Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В РОССИИ В XVIII ВЕКЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПОЛНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ)'

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В РОССИИ В XVIII ВЕКЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПОЛНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
31
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ / ПОЛИЦИЯ / НИЩИЕ / ФУНКЦИИ ПОЛИЦИИ / REGULATIONS / POLICE / BEGGARS / POLICE FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гусарова Марина Евгеньевна

Статья посвящена анализу нормативно-правовых актов, содержащихся в Полном собрании законов Российской империи, о роли полиции в решении социальных проблем в России в XVIII веке. Роль полиции в этом направлении сводилась, в основном, к борьбе с нищенством посредством выполнения контрольно-административных функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal support of the police in solving social problems in Russia in the XVIII century (on the materials of the Complete Collection of the Russian Empire Laws)

The article is devoted to the analysis of legal acts contained in the Complete Collection of the Russian Empire Laws, on the role of the police in solving social problems in Russia in the XVIII century. The role of the police in this direction was reduced mainly to the fight against poverty through the exercise of control and administrative functions.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В РОССИИ В XVIII ВЕКЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПОЛНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ)»

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

В РОССИИ В XVIII ВЕКЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПОЛНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ)

ГУСАРОВА Марина Евгеньевна,

кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой права и массовых коммуникаций Муромского института (филиала) ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых». E-mail: gusarova.m@mail.ru

Краткая аннотация: Статья посвящена анализу нормативно-правовых актов, содержащихся в Полном собрании законов Российской империи, о роли полиции в решении социальных проблем в России в XVIII веке. Роль полиции в этом направлении сводилась, в основном, к борьбе с нищенством посредством выполнения контрольно-административных функций.

Abstract: The article is devoted to the analysis of legal acts contained in the Complete Collection of the Russian Empire Laws, on the role of the police in solving social problems in Russia in the XVIII century. The role of the police in this direction was reduced mainly to the fight against poverty through the exercise of control and administrative functions.

Ключевые слова: нормативные акты, полиция, нищие, функции полиции.

Keywords: regulations, police, beggars, police functions.

XVIII век в русской истории открывается масштабными реформами Петра I. Это время ломки русских традиций с ориентацией на европейские ценности порядки. Среди многочисленных реформ, достаточно хорошо освещенных в научной и публицистической литературе, особняком стоит полицейская реформа. В ходе проведения административных реформ и создания нового аппарата управления встал вопрос и о полицейском ведомстве. Сама Полицмейстерская канцелярия была создана еще в 1715 г., но официальной датой рождения самого полицейского ведомства считается 1718 г. с введением должности Генерал-полицмейстера, в подчинении которого и стала находится Полицмейстерская канцелярия со своим штатом. Обязанности ее были достаточно широкими: от надзора за строительством в Санкт-Петербурге до предотвращения народных волнений.

Проблема заключается в то, что в литературе в основном рассматриваются вопросы, связанные с образованием полицейского ведомства при Петре I, его общие функции и структура, реформирование при последующих императорах и т.п. В этом большом проблемном поле мы проследим динамику правового регулирования деятельности полиции по решению социальных проблем того времени, главной из которых, на наш взгляд, была проблема нищенства и вытекающих из нее следствий. Данный аспект и будет объек-

том нашего исследования. Источниковую базу составит Полное собрание законов Российской империи (далее - ПСЗ-1). Научная новизна обуславливается введением в научный оборот статей ПСЗ-1 в контексте данного объекта исследования. Полученные результаты позволят расширить знания роли полицейского ведомства в государственном управлении Российской империи XVIII века.

Начиная с Петра I и на протяжении всего XVIII века одной из социальных функций полиции являлся контроль за нищими. Практически все правители издавали указы подобного рода. Так, по указу «О смотрении, чтобы не было бродячих нищих» от 6 апреля 1722 г. в Полицмейстерскую канцелярию приводили пойманных бродячих нищих, откуда молодых отправляли на казенные работы, а старых - в монастырские богадельни: «Смотреть накрепко, дабы по прежним указам бродяжных нищих не было. А ежели где таковые явятся, таковых ловить и приводить в Полицеймейстерскую Канцелярию, а из оной молодых на урочные годы употреблять на казенные работы; а старых отсылать для определения в гошпиталь, в Синод, а к кому оны пристают, с таковых имать штраф» [1, с. 642]. Через три месяца (9 июля 1722 г.) выходит «Инструкция Московскому Обер-Полицеймейстеру Грекову», где среди прочих обязанностей подтверждается функция борьбы с нищими [1, с. 733]. Вероятно, проблема нищенства стояла очень остро и

один указ ничего не решал.

