Научная статья на тему 'Влияние ситуационно-имитационной подготовки на повышение подготовленности сотрудников полиции'

Влияние ситуационно-имитационной подготовки на повышение подготовленности сотрудников полиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
111
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кадровая политика МВД России / полиция / профессиональная подготовка / повышение эффективности подготовки сотрудников полиции / приёмы и способы проведения занятий / интерактивные занятия / personnel policy of the Russian MIA / police / professional training / improving the training of police officers / technique and methods of classes / interactive classes

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Н А. Игошин

В статье представлены обобщённые результаты многолетней работы по выявлению факторов, оказывающих положительное воздействие на повышение уровня подготовленности сотрудников полиции в ходе проведения учебных занятий. Проведённый автором анализ влияния ситуационно-имитационной подготовки на результаты образовательного процесса позволяет сделать выводы о приёмах и способах проведения интерактивных занятий, направленных на совершенствование процесса профессиональной подготовки сотрудников полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Н А. Игошин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of situational and simulation training on improving the qualification оf police officers

The summarized results of many years of work to identify factors that have a positive effect on improving the level of preparedness of police officers during the training classes are presented in the article. Conducted by the author the analysis of the impact of situational and simulation training on the results of the educational process allows us to draw conclusions about the methods and techniques for conducting interactive sessions aimed at improving the process of training police officers.

Текст научной работы на тему «Влияние ситуационно-имитационной подготовки на повышение подготовленности сотрудников полиции»

УДК 37.07

Н.А. Игошин

кандидат юридических наук, доцент

Санкт-Петербургский университет МВД России Российская Федерация, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. E-mail: [email protected]

Влияние ситуационно-имитационной подготовки на повышение подготовленности сотрудников полиции

В статье представлены обобщённые результаты многолетней работы по выявлению факторов, оказывающих положительное воздействие на повышение уровня подготовленности сотрудников полиции в ходе проведения учебных занятий. Проведённый автором анализ влияния ситуационно-имитационной подготовки на результаты образовательного процесса позволяет сделать выводы о приёмах и способах проведения интерактивных занятий, направленных на совершенствование процесса профессиональной подготовки сотрудников полиции.

Ключевые слова: кадровая политика МВД России, полиция, профессиональная подготовка, повышение эффективности подготовки сотрудников полиции, приёмы и способы проведения занятий, интерактивные занятия.

Nikolai A. Igoshin

Cand. Sci. (Jurid.), Docent

Saint-Petersburg University of the MIA of Russia 1, Letchika Pilyutova str. Saint-Petersburg, 198206, Russian Federation. E-mail: [email protected]

The influence of situational and simulation training on improving the qualification оf police officers

The summarized results of many years of work to identify factors that have a positive effect on improving the level of preparedness of police officers during the training classes are presented in the article. Conducted by the author the analysis of the impact of situational and simulation training on the results of the educational process allows us to draw conclusions about the methods and techniques for conducting interactive sessions aimed at improving the process of training police officers.

Keywords: personnel policy of the Russian MIA, police, professional training, improving the training of police officers, technique and methods of classes, interactive classes.

Анализ дидактических средств и приёмов, которые используются при моделировании образовательного процесса, вместе с гуманистическими началами исследований системы отношений «правопорядок - человек - общество» составляют основу методологического подхода при создании типовых ситуационно-имитационных задач, направленных на решение организационно-педагогических проблем подготовки сотрудника полиции в образовательных организациях МВД России.

В результате проведённого анализа бала выявлена прогрессирующая динамика степени подготовленности курсантов после использования ситуативно-имитационных задач при проведении занятий с курсантами, обучающимися

на факультете подготовки сотрудников полиции по охране общественного порядка. Выявленные изменения подготовленности курсантов выражаются в следующем:

1) наблюдается положительное влияние решения ситуационно-имитационных задач на процесс самовоспитания личности будущего сотрудника полиции - личности правоохранительного типа поведения, что находит своё отражение в повышении с 10 % до 40 % результативности обучения и самосознания;

2) ситуационно-имитационная подготовка даёт возможность обучающимся значительно раньше осознать свою профессиональную пригодность и социальную значимость выбранной профессии, качественные показатели выпуск-

ников после решения ситуационно-имитационных задач возрастают с 40 % до 67 %;

3) оценка сотрудниками территориальных подразделений, назначенными в качестве наставников, деятельности курсантов экспериментальных групп по итогам ситуационно-имитационных и интегрированных занятий повышается от 10 % до 60 % по отношению к обучающимся в обычных группах.

