Психология 22 Список литературы
^ 1. Огилец, А. А. Теоретические проблемы усмотрения следователя // Следователь. - 2004. - № 10. - С. 43-44.
s
2. Барак, А. Судейское усмотрение. М.: Норма, 1999. - 376 с.
3. Марфицин, П. Г. Усмотрение следователя (уголовно-процессуальный аспект) : дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.09 / Марфицин Павел Григорьевич. - Омск, 2003. - 418 с.
4. Лунев, А. Е., Студеникин, С. С., Ямпольская Ц.А.. Социалистическая законность в советском государ-§ ственном управлении. - М.: МЮ СССР, 1948. - 136 с.
о 5. Бойко, Д. В. Законность и усмотрение в правоприменительной деятельности: вопросы теории : авто-
24 реф. дис. ... канд. юр. наук: 12.00.01 / Бойко Дмитрий Валентинович. - Волгоград, 2001. - 35 с. ^ 6. Гончаров, В. Б., Кожевников, В. В. Проблема усмотрения правоприменяющего объекта в правоохрани-
тельной сфере // Государство и право. - 2001. - № 3. - С. 51-60.
7. Шаранов, Ю. А., Устюжанин, В. Н., Шахматов, А. В. Юридическая акмеология. - СПб: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. - 256 с.
8. Дубовицкий, В. Н. Законность и усмотрение в советском государственном управлении : автореф. дис. .. канд. юрид. наук: 12.00.02 / Дубовицкий Владимир Николаевич. - М., 1984. - 24 с.
л н
<и
ё
с а
<и «
§ 9. Ярославский, А. Б. Усмотрение следователя при расследовании уголовных дел : автореф. дис. ... канд.
2
а 10. Кораблина, О. В. Усмотрение в правоприменительной деятельности: общетеоретический и нравствен-
юр. наук: 12.00.09 / Ярославский Андрей Борисович. - Волгоград, 2000. - 21 с.
но-правовой аспекты : дис. ... канд. юр. наук: 12.00.01 / Кораблина Ольга Викторовна. - Саратов, 2009. 178 с.
w
о и
11. Титаев, Кирилл. FAQ: Мобилизация права. 5 фактов о возможностях жертв преступлений и всеоб-а щем неравенстве перед законом [Электронный ресурс] || Сайт «ПостНаука». - Режим доступа: http:postnauka. н
(D
ru/fag/24950 (дата обращения: 20.09.2017).
С 12. Black, D. J. Mobilization of Law // J. Legal Stud. - 1973. - Т. 2. - P. 125-149.
|| 13. Громов, Н. А. Зайцева, С. А. Оценка доказательств в уголовном процессе. - М.: Приор, 2002. - 124 с.
^ 14. Башкатов, Л. Н., Ветрова, Г. Н., Донценко, А. Д., Зажицкий В.И., Шестаков В. И. Уголовный процесс /
и под ред. А. И. Долговой. - М.: Норма, 2001. - 342 с.
к
я
о © Волох С. А., 2018
m
УДК 379
Н. А. Игошин, В. А. Шаповал
ИГОШИН, Николай Алексеевич, профессор кафедры управления персоналом и воспитательной работы Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент. Адрес: Россия, 198205, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел. (812) 730-27-85. E-mail; [email protected].
IGOSHIN, Nikolai Alexeyevich, assistant professor of the department of administrative activity of law-enforcement bodies of the Saint-Petersburg University of MIA of Russia PhD, associate professor. Address: Russia, 198205, Lyotchika Pilyutova, 1. Tel. (812) 730-2785. E-mail; [email protected].
ШАПОВАЛ, Валентин Анатольевич, начальник кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат медицинских наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургское шоссе, д. 17. E-mail: [email protected].
SHAPOVAL, Valentin Anatolievich, Head of the Department of Legal Psychology, St. Petersburg University of the Ministry of Interior of Russia, PhD, associate professor. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, St. Petersburg Highway, 17. E-mail: [email protected].
