7. Конвенция ООН «О правах ребенка». Москва: Класс, 1989.
8. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1. Редакция 12.08.2005.
9. Лапшин Ю.В. Конвенция о правах ребенка и реальности детства в современной России. Актуальные проблемы современного детства. Москва, 1993. References
1. Vasil'kova Yu.V., Vasil'kova T.A. Social'naya pedagogika: kurs lekcij: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. Moskva: Izd. centr «Akademiya», 2003.
2. Minkova 'E.A. Osobennosti lichnosti rebenka, vospityvayuschegosya vne sem'i. Ocherki o razvitii detej, ostavshihsya bez roditel'skogo popecheniya. Moskva: TOO «SIMS», 1995: S. 10.
3. GrazhdanskijKodeks RossijskojFederacii. Moskva: «'EKSMO», 2004.
4. Ignat'ev V. Reabilitaciya podrostkov v semejnoj vospitatel'noj gruppe. Social'naya rabota. 2007; 1.
5. O gosudarstvennom banke dannyh o detyah, ostavshihsya bez popecheniya roditelej, monitoringe ih formirovaniya i ispol'zovaniya. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 14.14.2002 № 217.
6. Kodeks RF ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 № 195-FZ. Prinyat GD FS RF 20.12.2001. Red. 05.12.2005; st. 5.37.
7. Konvenciya OON «O pravah rebenka». Moskva: Klass, 1989.
8. Zakon RF"Ob obrazovanii" ot 10.07.1992 № 3266-1. Redakciya 12.08.2005.
9. Lapshin Yu.V. Konvenciya o pravah rebenka i real'nosti detstva v sovremennoj Rossii. Aktual'nyeproblemy sovremennogo detstva. Moskva, 1993.
Статья поступила в редакцию 12.03.19
УДК 371
Urudzhev V.Z., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Natural Sciences, Dagestan Academy of Education and Culture (Derbent, Russia), E-mail: [email protected]
EDUCATIONAL WAYS AND CONDITIONS OF EFFECTIVE CONSTRUCTION OF INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A UNIVERSITY.
The article studies development and justification of the pedagogical ways and conditions for the creation of the information-educational environment of a university. The relevance of the topic is dictated by both modern realities and the requirements of society, and new theoretical ideas about the vocational education system of the Russian Federation. The need for careful study and analysis of pedagogical ways and conditions in creating the information and educational environment of a communication institution is due to the modern requirements of the educational policy in the field of vocational education and improving its quality. The article discusses the need to establish, develop and substantiate pedagogical ways and conditions that positively affect the increase in the effectiveness of the organization of educational activities and increase the competitiveness of university graduates in the modern labor market.
Key words: educational system, information space, learning environment, information educational environment, pedagogical conditions.
В.З. Уруджев, канд. пед. наук, доц. каф. естественнонаучных дисциплин, Дагестанская академия образования и культуры, г. Дербент, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПУТИ И УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
Данная статья посвящена разработке и обоснованию педагогических путей и условий создания информационно-образовательной среды вуза. Актуальность темы продиктована как современными реалиями и требованиями общества, так и новыми теоретическими представлениями о системе профессионального образования Российской Федерации. Необходимость тщательного изучения и анализа педагогических путей и условий при создании информационно-образовательной среды учебного заведения связи обусловлена современными требованиями образовательной политики в области профессионального образования и повышения его качества. В статье рассматривается необходимость установления, разработки и обоснования педагогических путей и условий, позитивно влияющих на повышение эффективности организации учебной деятельности и увеличение конкурентоспособности выпускников вуза на современном рынке труда.
Ключевые слова: система образования, информационное пространство, среда обучения, информационно-образовательная среда, педагогические условия.
В научной литературе можно встретить различные трактовки понятия «педагогические условия». С одной стороны, это факторы, существенно влияющие на организацию и проведение педагогического процесса, сознательно спланированного педагогом и направленного на получение конкретного результата [1]. С другой строны, это результат отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, организационных форм обучения для достижения желаемых целей. Другими словами, две выше представленные трактовки можно было бы объединить понятием «педагогический дизайн», который представляется как творческий замысел, планирование и конструирование педагогом конкретных действий для достижения желаемых результатов путем подбора наилучших средств, с учетом содержания учебного материала и целевой аудитории на основе наиболее рационального представления взаимосвязи и сочетания различных типов образовательных ресурсов, обеспечивающих психологически комфортное и педагогически обоснованное развитие субъектов образования. Установление, разработка и обоснование педагогических условий основываются на факторах, влияющих, с одной стороны, на повышение эффективности образовательной среды учебного заведения (организация учебной деятельности, наличие информационно-дидактического обеспечения, особенности взаимодействия преподавателей и студентов и пр.), с другой - на формирование профессиональных интересов студентов (личностный смысл получаемого профессионального образования, индивидуальные склонности и потребности учащихся и др.).
