Научная статья на тему 'ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ У ВЫПУСКНИКА ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА СИСТЕМЫ МВД РОССИИ'

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ У ВЫПУСКНИКА ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА СИСТЕМЫ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовая грамотность / экономическая культура / универсальные и профессиональные компетенции / преступления экономической направленности / financial literacy / economic culture / universal and professional competencies / economic crimes

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юлия Александровна Лозина, Александр Николаевич Литвиненко

Проанализированы теоретические понятия финансовой грамотности, синтезирован механизм реализации УК-10 в ходе обучения курсантов в рамках Стратегии повышения финансовой грамотности РФ до 2023 г. и ФГОС 3-го поколения. Статистический и эмпирический методы позволили выявить пробелы в экономических знаниях при выполнении сотрудниками полиции стоящих перед ними задач. Раскрыта взаимосвязь между раскрытием преступлений финансовой направленности и наличием у сотрудника полиции специальных знаний в области экономики и финансов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL LITERACY IN THE SYSTEM OF FORMING THE COMPETENCIES OF A GRADUATE OF A LAW SCHOOL OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The theoretical concepts of financial literacy are analyzed, the mechanism of implementation of the CC-10 in the course of training cadets in the framework of the Strategy for Improving Financial Literacy of the Russian Federation until 2023 and the 3rd generation Federal State Educational Standard is synthesized. Statistical and empirical methods have revealed gaps in economic knowledge when police officers perform their tasks. It is shown that there is a relationship between the detection of financial crimes and the presence of a police officer with special knowledge in the field of economics and finance.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ У ВЫПУСКНИКА ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА СИСТЕМЫ МВД РОССИИ»

УДК 34 DOI 10.24412/2073-0454-2021 -3-286-291

ББК 67 © Ю.А. Лозина, А.Н. Литвиненко, 2021

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ У ВЫПУСКНИКА ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

Юлия Александровна Лозина, заместитель начальника кафедры гражданского права и гражданского процесса, кандидат юридических наук, доцент

Санкт-Петербургский университет МВД России (198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1) E-mail: 1612ulia.l@mail.ru

Александр Николаевич Литвиненко, профессор кафедры экономической безопасности и управления социально-экономическими процессами, доктор экономических наук, профессор

Санкт-Петербургский университет МВД России (198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1) E-mail: lanfk@mail.ru

Аннотация. Проанализированы теоретические понятия финансовой грамотности, синтезирован механизм реализации УК-10 в ходе обучения курсантов в рамках Стратегии повышения финансовой грамотности РФ до 2023 г. и ФГОС 3-го поколения.

Статистический и эмпирический методы позволили выявить пробелы в экономических знаниях при выполнении сотрудниками полиции стоящих перед ними задач. Раскрыта взаимосвязь между раскрытием преступлений финансовой направленности и наличием у сотрудника полиции специальных знаний в области экономики и финансов.

Ключевые слова: финансовая грамотность, экономическая культура, универсальные и профессиональные компетенции, преступления экономической направленности.

FINANCIAL LITERACY IN THE SYSTEM OF FORMING THE COMPETENCIES OF A GRADUATE OF A LAW SCHOOL OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Yuliya A. Lozina, Deputy Head of the Department of Civil Law and Civil Process, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (198206, St. Petersburg, ul. Letchika Pilyutova, d. 1) E-mail: 1612ulia.l@mail.ru

Alexander N. Litvinenko, Professor of the Department of Economic Security and Management of Socio-Economic Processes, Doctor of Economic Sciences, Professor

St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (198206, St. Petersburg, ul. Letchika Pilyutova, d. 1) E-mail: lanfk@mail.ru

Abstract. The theoretical concepts of financial literacy are analyzed, the mechanism of implementation of the CC-10 in the course of training cadets in the framework of the Strategy for Improving Financial Literacy of the Russian Federation until 2023 and the 3rd generation Federal State Educational Standard is synthesized.

