Научная статья на тему 'Финансовая интеграция стран ЕАЭС - ШОС'

Финансовая интеграция стран ЕАЭС - ШОС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
295
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВАЛЮТЫ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СТРАНА ПАРТНЕР / NATIONAL CURRENCY / INTERNATIONAL ECONOMIC AND FINANCIAL COOPERATION / THE COUNTRY PARTNER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панова Г.

В статье дан анализ развития международных отношений стран ЕАЭС ШОС на основе расширения использования национальных валют и обоснована необходимость реализации экономических программ, представляющих взаимный интерес. Исследованы проблемы развития сотрудничества стран партнеров в валютной сфере и представлена дискуссия о перспективах введения единой валюты в ее классическом виде на основе использования коллективной криптовалюты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL INTEGRATION OF THE COUNTRIES OF EAEC - SCO

The article provides an analysis of the development of international relations of the EEMA SCO based on expanding the use of national currencies and the necessity of implementing economic programs of mutual interest. Problems of development cooperation partners countries in monetary cooperation and presents a discussion on the prospects for the introduction of a single currency in its classic form, based on the use of collective digital currencies.

Текст научной работы на тему «Финансовая интеграция стран ЕАЭС - ШОС»

УДК 339.7

Г. ПАНОВА,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Банки, денежное обращение и кредит» МГИМО МИД России e-mail: gpanova@mail.ru

Ключевые слова:

национальные валюты, международное экономическое и финансовое сотрудничество, страна - партнер

G. PANOVA,

Doctor of economics, professor, Chair of the Department of Banks, Monetary Circulation and Credit, Moscow State Institute of International Relations

Keywords:

the national currency, the international economic and financial cooperation, the country - partner

ФИНАНСОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН ЕАЭС - ШОС

В статье дан анализ развития международных отношений стран ЕАЭС - ШОС на основе расширения использования национальных валют и обоснована необходимость реализации экономических программ, представляющих взаимный интерес.

Исследованы проблемы развития сотрудничества стран - партнеров в валютной сфере и представлена дискуссия о перспективах введения единой валюты в ее классическом виде на основе использования коллективной криптовалюты.

FINANCIAL INTEGRATION OF THE COUNTRIES OFEAEC-SCO

The article provides an analysis of the development of international relations of the EEMA - SCO based on expanding the use of national currencies and the necessity of implementing economic programs of mutual interest. Problems of development cooperation partners countries in monetary cooperation and presents a discussion on the prospects for the introduction of a single currency in its classic form, based on the use of collective digital currencies.

Постановка проблемы

Вопрос о финансовой интеграции стран — членов ЕАЭС — ШОС в современных условиях рассматривается нами исключительно как перспективное направление взаимодействия на финансовых рынках.

Для анализа современной ситуации на рынках, проводимой странами денежно-кредитной, финансовой, банковской политики, целесообразно оценить необходимость и предпосылки подобного рода интеграции. Вопрос формирования единого пла-

тежного пространства стран ЕАЭС — ШОС можно рассматривать как долгосрочную перспективу. Однако факторы взаимодействия в этой сфере наблюдаются уже сегодня.

Первым этапом в этом направлении можно считать развитие расчетов в национальных валютах стран ЕАЭС. Анализ их проведения позволил выявить ряд барьеров (табл. 1). Для ответа на вопрос о возможности преодолеть существующие барьеры обратимся к современной теории и практике.

Дискуссия о введении единой валюты в странах ЕАЭС

Вопрос о введении единой валюты в странах ЕАЭС имеет сторонников и противников. Одна группа экономистов справедливо полагает, что Россия имеет крупнейшую экономику в ЕАЭС и исторически во всех странах, которые в настоящее время входят в состав объединения, основной валютой был советский рубль, что дает основания предлагать ввести в этих странах российский рубль в качестве национальной валюты; либо по аналогии со скандинавской моделью национальные валюты этих стран могут следовать в его фарватере или «привязываться» к рублю (как, например, крона к евро), т. е. расчеты в этих и между этими странами осуществляются в рублях, кредиты предоставляются в рублях и т. д. Например, А. Кнобель и А. Миронов считают, что в последнее время на пространстве СНГ все активнее развиваются собственные интеграционные процессы, и одним из возможных и

логичных вариантов дальнейшего их развития может стать создание валютного союза некоторыми странами — членами содружества [5].