Методические предпосылки создания оценочных материалов для выявления сформированности профессионально-специализированных компетенций сотрудников полиции
Methodical prerequisites of creation of control and measuring materials for identification of formation of professional and specialized competences of police officers
В статье представлены обобщённые результаты многолетней работы по выявлению факторов, оказывающих положительное воздействие на повышение уровня подготовленности сотрудников полиции в ходе проведения учебных занятий. Проведённый авторами анализ влияния ситуационно-имитационной подготовки на результаты образовательного процесса позволяет сделать выводы о приёмах и способах проведения интерактивных занятий, направленных на совершенствование процесса профессиональной подготовки сотрудников полиции.
Ключевые слова: кадровая политика МВД России, полиция, профессиональная подготовка, повышение эффективности подготовки сотрудников полиции, приёмы и способы проведения занятий, интерактивные занятия.
The summarized results of many years of work to identify factors that have a positive effect on improving the level of preparedness of police officers during the training classes are presented in the article. Conducted by the authors the analysis of the impact of situational and simulation training on the results of the educational process allows us to draw conclusions about the methods and techniques for conducting interactive sessions aimed at improving the process of training police officers.
Keywords: personnel policy of the Russian MIA, police, professional training, improving the training of police officers, technique and methods of classes, interactive classes.
К профессиональной деятельности сотрудников полиции, в т.ч. участковых уполномоченных, всегда предъявлялись очень высокие требования, поскольку их труд, основанный на строжайшем соблюдении норм закона, требует большого напряжения, терпения, добросовестности, знаний, умений и высокой ответственности, т.к. от принятых ими решений зависят судьбы людей.
Участковый уполномоченный полиции должен обладать достаточно высоким уровнем знаний, хорошо развитым абстрактным и конкретным мышлением, уметь применять правила логики, коммуникативные умения, самостоятельно принимать решения и многое другое. Это обусловлено тем, что участковый уполномоченный полиции при несении службы на закрепленной части территории муниципального образования, обслуживаемой территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне, выполняет задачи по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, по противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности. Именно многогранность деятельности участковых уполномоченных полиции стимулирует совершенствование методики и системы оценки их деятельности.
Общение участкового уполномоченного полиции не имеет чётких границ. Ему приходится вникать в деятельность самых разнообразных служб, организаций, производств, коллективов и отдельных граждан. Для него характерен практически безграничный круг общения - все слои общества самых разных возрастных и профессиональных групп и различного социального положения.
В таких случаях психологи говорят, что эта деятельность должна быть предельно гибкой, нестандартной, творческой. Все это требует от участкового уполномоченного особых, универсальных знаний, умений и навыков. Универсальных не только в смысле «широких» и «всесторонних», но и в смысле универсальности их применения, способности пользоваться имеющимися знаниями в различных условиях, складывающихся вокруг участкового в ходе исполнения им своих функций.
Необходимость формирования научно обоснованной системы оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, в т.ч. на основе
автоматизации процессов управления и внедрения современных технологий, была сформулирована в Указе Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» [пп. «в» п. 5, ].
В качестве одного из основных прав сотрудника полиции Федеральным законом РФ «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ закреплено право «...на ознакомление с критериями оценки эффективности выполнения служебных обязанностей, показателями результативности служебной деятельности» [ст. 28, ]. Аналогичное положение закреплено в ст. 11 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [ ]. Соответственно, разработка таких критериев носит двойственный характер: с одной стороны, они позволяют оценить подготовку самого сотрудника полиции, с другой стороны, обеспечивают его основные права. Один из таких критериев установил сам законодатель, закрепив его в качестве принципа деятельности полиции - общественное доверие и поддержка граждан (ст. 9 ФЗ «О полиции»), сформулировав его следующим образом: «Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел» [2].
В свою очередь, в соответствии со ст. 9 «Квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел» Федерального закона «О службе в органах внутренних дел РФ», в число квалификационных требований к должностям в органах внутренних дел, устанавливаемых в соответствии с составами должностей в органах внутренних дел, включаются требования к уровню профессиональных знаний и навыкам, необходимым для выполнения обязанностей по замещаемой должности.
Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации утверждены Указом Президента Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 1575 «Вопросы прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации» [ ]. Они заключаются в знании: Конституции Российской Федерации, федеральных консти-
о <м
£ «
«
о о
о рц
сз н <и
ё о а
<и «
«
и
^
8 а
о и
а &
а
<и н <и
И «
И
н о
<и
т
туционных законов, федеральных законов, международных договоров Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, необходимых для выполнения служебных обязанностей; структуры и полномочий государственных органов, органов местного самоуправления; законодательства о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, о государственной гражданской службе Российской Федерации; порядка работы со сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну; форм и методов работы с применением компьютерной техники; правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Кроме того, Указ Президента определяет квалификационные требования к навыкам. Это способность выполнять служебные обязанности в установленной сфере деятельности с учётом задач и функций, возложенных на Министерство внутренних дел Российской Федерации и его территориальные органы; эффективно руководить подразделениями и подчинёнными должностными лицами; осуществлять постановку задач и организацию их выполнения; оперативно принимать и реализовывать управленческие решения; обеспечивать контроль за исполнением поручений; осуществлять подбор и расстановку кадров; своевременно выявлять и разрешать ситуации, приводящие к конфликту интересов; анализировать, прогнозировать и планировать работу; вести деловые переговоры; осуществлять стимулирование достижения положительных результатов в деятельности подчинённых; организовывать работу по эффективному взаимодействию с представителями государственных органов и органов местного самоуправления организаций; обеспечивать подготовку проектов нормативных правовых актов и служебных документов; уверенно пользоваться компьютерной техникой; применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, предусмотренных ФЗ «О полиции».
К нормативным требованиям, определяющим знания и навыки необходимые сотруднику полиции, добавляются требования, относящиеся к личным и деловым качествам. Так, п. 6 Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации определяются основные личные и деловые качества, подлежащие изучению в ходе комплексных обследований, таких, например, как уровень общего интеллектуального развития, эмоциональная устойчивость, уровень волевой регуляции поведения, внутренняя организованность, исполнительность, дисциплинированность, ответственность за порученное дело, уровень правосознания и нравственных убеждений, зрелость личности, способность брать на себя ответственность за свои решения, самооценка, особенности мо-тивационной сферы личности.
В то же время, решая конкретную задачу повышения качества подготовки участковых упол-
номоченных полиции в образовательных организациях МВД России, необходимо осознавать, что в соответствии с п. 105 разд. XVIII «Основные показатели по направлениям деятельности участкового уполномоченного» Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции (далее Наставление) «.показатели и методика оценки его деятельности определяются начальником территориального органа МВД России на региональном уровне.» [ ]. Требования данного Наставления закрепляют обязательные критерии оценки, к которым относятся: оперативная обстановка на административном участке и принимаемые меры по её нормализации, общественное мнение о качестве работы, работа с поступающими письмами и обращениями граждан, состояние законности, учётно-регистрационной, исполнительской служебной дисциплины, организация взаимодействия по различным направлениям. Также в п. 30 Наставления нормативно обоснована необходимость разработки методики оценки уровня профессиональных знаний участкового уполномоченного полиции, поскольку должностное лицо, проводящее инструктаж участковых, должно проверять «... знание участковыми уполномоченными полиции отдельных положений федерального закона "О полиции", указанного Наставления (в том числе прав и обязанностей), других законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, составляющих правовую основу деятельности участкового уполномоченного полиции» [6].
Итак, нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов внутренних дел, уделяют значительное внимание оценке уровня профессиональной подготовленности и критериям оценки деятельности сотрудников полиции и позволяют нам сформировать содержание контрольных заданий. В настоящее время основу нормативных требований, определяющих критерии и методику оценки деятельности сотрудников полиции, в частности, участковых уполномоченных, составляют:
- Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [2];
- Федеральный закон РФ от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3];
- Указ Президента РФ от 22 ноября 2012 г. № 1575 «Вопросы прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации» [4];
- Постановление Правительства РФ от 6 декабря 2012 г. № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» [5];
- Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утверждённое приказом МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» [6];
- Приказ МВД России от 10 января 2012 г. № 1 «Об утверждении Инструкции о порядке присво-
ения квалификационных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» [ ];
- Приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» [ ];
- Приказ МВД Ро ссии от 27 июля 2012 г. № 727 «О ежегодном Всероссийском конкурсе МВД России "Народный участковый"» [ ];
- Приказ МВД России от 31 декабря 2013 г. № 1040 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации» [ ].
