Научная статья на тему 'ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ В НОРМАХ РОССИЙСКИХ ЗАКОНОВ В ИЮЛЕ-МЕСЯЦЕ 300, 200 И 100 ЛЕТ НАЗАД'

ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ В НОРМАХ РОССИЙСКИХ ЗАКОНОВ В ИЮЛЕ-МЕСЯЦЕ 300, 200 И 100 ЛЕТ НАЗАД Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
22
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКАЗ / МАНУФАКТУРА / КУПЦЫ / СИБИРЬ / ИМЕНИЯ / ДЕКРЕТ / НАЛОГИ / СТРАХОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Упоров И.В.

Представлен краткий анализ российских законов, регулировавших экономико-финансовые отношения в одном месяце - июле 300, 200 и 100 лет назад. При выборе объекта исследования приоритет основан на круглых датах. И хотя такой подход в определенной степени упречен, тем не менее он позволяет выявить, раскрыть и лучше понять тенденции развития российского финансово-экономического права в истории России. Источниками правовых актов были первое Полное собрание законов Российской империи, а также Собрание узаконений советского правительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Упоров И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMY AND FINANCE IN THE NORMS OF RUSSIAN LAWS IN THE MONTH OF JULY 300, 200 AND 100 YEARS AGO

A brief analysis of Russian laws regulating economic and financial relations in one month - July 300, 200 and 100 years ago is presented. When choosing an object of study, priority is based on round dates. And although such an approach is reproached to a certain extent, nevertheless it allows us to identify, reveal and better understand the trends in the development of Russian financial and economic law in the history of Russia. The sources of legal acts were the first Complete collection of laws of the Russian Empire, as well as the Collection of legalizations of the Soviet government.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ В НОРМАХ РОССИЙСКИХ ЗАКОНОВ В ИЮЛЕ-МЕСЯЦЕ 300, 200 И 100 ЛЕТ НАЗАД»

ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ В НОРМАХ РОССИЙСКИХ ЗАКОНОВ В ИЮЛЕ-МЕСЯЦЕ 300, 200 и 100 ЛЕТ НАЗАД

И.В. Упоров, д-р ист. наук, канд. юрид. наук, профессор Краснодарский университет МВД России (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-7-229-234

Аннотация. Представлен краткий анализ российских законов, регулировавших экономико-финансовые отношения в одном месяце - июле 300, 200 и 100 лет назад. При выборе объекта исследования приоритет основан на круглых датах. И хотя такой подход в определенной степени упречен, тем не менее он позволяет выявить, раскрыть и лучше понять тенденции развития российского финансово-экономического права в истории России. Источниками правовых актов были первое Полное собрание законов Российской империи, а также Собрание узаконений советского правительства.

Ключевые слова: указ, мануфактура, купцы, Сибирь, имения, декрет, налоги, страхование.

В июле 1722 г. в Российской империи наибольшее количество правовых актов (9) было издано именно по экономическим и финансовым вопросам. Так, 16 июля 1722 г. был издан Указ «О записке в цехи» [1]. В этом документе предписывалось «о записке в цехи мастеровых и ремесленных людей из купечества публиковать в такой силе, как из Магистрата объявлено, токмо во оном приполнить, дабы Синодальных, Архиерейских и монастырских и вотчинных людей крестьян записывать тех, которые какое мастерство имеют и делают, кроме своих властей и вотчинников, на продажу или на посторонних людей, и то таких, как о том Его Императорское Величества состоявшийся указ Апреля 22 1722 года повелевает» [1]. Тех же людей, что мастерство имеют только для «домовых нужд», а также, используя современную терминологию, без письменного ходатайства, в цехи не записывать, и таким людям «на сторону без позволения оным делать запретить». Как видно, экономическая деятельность, связанная с извлечением прибыли, в данном случае, в ремесленно-производственном деле, довольно строго контролировалась государством, и прежде всего с точки зрения учета и взимания соответствующих налогов.