Другая группа экономистов считает, что создание единой валюты ЕАЭС — потеря времени и средств в силу серьезных различий макроэкономического плана, слабой координации денежно-кредитной политики стран—членов объединения и др. Например, по мнению О.В. Буториной, общая экономическая политика необходима, чтобы сформировать единое экономическое пространство, в рамках которого компании и население имели бы идентичные условия для хозяйственной деятельности. Для этого нужна единая денежно-кредитная политика и единая валюта. Вместе с тем единая валюта не может существовать, если темпы инфляции и процентные ставки в странах валютного союза будут значительно отличаться. Эта проблема решается за счет проведения

Основные препятствия на пути региональной интеграции

Таблица 1

Экономика стран (национальный и наднациональный уровень) Финансовые рынки Сфера национального и наднационального законодательства

Низкая диверсификация внешней торговли (товары, направления); асимметрия макроэкономических шоков; небольшое количество межстрановых проектов; высокие транзакционные издержки; недостаточная согласованность макроэкономической политики; офшорные схемы финансирования операций; недостаточные мотивационные механизмы для замены действующих инструментов расчетов (доллары США и др.) Низкая емкость финансовых рынков (низкая ликвидность, высокие спреды); отсутствие сегментов, позволяющих снизить транзакционные издержки (хеджирование, ПФИ); инфраструктура финансового рынка: различия в технологиях торговых систем и бирж, недостаточное развитие инфраструктуры финансового рынка и платежных систем в национальных валютах, структурные диспропорции финансового сектора неустойчивость рынков; дополнительные расходы по сравнению с СКВ: отвлечение средств на поддержание остатков на корсчетах, дополнительные расходы на оплату услуг банков-контрагентов, необходимость поиска банков-контрагентов для проведения операций, более высокие транзакционные издержки при открытии счетов в банках-резидентах государств — членов ЕАЭС по сравнению с аналогичными процедурами в развитых странах, недостаточность информации о возможности расчетов в национальных валютах, невыгодные курсы конвертации национальных валют, волатильность курсов национальных валют, неравномерное развитие финансовых рынков стран Регулирование расчетов в национальных валютах; прямые и косвенные законодательные ограничения; неопределенность стратегии интеграции; недостаточная скорость создания единого финансового рынка (гармонизации национальных законодательств); статус валют стран-участниц ЕАЭС не приоритетен по сравнению с валютами третьих стран; различия в валютном регулировании

о

X

о

общего экономического курса и регулирования главных макроэкономических показателей стран экономического и валютного союза [2].

Анализ потенциальной готовности стран ЕАЭС к созданию валютного союза предполагает оценку соответствия стран основным критериям теории оптимальных валютных зон, которые определяют готовность стран к созданию валютного союза, и некоторые выгоды и издержки от валютного союза.

В современных исследованиях по валютной интеграции также поднимается вопрос взаимодействия центра и периферии в валютном союзе. Этот вопрос стал особенно актуальным после усиления дисбалансов и нарастания экономических проблем в ряде периферийных стран зоны евро.

На основе теории оптимальных валютных зон А. Кнобель и А. Миронов провели сравнительный анализ стран СНГ по базовым критериям теории оптимальной валютной зоны: асимметричность реальных шоков, асимметричность денежных шоков и инфляции, размер экономики, объем внешней торговли и денежных переводов, мобильность труда и уровень развития финансового сектора, в результате которого было проведено ранжирование стран относительно их готовности к созданию валютного союза с Россией как со страной — якорем.

В результате анализа был сделан вывод, что валютная интеграция с Россией будет наиболее привлекательной с экономической точки зрения для Молдавии, Украины, Таджикистана, Белоруссии и Казахстана, поскольку экономики этих стран во многом схо-

жи с экономикой России, и поэтому валютный союз с ними будет сопряжен с меньшими издержками и большими выгодами. При этом отмечалось, что и в этих странах по многим показателям наблюдается разносторонняя динами -ка макроэкономических процессов, что повышает риски более высоких издержек в случае создания валютного союза. Таким образом, при дальнейшей интеграции с этими странами России необходимо учитывать недостаточную конвергенцию российской экономики с экономиками стран СНГ. При достижении большей синхронизации бизнес-циклов представляется возможным снизить издержки и увеличить потенциальный выигрыш от валютной интеграции со странами СНГ, а также добиться стабильного развития валютного союза в будущем.

