Научная статья на тему 'ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ КАК ПРЕДМЕТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОДНОМ МЕСЯЦЕ (СЕНТЯБРЕ) 300, 200 И 100 ЛЕТ НАЗАД'

ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ КАК ПРЕДМЕТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОДНОМ МЕСЯЦЕ (СЕНТЯБРЕ) 300, 200 И 100 ЛЕТ НАЗАД Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
19
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКАЗ / ДЕКРЕТ / ПОСТАНОВЛЕНИЕ / ВОДОХОДНЫЕ СУДА / ТРАКТИРЫ / ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ / НАЛОГИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Упоров И.В.

Представлен краткий анализ правовых актов, которые регулировали финансово-экономические отношения в одном месяце - сентябре 300, 200 и 100 лет назад, то есть соответственно в 1722, 1822, 1922 гг. При выборе объекта исследования приоритет основан на круглых датах. И хотя такой подход в определенной степени упречен, тем не менее он позволяет выявить, раскрыть и лучше понять тенденции развития российского финансово-экономического права в истории России. Источниками правовых актов были первое Полное собрание законов Российской империи, а также Собрание узаконений советского правительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMY AND FINANCE AS A SUBJECT OF LEGISLATIVE REGULATION IN ONE MONTH (SEPTEMBER) 300, 200 AND 100 YEARS AGO

A brief analysis of the legal acts that regulated financial and economic relations in one month - September 300, 200 and 100 years ago, that is, in 1722, 1822, 1922, respectively, is presented. When choosing an object of study, priority is based on round dates. And although this approach is reproached to a certain extent, nevertheless, it allows us to identify, reveal and better understand the trends in the development of Russian financial and economic law in the history of Russia. The sources of legal acts were the first Complete Collection of Laws of the Russian Empire, as well as the Collection of Legalizations of the Soviet Government.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ КАК ПРЕДМЕТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОДНОМ МЕСЯЦЕ (СЕНТЯБРЕ) 300, 200 И 100 ЛЕТ НАЗАД»

ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ КАК ПРЕДМЕТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОДНОМ МЕСЯЦЕ (СЕНТЯБРЕ) 300, 200 и 100 ЛЕТ НАЗАД

И.В. Упоров, д-р ист. наук, канд. юрид. наук, профессор Краснодарский университет МВД России (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-9-225-229

Аннотация. Представлен краткий анализ правовых актов, которые регулировали финансово-экономические отношения в одном месяце - сентябре 300, 200 и 100 лет назад, то есть соответственно в 1722, 1822, 1922 гг. При выборе объекта исследования приоритет основан на круглых датах. И хотя такой подход в определенной степени упречен, тем не менее он позволяет выявить, раскрыть и лучше понять тенденции развития российского финансово-экономического права в истории России. Источниками правовых актов были первое Полное собрание законов Российской империи, а также Собрание узаконений советского правительства.

Ключевые слова: указ, декрет, постановление, водоходные суда, трактиры, денежное обращение, налоги.

В отличие от предыдущих месяцев, в сентябре 1722 г. было принято сравнительно немного актов в финансово- экономической сфере - всего два, и те регулировали фактически один и тот же вопрос. Так, 8 сентября был издан Указ «О нерубке судов, плавающих по Волге, со скобками» [1]. Здесь уточнялись указания, которые были даны ранее (в июле 1722 г.), о том, суда со скобками, которые ходят по Волге, по возвращении на пристань, «велеть рубить», то есть в буквальном смысле ломать и больше не использовать. Дело в том, что при строительстве судов крепление досок скобками считалось старым методом, и Петр I считал нужным прекратить делать «староманерные» суда, так как в «сырых досках конопать держатца не может, но когда разсохнется, выпадывает -того ради, чаю, сей дурацкой способ выдумали» [2, л. 135] (подробно - в работе Е.В. Вершинина [3]).