Однако для целей образовательного процесса, где нет собственно правоохранительной деятельности, а есть лишь возможность её имитации, критерии оценки, связанные с оперативной обстановкой, конкретными результатами правоохранительной деятельности и общественным мнением, неприменимы. Данное обстоятельство привело нас к выводу, что формирование методики оценки уровня подготовленности обучающихся в образовательных организациях МВД России, в т.ч. и сотрудников подразделений полиции по охране общественного порядка, должно основываться на определении уровня остаточных знаний (профессионально-специализированных компетенций) по основным направлениям работы (деятельности), а также на диагностике профессионально важных качеств личности (личностных компетенций). Поскольку инструмент, позволяющий более или менее достоверно оценить уровень подготовленности выпускников образовательных организаций МВД России к выполнению задач в условиях требований, установленных современной нормативной правовой базой, только создаётся, нами были выбраны: универсальная методика контроля успеваемости с помощью контрольных тестовых заданий и экспертная психодиагностическая система, основанная на Психодинамически ориентированном личностном опроснике (ПОЛО) «Ресурс» В.А. Шаповала [ , с. 256-286].
Универсальная методика контроля успеваемости курсантов (слушателей) в форме тестирования успешно применяется на кафедре административной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России с 2002 г. по всем учебным дисциплинам специализации. Кроме того, универсальность методики была доказана проведением контрольных занятий в форме тестирования на кафедре управления органами внутренних дел (2008 г.), на кафедре практического обучения (2009, 2010, 2011 гг.).
Контрольные занятия в форме тестирования, как правило, проводятся четыре раза за учебный год (дважды в семестр) в целях подведения итогов текущей успеваемости курсантов и слушателей. Тестирование преследует цель оперативного влияния на успеваемость курсантов в течение всего семестра и курса обучения в целом.
Для его проведения авторским коллективом кафедры административной деятельности ОВД разра-
ботан генеральный список из расчёта по 10 вопросов на каждую тему учебной дисциплины. В разные годы в работе авторского коллектива принимали участие: Ч.Н. Ахмедов, А.А. Беженцев, В.М. Берекет, С.С. Бородин, О.В. Воронина, П.В. Иванов, Н.А. Игошин, А.А. Калабухов, А.И. Каплунов, В.А. Король, Н.М. Крамаренко, С.С. Лампадова, Ф.Ф. Оськин, А.А. Тимченко, А.А. Шельпяков и др.
Из подготовленных заданий с использованием компьютерной программы для подготовки тестов (И.К. Плотников, 2002), формируются варианты тестов (до сорока вариантов). В каждом варианте по 40 заданий. К каждому варианту теста соответствует ключ с правильными ответами. Варианты тестов и ключ с правильными ответами распечатываются на бумаге формата А4.
Задания по дисциплинам специализации («Административная деятельность полиции» и «Организация деятельности участковых уполномоченных полиции») содержат в общей сложности 400 вопросов, позволяющих всесторонне оценить профессиональные знания испытуемого. Они представляют собой стандартной формы задания, включающие основу и несколько (от трёх до шести) вариантов ответов, один из которых является правильным.
В основе (основном тексте) формулируется проблема, которую обучающийся должен решить. Затем приводятся варианты ответов, которые кодируются цифрами. Правильные варианты ответов называются райтеры (right-on - правильно, справедливо), неправильные дистракторы (distract - отвлекать, уводить в сторону). Задания желательно формулировать в виде утверждений, а не вопросов. Правильный ответ трансформирует основной текст задания в истинное утверждение. Остальные ответы - дис-тракторы - преобразуют основной текст задания в ложное утверждение.