Согласно полученным результатам близость Белоруссии с точки зрения синхронизации макроэкономических циклов осталась примерно на том же уровне, что и до середины 2000-х гг., причем мешает сближению в этом направлении существенно иная денежно-кредитная и валютная политика белорусского государства. Одновременно с этим Казахстан демонстрирует отдаление от России с точки зрения критериев оптимальной валютной зоны по сравнению с ситуацией середины 2000-х годов, что, как и в случае с Белоруссией, связано прежде всего с отличной от российской денежно-кредитной и валютной политикой. Из всех партнеров по ЕАЭС экономика Армении остается в наименьшей степени синхронизированной с экономикой России, что в той же степени относится и к Киргизии [5].

Современная практика

Для стран ЕАЭС целью интеграционного объединения является свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы между странами — членами. Естественно, что это ведет к необходимости создания единого платежного пространства с последующим внедрением системы мультивалютных операций или ускоренному переходу на платежное пространство единой валюты.

В настоящее время законодательных барьеров на территории стран — участниц для организации расчетов в национальных валютах нет. Поэтому для расширения использования национальных валют во взаимных расчетах, в первую очередь требуется системная работа по снижению валютных рисков, повышению ликвидности валют, увеличению востребованности расчетов в национальных валютах со стороны государства и бизнеса, а также мероприятия по сокращению транзакционных издержек в операциях с национальными валютами.

В настоящее время важной задачей валютной интеграции является постепенное замещение в качестве валюты платежа доллара США и евро. Действенной мерой в этой области может стать внедрение практики использования национальной валюты платежа той страны, резидентом которой является экспортер, при осуществлении внешнеторговых операций в рамках ЕАЭС. Это обусловит необходимость заключения соглашений о валютных свопах между странами — участницами ЕАЭС, а также позволит отказаться от

использования кросс-курсов национальной валюты к доллару США для установления курсов валют стран — участниц ЕАЭС. Помимо увеличения доли расчетов внутри Евразийского экономического союза в национальных валютах создание Интеграционного валютного рынка потребует решения ряда текущих и перспективных задач национальных экономик стран — участниц ЕАЭС, включая:

— осуществление согласованной бюджетной, в том числе фискальной политики;

— установление единой валютной политики по отношению к третьим странам;

— создание инфраструктуры общего платежного пространства, а также обеспечение совместимости национальных платежных систем стран — участниц ЕАЭС.

В настоящее время однозначно говорить о возможности для рубля стать международной валютой преждевременно. Для этого валюта должна быть устойчивой, а здесь главным фактором является стабильность экономики. В сложившихся условиях, когда рубль зависит от динамики рынка энергоносителей, он остается высоковолатильной валютой. В такой ситуации ее использование в международных расчетах несет повышенные риски, что отталкивает контрагентов. Негативным фактором для рубля в свете использования его для международных расчетов также выступает наличие санкционного давления на Россию. Поэтому в ближайшие 5—10

лет говорить о возможности превращения рубля в международную валюту преждевременно.

В настоящее время приоритетом для стран ЕАЭС и ШОС является не создание валютного союза, не единая валюта, а сильные национальные валюты.

В качестве главных мер по усилению роли национальных валют можно назвать расширение рынков капитала, доступность кредитования в национальных валютах и совместные проекты стран ЕАЭС — ШОС в реальном секторе и инфраструктуре.

Акцент должен быть сделан не на торговую, а на инвестиционную интеграцию (общие рынки капиталов); приоритет необходимо отдавать экономическим стимулам и структурным изменениям в экономике; для этого нужны стратегические и проектные решения.

Необходимость дальнейшей либерализации взаимного доступа на национальные валютные рынки, усиления взаимодействия между национальными регуляторами, более широкого использования инструментов страхования валютных рисков, обеспечения взаимных котировок национальных валют. Формирование общего финансового рынка откроет возможности для дальнейшей интернационализации национальных валют государств — членов ЕАЭС — ШОС.

