Научная статья на тему 'Роль органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности (на материалах Чувашской республики)'

Роль органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности (на материалах Чувашской республики) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
235
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кожемяков Александр Владимирович

В статье анализируются детерминанты совершения экономических преступлений, обусловленные региональными особенностями преступности. Приводятся сведения о доле преступлений экономической направленности в общем объеме совершаемых в Чувашской Республике преступлений. Раскрывается содержание места и роли органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кожемяков Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of the Agencies of Internal Affairs in Providing Economic Security (on the Materials of the Chuvash Republic)

The author analyses the determinants of committing economic crimes conditioned by the specific regional factors of criminality. He gives data about the share of the crimes of economic nature in the total volume of crimes committed in the Chuvash Republic. The article reveals the place and role of the MVD agencies in providing economic security.

Текст научной работы на тему «Роль органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности (на материалах Чувашской республики)»

Имущество может быть вверено военнослужащему, занимающему соответствующую должность, для целей, например, хранения, транспортировки, дальнейшего распределения (перераспределения), для непосредственного использования в интересах военной службы. Оно может быть вверено ему под материальную или дисциплинарную ответственность, которая, однако, при соответствующих условиях (например, при достаточно большой стоимости похищенного) может дополняться (заменяться) ответственностью уголовной. Систематически совершаемые действия такого рода образуют явление, которое и есть криминальная воинская коррупция. В рассматриваемом виде она наносит наибольший вред экономической безо-

пасности страны, а поэтому противодействие ей должно осуществляться с использованием всех имеющихся в распоряжении государства и общества средств и методов.

Важно иметь в виду, что криминальная воинская коррупция, как и любая иная коррупция, есть не только уголовно-правовое, но и криминологическое явление, а поэтому разработка средств и методов борьбы с ней должна осуществляться на комплексной основе, то есть с участием знаний в области как уголовного права, таки криминологии.

Примечания

1. Российская газета. — 2009. — 19 мая. — С. 15.

А.В. Кожемяков

Кожемяков Александр Владимирович — соискатель кафедры уголовно-правовых дисциплин Чебоксарского

кооперативного института Российского университета кооперации Центросоюза РФ

§

t

с

о

□L

8

О

3

ъ

£•

is

§

S

Q.

Ф

E-mail: [email protected]

Роль органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности (на материалах Чувашской Республики)

В статье анализируются детерминанты совершения экономических преступлений, обусловленные региональными особенностями преступности. Приводятся сведения о доле преступлений экономической направленности в общем объеме совершаемых в Чувашской Республике преступлений. Раскрывается содержание места и роли органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности.

The author analyses the determinants of committing economic crimes conditioned by the specific regional factors of criminality. He gives data about the share of the crimes of economic nature

in the total volume of crimes committed in the Chuvash Republic. The article reveals the place and role of the MVD agencies in providing economic security.

о

0

1

о

то

с

о

<0

»о

>s

8

о

0

1

8

то

S

S

I

ш

Ш

С

О

ш

»о

о

В настоящее время в социальной, политической, экономической и другихсферах жизни российского общества получили устойчивый характер некоторые негативные тенденции. Они выражаются в коррупции, безработице, зависимости экономической системы от теневого бизнеса, кризисных явлений в мировой финансовой системе и являются непосредственными причинами обострения криминогенной ситуации. Значительно расширился круг косвенных детерминантов, с которыми также связывается состояние преступности. Среди них выделяются те, которые обусловлены региональными особенностями преступности, в том числе отдельными социально-экономическими факторами.

Значительное место (от 10 до 14%) в структуре преступности занимают угрозы, связанные с кри-

минализацией экономики (рис.1). Они характеризуются тенденцией киспользованию в преступных целях профессиональных познаний специалистов (экономистов, юристов, финансистов и пр.), применению вычислительной и иной техники, что позволяет извлекать сверхкрупные и трудновыяв-ляемые криминальные доходы, скрывать прибыль от налогообложения, формирует новый слой собственников из дельцов теневой экономики, но главное — придает экономической преступности организованные формы1.

Экономические интересы лежат в основе подавляющего числа преступлений. «Они пронизывают все сферы бытия, волнуют всех членов общества, так как в них заключен огромный спектр проблем — от элементарного выживания до мирового господства»2.

ч

£

I

I

Ф

&

I

со

CQ

0

1

г

&

§

о.

