Научная статья на тему 'Финансовая грамотность руководителя образовательной организации как инструмент эффективного управления общей школой, функционирующей в неблагоприятных социальных условиях'

Финансовая грамотность руководителя образовательной организации как инструмент эффективного управления общей школой, функционирующей в неблагоприятных социальных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16715
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / UNFAVORABLE SOCIAL CONDITIONS / FINANCIAL LITERACY / FINANCIAL AND ECONOMIC COMPETENCE / NON-MATERIAL MOTIVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гуров В.Н., Хамзина Е.В.

В статье говорится о проблемах школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Исследовательская работа по обозначенной проблеме на базе кафедры теории и практики управления образованием Института развития образования РБ привела к выработке алгоритма их решения. Основная идея проекта заключена в создании позитивной развивающейся финансово-образовательной среды в школе и в её социокультурном пространстве на основе системного повышения уровня компетенции «финансовая грамотность» руководителя образовательной организации, членов педагогического коллектива, школьников и родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL LITERACY OF THE HEAD AS A TOOL OF EFFECTIVE MANAGEMENT OF THE GENERAL SCHOOL FUNCTIONING IN ADVERSE SOCIAL CONDITIONS

The article deals with problems of schools operating in unfavorable social conditions. Research work on the identified problem on the basis, of the Department of Theory and Practice of Education Management at the Institute of Education of the Republic of Belarus led to the development of an algorithm for their solution. The main idea of the project is to create a positive developing financial and educational environment in the school and in its socio-cultural space on the basis, of systematic improvement of the level of competence of financial literacy of the head of the educational organization, members of the teaching staff, students and parents.

Текст научной работы на тему «Финансовая грамотность руководителя образовательной организации как инструмент эффективного управления общей школой, функционирующей в неблагоприятных социальных условиях»

ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 3 (76) 2019

FINANCIAL LITERACY OF THE HEAD AS A TOOL OF EFFECTIVE MANAGEMENT OF THE GENERAL SCHOOL FUNCTIONING IN ADVERSE SOCIAL CONDITIONS. The article deals with problems of schools operating in unfavorable social conditions. Research work on the identified problem on the basis, of the Department of Theory and Practice of Education Management at the Institute of Education of the Republic of Belarus led to the development of an algorithm for their solution. The main idea of the project is to create a positive developing financial and educational environment in the school and in its socio-cultural space on the basis, of systematic improvement of the level of competence of financial literacy of the head of the educational organization, members of the teaching staff, students and parents.

Key words: unfavorable social conditions, financial literacy, financial and economic competence, non-material motivation.

В.Н. Гуров, д-р пед. наук, проф., зав. каф. теории и практики управления образованием, Институт развития образования

Республики Башкортостан, г. Уфа, E-mail: elen-khamzin@yandex.ru

Е.В. Хамзина, ст. преп. каф. теории и практики управления образованием, Институт развития образования Республики Башкортостан, г. Уфа,

E-mail: elen-khamzin@yandex.ru

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕЙ ШКОЛОЙ, ФУНКЦИОНИРУЮЩЕЙ В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

В статье говорится о проблемах школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Исследовательская работа по обозначенной проблеме на базе кафедры теории и практики управления образованием Института развития образования РБ привела к выработке алгоритма их решения. Основная идея проекта заключена в создании позитивной развивающейся финансово-образовательной среды в школе и в её социокультурном пространстве на основе системного повышения уровня компетенции «финансовая грамотность» руководителя образовательной организации, членов педагогического коллектива, школьников и родителей.

Ключевые слова: неблагоприятные социальные условия, финансовая грамотность, финансово-хозяйственная компетенция, нематериальная мотивация.

Актуальность проблемы. Социально-экономические условия, в которых функционирует современная образовательная школа, требуют новых решений и нестандартных подходов. В настоящее время сельские и многие городские школы находятся в группе риска. Причин несколько: слабый кадровый педагогический состав, отсутствие использования в обучении интернет ресурсов, проблемы с русским языком у обучающихся и другие. Кроме того, имеют место ослабление контроля над успеваемостью детей со стороны родителей, недостаточное включение общественности в деятельность школы, низкая педагогическая культура родителей и других социальных институтов [1 - 12].

В тоже время, по мнению ряда учёных, «если семья ориентирована на образование, если она имеет достаточно высокий социальный статус (что определяется не только доходом, но и образованием обоих родителей), то ребёнок будет стараться учиться, будет видеть в обучении смысл, видя пример родителей» [5, с. 87].

