Научная статья на тему 'Единое валютное пространство: анализ мнений представителей СМИ, общественных и научных кругов стран ЕАЭС, БРИКС, ЕС и США'

Единое валютное пространство: анализ мнений представителей СМИ, общественных и научных кругов стран ЕАЭС, БРИКС, ЕС и США Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
224
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Newman in Foreign policy
Область наук
Ключевые слова
ЕЭС / ВАЛЮТА / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голубь Ксения Витальевна

Валютно-финансовая интеграция стала объективной реальностью процессов, происходящих в мировой экономике во второй половине XX века, и является причиной появления на мировом экономическом пространстве объединений стран, использующих в межгосударственных расчетах единую валюту. Одним из первых исследователей, обосновавших необходимость унификации денежных систем, стал Дж. С. Милль, изучавший издержки, которые несут жители государств, с различными валютами в процессе взаимодействия в рамках международных экономических отношений. Он писал: «... в отношении наиболее цивилизованных стран еще остается так много варварства, что почти все независимые государства считают необходимым для своего национального достоинства установление, к собственному неудобству и неудобству своих соседей, своей особой денежной единицы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Единое валютное пространство: анализ мнений представителей СМИ, общественных и научных кругов стран ЕАЭС, БРИКС, ЕС и США»

ЕДИНОЕ ВАЛЮТНОЕ ПРОСТРАНСТВО: АНАЛИЗ МНЕНИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СМИ, ОБЩЕСТВЕННЫХ И НАУЧНЫХ КРУГОВ СТРАН ЕАЭС, БРИКС, ЕС И США

Голубь К.В., студентка направления международные отношения ЮИ СФУ

Валютно-финансовая интеграция стала объективной реальностью процессов, происходящих в мировой экономике во второй половине XX века, и является причиной появления на мировом экономическом пространстве объединений стран, использующих в межгосударственных расчетах единую валюту. Одним из первых исследователей, обосновавших необходимость унификации денежных систем, стал Дж. С. Милль, изучавший издержки, которые несут жители государств, с различными валютами в процессе взаимодействия в рамках международных экономических отношений. Он писал: «... в отношении наиболее цивилизованных стран еще остается так много варварства, что почти все независимые государства считают необходимым для своего национального достоинства установление, к собственному неудобству и неудобству своих соседей, своей особой денежной единицы» .

Конец XX - начало XXI века ознаменовались активизацией процессов валютно-финансовой интеграции на

постсоветском пространстве,

предусматривающих введение в обращение общей денежной единицы. В то же время, предпринимаемые попытки усиления

интеграционных процессов в валютно-финансовой сфере, чаще всего не обоснованны теоретически, основываются на копировании опыта государств Европейского союза и не учитывают особенности происходящих в современной мировой валютной системе процессов и их влияния на экономику стран Содружества.

Для разработки стратегии формирования валютного союза, необходимо провести анализ причин валютно-финансовой интеграции па территории государств СНГ в свете современных тенденций развития мировой валютной системы (МВС). В этой связи, по мнению автора, целесообразно рассмотреть теоретические аспекты вашотно-финансового взаимодействия в современной мировой экономике. Особое внимание, на наш взгляд, следует уделить анализу мирового опыта интеграционных процессов, поскольку без изучения предпосылок,

обусловивших появление на мировом экономическом пространстве валютных союзов, невозможно моделирование процессов валютно-финансовой интеграции в рамках отдельного региона.

Несмотря на то, что история формирования валютных союзов насчитывает несколько веков, интерес к проблеме введения в оборот на территории нескольких государств общей денежной единицы, возрос после создания Европейского валютного союза, появления евро и формирования зоны доллара.

История развития международной интеграции достаточно обширна и сложна. Интеграционные процессы вызревали в условиях трансформации рыночных отношений, либерализации развитых европейских государств, развитии отстающих регионов мира. Известны различные интеграционные объединения, такие, например, как Центральноамериканский общий рынок; Европейский союз; Арабский общий рынок; Евразийский экономический союз. Интеграционные процессы продолжают идти и сегодня, что говорит о возникновении определенной тенденции, в мировой политике и экономике - межгосударственной экономической интеграции.