Однако, судя по всему, судов со скобками было немало, и их одновременное уничтожение (разборка) могло принести много убытков. В этой связи в данном указе делаются две оговорки: во-первых, нынешней осенью такие суда нужно послать в Астрахань, нагрузив нужными товарами с известием для хозяев, что эти суда оттуда больше не возвратятся, ибо будут разобраны и употреблены в дело; если у кого

нечего было везти, то предписывалось загружать такие суда лесом; во-вторых, предписывалось не рубить те суда, хозяева которых готовы были сами их переделать «на новый манер». 21 сентября 1722 г. выходит еще один Указ на эту тему - «О строении водоходных судов». Здесь вновь указывается на запрет «всякого чина людям» строить «староманерные» суда и строго предписывается строить только «новоманерные» суда («галиоты», «эвер-сы», «романовки», «финсике боты» и др.), причем «не токма волею, но и неволею, а за оное ослушание штрафовать сперва деньгами, а другой раз наказанием» [4]. Значительное внимание в этом Указе уделено вопросам подготовки мастеров для постройки «водоходных судов», в конце акта еще раз подчеркивается ответственность за нарушение данного указа, причем наказание для нарушителя дополняется конкретикой - «послан будет на каторгу».

В сентябре 1822 г. самый объемный нормативно-правовой акт (примерно 10 страниц стандартного текста формата А4) был принят именно в сфере экономики -«Об утверждении положения о трактирах по уездам Великорусских Губерний» [5]. Соответствующий проект Положения был разработан в Министерстве Финансов во главе с графом Д. Гурьевым. Само Положение о трактирах состояло из

5 разделов:

1) Положения общие;

2) Об отдаче в содержание трактиров в казенных селениях и заштатных городах;

3) Об отдаче в содержание трактиров в селениях удельных и помещичьих;

4) Ответственность содержателей трактиров;

5) Обязанность Уездного Правления питейного сбора.

Эти разделы включали в себя 41 параграф. В самом начале Положения (§ 1) содержится основное предписание: «Все находящиеся ныне в уездах Великорусских Губерний заведения, известные под названием: трактиров, гостиниц, рестораций, кофейных домов или кухмистерских столов и съестных трактиров, должны существовать впредь не единообразных правилах, в сем положении предписанных, под наименованием трактиров» [5]. В этой связи нужно заметить, что ранее единой классификации подобных заведений не было, в том числе в Указе 1806 г., которым также регулировалась такого рода деятельность, в результате, как отмечается в литературе, «вся эта сфера сильно зависела от своеобразия местных условий. Поэтому, например, слово «трактир» могло обозначать разные заведения в Петербурге, в Москве, в больших и малых городах, при почтовых станциях и т.д. Соответственно и нормативные акты для них составлялись не только на общеимперском уровне» [6, с. 43].

Унификация в данной сфере в общероссийском масштабе началась ранее с Указа от 14 марта 1821 г. с «Положения о гостиницах, ресторациях, кофейных домах, трактирах и харчевнях во всех губернских, портовых и уездных городах». И вот теперь - в рассматриваемом Положении о трактирах 1822 г. - дело от городов дошло и до сельской местности (одновременно данные нормы распространялись на заштатные города, располагаемые на почтовых трактах). В Положении указывается, что учреждение трактиров по уездам «дозволяется с разрешения Губернского Начальства, обще с Казенною Палатою», которые предварительно должны «точно удостовериться в действительной надоб-

ности» такого заведения. Трактиры могли учреждаться как в собственном доме содержателя, так и в наемном, при этом в обязательном порядка должна была быть вывеска «с означением его названия». В Положении делается ссылка на Устав о питейном сборе и перечисляются конкретные виды напитков, которые дозволяется реализовать: виноградные вина, фруктовые воды, ром, шром, арак, ликеры, пунш, водка хлебная, изготавливаемые на водочных заводах. Разрешалось содержать стол (питание, еда), чай, кофе. Все это могло отпускаться «по вольным ценам». Содержатель трактира мог, если считал нужным, «иметь особые покои для ночлегов и временного постоя». В отдельном параграфе (§ 9) содержались прямые запреты: «1) продажа напитков на вынос в домы или другие места; 2) продажа простого хлебного вина и настоек, из онаго делаемых; 3) содержание несвежих припасов, или напитков с подмесью; 4) заводить в трактире какие-либо игры, музыку, пляску и пение» [5]. Положение содержит много условий для открытия трактиров: так, в уездах это дозволялось на определенный период - 4 года (своеобразная лицензия, которую выдавало по итогам торгов и продлевало уездное правление, после чего заключался контракт между правлением и содержателем трактира) и только для купцов 2 или 3 гильдии, причем один купец не мог иметь более 1 трактира, при этом он не мог передавать трактир другим лицам «ни под каким видом», и др. В разделе об ответственности говорится о санкциях только в виде штрафов.