Statistical and empirical methods have revealed gaps in economic knowledge when police officers perform their tasks. It is shown that there is a relationship between the detection of financial crimes and the presence of a police officer with special knowledge in the field of economics and finance.

Keywords: financial literacy, economic culture, universal and professional competencies, economic crimes.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Лозина Ю.А., Литвиненко А.Н. Финансовая грамотность в системе формирования компетенций у выпускника юридического вуза системы МВД России. Вестник Московского университета МВД России. 2021 ;(3):286—291.

Введение

В настоящее время уделяется пристальное внимание вопросам, связанным с повышением уровня финансовой грамотности, культуры населения и способам защиты потребителей финансовых услуг. Приведем статистические данные, свидетельствующие о том, что в связи со стремительным развитием инноваций и технологий граждане нередко оказываются жертвами собственной финансовой некомпетентности. Так, 212,8 тыс. жалоб поступило в Банк России за 9 месяцев 2020 г. по вопросам за-

щиты прав потребителей на финансовом рынке1. Наиболее актуальными среди них стали: несоблюдение организациями обязательных условий договора, навязывание дополнительных услуг, сокрытие от клиентов существенной информации и введение их в заблуждение. По данным Генпрокуратуры в 2020 г. на 76% выросло количество преступлений, связанных с телефонным и интернет-мошенниче-

1 Официальный сайт Банка России. Защита прав потребителей финансовых услуг // URL://https://cbr.ru/protection_rights/

ством, особенно с использованием электронных средств платежа2. За 12 месяцев 2020 г. телефонными аферистами и интернет-мошенниками похищено у граждан почти 150 млрд руб. На первом месте оказались «представители» финансовых организаций, которые заработали по телефону или через банкоматы у граждан 45% от указанной выше суммы, на втором и третьем местах, соответственно, фиктивные медицинские услуги, фишинговые сайты и несуществующие интернет-магазины3.

Расследование экономических преступлений — компетенция сотрудников полиции, которым повышение общей финансовой грамотности необходимо расширить с учетом их профессиональных компетенций.

Приведенные статистические данные свидетельствуют о необходимости получения дополнительных знаний по безналичным денежным средствам (счета в банках, пластиковые карты, электронные деньги и т.д.), финансовым инструментам (фьючерсы, форварды, опционы), правовым и финансовым основам государственной регистрации выпуска ценных бумаг и т.д.

Эти знания в области экономики и финансов служат достижению как профессиональных целей — раскрытию и расследованию преступлений и правонарушений, так и личностных — цели минимизации коррупционной составляющей в деятельности самого сотрудника полиции (наличие знаний о счетах, переводах денежных средств, счетах-эскроу, внесение сведений в декларации о получении страховых выплат и т.д.)

Анализ формирования экономической культуры обучающихся и Стратегия повышения финансовой грамотности населения

Разработанная Стратегия повышения финансовой грамотности в РФ до 2023 г.4 (далее — Стратегия), исследуя проблемы в области экономической культуры и финансовой грамотности населения, компонует их в две группы.

Первая связана с отсутствием системного подхода в преподавании основ финансовой грамотности в образовательных организациях и недостатком квалифицированных кадров для их преподавания как в школах, так и в вузах страны. Вторая проблема заключается в том, что население перекладывает свои финансовые неудачи на государство, отказываясь брать на себя ответственность за финансовые риски, при этом в целом не доверяя всей финансовой системе. Причинами недоверия являются несовершенство нормотворчества, состояние вопросов охраны и защиты финансов, отсутствие достаточ-

ного обеспечения необходимых программ и мероприятий со стороны государственных органов.