Главными препятствиями для расчетов между странами в национальных валютах являются высокие тран-закционные издержки при таких расчетах, высокая волатильность валют, а также макроэкономическая

неопределенность, что приводит к дополнительным издержкам участников внешнеторговой деятельности и создает для них дополнительные риски. Интеграция в монетарно-фи-нансовой сфере стран ЕАЭС — ШОС должна идти вслед за экономической основой интеграции.

К расчетной валюте есть два требования: во-первых, все должны быть уверены, что страна — эмитент не ограничит движение капитала и не предпримет других действий, затрудняющих расчеты, и, во-вторых, поскольку расчеты занимают время, все участники сделки должны быть уверены, что за этот период валюта не обесценится.

Преодолеть эти препятствия можно не только и не столько директивными методами, сколько созданием благоприятных условий для расчетов в национальных валютах.

Нужны меры, которые помогли бы развитию финансовых рынков стран ЕАЭС — ШОС и углублению их интеграции. Этому может способствовать создание банка стран ШОС, развитие практики частичного предоставления межгосударственных кредитов в национальных валютах (сейчас такие кредиты предоставляются преимущественно в долларах).

Дальнейшими направлениями работы можно считать:

1) активизацию торговых и финансовых потоков между странами — членами;

2) расширение взаимной торговли, в том числе дополнительных эффектов, ожидаемых от снижения нетарифных барьеров;

3) формирование общих рынков и трансформацию механизмов ценообразования, использование национальных валют в расчетах как части данных механизмов;

4) интеграцию валютных рынков и либерализацию условий доступа на них, что в более широком контексте означает интеграцию финансовых рынков государств — членов ЕАЭС — ШОС.

Анализ действующей практики позволяет сделать вывод, что теку-

щее состояние финансовых рынков стран ЕАЭС — ШОС не способствует повышению роли национальных валют. Факторами, препятствующими использованию национальных валют, являются: низкая емкость финансовых рынков; низкая ликвидность, высокие спреды; отсутствие ряда сегментов, позволяющих снизить транзакционные издержки; неустойчивость рынков; структурные диспропорции финансового сектора.

Направления развития финансовой интеграции стран ЕАЭС - ШОС

Для повышения роли национальных валют стран ЕАЭС предлагается принять систему мер, направленных на:

— разработку перспективного плана развития интеграции (в том числе валютной);

— повышение согласованности макроэкономической политики стран ЕАЭС, повышение устойчивости национальных экономик;

— разработку и реализацию совместных инвестиционных проектов (в первую очередь инфраструктурных);

— координацию стратегий повышения экспортного потенциала стран;

— развитие приграничного сотрудничества;

— гармонизацию подходов по поддержке малого и среднего бизнеса;

— разработку и реализацию мер по развитию и гармонизации финансовых рынков;

— повышение уровня защиты прав предпринимателей, акционеров и инвесторов из стран ЕАЭС;

— перевод взаимных межгосударственных обязательств и трансграничных бюджетных трансфертов в рамках ЕАЭС на национальные валюты;

— внедрение экспериментальных механизмов многостороннего клиринга и хеджирования валютных рисков;

— расширение мандата ЕАБР и других финансовых институтов, в том числе за счет расширения кредитования в национальных валютах.

Решение проблемы перехода на расчеты в национальных валютах в рамках ЕАЭС — ШОС предполагает преодоление существующих проблем:

— разрыв в уровне национальных экономик;

— различия в темпах инфляции, макроэкономическая нестабильность, волатильность курсов национальных валют

— экспортно-сырьевая зависимость экономик

— неразвитый международный финансовый сектор, отсутствие единой и эффективной расчетно-платежной системы.

Важно также согласовать налогово-бюджетную политику, обеспечить совместимость национальных платежных систем стран-партнеров.

Повышение спроса на национальные валюты ускорит процесс развития финансовых рынков стран — партнеров.

В настоящее время представляется целесообразным разработать региональную стратегию развития финансового рынка на ближайшую и более отдаленную перспективу, что будет способствовать улучшению условий привлечения денежных ресурсов национальными компаниями, расширению перечня доступных для инвестирования инструментов. Для привлечения прямых и портфельных инвестиций из стран — партнеров региональным компаниям не потребуется проходить действующие ныне сложные процедуры, что позволит сократить транзакционные издержки (комиссии, выплачиваемые компаниями инвестиционным банкам, и пр.).

