Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В НОРМАХ РОССИЙСКИХ ЗАКОНОВ В ОКТЯБРЕ 300, 200 И 100 ЛЕТ НАЗАД'

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В НОРМАХ РОССИЙСКИХ ЗАКОНОВ В ОКТЯБРЕ 300, 200 И 100 ЛЕТ НАЗАД Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКАЗ / ДЕКРЕТ / ПИТЕЙНЫЙ СБОР / ПРИВИЛЕГИЯ / ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС / НАЛОГИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Упоров И.В.

Предлагается обзор правовых актов, которые регулировали финансово-экономические отношения в одном месяце - октябре 300, 200 и 100 лет назад, то есть соответственно в октябре 1722, 1822, 1922 гг. При выборе объекта исследования приоритет основан на круглых датах. И хотя такой подход в определенной степени упречен, тем не менее он позволяет выявить, раскрыть и лучше понять тенденции развития российского финансово-экономического права в истории России. Источниками правовых актов были первое Полное собрание законов Российской империи, а также Собрание узаконений советского правительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF ECONOMIC AND FINANCIAL RELATIONS IN RUSSIAN LAWS IN OCTOBER 300, 200 AND 100 YEARS AGO

A review of the legal acts that regulated financial and economic relations in one month - October 300, 200 and 100 years ago, that is, in 1722, 1822, 1922, respectively, is proposed. When choosing an object of study, priority is based on round dates. And although this approach is reproached to a certain extent, nevertheless, it allows us to identify, reveal and better understand the trends in the development of Russian financial and economic law in the history of Russia. The sources of legal acts were the first Complete Collection of Laws of the Russian Empire, as well as the Collection of Legalizations of the Soviet Government.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В НОРМАХ РОССИЙСКИХ ЗАКОНОВ В ОКТЯБРЕ 300, 200 И 100 ЛЕТ НАЗАД»

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В НОРМАХ РОССИЙСКИХ ЗАКОНОВ В ОКТЯБРЕ 300, 200 и 100 ЛЕТ НАЗАД

И.В. Упоров, д-р ист. наук, канд. юрид. наук, профессор Краснодарский университет МВД России (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-10-2-207-211

Аннотация. Предлагается обзор правовых актов, которые регулировали финансово-экономические отношения в одном месяце - октябре 300, 200 и 100 лет назад, то есть соответственно в октябре 1722, 1822, 1922 гг. При выборе объекта исследования приоритет основан на круглых датах. И хотя такой подход в определенной степени упречен, тем не менее он позволяет выявить, раскрыть и лучше понять тенденции развития российского финансово-экономического права в истории России. Источниками правовых актов были первое Полное собрание законов Российской империи, а также Собрание узаконений советского правительства.

Ключевые слова: указ, декрет, питейный сбор, привилегия, земельный кодекс, налоги.

В сфере финансов и экономики в октябре 1722 г. законодатель принял относительно немного актов - всего три, что меньше, чем в другие месяцы этого года, причем два из них регулируют, по сути, один вопрос. Так, 10 октября 1722 г. был принят указ «О нерублении судов со скобками и об употреблении оных для водоходства» [1]. Здесь делается ссылка и частично дублируется именной императорский указ от 8 сентября 1722 г., где, в частности, указывалось, что суда со скобками, которые ходят по Волге, по возвращении на пристань, «велеть рубить», то есть в буквальном смысле ломать и больше не использовать. Дело в том, что при строительстве судов крепление досок скобками считалось старым методом, и Петр I считал нужным прекратить делать «староманерные» суда как непрактичные рассыхания досок. Однако, судя по всему, судов со скобками было немало, и их одновременное уничтожение (разборка, «рубка») могло принести много убытков. В этой связи в данном указе делались две оговорки: общее указание о том, что суда со скобками не должны ходить по Волге, сохраняется, но, во-первых, нынешней осенью такие суда нужно послать в Астрахань, нагрузив нужными товарами с известием для хозяев, что эти суда оттуда больше не возвратятся, ибо будут разобраны и употреблены

в дело; если у кого нечего было везти, то предписывалось загружать такие суда лесом; во-вторых, предписывалось не рубить те суда, хозяева которых готовы были их переделать. Указом от 10 октября 1722 г. конкретизировались предписания по реализации приведенного выше решения.

