук, профессор,

президент Академии проблем военной экономики и финансов, председатель специализированного Экспертного совета ВАК по военно-гуманитарным наукам, заслуженный деятель науки РФ E-mail: Sergviculov@yandex. ru Е. Ю. ХРУСТАЛЁВ,

доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник E-mail: stalev@cemi. rssi. ru

Центральный экономико-математический институт РАН

В статье на основе предложенного определения потенциала изложены структурные элементы и методология оценки оборонного и военно-экономического потенциалов государства, а также сформулированы предложения по их укреплению. Отмечено, что предпринимаемые меры для улучшения положения Вооруженных сил РФ и оборонно-промышленного комплекса представляются недостаточными. Сложившаяся критическая ситуация требует осуществления более радикальных шагов.

Ключевые слова: национальная безопасность, военная экономика, военная организация, вооруженные силы, оборонно-промышленный комплекс, военная инфраструктура, вооруженный конфликт.

Введение. Россия — богатейшая страна, она располагает огромными ресурсами — трудовыми, интеллектуальными, научно-техническими, производственными, природными — для ускорения социально-экономического развития, создания конкурентоспособной экономики. Национальные интересы настоятельно требуют разработки и осу-

* Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 12-06-00209-а).

2 -

ществления комплекса мер, которые в совокупности обеспечили бы эффективное использование имеющихся ресурсов в целях экономического прогресса, увеличения и укрепления военно-экономического и оборонного потенциалов.

По указанным причинам исследование проблем оценки и сбалансированного развития оборонного и военно-экономического потенциалов относится к числу важнейших научных проблем. Особая ее актуальность для России определяется сложившимся значительным разрывом в сравнении с развитыми странами между потребностями и реально выделяемыми ресурсами для поддержания потенциалов на уровне современных требований. Величина дефицита ресурсов в немалой степени зависит от сформировавшихся в обществе представлений, в том числе теоретических, о роли и месте военной организации (Вооруженных сил РФ, в частности) в системе национальной безопасности страны, об объективных потребностях и конечной результативности ее деятельности в реально сложившихся геостратегических, культурно-исторических и экономико-технологических условиях.

Исследования показывают, что действенность финансово-экономического обеспечения строительства Вооруженных сил РФ возможна лишь при достижении определенных экономических показателей. В качестве основного макроэкономического показателя наиболее предпочтителен показатель «уровень расходов на национальную оборону от валового внутреннего продукта», определенный в размере 3,5 % ВВП. Доведение величины военных расходов до указанного уровня и обеспечение соответствующего повышения ресурсообеспечен-ности Вооруженных сил РФ представляют собой приоритетные задачи военного строительства до 2013 г. В последующие годы предлагается считать отвечающим специфическим условиям России уровень ежегодных затрат на оборону в размере 4,5—5 % ВВП с учетом прогнозируемого роста ВВП в размере 3—4 % в год.

Одним из решающих требований к перспективному облику Вооруженных сил РФ является непрерывное повышение уровня профессионального мастерства кадрового состава, начиная с их комплектования. Кроме того, в условиях усиления влияния регионов на принятие решений в области военного строительства должны быть исследованы проблемы военно-региональной политики.

Сущность категорий «оборонный потенциал» и «военно-экономический потенциал». Понятие «потенциал» (от латинского «рМепНа» — возможность, мощность) широко используется в научной литературе по военной тематике. Различают, например, оборонный, военный, ядерный, экономический, военно-экономический и многие другие потенциалы. Потенциал определяется как «средства, запасы, источники, возможности, которые имеются в наличии и могут быть использованы для достижения определенных целей, решения каких-либо задач» [5].

Однако при практическом использовании этого термина возникают многочисленные сложности, связанные с различиями в его толкованиях. Эти различия касаются содержания понятия конкретного потенциала, его структуры и характеристик отдельных элементов, закономерностей его развития, путей и способов превращения возможностей в реальную мощь и др.

Поэтому в литературе встречаются разные определения понятия «оборонный потенциал» [1, 6—8, 11, 12, 19, 20, 23]. С позиций военной науки оборонный потенциал можно определить как

совокупность людских, материальных, военных, политических и иных объективно существующих возможностей государства, а также его способность мобилизовать и использовать эти возможности для обеспечения обороноспособности страны, достижения конечных целей войны.

В структурном отношении оборонный потенциал государства представляет сложную систему, элементы которой тесно взаимосвязаны, имеют количественные и качественные характеристики. Важнейшими элементами этой системы являются военный, военно-экономический, научно-технический, политический, морально-психологический потенциалы.