Повышение эффективности регионального финансового рынка приведет к формированию нового качества финансовой устойчивости экономики (повышенный иммунитет к внешним шокам) благодаря углублению и расширению возможностей государства и монетарных властей в сфере управления экономикой, в т. ч. стимулирования экономического роста, снижения системных рисков и обеспечения прозрачности деятельности рыночных агентов.

Гармонизация основных принципов сотрудничества позволит расширить возможности экспансии националь-

ного бизнеса на рынки стран — партнеров (снижение издержек, расширение финансирования и т.д.) и сформировать современные механизмы трансформации сбережений в эффективные и долгосрочные капиталовложения, в том числе в развитие пространственной инфраструктуры.

Для расширения использования национальных валют ЕАЭС — ШОС в обеспечении денежно-кредитных и финансовых отношений важно разработать принципы согласованных действий; сформировать алгоритм взаимодействий; определить поэтапный план развития системы межгосударственных платежей и расчетов в национальных валютах стран — партнеров.

Важным направлением международного сотрудничества является льготное (при поддержке государства) кредитование инновационных и наукоемких проектов и социально-значимых экономических программ по защите окружающей среды, развитию инфраструктуры, транспорта, медицинского обслуживания населения и др.

Существенную роль в формировании единого экономического пространства играет государственная поддержка программ модернизации производства, машиностроения, энергетики и пр. в рамках совместного использования межгосударственных синдицированных кредитов в национальных валютах. При этом российский рубль сможет укрепить позиции резервной региональной валюты (РРВ), если возрастет доля российской экономики в глобальном ВВП и мировой торговле, а спрос на

российскую валюту в качестве валюты платежа в странах — партнерах будет относительно стабильным.

В рамках ЕАЭС страны стремятся к переходу на расчеты в национальных валютах к 2025—2030 гг. Предполагается создание инфраструктуры общего платежного пространства, позволяющего производить платежи с учетом совместных национальных платежных систем. В этой связи важен курс на развитие стабильной экономической и политической конъюнктуры, позволяющей проводить необходимые масштабные реформы в системе международных расчетов на надна-

циональном уровне, в государствах — членах объединений и в банковских системах этих стран.

Для содействия развитию в этой сфере важно провести детальный анализ функционирования банковских систем стран—участниц, обратив особое внимание на корреспондентские сети банков и возможность проводить платежи в свободно конвертируемых валютах, минуя валюты — посредники (доллар). Каждая страна, стремящаяся осуществлять расчеты в национальной валюте с другими странами, должна оценить возможные валютные, операционные и страновые риски.

Перспективы финансовой интеграции стран ШОС

Вопросы финансовой интеграции стран ШОС, безусловно, носят характер долгосрочной перспективы. Вместе с тем в мире в настоящее время наблюдаются общие тенденции развития финансовых рынков.

Мировая денежная система дрейфует от системы, объединяющей национальные денежно-кредитные системы, в основе которых лежат национальные валюты, к мультивалютной денежной системе, основанной на широком применении передовых информационных технологий и современных ЭВМ.

Для обоснования данной тенденции в сфере цифровых услуг приведем данные Банка России:

— в мире к 2020 г. 35—50% клиентов банков будут пользователями мобильного банка;

— 82% финансовых организаций в мире ожидают увеличения числа

партнерств с финтехкомпаниями в ближайшие 3—5 лет;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— 56% финансовых организаций в мире включили цифровую трансформацию в основу стратегии своего бизнеса;

— инвестиции в финтехкомпании в мире в 2016 г. составили 24,7 млрд долл., в 2017 г. объем инвестиций остался на том же уровне;

— 65% крупнейших банков мира в ближайшие три года освоят технологию блокчейн и внедрят новые коммерческие продукты на основе распределенного реестра;

— активы на 10% мирового ВВП к 2027 г. будут храниться с использованием технологий распределенного реестра.

Обращение криптовалют — новое явление, прообраз принципиально новой системы денежного обращения.

В мире существует более 1500 видов криптовалют. Общую капитализацию

рынка криптовалют характеризуют следующие данные [8]:

— 01 февраля 2016 — 6,9 млрд долл.;

— 01 февраля 2018 — почти 511 млрд долл.;

— 02 февраля 2018 — 420,72 млрд долл.;

— 05 февраля 2018 — 385,45 млрд долл.

