Научная статья на тему 'ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И РСФСР В НОЯБРЕ-МЕСЯЦЕ 300, 200 И 100 ЛЕТ НАЗАД'

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И РСФСР В НОЯБРЕ-МЕСЯЦЕ 300, 200 И 100 ЛЕТ НАЗАД Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕГИЯ / РЕГЛАМЕНТ / УКАЗ / КОМИССИИ / ПИВОВАРЕНИЕ / СОБСТВЕННОСТЬ / КОДЕКС

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Упоров И.В.

Представлен краткий анализ законов, регулировавших финансово-экономические отношения в одном месяце - ноябре 300, 200 и 100 лет назад, то есть соответственно в ноябре 1722, 1822, 1922 гг. При выборе объекта исследования приоритет основан на круглых датах. И хотя такой подход в определенной степени упречен, тем не менее он позволяет выявить, раскрыть и лучше понять тенденции развития российского финансово-экономического права в истории России. Источниками правовых актов были первое Полное собрание законов Российской империи, а также Собрание узаконений советского правительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL AND ECONOMIC LEGAL ACTS OF THE RUSSIAN EMPIRE AND THE RSFSR IN THE MONTH OF NOVEMBER 300, 200 AND 100 YEARS AGO

A brief analysis of the laws regulating financial and economic relations in one month - November 300, 200 and 100 years ago, that is, in November 1722, 1822, 1922, respectively, is presented. When choosing an object of study, priority is based on round dates. And although such an approach is reproached to a certain extent, nevertheless, it allows us to identify, reveal and better understand the trends in the development of Russian financial and economic law in the history of Russia. The sources of legal acts were the first Complete Collection of Laws of the Russian Empire, as well as the Collection of Legalizations of the Soviet Government.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И РСФСР В НОЯБРЕ-МЕСЯЦЕ 300, 200 И 100 ЛЕТ НАЗАД»

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И РСФСР В НОЯБРЕ-МЕСЯЦЕ 300, 200 И 100 ЛЕТ НАЗАД

И.В. Упоров, д-р ист. наук, канд. юрид. наук, профессор Краснодарский университет МВД России (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-11-2-199-203

Аннотация. Представлен краткий анализ законов, регулировавших финансово-экономические отношения в одном месяце - ноябре 300, 200 и 100 лет назад, то есть соответственно в ноябре 1722, 1822, 1922 гг. При выборе объекта исследования приоритет основан на круглых датах. И хотя такой подход в определенной степени упречен, тем не менее он позволяет выявить, раскрыть и лучше понять тенденции развития российского финансово-экономического права в истории России. Источниками правовых актов были первое Полное собрание законов Российской империи, а также Собрание узаконений советского правительства.

Ключевые слова: коллегия, регламент, указ, комиссии, пивоварение, собственность, кодекс.

В истории российского законодательства за 1722 год ноябрь-месяц является уникальным - было принято всего четыре закона. К финансовой сфере можно отнести сенатский указ от 26 ноября 1722 г. «О содержании в Коллегиях счетных книг по приложенным к Регламенту Адмиралтейству формам» [1]. Этот акт довольно краток: «В коллегиях с 1723 года приходные и расходные книги содержать и денежную казну и всякие припасы и материалы в приход и в расход записывать и в счетных делах поступать конечно так, как в Адмиралтейском Регламенте и приложенных при том Регламенте формах, положено» [1].

По экономическим делам 20 ноября 1722 г. был принят сенатский указ «Об отпуске товаров из России в Шлезию» [2]. В этом акте сенаторы «согласно» (то есть, единогласно) определили три позиции по поводу торговых отношений между Россией и Шлезией (Шилезия, или Силезия, которая существовала в то время в центральной Европе; в настоящее время территория бывшей Силезии охватывается в основном землями Польши, а также, в меньшей части, Германии и Чехии). Во-первых, «из России в Шлезию товары отпускать, по скольку и каких, о том, определение учинить в Коммерц-Коллегии, в том числе юфти до 30 000 пудов, а прочие по про-

порции, дабы порты Его Императорского Величества такими товарами не оску-дить» [2]. Во-вторых: «А из Шлезии в России товары вывозить те, которые Его Императорского Величества указами вывозить не запрещены; а пошлину с тех товаров имать равную, как в других Его Императорского Величества портах, дабы без-пошлинно провозу не было» [2]. И, наконец, в-третьих: «А где оным сборам быть надлежить, о том определить Коммерц-Коллегии, дабы безпошлинно провозу не было. И о том публиковать из Коммерц-Коллегии; а сколько каких товаров из России в Шлезию вывозить определено будет, взнесть в Сенат доношение» [2]. Этот акт показывает, что Россия петровских времен активно развивала внешнеэкономические связи и в целом гражданско-правовые отношения [3].