В структуре оборонного потенциала государства особое место занимает собственно военный потенциал, который в своей основе воплощается в боевом потенциале Вооруженных сил РФ, отражает способность обеспечить обороноспособность страны. Будучи неразрывно связанным с военно-экономическим, научно-техническим, политическим и иными потенциалами, военный потенциал в решающей степени определяет оборонную мощь государства.

Оборонный потенциал страны в значительной степени зависит от политики государства, способности его политической системы мобилизовать и эффективно использовать существующие людские, материальные, финансовые и иные возможности страны в интересах укрепления ее обороноспособности.

В оборонном потенциале государства значительную роль играет его важнейший элемент — военно-экономический потенциал (ВЭП). Экономика является материально-технической базой оборонных приготовлений. При прочих равных условиях очевидно, что чем выше экономические возможности государства, тем выше и его оборонный потенциал. Поэтому для определения оборонного потенциала страны, выявления ее экономических возможностей по обеспечению военного строительства и содержания Вооруженных сил РФ первостепенное значение имеет изучение масштабов, уровня развития и структуры материального производства и существующих объективных предпосылок расширения военно-экономической деятельности в случае чрезвычайных обстоятельств.

Конкретные формы взаимоотношений между оборонным строительством, Вооруженными силами РФ и экономикой исторически меняются в

зависимости от общего уровня развития производительных сил, состояния военного дела и других факторов. В войнах XX в. (прежде всего мировых) появилось качественно новое соотношение между экономикой и ходом военных действий [4, 17, 18]. Если в прошлом материальные потребности войны удовлетворялись, главным образом, за счет ранее накопленного вооружения, военной техники и других материальных запасов, то в ходе Первой и Второй мировых войн они удовлетворялись большей частью за счет текущего производства. Причем для этого потребовалось проведение широкой мобилизации экономики.

Появление ракетно-ядерного и других видов современного оружия с их колоссальной разрушительной силой, способностью не только наносить огромный урон войскам на поле боя, но и выводить из строя крупные экономические объекты и комплексы в глубоком тылу привело к новым качественным изменениям во взаимоотношениях между военным строительством и экономикой [9, 14—16]. Зависимость оборонного потенциала, хода и исхода военных действий от соотношения экономических возможностей противников намного усложнилась и усилилась. Изменились и требования к экономике. В годы «холодной войны» помимо значительного увеличения размеров и изменения структуры материальных потребностей вооруженных сил появилась необходимость в создании крупного и перманентно функционирующего военного сектора экономики, заблаговременном создании значительных запасов вооружения и военной техники, запасов стратегических материалов и др.

За последнее десятилетие в ведущих странах мира в связи с кардинальными изменениями международной военно-политической, экономической и военно-технической ситуации военные реформы осуществляются с различной степенью глубины и различными темпами. Эти реформы касаются всех сторон военной деятельности, в том числе военно-экономической [2, 10, 22]. Во многих странах происходит интенсивное реформирование военной экономики, причем важнейшим его направлением стало усиление взаимосвязи между военным и гражданским секторами экономики. Разрабатываются новые концептуальные подходы к военно-экономической деятельности. Например, в США стали актуальными концепция перехода от специализированной военно-экономической базы к «экономической базе для нужд обороны» и концеп-

ция развития «военно-гражданской интеграции».

Военно-гражданская интеграция означает взаимопроникновение военных и гражданских секторов экономики, обеспечение взаимовыгодного обмена технологическими разработками и организационно-управленческим опытом, разработку технологий и изделий двойного применения.

Опыт подготовки и ведение прошлых войн показывает, что в случае необходимости размеры оборонных приготовлений существенно расширяются. Однако они не могут быть увеличены безгранично. В любом государстве в каждый конкретный период объективно существует возможный верхний предел использования ограниченных экономических ресурсов в оборонных целях, что определяется его ВЭП.

Сущность категории ВЭП в российской и зарубежной литературе определяется по-разному. Например, ВЭП трактуется как «максимум материальных средств, выделяемых государством на военное потребление», как «часть экономического потенциала, которая используется непосредственно для удовлетворения потребностей вооруженных сил», как «способность экономики обеспечить непосредственные нужды вооруженных сил как в мирное, так и военное время» и др. Некоторые авторы вообще отказываются от понятия военно-экономический потенциал и для характеристики военно-экономических возможностей страны применяют только понятие «экономический потенциал» исходя из того, что для экономического обеспечения подготовки и ведения войн должны использоваться все экономические возможности страны.