В России на законодательном уровне использование денежных суррогатов запрещено. Однако существует возможность децентрализованной эмиссии криптовалют.

Россия входит в число топ-10 стран — пользователей Интернета в Европе и находится на 2-м месте после Германии.

В сентябре 2015 г. российские СМИ распространили информацию о возможной эмиссии первой в России виртуальной валюты — битрубля. Платежная система Qiwi заявила о готовности к выпуску криптовалюты битрубль. Компания «Яндекс.День-ги» тоже заинтересована в участии в транзакциях с криптовалютой, если Центробанк разрешит ее обращение в России.

В странах Запада наиболее активно биткоины используются в Испании, Швеции, Германии и Аргентине. В Швейцарии криптовалюты используют на уровне отдельных муниципалитетов.

В Великобритании компания Coinbase открыла для своих британских и испанских клиентов возможность мгновенного приобретения биткоинов с помощью кредитных и дебетовых карт с технологией 3D Secure, что позволяет обеспечи-

вать дополнительную безопасность платежей, осуществляемых через Интернет. Комиссия за услугу составляет 3% [3].

С другой стороны, власти Китая в 2018 г. ввели запрет на производство биткоинов, указав на необходимость прекратить в стране майнинг битко-инов из-за «потребления огромного количества электроэнергии и подогревания спекуляций виртуальными валютами» [1].

Правительство Индии объявило о намерении полностью запретить использование криптовалют на территории страны, поскольку считает их незаконными платежными средствами. При этом власти страны будут активно применять технологию блокчейн для развития цифровой экономики.

В Южной Корее планируют принять закон о легализации криптовалю-ты; с 30 января 2018 г. введены новые правила торговли криптовалютой: каждый трейдер обязан идентифицировать себя с помощью банковского счета.

Япония — единственная страна мира, где действует государственный контроль над проведением операций с криптовалютами и эти операции облагаются подоходным налогом.

В мире активно обсуждается вероятность появления государственных криптовалют. Банк Англии может стать первым, выпустившим неограниченное количество валюты RScoin.

В настоящее время в странах ЕАЭС на государственном уровне и усилиями бизнес-ассоциаций с участием регуляторов финансовых рынков ведется работа по созданию криптовалют [6].

Президент Белоруссии А. Лукашенко в конце 2017 г. подписал декрет «О развитии цифровой экономики», который призван создать благоприятные условия для развития информ-технологий.

В июне 2017 г. Нацбанк Украины заявил о возможности создания электронного аналога гривны с использованием технологии блокчейн.

Киргизия готовит эмиссию национальной криптовалюты GoldenRock. Принято решение, что каждая единица (токен) будет обеспечена золотым эквивалентом, а после разработки месторождения владельцы GoldenRock смогут обменять ее на металл. Создание криптовалюты в Киргизии рассматривается как первый государственный проект в странах ЕАЭС1.

Премьер России Д. Медведев предлагает ввести правовое регулирование применения криптовалют на уровне международных конвенций [7].

Президент Казахстана Н. Назарбаев предложил создать глобальную криптовалюту G-Global, которая позволит избавить мир от валютных войн, спекуляций, избежать перекосов в торговых отношениях, а также снизить волатильность на рынках. Предлагается введение глобальной валюты путем создания пула центральных банков при специально созданном Комитете ООН. Эта инициатива фактически может рассматриваться

как призыв к трансформации мировой финансовой архитектуры. В качестве возможного пути трансформации предлагается введение международной платежной расчетной единицы в виде криптовалюты [4].

Банк России продолжает изучение вопроса обращения криптовалют с учетом сопутствующих им рисков:

— возможность проведения сомнительных операций. Использование криптовалют, которые можно обменять на реальные деньги, несет риски в сфере борьбы с отмыванием преступных доходов;

— граждане, не обладающие высокой финансовой грамотностью, не всегда понимают, что, накапливая биткоины, они могут потерять свои деньги, так как они не застрахованы (например, в России — в Агентстве по страхованию вкладов);

— в экономике с высокой долей теневого оборота Центральный банк может утратить контроль над денежной массой, что чревато серьезными негативными экономическими и политическими последствиями.

В правительстве Российской Федерации обсуждается проект закона о криптовалютах, но учитывая, что мировых стандартов обращения и регулирования криптовалют пока не существует, в этих условиях начинать регулировать эту сферу имеет смысл, только когда будет устойчивая мировая практика.