Причиной образования Евразийского экономического союза стали, в том числе, и эти тенденции глобального масштаба. Практическая значимость такого объединения связанна с естественноисторической близостью интересов стран СНГ и существующей, исторически определенной интеграцией между ними. Обоснование и необходимость такой интеграции, в свое время, были сформулированы Президентом Республики Казахстан Н. Назарбаевым. Правовая, политическая и экономическая база для интеграции была обоснованна еще в 1995 году, когда были подписаны Соглашение о Таможенном союзе. Позже это интеграционное объединение имело дальнейшее развитие, в результате чего в 2015 году появилась возможность трансформировать ТС в Евразийский экономический союз [1].

С учетом этого, сегодня, в границах Евразийского экономического союза существует общая таможенная территория участвующих государств, в рамках которой существуют определенные условия для экономических отношений хозяйствующих субъектов этих стран. В целях унификации законодательств стран участниц ЕАЭС, продолжают происходить необходимые изменения и в валютном законодательстве этих стран. Странами

Серия: экономические науки

Таможенного союза, участниками ЕАЭС постоянно совершенствуется механизм унификации и упрощения процедур валютного контроля. Так, в этом направлении была проведена следующая работа:

- Республика Казахстан определила порядок функционирования нового Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам валютного регулирования и валютного контроля» (от 6.01.2012 года), а также изменила порядок осуществления экспортно-импортного валютного контроля, через утверждение новых Правил [2];

- Российская Федерация внесла изменение в Федеральный закон, касающийся этих статей и в соответствующие Инструкции [3];

- Республика Беларусь, через Указ Президента РБ, внесла соответствующие изменения в Инструкцию о порядке регистрации сделок, деятельности банков, работе небанковских кредитно-финансовых организаций, функциях агентов валютного контроля [4].

Странами ЕАЭС определены общие цели осуществления валютного регулирования и валютного контроля, суть которых движение к дальнейшей либерализации и приближению к нормам международных актов, что совершенно необходимо для дальнейшей интеграции, унификации законодательств стран ЕАЭС, создания условий для принятия новых общих Законов и нормативных Актов.

Цели дальнейшей интеграции и совершенствования деятельности ЕАЭС определяют ее задачи. Известно, что статусы агентов и функциональных органов валютного контроля, в странах ЕАЭС, еще недавно, существенно отличались между собой, в результате чего, в 2010 году были осуществлены правовые изменения в соответствующих Законах. Было принято Соглашение между Правительством РФ, Правительством РБ и Правительством РК от 09.12.2010 «О согласованных принципах валютной политики». Целями этих документов стала дальнейшая интеграция в валютно-финансовой сфере в рамках Единого экономического пространства. Сегодня необходима дальнейшая работа в этом направлении, так как результаты правовых изменений еще не коснулись практической части работы в указанной сфере. По нашему мнению данная работа должна идти в сторону унификации требований к финансовым структурам в рамках валютно-финансовой сферы их деятельности[5].

Следует заметить, что механизмы осуществления валютного контроля имеют некоторые различия, что выражается через существенное отличие в перечнях и объемах документов уполномоченных органов, которые они требуют при проведении валютного контроля. Унификация существующей базы нормативных документов, по нашему мнению, позволит решить и эту важную для работы ЕАЭС проблему[6].

Наши предложения основаны на всестороннем и углубленном изучении ряда положений данного Соглашения, которое, по нашему мнению, основанному на этих исследованиях, подлежит совершенствованию, в направлении поэтапной интеграции в области валютно-финансовых отношений. Такая интеграция должна проходить, как между странами ЕАЭС, так и между самим Союзом, в лице указанных стран и другими государствами, партнерами.

Нами проанализирована ситуация, возникшая в области валютного регулирования в странах Таможенного Союза: Республике Казахстан, Республике Беларусь, Российской Федерации, на основании чего составлена таблица «Сравнительный анализ структуры валютного регулирования в странах Таможенного Союза. Проведенный анализ показал, что наибольшие ограничения в организации валютного регулирования в анализируемых странах приходятся на Республику Беларусь, где контроль государства наиболее ощутим, что вызывает определенный перекос в осуществлении деятельности соответствующих

межгосударственных структур.

Так, в Республике Беларусь, в отличие от Республики Казахстан и Российской Федерации действуют такие валютные ограничения, как обязательная продажа валютной выручки субъектами хозяйствования, ограничения по открытию счетов резидентами в иностранных банках, а также необходимость предъявления паспорта при покупке резидентами и нерезидентами, являющимися физическими лицами - иностранной валюты через банки.