Встречаются существенные расхождения не только в определении сущности ВЭП, но и в отношении состава его основных элементов. Расхождения отмечаются и по вопросу о взаимоотношениях ВЭП с другими потенциалами.

Существующие различия в определении ВЭП, его структуры и взаимосвязи с другими потенциалами подчеркивают исключительную сложность ВЭП как явления реальной действительности. Определение и структуризация ВЭП, выделение его главных элементов, определяющих его размеры, характер, тенденции развития, возможные способы наращивания и использования являются одной из важнейших теоретических и методологических проблем исследования ВЭП, оценки его роли и места в оборонном потенциале государства.

Военно-экономический потенциал государства можно определить как максимальный уровень эко-

номического обеспечения конкретных потребностей вооруженных сил, подготовки и ведения войн, который может быть достигнут в определенные сроки при наиболее напряженном использовании производительных сил страны в военных целях и допустимо низком уровне удовлетворения гражданских потребностей. ВЭП государства определяется его общим экономическим потенциалом. Ни одна страна не может даже в ходе большой войны использовать весь свой экономический потенциал для удовлетворения военных нужд. Прежде чем направить те или иные ресурсы на военные цели, государство должно удовлетворить хотя бы в минимальном размере свои гражданские потребности, которые изменяются с развитием производительных сил и имеют свои национальные особенности, вызванные конкретными условиями развития страны. Исходя из этого определяется максимальная часть экономического потенциала, которая может быть использована в военных целях.

Категория ВЭП характеризует объективно существующие у государства максимальные возможности увеличения военно-экономических приготовлений. В каждом конкретном случае степень практического использования этих возможностей, уровень их превращения в реальную военно-экономическую мощь определяются многими причинами: военно-политическими, экономическими и военно-техническими.

В мирное время в военных целях используется значительно меньшая часть ВЭП, чем в условиях войны. В наибольшей степени ВЭП реализуется в условиях крупномасштабной войны, когда осуществляется всеобщая мобилизация хозяйства страны, его перевод на военное положение в целях максимального удовлетворения потребностей войны.

Превращение ВЭП в реальную военно-экономическую мощь происходит через военную экономику, которая нацелена на производство многочисленных видов продукции военного назначения, в первую очередь вооружения и военной техники. Военную экономику условно можно считать активной частью ВЭП, ибо производственный аппарат действующих военных предприятий обеспечивает удовлетворение конкретных военных потребностей. Функционирование этих предприятий уже означает реализацию ВЭП. Неиспользуемые же в каждое конкретное время в военных целях потенциальные военно-экономические возможности страны можно считать пассивной частью ВЭП. Практическое использова-

ние пассивной части ВЭП осуществляется путем ее переключения на военные рельсы, расширения военной экономики. Таким образом, реализация ВЭП связана с развитием военной экономики, границы которой эластичны в рамках ВЭП страны.

Соотношение между активной и пассивной частью ВЭП в разных странах или в одной и той же стране в разном периоде может быть различным. Страна с крупным ВЭП может уступать по уровню развития военной экономики стране с меньшим ВЭП. Деление ВЭП на активную и пассивную части имеет важное методическое значение с точки зрения возможностей мобилизационного развертывания хозяйства в чрезвычайных условиях. Страна с относительно большей активной частью ВЭП имеет возможность быстрее в значительно больших размерах осуществить мобилизационное развертывание экономики в оборонных целях, чем страна, у которой эта часть ВЭП относительно меньше. Однако возможные максимальные масштабы развития военной экономики, производства продукции оборонного назначения при прочих равных условиях определяются размерами ВЭП страны.

Основные элементы оборонного потенциала и их характеристика. Масштабы оборонного потенциала государства определяются количественными и качественными характеристиками его вооруженных сил и производительных сил: людских ресурсов, производственных мощностей, их структуры и территориального размещения, инфраструктуры, обеспеченности природными ресурсами (особенно основными видами сырья и топлива), сельского хозяйства, транспорта и связи, уровня развития науки и техники, размеров национального богатства, запасов золота и иностранной валюты, стратегических резервов различных материальных средств и др. Эти элементы неразрывно связаны между собой, их роль и значение в оборонном потенциале исторически меняются.