В этом же контексте был издан Указ «О неотдаче с фабрик находящихся в оных беглых учеников и работников» [2] (18

июля 1722 г.). В этом акте указывалось: «Ведомо Нам учинилось, что с фабрик учеников и работников отдают их помещикам по последнему указу о беглых; по неже интересанты фабрик об являют, что за тем в фабриках их чинится остановка: того для, по получении сего, об явите указ, чтоб до Нашего возвращения, никому ни с какой фабрики учеников и работников, чьи б они ни были, хотя и беглые явятся, не отдавали, и взятых возвратили. А в которой фабрике есть чьи беглые люди, то их только велите переписать» [2]. Следует заметить, что такого рода решения властей предпринимались и ранее, что свидетельствует о том, что интересы развивающейся промышленности в лице как самих владельцев фабрик и мастерских, так и самого императора, становились все сильнее интересов помещиков. Фабриканты лоббировали также свои интересы и в отношениях с купечеством, о чем может свидетельствовать и Указ от 18 июля 1722 г. о дозволении мануфактурам иметь свои лавки в торговых рядах [3]. Здесь также, судя по содержанию Указа, имели место письма-жалобы производственников об ограничении их интересов со стороны купцов, в частности, в Указе отмечается: «...интересанты и компанейщики от всех Мануфактур просят, чтоб содержано было по их привилегиям, и врознь продажа им была не возбранена; а рядовые де купцы

... товары их, которые прежде торговали, ныне иные и не торгуют, а которые и торгуют, и те ценою дешевят. И ежели сие высоким Его Императорского Величества указом не отменится, то не можно иметь надежды, чтоб оные начатые мануфактуры могли приходить в лучшее, потому что рядовые купцы могут всегда держать согласную цену, и те товары дешевят с той надежды, что мимо их врознь продавать возбранено» [3]. В результате обсуждения этого дела было предписано: «Буде же купецкие люди у них компанейщиков сделанных их товаров покупать не будут, то оным компанейщикам мануфактур позволить в тех рядах, где которые товары продаются, наймовать лавки, и держать и продавать те свои в мануфактурах сделанные товары, которые за продажею у них оставаться будут, без возбранно, по прежним им данным привилегиям» [3].

В финансовой сфере можно отметить Указ «О взимании Ямскому приказу весовых денег с писем и указов, посылаемых из казенных мест» [4], которым, в частности, предписывалось «с посылаемых указов и писем из Коллегий и Канцелярий и из прочих мест, с тех платить по полушке с золотника, а без денег никаких указов не принимать; а за последние же из Сената указы, деньги писать в Ямской приказ на счет Штатс-Конторы» [4]. Помимо этого, экономико-финансовые отношения в июле 1722 г. регулировались следующими актами: «О непозволении делать суда со скобками» (18 июля); «О переписке купецких людей, вышедших из прежних в другие города и записке в посады беломестцев» (19 июля); «Об определении особых смотрителей жемчужной ловли» (24 июля); «О привозе псковичам товаров к Санктпе-тербургскому и Нарвскому портам и о продаже оных товаров домашним купцам, а не чужестранным» (24 июля); «О раскладке в подушную перепись иноверцев, определенных к отправлению корабельных лесов» (31 июля).

Спустя 100 лет, то есть, в июле 1822 г., главной особенностью законотворческой деятельности было принятие целой серии крупномасштабных актов, определяющих статус Сибирских губерний и регулирую-

щих специфику государственного управления по разным направлениям социально-экономической жизни громадной сибирской территории. Эти акты были приняты в один день, 22 июля 1822 г., то есть, это было сделано целенаправленно с целью улучшить управление сибирскими землями в связи с накопившимися там проблемами как следствие активного их освоения в предшествовавшие годы, при этом красной нитью проходила идея о том, что Сибирь должна поставлять в казну значительно больше средств, чем это имело место. В целом были приняты 13 законов, среди которых некоторые касались развития экономики Сибири, в том числе «Устав о сухопутных сообщениях в Сибири», «Положение о земских повинностях», «Положение о казенных хлебных магазинах», «Положение о долговых обязательствах между крестьянами и между инородцами».