Также мною было отмечено, что в Республике Беларусь существующий сегодня режим валютного регулирования содержит определенные ограничения по текущему счету платежного баланса, а именно: -существует лимит на сроки завершения внешнеторговых операций; -определены обязательные разрешающие критерии авансовых платежей по импорту;

-действует механизм целевой покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, при этом введен институт обязательной продажи валюты.

Объяснения такой финансовой политики, осуществляемой властями РБ вполне понятны и объективны. Ведь применяемые там валютные ограничения по движению капитала, сегодня, соответствуют той законодательной базе, которая есть в этой стране, условиям организации экономической деятельности, национальным интересам и уровню развития финансового рынка, и что способствуют минимизации рисков. Такой перекос в сфере финансовых, в том числе валютных отношений, правовых документах, валютной политики и пр., является исторически объективным, но по нашему мнению необходимый к устранению, посредством создания единых условий функционирования этих процессов в странах участниках уже бывшего Таможенного союза, а сегодня участников ЕАЭС. Эта проблема должна найти отражение в рамках реализации Соглашения о согласованных принципах валютной политики странЕАЭС.

Я считаю, что наиболее значимыми мерами, в области валютно-финансового сотрудничества могут стать:

-меры дальнейшей консолидации валютно-финансового и информационного рынка указанных выше стран. Эти процессы могут стать основой для расширения возможностей хозяйствующих субъектов этих стран, их финансовых институтов, развитию конкуренции и укреплению их конкурентных позиций;

-создание условий дальнейшего расширения использования национальных валют в межгосударственных торговых отношениях. Важным представляется создание механизмов использования национальных валют при заключении контрактов, что связанно с вопросами совершенствования системы текущих курсовых котировок национальных валют стран участников ЕАЭС;

-совершенствование существующих правил по проведению валютных операций.

3. Какой видится дальнейшая эволюция Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и насколько интеграция этого союза с ШОС и БРИКС способны изменить геополитическую расстановку сил в мире.

- Развитие ЕАЭС четко прописано в документах, которые утверждены главами государств, поэтому здесь предполагать не нужно, все планы по созданию единого экономического пространства сегодня материализуются в четко прописанных графиках. И страны, входящие в ЕАЭС, эти графики выполняют, поэтому вопрос глубины интеграции сегодня можно легко прогнозировать вплоть до

2017 года, так же как и ограничения. Интеграция в рамках союза будет замыкаться на создании общего рынка товаров, услуг, капитала и труда.

Для этого будет происходить унификация регулирования этих рынков. Она не будет касаться налогово-бюджетной сферы, государственного устройства и денежно-кредитной политики. Могу только предположить, что за пределом 2017 года эти сферы тоже будут каким-то образом затронуты.

Что касается интеграции ЕАЭС с ШОС и БРИКС и изменений геополитической расстановки сил, я думаю, что процесс этот уже идет. И чем быстрей он будет идти, тем меньше будет издержек переходного периода.

Очевидно, что Соединенные Штаты пытаются охранять лидерство и тот порядок, который это лидерство готово поддерживать, готовы развязать мировую войну. Чем быстрее другие страны смогут сформировать антивоенную коалицию со своими представлениями о новой архитектуре мировой финансовой системы, тем меньше угрозы для войны.

- Дальнейшее развитие Евразийского экономического союза я вижу вполне в позитивном русле развития, поскольку это проект, в который вкладываются большие ресурсы. И здесь многое будет зависеть от внешних обстоятельств. Учитывая, что мы живем в глобальном мире, также успех проекта будет зависеть от того, насколько успешно мы будем осуществлять промышленную политику экономического роста, насколько быстро мы будем расти сами. В этом случае, конечно же, проект ЕАЭС будет успешен. Важно отметить, что российская экономика будет оставаться центром притяжения, и через пять, шесть, семь лет мы увидим что-то другое, увидим иную реальность.

Что касается БРИКС и ШОС - это закономерный процесс становления

многополярного мира с новыми центрами влияния, в том числе экономического и финансового, поскольку мир стал слишком сложен.

Политическая власть, финансовая власть, экономическая власть не может быть слишком концентрированной. Поэтому выстраивается новая система постепенно шаг за шагом, зачастую с конфликтами. Такая двух- трехъярусная архитектура глобального мира становится новой финансовой архитектурой, и частью ее является прежде всего БРИКС.