В ноябре 1822 г. в финансово-экономической сфере было принято несколько актов. Два из них касались контроля за расходованием бюджетных средств в военных учреждениях. Так, 25 ноября 1822 г. было издано положение Комитета Министров «Обучреждении при Адмиралтействе Коллегии и черноморском Департаменте, для рассмотрения и решения дел и книг прежнего времени, особенных Временных Комиссий, по приложенным штатам» [4]. Данный акт был

инициирован Начальником Морского Штаба и Государственным Контролером, которые ходатайствовали о «необходимой надобности в ускорении сколько возможно», проверки книг и счетов о получении и расходовании выделенных денежных средств, «во множестве накопившихся в предшествующее время». С этими «пред-пололожениями» согласился также Министр Финансов. В результате были отрегулированы кадровые вопросы в части того, кто будет проводить запрашиваемую финансовую ревизию. Если «открывались какие-либо упущения», то сведения об «оштрафовании» виновных и взыскании казенных убытков полагалось сообщать в Правительствующий Сенат. В тот же день, 25 ноября 1822 г., был принят второй аналогичный акт - применительно к военному ведомству - «Об определении при Департаментах Военного Министерства Обер-Контролеров с Помощникам от Государственного Контроля, для поверки счетов».

Можно предположить, что в военных и военно-морских ведомствах длительное время не осуществлялись финансовые проверки получения и расходования государственных средств, в связи с чем текущие контрольные проверки не могли справиться с объемом проверяемых материалов, по этой причине и были созданы такие беспрецедентные контрольно-финансовые структуры. По финансовым делам в ноябре 1822 г. (7 числа) были еще один акт: «Об освобождении водворяемых в Бессарабии колонистов и Болгар от платежа в казну пошлин за сплавляемый ими из Херсона лес для устроения своих жилищ и общественных знаний».

По вопросам экономики в ноябре 1822 г. были приняты 2 закона. Довольно объемными были Дополнительные правила, утвержденные Комитетом Министров «О пивоварении в Великороссийских губерниях» [5]. В этой связи нужно заметить, что положение в пивной отрасли с начала XIX в. было противоречивым. Государство было заинтересовано в ее развитии, учитывая, что она давала немалые средства в бюджет. В поисках лучших организационно-экономических вариантов в 1807 г. торговля пивом была отделена от винной тор-

говли, а пивовары даже получили налоговые льготы. Однако эта мера не дала нужного эффекта, и в 1815 г. пивная и винная торговля снова были объединены. Затем в 1819 г. было разрешено напитки с пивоварни (пиво, портер, полпива, мед и др.) продавать в частные дома, в питейные дома, в портерные лавочки, в трактиры и иные питейные заведения. И вот в ноябре 1822 г. было решено издать Дополнительные правила об организации пивоварения, которыми определялись более детальные требования к организации процесса пивоварения, в частности, предписывалось, «1) чтобы при котле, употребляемом для пивоварения, ни под каким видом не было более одного заторного чана. 2) чтобы при котле 72-х ведерной меры заторный чан не имел большей величины, как на 135 ведер жидкости» [5]. Указывалась также, что «годовой круг пивоварения составляют 160 пивоваренных дней, или такое же количество вар, как-то принято основанием и при определении акциза» [5]. При обнаружении нарушений этих правил предусматривались штрафные санкции, лишение права пивоварения, конфискация имущественного комплекса пивного заведения.