Для того чтобы достаточно обоснованно оценить оборонный потенциал, необходимо комплексно исследовать его главные элементы, в том числе выявить максимальные возможности их использования в военных целях. Оценка качественных и количественных аспектов оборонного потенциала в целом и его важнейших элементов относится к числу недостаточно разработанных в теоретическом и практическом плане проблем. Решение этой чрезвычайно сложной проблемы требует применения целого ряда критериев, стоимостных и

натуральных показателей, статистических и экономико-математических методов, экспертных оценок и др. В процессе исследования каждого элемента оборонного потенциала возникает необходимость использовать особые критерии и показатели. Например, важнейшим показателем оценки состояния людских ресурсов, которые всегда были и остаются важнейшим элементом оборонного и военно-экономического потенциала, является численность населения. В отличие от других стран мира численность населения России в последнее десятилетие сокращается. Эта тенденция, очевидно, сохранится и в ближайшие годы.

С точки зрения оборонной безопасности большое значение имеют не только количественные показатели, но и качественные критерии. Важнейшими среди них являются: здоровье населения, его общеобразовательный уровень и морально-психологическое состояние, возрастная структура в целом и трудоспособного контингента в частности, квалификационно-профессиональный состав трудовых ресурсов.

В 1990-х гг. в России происходило резкое ухудшение качественных показателей населения. Быстро росло число людей с тяжелыми заболеваниями, сокращалась средняя продолжительность жизни (которая сейчас для мужчины составляет чуть более 60 лет, что является чрезвычайно низким показателем среди промышленно развитых стран). Существующие в стране трудовые ресурсы используются крайне неэффективно. Наблюдается рост зарегистрированной и скрытой безработицы, падает производительность труда, происходит «утечка умов» в зарубежные страны, вслед за учеными уезжают квалифицированные рабочие, их места занимают трудовые мигранты.

В целом в России складывается неблагополучная ситуация с точки зрения трудоресурсной безопасности. Тревожные тенденции в использовании людских ресурсов сказываются как на Вооруженных силах РФ, так и на военной экономике. Это не может не оказывать отрицательного влияния на военное строительство и оборонный потенциал страны.

В современных условиях оборонный потенциал в значительной степени зависит от промышленного потенциала страны. Для его количественной характеристики используются различные стоимостные и натуральные показатели, которые позволяют оценить максимальные производственные мощности страны по выпуску тех или иных видов продукции,

в том числе и военного назначения. Качественное состояние промышленности характеризуют такие показатели, как производительность труда, степень механизации и автоматизации производственного процесса, наукоемкость, фондовооруженность и энерговооруженность труда. По этим показателям в России в годы реформ произошло резкое ухудшение состояния промышленности. Объем выпускаемой промышленной продукции сократился, за это же время существенно уменьшилась доля России в мировом промышленном производстве.

Продолжаются опасные процессы физического и морального износа основных производственных фондов, потери конкурентоспособности целых секторов экономики. Наблюдается явная тенденция деиндустриализации страны, налицо неблагоприятные изменения в структуре промышленного производства: резкое уменьшение в нем доли обрабатывающей промышленности и значительное увеличение доли сырьевых секторов. Происходящие неблагоприятные изменения в промышленности неизбежно ведут к ослаблению материальной базы обороноспособности страны, а в долгосрочной перспективе могут создать критическую ситуацию с точки зрения экономического обеспечения оборонного строительства.

В структуре оборонного потенциала должна возрастать роль науки и техники. Научно-технический потенциал стал одним из ключевых факторов, определяющих оборонную мощь государства. Исследование научно-технического потенциала осложняется специфическими особенностями его развития. Дело в том, что отсутствует приемлемый единый критерий оценки общего уровня научно-технического развития. В самом общем виде научно-технический потенциал как элемент оборонного потенциала можно оценить возможностью страны по созданию качественно новых вооружений с использованием новейших научных достижений и передовых технологий. Научно-технический потенциал определяется не только общим уровнем развития науки и техники, но и его структурой, а также способностью технической базы к освоению новейших научно-технических достижений. Создание современных сложных систем оружия требует широкого развертывания НИОКР в целом ряде областей знаний и высокого технологического уровня производственной базы. Важными количественными показателями оценки научно-технического потенциала служат масштабы и структура прово-

димых НИОКР, численность и уровень подготовки научных и инженерно-технических кадров, материально-техническая база научных исследований.