В правлении Анны Иоанновны Сенат указом «Об оштрафовании полиции если впредь явятся нищие по улицам о воспрещении им выхода их богаделен для прошения милостыни» от 9 ноября 1730 г. подтвердил обязанность полиции ловить нищих и определять их в зависимости от положения: «...А прямых нищих, дряхлых и увечных, которые подлинно никакого пропитания не имеет и работою прокормить себя не могут, о тех подать в Сенат ведомости. С переловленными нищими и кои впредь в полицию взяты будут, поступать как выше определено;. и отсылать прямых нищих в Коллегию Экономии. [2, с. 340-341]. Через три года императрица вновь возвращается к этой теме и в указе «О мерах по пресечению бродяжничества нищих и об учреждении для содержания их, при церквах богаделен» от 19 мая 1733 г. подтверждает роль полиции как посредника при передаче пойманных нищих в соответствующие инстанции: «.А чтоб ныне, покамест оные богадельни построены будут, нищие не бродили и по улицам не валялись, из главной Полицеймейстер-ской канцелярии нищих, отставных от службы солдат и других служилых и бывших в казенной работе мастеровых людей, представить на смотр в Сенат, и из них прямых престарелых, дряхлых весьма больных, не имущих пропитания, определить в наличные богадельни . а без Сенатского смотра никого в богадельни не определять.» [3, с. 130].

Для нищих, отправлявшихся в богадельни после сенатского решения, полагалось денежное содержание. Но средства, предназначенные для этой цели по указу «О даче помещенным в богадельни нищим кормовых денег из Камер-Конторы» от 27 июля 1733 г., отправлялись напрямую в богадельни, минуя полицию: «Понеже по приговору Сената 19 мая 1733 г.. велено определить в богадельни нищих., токмо и оная Полицеймейстер-ская Канцелярия тех денег от Штатс-Конторы и пошлин не принимает, а доношением представила, чтоб тем, определенным в богадельни людям, дачу производить мимо Полиции, ...» [3, с. 191].

Но похоже, что чиновники не спешили исполнять указы, о чем в 1736 г. упоминала и сама Анна Иоанновна в указе «О прекращении нищенства» от 28 августа: «Понеже прежние публикованные о нищих и прочих пришлых бродящих людях, Наши указы, без всякого действия оставлены,

и ныне, как в С-Пб., так и в других во всех городах нищих весьма умножилось и от часу умножается, видя то, что им никакого запрещения нет.» [3, с.907]. Поэтому проблему с нищенством по этому указу Анна была намерена решить за три месяца: «И такое крепкое везде смотрение иметь, и во все места из Нашего Сената, подтверждать наикрепчайшими указами чрез три месяца, чтоб от сего времени таких бродящих людей нигде не было» [3, с. 907]. Полицейским вменялось в обязанность выяснять причины бродяжничества и, годных к службе пойманных крестьян, отправлять в армию или на флот, а помещикам это засчитывать как рекрутский набор. Но если беглые были уличены в мотовстве и за это наказаны, то судьба их была совсем иной: неженатых отправляли на каторгу или казенные работы, а женатых - на работу в строящийся тогда новый город Оренбург, где нужны были рабочие руки не только мужские, но и женские. С целью учета нищих, определенных в армию или на государственные работы, следовало подавать сведения в соответствующие инстанции: «А сколько где из вышеписанных людей когда написано и определено будет в драгуны, в солдаты и в матросы: о том из тех мест ведомости сообщать в Военную и Адмиралтейскую Коллегии; а которые ж пошлются в работы, о тех рапортовать в Наш Сенат помесячно» [3, с. 908].

Но не все нищие были «не настоящие». Среди них, действительно, было много таких, которые в силу болезни или увечья не имели средств к пропитанию, а дело социального призрения, несмотря на указы о создании богаделен, обстояло плохо, о чем и упоминает в своем указе Анна Ио-анновна «О надзоре со стороны Полиции за праздношатающимися по улицам бродягами и нищими и о подтверждении, чтобы Члены Полицеймейстер-ской Канцелярии ежедневно приезжали в Канцелярию» от 6 июня 1740 г. Меры, которые предписывалось предпринимать полиции, все те же - ловить и отсылать для пропитания в соответствующие места. То есть боролись с последствиями проблемы, а не ее причинами. Этот же закон вводил и наказание для полиции (штраф), если она впредь будет допускать бродяжничество нищих [4, с. 147]. Через два с половиной месяца императрица вновь возвращается к теме контроля за нищими со стороны полиции. На этот раз в указе «О смотрении Полиции, чтобы нигде не было нищих и бро-

дящих людей» от 25 августа 1740 г. акцент делается на малолетних нищих, которые «...будучи в такой праздности до самых своих взрослых лет, не тому научатся, как бы им трудами своими пропитание иметь, но воровством и разбоем хлеба себе искать, и тем многих невинных людей разорять, а наконец и сами погибать будут;.» [4, с. 223]. Решение все то же: в зависимости от возможности трудиться отправлять в богадельни или на работу.