- К сожалению, в ЕАЭС пока еще слишком много открытых вопросов, и их гораздо больше, чем ответов. На этом направлении предстоит очень много сделать. Пока из текста самого соглашения по ЕАЭС очень сложно сказать, как, какими темпами и какими шагами пойдет эта интеграция. Образно говоря, здесь огромное поле для творчества. Если вы посмотрите на саму структуру союзного договора, то в нем порядка 60 % занимает

наиболее продвинутая часть, связанная с развитием Таможенного союза, с торговлей. Что касается финансового сектора, то этот сегмент занимает во всем своде документов порядка трех страниц. Правда, оговорюсь, что в рамках основных документов будут выработаны еще два соглашения, которые доработаются. Это, пожалуй, и самый сложный этап. Можно рассматривать как плюс ранее наработанный опыт, например тот, который был у России с европейским экономическим сообществом, а также примеры латиноамериканской,

африканской интеграции.

Не могу не отметить важный и вполне успешный опыт интеграции стран СЭВ. Повторюсь, этот опыт тоже крайне важен, и его необходимо учитывать, потому что речь идет об использовании того же самого территориального пространства.

Что касается интеграции ЕАЭС с ШОС и БРИКС, то она просто обязана изменить геополитическую расстановку. Сегодня все нацелено на эту схему, и есть вполне конкретные шаги по поддержке интеграции, и это уже не слова. На сегодняшний день в рамках этих проектов создаются инфраструктуры, и это замечательно.

4. Валютный союз ЕАЭС: Реальность или иллюзия

Ухудшение внешнеэкономической

конъюнктуры условий и сокращение традиционных источников экономического роста стали вызовом для российской экономической, в том числе денежно-кредитной, политики и серьезным стимулом для развития экономической интеграции.

Президент России поручил Банку России совместно с правительством Российской Федерации во взаимодействии с центральными (национальными) банками государств — членов Евразийского экономического союза определить дальнейшие направления интеграции в валютной и финансовой сферах в рамках Евразийского экономического союза с проработкой целесообразности и возможности создания в перспективе валютного союза.

Действительно, углубление интеграции России, Белоруссии, Казахстана, Армении, а также других стран приведет к созданию так называемого экономического валютного союза. Валютным союзом принято называть форму международной интеграции,

предусматривающую следующее:

— введение единой валюты;

— осуществление единой денежно-кредитной политики, включая создание межнациональных или наднациональных эмиссионных центров;

— согласованность и координация экономической политики.

Какие здесь могут быть плюсы?

Создание валютного союза в условиях развития торговых отношений, а также единого

рынка капиталов и трудовых ресурсов позволит обеспечить дальнейший рост скорости движения капиталов и инвестиций, снижение валютных рисков и издержек в сделках между корпорациями стран — участниц ЕАЭС, а также создать возможность построения единой наднациональной платежной системы.

При этом созданию валютного союза должна предшествовать реализация

определенных задач в национальных экономиках, прежде всего повышение доли расчетов в национальных валютах между резидентами стран

— участниц ЕАЭС, в том числе за счет снижения взаимных расчетов в валюте третьих стран. Законодательных барьеров на территории стран-участниц для организации расчетов в национальных валютах нет. Поэтому для расширения использования национальных валют во взаимных расчетах в первую очередь требуется системная работа по снижению валютных рисков, повышению ликвидности валют, увеличению востребованности расчетов в национальных валютах со стороны государства и бизнеса, а также мероприятия по сокращению транзакционных издержек в операциях с национальными валютами.

В настоящее время основной валютой во взаимных расчетах корпораций стран — участников ЕАЭС является российский рубль. Его доля во взаимных расчетах находится в интервале 50-60%. Задачей валютной интеграции является постепенное замещение в качестве валюты платежа доллара США и евро, которые по удельному весу во взаимных расчетах государств

— членов ТС и ЕЭП занимают второе и третье место.

Действенной мерой в этой области может стать внедрение практики использования национальной валюты платежа той страны, резидентом которой является экспортер, при осуществлении внешнеторговых операций в рамках ЕАЭС. Это обусловит необходимость заключения соглашений о валютных свопах между станами — участницами ЕАЭС, а также позволит отказаться от использования кросс -курсов национальной валюты к доллару США для установления курсов валют стран — участниц ЕАЭС.

Помимо увеличения доли расчетов внутри Евразийского экономического союза в национальные валютах, подготовка к созданию валютного союза потребует решения ряда текущих и перспективных задач национальных экономик стран — участниц ЕАЭС, в том числе:

— осуществление согласованной бюджетной, в том числе фискальной, политики;

— установление единой валютной политики по отношению к третьим странам;

— создание инфраструктуры общего платежного пространства, а также обеспечение совместимости национальных платежных систем стран — участниц ЕАЭС.