В последние десятилетия многократно уменьшились расходы России на НИОКР, существенно ослабла научно-техническая база, произошла деградация системы науки и техники. С огромными негативными последствиями связан наблюдаемый за последние годы процесс массового выезда в зарубежные страны наших наиболее перспективных ученых. Об опасных масштабах «утечки умов» говорит тот факт, что начиная с 1990 г. Россию покинули 80 % математиков и 50 % физиков. Сейчас, когда на первый план выходят качественные параметры развития, негативные изменения в научно-технической сфере представляют значительную угрозу для оборонной безопасности России.

Элементы оборонного потенциала функционируют и развиваются не изолированно, а в тесной взаимосвязи, причем как в рамках отдельных стран, так и на мировой арене. При этом глобализация мировой экономики сопровождается усилением взаимодействия оборонных потенциалов отдельных стран. Вхождение России в мировую экономику, расширение ее экономических связей с другими странами могут иметь для оборонного потенциала страны как положительные, так и негативные последствия. Например, для экономического обеспечения обороноспособности в долгосрочном плане серьезной угрозой стала наша продовольственная зависимость от зарубежных поставок. Россия превратилась в страну, прямо зависимую от импорта многочисленных базовых видов продовольствия.

Для национальной безопасности России значительную опасность представляют и такие факторы, как ее огромная внешняя задолженность, рост финансово-экономической зависимости от Запада, окончательное превращение страны в топливно-сырьевой придаток развитых государств, «бегство» капиталов из страны.

В процессе оценки оборонного потенциала нельзя ограничиваться только исследованием текущего состояния его основных элементов. Это особенно справедливо для современной России, экономика которой на протяжении двух десятилетий находилась в глубоком кризисе. Поэтому текущие статистические показатели неадекватно отражают потенциальные возможности страны. После длительного и тяжелого спада в последнее время начался процесс выхода из кризиса, роста экономики,

увеличения объемов ВВП и производства промышленной продукции. Россия все еще располагает достаточными возможностями для быстрого развития экономики и укрепления оборонного потенциала. Оценки этих возможностей и обоснование их эффективного использования должны стать одной из главных задач военно-экономической науки.

Критерии оценки оборонного и военно-экономического потенциалов. Для исследования экономических основ оборонного потенциала чрезвычайно важное значение имеет не только изучение главных элементов производительных сил, но и выявление совокупных максимальных военно-экономических возможностей с учетом особенностей и закономерностей их взаимодействия.

Величины оборонного и военно-экономического потенциалов меняются под влиянием развития производительных сил, научно-технического прогресса, изменений в их основных элементах. Трудно найти какой-либо показатель, который позволил бы дать точную количественную характеристику оборонного и военно-экономического потенциалов. В качестве критерия оценки оборонного потенциала может быть использован показатель «боевая готовность войск».

Боевая готовность войск — это их способность в любых условиях обстановки начать военные действия в установленные сроки и успешно выполнить поставленные задачи. Уровень боевой готовности войск представляет собой системное единство технической оснащенности, воинского мастерства и состояния морального духа. Способность войск выполнять стоящие перед ними задачи в решающей мере зависит от того, как организована их деятельность, создание, модернизация, ремонт и содержание вооружения и военной техники, финансирование военных потребностей.

Любая деятельность включает в себя цель, средства, сам процесс и результат. Результат обобщенно характеризуется двумя составляющими: достигаемым эффектом и затратами. Сложный и разноплановый процесс деятельности военной организации можно представить как совокупность отдельных мероприятий. Под мероприятием понимается всякая целенаправленная деятельность, протекающая в рамках военно-экономических отношений в процессе производства, распределения, обмена (обращения) и потребления конечного военного продукта, причем этот процесс можно изучать с различных точек зрения. Поскольку во-

енно-экономический анализ преследует цель повышения эффективности использования ресурсов, то предметом анализа являются специфические экономические отношения, возникающие по поводу поиска наиболее эффективных путей использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов для выполнения задач, стоящих перед военной системой государства. Поэтому необходимо использовать методы обоснования планов мероприятий по обеспечению боевой готовности войск (с учетом затрат на их проведение) и достигаемого результата (эффекта).

Из всех макроэкономических показателей наиболее пригодным для количественной оценки и сопоставления военно-экономических потенциалов отдельных стран являются сведения об их валовом внутреннем продукте, национальном доходе и национальном богатстве.

Изменения макроэкономических показателей ведущих стран мира оказывают влияние на их военно-экономические возможности и, следовательно, на их оборонный потенциал.

