Научная статья на тему 'Роль экономических знаний для сотрудников органов внутренних дел'

Роль экономических знаний для сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2062
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / ПРАВООХРАНИ ТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНО МИКА / НОРМЫ ПРАВА / EDUCATIONAL STANDARD / ECONOMIC THEORY / LAW ENFORCEMENT / MARKET ECONOMY / LEGAL NORMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлова С.А.

В статье рассматривается возможность и необходимость использования экономических знаний в профессиональной деятельности сотрудника современной полиции, важность формирования способности ориентироваться в экономических процессах, обусловленных объективными закономерностями развития современного общества, для профессионала органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of economic knowledge for employees of internal affairs bodies

The article considers the possibility and necessity of using economic knowledge in the professional activity of a modern police officer. It substantiates the importance to cultivate the ability to understand economic processes caused by objective regularities in development of modern society for the formation of a professional in the field of internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «Роль экономических знаний для сотрудников органов внутренних дел»

УДК 338.24:340:37.01

РОЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

THE ROLE OF ECONOMIC KNOWLEDGE FOR EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

Павлова Светлана Алексеевна,

доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат технических наук, доцент

pavlova.rfatlhf@yandex.ru

Ключевые слова:

образовательный стандарт экономическая теория, правоохрани

тельная деятельность, рыночная эконо мика, нормы права.

В статье рассматривается возможность и необходимость использования экономических знаний в профессиональной деятельности сотрудника современной полиции, важность формирования способности ориентироваться в экономических процессах, обусловленных объективными закономерностями развития современного общества, для профессионала органов внутренних дел.

Keywords:

educational standard, economic theory, law enforcement, market economy, legal norms.

The article considers the possibility and necessity of using economic knowledge in the professional activity of a modern police officer. It substantiates the importance to cultivate the ability to understand economic processes caused by objective regularities in development of modern society for the formation of a professional in the field of internal affairs bodies.

Современный подход к образовательному процессу в образовательных организациях МВД России предполагает формирование у обучающихся комплекса предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета) общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности.

Изучение экономической сферы будущими специалистами в рамках дисциплины «Экономика» направлено, в первую очередь, на формирование общекультурной компетенции (ОК-3), в соответствии с которой будущие специалисты должны обладать способностью ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах [6]. Особенностью преподавания экономических дисциплин в образовательных организациях системы МВД России является необходимость во время обучения учитывать не только цели и задачи, стоящие перед системой национального образования, но и сугубо прикладные практические аспекты, помогающие будущим сотрудникам профессионально исполнять должностные обязанности. Новая система управления образованием предполагает как формирование качественно новой образовательной среды, где главная роль отводится решению профессиональных задач в процессе обучения [1; 4], так и использование организационно-экономических методов управления образовательной деятельностью в целях развития конкурентоспособности сферы образования. Необходимость экономических знаний обусловливается и решением профессиональных задач, стоящих перед будущими специалистами, например таких, как участие в разработке нормативных правовых актов с учетом профиля деятельности (в том числе для профилактики экономической преступности); проведение правовой экспертизы нормативных актов (при этом необходимо в том числе предусмотреть минимум организационно-финансовых затрат при максимальной общественной пользе); защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; сбор, анализ и оценка информации, имеющей значение для реализации правовых норм в сфере правоохранительной деятельности (экономическая информация и ее грамотный анализ является важным источником для оценки эффективности правовых норм); организация работы малых коллективов и групп исполнителей в процессе решения конкретных профессиональных задач (рациональное экономическое поведение отдельной личности является ключевым фактором эффективной работы коллектива); проведение прикладных научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (экономическим преступлениям посвящена целая глава в Уголовном кодексе РФ).

Задачи дисциплины заключаются в формировании представления о месте и роли экономики в жизни общества, умении грамотно разъяснять основные экономические процессы в стране и за ее пределами; развитии навыков самостоятельной работы по изучению теоретических источников и решению практических задач; развитии умения анализировать, сопоставлять экономические явления, события, факты, деятельность государственных органов, выявлять причинно-следственные связи; применять полученные знания при анализе и оценке социально-экономических проблем в развитии страны.

Изучение экономической теории как науки способствует прежде всего возможности познания объективных законов хозяйствования в рамках государства, общества и поведения отдельного индивида. Не стоит забывать, что экономические законы имеют объективный характер, а значит, и проявляют себя как в официальном секторе экономики, так и его теневой сфере. Так, например, в годы трансформационного перехода от командного управления экономикой к рыночным отношениям, когда официальная экономика находилась в состоянии глубокого кризиса, стал расти спрос на рабочую силу в теневом секторе экономики страны. На рынке труда сразу возрос объем предложения работников, готовых получать заработную плату «в конвертах» как альтернативу абсолютной нищеты.