Формируя цель Стратегии, государство исходит из всеобщего гражданского блага — повышение качества и уровня жизни населения, необходимым условием достижения которого является финансовая грамотность. Продекларированные в Стратегии обязанности гражданина, направленные на регулирование личных финансов, управление доходами и расходами, организацию сбережений на срок и формирование финансовой «подушки безопасности», способности жить по средствам, планировать финансовое обеспечение жизни на пенсии, являются универсальными для каждого. А вот необходимые знания и умения о том, как искать и использовать финансовую информацию, отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг, распознавать признаки финансового мошенничества, знать о рисках на рынке финансовых услуг, знать и выполнять свои обязанности налогоплательщика — имеют, помимо универсального значения, правоохранительную специфику.

Для решения названных проблем Стратегия выделяет направления развития финансовой грамотности в образовательной сфере:

♦ обеспечение постоянно действующей подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей в части экономической грамотности;

♦ включение финансово-экономических блоков в образовательные программы различных уровней образования.

В стандартах 3-го поколения это универсальная компетенция в области экономической культуры, в том числе финансовой грамотности, по всем направлениям подготовки (специальностям) для уровней бакалавриата (специалитета). При этом на сегодня уже сложились общие требования к универсальным компетенциям:

♦ многофункциональность, т.е. возможность сочетать различные возможности, в том числе функ-

2 Линдел Д., Алехина М, Скрынникова А., Балашова А. Число дел о мошенничестве рекордно выросло на фоне пандемии. Каким преступлениям поспособствовала самоизоляция // URL://https://www.rbc.ru/society/31/08/2020/5f48ea169a79477e21e 25d9d

3 Афонина Е. В 2020 г. телефонные мошенники похитили у россиян почти 150 млрд руб. ИА ТАСС // URL://https://-tass.ru/ekonomika/10341633

4 Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг. (утв. распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р // URL://file://-C:/Users/User/Downloads/uQZdLRrkPLAdEVdaBsQrk505szCc L4PA.pdf

циональные, для достижения множества целей и решения различных проблем;

♦ применимость в личной жизни и профессиональной деятельности;

♦ высокий уровень мышления, который способствует росту умственных способностей, развитию аналитического мышления, ценностных ориентиров и суждений;

♦ многомерность, т.е. способность объединять образец и способ действия, здравый смысл и коммуникативные возможности [9, с. 182].

Универсальные компетенции играют в подготовке любого специалиста не менее важную роль, чем компетенции профессиональные. Обладание универсальными компетенциями позволяет специалисту системно анализировать и проектировать, алгоритмизировать решения сложных проблем, проводить диагностику систем. Именно класс универсальных компетенций обеспечивает широкую и одновременно глубокую фундаментальную подготовку в системе высшей школы и — в сочетании с профессиональными компетенциями — позволяет расширить так называемую «горизонтальную карьеру» выпускника [11, с. 282].

Разработанная Стратегия определяет, что «финансовая грамотность» — итог процесса финансового образования, конечным результатом которого является финансовое благополучие. Стратегия обосновала необходимость получения финансового образования всеми категориями населения.

Понятие «экономическая культура», введенное в универсальную компетенцию, отсутствует в Стратегии и является предметом междисциплинарных исследований для ученых, занимающихся проблемами философии, педагогики, социологии и экономики. Данные ниже определения приведены из разных областей знаний.

«Экономическая культура, являясь одной из сфер культуры, отражает отношения в области хозяйственной деятельности, а также включает в себя накопленный опыт общества в организации экономической жизни и потребности личности» [8, с. 134].

Экономическая культура трактуется и как степень овладения людьми экономическими знаниями, и как уровень овладения этими знаниями, и как результат осмысления сложившихся производственных отношений в экономике, как свое позиционирование в реализации экономических концепций [7, с. 23].

В экономической культуре принято выделять ряд кластеров: экономическая грамотность, понимание законов и механизмов функционирования экономики; способность анализировать экономическую информацию; владение экономической терми-

нологией, сформированность экономического мышления; наличие экономической интуиции и экономического сознания для экономического поведения [12, с. 109].

