Научная статья на тему 'РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКИМ ЗАКОНОДАТЕЛЕМ 300, 200 И 100 ЛЕТ НАЗАД В ОДНОМ МЕСЯЦЕ - В АВГУСТЕ 1722, 1822, 1922 ГОДОВ'

РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКИМ ЗАКОНОДАТЕЛЕМ 300, 200 И 100 ЛЕТ НАЗАД В ОДНОМ МЕСЯЦЕ - В АВГУСТЕ 1722, 1822, 1922 ГОДОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
22
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКАЗ / ДЕКРЕТ / ПОСТАНОВЛЕНИЕ / СТРОЕНИЕ / КРЕДИТОРЫ / ДОЛЖНИКИ / ТАРИФЫ / НАЛОГИ / АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Упоров И.В.

Предлагается обзор правовых актов, которые регулировали финансово-экономические отношения в одном месяце - августе 300, 200 и 100 лет назад, то есть соответственно в 1722, 1822, 1922 гг. При выборе объекта исследования приоритет основан на круглых датах. И хотя такой подход в определенной степени упречен, тем не менее он позволяет выявить, раскрыть и лучше понять тенденции развития российского финансово-экономического права в истории России. Источниками правовых актов были первое Полное собрание законов Российской империи, а также Собрание узаконений советского правительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF FINANCIAL AND ECONOMIC RELATIONS BY THE RUSSIAN LEGISLATIVE 300, 200 AND 100 YEARS AGO IN ONE MONTH - IN AUGUST 1722, 1822, 1922

The author offers an overview of the legal acts that regulated financial and economic relations in one month - August 300, 200 and 100 years ago. When choosing an object of study, priority is based on round dates. And although such an approach is reproached to a certain extent, nevertheless it allows us to identify, reveal and better understand the trends in the development of Russian financial and economic law in the history of Russia. The sources of legal acts were the first Complete Collection of Laws of the Russian Empire, as well as the Collection of Legalizations of the Soviet Government.

Текст научной работы на тему «РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКИМ ЗАКОНОДАТЕЛЕМ 300, 200 И 100 ЛЕТ НАЗАД В ОДНОМ МЕСЯЦЕ - В АВГУСТЕ 1722, 1822, 1922 ГОДОВ»

РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКИМ ЗАКОНОДАТЕЛЕМ 300, 200 и 100 ЛЕТ НАЗАД В ОДНОМ МЕСЯЦЕ - В АВГУСТЕ 1722, 1822, 1922 ГОДОВ

И.В. Упоров, д-р ист. наук, канд. юрид. наук, профессор Краснодарский университет МВД России (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-8-228-233

Аннотация. Предлагается обзор правовых актов, которые регулировали финансово-экономические отношения в одном месяце - августе 300, 200 и 100 лет назад, то есть соответственно в 1722, 1822, 1922 гг. При выборе объекта исследования приоритет основан на круглых датах. И хотя такой подход в определенной степени упречен, тем не менее он позволяет выявить, раскрыть и лучше понять тенденции развития российского финансово-экономического права в истории России. Источниками правовых актов были первое Полное собрание законов Российской империи, а также Собрание узаконений советского правительства.

Ключевые слова: указ, декрет, постановление, строение, кредиторы, должники, тарифы, налоги, акционерные общества.

В сфере финансов и экономики в августе 1722 г. законодатель принял относительно немного актов - всего три, что меньше, чем в другие месяцы этого года. Вначале отметим Указ «О строении крестьянских дворов по установленному чертежу.» [1]. В начале этого документа отмечалось, что государю стало известно о том, что «в деревнях от дворового частого строения чинятся непрестанные пожары, и выгорают все дворы, без остатка, от чего поселяне приходят в конечное разорение и нищету» [1]. Во избежание таких бед, император, «милосердуя о подданных своих», предписал, чтобы в тех селах, где произошли пожары, «строить дворы по два вместе, а огороды конопляники иметь между двумя дворов, мерою, смотря по положению места, сколько где места даст, только же конечно, чтобы между дворового построения меньше тридцати саженей трех аршинных не было построено» [1]. Указ предписывал, чтобы при строении дворов вместе «был приложен чертеж с мерами», которые должны быть известны населению, а фискалам надлежало «смотреть и доносить» о нарушениях данного указа.