Данные о ВЭП дают только приближенное представление о военно-экономических возможностях страны. На основе показателей о ВВП нельзя определить предельные возможности государства по обеспечению конкретных экономических потребностей Вооруженных сил РФ. Для общей оценки ВЭП требуется выявить совокупные максимальные военно-экономические возможности хозяйства страны в единстве и взаимосвязи функционирования основных элементов экономики. При общей оценке ВЭП необходимо иметь не только достаточную аналитическую информацию об основных его элементах, но и сведения о характере будущей войны, спроса на военную технику и другие виды конечной военной продукции. Это необходимо для определения пропорций в распределении материальных и трудовых ресурсов между секторами военного производства.

В последние годы в США и в других ведущих западных странах происходят значительные изменения в военно-экономической сфере. Эти страны осуществляют комплекс мер в целях приспособления военной экономики к новым требованиям и условиям. Особое внимание уделяется разработке принципиально новых систем оружия, созданию с использованием возможностей современной информационной и коммуникационной техники потенциала ведения войн нового типа, в частности,

потенциала неядерного разоружающего удара, что было продемонстрировано во время военных операций в Югославии, Ираке, Ливии. В этих быстро меняющихся условиях нельзя точно оценить ВЭП России без оценки ее текущих и потенциальных научно-технических, производственных и иных возможностей по производству систем оружия и созданию потенциала, необходимого для ведения современных войн.

Из всех известных методов оценки ВЭП наиболее приемлемым является метод расчета межотраслевой балансовой модели мобилизационного развертывания хозяйства в чрезвычайных условиях. Данная модель позволяет определить взаимосвязь между различными секторами экономики, дать количественную оценку возможной максимизации выпуска военной и сокращения производства гражданской продукции до допустимых минимальных размеров. При разработке такого баланса исходят из предпосылки, что в ходе мобилизационного развертывания экономики осуществляется предельно интенсивное комплексное использование существующих в стране производительных сил.

Исследование ВЭП России по различным критериям показывает, что за последнее десятилетие произошло не только резкое сокращение количественных, но и ухудшение качественных его показателей как в целом, так и важнейших элементов. Такая опасная ситуация не могла не оказать негативное воздействие на экономические основы оборонного потенциала Российской Федерации.

Анализ ВЭП и особенно его активной части (военной экономики) показывает, что состояние экономического обеспечения оборонного потенциала России не благоприятно. Это означает, что в современных условиях Россия не готова в любых условиях надежно парировать внешние угрозы военного характера.

Экономическая сфера стала наиболее уязвимым компонентом системы национальной безопасности России. Резкое сокращение военно-экономического потенциала привело к тому, что страна оказалась перед лицом серьезнейших трудностей с точки зрения обеспечения военного строительства. Противоречия между минимально необходимыми нуждами армии и ее финансово-экономическим обеспечением дошли до критической черты. Это неизбежно ведет к резкому ослаблению их боеготовности и боеспособности, снижению уровня морально-политического состояния армии. Из-за недостаточного финан-

сирования затрудняется осуществление военной реформы. Отметим, что указанные негативные процессы происходят в то время, когда в других странах мира успешно укрепляются экономические основы оборонного потенциала.

Если в США и западноевропейских странах реформирование военной экономики сопровождается усилением военной мощи, модернизацией военно-промышленной базы, разработкой и производством вооружения XXI в., то в России происходят, к сожалению, прямо противоположные процессы.

После окончания «холодной войны» в нашей стране началась бурная эйфория в связи с мнимой уверенностью, что угрозы для оборонной безопасности страны окончательно исчезли. Появилась и укрепилась точка зрения, что России уже никто не угрожает, поэтому нужна глубокая демилитаризация страны. Конечно, демилитаризация была необходима, страна не в состоянии была экономически выдержать существовавший в СССР гигантский уровень военных расходов. Однако Россия выбрала такие жесткие методы демилитаризации экономики, конверсии военного производства, которые привели к деградации научно-технической и производственной базы оборонно-промышленного комплекса (ОПК), к резкому ослаблению Вооруженных сил РФ и военно-экономической безопасности страны. Все это, естественно, не могло не привести к негативным последствиям для обороноспособности России в настоящее время.

Сейчас уже не может быть и речи о том, чтобы Россия могла обеспечить военно-стратегический паритет, выдержать военно-экономическое соревнование с западными странами, как это было в годы «холодной войны». Но в силу своего геополитического положения и ряда других объективных обстоятельств Россия не может обойтись без такого оборонного потенциала, который будет достаточен для надежной обороны страны, сохранения ее целостности. Это, в свою очередь, требует создания и функционирования соответствующего ОПК, который гарантирует военно-экономическую безопасность страны, экономическое обеспечение военного строительства, в частности, оснащение Вооруженных сил РФ новейшими системами оружия и военной техники [3, 13, 21].