В настоящее время преступность так или иначе связана с экономическими отношениями, нарушение которых ведет, во-первых, к незаконным видам деятельности (например, ст. 231, 232, 233, 235, 235.1 УК РФ [5]); во-вторых, к созданию организаций, посягающих на личность и права граждан (например, ст. 239 УК РФ [5]); в-третьих, преступности против здоровья населения и общественной нравственности, в том числе латентного и международного характера (например, ст. 228, 228.1-228.4, 229, 229.1УК РФ [5]), а это требует от сотрудников органов внутренних дел соответствующих компетенций для понимания происходящих в экономике изменений.

Изучение явлений и процессов, законов и принципов экономической теории позволяет понять особенности процессов общественного развития.

Экономическая теория рассматривает материальный мир как систему, основными элементами которой являются производство, распределение, обмен и потребление, то есть как систему воспроизводственного цикла. Каждая из стадий процесса воспроизводства подчиняется своим принципам и объективным законам, игнорирование которых ведет к рассогласованию всех звеньев единого экономического механизма. Так, например, только экономические отношения, возникающие на стадиях воспроизводственного цикла, позволяют стать собственником. Все другие способы взаимодействия хозяйствующих и экономических субъектов, помимо данных стадий, будут означать нарушение установленных государственной властью норм (хищения, кражи и др.). Это означает, что происходит присвоение материальных благ для личных целей, создается теневой рынок. Такая система экономических отношений позволяет теневой экономике функционировать бесперебойно и эффективно.

Субъектами экономической сферы в рамках национальной экономики выступают домашние хозяйства (потребители, отдельные семьи), предприятия (фирмы) и государство. Субъекты экономической деятельности тесно взаимосвязаны между собой посредством трех видов рынков - рынка факторов производства, рынка готовых товаров и услуг и финансового. Их поведение долж-

но подчиняться определенным рыночным механизмом «правилам игры». Если «правила» нарушаются, то нарушается и работа рыночного механизма. Для поддержания общественных отношений устанавливаются и принимаются нормы права, защищающие экономический механизм (например, Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ст. 185.3 «Манипулирование рынком и ст. 185.6 «Неправомерное использование инсайдерской информации» УК РФ и другие) [5].

Именно в экономической теории с помощью математического инструментария с учетом психологии человека просчитывается его возможное поведение в хозяйственной деятельности. Это обусловливает появление экономических понятий, принципов, правил, объясняющих, например, многообразие организационно-правовых форм предприятий в рыночной экономике, учит экономически верно действовать как отдельного индивида, так и руководителей фирм, в соответствии с правилом максимизации прибыли и минимизации убытков. Знание экономических понятий и закономерностей помогает выявить нарушения экономического поведения хозяйствующего субъекта, в том числе правового характера, в случае убыточной деятельности. В настоящее время официальные методики проведения финансового анализа предприятия, положенные в основу выявления признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, подвергаются критике со стороны юристов и экономистов [2]. Имеющиеся финансовые и правовые проблемы признания предприятия банкротом требуют, по нашему мнению, использования экономического подхода к решению данной проблемы. В экономической теории разработаны правила выбора и оптимального использования ресурсов, применение которых ведет к их эффективному использованию в жизни и отдельного человека (для сотрудников правоохранительных органов это отношение к своему здоровью: стремление к здоровому образу жизни, в том числе отказ от курения, тренировка моральной и физической выносливости и прочее), и руководителей служебных коллективов (правильный подбор кадров для достижения поставленных целей и другое). Правило рационального поведения потребителей - «ценно то, что редко» [3].

Экономический подход к жизни общества закрепляется в нормах права, отражающих специфику общественного развития и взаимодействия рыночных субъектов на текущий момент. Так, в настоящее время приняты и действуют нормы права национального значения: Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, му-ниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении измене-

ний в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 154-ФЗ «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Классификация экономических структур по системообразующим признакам позволяет четко структурировать экономические и тесно связанные с ними социальные процессы и изменения. Понимание этой взаимосвязи, правильное экономическое видение причины социальных последствий, особенно негативных с точки зрения интересов общества, помогает сформироваться экономическому типу мышления. Его преимущество заключается в том, что человек учится выстраивать рациональное экономическое поведение, контролировать разумом свои неограниченные потребности, учит жить по заработанным средствам, распределять доход на потребление и сбережения. Ведь от рационального поведения каждого трудоспособного человека в обществе зависит устойчивость экономической системы в целом. Накопления, сбережения граждан есть главный источник внутренних инвестиций в стране. Именно правильное экономическое мышление, а затем и поведение граждан может способствовать сбережению ограниченных экономических ресурсов, их более полному и эффективному использованию, в условиях глобализации - укреплению суверенитета, а следовательно, и национальной безопасности страны в мире.