1 Замысел «национальной криптовалюты» в Киргизии представляет собой попытку привлечь инвестиции в золоторудный сектор посредством проведения ICO (Initial Coin Offerings — первичное размещение монет). Фактически это электронный аналог IPO и к созданию национальной криптовалюты отношения не имеет.

Перспективы

Пока единого решения по дальнейшей стратегии развития криптовалют в мире не существует. Конкурентное развитие различных систем электронных денег с большим количеством эмитентов должно находиться под контролем регуляторов финансовых рынков. В странах с развитой экономикой и устойчивой денежно-кредитной системой, со сложившейся традицией расчетных операций криптовалюты займут свою нишу, в которой их использование будет наиболее эффективно. Количество внедряемых систем должно быть ограничено и по возможности унифи-

цировано. В развивающихся странах с молодой и пока неустойчивой денежно-кредитной системой необходим жесткий контроль при их внедрении. В России огромная территория, относительно дешевая электроэнергия, высокий уровень образования населения позволяют рассматривать вопросы создания Международного финансового центра кибервалют.

Анализ ситуации с возможностью внедрения цифровых валют в странах ЕАЭС — ШОС показал, что для создания национальной криптовалюты государствам потребуются даже не годы, а десятилетия.

Список литературы

1. 80% мирового майнинга: Власти Китая решили запретить производство битко-инов [Электронный ресурс]. URL: https://news.sputnik.ru/progress/4858a9f11eecabe

[80% mirovogo majninga: Vlasti Kitaya reshili zapretit' proizvodstvo bitkoinov [Jelektronnyj resurs]. URL: https://news.sputnik.ru/progress/4858a9f11eecabe]

2. Европейская интеграция: учебник / под ред. О.В. Буториной. М.: Издательский Дом Деловая литература, 2011.

[Evropejskaya integraciya: uchebnik / pod red. O.V. Butorinoj. M.: Izdatel'skij Dom Delovaya literatura, 2011.]

3. Есть ли будущее у цифровых валют [Электронный ресурс]. URL: http://arb.ru/ b2b/trends/est_li_budushchee_u_tsifrovykh_valyut-9894757/

[Est' li budushchee u cifrovyh valyut [Jelektronnyj resurs]. URL: http://arb.ru/b2b/trends/ est_li_budushchee_u_tsifrovykh_valyut-9894757/]

4. Еремина Н, Фаляхов Р. Криптовирус поразил СНГ [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/gazeta/authors/rustem_falyahov.shtml

[Eremina N, Falyahov R. Kriptovirus porazil SNG [Jelektronnyj resurs]. URL: https:// www.gazeta.ru/gazeta/authors/rustem_falyahov.shtml]

5. Кнобель А.Ю., Миронов А.К. Оценка готовности стран СНГ к созданию валютного союза с Россией [Электронный ресурс]. URL: http://www.ranepa.ru/images/docs/ nayka/delo/Knobel-Mironov-blok.pdf

[Knobel A.Yu., Mironov A.K. Ocenka gotovnosti stran SNG k sozdaniyu valyutnogo soyuza s Rossiej [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.ranepa.ru/images/docs/nayka/delo/ Knobel-Mironov-blok.pdf]

6. Панова Г.С., Стратан П. Криптовалюты в современном мире // Topical areas of fundamental and applied research VII: Proceedings of the Conference. North Charleston, 19-20.10.2015. Vol. 2 - North Charleston, SC, USA: CreateSpace, 2015.

[Panova G.S., Stratan P. Kriptovalyuty v sovremennom mire // Topical areas of fundamental and applied research VII: Proceedings of the Conference. North Charleston, 19-20.10.2015. Vol. 2 - North Charleston, SC, USA: CreateSpace, 2015]

7. Цифровая трансформация: Медведев призвал страны ЕАЭС сблизить позиции по криптовалютам [Электронный ресурс]. URL: https://ru.rt.com/a7pf

[Cifrovaya transformaciya: Medvedev prizval strany EAES sblizit' pozicii po kriptovalyutam [Jelektronnyj resurs]. URL: https://ru.rt.com/a7pf]

8. Crypto-Currency Market Capitalizations [Электронный ресурс]. URL: http:// coinmarketcap.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.