Помимо этого, экономические отношения регулировались еще двумя сенатскими указами, изданными в один день: 24 авгу-

ста 1722 г. - «Об отдаче в ведение Мануфактур-Коллегии продажи гербовой бумаги из Оружейной Палаты» и «О построении в Вышеволоцких шлюзах других ворот, об очистке каменных перегородок в Боровицких порогах и о запрещении сбора с судов и возов в Бронницах и о расчистке бечевника между Тверью и Вышним Волочком». Оба акты небольшие по объему (примерно одна треть современного формата А4), а название второго акта ненамного меньше текста самого закона.

Спустя 100 лет, в августе 1822 г., законодатель в сфере финансово-экономических отношений принял также сравнительно немного законов: 7 актов по финансам и 3 - по экономике.

Что касается финансовых отношений, то в августе 1822 г. были приняты законы, о содержании которых говорят сами их названия: «О дозволении привоза в Рижском порту сукон, казимиров и полусукон; об очищении Либавской и Ревельской Таможнях пошлинами привозимых туда по приложенной росписи иностранных товаров, и о дозволении перевозки Российских произведений из одного Балтийского порта в другой на иностранных судах без пошлин» (1 августа); «О дозволении Имеретинскому Временному Правлению производить дела на 50-копеечной гербовой бу-

маге» (1 августа); «О приведении в исполнение Высочайше утвержденного положения Комитета Министров о сроках взноса процентного сбора за 1821 год обывателями Санктпетербургской столицы» (14 августа); «О взимании пошлины с волчьего перца швейцарского и с шеллака» (17 августа); «О новых правилах, коими Казенные палаты должны руководствоваться при ведении книги о деньгах за рекрутскую одежду взносимых» (22 августа); «О предоставлении конкурсу права выкупать из Государственного Заемного Банка банкротское имение и вступать в распоряжение оным по Уставу о банкротах» (31 августа).

Представляет интерес закон от 22 августа, предписывавший кредиторов «взносить» деньги на прокормление содержавшихся в тюрьме должников [2]. Инициатива его принятия исходила от Председательствующего в Комитете Общества Попечительного о тюрьмах князя Голицына, который, как отмечается в тексте данного акта, обратился к генерал-губернатору графу Милорадовичу, «объясняя, что на продовольствие содержащихся в Санктпе-тербургской городской тюрьме за долги арестантов, кредиторы их весьма часто не доставляют кормовых денег, которые Комитет принужден выдавать из собственных своих сумм» [2]. И далее он просил «об исходотайствовании постановления» о том, что если кредиторы в течение трех дней не доставят соответствующих денежных средств в течение трех дней заранее на предстоящий месяц содержания должников, то последние пусть будут «из оной тюрьмы выпускаемы». Граф Милорадович согласился с таким подходом и направил эти соображения в Комитет Министров, который при рассмотрении этого вопроса констатировал, что на прокормление должников, в тюремном заключении содержащихся, определено 25 копеек в сутки на одного человека, и эти деньги должны «взносить» кредиторы. В принятом решении Комитет Министров согласился по сути с предъявленным предложении, однако изменил срок, указав, что должники будут «выпускаемы» из тюрьмы в том случае, если «кто-либо из кредиторов в

течение одной недели от заключения в тюрьму должника его, не внесет определенных на прокормление сего последнего денег» [2]. С тех пор прошло много времени (200 лет), но и сейчас проблема отношений кредиторов-должников не оставляет своей актуальности, и, на наш взгляд, этот опыт в определенных случаях и сегодняшней жизни не выглядел бы архаичным.