Экономические отношения в сентябре 1822 г. регулировал также Указ «О предписании Межевой Канцелярии, дабы она солонцеватые земли полагала по три десятины за одну удобную» от 18 сентября, в котором объявляется решение Сената по конкретному земельному спору, связанному с нечеткими земельными планами, которыми обозначались «солонцеватые» и «удобные» земли. Сенат сделал разъяснение, ссылаясь на многие ранее изданные акты по земельным делам.

В области финансов были изданы два акта. Один из них, принятый 18 сентября

1822 г., достаточно объемный - «О платеже откупной суммы в последних двух месяцах, при истечение откупа» [7]. Законодатель в очередной раз упорядочивает фискальные отношения, связанные с предоставлением откупов на продажу алкогольной продукции как источников значительных поступлений денежных средств в казну; в данном случае уточняются платежи в счет откупной суммы, о необходимости этого заявил упомянутый выше Министр Финансов, опять же со ссылками на ранее принятые акты и практику. В частности, он указал, что нередко откупщики, которым дается 30-дневная льгота по уплате отпускной суммы по истечении откупа, «не платят в надлежащие сроки в последних двух месяцах - ноябре и декабре, отчего незаплаченная сумма переходит недоимкою в последующее 4-летие, взыскание коей сопряжено с большими трудностями, потерю времени и отягощением залогодателей» [7]. Было решено, что указная льгота не должна относиться к платежам, установленным для ноября и декабря. Финансовые отношения регулировало также принятое 11 сентября 1822 г. решение Комитета Министров «Об отмене сбора пошлин по реке Дону в пределах Войска Донского».

В сентябре 1922 г. в РСФСР в финансовой сфере было издано больше всего актов (27 из 87). Практически все они определяли отдельные вопросы текущего характера, которые в совокупности позволяли упорядочивать финансово-правовые отношения, и прежде всего касающиеся налогов - как натуральных, так и денежных. Вместе с тем представляется нужным выделить Постановление СНК от 8 сентября «Об установлении однородности денежного обращения» [8], которым предписывалось: «Воспретить всем кассам Народного Комиссариата Финансов и Государственного Банка выпускать в обращение всякого рода денежные знаки прежних до 1922 года выпусков, а именно: кредитные билеты царского правительства, казначейские знаки и кредитные билеты временного правительства, а равно и суррогаты денежных знаков: а) серия (билеты) государственного казначейства;

б) обязательства государственного казначейства; в) купоны государственных процентных бумаг по срок 1 -е декабря 1917 года; г) облигации займа свободы до 100 рублей включительно (мелкие купюры» [8]. Такое решение свидетельствовало об определенной стабилизации в РСФСР денежно-кредитных отношений после нескольких лет известной денежной «анархии» в стране.

В числе иных в финансово-правовой сфере в сентябре 1922 г. были приняты следующие акты, названия которых говорят об их содержании: «О взимании продовольственного налога по Оренбургской губернии согласно 6 разряда урожайности и по Кустанайской губернии согласно 5 разряда» ( 5 сентября), «О составлении общегосударственного бюджета на 1922-23 год» (6 сентября), «Таксы на оплату всех видов почтовых, телеграфных и радиотелеграфных сообщений» (11 сентября), «О погубернских предельных суммах (континентах) денежного подворного налога на 1922-1923 бюджетный год» (13 сентября); «Об акцизном обложении табачного производства» (21 сентября), «О выпуске гербовых марок образца 1922 года» (21 сентября) и др.

Из принятых в сентябре 1922 г. правовых актов в сфере экономики наиболее важным представляется утвержденное постановлением ВЦИК и СНК «Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями» [9]. В первой же статье указывается, что «имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разрешаются Арбитражными Комиссиями» [9]. Такие комиссии дали начало развитию в России института арбитража, который, последовательно развиваясь в СССР, стал со временем Государственным арбитражем СССР, а после распада СССР трансформировался в систему арбитражных судов России. Арбитражные комиссии должны были также рассматривать споры, возникающие на основании договора между государственными учреждениями и предприятиями, причем комиссии включались в том случае, если спор не удавалось разрешить не ве-

домственном уровне. Высшая арбитражная комиссия создавались при СТО, создавались также областные арбитражные комиссии при областных экономических совещаниях. Разбирательство дел носило судебный характер.