со

1

1

ки

и

I

п

с

Рес

й

кой

с

3

а

Чува

ах

а

и

р

е

с

о

I

с

а

п

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

з

е

б

й

кой

с

е

о

I

8

со

и

и

I

е

ч

ф

с

с

е

б

о

е

д

их

I

I

е

тре

у

I

в

в

о

I

га

орг

ь

§

Р

в

емяков

Кожем

Одной из приоритетных задач Министерства внутренних дел на современном этапе является проведение организационно-практических мероприятий, направленных на стабилизацию оперативной обстановки,связанной с негативными явлениями в финансовом и других секторах экономики, отрицательными изменениями в социальных отношениях, вызванными мировым кризисом, а также совершенствование практики выявления и пресечения преступлений экономической направленности в этих условиях.

Меры эффективной защиты экономики от преступных посягательств являются одним из ключевых звеньев региональной уголовной политики. При этом целью ставится обеспечение экономической безопасности республики путем решительной и бескомпромиссной борьбы с различными формами посягательства на государственную собственность, усиления контроля в финансово-кредитной и банковской сферах, контроля за производством и реализацией продукции массового потребления, сбором налогов и другихобязатель-ных платежей, пресечения проявлений коррупции на всех уровнях власти.

В результате принятых мер в 2008 году в Чувашской Республике в определенной степени уда-

1683

108

1684 1258

182

80

1906 1468

49110

21

855

лось повысить эффективность работы по декриминализации ряда отраслей экономики.

Всеми республиканскими правоохранительными органами выявлено в этой сфере 3282 преступления (-8% по отношению к 2007 году). При этом органами внутренних дел выявляется свыше 96% всехэкономических преступлений, 48,8% из них составляют тяжкие и особо тяжкие составы, 13,9% — в крупных и особо крупных размерах.

В структуре выявленных преступлений доминирующее место занимают преступления в сфере экономической деятельности (21,3%), против собственности (21,5%), против государственной власти (18,8%).

В кредитно-финансовой сфере выявлено 55 преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размере (+2,5 раза к 2007 году). По оконченным уголовным делам размер причиненного ущерба составил 33,2 млн. рублей. Обеспечено возмещение материального ущерба на сумму 20,9 млн.рублей. В 9 раз увеличилось количество раскрытых преступлений, совершенных в составе организованной группы и преступного сообщества (156 фактов).

Как показано на рисунке 2, в 2008 году выявлено наибольшее число преступлений, совершенных

40000

30000

20000

10000

0

Рис.1. Доля преступлений экономической напр;

2625

2000 2001 2002 2003 2004 20Ч5 20иб 2007 2008

2г9Д9 2746

922

25566

1948

377

ш

2515

1665

291

,165

1548

349

207

2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

□ Всего выявлено преступлений

□ Количество преступлений, уголовные дела по которым направлены в суд

□ Количество преступлений, соверш енных в крупном и особо крупном размере

□ Количество преступлений, соверш енных в составе ОПГ

Рис. 2. Динамика преступлений экономической направленности (следствие по которым обязательно)

4

в сфере экономики в составе организованной преступной группы, что свидетельствует о более квалифицированном подходе и повышении качества расследования преступлений данной категории.

Отмечается тенденция улучшения качественной составляющей борьбы с преступностью в сфере экономики. Возросла выявляемость преступлений в сфере агропромышленного и топливно-энергетического комплексов, строительства, транспорта,лесного хозяйства, образования и социального обеспечения (рис. 3).

Большое внимание уделялось защите бюджетных средств, выделенных на национальные проекты. В этой сфере выявлено 60 преступлений (в 2007 году — 36).

Значительные усилия были нацелены на выявление преступлений коррупционной направленности и документирование связей должностных лиц с организованным криминалом. Выявляемость фактов взяточничества возросла на 12,6%.

Раскрыто 38 преступлений, предусмотренных ст. 186 УК РФ (Изготовление или сбыт поддельных денег или иных ценных бумаг).

Вместе с тем, несмотря на имеющиеся результаты, линия борьбы с преступлениями в сфере экономики требует существенной корректировки. Такая преступность характеризуется как высоколатентная, и эффективность борьбы можно оценить как недостаточную3.

Анализ оперативной обстановки в Российской Федерации позволяет выделить ряд основных отрицательных тенденций в финансовом и других секторах экономики, а также в социальной сфе-

Финансовокредитная деятельность -27,7%

ре, которые могут отрицательно повлиять на состояние преступности в Чувашской Республике и повлечь рост социальной напряженности, среди которых:

— усиление оттока капитала за рубеж через банковский сектор и снижение объема средств, предоставленных российскими банками компани-ям-резидентам;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— рост посягательств, направленных на завладение бюджетными средствами при неправомерном возмещении НДС, а также применение незаконных схем с целью минимизации налогообложения путем осуществления финансово-хозяй-ственныхопераций с нерезидентами, зарегистрированными в офшорных зонах;

— осложнение обстановки в социальной сфере, в том числе рост суммарной задолженности по заработной плате, количества увольнений, скрытой безработицы (сокращение рабочего времени и вынужденные отпуска по инициативе администрации).