В сфере экономики в августе 1822 г. были изданы 3 закона. 1 августа состоялся указ «О торговых отношениях между Россиею и Царством Польским» [3]. Здесь отмечается, что ранее был издан новый Тариф по внешней торговли, и в этой связи его издание «и возобновление прежней Таможенной черты на сухопутных границах Империи вместе с упразднением Российских Таможен в Царстве Польском, требовали определения тончайших правил, для сохранения свободных сношений по торговле и промышленности обоих Государств. Вследствие сего, по надлежаем уважении взаимной их пользы, обезспе-ченной и в Царстве Польском введением системы принятой в империи к охранению и поощрению собственных мануфактур и фабрик, запрещением привоза большей части иностранных изделий, Мы повелеваем...» [3]. И далее следовали 11 новых, дополнительно к изданному ранее Тарифу, таможенных правил, в частности, второе правило гласило, что «все изделия, выработанные внутри Империи и Царства из собственных сырых произведений земли, при провозе из одного Государства в другое, подвергать взысканию пошлин по одному проценту» [3]. Экономические отношения в августе 1822 г. регулировали также акты: «Об отдаче Астраханскому градскому обществу принадлежащих тамошнему Приказу Общественного Призрения съестных лавок» (3 августа); «Правила об отдаче в содержание питейных домов в Великороссийских Губерниях с 1823 года» (29 августа). Последний акт -довольно объемный, в нем излагаются требования, которым должны удовлетворять питейные заведения и за исполнением которых должны наблюдать местные власти с учетом изданного ранее Устава о пи-

тейном сборе.

А вот в советском государстве, напротив, в августе 1922 г. заметно преобладали финансовые вопросы - соответствующих нормативно-правовых актов было 42, что значительно больше, чем в других сферах социально-экономической жизни. Такой акцент советского законодателя можно объяснить, очевидно, тем обстоятельством, что для большевистской модели огосударствляемой экономики с элементами рыночных отношений требовались более четкие правовые нормы, регулировавшие столь сложную экономическую модель, когда нужно было экономические стимулы согласовывать с коммунистической политико-идеологической платформой.

И в этом контексте интерес представляет Постановление СТО от 2 августа 1922 г. «Об установлении максимального размера содержания в государственных учреждениях и организациях» [4]. Этот акт был издан «в целях устранения расхищения народных средств и своекорыстного использования их отдельными лицами, а также в целях приведения к большему соответствию вознаграждения между лицами интеллектуального и физического труда» [4]. В данной связи Совет Труда и Обороны предписал установить максимальный размер трудового дохода для работающих в государственных учреждениях, предприятиях, организациях, независимо от того, состоят ли они на бюджете или хозрасчете, - 60 000 рублей «в денежных знаках образца 1922 г.», при этом в данный лимит входили все виды выплат (основной оклад, сдельные, сверхурочные как по основной должности, так и по совместительству в других организациях. В данную сумму, однако, не включалось вознаграждение за чтение лекций и литературную (научную и публицистическую) работу, кроме случаев, когда чтение лекций является основным занятием. Кроме того, указывалась, что «высший административный и техниче-ско-хозяйственный персонал, проработавший в учреждении не менее 6 месяцев, может сверх установленного максимума получать наградные (таньемы и т.п.)» [4], при этом источник и размеры «наградных»

должен был определить Высший Тарифный Совет с участие хозяйственных Народных Комиссариатов. Ввиду частых изменений номинала в то время трудно определить цену деньгам в 60 000 рублей, но есть сведения, что в рассматриваемый период эта сумма примерно в два раза превышала доход руководителя среднего звена и примерно в 10 раз - среднюю зарплату по стране [5].

Как видно, и тогда разрыв зарплат в госсекторе был существенным. Тем не менее такой подход заслуживает изучения и современного российского законодателя, учитывая, что доходы государственных служащих, не связанных с хозяйственной деятельностью, во многих случаях во много крат превышают средний уровень доходов российских граждан. В этом постановлении определялась также материальная и уголовная ответственность чиновников в случае нарушения их данного акта.

Из других финансовых актов по значимости и объему выделим Декрет ВЦИК и СНК (29 августа 1922 г.) «Об изменении перечня местных налогов и сборов» [6]. По сути, это был налоговый кодекс применительно к местному уровню публично-властных отношений, где существенно корректировались прежние налоговые нормы, и прежде всего речь шла о том, что местные исполкомы, помимо отчислений и надбавок к государственному промысловому налогу, получили право устанавливать довольно обширный перечень видов налогов и сборов, при этом имелись в виду отдельные перечни применительно к двум типам территорий: 2) городские поселения (24 налога); 2) вне городских поселений (17 налогов).