Тем не менее опыт европейской интеграции показывает, что переход на единую валюту — достаточно многоаспектный и длительный процесс, требующий оперативного решения различного рода задач. Так, идеи единой Европы возникли в конце 40-х годов XX века, а первая единая европейская валюта — экю — появилась только в 1979 году, спустя 30 лет. При этом она не имела наличной формы. Полноценная же единая европейская денежная единица возникла спустя еще 20 лет — в 1998 году с появлением евро.

Формирование валютного союза стран СНГ в условиях трансформации мировой валютной системы.

Одной из характерных тенденций развития современной мировой валютной системы (МВС) является активизация интеграционных процессов, следствием которых выступает формирование валютных союзов. Это позволяет создать единое валютное пространство, которое, в свою очередь, является основой для интенсификации торгово-производственных отношений в рамках интегрирующейся группировки, что особенно актуально для развивающихся государств и стран, находящихся в процессе экономической трансформации.

Распад СССР, произошедший в конце ХХ века, изменил сложившуюся к тому времени мировую финансовую архитектуру, поставил перед бывшими союзными республиками проблему выбора пути интеграции в мировое рыночное хозяйство. Несмотря на наличие внутренних и внешних условий, обусловленных общностью экономического развития и способствующих интенсификации

интеграционных процессов в валютно-финансовой сфере, их протекание в СНГ характеризуется особенной сложностью и противоречивостью. Это свидетельствует как об отсутствии четко поставленных целей валютной интеграции, так и о недостаточной разработанности мероприятий, направленных на создание условий для последующей финансовой унификации экономик стран-участниц Содружества. Низкая интенсивность

взаимодействия в валютно-финансовой сфере препятствует развитию интеграционных процессов, созданию единого экономического пространства в СНГ пример этому:

- отсутствием единого подхода к определению понятия валютного союза, механизма его формирования и функционирования.

- важностью изучения влияния современных тенденций развития мировой валютной системы на процессы валютно-финансовой интеграции, происходящие в условиях структурной перестройки экономик стран СНГ.

- необходимостью разработки стратегии формирования валютного союза и механизма ее

реализации в условиях трансформационного характера экономик государств Содружества.

1. Анализ существующих научных подходов к исследованию проблемы формирования валютного союза позволил выделить три основных направления: концепцию единства экономического и валютного союза, концепцию самостоятельности валютного союза по отношению к прочим формам интеграционных процессов и теорию оптимальных валютных зон. Их обобщение свидетельствует, что формирование валютного союза выступает завершающим этапом валютно-финансовой интеграции, требующей высокой степени политического взаимодействия, в результате которой на территории стран-участниц вводится в обращение единая валюта, что позволяет обеспечить стабильность финансово-экономических показателей и создать условия для эффективного функционирования единого экономического пространства;

2. Интенсивно развивающиеся процессы глобализации в условиях отсутствия золотого стандарта усиливают нестабильность МВС, усложняют формы взаимодействия государств в валютной сфере и определяют многообразие моделей формирования валютных союзов. Применение европейского опыта валютно-финансовой интеграции целесообразно в условиях развитых экономик стран-участниц, в то же время африканская и латиноамериканская модели могут использоваться при формировании валютного союза государств с развивающимися и переходными экономиками, что позволит обеспечить им взаимную конвертацию национальных валют, активизировать торгово-экономические отношения.

3. Специфику валютно-финансовой интеграции в СНГ обусловила этапность ее реализации. В процессе взаимодействия в валютной сфере государств региона выделяются три этапа: дезинтеграционный, на протяжении которого происходил распад единого экономического и валютного пространства; этап становления национальных валютных систем, создавший институциональную основу для интеграции стран Содружества в мировую валютно-финансовую систему; интеграционный, характеризующийся интенсификацией взаимодействия в валютной сфере.

4. Нестабильность МВС обусловливает активизацию валютно-финансовой интеграции в СНГ. В качестве приоритетного направления развития интеграционного взаимодействия, с целью создания единого экономического пространства в регионе и унификации финансовых систем стран-участниц, выступает формирование валютного союза государств Содружества. Для этого на субрегиональном уровне необходимо стимулировать интеграционные процессы странами, сходными по критериям оптимальности основных макроэкономических показателей, составляющих

«твердое ядро» интеграционных процессов -группу государств, экономически готовых к участию в активной фазе валютно-финансовой интеграции.