Современная рыночная конъюнктура, включающая множество факторов, предъявляет особые требования к выпускникам высших учебных заведений. Это вызвано тем, что сегодняшний рынок труда нуждается в конкурентоспособных сотрудниках. А такого эффекта можно достичь только в том случае, если обучение в вузе сопровождалось активным, эффективным и всесторонним использовани-
ем преимуществ, предоставляемой информационно-образовательной средой (ИОС) [2].
Важность изучения ИОС продиктована рядом факторов. В частности, надо понимать, что информационно-образовательная среда и преимущества, которые она предоставляет, - это полноценная педагогическая проблема, требующая комплексного исследования и решения.
Сегодня вузы столкнулись с необходимостью сформировать эффективную информационно-образовательную среду и научиться использовать её потенциал в условиях быстро развивающихся информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Характеристика современного образования заключается в том, что высшим учебным заведениях необходимо следовать таким общим трендам, как вариативность образовательных структур, приспособляемость и гибкость образовательного процесса, постоянная готовность и возможность введения в процесс обучения новых информационно-коммуникационных технологий с моментальным их использованием на практике в целях оптимизации образовательного пространства и извлечения из них реальной пользы. Для достижения такого результата, как показывают исследования, в первую очередь, необходимо грамотное, практикоориентированное внедрение элементов информационно-образовательной среды [2].
Также, согласно последним исследованиям в сфере образования, дистанционная и очная формы обучения должны занимать по 40% времени, выделенного на обучение; на самостоятельную работу должно выделяться 20% времени. Поэтому, занимаясь формированием информационно-образовательной среды, важно учитывать данное временное распределение образовательного процесса.
В теории и практике педагогики высшей школы в последние десятилетия стали использоваться новые информационные технологии обучения (НИТО). Само их понятие трактуется сегодня как система, обусловленная прогрессивно
организованными информационными условиями, развитой технико-технологической, аппаратно-программной базой, которые позволяют конвергировать преимущества традиционных информационных технологий и охватить весь комплекс операций по сбору, хранению, обработке, распространению и предъявлению информации как потенциального знания в целях его эффективного освоения. Распространение и развитие НИТО изменяет технологические способы и приемы образовательного процесса в высшей школе, способствует интенсификации учебного процесса, улучшает информационное ресурсное обеспечение, является предпосылкой для разработки качественно новой ИОС вуза [3].
В настоящее время в большинстве российских высших учебных заведений, как показало проведенное исследование, информатизация административной, учебно-методической и научной деятельности либо недостаточна, либо полностью отсутствует Вузы, в которых уже созданы отдельные модули, позволяющие автоматизировать определенные виды деятельности, используют каждый свои собственные подходы к решению проблемы. В результате складывается ситуация, при которой вузы несут дополнительные издержки на разработку ИОС при отсутствии гарантий достижения поставленных целей, а используемые подходы зачастую несовместимы и осложняют задачу построения единого информационного пространства в сфере высшего профессионального образования. Научная проработка проблем создания и развития вузовских информационных систем как основы современной ИОС будет способствовать решению задачи создания единой образовательной информационной среды в России и соответствовать мировым тенденциям информатизации общества и образования.
В условиях информатизации высшего профессионального образования наблюдаются не только изменения целей и задач обучения, но и перемены и его субъект-объектной сферы. Проведенное исследование свидетельствует, что с помощью традиционных средств представляется затруднительным ориентироваться в больших потоках учебной информации, осуществлять эффективную учебную деятельность. Согласно статистическим данным, в современных условиях более 47% преподавателей вузов применяют мировые и отечественные информационные образовательные ресурсы и являются активными пользователями электронных библиотек, более 35% имеют навыки работы с компьютерной техникой. Происходит постепенный отказ от исключительного применения традиционных технологий обучения. Каждый второй из более чем 850 опрошенных студентов вузов готов к частичному обучению через Интернет, треть допускают возможность педагогического взаимодействия с помощью компьютерных технологий и современных средств телекоммуникаций. Информационно-коммуникационные технологии становятся не только эффективным средством обучения, но и позитивно сказываются на активности.
Для того чтобы информационно-образовательная среда была структурирована эффективным образом, её необходимо коррелировать с целями, стоящими перед учебной организацией. Последние исследования в сфере образования демонстрируют несоблюдение этого аспекта. Более того, информационные ресурсы высшего учебного заведения для успешного и согласованного пользования ими должны быть объединены в единую сеть.