Помимо этого, в сфере экономики в июле 1822 г. были изданы еще два акта. Так, 1 июля был принят Указ «О наблюдении правил и форм по новому порядку наложения и снятия запрещения на недвижимые имения» [5]. Необходимость в этом законе была обусловлена тем, что многие Губернские правления по-прежнему предусматривали объявления о решениях по наложению (снятию) запрещений на недвижимые имения вопреки ранее установленным формам, в частности, «в представлениях своих Правительствующему Сенату или вовсе не обозначают мест, для которых следует высылать таковые объявления, требуя их в весьма несоразмерном количестве, или в прилагаемых ведомостях означают такие места и лица, до коих совершение крепостных актов нимало не касается» [5]. Обнаруживший и обобщивший эти недостатки Обер-Прокурор предложил Сенату принять меры по их недопущению, что и было сделано в виде издания данного акта. А 3 июля 1822 г. был издан Указ «О обращении назначенной под выгон заштатного города Починка земли во владение крестьян конно-заводского ведомства, в оном городе поселенных» [6]. Здесь констатировалось «стесненное положение» крестьян

конно-заводского ведомства, нуждающихся в дополнительных земельных наделах, учитывая что имеющиеся земельные участки, к тому же, были выделены через городской выгон. Приняв в уважение, что «город Починки заключает ныне не более 47 ревизских душ, конно-заводскому ведомству не принадлежащих и по платежу податей Магистрату Арзамасскому обращенных», император повелел земли городского выгона передать во владение крестьян конно-заводского ведомства, проживающих в городе Починки. При этом предписывалось «купцам, мещанам и разночинцам, в Починках жительствующим, предоставить свободу остаться на месте их жительства и пользоваться общим с крестьянами выгоном, или переселиться в другие, по избранию их, города» [6]. Желающим переехать в другие города коннозаводское ведомство обязывалось выдать по 1000 рублей, «и перенести, или продать строения их» [6]. Указанные пособие и льготы имели силу только в течение двух лет.

Что касается финансовых отношений, то в июле 1822 г. были приняты 10 законов. Так, 3 июля был принят Указ «О обращении в Москве части поземельного с оценки домов сбора в городские доходы» [7]. Появление этого акта, как видно из его содержания, было связано с обращением Городской Думы в Генерал-Губернаторство «о затруднительном положении в удовлетворение городских расходов», и соответствующим предложением решить вопрос «с наименьшим для обывателей обременением». В свою очередь, губернатор пролоббировал эти предложения перед императором, направив ему соответствующую записку. В результате император предписал: «Часть поземельного сбора, поступающую в Государственное Казначейство, не отсылая в оное, обращать с 1823 года в пользу Московской Столицы, и причислить к городским доходам» [7]. Кроме того, «когда, вместо поземельной повинности, установится в Москве сбор с оценки домов, по примеру С.Петербургской столицы ... то и сей сбор обратить, без всякого исключения, единственно в состав городских доходов» [7].

Как видно, уже в то время Москву ставили в привилегированное положение.

Помимо этого акта, финансовые отношения в июле 1822 г. регулировались следующими актами: «О неревизовании Государственному Контролю расходов Комиссии Прошений» (4 июля); «О взимании пошлины с хлеба, перевозимого по водяным сообщениям» (11 июля); «О невзыскании денег с Азиятцев за пожалованные медали» (11 июля); «О правилах, на коих должно быть производимо с наследников мастеровых взыскание выданного им от казны пособия» (20 июля); «О обращении на земские повинности Санктпетербургской Губернии починок и содержания чистоты в казенных воинских зданиях в Шлиссельбурге» (25 июля); «Об обязанностях купцов и мещан, имеющих жительство в казенных и помещичьих селениях» (28 июля) и др.

В советском государстве в июле 1922 г. вопросам экономики были посвящены 20 актов, вопросам финансов - 25 актов, которые в своей основе регулировали отдельные вопросы повседневного характера.

Наиболее существенные аспекты были связаны с финансовыми отношениями, и в этом контексте следует отметить «Положение о взимании налогов и сборов», утвержденное постановлением ВЦИК и СНК от 17 июля 1922 г. [8] Тот факт, что данный закон был принят двумя высшими органами советской власти, свидетельствует об его высокой значимости. В начале (п. 1-5) законодатель уточняет, какие именно структуры имеют полномочия взимать налоги и податные сборы. Указывается, что общее наблюдение осуществляет Народный Комиссариат Финансов (НКФ) и его органы на местах, которыми являлись прежде всего губернские и уездные финансовые отделы. В пределах волости этим занимались волостные исполкомы и финансовые агенты, в городских поселениях - городские финансовые агенты, работавшие под управлением вышестоящих финансовых органов. Сельсоветы назначали для содействия волостным исполкомам особых лиц, которые исполняют поручения по взимании налогов и сборов.