Приведенные выше определения показывают сложность формирования понятия экономической культуры, а также общекультурных и профессиональных компетенций для системы высшего образования в целом и юридических вузов в частности. Хотя в конце XX в. экономическая культура формировалась такими дисциплинами, как «общая и прикладная экономическая наука; хозяйственное и гражданское право; основные разделы социологии и социальной психологии» [6, с. 13].

Реализация универсальных компетенций происходит через содержание, технологии и средовые факторы образовательного процесса [1, с. 131]. При этом предопределяет результат — высококлассного специалиста-профессионала — только профессиональный контекст образовательных программ, т.е. сцепка универсальных и профессиональных компетенций, увязка теоретических знаний и с научной сферой, и с производственной практикой.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по специальностям 40.05.01, 40.05.02, 40.03.01 и 40.05.035 содержат следующую редакцию универсальной компетенции: «Экономическая культура, в том числе финансовая грамотность» (УК-10), которая заключается в способности экономически обосновывать решения в различных областях деятельности. Данная компетенция является актуальной и для образовательных организаций системы МВД России.

5 Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 31 августа 2020 г. № 1138 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — специалитет по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности» (зарег. 14 сентября 2020 г. № 59825) // URL: https://-minjust.consultant.ru/documents/23539; Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 28 августа 2020 г. № 1131 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — специалитет по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность» (зарег. 14 сентября 2020 г. № 59828) // URL://http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012020 09150044?index=11&rangeSize=1; Приказ Минобрнауки России от 13 августа 2020 г. № 1011 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция» (зарег. в Минюсте России 7 сентября 2020 г. № 59673) // СПС «Консультант плюс»; Приказ Минобрнауки РФ от 31 августа 2020 г. № 1136; Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — специалитет по специальности 40.05.03 Судебная экспертиза» (зарег. в Минюсте РФ 14 сентября 2020 г. № 59827) // URL://https://-minjust.consultant.ru/documents/23541?items=1&page=12

^¡¡^ ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^¡¡^

Универсальная компетенция, посвященная экономической культуре и финансовой грамотности, с точки зрения теории, закрепляет устойчивые, способные к передаче навыки, формирует новые квалификации и адаптационные способности к действиям в различных областях [2, с. 238].

Эта компетенция должна быть реализована с помощью продуманного системного подхода в преподавании основ финансовой грамотности сотрудникам полиции таким образом, чтобы в конечном итоге степень охраны и защиты финансов населения, юридических лиц и государственных органов увеличилась.

Проблема заключается в том, что на практике содержание образования определяет не структура будущей профессиональной деятельности специалиста, а содержание компетенций. В первую очередь это касается именно универсальных компетенций, формирование которых, как правило, относится к освоению и экономических дисциплин. Преподаватели экономических дисциплин часто не видят возможностей формирования профессиональных компетенций обучающихся в рамках своих предметов. Результат — нарушение целостности восприятия обучаемыми учебной и профессиональной деятельности, а общие дисциплины воспринимаются как ненужные для будущей работы. Это не мотивирует обучаемых и уменьшает управляемость учебного процесса [3, с. 213].

Введенная вузами России УК-10 в настоящее время получила реализацию в дисциплинах «Экономика», «Экономика предприятия», «Экономическая теория», «Основы экономики», «Финансовое право» (данные взяты из программ 12 вузов), по специальностям «Журналистика» и «Юриспруденция». МГУ имени М.В. Ломоносова предложил кластеры для реализации компетенции неэкономическими вузами6, которые могут быть использованы в юридических вузах МВД России. Исходя из представленных данных, основными дисциплинами являются «Экономика» и «Финансовое право». Некоторые темы, касающейся вопросов заключения договоров кредита и займа, банковского счета и вклада, а также страховых обязательств и гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, могут быть изучены по дисциплинам гражданское, предпринимательское, уголовное и административное право.

Однако, необходимо признать, что пока юрист не сформирует личные экономические представления, его правовые взгляды не будут полноценными [4, с. 19]. Ведь за технологическими юридическими схемами скрываются политико-правовые, идеологические и экономические доктрины, независимо от осознания этого участниками судебного спора [5, с. 7].