Для большинства учеников сельской местности школа является единственным ресурсом для социального продвижения в перспективе, социальным лифтом.

Одной из важнейших причин неэффективного функционирования школ в Национальной Стратегии повышения финансовой грамотности 2017 - 2023 гг. назван недостаточный уровень финансовой грамотности.

В современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых, трудных для понимания финансовых инструментов, вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными. Обеспечение личной финансовой безопасности становится важным фактором экономического благополучия людей. В национальных стратегиях практически всех стран выделяются приоритетные целевые группы и наиболее часто предпочтение отдается таким целевым группам, как учащиеся школ и высших учебных заведений; работающее население; граждане предпенсионного и пенсионного возраста.

В социально-экономической среде с обозначенными выше проблемами профессиональная управленческая деятельность руководителя общеобразовательной организации заметно усложняется. Руководитель общеобразовательной организации, функционирующей в неблагоприятных социальных условиях, часто сам оказывается безоружным перед фактом собственной некомпетентности, финансовой неграмотности. Директора школ признаются, что принимают решения в ситуации неопределенности и больше всего их интересуют решения юридических и экономических вопросов, связанных со школой, где они работают. Вышесказанное требует разработки программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки по финансовой грамотности руководителей школ, находящихся в сложных социальных условиях.

Исследовательская база и сущность работы. Анализ литературы по проблеме, собственные исследования подтвердили вышесказанное. Базой исследования послужили работы, проводимые кафедрой теории и практики управления образованием Института развития образования Республики Башкортостан по повышению квалификации и профессиональной переподготовке руководителей общеобразовательных школ. В ходе исследования был разработан проект, в котором инструментом решения проблемы предложен культурно-образовательный центр, создаваемый как в отдельно взятой образовательной организации, так и в муниципалитете. Организаторами реализации этого проекта в нашем исследовании были руководители образовательных школ, проходившие обучение

на кафедре, а также руководители муниципальных методических служб, школьных методических служб, специалисты и отдельные учителя.

Нами была сформулирована проблема: финансовая грамотность руководителя школы как инструмент эффективного управления в неблагоприятных социальных условиях. Алгоритм решения проблемы следующий: повышение уровня финансовой грамотности руководителя образовательной организации; повышение уровня финансовой грамотности членов педагогического коллектива; повышение уровня финансовой грамотности школьников, родителей. Проектный подход позволил создать мотивирующую и развивающую атмосферу, как в образовательной организации, так и в населённом пункте муниципалитета. Первым этапом реализации проекта стала разработка модуля программы повышения квалификации «Организация финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации». Его внедрение в образовательный процесс позволило сформировать у руководителей соответствующие компетенции для эффективного управления.

Темами, составляющими образовательный модуль стали законодательные документы. В частности, статьи 99-104 Главы 13 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования»; Концепция экономического развития РФ до 2020; Закон Российской Федерации от 17 февраля 1992 г № 2300-1 «О защите прав потребителей»; финансово-хозяйственная деятельность образовательной организации и основы предпринимательства. Составляющие предпринимательской деятельности: целеполагание, мотивирующий подъем и бизнес-планирование; понятие и сущность финансовой грамотности как основы лидерской компетенции управленца - директора общеобразовательной школы; технологии и инструменты управления финансами.

Особое внимание в структуре модуля было уделено пониманию того, что финансовая грамотность лежит в основе сформированности директора-лидера. В управлении ресурсами организации финансовая грамотность является ключевым критерием компетентности. Под финансовой грамотностью мы понимаем совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. И соответственно, финансовая грамотность руководителя образовательной организации - это финансовое поведение руководителя, ведущее к улучшению благосостояния образовательной организации и повышению качества предоставляемых ею услуг

В содержании последнего блока модуля представлены конкретные инструменты управления ресурсами образовательной организации. Один из них - это мотивация персонала. Важнейшей является нематериальная мотивация. Реализация этого инструмента базируется на потребностях пирамиды Маслоу. Использование метода нематериальной мотивации не требует дополнительных финансовых затрат, здесь необходим навык коммуникаций, повышающих самоуважения, умение перевести проблему в задачу и недовольство в мотив. Именно этому навыку обучались слушатели модуля. Кроме этого, в рамках обучения совершался перенос модели управления и мотивации персонала коммерческой организации на образовательную. В один ряд с инструментом нематериальная мотивация ставилось командообразование или тим-билдинг. Миссия проекта - создание особой позитивной культуры, развивающей финансово-образовательной среды, основанной на сотрудничестве и общности целей всех участников, непосредственных работников школы, учащихся, родителей и прочей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.