Согласно этому акту в городских поселениях предусматривалось введение следующих налогов: налог со строений, находящихся в пользовании и владении как частных лиц, обществ и предприятий, так и правительственных учреждений и предприятий; налог с имуществ, владений, сооружений и строений, получающих особые выгоды от вновь осуществляемых публичных мероприятий длительного значения (проведение новых и капитальное переустройство существующих улиц,

устройство новых или ремонт тротуаров и т.п.); квартирный налог, взимаемый на основании особого положения об этом сборе; разовый сбор за право подвижной торговли; налог на заведения для потребления на месте всякого рода кушаний и напитков в размере; надбавка к цене патентов, выдаваемых на право продажи питей и табачных изделий; налог с грузов, привозимых и вывозимых по железнодорожным и водным путям сообщения; налог со скота, за исключением лошадей, и с других домашних животных; налог с извозного промысла; налог с перевозного промысла; налог с выездных лошадей и экипажей; налог с велосипедов, самодвижущихся экипажей, яхт и моторных лодок; налог с промышленных садов и промышленных огородов, взимаемый на основании особых правил об этом сборе; сбор с пригоняемого на рынок для продажи скота; сбор за пользование общественными весами; надбавка к судебной пошлине; налог с биржевых сделок; налог с актов об отчуждении строений или права застройки; налог со зрелищ и увеселений; налог с плакатов, афиш и световых реклам; прописочный сбор; налог за право охоты; налог с аукционных продаж движимого имущества; налог на лиц, пользующихся наемным трудом для домашнего обихода (домашняя прислуга) [6]. Для каждого налога определялись конкретные налоговые ставки. По некоторым видам налогов предусматривались налоговые льготы вплоть до освобождения от платежей. Аналогично был сформирован перечень налогов на территории вне городского поселения, то есть, иными словами, преимущественно в сельской местности.

В других финансово-правовых актах, принятых в августе 1922 г. актах, назовем еще несколько: «Об авансовых выдачах в счет действующих сметных кредитов» (2 августа); «О возврате пошлин, уплаченных иностранными представительствами» (2 августа); «О сроках хранения товаров в таможнях и о продаже их с публичного торга» (2 августа); «О хранении находящихся в ведении таможенных учреждений товаров и складских грузополучателей» (2 августа); «Об изменении ставок акциза со

спирта, отпускаемого на технические, химические и другие специальные надобности» (3 августа); « О продлении срока выполнения временного натурального налога» (4 августа); «О введении в действие акциза с прессованных дрожжей» (4 августа); Об уменьшении заданий по трудгуж-галогу на 1922 г. для некоторых местностей РСФСР» (9 августа); «О понижении таможенной ставки на привозимые из-за границы маслины» (9 августа); «О налоговой отчетности» (18 августа); «Об операционной деятельности местных учреждений Государственного Банка» (18 августа) и др.

Вопросам экономики в августе 1922 г. были посвящены 18 законов, которые в своей основе регулировали отдельные вопросы повседневного характера. Наиболее существенные аспекты были связаны с регулированием деятельности акционерных обществ (далее - АО). 1 августа СТО утвердил «Временные правила о порядке утверждения и открытия действий акционерного общества и об ответственности учредителей и членов правления» [7]. Эти Правила должны были действовать до издания общего закона об АО. В начале этого акта отмечалось, что Устав АО должны подписать не менее, чем пятью учредителями, и затем, после утверждения СТО Устава АО, соответствующее постановление СТО должен быть опубликовано в «Известиях ВЦИК», а текст Устава АО -в «Собрании Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства». В Уставе АО следовало указывать следующие сведения: а) цель и операции АО; б) наименование, которое должны соответствовать целям предприятия и содержать слова «акционерное общество»; в) место нахождения правления АО; г) срок, на который учреждается АО, если оно учреждается на определенный срок; д) размер и порядок образования основного капитала, нарицательная цена и порядок оплаты акций (основной капитал АО не мог быть ниже 100000 золотых рублей); е) органы управления АО; ж) порядок отчетности; з) порядок распределения дивиденда и составления запасного капитала. В устав АО могли быть включаемы учредителями и

другие постановления, не противоречащие закону. По утверждении устава АО все количество акций должно быть распределено или между учредителями и приглашенными ими к участию в АО лицами, причем это приглашение может быть сделано и посредством публичного объявления. Значительное внимание в этом акте уделено определению стоимости вносимого за акции имущества, проведению собраний АО, процедуре составления Устава АО, его регистрации, солидарной ответственности учредителей АО.