Процесс тестирования имеет временные ограничения, среднее время, выделяемое для ответа на задание теста, не должно превышать одну минуту. Поэтому при разработке задания (его объёма и сложности) необходимо исходить из предполагаемого бюджета времени на его решение.
Тестовые задания составляются в рамках материала, предусмотренного рабочей программой учебной дисциплины, на основе которой определяются единицы знаний и умений: линки и степы. На их базе разрабатываются задания для теста.
Ключевым вопросом при определении уровня подготовленности курсантов (слушателей) с помощью тестовых заданий является критерий оценки. Согласно методическим рекомендациям, выработанным на основе многолетнего опыта применения контрольных тестовых заданий, необходимо, во-первых, четко определить, кто вправе устанавливать оценочную шкалу, во-вторых, установить дополнительные факторы, влияющие на оценку (фактор времени, фактор сложности) и, в-третьих, определить, какое значение будут иметь оценки за тестирование среди других оценок по учебной дисциплине при итоговой аттестации.
о <м
£
и и с с о
рц
сз н
<и
Ё
с а
<и «
и
И
^
8 §
с г
а
&
а
<и н <и
и
и
и н
с
<и
т
Рис. 1. Вид окна задания параметров при выборе «бумажного» тестирования
Для целей проводимого нами исследования -влияния ситуационно-имитационной подготовки на процесс профессионального становления сотрудника полиции - мы определили, что оценочную шкалу устанавливает составитель теста (кафедра). Критерии оценки, если общее время на тест не превышено, а вариант состоит из 40 вопросов по одной проверяемой учебной дисциплине, составляет:
1-19 (до 50 %) правильных ответов - «неудовлетворительно»;
20-27 (от 50 % до 69 %) правильных ответов -«удовлетворительно»;
28-35 (от 70 % до 89 %) правильных ответов -«хорошо»;
36-40 (свыше 90 %) правильных ответов - «отлично»;
19 (2) + 8 (3) = 27 + 8 (4) = 35 + 5 (5) = 40
И последнее: оценки за тестирование имеют такой же вес на итоговой аттестации, как и все другие оценки, полученные обучающимися по дисциплинам специализации.
Предлагаемый метод ставит обучаемых в равные условия, независимо от межличностных отношений с преподавателем (симпатий, антипатий), оценок, полученных ранее по предмету (т.е. дает беспристрастную оценку имеющихся знаний). Он позволяет за относительно короткое время одновременно подвергнуть испытанию большое количество обучающихся, снижая при этом возможность получения подсказки или списывания. В то же время повышается уровень объективности при выявлении уровня и глубины специальных знаний. Применение тестовых технологий облегчает проверку ответов, а также мобилизует не только курсантов (слушателей), но и самого преподавателя.
Однако, как и любая другая методика, универсальная методика контроля успеваемости, предлагаемая нами, не лишена недостатков. К их числу можно отнести:
- значительные временные затраты, необходимые для подготовки качественного генерального списка заданий к тестам;
- прямую зависимость объективности выставляемой оценки от качества подготовленных вопросов генерального списка;
- получение информации лишь об уровне теоретической подготовки обучающихся по конкретному предмету.
Поскольку стоящая перед нами задача по выявлению воздействия ситуационно-имитационной подготовки на обучающихся заключается в одновременном тестировании определённого количества курсантов, при проведении первой части эксперимента - оценке уровня теоретических остаточных знаний - мы выбрали режим бумажного тестирования, предлагаемый описываемым программным обеспечением.
Для этого с помощью пункта меню «Тест / Параметры тестирования» (рис. 1), выбрали из списка наименование дисциплины и вид тестирования - «бумажный», задали требуемые нам параметры: сложность вопросов, их тематику, количество вопросов в одном тестовом задании, количество вариантов, случайное замешивание вопросов и вариантов ответов.
После установки параметров, формируемых программой тестовых заданий с помощью пункта меню «Тест / Бумажное тестирование» формируется файл(ы) с вариантами теста и ключ с правильными ответами. Весь процесс формирования тестовых заданий индицируется и отражается на экране компьютерного монитора. После этого файл с тестом распечатывается.