Но, очевидно, и этот указ не представлялось возможным выполнить. И тогда 26 октября 1722 г. издается указ «Об оставлении староманерных судов со скобками хозяевам до 1724 года и о построении на будущее время новоманерных судов без скобок», где объяснялось, что технологически новоманерные суда быстро построить не удастся, и поэтому срок замены староманерных судов был отодвинут. В сфере экономики был издан также указ «О явке в Главный Магистрат занимающимся художествами и ремеслами для объявления, чем занимаются» (4 октября 1722 г.), в котором все «мастеровые каждого художества и ремесла» обязаны были пройти регистрацию в Главном магистрате, устанавливалась ответственность (штраф, а также «воспрещение художеством и ремеслом промышлять».

В октябре 1822 г., если обратиться к экономическим отношениям, то следует заметить, что именно в этой сфере был принят самый объемный акт в октября 1822 г., в котором шла речь об обществен-

ном питании - Положение Комитета Министров «О позволении иметь чай в харчевнях.» [2] (около 8 страниц стандартного текста современного формата А4). Этот документ внешне мало похож на привычный правовой акт, и название его не в полной мере отражает сути тех отношений, которые регулируются данный актом. Положение представляет собой пространную записку Управляющего Министерством внутренних дел, в которой он дает ответы на вопросы, поставленные Министром финансов по поводу состояния дел в учреждениях общественного питания (по современной терминологии) с точки зрения сбора налогов. Управляющий в этой записке предлагает конкретные решения, которые, будучи одобренными Комитетом Министров, стали законом. В этой связи нужно заметить, что в то время в России стали открываться ресторации (рестораны), кофейные дома, трактиры, харчевни (эти названия отчасти сохраняли, но в целом заменяли прежние «корчмы», «гербер-ги», «кухмирстерские столы», «кабаки», «питейные дома» и др.) - по нисходящей по предназначенности и уровню обслуживания, и в целом развивавшиеся по европейскому опыту.

Министр финансов высказал обеспокоенность тем, что в столицах (Санкт-Петербурге и Москве) и других городах не слишком ли много появилось рестораций и «других сего рода заведений», поскольку «оныя при неограниченности учреждения их причиняют ущерб в питейном сборе, и приучая простой народ к предметам более прихотливым и роскошным, могут и вовсе разстроить систему сбора его» [2], и полагал целесообразность закрыть часть таких заведений. «Ущерб в питейном сборе» заключался в том, что в ресторациях и кофейных домах, которые посещали в основном высокосословные и состоятельные лица, не употребляли много разного рода водки и вина, которые приносили существенную часть казенных доходов, и если «простой народ» перестанет посещать трактиры, где водка и вино продавались в больших количествах, то и «питейные сборы» уменьшатся. Однако Управляющий МВД высказал некоторые сомнения в

такой постановке, указывая, в частности, что «в большей части уездных городов внутренних не находится более одного трактира, а есть и такие города, в коих не имеется ни одного», к тому же в кофейных домах дозволены только ликеры, а в харчевнях «горячие» напитки и вовсе запрещены, что контролировалось полицией [2]. Управляющий делал вывод о том, что ущерба для питейного сбора по действующим законам нет, при этом вносил ряд предложений, в том числе «полагал полезным харчевням иметь чай, употребление оного сделалось почти вещью первой потребности. Проезжие ремесленники и всякого рода люди привыкли и имеют надобность в суровом нашем климате в питье, согреть их могущем» [2], и тем более, отмечается в записке, фактически, вопреки запрету, чай все равно подается по требованию посетителей харчевен.