Проблема нищенства решалась не только полицией, но и другими структурами. Каждая из них выполняла свою задачу, что нередко приводило к противоречиям и требовалось вмешательство высших инстанций для разъяснения ситуации. В правление Елизаветы Петровны 26 октября 1744 г. выходит сенатский указ о взаимодействии полиции, экономической канцелярии и Синода «О допросе Главной Полиции пойманных нищих, и об отсылке оных по показаниям их на прежния жилища». Пойманных нищих полиция отправляла в экономическую канцелярию, которая оплачивала содержание 3601 «настоящих нищих» из расчета по 1 копейке в день. Эти средства отправлялись либо в богадельню, либо выплачивались напрямую нищим, если мест в богадельнях не хватало. Но в указе говориться, что пойманных нищих гораздо больше - 5372 человека. В связи с этим экономическая канцелярия на свой баланс лишних не принимает. Поэтому полиция должна, прежде чем отсылать всех пойманных в экономическую канцелярию, их «разобрать»: помещичьих крестьян отправить к хозяевам, купцов - в Главный Магистрат, а «престарелых и дряхлых» солдат и их жен - в экономическую канцелярию. Синоду предписывалось таким же образом «разобрать» содержащихся в их богадельнях людей [5, с. 246-247].

Полиции вменялось также в обязанность следить за чистотой в городе. Но для выполнения этой задачи у нее не всегда хватало средств. В 1744 г. своим указом от 10 апреля «Об употреблении для чистки улиц колодников, изключая содержимых по важным уголовным преступлениям» Сенат разреши использовать для этой цели колодников: «.для чистки того помета и зарывания в ямы, в Москве из Коллегий, Канцелярий, Приказов и Контор в Главную Полицию, по требованиям оной давать колодников, кроме содержащихся в важных делах и воров и разбойников, сколько от оной требовано будет; а в Полиции, в бытность тех колод-

ников при той работе, давать им по одной копейке на день» [5, с. 76].

Ничего принципиально нового о роли полиции в решении проблемы нищенства Елизавета Петровна не внесла. Она лишь подтверждала указы, принятые Петром I и Анной Иоанновной. Пойманных нарушителей порядка - нищих, просящих милостыню, «непотребных жен и девок», - разбирая, отправлять по назначению. Об этом говорится в следующих указах: «О поимке и приводе в Главную Полицию непотребных жен и девок» от 1 августа 1750 г. [6, с. 340], «Именный, объявленный Генерал-Лейтенантом Сумароковым Генерал-Поли-цейместеру Татищеву. - О смотрении за нищими, чтобы оные по улицам не шатались, об отсылке оных в их ведомства и жилища» от 28 августа 1752 г. [6, с. 654], «О воспрещении увечным ходить в Санктпетербурге для прошения милостыни» от 13 апреля 1758 г. [7, с. 189 - 190], «О распределении нищих, Синодальною Экономическою Канцеляри-ею в богадельни, и о наблюдении Главной Поли-цеймейстерской Канцелярии, чтоб нищие в обеих столицах по миру не ходили» от 21 декабря 1761 г. [7, 873 - 874]. Даже Петр III за период своего короткого правления отметился изданием соответствующего указа («Об отсылке приводимых в Полицию праздношатающихся женскаго полу людей в Мануфактур-Коллегию и Камер-Контору, для распределения их на фабрики, а престарелых в богадельни» от 26 марта 1762 г.) [7, с. 956 - 957].

В начале своего правления Екатерина II также подтверждает функции полиции по поимке и разбору пойманных в прошении милостыни в указе от 11 июня 1763 г. «Об отсылке пойманных в прошении милостыни солдатских и матрозских жен на фабрики, а престарелых в Коллегию Экономии» [8, с. 293 - 294]. Но впоследствии императрица пытается расширить социальные функции полиции в «Дополнении к Большому Наказу» (вышел 28 февраля 1768 г.) для Уложенной комиссии она определяла полицию как структуру, которая служит сохранению благочиния в обществе, что в 1782 г. вылилось в создание управ благочиния и издания Устава, определяющего их деятельность. В частности, полиция должна была заниматься проблемами алкоголизма, нравственного образа жизни, здоровья людей («экологической безопасности», качеством «съестных и питейных припасов», инфекционными болезнями и эпидеиями) [9, с. 476].