Кризис ликвидности на финансовом рынке способствует обострению ситуации практически во всех секторахэкономики, оказав негативное влияние на охраняемые законодательством отношения между действующими в них структурами.

Возможен дальнейший рост теневого оборота финансового сектора, в том числе нарушений, связанных с незаконным обналичиванием денежных средств, их конвертированием в иностранную валюту. Степень распространения скрытой экономической деятельности достигла размеров, когда это существенно сказывается на важнейших макро-

Бюджетные средства - 13,3%

Образование 17,8%

Здравоохранение-2%

Строительство 4,5%

Связь - 0,8%

Против интересов гос. службы, власти ■ 24,3%

ТЭК - 2,4%

Транспорт - 1,2% ^ЖКХ - 1,5%

Рис. 3. Структура преступности по отраслям хозяйства

ВЭД - 0,4% АПК - 3,6%

3

I

С

О

□и

>5

8

О

3

£•

§

О.

О

0

1

о

<3

с

о

со

ф

ю

>5

8

О

0

1

8

СО

I

Ф

Ф

С

О

ф

ю

о

£

I

I

Ф

&

I

со

со

0

1

г

&

§

о.

со

I

1

I

С

о

□и

8

О

3

сз

О.

р

о

0

1

о

сз

с

о

со

ф

ю

о

ф

0

1

52

со

I

Ф

Ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С

О

ф

ю

о

§

I

I

ф

&

I

со

со

0

1

15

&

§

о.

со

I

1

экономических показателях, таких как валовой национальный или валовой внутренний продукт. Сегодня без учета скрытой экономической деятельности уже невозможно составить объективное представление о масштабе национальной экономики и особенно некоторыхее отраслей, таких как торговля и услуги4.

В неблагоприятных экономических условиях предметом преступных посягательств в первую очередь могут стать бюджетные денежные средства, выделяемые для поддержки экономики, а также реализации приоритетных национальных проектов и социально значимых программ.

Хищение бюджетныхсредств и их вывод в сектор теневой экономики способны привести к поглощению региональных банков, замедлению развития рынка ипотеки и корпоративного кредитования предприятий малого и среднего бизнеса, активизации незаконных финансовых операций, замедлению темпов реализации инфраструктурных проектов, росту коррупционной составляющей.

На фоне снижения налогооблагаемой базы можно спрогнозировать рост фактов уклонения от уплаты налогов и сборов, сокрытия денежных средств или имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и сборов, и незаконного возмещения НДС. При этом в значительной мере будет востребована деятельность организаторов преступных схем, связанных с регистрацией фирм-однодневок. Кроме того, в связи с ожидаемым сокращением доходной части бюджета возможно сворачивание социальных программ и проектов, а также рост задержек выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы.

Представители криминалитета, следуя принципу накопления капитала, стремятся к увеличению преступных доходов и приобретению власти путем создания стабильных источников незаконных финансовых поступлений. Это обстоятельство побуждает их объединяться в организованные формирования, в основе возникновения которых лежит рентабельность способа извлечения прибыли путем совершения преступлений корыстной направленности. И в первую очередь— экономических.

Накопление финансовых ресурсов организованной преступностью неизбежно ведет к подрыву не только национальной экономики, но и демократической системы5. Несмотря на сравнительно небольшой объем организованной преступности в общем массиве преступлений в сфере экономики, организованность отмечается какодна из основныхчерт и особенностей преступности в современной России6. В связи с этим особую общественную опасность могут представлять криминальные банкротства организаций и криминальный передел собственности, в том числе экспансия с участием иностранных хозяйствующихсубъектов.

Также возможен рост количества таких преступлений, как лжепредпринимательство, незаконное получение кредитов и уклонение от погашения кредиторской задолженности, криминальные банкротства, в том числе с применением «вексельных» схем, изготовление поддельных денег и ценных бумаг. При этом отмечается ослабление Банком России курса рубля по отношению к бивалютной корзине, что может увеличить спрос на иностранную валюту. В этой связи ожидается рост преступлений, связанных с изготовлением и сбытом фальшивой валюты иностранных государств.

Продолжится увеличение количества фактов ценовых сговоров, разделения рынка, ограничения доступа на рынок и устранения с него других субъектов экономической деятельности, в том числе незаконных действий естественных монополий и регулирующих органов, направленных на повышение тарифов.

В жилищно-строительном комплексе возможны негативные тенденции, связанные с невыполнением договорных обязательств и в дальнейшем — ростом хищений денежных средств инвесторов и соинвесторов.

Прогнозируется также увеличение количества преступных посягательств, совершаемых должностными лицами ПИФов и иныхструктур, привлекающих денежные средства граждан. Одновременно возможно увеличение фактов мошеннических действий, совершаемых в системе негосударственного пенсионного страхования в целях хищения пенсионных накоплений граждан.