Основное внимание в этом законе уделено порядку и мерам взимания налогов и сборов (п. 6-15). Указывается, в частности, что недоимки по денежным налогам и сборам взыскиваются бесспорно, то есть так же, как и сам налог. Значительное внимание уделено принудительным мерами взыскания, в числе которых были: «а) Обращение взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику к получению от третьих лиц, в том числе от советских учреждений, а также на суммы, находящиеся на текущих счетах в кредитных учреждениях. б) Опись и арест движимого имущества недоимщика, за исключением имущества, перечисленного в ст. 11, и продажа описанного и арестованного имущества с публичного торга с обращением вырученных от продажи сумм на покрытие недоимки. в) Обращение в продажу с публичного торга принадлежащих недоимщику городских строений» [8]. Описи не подлежали: «необходимое носильное зимнее и летнее платье, белье, обувь и др. необходимые предметы домашнего обихода; продукты продовольствия в количестве, необходимом по числу членов семьи на шесть месяцев; топливо в количестве, необходимом для варки пищи и обогревания помещения сроком на шесть месяцев; орудия производства и инструменты, необходимые для профессионального занятия, ремесла и мелкого или кустарного промысла недоимщика, если они служат средством существования и не являются предметами эксплоатации труда; земледельческие и промысловые орудия, необходимые для поддержания хозяйства, одна корова, одна лошадь или заменяющий ее другой вид скота с необходимым количеством корма на шесть месяцев; семена в количестве, необходимом для предстоящего посева на обрабатываемой недоимщиком земле; неснятый урожай» [8].

Следует заметить, что советская власть издавала значительное количество законов о налогах, причем, «нормативные правовые акты, регулировавшие наиболее важные аспекты налоговой политики (порядок взимания налогов, статус налоговых органов и др.), часто обновлялись не внесением поправок и дополнений к действовав-

шим актам, а путем принятия новых актов» [9, с. 182]. Июль 1922 г. не стал исключением - Помимо рассмотренного Положения о взимании налогов и сборов, были приняты следующие акты «Об отсрочке введения трудгужналога во всех местностях, признанных голодающими, а также в некоторых других местностях, пострадавших о т неурожая» (5 июля); «О порядке обложения кооперативов промысловым налогом» (18 июля); «Об учете поступления налогов и государственных доходов» (18 июля); «О понижении акциза на виноградные вина туземного производства» (20 июля); «Об отсрочке, рассрочке и сложении государственных налоговых сборов и возврате сумм, неправильно поступивших в казну» (20 июля); «Об акцизе на прессованные дрожжи» (27 июля) и др. Помимо налогов, предметом регулирования финансовых отношений в июле 1922 г. были такие вопросы, как: установление цен на древесину, государственный луговой фонд, ввозная пошлина на бумагу, семенные ссуды, выпуск Госбанком в обращение банковских билетов, фонд заработной платы на август и сентябрь 1922 г., валютные и золотые сделки государственных и кооперативных учреждений и предприятий и др.

В сфере экономики наиболее важным представляется декрет СНК «О государственном страховании» от 6 июля 1922 г. [10], который являлся развитием принятого в октябре 1921 г. закона о государственном имущественном страховании, то есть советское государство уточняло ряд позиций в страховом деле, которое является важным институтов в сфере имущественных отношений, и в данном случае речь шла прежде всего о статусе государственных страховых учреждений. В декрете в его начале указывается, что государственное страхование строится на основе коммерческого расчета. Законодатель определял, что «по мере развития своих операций Госстрах может включать в круг своей деятельности с разрешения Народного Комиссариата Финансов, кроме видов страхования, предусмотренных декретом 6 октября 1921 г., также добровольное страхование жизни, страхование от несчастных

случаев, угрожающих жизни и здоровью людей в случаях, не обнимаемых обязательным социальным страхованием» [10]. В контексте проводимой советской властью новой экономической политики существенным является предмет страхования, которое законодатель распространял на все частные хозяйства и предприятия (включая земледельческие, промышленные, промысловые, ремесленные, кустарные, причем как единоличные, так и коллективные; кроме того, обязательному страхованию находившееся у хозяйствующих субъектов в их временном распоряжении разного орда государственные имущества (инструменты, транспортные средства, иное оборудование, необходимое для осуществления экономической деятельности). Для «заведывания» страховым делом в НКФ учреждалось Главное управление государственного страхования (Госстрах), в ведение которого должны были перейти все до того действовавшие в иных ведомствах государственные учреждения, занимавшиеся страхованием. Средства Госстраха составляли: особый резервный капитал; основной капитал; запасный капитал; резервы премий по страхованию; оборотный капитал, состоящий из сумм текущих поступлений страховых премий,

