Научная статья на тему 'ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЯ В ИЮНЕ-МЕСЯЦЕ 300, 200 И 100 ЛЕТ НАЗАД'

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЯ В ИЮНЕ-МЕСЯЦЕ 300, 200 И 100 ЛЕТ НАЗАД Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКАЗ / КУПЦЫ / ПИТЕЙНЫЕ СБОРЫ / ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ / ПЛАНОВЫЕ КОМИССИИ / ДЕКРЕТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Упоров И.В.

В статье дается обзор актов, принятых российским законодателем в одном месяце - июне 300, 200 и 100 лет назад, посвященных финансам и экономике. При выборе объекта исследования приоритет основан на круглых датах. И хотя такой подход в определенной степени упречен, тем не менее он позволяет выявить, раскрыть и лучше понять тенденции развития российского финансово-экономического права в истории России. Источниками правовых актов были первое Полное собрание законов Российской империи, а также Собрание узаконений советского правительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL AND ECONOMIC RELATIONS AS A SUBJECT REGULATION OF THE RUSSIAN LEGISLATIVE IN JUNE-MONTH 300, 200 AND 100 YEARS AGO

The article provides an overview of the acts adopted by the Russian legislator in one month - June 300, 200 and 100 years ago, dedicated to finance and economics. When choosing an object of study, priority is based on round dates. And although such an approach is reproached to a certain extent, nevertheless it allows us to identify, reveal and better understand the trends in the development of Russian financial and economic law in the history of Russia. The sources of legal acts were the first Complete Collection of Laws of the Russian Empire, as well as the Collection of Legalizations of the Soviet Government.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЯ В ИЮНЕ-МЕСЯЦЕ 300, 200 И 100 ЛЕТ НАЗАД»

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЯ В ИЮНЕ-МЕСЯЦЕ 300,

200 и 100 ЛЕТ НАЗАД

И.В. Упоров, д-р истор. наук, канд. юрид. наук, профессор Краснодарский университет МВД России (Россия, г. Краснодар)

Б01: 10.24412/2411-0450-2022-6-2-216-219

Аннотация. В статье дается обзор актов, принятых российским законодателем в одном месяце - июне 300, 200 и 100 лет назад, посвященных финансам и экономике. При выборе объекта исследования приоритет основан на круглых датах. И хотя такой подход в определенной степени упречен, тем не менее он позволяет выявить, раскрыть и лучше понять тенденции развития российского финансово-экономического права в истории России. Источниками правовых актов были первое Полное собрание законов Российской империи, а также Собрание узаконений советского правительства.

Ключевые слова: указ, купцы, питейные сборы, Таможенный тариф, плановые комиссии, декрет.

В экономической и финансовой сфере в июне 1722 г. были изданы семь законов. Из наиболее значимых 1 июня был издан Указ «О построении новой дороги от Волхова до Москвы и сборе для сего денег с купечества и крестьянских дворов, против канального расположения» [1]. Согласно этому Указу предписывалось «определить к той работе людей, которые живут от дороги даже до 50 вёрст в стороны, а работать в сухое время, чтобы только коренья выкопали, а мосты и рвы копать в осень, когда от полевой работы отделаются» [1]. Финансирование должно было обеспечить государство, для этих целей предписывалось, среди прочего, «деньги собрать ... с купечества и с крестьянских дворов, против канального расположения», то есть, расположенных возле канала и получавших в этой связи определенные экономические преимущества.

Именным указом от 6 июня 1722 г. «О рубке леса на корабельные строения» [2] предписывалось, в частности, «чтобы леса рубили, сколько возможно, на глинистых местах, а не на болотах и зело сухих песчаных местах . чтобы рубили такие, на которых зелен лист бывает; а у которых в летнее время, когда везде зелено, а на нем уже желт, то значит нездорово дерево, и таких не рубить на корабли, а рубить на иные дела» [2]. Как видно, данный указ

представлял собой сугубо технические требования и отражал стремление императора ускорять развитие кораблестроительного дела.

Помимо данных законов в экономико-финансовой сфере были приняты следующие акты: Сенатский указ «О спуске судов с корабельными лесами на Боровицких воротах и о даче на оные лоцманов и работников» (12 июня); Указ из Камер-Коллегии «О доканчивании постройки бечевника по Волхову и Мсте и о наряде работных людей, согласно с прежним расположением» (15 июня); Именный указ «О даче срока русским торговым людям в платеже долгов Денежным Дворам, против иноземцев» (1 июня) и др. Экономической сферы касался и ряд иных маломасштабных актов: Именный указ «О нерубке самовольно леса от устья Оки вниз как по Волге, так и по всем рекам, которые в оную впали, под опасением штрафа и наказания» (6 июня); Сенатский указ «О выдаче из портов о кораблях, отпущенных в иностранные Государства, паспортов по формуляру» (8 июня) и др.