С помощью вышеописанной методики в 2015, в 2016 и в 2017 гг. было проведено тестирование слушателей 5-х курсов факультета подготовки сотрудников полиции для подразделений по охране общественного порядка до и после прохождения ими 6-месячной
70% 60% 50% 10» 30% 30% 10% 0%
67%
63% 62%
56% 57%
51%
АДП ОД ТОП
I до практики п после практики
Рис. 2.1. Сравнительная гистограмма результатов
проверки остаточных теоретических знаний по предметам специализации в 2015-2016 уч. году
(где АДП - «Административная деятельность полиции»;
ОД УУП - Организация деятельности участковых уполномоченных полиции; Итого - итоговый показатель)
преддипломной (производственной) практики в территориальных органах. Общее количество испытуемых составило 86 человек. В гендерном отношении из них слушателей женского пола - 10 человек, что составило 12 % от общего количества испытуемых.
Поскольку специфические особенности полицейской деятельности оказывают существенное влияние на личностные свойства ее представителей, одной из задач исследования стало выявление зависимости результатов образовательного процесса от операционно-деятельностного компонента, что нельзя не учитывать при оценке эффективности всей системы научно-методического обеспечения профессиональной подготовки сотрудников полиции.
В результате проведённого анализа выявлена прогрессирующая динамика степени подготовленности испытуемых:
1) уровень остаточных знаний по предметам специализации (АДП и ОД УУП) на фоне СИП со временем не снижается, а повышается (рис. 2.1 и 2.2);
2) анализ сформированности профессионально-специализированных компетенций до и после ситуационно-имитационной подготовки (СИП) показал, что до прохождения практики итоговая тестовая оценка (ИТО) в большей степени коррелировала с оценкой остаточных теоретических знаний по АДП и несколько в меньшей степени - по ОД УУП, в то время как после практики коэффициенты корреляции ИТО с оценками остаточных теоретических знаний по предметам специализации АДП и ОД УУП фактически выровнялись. При этом была выявлена удовлетворительная ретестовая надёжность;
3) оценка степени общепрофессиональной подготовленности, учитывающая степень сформи-рованности личностных компетенций сотрудников полиции, позволила выявить у испытуемых достоверное (р < 0,05) снижение:
- тенденции избегания контактов, нежелания вступать в «диалог» и вести конструктивную дискуссию; эмоционального дистанцирования, сверх-
Рис. 2.2. Сравнительная гистограмма результатов проверки остаточных теоретических знаний по предметам специализации в 2016-2017 уч. году
(где АДП - «Административная деятельность полиции»;
ОД УУП - Организация деятельности участковых уполномоченных полиции; Итого - итоговый показатель)
контроля собственной экспрессивности; неприятия проблем окружающих и нежелания «подпускать» их к собственным проблемам; общим повышением предметной активности;
- степени неадекватности самооценки, а также оценки своих действий, способностей и возможностей, искажённого восприятия других, чрезмерной настороженности в общении, нетерпимости к критике, фрустрационной неустойчивости; снижение потребности в общественном подтверждении своей значимости и ценности; боязни доверительных отношений и неспособности их устанавливать, чувства враждебности окружающих; снижение закрытости в общении, обидчивости, чрезмерной сдержанности, подозрительности; потребности находиться в центре внимания, получать признание окружающих в сочетании с непереносимостью критики и избеганием ситуаций реальной внешней оценки собственной личности, неполноценности межличностного общения с выраженной тенденцией к манипулированию;
- степени деформации первичного потенциала конструктивности Я-структуры личности, сдерживания деструктивных (прорывных, маргинальных, разрушающих) бессознательных программ поведения, искажающих и мешающих развитию и актуализации своей идентичности, а также адаптации к динамично изменяющимся условиям социума;
- стереотипной фиксации на клишированных социальных ролях и активно-разрушающих формах манипулятивного поведения и фактически косвенно может свидетельствовать о повышении уровня психологического здоровья;