поступлений [10]. Выплачиваемое страхователям страховое вознаграждение не облагалось налогами и сборами. В литературе отмечается, что указанным декретом советская власть закрепила за собой страховую монополию [11, с. 245]. Позже, 25 июля 1922 г. СНК издал постановление «О страховании имуществ», где уточнил ряд позиций; кроме того, было решено создать при НКФ Совет по делам страхования для содействия развитию этого вида экономической деятельности.

Экономические отношения в июле 1922 г. советской властью регулировались также по следующим предметам: расширение и развитие культуры сахарной свеклы, порядок производства медикаментов, усиление сельскохозяйственного машиностроения, установление разрядов урожайности, управление и эксплуатация подсобных мельнично-крупяных предприятий, порядок покупки и продажи лошадей в РСФСР, организация государственного виноградарства и виноделия в РСФСР, оплата древесины, отпущенной для заготовки крепежного леса, порядок производства торговли печатными машинами и шрифтами, восстановление хозяйств бывшего голодного района, порядок введения закона о трудовом землепользовании и др.

процентов по текущим счетам и других

Библиографический список

1. Указ Сенатский от 16.07.1722 г. «О записке в цехи» // ПСЗ-1. № 4054.

2. Указ именный, данный Сенату, от 18.07.1722 г. «О неотдаче с фабрик находящихся в оных беглых учеников и работников» // ПСЗ-1. № 4055.

3. Указ именный от 18.07. 1722 г. «О дозволении мануфактур компанейщикам иметь в рядах лавки для торга остающимися у них за распродажею товарами и о покупке ими дубового леса с дозволения Адмиралтейской Коллегии» // ПСЗ-1. № 4057.

4. Указ сенатский от 05.07.1722 г. «О взимании Ямскому приказу весовых денег с писем и указов, посылаемых из казенных мест» // ПСЗ-1. № 4046.

5. Указ сенатский от 01.07.1822 г. «О наблюдении правил и форм по новому порядку наложения и снятия запрещения на недвижимые имения» // ПСЗ-1. № 20099.

6. Указ именный от 03.07.1822 г. «О обращении назначенной под выгон заштатного города Починка земли во владение крестьян конно-заводского ведомства, в оном городе поселенных» // ПСЗ-1. № 29103.

7. Указ именный, данный Московскому Военному Генерал-Губернатору от 03.07.1822 г. «О обращении в Москве части поземельного с оценки домов сбора в городские доходы» // ПСЗ-1. № 29102.

8. Положение о взимании налогов и сборов (утверждено постановлением ВЦИК и СНК от 17.07.1922 г.) // СУ РСФСР. 1922. № 44. Ст. 550.

9. Сиботина И. В., Ялбулганова А. А. Налоговое законодательство нэпа // Известия высших учебных заведений // Правоведение. 2007. №4 (273). С. 181-187.

10. Декрет СНК от 06.07. 1922 г. «О государственном страховании» // СУ РСФСР. 1922. № 44. № 536.

11. Ситник А.А. История страхования в России // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина. 2017. № 8. С. 230-245.

ECONOMY AND FINANCE IN THE NORMS OF RUSSIAN LAWS IN THE MONTH OF JULY 300, 200 and 100 YEARS AGO

I.V. Uporov, Doctor of Historical Sciences, Candidate of Law Sciences, Professor Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia, Krasnodar)

Abstract. A brief analysis of Russian laws regulating economic and financial relations in one month - July 300, 200 and 100 years ago is presented. When choosing an object of study, priority is based on round dates. And although such an approach is reproached to a certain extent, nevertheless it allows us to identify, reveal and better understand the trends in the development of Russian financial and economic law in the history of Russia. The sources of legal acts were the first Complete collection of laws of the Russian Empire, as well as the Collection of legalizations of the Soviet government.

Keywords: decree, manufactory, merchants, Siberia, estates, decree, taxes, insurance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.