В июне 1822 г. наибольшее количество актов (15) принято как раз именно в сфере финансовых отношений. Так, 23 июня 1822 г. были приняты сразу несколько актов, регулировавших условия на питейный откуп (сбор) для конкретных российских

регионов с учетом их специфики. Вот один из них: «Условия для содержания питейных сборов в трех Сибирских Губерниях с 1823 по 1827 год» [3]. Здесь в преамбуле отмечается, что «питейные сборы в Губерниях: Иркутской, Томской и Тобольской с 1823 по 1827 год отдаются на откуп по утвержденному для торгов порядку с казенным вином в совокупности без отделения продажи вина, водок и наливок, от продажи пива и меду, на следующих основаниях» [3]. И далее очень подробно раскрываются эти основания. Например, в разделе втором («О продаже питий») указывается: «Меры для продажи питий ... ведро, полведра и четверть ведра, остаются прежние ... Сделание оных мер предоставляется на попечение и на капитал содержателей питейных сборов, с тем, чтобы из означенных мер ведро, полведра и четверть ведра сделаны были медные или чу-гунныя, первые внутри и снаружи вылуженные, а дробные все медные, также внутри и снаружи вылуженные. Все оные меры должны быть представлены от откупщиков в Казенные Палаты для выверки и заклеймения...» [3]. Указываются также марки продаваемых напитков (вино хлебное, водка ординарная, водка сладкая и др.), определяются цены (например, пиво кабацкое за ведро - 2 руб 10 копеек), причем разрешалось продавать ниже определенных цен - «по соразмерности уменьшения специям, в состав водок входящих». Детально описываются условия, которым должны были соответствовать указанные питейные учреждения, и другие требования к откупщикам. В таком же ключе и в тот же день были утверждены в виде отдельных актов: Условия на содержание питейных сборов в трех Новороссийских губерниях, в двух Малороссийских и семи западных Губерниях, в казенных селениях Полтавской, Черниговской, Киевской и Словодско-Украинской Губерний, в городе Одесса с его окрестностями. Столь пристальное внимание государства к питейному делу вполне очевидно - это был серьезным, и остается таковым до сих пор, источник пополнения бюджетных средств.

В Финансовой сфере в июне 1822 г. были приняты также следующие акты: О но-

вых правилах для Порто-Франко в городе Одесса (9 июня); о назначении окладов жалованья Генерал-Губернаторам Восточной и Западной Сибири (9 июня); Об открытии нового займа в 43 миллиона рублей (23 июня); О запрещенных товарах, погруженных на корабли до получения известия о новом Тарифе (23 июня); О дозволении Правлению Американской Компании и Конторам ея, иметь книги на простой бумаге без платежа гербовых пошлин (27 июня); О употреблении гербовой бумаги и взыскании пошлин при совершении данных на домы и места в городе Царском селе (27 июня) и др.

Экономическим отношениям законодатель уделил немного внимания - был принят всего только один акт (6 июня 1822 г.) - О пожертвованиях частными лицами на предметы, от Правительства зависящие [4]. Из смысла акта следует, что некий купец на свои средства отремонтировал губернаторский дом. Такое решение Комитет Министров, «считая подобные пожертвования совершенно не приличными для Правительства, тем более, что по военному ведомству и воспрещено уже принимать оные на такие предметы, на кои ассигнуются от казны суммы, полагал предписать . всем Начальникам Губерний, чтобы на будущее время не были принимаемы местными начальствами, без дозволения Высшего Правительства никакие пожертвования на те предметы, исправление коих непосредственно относится до Правительства» [4].

В советском государстве в июне 1922 г. уже второй год набирала обороты НЭП, соответственно советский законодатель приоритетами делал вопросы экономических и финансовых отношений. В экономической сфере были приняты 18 нормативно-правовых и правоприменительных актов. Наиболее значимым являлся Устав железных дорог, изданный 12 июня 1922 г. [5]. Данный закон продолжил традиции отечественного законодателя регулировать железнодорожные перевозки в виде таких основательных актов, как устав. В начале данного Устава указывалось, что «действию настоящего Устава подчиняются все открытые для общего

пользования железные дороги». Согласно ст. 2 перевозка пассажиров, багажа и грузов являются «обязанностью каждой открытой для общего пользования железной дороги и производится между всеми станциями пассажирскими или товарными, смотря по роду перевозки» [5]. При этом железнодорожные станции должны были быть указываться в таблицах «постанци-онных расстояний», утверждаемых НКПС. Устав обязывал «принимать к перевозке такое количество грузов, какое она может отправить в 48-часовой срок, принимать на хранение в своих складах, в пределах норм, устанавливаемых Высшим Советом по Перевозкам» [5]. Провозная плата в соответствии со ст. 7 Устава закреплялась в тарифах, порядок установления и публикации которых определяется НКПС. Довольно подробно регулируются также вопросы заключения договоров перевозки, упаковки грузов, ответственности за нарушение условий договоров железнодорожных перевозок и т.д.