К сожалению, ценностные установки формируются у каждого с учетом тех ориентиров, которые были изучены и восприняты в рамках школьного и вузовского образования. И так уж сегодня сложилось, что не только субъективное мнение о каком-либо процессе влияет на цепочку: образование — специалист — его оценка работодателем, но и то, что юрист и экономист, говоря об одном и том же явлении, не понимают друг друга. «Правила справедливого поведения, изучаемые юристом, служат основанием определенного порядка, характерные свойства которого остаются юристу неизвестными, а изучением этого порядка занимается, главным образом, экономист, который, в свою очередь, мало что знает о характерных особенностях правил поведения, на которых покоится изучаемый порядок» [13, с. 23].

Рассмотрим первый блок знаний, необходимых сотруднику полиции в профессиональной деятельности:

♦ раскрытие и расследование «сквозных» или транснациональных преступлений, которые зарубежными правоохранительными структурами расследуются по «денежному следу». Это контрафакты, отмывание денег, полученных преступным путем, подделка документов. Как правило, эти преступления связаны с продажей наркотиков, торговлей людьми и проводятся с использованием криптовалютных операций;

♦ некоторые преступные схемы, применяемые в сети Интернет, связанные с площадкой «Авито», сетью «Инстаграмм», «В контакте». Специфика мошеннических действий заключается в отсутствии у потерпевшего данных о преступнике — неизвестны номер его счета, юридический адрес, иногда даже номер телефона;

♦ форекс-мошенничество (вложение денег в фирмы-однодневки), торговля и обмен валютами и криптовалютами, мошенничество на смс-подписках; фарминг (получение сведений о карте путем перенаправления на мошеннические сайты), фишинг (получение пароля пользователей через сообщения в соцсетях или по электронной почте для регистрации данных на фейковом веб-ресурсе), вишинг (получение данных якобы по звонку от сотрудника банка);

♦ мошенничество с банковскими картами: ским-минг (накладки на клавиатуру банкомата для получения данных карты с магнитной полосы), шимминг (установление считывателя в картридер), установление скрытых видеокамер для фиксирования ПИН-кодов и т.д.

6 Опыт МГУ имени М.В. Ломоносова по формированию компетенции в области экономической культуры и финансовой грамотности у студентов неэкономических направлений и специальностей // URL://https://fmgramota.econ.msu.m/sys/raw.php?-о=3049&р=аИаЛтеП:

Специфика преступной деятельности требует получения дополнительной информации об особенностях проведения и фиксации данных о финансовых операциях.

Второй блок знаний связан со статусом самого сотрудника полиции. Вот некоторые данные, которые в настоящее время не преподаются в системе, однако влияют на службу сотрудника полиции, иногда фатально:

♦ в соответствии с принятием ФЗ № 259 «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»7 дополнительные знания требуются о цифровых активах, криптовалюте (биткоин, токен, эфир и т.д.), накопительных счетах, «кэшбеке» и т.д.;

♦ отсутствие сведений в декларации обо всех банковских счетах, в том числе тех, по которым в течение года не было движения средств. Необходимо отметить, что следует учитывать разницу между картой и банковским счетом. На один счет может быть открыто несколько карт;

♦ счет, который использовался только для приобретения недвижимого имущества, транспортного средства или аренды банковской ячейки для сделки купли-продажи или аренды — должен указываться в декларации;

♦ сотрудник полиции может сдавать жилье в аренду (найм) согласно письму Министерства РФ по налогам и сборам от 6 июля 2004 г. № 04-3-01/398 «О сдаче помещений в аренду (найм)»8, если цель сдачи квартиры — не предпринимательская деятельность. Специфику данного вопроса необходимо знать. При этом налог на доходы физических лиц может выплачиваться как арендодателем, так и арендатором;