Важное значение для экономики в рассматриваемый период имел Декрет ВЦИК и СНК «О праве застройки земельных участков» (14 августа 1922 г.), учитывая, что в то время активно развивались разного рода кооперативные объединения, в том числе связанные со строительством жилых, дачных и иных построек. Здесь отмечалось, в частности, что договоры о предоставлении земельных участков под за-

делами исполкомов и соответствующими заявителями (граждане, кооперативы, юридическими лицами) исключительно в нотариальном порядке на срок 20 лет (деревянные строения) и до 49 лет (каменные строения). Помимо этого, в сфере экономики в августе 1922 г были приняты такие акты, как: «Об убое скота в РСФСР и торговле мясными продуктами» (4 августа); «Об управлении заводами «Аксай»» (10 августа); « О разрешении частных заведений с неазартными играми» (11 августа); «Об установлении разрядов урожайности» (16 августа); «О предстоящей семенной кампании» (17 августа); «О сооружении и эксплуатации кооперативами гидроэлектрических станций местного значения» (17 августа); «О частных Обществах технического надзора» (18 августа); «О товарных биржах» (23 августа); «Об управлении советскими хозяйствами и о распределении их урожая» (30 августа) и др.

стройку заключались коммунальными от-

Библиографический список

1. Указ именный от 07.08.1722 г. «О строении крестьянских дворов по установленному чертежу» // ПСЗ-1. № 4070.

2. Высочайше утвержденное положение Комитета Министров, объявленное Сенату Управляющим Министерством Внутренних дел от 22.08. 1822 г. «О взносе денег кредиторами на прокормление содержащихся в тюрьме должников их по 25 копеек в сутки, и об освобождении арестантов, если кто не взнесет сих денег в течение одной недели» // ПСЗ-1. № 29168.

3. Указ именный, данный Сенату, 01.08.1822 г. «О торговых отношениях между Росси-ею и Царством Польским» // ПСЗ-1. № 29149.

4. Постановление СТО от 02.08. 1922 г. «Об установлении максимального размера содержания в государственных учреждениях и организациях» // СУ РСФСР. 1922. № 49. Ст. 617.

5. Поволжская Р.Г. Цены и зарплаты в СССР в 1920-е годы // Лучший Сайт о СССР / https://osssr.ru/life/tseny/tseny-v-sssr-v-1920-godah/ (дата обращения: 31.08.2022 г.).

6. Декрет ВЦИК и СНК от 29.08.2022 г. «Об изменении перечня местных налогов и сборов» // СУ РСФСР. 1922. № 55. Ст. 696.

7. Постановление СТО от 01.08.1922 г. «Временные правила о порядке утверждения и открытия действий акционерного общества и об ответственности учредителей и членов правления» / СУ РСФСР. 1922. № 55. Ст. 697.

REGULATION OF FINANCIAL AND ECONOMIC RELATIONS BY THE RUSSIAN LEGISLATIVE 300, 200 and 100 YEARS AGO IN ONE MONTH - IN AUGUST 1722, 1822, 1922

I.V. Uporov, Doctor of Historical Sciences, Candidate of Legal Sciences, Professor Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia, Krasnodar)

Abstract. The author offers an overview of the legal acts that regulated financial and economic relations in one month - August 300, 200 and 100 years ago. When choosing an object of study, priority is based on round dates. And although such an approach is reproached to a certain extent, nevertheless it allows us to identify, reveal and better understand the trends in the development of Russian financial and economic law in the history of Russia. The sources of legal acts were the first Complete Collection of Laws of the Russian Empire, as well as the Collection of Legalizations of the Soviet Government.

Keywords: decree, decree, resolution, structure, creditors, debtors, tariffs, taxes, joint-stock companies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.