Также можно заключить, что нелегальный теневой сектор экономики берет начало и функционирует, опираясь именно на слабости экономически разумного поведения граждан [7]. С появлением денег как особого инструмента взаимоотношений между продавцом и покупателем на рынках товаров и услуг управлять общественными потребностями стало намного проще, особенно когда слабы или не выработаны индивидуальные и общественные внутренние механизмы (противовесы) противодействия своим неограниченным потребностям. Отсюда бум развития финансово-кредитных институтов, причем не только отечественных, но и на международном уровне. В статью 11 «Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе» Налогового кодекса РФ с 2014 года включены такие новые для российской экономической жизни институциональные единицы, как «иностранная структура без образования юридического лица», «иностранные финансовые посредники», «публичные компании» [1]. Быстрая (по историческим меркам) эволюция денег от бумажных к кредитным -достижение научно-технического развития (интернет-технологий). Новый формат банковских операций с клиентами (населением) - переход от депозитарной функции (хранение и приумножение накоплений, сбережений граждан под проценты (доход населения, но издержки для банков) как основной источник денег коммерческого банка) к кредитной (записи на электронных счетах при отсутст-

вии реальных денег). Превращение денег из реальных, которые можно взять в руки, в виртуальные (электронные записи на счетах).

Следствием изменения формы движения денег являются новые преступления в сфере экономической деятельности и правонарушения в банковской сфере, такие как мошенничество в сфере кредитования (ст. 159.1 УК РФ), незаконное получение кредита (ст. 165 УК РФ), легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 174.1 УК РФ), фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации (ст. 172.1 УК РФ), незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК РФ) и другие.

С 2015 года статья 187 УК РФ «Изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов», содержанием которой являлось «изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт, а также иных платежных документов, не являющихся ценными бумагами», преобразовалась в статью 187 УК РФ «Неправомерный оборот средств платежей», включающую более широкий формат экономических незаконных действий, в частности: «изготовление, приобретение, хранение, транспортировку в целях использования или сбыта, а равно сбыт поддельных платежных карт, распоряжений о переводе денежных средств, документов или средств оплаты (за исключением случаев, предусмотренных ст. 186 УК РФ, а также электронных средств, электронных носителей информации, технических устройств, компьютерных программ, предназначенных для неправомерного осуществления приема, выдачи, перевода денежных средств».

Таким образом, обзор по применению экономических знаний в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел показывает, что знания, умения и навыки использования в практической жизнедеятельности экономической теории и ее закономерностей позволяют минимизировать издержки общества (правоохранительные органы содержатся населением за счет налогов), добиваться решения профессиональных задач, стоящих перед сотрудниками органов внутренних дел в конкретный момент времени, при этом повышая общественную пользу (выгоду) на максимум.

Библиографический список

1. Андрончев, И.К. Формирование и развитие организационно-экономического механизма конкурентоспособности современных вузов / И.К. Андрончев // Вестник Самарского государственного университета. - 2015. - № 5(127). - С. 188-193.

2. Брю, С.Л. Экономикс: краткий курс : учебник / С.Л. Брю, К.Р. Макконнелл. -М., 2015.

3. Власенко, Р.Н. Правовые основы и методы выявления признаков фиктивного и преднамеренного банкротства / Р.Н. Власенко // Актуальные проблемы российского права. - 2015. - № 5. - URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/ pravovye-osnovy-i-metody-vyyavleniya-priznakov-fiktivnogo-i-prednamerennogo-bankrotstva (дата обращения: 26.01.2017).

4. Диденко, Л.А. Использование игровых технологий в подготовке будущих специалистов правоохранительных органов / Л.А. Диденко, В.Е. Шинкевич // Инновации в непрерывном образовании. - 2016. - № 1 (11). - С. 20-24.

5. Маршалл, А. Принципы политической экономии / А. Маршалл. - М., 1983.

6. Подборнова, Е.С. Организационно-экономические инструменты управления и развития конкурентоспособности сферы образования / Е.С. Подборнова, М.В. Голдобина // Вестник СамГУ. - 2015. - № 9.1 (131). - С. 80-87. - URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/orzatsionno-ekonomicheskie-instrumenty-upravleniya-i-razvitiya-konkurentosposobnosti-sfery-obrazovaniya (дата обращения: 05.10.2017).

7. Тимофеев, Л.М. Наркобизнес: Начальная теория экономической отрасли: Позитивный подход / Л.М. Тимофеев. - М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.