Немалым по объему был и акт, принятый 14 октября 1822 г. - «Привилегия Великобританскому поданному Поттосу на изобретенный им способ соединять и устроивать машину для беления окрашенных тканей». Здесь приводится описание изобретенной Поттосом машины, которое он представил в Министерство внутренних дел с просьбой, в коей «по уважению понесенных им убытков и вознаграждение его трудов и времени, просил выдать ему привилегию на исключительное право пользоваться сим изобретением в течение десяти лет». Министерство внутренних дел проверило уникальность и полезность данного изобретения и посчитало возможным выдать ему такую привилегию. В сфере экономики были изданы также акты: «О разрешения сомнения, встретившегося в пропуске чрез Таможни сукон, имеющих зеленый отлив» (17 октября); «Об учреждении Таможенных застав на границе с Финляндией по дорогам: Систребекской на Лисьем Носу, Выборгской в селении Бе-лоостров, и Кексгольмской в селении же Коркомяки» (27 октября); «Дополнительные правила о водках хлебных в Великороссийских Губерниях» (28 октября).

Смежные с экономическими финансовые отношения в октября 1822 г. регулировались двумя законами: «О производ-

стве от казны денег на прокормление арестантов в местах их заключения, по прилагаемой у сего табели» (26 октября); «О назначении сумм на содержании учрежденного в Санктпетербурге Училища, по методу взаимного обучения, для бедных Русских мальчиков» (28 октября).

В октябре 1922 г. среди предметов законодательного регулирования явно преобладали смежные между собой экономические и финансовые отношения, соответственно были приняты 12 и 40 нормативно-правовых актов из 71, изданных всего за рассматриваемый месяц. Данное явление объясняется прежде всего тем, что для большевистской модели экономики с элементами рыночных отношений требовались более четкие правовые нормы, позволявшие экономические стимулы согласовывать с коммунистической политико-идеологической платформой, а новая со-циалистическо-государственная экономика нуждалась в коренном пересмотре финансового права. Надо также учесть, что в РСФСР продолжала реализовываться объявленная советской властью чуть более года назад новая экономическая политика. Это происходило на фоне только-только закончившейся Гражданской войны, следствием которой, с учетом революционного кризиса 1917 г., стало разрушение многих экономических связей и резкое снижение эффективности всей экономики. Соответственно советская власть принимала интенсивные меры по налаживанию экономики согласно политико-идеологической платформе большевиков, имея в виду прежде всего огосударствление промышленности, обобществление земли в сельском хозяйстве с одновременным применением некоторых элементов либеральной экономики.

В этом контексте следует выделить прежде всего Земельный кодекс РСФСР, принятый 30 октября 1922 г. [3] (далее -ЗК РСФСР), учитывая, что земельный вопрос был одним из важнейших в революционной программе РСДРП (б). В разделе «Основные положения» (ст. 1-8) ЗК РСФСР определена суть политики советской власти по земельному вопросу: «Все земли в пределах Р.С.Ф.С.Р., в чьем бы ве-

дении они ни состояли, составляют собственность рабоче-крестьянского государства ... Все земли сельскохозяйственного назначения, а также могущие быть использованными для сельскохозяйственного производства, составляют единый государственный земельный фонд» [3]. Этот фонд находился в заведывании Народного комиссариата земледелия (НКЗ) и его местных органов. Определялось, что право непосредственного пользования землями сельхозназначения имеют:

а) трудовые земледельцы и их объединения;

б) городские поселения;

в) государственные учреждения и предприятия.

Земли за пределами указанных пользователей состоят в непосредственном распоряжении государства в лице НКЗ и являются государственными земельными имуществами. Согласно ст. 7 «все землепользователи, ведущие сельское хозяйство на землях, как находящихся в пользовании земельных обществ, так и предоставленных государством другим землепользователям, подчиняются общему контролю земельных органов и несут в отношении правильного использования предоставленных им земель обязанности, определяемые настоящим Кодексом и другими узаконениями» [3]. ЗК РСФСР закрепляет также право всех граждан РСФСР обрабатывать землю своим трудом.

В контексте правового регулирования экономики следует заметить, что с начала 1920-х гг., когда в Советской Республике установилась сравнительно мирная ситуация, советское правительство стало активно развивать внешнеэкономические связи и принимало на этот счет соответствующие законы. Октябрь 1922 г. не стал исключением - был принят Декрет ВЦИК и СНК «О внешней торговле» [4], где некоторым образом смягчается принцип монополии государства на ведение внешней торговли, которой от имени страны занимался Народный Комиссариат Внешней и внутренней торговли (НКВиВТ). Подтверждая это, законодатель, вместе с тем, отмечает, что «точно установленным по особому списку государственным, цен-