Признаками положительного влияния ситуационно-имитационной подготовки на процесс формирования профессиональных качеств сотрудника полиции являются:

- во-первых, рост с 38-40 % до 60-65 % осознания обучающимися несоответствий между желаемой и реальной оперативной обстановкой на административной территории органа внутренних дел;

- во-вторых, наблюдаемая тенденция к повышению от 30 % до 50 % уровня дифференциации курсантами своих личностных и деловых качеств, необходимых сотруднику полиции;

- в-третьих, рост от 10 % до 45 % осознания необходимости самосовершенствования, связанного с пониманием трудностей правоохранительной деятельности в целом и охраны общественного порядка, в частности;

- в-четвёртых, понимание обучающимися несоответствия уровня самооценки профессиональной готовности уровню экспертных требований к качеству подготовленности курсантов-выпускников образовательных организаций МВД России.

В ходе применения ситуативно-имитационных задач при проведении учебных занятий по дисциплинам специализации были выявлены основные направления повышения профессиональной готовности курсантов факультета подготовки сотрудников полиции по охране общественного порядка. Эти направления тесно связаны с созданием определённых психолого-педагогических условий:

1) самоконтроль личностных оценочных суждений;

2) осознанный подход к пониманию и восприятию трудностей, связанных с прохождением правоохранительной службы;

3) осознание необходимости владения научно-профессиональной терминологией и понятиями;

4) определение субъектно-ориентирован-ных целей самовоспитания и их дальнейшая самореализация;

5) использование в процессе самовоспитания группового имитационного моделирования различных социально-проблемных ситуаций правоохранительной деятельности, направлен-

ных на коррекцию индивидуальных профессиональных способностей и овладение профессиональными эталонными образцами поведения;

6) психологическое вовлечение обучающихся в искусственно создаваемые и практически существующие нормативные профессиональные отношения, в которые вступает сотрудник полиции при прохождении службы в территориальных органах МВД России («сотрудник - сотрудник», «сотрудник - гражданин», «сотрудник - правозащитник»). Понятие «правозащитник» здесь подразумевает представителей государственных или общественных организаций, осуществляющих контрольно-надзорные функции по отношению к полиции, а также лиц, законно представляющих интересы граждан;

7) постоянное совершенствование уровня самосознания обучающегося, направленное на себя как на субъект профессиональной правоохранительной деятельности.

С учётом перечисленных условий, в группах экспериментального обучения курсантов применялись приёмы, которые оказывают позитивное влияние на процесс развития и формирования профессиональной готовности будущих сотрудников полиции, в т.ч.:

1) постановка самоцели, исходя из требований, предъявляемых к сотруднику полиции;

2) самостоятельная оценка курсантами своей деятельности и своих достижений с позиции: «Я - актуальный»;

3) сопоставление себя с другими обучающимися посредством существующих наглядных форм контроля учебной деятельности курсантов;

4) применение приёмов прямого внешнего контроля в сочетании с указаниями, замечаниями, требованиями в адрес обучающегося руководствоваться существующими нормативными, формально и неформально закреплёнными, требованиями;

5) использование приёмов наглядной демонстрации, состоящих в предоставлении возможности обучающемуся «поставить себя на место другого (других)»;

6) применение методов учебной идентификации или приложение на себя модели поведения и обязанностей других людей в ходе решения конкретных ситуационно-имитационных задач;

7) наращивание сложности решаемой обучающимися правоохранительной ситуации, вплоть до преднамеренного её завышения;

8) увеличение эмоционально-волевых нагрузок на обучающихся в ходе ситуационно-имитационного моделирования; и т.д.

При проведении анализа профессиональной подготовки сотрудников полиции в группах экспериментального обучения было выявлено полутора-двукратное, по сравнению с исходными данными, увеличение степени направленности обучающихся на подготовку по выбранной специальности (направлению подготовки). В качестве критерия оценки были выбраны вербализованные характеристики будущей профессиональной деятельности. Неэкспериментальные группы также продемонстрировали положительную динамику подготовленности, однако с наблюдаемым временным отставанием от экспериментальной группы.

Подводя итоги анализа результатов группы экспериментального обучения, можно констатировать:

1) уменьшение естественного отсева курсантов из процесса профессиональной подготовки;

2) более раннее проявление самосознания социальной и личной значимости правоохранительной деятельности;

3) рост профессиональной подготовленности во время прохождения преддипломной практики;

4) высокую оценку профессиональных, организационно-методических и деловых качеств курсантов в период преддипломной практики;

5) рост готовности и желания курсантов после окончания обучения проходить службу в подразделениях по охране общественного порядка.

Итоговые оценки результатов эксперимента определялись на основе изучения характеристик курсантов, составленных руководителями практики от территориальных органов, в которых проходила преддипломная практика.