В сфере экономических отношений в сентябре 1922 г. были приняты также правовые акты: «О платности работ Народного Комиссариата при вербовках» (1 сентября), «О регистрации внебиржевых сделок государственных предприятий и учреждений» (1 сентября), «О служебных вагонах строящихся железных дорог» (4 сентября), «О порядке распределения лесосечного фонда» (8 сентября), «О ходе озимой семенной кампании 1922 года» (13 сентября), «О порядке разгрузки грузов, прибывающих в Петроградский порт» (20 сентября), «О переводе на хозяйственный расчет государственных рыбопромышленных предприятий» (20 сентября), «Об условиях вхождения сельско-

хозяйственных коллективов в кооперативные сельско-хозяйственные союзы» (21 сентября), и др.

К этому следует добавить, что с экономикой тесно был связан также акт в из правоохранительной сферы - Декрета СНК «О таможенной охране», который заменил ранее действовавшие и разрозненные правила в данной сфере и представлял собой системно разработанный нормативно-правовой акт, который имел важное значение, учитывая, что РСФСР после окончания Гражданской войны стали активно развивать международные экономические отношения и в целом гражданско-правовые механизмы [10]. Этот акт «обобщил имевшийся в то время нормативный материал, касающийся ввоза и вывоза товаров через границу, устранил коллизии и внес определенную ясность в правоприменительную практику, о чем свидетельствует, в частности, наличие понятийного аппарата. Здесь подробно регулируется ответственность за нарушения установленных таможенных правил, основные санкции - конфискация как товаров, так и «перевозочных средств», а также денежные взыскания, а в определенных случаях и уголовная ответственность.

Библиографический список

1. Указ именный от 08.09. 1722 г. «О нерубке судов, плавающих по Волге, со скобками» // ПСЗ-1. № 4085.

2. РГАДА. Ф. 248. Оп. 1. Кн. 693.

3. Вершинин Е.В. Дощаник и коч в Западной Сибири (XVIII в.) // Проблемы истории России. Екатеринбург: Волот, 2001. Вып. 4: Евразийское пограничье. С. 87-131.

4. Указ Сенатский от 21.09.1722 г. «О строении водоходных судов» // ПСЗ-1. № 4095.

5. Положение Комитета Министров от 19.09.1822 г. «Об утверждении положения о трактирах по уездам Великорусских Губерний» // ПСЗ-1. № 29887.

6. Долгих Е.В. К истории повседневности: развитие общественного питания в России в ХУ1-ХХ вв. // Вестник Московского университета. Серия 8. История. - 2019. - №2. -С. 17-73.

7. Указ Сенатский от 18.09.1822 г. «О платеже откупной суммы в последних двух месяцах, при истечение откупа» // ПСЗ-1. № 19185.

8. Постановление СНК от 08.09.1922 г. «Об установлении однородности денежного обращения» // СУ РСФСР. 1922. № 59. Ст. 738.

9. Постановление ВЦИК и СНК от 21.09.1922 г. «Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями» // СУ РСФСР. № 60. Ст. 769.

10. Рябченко А.Г., Кокова В.М. Гражданско-правовая защита в общем механизме юридической защиты чести, достоинства и деловой репутации // Право, государство и экономика: проблемы теории, истории и практики. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар, 2017. - С. 279-283.

ECONOMY AND FINANCE AS A SUBJECT OF LEGISLATIVE REGULATION IN ONE MONTH (SEPTEMBER) 300, 200 and 100 YEARS AGO

I.V. Uporov, Doctor of Historical Sciences, Candidate of Law Sciences, Professor Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia, Krasnodar)

Abstract. A brief analysis of the legal acts that regulated financial and economic relations in one month - September 300, 200 and 100 years ago, that is, in 1722, 1822, 1922, respectively, is presented. When choosing an object of study, priority is based on round dates. And although this approach is reproached to a certain extent, nevertheless, it allows us to identify, reveal and better understand the trends in the development of Russian financial and economic law in the history of Russia. The sources of legal acts were the first Complete Collection of Laws of the Russian Empire, as well as the Collection of Legalizations of the Soviet Government.

Keywords: decree, decree, resolution, shipping vessels, taverns, monetary circulation, taxes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.