Заключение. В последнее время усилено внимание к нуждам военной организации, предпринимается ряд мер для улучшения положения Вооруженных сил РФ и ОПК России. Однако пред-

ставляется, что намечаемые меры явно недостаточны. Сложившаяся ситуация требует осуществления гораздо более радикальных шагов, в числе которых могут быть следующие:

1) четкое обоснование, исходя из современного геостратегического и геополитического положения России, потребностей страны в вооруженных силах, их структуры и задач, прежде всего определения, к ведению каких войн они должны быть готовы;

2) уточнение основных направлений и конечных целей осуществления военной реформы. Необходимо учитывать, что военная реформа — это не только реформа непосредственно Вооруженных сил РФ. Она должна быть нацелена и на укрепление таких фундаментальных основ обороноспособности, как производственная и научно-техническая база страны, инфраструктура, образование и здравоохранение. Представляется весьма опасным, например, когда реформирование энергетики, железнодорожной системы страны происходит без соответствующей экспертизы с точки зрения его влияния на оборонный потенциал страны;

3) решение острой проблемы недофинансирования Вооруженных сил РФ, что возможно только путем увеличения абсолютных и относительных размеров военных расходов, а также повышения их эффективности. Приобретает первостепенное значение также изменение структуры военного бюджета, увеличение доли затрат на инвестиции (расходов на военные НИОКР, закупки вооружения и военной техники, строительство военных объектов) и соответствующее сокращение удельного веса затрат на содержание Вооруженных сил РФ (затрат на денежное довольствие военнослужащих и заработную плату гражданского персонала, закупки обмундирования, продовольствия, эксплуатацию и ремонт вооружения и военной техники и др.). В ведущих западных странах соотношение между этими двумя группами расходов составляет примерно 50/50, в России же доля затрат на содержание Вооруженных сил РФ за 1990—1999 гг. выросла с 33,3 до 69,2 %, а удельный вес затрат на инвестиции снизился соответственно с 66,7 до 30,8 %. Такая неблагоприятная структура нашего оборонного бюджета (наряду с совершенно недостаточными его абсолютными размерами) оказывает весьма негативное влияние на состояние Вооруженных сил РФ;

4) продолжение поисков рациональных методов и направлений реформирования ОПК с учетом полез-

ного опыта западных стран (без его фетишизации). Реформирование российского ОПК происходит неэффективно и хаотично, оно слишком затянулось. В результате ОПК находится в кризисном состоянии. Особую тревогу вызывает быстрое старение его кадрового состава. Существующая статистика не дает четкого представления о реальном положении ОПК. Поэтому, прежде всего, необходимы его всесторонняя инвентаризация, выявление истинного состояния. Реформирование ОПК не может быть успешным, если заранее не будут определены его основные задачи, в частности, размеры, структура и характер государственных оборонных заказов на ближайшие годы и перспективу. В последние годы в России сложилась уникальная ситуация, когда наши поставки вооружения и военной техники за рубеж примерно в 3—4 раза превышают соответствующие поставки Вооруженным силам РФ. В современных условиях экспорт оружия для России приобретает возрастающее значение, становится одним из важных направлений сохранения научно-технического и производственного потенциала нашего ОПК. Но более важно, чтобы развитие ОПК было четко ориентировано на обеспечение потребностей собственных Вооруженных сил РФ. Поэтому оборонные интересы России требуют постепенного увеличения удельного веса военной продукции, которая выпускается для внутреннего потребления;

5) создание адекватных рыночным условиям законодательной базы и институционально-управленческого механизма государственного руководства военно-экономической деятельностью, в частности, систем военного финансирования, контрактации, ценообразования на военную продукцию и др.

Происходящая революция в военном деле, появление качественно новых средств вооруженной борьбы предъявляют все новые требования к военно-экономическому потенциалу страны, к системе экономического обеспечения военного строительства. Без учета этих обстоятельств сейчас невозможна выработка военно-экономической политики и стратегии, эффективное реформирование ОПК, управление основными элементами оборонного потенциала.