Осуществляемая в настоящее время образовательными организациями МВД России подготовка курсантов по специальности «Правоохранительная деятельность» реализуется на основе организационно-методического построения образовательного процесса в тесной взаимосвязи с решением задачи государственного заказа на подготовку сотрудников органов внутренних дел, владеющих компетенциями, необходимыми для выполнения служебных обязанностей сотрудников полиции в территориальных органах МВД России.

Проблема правоохранительной деятельности является одной из наиболее сложных из-за неопределённости самого понятия: при желании к понятию «правоохранительная» можно отнести что угодно - от контроля за соблюдением чистоты и порядка в общественных местах, тишины в вечернее и ночное время, до профилактики, пресечения и документирова-

ния преступлений против личности, общества, государства, а также привлечения к ответственности лиц, их совершающих, и исполнения наказаний, назначенных этим лицам. Отсюда при создании учебно-методического комплекса по специальности (направлению) «Правоохранительная деятельность» следует учитывать объективные и субъективные факторы обеспечения правопорядка органами внутренних дел (полицией) и понимание того, что весь комплекс образовательного процесса может влиять на курсанта в виде аудиторных, практических, самостоятельных и других занятий только в течение времени, которое определено федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

В 2008-2015 гг. управлением учебно-методической работы с привлечением научно-педагогического состава Санкт-Петербургского университета МВД России проведены изучение и анализ подготовки сотрудников полиции по охране общественного порядка по различным направлениям деятельности органов внутренних дел, в т.ч.:

- защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

- выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

- розыск лиц;

- производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

- обеспечение правопорядка в общественных местах;

- обеспечение безопасности дорожного движения;

- контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

- контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

- охрана имущества и объектов, в т.ч. на договорной основе;

- государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

- осуществление экспертно-криминали-стической деятельности и др.

В результате были выбраны следующие направления подготовки сотрудников полиции по

специальности 40.05.02 - «Правоохранительная деятельность»:

1) 40.05.02 Правоохранительная деятельность (второй уровень высшего образования) с присвоением квалификации - юрист и сроком обучения 5 лет по очной форме (6 лет по заочной форме). В рамках данного направления предусмотрены следующие специализации:

- воспитательно-правовая работа в органах внутренних дел (подготовка специалистов для подразделений по работе с личным составим на факультете по подготовке сотрудников для подразделений по работе с личным составом и факультете заочного обучения);

- оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел - деятельность оперуполномоченного уголовного розыска (подготовка специалистов для оперативных подразделений уголовного розыска на факультете подготовки оперативных работников и факультете заочного обучения);

- оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел - деятельность оперуполномоченного по борьбе с экономическими преступлениями (подготовка специалистов для оперативных подразделений по борьбе с экономическими преступлениями на факультете подготовки оперативных работников);

- административная деятельность органов внутренних дел - деятельность участкового уполномоченного полиции (подготовка специалистов для подразделений по обеспечению охраны общественного порядка на факультете подготовки сотрудников полиции по охране общественного порядка и факультете заочного обучения);

- административная деятельность органов внутренних дел - сотрудник подразделения по обеспечению безопасности дорожного движения (подготовка специалистов для подразделений ГИБДД на факультете подготовки сотрудников полиции по охране общественного порядка);

- оперативно-поисковая деятельность органов внутренних дел (подготовка специалистов для оперативно-поисковых подразделений на факультете № 7);

2) 40.02.02 Правоохранительная деятельность (среднее профессиональное образование) с присвоением квалификации - юрист и срок обучения - 3 года 4 месяца по заочной форме. Данное направление предусматривает специализацию по административной деятельность органов внутренних дел - деятельность участкового уполномоченного полиции (подготовка специалистов для подразделений по обеспечению охраны общественного порядка на факультете заочного обучения).

В целях повышения эффективности подготовки сотрудников полиции для подразделений по охране общественного порядка приказом МВД России от 7 мая 2008 г. № 404 был создан факультет подготовки сотрудников полиции по охране общественного порядка Санкт-Петербургского университета МВД России, задача которого -подготовка кадров для МВД России по специальности 40.05.02 - «Правоохранительная деятельность», специализация «Административная деятельность органов внутренних дел». Подготовку учебно-методического комплекса по данной специализации взяла на себя кафедра административной деятельности органов внутренних дел, сосредоточив основные усилия на организации взаимодействия с руководством перечисленных факультетов и, в частности, с руководством факультета подготовки сотрудников полиции по охране общественного порядка, на котором осуществляется подготовка специалистов в рамках двух узких специализаций: «деятельность участкового уполномоченного полиции» и «сотрудник подразделения по обеспечению безопасности дорожного движения».