4) после прохождения практики у курсантов повысилась уверенность в ситуациях, требующих навыков межличностного общения (коммуникативная компетентность), способность к совместному поиску компромиссов; уменьшились аффективная скованность и закрытость; безучастность к проблемам, трудностям, и потребностям других, пассивная жизненная позиция, безынициативность;
22 5) у испытуемых после СИП можно конста- иную конфигурацию тестовых оценок остаточных
гч тировать повышение способности реалистично знаний и психодиагностических показателей, кото-
Р ощущать, воспринимать и оценивать самих себя в рая свидетельствует о том, что повышение показа-
^ «зеркале» межличностного взаимодействия, а также телей тестовых оценок остаточных знаний ОД УУП
% доверительности в отношениях с окружающими; и ИТО положительно взаимосвязано с конструк-
ии 6) результаты корреляционного анализа (по тивными психодинамическими характеристиками
О Спирмену) показали наличие достоверно значимых личности, а повышение показателя АДП связано со
(£ (р < 0,05) корреляционных связей между показате- снижением деструктивно-дефицитарных психодина-
ЧВ лями итоговых тестовых оценок (ИТО), остаточных мических показателей;
§ знаний и психодиагностическими показателями до и 9) отмечено положительное влияние (р < 0,01)
¡2 после СИП; СИП на развитие профессиональной идентичности
| 7) факторный анализ общей совокупности и общей дезадаптации у курсантов женского пола.
а тестовых оценок остаточных знаний и психодиаг- Подводя итоги проделанной работы, авторы
| ностических показателей позволил получить отчёт- статьи считают возможным сделать вывод, что со-
^ ливое представление о взаимосвязи профессиональ- вокупность предлагаемых методик создаёт пред-
2 но-специализированных и личностных компетенций посылки для создания оценочных материалов, по-
§ испытуемых; зволяющих выявлять степень подготовленности
а 8) факторный анализ результатов обследова- сотрудников полиции в рамках предлагаемой систе-
ния испытуемых, проведенных после СИП, показал мы научно-методического обеспечения.
<и н
д Список литературы
й
1. О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации : указ Президента РФ от 24 декабря 2009 г. № 1468 (в ред. от 1 марта 2011 г.) // Российская газета. - 2009. - 28 дек. - № 251.
^ 2. О полиции : федер. закон РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Российская газета. - 2011. - 8 фев. - № 25.
* 3. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные за-
конодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ // Российская газета.
« - 2011. - 7 дек.
4. Вопросы прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации : указ Президента РФ от 22 ноября 2012 г. № 1575 // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 48. - Ст. 6668.
5. Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции : приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 // Российская газета. - 2013. - 27 марта. - № 65.
6. Об утверждении Инструкции о порядке присвоения квалификационных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 10 января 2012 г. № 1 // Российская газета. - 2012. - 6 апр. - № 76.
7. Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 [Электронный ресурс] // Сайт «Официальный интернет-портал правовой информации». - 2015. - 14 мая. - Режим доступа: М1р://"' pravo.gov.ru (дата обращения: 17.10.2017).
8. О ежегодном Всероссийском конкурсе МВД России «Народный участковый : приказ МВД России от 27 июля 2012 г. № 727 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-Плюс». - Режим доступа: Ьйр://'". consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=598702#0 (дата обращения: 17.10.2017).
9. Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 31 декабря 2013 г. № 1040 [Электронный ресурс] // Сайт «Докипедия». -Режим доступа: http://dokipedia.ru/ document/5200338 (дата обращения: 17.10.2017).
10. Шаповал, В. А. Профессиональное психологическое здоровье сотрудников органов внутренних дел: диагностика, прогнозирование, мониторинг : монография. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2015. - 296 с.
© Игошин Н. А., Шаповал В. А., 2018
УДК 159.9 М. А. Кутырёв
КУТЫРЁВ, Михаил Андреевич, адъюнкт кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8-921-96426-46, E-mail: [email protected].
KUTYRYOV Mikhail Andreyevich, postgraduate of the department of legal psychology, Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1. Ph.: 8-921-964-26-46, E-mail: [email protected].