Помимо данного Устава в июне 1922 г. в экономической сфере большое значение имело также принятое 13 июня Постановление СТО о государственном торговом флоте [6]. Этот закон носил учредительный характер. Уже в § 1 указывается, что для «развития морского судоходства и эксплоатации Государственных морских транспортных средств учреждаются Государственные пароходные предприятия под наименованием.», и далее приводится их перечень: Государственное Балтийское пароходство (Ленинград), Государственное Северное пароходство (Архангельск) и др. И хотя в их названии присутствовало слово «государственное», фактически пароходства представляли собой хозяйствующие субъекты с высоким уровнем самостоятельности. Такой подход отражал содержание новой экономической политики, внедряемой советской властью с целью повысить эффективность экономической деятельности. Экономические отношения в июне 1922 г. регулировались также следующими актами (некоторые названия даны в сокращении): о порядке использования боен с подсобными при них предприятиями (2 июня, речь идет о мясном произ-

водстве); о переводе телефонных сетей на хозрасчет (2 июня); об организации краткосрочных курсов по сельскому хозяйству (2 июня); о порядке управления нефтескладами и другими техническими оборудованиями нефтяного хозяйства (8 июня); о порядке производства горнотехнических и маркшейдерских работ (8 июня) и др.

В другом крупном блоке (финансовые отношения) было приняты также 18 законов. Наиболее значимыми являлся принятый 13 июня 1922 г. Таможенный тариф по Европейской торговле [7]. При этом речь идет только об «отпускной торговле» (Таможенный тариф на ввозимые в РСФСР товары был принят ранее, 9 марта 1922 г., и содержал намного больший перечень товаров, чем на вывозимые из РСФСР товары, что, впрочем, вполне объяснимо, учитывая сложнейшее положение российской экономики того времени). В первых двух статьях перечисляются товары, «временно запрещенные к вывозу», что, опять же, объясняется тем, что эти товары (продукты питания) были необходимы в самой России. В данную категорию товаров включались, в частности, «хлеб в зерне всякий (рис, пшеница, рожь, ячмень, овес, просо, кукуруза и пр.), горох, фасоль, бобы и чечевица, картофель, мука.» [7] и др. И далее дается длинная роспись товаров и таможенных вывозимых тарифов, например, «орехи всякие, миндаль и фисташки с пуда брутто» - 20 коп; «битая птица всякая с пуда брутто» - 50 коп.; «яйца с пуда брутто» - 1 руб.; «лошади со штуки» - 100 руб.» [7] и т.д. Приведенные таможенные тарифы являлись определенным экономическим механизмом прежде всего для частных хозяйствующих субъектов, которых с ведением НЭП становилось все больше, а также для иностранных компаний-инвесторов, вкладывающих свои средства на территории РСФСР в и производящих определенную продукцию. В сфере финансов в июне 1922 г. были приняты, помимо рассмотренных, такие акты, как: о денежном фонде заработной плате на июнь месяц (6 июня); о применении единого натурального налога в районах скотоводческого хо-

зяйства (8 июня); о порядке покрытия новления местных налогов и сборов (8 хлебного займа (8 июня); о порядке уста- июня) и др.

Библиографический список

1. Указ Сенатский от 01.06. 1722 г. «О построении новой дороги от Волхова до Москвы и сборе для сего денег с купечества и крестьянских дворов, против канального расположения» // ПСЗ-1. № 4025.

2. Указ именный от 06.06. 1722 г. «О рубке леса на корабельные строения» // ПСЗ-1. № 4030.

3. Указ именный, данный Сенату, от 23.06.1822 г. «Условия для содержания питейных сборов в трех Сибирских Губерниях с 1823 по 1827 год» // ПСЗ-1. № 29076.

4. Высочайше утвержденное положение Комитета Министров от 06.06.1822 г. «О пожертвованиях частными лицами на предметы, от Правительства зависящие» // ПСЗ-1. № 29062.

5. Устав железных дорог РСФСР от 12.06. 1922 г. // СУ РСФСР. 1922. № 38. Ст. 445.

6. Постановление СТО от 13.06. 1922 г. «О государственном торговом флоте (Положение)» // СУ РСФСР. № 41. Ст. 483.

7. Постановление СНК от 13.06. 1922 г. «Об утверждении Таможенного тарифа по Европейской торговле» // СУ РСФСР. № 41. № 482.

FINANCIAL AND ECONOMIC RELATIONS AS A SUBJECT REGULATION OF THE RUSSIAN LEGISLATIVE IN JUNE-MONTH 300, 200 and 100 YEARS AGO

I.V. Uporov, Doctor of Historical Sciences, Candidate of Legal Sciences, Professor Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article provides an overview of the acts adopted by the Russian legislator in one month - June 300, 200 and 100 years ago, dedicated to finance and economics. When choosing an object of study, priority is based on round dates. And although such an approach is reproached to a certain extent, nevertheless it allows us to identify, reveal and better understand the trends in the development of Russian financial and economic law in the history of Russia. The sources of legal acts were the first Complete Collection of Laws of the Russian Empire, as well as the Collection of Legalizations of the Soviet Government.

Keywords: decree, merchants, drinking fees, Customs tariff, planning commissions, decree.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.