В ноябре 1922 г. в РСФСР советская власть продолжала активизировать усилия по реализации новой экономической политики, соответственно явно преобладали финансовые отношения как предмет законодательного регулирования - соответствующих актов было принято 50, то есть почти половина от всех законов, принятых в ноябре 1922 г. (а если добавить 20 экономических законов, то приоритет советского законодателя совершенно очевиден). Такой подход большевиков можно объяснить, вероятно, тем, что в создавшихся условиях возникла потребность в более четких законах с целью регулирования очень сложной экономической модели, выбранной советской властью, когда требовалось экономические стимулы согласовывать с коммунистической политико-идеологической платформой. В этом контексте следует отметить принятие таких фундаментальных законов, как обновленный новый Кодекс законов о труде РСФСР (9 ноября) и Гражданский кодекс

РСФСР (11 ноября). В ГК РСФСР определялись виды собственности (ст. 52-54): «Различается собственность: а) государственная (национализированная и муниципализированная), б) кооперативная, в) частная ... Земля, недра, леса, воды, железные дороги общего пользования, их подвижной состав и летательные аппараты могут быть исключительно собственностью государства ... Предметом частной собственности могут быть: немуницнпали-зированные строения, предприятия торговые, предприятия промышленные, имеющие наёмных рабочих в количестве, не превышающем предусмотренного особыми законами; орудия и средства производства, деньги, ценные бумаги и прочие ценности, в том числе золотая и серебряная монета и иностранная валюта, предметы домашнего обихода, хозяйства и личного потребления, товары, продажа коих не воспрещается законом, и всякое имущество, не изъятое из частного оборота» [6].

Указанные законы довольно подробно исследованы в историко-правовой литературе, и мы на них больше не останавливаемся. Другие акты в финансовой сфере являлись (в абсолютном большинстве) очень краткими по объему, чаще всего в 2-3 абзаца объемом около половины страницы стандартного текста современного формата, и регулировали текущие финансовые вопросы. Так, 2 ноября 1922 г. ВЦИК принял постановление «Об отмене налогов и сборов в пользу голодающих» следующего содержания: «Отменить все введённые в

1921 и 1922 г.г. в пользу голодающих натуральные и денежные налоги и сборы, как государственные, так и местные, за исключением недоимок (в том числе штрафов и пени) общегражданского налога, установленного декретом 11 -го февраля

1922 г.» [7]. Были приняты также следующие акты: «Положение о государственном подоходно-имущественном налоге» (16 ноября); «О доходах, обращаемых на усиление местных средств» (16 ноября); «Об отсрочке, рассрочке и сложении местных денежных налогов и сборов и сумм, неправильно поступивших в эти сборы» (2 ноября); «О повышении размера канцелярского сбора» (8 ноября); «Такса оплаты

нотариальных действий» (8 ноября); «О повышении ставок простого гербового сбора» (16 ноября); «О сборе с железнодорожных пассажирских билетов в пользу Красного Креста» (16 ноября); «Об определении контингентов единовременного общегражданского налога» (5 ноября); «О применении новых ставок таможенных пошлин к находящимся в ведении таможен товарам» (22 ноября); «Об отпуске банковой ссуды Главному Управлению по Топливу для нефтяной промышленности» (24 ноября); «Об увеличении железнодорожных тарифов» (24 ноября); «Об обеспечении поступления государственных доходов» (30 ноября), «Об акцизе с сахарина» (30 ноября) и др.

В экономическом контексте интересным представляется изданный 15 ноября 1922 г. ВЦИК необычный документ: «Циркулярное разъяснение по вопросам: 1) об отклонении домогательств бывших помещиков о возврате отобранных имений и 2) о воспрещении отобрания земель у помещиков, которые после революции были наделены землёй» [8]. Необходимость в этих разъяснениях указывается в его начале: «Последнее время, в связи с неправильным пониманием курса новой экономической политики, участились домогательства бывших помещиков о возврате отобранных у них после Октябрьской Революции имений. Кроме того, наблюдаются случаи выселения распоряжениями местных исполнительных комитетов и земельных отделов таких бывших помещиков, которые после революции были наделены землёю из бывших имений по норме на общем основании» [8]. В этой связи следует заметить, что судьба бывших помещиков, оставшиеся в советской России, складывалась по-разному, были те, кто становился председателем колхоза на своих же бывших землях, и в целом большинство пытались как-то приспособиться к новым условиям, а введение НЭП, вероятно, дало им дополнительные надежды на какие-то выгоды. В целом эта тема изучена недостаточно, в частности, ее исследовал И.Н. Лозбенев. А указанные «Разъяснения» можно, очевидно, квалифицировать как аутентичный комментарий в виде