5. Центральной проблемой в сфере валютно-финансовых отношений стран СНГ выступает их стремление интенсифицировать интеграционные процессы при одновременном сохранении национальных валютных систем. В целях преодоления указанного противоречия целесообразно придерживаться поэтапной стратегии формирования валютного союза, предусматривающей предварительную

реализацию таких форм взаимодействия в валютной сфере, как создание платежно-расчетной системы и проведение совместной валютной политики. Особенностью механизма реализации предложенной стратегии выступает взаимодействие в валютной сфере на двух уровнях - уровне «твердого ядра» и уровне остальных стран СНГ. Это позволит создать условия для последовательного вовлечения в интеграционные процессы государства, находящиеся на разных стадиях экономической трансформации.

5. Экономическое взаимодействие в рамках ШОС

Посвящено ограниченное число научных исследований по сравнению с тем вниманием, которое уделяется сотрудничеству стран Центральной Азии в борьбе с терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом, наркотрафиком На наш взгляд это несколько искажает представления о сути ШОС Экономическая компетенция ШОС в регулировании интеграционных процессов в странах Центральной Азии постепенно возрастает Дальнейшее совершенствование механизма работы данной организации, укрепление и расширение сферы экономического

сотрудничества имеют большое значение для повышения международного статуса данной организации и выполнения ее миссии

Благодаря историческому и

географическому преимуществу -«ве такому шелковому пути» между Европой и Азией, Центрально-Азиатский регион может превратиться в крупный транзитный, промышленный и финансовый центр Интеграция стран ШОС в сфере торговли, финансов и экономики станет важным инструментом снабжения ресурсами и удовлетворения потребностей в энергетических и инвестиционных товарах внутренних рынков стран - участников организации Кроме этого, посредством образования зон свободной торговли в Центральной Азии изделия обрабатывающей промышленности будут поставляться на внутренние рынки Китая, России и Европы Транспортно-логисти-ческая интеграция позволит материковым государствам ШОС получить выход к морю и рынкам Северо-Восточной Азии

Вместе с тем для достижения долгосрочной цели ШОС - создания условий для свободного передвижения товаров, капиталов и устуг -потребуется немало времени Программа многостороннего экономического

сотрудничества, которая была одобрена главами государств -членов ШОС в 2003 г и в дальнейшем легла в основу плана действий > станавливает срок 20 лет Путь к общему рынку Шанхайской организации сотрудничества будет

продолжительным, скорость этого процесса зависит от интеграционного потенциала экономики стран-участниц, ожидаемых выгод региональной интеграции и заинтересованности в развитии центральноазиатского рынка Китая и России, главных субъектов экономической интеграции в регионе, на которые приходится 96% населения и 97% ВВП ШОС

Таким образом, проблема формирования динамичной, гибкой структуры

внешнеэкономических связей ШОС, способной быстро реагировать на изменения конъюнктуры национальных и мировых товарных, финансовых рынков, во многом определяется местом и ролью России и Китая в экономике Центральной Азии, темпами развития дв> стороннего сотрудничества стран ШОС Важной научно-исследовательском задачей является определение экономических интересов и интеграционного потенциала ШОС, поиск эффективных направлений экономического сотрудничества государств - участников организации В связи с этим выбранная тема исследования актуальна и значима как с теоретической, так и с практической точки зрения Проблемы выбора путей и методов интеграции экономик стран ШОС, обеспечения устойчивого экономического роста в условиях постоянного реформирования, об>-словленного становлением рыночной системы хозяйствования, определения внешнеэкономических и

геополитических интересов являются объектом изучения целого ряда китайских, российских и зарубежных экономистов.

Объектом исследования являются внешнеэкономические связи Китая и России со странами - членами Шанхайской организации сотрудничества в контексте интеграционных процессов в экономике Центральной Азии

Предметом исследования выступают экономические отношения между субъектами внешнеэкономической деятельности Шанхайской организации сотрудничества, определяющие тенденции, мотивы, направления, эффективность экономической интеграции России и Китая в регионе Центральной Азии.