♦ особенности страхования жизни и здоровья сотрудника полиции предполагают указание всех страховых выплат в декларации. Имеются ввиду выплаты, например, полученные в связи со страхованием жизни и здоровья по ипотечным договорам параллельно страхованию жизни и здоровья по месту службы;

♦ в декларации указывается компенсация процентной ставки по ипотечному кредиту и не указывается разница его рефинансирования, не отражаются доходы, полученные в виде имущественного, социального или инвестиционного вычетов;

♦ в декларации на ребенка расписываются денежные средства, поступившие на счет ребенка от родственников. Желательно делать комментарий к переводу. Сообщения будут иметь значение и для переводов на карту сотрудника, если это деньги, собираемые им на различные мероприятия: дни рождения, детские праздники, похороны и т.д.9.

Заключение

По каждому направлению реализации Стратегии для курсантов и слушателей юридических специальностей («Правоохранительная деятельность», «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Юриспруденция», «Судебная экспертиза») образовательных организаций МВД России необходима система экономических знаний общего и специального цикла. Сотрудники полиции, реализуя стоящие перед ними задачи по защите прав и интересов личности и охране собственности, в соответствии со Стратегией и новыми образовательными стандартами, должны приобретать знания в сфере финансовой грамотности, знать специфику оформления сделок и договоров на получение финансовых услуг, порядок защиты прав потребителей в финансовой сфере, включая информирование об основных правах, процессе возмещения ущерба и организациях, осуществляющих надзорные функции и контроль.

Сочетание универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций на базе научной и практической составляющих обучения позволит увеличить вероятность подготовки кадров, способных принимать обоснованные управленческие решения не только в профессии, но и в быту, осуществлять финансовое планирование, использовать инновационные технологии, системно мыслить, применяя новые экономические знания в юриспруденции.

Обоснованным экономическим каркасом в обучении могут стать дисциплины «Экономика» и «Финансовое право», которые целесообразно преподавать по всем специальностям и специализациям как дисциплины обязательные. В ряд дисциплин, изучаемых слушателями и курсантами в области профессиональной деятельности, таких как гражданское, административное, уголовное, налоговое право, гражданский, уголовный процесс и др., целесообразно включить отдельные темы или вопросы экономической направленности с учетом развития инноваций и технологий.

Цитата Эрнандо де Сото: «Редкие юристы понимают экономические последствия своей деятельности» [13, с. 200] позволяет проиллюстрировать

7 Федеральный закона от 31 июля 2020 г. № 259 «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» // СПС «Кон-сультантПлю с».

8 Письмо Министерства РФ по налогам и сборам от 6 июля 2004 г. № 04-3-01/398 «О сдаче помещений в аренду (найм)» // СПС «КонсультантПлюс».

9 Методические рекомендации по проведению анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (утв. Министерством труда и социальной защиты. 29 января 2018 г.) // СПС «Гарант».

важность универсальных компетенций в подготовке юридических кадров для МВД России. Многие европейские университеты (Германия, Голландия, Италия) включили курс «Экономический анализ права» в обязательный для изучения. Он используется и на практике при разработке законодательного регулирования и иногда при разрешении судебных споров [4, с. 27].

Готовя востребованного специалиста с высоким уровнем финансовой грамотности и экономической культуры, мы, таким образом, повысим экономическую составляющую системы высшего образования.

Литература

1. Бугайчук Т.В., Коряковцева О.А., Куликов А.Ю., Тарханова И.Ю. Концепция социализации взрослых средствами дополнительного профессионального образования // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 1. С. 131-135.

2. Дрейер В., Хесслер У. (Hg.): Перспективы межкультурной компетентности. Геттинген: Van-denhoeck & Ruprecht, 2011. P. 238-254.

3. Измерение и оценка сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ бакалавриата, магистратуры, специалитета: Колл. моногр. / Под науч. ред. И.Ю. Тархановой. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018.

4. Карапетов А.Г. Экономический анализ права. М.: Статут, 2016.