отдельного правового документа, что ря); «Общее основание постройки желез-встречается крайне редко. нодорожных подъездных путей» (10 нояб-

В сфере экономики в ноябре 1922 г. бы- ря); «О товарных знаках» (10 ноября); «О ли изданы также акты: «О воспрещении предоставлении губернским экономиче-вывоза хлопка за границу» (2 ноября); «Об ским совещаниям права изъятия закры-оставлении всех маслобойных заводов в тых мукомольных предприятий и переда-ведении Высшего Совета Народного Хо- чи их в арендное пользование сельским об-зяйства и об установлении платы за пере- ществам» (10 ноября); «О порядке произ-работку масличных семян, сдаваемых водства импортно-экспортных операций» Народным Комиссариатом Продоволь- (10 ноября); «О передаче отделам комму-ствия на маслобойные заводы Высшего нального хозяйства электрических стан-Совета Народного Хозяйства» (8 ноября); ций» (30 ноября); «Инструкция о порядке «О передаче Якутской Автономной Соци- обеспечения исполнения по договорам гос-алистической Республике пушнины и сы- ударственных подрядов и поставок» (14 рья, заготовленных якутскими государ- ноября); «О Русско-Американской Инду-ственными органами, а также состав- стриальной Корпорации» (21 ноября) и др. лявших товарообменный фонд» (9 нояб-

Библиографический список:

1. Указ сенатский от 26.11.1722 г. «О содержании в Коллегиях счетных книг по приложенным к Регламенту Адмиралтейству формам» // ПСЗ-1. №4125.

2. Указ сенатский от 20.11.1722 г. «Об отпуске товаров из России в Шлезию» // ПСЗ-1. № 4124.

3. Рябченко А.Г., Кокова В.М. Гражданско-правовая защита в общем механизме юридической защиты чести, достоинства и деловой репутации // Право, государство и экономика: проблемы теории, истории и практики. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар, 2017. - С. 279-283.

4. Высочайше утвержденное положение Комитета Министров от 25.11.1822 г. «Об учреждении при Адмиралтействе Коллегии и черноморском Департаменте, для рассмотрения и решения дел и книг прежнего времени, особенных Временных Комиссий, по приложенным штатам» // ПСЗ-1. № 29923.

5. Дополнительные правила, утвержденные Комитетом Министров, от 04.11.1822 г. «О пивоварении в Великороссийских губерниях» // ПСЗ-1. № 29216.

6. Постановление ВЦИК от 11.11.1922 г. «О введении в действие Гражданского Кодекса Р. С. Ф. С. Р.» // СУ РСФСР. 1922. № 71. Ст. 904.

7. Постановление ВЦИК от 02.11. 1922 г. «Об отмене налогов и сборов в пользу голодающих» // СУ РСФСР. 1922. № 67. Ст. 892.

8. Декрет ВЦИК от 16.11.1922 г. «Циркулярное разъяснение по вопросам: 1) об отклонении домогательств бывших помещиков о возврате отобранных имений и 2) о воспрещении отобрания земель у помещиков, которые после революции были наделены землёй» // СУ РСФСР. 1922. № 76. Ст. 945.

FINANCIAL AND ECONOMIC LEGAL ACTS OF THE RUSSIAN EMPIRE AND THE RSFSR IN THE MONTH OF NOVEMBER 300, 200 AND 100 YEARS AGO

I.V. Uporov, Doctor of Historical Sciences, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia, Krasnodar)

Abstract. A brief analysis of the laws regulating financial and economic relations in one month - November 300, 200 and 100 years ago, that is, in November 1722, 1822, 1922, respectively, is presented. When choosing an object of study, priority is based on round dates. And although such an approach is reproached to a certain extent, nevertheless, it allows us to identify, reveal and better understand the trends in the development of Russian financial and economic law in the history of Russia. The sources of legal acts were the first Complete Collection of Laws of the Russian Empire, as well as the Collection of Legalizations of the Soviet Government.

Keywords: collegium, regulations, decree, commissions, brewing, property, code.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.