И снова правительство Екатерины возвращается к полицейским функциям по поимке нищих в 70-х гг., когда 27 февраля 1772 г. выходит сенатский указ «О подтверждении прежних указов о недопущении помещикам своих людей из селений ходить в Москву для прошения милостыни и о искоренении праздношатающихся» [10, с. 457]. Более того, в соответствии с указом от 2 июля 1772 г. «Об определении в нижние служители Московской Полиции из праздношатающихся в Москве, кроме городских жителей и крестьян Московскаго уезда» Сенат даже разрешает некоторым пойманным нищим из числа экономических крестьян и солдат временно, до выяснения их обстоятельств, устроиться «нижними служителями» (фурманщиками, трубочистами, мастеровыми) на работу в Московскую полицию. Правда на жителей Москвы и уезда этот указ не распространялся [10, с. 544].

Но судя по тому, что «скитающихся по миру и просящих милостыню» в Москве не уменьшалось, Екатерина решила расширить социальные функции Московской полиции, издав 12 августа 1775 г. именной указ Московскому Обер-Полиций-местеру «Об учреждении под ведомством тамошней Полиции особой больницы, богадельни и работных домов». По этому указу под ведомством полиции учреждались больница и богадельня. Здания для них определялись их бывших хлебных магазинов, принадлежащих тому же ведомству, и на их содержание определялось 19000 руб. Бесплатно в больнице могли лечиться «отставные на свое пропитание солдаты, приказнаго и духовнаго чина неимущие и жены их, также увечные и престарелые обоего пола, немогущие никакой производить работы и ни кому непринадлежащие» [11, с.199]. Для больницы определялся штат работников, состоящий из Штаб-Лекаря, лекаря, подлекарей, их учеников и обслуживающего персонала с соответствующим жалованьем. [12, с.157]. Для этой же категории населения организовывалась и богадельня, рассчитанная на 100 человек. На каждого из них определялось содержание по 4 коп. в день [11, с.199].

Для «не настоящих» нищих, «дабы прекратить им средства к развратной праздности, учредить работные домы под ведомством же здешней Полиции» [11, с.199]. Для мужского дома следовало определить здание бывшего карантинного дома, для женского - Андреевского монастыря. Содержание в домах обходилось бы по 3 коп. в день на человека. При этом женщины должны заниматься прядильными работами, а мужчины - обработкой камня для строительства городских зданий. Находящиеся при них малолетние дети, не способные к труду, отправлялись в Московский Воспитательный дом. Финансирование всех заведений должно было осуществляться за счет поступающих в полицию сборов с клеймения хомутов, штрафных денег. Отчеты о расходовании средств должны были поступать в Сенат [11, с.199]. Также Екатерина утвердила в 1788 г. предложение Сената «Об отпуске из Штатс-Конто-ры в Главную Полицию по 100 рублей в год, на покупку вещей для подания помощи и возвращения жизни утопшим людям». Для чего на содержание полицейского лазарета и других расходов предполагалось отпустить из Штатс-Конторы единовременно 345 руб., а впоследствии - по 100 руб. в год [11, с.724-725].

Подводя итог, можно сделать следующие выводы. Анализ указов ПСЗ-1, связанных с социальными функциями полиции, показал, что, во-первых, основным направлением деятельности этого ведомства была борьба с нищенством: поимка, разбор и отправка в соответствующие инстанции. Во-вторых, указы повторялись с завидной периодичностью. Из чего можно предположить, что, с одной стороны, у полиции не было возможности всегда качественно исполнять свои обязанности (о чем свидетельствует указ от 2 июля 1772 г.), с другой - правительство боролось со следствием, а не с причинами нищенства. В-третьих, кардинальных изменений в этом вопросе на протяжении века не происходило, за исключением указов Екатерины II, расширяющих социальные функции полиции созданием под ее ведомством социальных учреждений в Москве, контролем за нравственным и здоровым образом жизни населения.

Библиография:

1. Полное собрание законов Российской империи. Издание 1. - СПб., 1830 (ПСЗ-1). - Т. 6.

2. ПСЗ-1. - Т. 8.

3. ПСЗ-1. - Т. 9.

4. ПСЗ-1. - Т. 11.

5. ПСЗ-1. - Т. 12.

6. ПСЗ-1. - Т. 13.

7. ПСЗ-1. - Т. 15.

8. ПСЗ-1. - Т. 16.

9. ПСЗ-1. - Т. 18.

10. ПСЗ-1. - Т. 19.

11. ПСЗ-1. - Т. 20.

12. ПСЗ-1. - Книга штатов. Часть 2: штаты по духовной и гражданской части. - Т. 44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.