Начало подготовки специалистов по специализации «Административная деятельность органов внутренних дел» в Санкт-Петербургском университете МВД России связано с созданием в 2001-2002 учебном году групп подготовки сотрудников ГИБДД и участковых уполномоченных полиции. Курсанты обучались по специальности 023100 - Правоохранительная деятельность, специализация - административная деятельность органов внутренних дел на факультете подготовки оперативных сотрудников.

В целях качественного освоения общепрофессиональными, профессиональными и профессионально-специализированными компетенциями, формируемыми в ходе изучения дисциплин специализации, научно-педагогическим составом кафедры административной деятельности органов внутренних дел был инициирован процесс создания учебно-полигонного комплекса. Развитие профессионально-специального учебно-полигонного оборудования осуществляется по пути создания специализированных учебных аудиторий:

1) методический кабинет специальных дисциплин;

2) учебный ситуационный центр;

3) учебный мониторинговый центр;

4) зал видеоконференцсвязи;

5) учебная тематическая аудитория «Правовые основы личной безопасности сотрудников ОВД»;

6) пять специализированных тематических аудиторий по автомобильной подготовке;

7) две специализированных тематических аудитории по основам профессиональной деятельности;

8) учебная дежурная часть, состоящая из 10 аудиторий;

9) учебный участковый пункт полиции, включающий два помещения полигонного типа и специализированную учебную аудиторию.

Делая выводы по проделанной работе, направленной на повышение эффективности образовательного процесса в образовательных организациях МВД России посредством ситуационно-имитационной подготовки и определения степени её влияния на уровень подготовленности выпускников, следует отметить, что многообразие направлений подготовки сотрудников полиции выражается в подготовке специалиста узкой специализации.

Специфика подготовки по специальности «Правоохранительная деятельность» заключается в её тесной взаимосвязи с другими областями полицейской и юридической деятельности. Такая взаимосвязь является объединяющей, дополняющей и систематизирующей существующие и новые узкоспециализированные направления подготовки сотрудников полиции. Она определяет содержание образовательных обла-

стей, раскрывая сущность обучения сотрудников полиции в реальных политических, экономических и социальных условиях деятельности территориальных органов МВД России.

Связанные в единую систему, отдельные компетенции (знания, умения и навыки) способствуют формированию личности правоохранительного типа поведения - личности сотрудника полиции, а совершенствование профессиональных качеств обеспечивают соблюдение выпускником законности и соответствие антикоррупционной модели поведения.

Развитие профессиональных качеств личности сотрудника полиции, его профессиональных и профессионально-специализированных компетенций необходимо для благополучного развития России. Оно будет служить фундаментом дальнейшей подготовки специалистов (бакалавров, магистров) в образовательных организациях МВД России.

Основные задачи подготовки сотрудника полиции определяются, исходя из условий обеспечения безопасности личности, общества и государства, развития юридической науки, а также в соответствии с направлениями модернизации профессионального образования в Российской Федерации.

Список литературы

1. Андреев, А. В., Галицков, В. А., Гиздатов, А. Р., Крысанов, А. В., Токарев, Д. С. Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел : курс лекций. - М. : ДГСК МВД России, 2015. - 112 с.

2. Буданов, А. В. Личная профессиональная безопасность сотрудников ОВД. - М.: МВД Российской Федерации, 2006. - 220 с.

3. Караяни, А. Г., Цветков, В. Л., Хрусталёва, Т. А., Статный, В. М., Красноштанова, Н. Н. Профайлинг в органах внутренних дел : учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2014.

4. Кузнецов, С. В., Пономарёв, Н. Л. Тактика действий сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в типовых ситуациях несения службы : учебно-практическое пособие. -Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2013. - 96 с.

5. Меньших, В. В., Самороковский, А. Ф. Организация управления и обучения сотрудников внутренних дел действиям в кризисных ситуациях // Математические методы и информационно-технические средства. Труды VII Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2012. - С. 63-66.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Начальная профессиональная подготовка : учебник. - М.: ЦОКР МВД России, 2007. - 480 с.

7. Организация охраны общественного порядка и безопасности граждан при проведении массовых мероприятий : учебное пособие. - М.: ИМЦ ДКО МВД России, 2007. - 240 с.

8. Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел (профессиональная подготовка полицейских) : учебник : в 2 ч. / под общ. ред. В.Л. Кубышко. - Ч. 1. - М.:ДГСК МВД России, 2015 - 232 с.

9. Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел (профессиональная подготовка полицейских) : учебник : в 2 ч. / под общ. ред. В.Л. Кубышко. - Ч. 2. - М.:ДГСК МВД России, 2015. - 320 с.

10. Пьянков О. В., Самороковский А. Ф. Особенности проведения деловой игры с использованием информационных технологий в рамках тактико-специальной подготовки / Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии : сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Ч. 2. Формирование профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел. - Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2011. - С. 102-107.

© Игошин Н.А., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.