5. Кеннеди Д. Политические ставки в «Чисто технических» вопросах Договорного права // European Review of Private Law. 2002. Vol. 10. P. 7-28.

6. Кузьминов Я. Теоретическая экономическая культура в современной России // Общественные науки и современность. 1993. № 5. С. 13-23.

7. Панферов К.Н. Экономическая культура: Социально-философский анализ: Дисс. ... докт. философ. наук. М., 2000.

8. Пономарев А., Попов В., Чичкалов В. Экономическая культура: сущность, направления развития. М.: Мысль, 1987.

9. Рычен Д.С., Салганик Л.Х. Ключевые компетенции для успешной жизни и хорошо функционирующего общества. Геттинген: Издательство Hogre-fe&Huber, 2006.

10. Сото Э. Загадка капитала. Почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире / Пер. с англ. Б. Пинскер; Науч. ред. Р. Левита. М., 2004.

11. Субетто А.И. Теория фундаментализации образования и универсальные компетенции (ноосфе-рная парадигма универсализма): Науч. монографическая трилогия. СПб.: Астерион, 2010.

12. Терюкова Т. Экономическая культура как цель и средство // Высшее образование в России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1999. № 3. С. 109-117.

13. Хайек Ф.А. Право, законодательство и свобода: современное понимание либеральных принципов и справедливости и политики. М., 2006.

References

1. Bugajchuk T.V., Koryakovceva O.A., Kuli-kov A.Yu., Tarhanova I.Yu. Koncepciya socializacii vzroslyh sredstvami dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2016. № 1. S. 131-135.

2. Drejer V., Hessler U. (Hg.): Perspektivy mezh-kul'turnoj kompetentnosti. Gettingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2011. P. 238-254.

3. Izmerenie i ocenka sformirovannosti univer-sal'nyh kompetencij obuchayushchihsya pri osvoenii obrazovatel'nyh programm bakalavriata, magistratury, specialiteta: Koll. monogr. / Pod nauch. red. I.Yu. Tar-hanovoj. Yaroslavl': RIO YAGPU, 2018.

4. Karapetov A.G. Ekonomicheskij analiz prava. M.: Statut, 2016.

5. Kennedi D. Politicheskie stavki v «Chisto tekh-nicheskih» voprosah Dogovornogo prava // European Review of Private Law. 2002. Vol. 10. P. 7-28.

6. Kuz'minov Ya. Teoreticheskaya ekonomiches-kaya kul'tura v sovremennoj Rossii // Obshchestvennye nauki i sovremennost'. 1993. № 5. S. 13-23.

7. Panferov K.N. Ekonomicheskaya kul'tura: So-cial'no-filosofskij analiz: Diss. ... dokt. filosof. nauk. M.,

2000.

8. Ponomarev A, Popov V., Chichkalov V. Ekonomicheskaya kul'tura: sushchnost', napravleniya razvi-tiya. M.: Mysl', 1987.

9. Rychen D.S., Salganik L.H. Klyuchevye kompe-tencii dlya uspeshnoj zhizni i horosho funkcioni-ruyushchego obshchestva. Gettingen: Izdatel'stvo Hog-refe&Huber, 2006.

10. Soto E. Zagadka kapitala. Pochemu kapitalizm torzhestvuet na Zapade i terpit porazhenie vo vsem os-tal'nom mire / Per. s angl. B. Pinsker; Nauch. red. R. Levita. M., 2004.

11. Subetto A.I. Teoriya fundamentalizacii obrazovaniya i universal'nye kompetencii (noosfernaya paradigma universalizma): Nauch. monograficheskaya tri-logiya. SPb.: Asterion, 2010.

12. Teryukova T. Ekonomicheskaya kul'tura kak cel' i sredstvo // Vysshee obrazovanie v Rossii. 1999. № 3. S. 109-117.

13. Hajek F.A. Pravo, zakonodatel'stvo i svoboda: sovremennoe ponimanie liberal'nyh principov i spraved-livosti i politiki. M., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.