б.Этапы развития процессов валютыо-финансовой интеграции стран СНГ

Современный этап развития

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

экономических отношений в СНГ характеризуется противоречивыми тенденциями в сфере валютно-финансовой интеграции. Развал Советского Союза и, последовавший за ним, распад рублевой зоны, усилили

дезинтеграциониые процессы и поставили молодые государства перед необходимостью самостоятельно разрабатывать и проводить валютную и денежно-кредитную политику, что стимулировало начало процесса становления национальных валютных и кредитных систем, обусловившего децентрализацию экономических отношений между бывшими союзными республиками. В свою очередь, разрыв хозяйственных связей и происходящие Б странах-участницах СНГ трансформационные процессы, привели к спаду экономик, снижению объемов взаимной торговли.

Необходимо отметить, что почти на всем протяжении периода экономической

трансформации в государствах, образованных на территории бывшего СССР, прослеживаются попытки, направленные на стимулирование процессов валютио-финансовой интеграции с последующим созданием валютного союза на базе российского рубля.

На основании таких критериев, как интенсивность взаимодействия государств в валютной сфере, форма реализации международных валютно-финанспвых

отношений, становление институциональных основ, обусловливающих развитие

интеграционных процессов, состояние экономик стран Содружества, автором были выделены следующие этапы развития валютно-финансовых отношений стран СНГ:

- дезинтеграционный (1992-1993 гг.);

- этап становления национальных валютных систем (лето 1993 сентябрь 1996 гг.); -интеграционный (1997 год- по настоящее время).

На протяжении первого этапа происходил распад единого валютно-финансового пространства, сложившегося в СССР. Главной характеристикой периода являются активные дезинтеграционные процессы. Вновь

образованные государства были вынуждены преодолевать кризисные явления в экономике, такие как галопирующая инфляция, отток инвестиций, снижение уровня жизни и т.д. В то же время, предпринимались попытки, направленные на сохранение единого экономического пространства, проявившиеся в создании Содружества независимых государств.

Происходившие на данном этапе процессы, характеризовались отходом от плановой системы хозяйствования и началом построения взаимоотношений, основанных на рыночных механизмах. Негативно повлиял на состояние экономик бывших союзных государств резкий разрыв сложившихся в СССР, хозяйственных связей, обусловивший

необходимость перевода статуса взаимных торгово-экономических отношений из внутреннего в международный. Начался процесс формирования механизма внешнеэкономических связей как с бывшими партнерами по Союзу, так и с прочими участниками международных экономических отношений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вечерний Бишкек/ Вытеснит ли рубль доллар с рынка ЕАЭС [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vb.kg/doc/324765_vytesnit_li_rybl_dolla r_s_rynka_eaes.html

2. Газета.ги [Электронный ресурс]. Режим

доступа:

http://www.gazeta.ru/business/2014/06/02/6056977.s html

3. Елена Семак. Главное - не потерять динамику развития интеграционных процессов // Новая Евразия. 2015. №1. С. 92-93.

4. Звонова Е.А Возможности формирования механизмов перехода к валютно-финансовому союзу стран БРИКС/ Вестник экономической интеграции. 2014. №5 С. 68-72.

5. Кавказская политика / Не валютой едины [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kavpolit.ru/articles/ne_valjutoj_edinoj-15272/

6. Национальная служба новостей / Эксперт: Новая валюта БРИКС незаметно вытеснит доллар [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsn.fm/economy/expert-new-currency-brics-unnoticeably-displace-the-dollar.php

7. Радио Аззаттык // Мечта Путина о единой валюте ЕАЭС [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rus.azattyk.org/content/article/26940542.html

8. Русская народная линия // Пришло время для валюты БРИКС [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ruskline.ru/special_opinion/2015/09/prishlo_vr emya_dlya_valyuty_briks/

9. Бабина О.И., Толуев Ю.И. Системно-динамическое моделирование промышленного предприятия по производству бетона Бизнес-информатика. 2011. № 2 (16). С. 20-30.

10. Суворов И.Г. О валютно-финансовой интеграции в рамках Евразийского экономического союза // деньги и кредит. 2015. №6. С. 4.

11. STAN RADAR / Валютный союз ЕАЭС: очевидное и вероятное [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.stanradar.com/news/full/15956-valjutnyj-sojuz-eaes-ochevidnoe-i-verojatnoe.html

Как студентка, я проявила интерес к данному исследованию в рамках конкурса, организованного Институтом экономических исследований в Москве. Мне интересно знать, как проходит углубление интеграции на уровне единой валюты, а не только в социально-политическом и геополитическом масштабе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.