Вследствие возможного сокращения количества рабочих мест, снижения уровня заработной платы и роста задолженностей по ее выплате, привлечения к трудовой деятельности нелегальных мигрантов на фоне инфляции могут возникать очаги социальной напряженности, сопряженные с акциями массового протеста населения, а также рост общеуголовной преступности.

Привлечение к уголовной ответственности субъектов, совершающих экономические преступления, создаетпрепятствие для интеграционныхпро-цессов в криминальной среде и дальнейшего распространения организованной преступности. Подрыв экономических основ организованной преступности является одной из основныхсоставныхчастей защиты экономики от преступных посягательств.

С учетом изложенного на текущем этапе возрастает роль и функция органов внутренних дел какосновной государственной структуры, способной противостоять криминализации экономики в условиях мирового финансового кризиса.

Примечания

1. См.: Воронов А.М. Проблемы теории и практики обеспечения общественной безопасности Российской Федерации: Монография. — М., 2006. — С. 54.

2. Гитин В. Анатомия криминала / В. Гитин, Б. Хи-гир. — Харьков, 1996. — С. 29.

3. См.: Антонов В.В. Профилактика экономической преступности в современных условиях (региональный аспект) // Актуальные вопросы криминологической профилактики преступлений (проблемы законодательной регламентации и практики): Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. — Чебоксары, 2004.

4. См.: Сметанин А.Ю. Механизмы государственного противодействия теневой экономике и экономи-

ческая безопасность России: Автореф. дис... канд. экон. наук. — М., 2007.

5. См.: Алиев В.М. Легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем. Уголовно-правовое и криминологическое исследование: Монография. — М., 2001. — С. 7.

6. См., например: Криминологическая обстановка в Российской Федерации в 2006 году и прогноз ее развития / Под общ. ред. С.И. Гирько. — М., 2007. — С. 22.

Л.А. Конусов

Конусов Леонид Александрович — соискатель кафедры уголовно-правовых дисциплин Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации Центросоюза РФ

E-mail: [email protected]

Понятие, основания, пределы, содержание и реализация уголовно-правовой компетенции коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, осуществляемая в отношении деяний, причиняющих вред интересам исключительно данной организации и совершаемых лицами, выполняющими в ней управленческие функции

В статье раскрывается понятие уголовно-правовой компетенции коммерческих организаций по противодействию экономическим преступлениям,

совершаемым в сфере деятельности данных организаций, показываются фактические и правовые основания этой компетенции, а также ее пределы, содержание, порядок реализации и значение для оптимизации экономической безопасности. Сквозь призму исследуемой темы рассматриваются вопросы упрочения позиций официальной экономики в ее противостоянии с экономикой теневой. Формулируются предложения по совершенствованию соответствующих норм уголовного законодательства и практики их применения.

In the article the author makes clear the notion of the criminal law competence of the commercial organization to counteract the economic crimes

committed in the area of the given companies' activity; shows factual and legal bases of this competence and its limits, contents, the procedure of its realization and its importance for the optimization of economic security. Through the prism of the subject of study the author considers the issues how to consolidate the positions of the official economy in its opposition to the shadow economy. He makes proposals how to make more perfect the corresponding norms of the criminal legislation and practice of their application.

В условиях рынка экономическая безопасность страны во многом зависит от того, как субъекты данных отношений (а это в основном коммерческие организации) строят свои взаимоотношения с теми, кто посягает на их права и законные интересы. Здесь не должно быть места, с одной стороны, излишней терпимости, а с другой — чрезмерному неистовству, чванству, чувству возмездия. К примеру, если собственный сотрудник коммерческой организации,образно говоря, «попался» на каком-либо совершенном против ее прав и законных интересов экономическом преступлении, то чаще бывает так, что лучше разобраться с ним самостоятельно, без следователей, прокуроров, судей и адвокатов, чем отдать в руки правосудия. Это поможет из-

бежать огласки преступления и неизбежно связанного с этим подрыва репутации фирмы.

Вот почему мудрый законодатель все это учитывает и в строго предусмотренных законом случаях (примечание 2 к ст. 201 УК РФ) предоставляет коммерческой организации самой поработать в воспитательных целях со своим «засветившимся» на совершении преступления сотрудником, давая тем самым своеобразную «передышку» правоохранительным органам, которые, как известно, весьма интенсивно работают на других направлениях практической уголовной политики, включая борьбу с убийствами, педофилией, наркотизмом, бандитизмом, терроризмом, экстремизмом и другими преступлениями повышенной общественной опасности1.

Конусов Л.А. Понятие, основания, пределы, содержание и реализация уголовно-правовой компетенции коммерческой организации...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.