тральным и местным хозяйственным органам предоставляется при условии неуклонного соблюдения монополии внешней торговли самим вести торговые операции с заграницей через посредство специальных своих представителей. Список таковых хозяйственных органов составляется народными комиссариатами, областными экономическими совещаниями и столичными губернскими экономическими совещаниями и утверждается Советом Труда и Обороны» [4]. При этом следовало о каждой торговой операции предварительно осведомлять НКВиВТ (или соответствующие торговые представительства), который мог запрещать такие операции. Этот тренд (предоставление хозяйствующим субъектам большей самостоятельности) будет в дальнейшем расширяться. В сфере экономики были приняты также такие акты, как «О льготном пропуске товаров из РСФСР для русской самоуправляющейся трудовой колонии в Урянхай, а также ввозимых этой колонией в РСФСР» (3 октября); «О свободном перевозе товаров из одной советской республики в другую» (12 октября); «О Всероссийской сельско-хозяйственной выставке» (19 октября); «О внесении 1-й Государственной Каширской электрической станции в число плановых потребителей топлива» (28 октября); «О переводе на хозяйственный расчёт междугородных телефонных сообщений» и др.

Как отмечалось выше, наибольшее количество актов (40) в октябре 1922 г. было принято в сфере финансовых отношений,

системой государственного управления в РСФСР согласно политико-идеологической доктрине большевиков. И если, например, завод или фабрика как материальные объекты после революции 1917 г. оставались неизменными с точки зрения их предназначения и деятельности, то правовой статус этих объектов, распределение прибыли, установление зарплаты, отношения с другими хозяйствующими субъекты и другие вопросы требовали существенного изменения. Далее, кардинально менялись налоговая, денежная системы, порядок формирования бюджета, финансовые отношения с другими странами и т.д. Нужно еще учесть, что опыта по решению такого рода вопросов в рамках социалистической огосударствленной экономики не было, в связи с чем вносились частые изменения в ранее принятые акты. В целом финансовые акты хотя и многочисленны, но, как правило, в октябре 1922 г. они были очень краткими, фундаментальных законов не принималось, в частности, были приняты акты: «Об оплате лоцманского и маячного сбора» (10 октября); «Об учреждении ломбардов (ссудных касс)» (11 октября); «О повышении пассажирских тарифов» (12 октября); «О сроках оплаты натурой облигаций хлебного займа» (19 октября); «О фондовых биржевых операциях» (19 октября); «О выпуске в обращение денежных знаков образца 1923 года» (24 октября); «О порядке взимания местного налога с древесины» (24 октября); «О чеканке золотых червонцев» (26 октября) и др.

что обуславливалось прежде всего новой

Библиографический список

1. Указ сенатский от 10.10.1722 г. «О нерублении судов со скобками и об употреблении оных для водоходства» // ПСЗ-1. № 4106.

2. Высочайше утвержденное Положение Комитета Министров от 10.10.1822 г. «О позволении иметь чай в харчевнях» // ПСЗ-1. № 29197.

3. Земельный кодекс РСФСР (принят Постановлением ВЦИК от 30.10.1922 г.) // СУ РСФСР. 1922. № 68. Ст. 901.

4. Декрет ВЦИК и СНК от 16.10.1922 г. «О внешней торговле» // СУ РСФСР. 1922. № 65. № 846.

ISSUES OF ECONOMIC AND FINANCIAL RELATIONS IN RUSSIAN LAWS IN OCTOBER 300, 200 and 100 YEARS AGO

I.V. Uporov, Doctor of Historical Sciences, Candidate of Law Sciences, Professor Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia, Krasnodar)

Abstract. A review of the legal acts that regulated financial and economic relations in one month - October 300, 200 and 100 years ago, that is, in 1722, 1822, 1922, respectively, is proposed. When choosing an object of study, priority is based on round dates. And although this approach is reproached to a certain extent, nevertheless, it allows us to identify, reveal and better understand the trends in the development of Russian financial and economic law in the history of Russia. The sources of legal acts were the first Complete Collection of Laws of the Russian Empire, as well as the Collection of Legalizations of the Soviet Government.

Keywords: decree, decree, drinking tax, privilege, land code, taxes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.