Таким образом, по результатам исследований сформулированы предложения по оценке оборонного и военно-экономического потенциалов России, повышению обоснованности решений в области строительства Вооруженных сил РФ. Развиты теоретические и методологические основы измерения

их вклада в развитие как непосредственно оборонного потенциала, так и его основных элементов. Даны предложения по более обоснованному учету специфических геостратегических и культурно-исторических условий Российской Федерации.

Список литературы

1. Арбатов А. Г. Уравнение безопасности. М.: РОДП «Яблоко», 2010.

2. Викулов С. Ф., Хрусталёв Е. Ю. Проблемы военной экономики // Вооружение. Политика. Конверсия. 2010. № 6.

3. Викулов С. Ф., Хрусталёв Е. Ю. Российский оборонно-промышленный комплекс: финансово-экономический и институциональный анализ // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 1.

4. Викулов С. Ф., ХрусталёвЕ. Ю. Современная концепция развития российской военной экономики // Концепции. 2009. № 1.

5. Военный энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 1983.

6. Ежегодник СИПРИ 2011: Вооружения, разоружение и международная безопасность / отв. ред. А. Г. Арбатов. М.: ИМЭМО РАН, 2012.

7. Коваленко А. Т. Измерение и сбалансированное развитие оборонного потенциала России // Вооружение. Политика. Конверсия. 2002. № 4.

8. Коваленко А. Т., Хрусталёв Е. Ю., Шилен-ко Н. И. Экономические проблемы развития военного потенциала России // Экономическая наука современной России. 2004. № 3.

9. Кокошин А. А. О системе неядерного (предъ-ядерного) сдерживания в оборонной политике России. М.: Изд-во Московского университета, 2012.

10. Лавринов Г. А., Косенко А. А., Бабкин Г.В. Экономические аспекты военно-технической политики Российской Федерации на современном этапе. М.: Граница, 2012.

11. Пожаров А. И. Концептуальные проблемы обеспечения национальной безопасности // Вооружение и экономика. 2008. № 2.

12. Пожаров А. И. Экономика национальной безопасности: реалии и наука // Вооружение и экономика. 2010. № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Рассадин В. Н. Оборонно-промышленный комплекс. Генезис. Конверсия. М.: МАКС-Пресс, 2002.

14. Слипченко В. И. Войны шестого поколения. Оружие и военное искусство будущего. М.: Вече, 2002.

15. Слипченко В. И. К какой войне должна быть готова Россия. URL: http://polit ru/artide/2004/ШШ slipch.

16. Фарамазян Р. А., Борисов В. В. Трансформация военной экономики. XX — начало XXI века. М.: Наука, 2006.

17. Хрусталёв Е. Ю. Глобальное военное противостояние и методология оценки обороноспособности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 9.

18. Хрусталёв Е. Ю. Концептуальный подход к анализу процессов экономического обеспечения военной безопасности государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 35.

19. Хрусталёв Е. Ю. Оборонный потенциал России в контексте современной международной

конкуренции и глобализации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 7.

20. Хрусталёв Е. Ю. Экономический анализ и методология измерения национального оборонного потенциала России и ведущих государств мира // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012.№ 8.

21. Хрусталёв Е. Ю. Оборонно-промышленный комплекс России: предназначение, состояние и перспективы развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 35.

22.Хрусталёв Е. Ю. Экономические проблемы военной безопасности. М. : Наука, 2005.

23. ЧерновМ. И. Военно-экономический потенциал государства и роль оборонно-промышленного комплекса в его обеспечении // Армия и общество. 2008. № 3.

Б А Н К О В С К И И

ОРГАНИЗАТОР: ассоциация российских банков

ПРИ V44CIMH

ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ

устроитель:

^Л г Всцюссийсю* ЗЛО

«НиЖЕГОрОДСКАЯ ярмдрм»

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ:

Полномочного ГрСДЕ.ГЛвИКЛЯ ПрСЗИДЕНи РФ в При ВОЛЖСКОМ федеральном окрук

Правительства Нижегородском обисш

29-30

августа

201

Э года

КОНТАКТЫ

Ассоциация россиискмх бъмко«

Вссроссиискок ЗАО "Ннлаородскля ярмлрил'

Ьмфон

Ii чфон ¿вмме Ений

♦7(495) 690-22-46

1ил1лСЗ«лЬл1.

<14»I

t-шЛ IRL

♦ 7(851) 277-55-95. 277-М-14 r 277-56-90, ♦ 7(851)277-54-07

l>viJoo«JiwOVwtA«U.H. Ьыр'Лщ» vwwwUm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.