В соответствующей педагогической литературе широко освещается технологический подход к описанию процесса проектирования. При технологическом проектировании обучения М.В. Кларин предлагает использовать подход, включающий следующие элементы: подготовка целей и их максимальное уточнение, формулировка целей с ориентацией на достижение результатов; подготовка материала, средств и организация хода обучения в соответствии с целями; оценка текущих результатов, коррекция обучения; анализ и заключительная оценка результатов [4].
Современная структура высшего учебного заведения, прежде всего, должна быть системна и базироваться на следующих принципах: взаимозависимость элементов ИОС, логическая экстраполяция понятий, соответствующая постулатам дидактического проектирования [5].
В гносеологическом плане концептуальная схема представляет собой ряд положений, выражающих основную идею возможного построения обучения студентов вузов в новой информационно-образовательной среде. Исходя из этих положений, она раскрывается как «идеальная» модель учебного процесса и его основы - ИОС вуза. В логическом плане концептуальная схема - это один или несколько идеализированных объектов, которые через совокупность допущений, предположений представляются как смысловая структура организации, содержания и методики обучения студентов в условиях ИОС.
Модели обучения основываются на множестве идей, лежащих в основе эффективного образовательного процесса. Среди них превалируют такие подходы, как предметно-ориентированный, традиционный, проблемно-деятельност-ный личностно-ориентированный, развивающий, проективный, опережающий, дистанционный, блочно-модульный, кредитно-модульный и др. Базовая идея детерминирует ведущую цель или цели образовательного процесса, форму взаимодействия обучающихся с профессорско-преподавательским составом, педагогические технологии, общее организационное построение процесса обучения.
На основе проведенных наблюдений и анализа имеющих форм обучения можно сделать вывод о том, реализации каких идей высшие учебные заведения отдают предпочтение.
Ранее в процессе обучения активной фигурой оставался лишь преподаватель, в то время как студенты представляли собой пассивную сторону процесса, чьей задачей была перцепция информации, а также дальнейшее её воспроизведение. Для описания на сегодняшний день устаревшей образовательной модели, главным образом, применялся понятийно-терминологический аппарат, включающий такие определения, как «предметно-ориентированный», «репродуктивный», «знаниевый» и т. д., поскольку задачей обучающихся было освоение преподаваемого им материала, овладение соответствующими навыками [5].
Однако такая система оказалась далекой от идеала, и сегодня многие исследователи, занимающиеся данной сферой, сопровождают её рядом критических замечаний, обозначим их:
- ориентация в построении моделей не на критерий профессиональной компетентности, а на общеобразовательный профиль;
- ограниченное фрагментарно-прагматичное понимание содержания профессиональной деятельности специалиста;
- отстраненность системы обучения от конкретных профессионально-педагогических ситуаций;
- характер обучения, базирующийся на педагогической парадигме, которая была сформирована в авторитарно-бюрократических традициях;
- ориентация в процессе обучения на субъектно-объектный характер взаимоотношений и др.
Другая базовая модель характеризуется ориентированностью на личность, деятельность, проблемы. Данная образовательная модель преследует достижение двух целей:
- формирование такой личности, которая сочетала бы в себя эффективную и адекватную мыслительную деятельность, творческую активность, коммуникативные навыки;
- развитие профессионально-социальной стороны личности для её потенциальной конкурентоспособности на рынке труда.
Согласно этой модели, тот материал, что педагог транслирует студентам, приобретает совершенно новый статус: информация становится не самоцелью, а инструментом развития личности обучающегося. Овладение новыми для индивидуума навыками, умениями и знаниями теперь сопряжено с получением и интерпретаций с собственной позиции получаемой информацией. Важным аспектом здесь является даже не столько усвоение фактологии, сколько способность быстро и грамотно искать и находить данные в свободном доступе, что в конечно итоге позитивно сказывается на уровне компетентности специалиста [6].
На сегодняшний день исследователи сходятся во мнении, что в вузах, прежде всего, следует готовить специалистов, способных подходить к решению профессиональных задач нетрадиционным образом, находить нетривиальные выходы из затруднительных ситуаций. Вопреки прошлым образовательным моделям, сегодня культивируется идея отхода от цели создания специалистов, решающих возникающие задачи стандартным образом. Для достижения такого результата крайне важно грамотно внедрить в образовательный процесс и адаптировать элементы ИОС.
Первым теоретическим блоком, основанием проектируемой модели учебного процесса в условиях ИОС вуза, будут идеи развивающего обучения. Развивающая модель обучения предусматривает таргетированное развитие творческих предрасположенностей студентов, применение методик, обеспечивающих освоение творческой стороны профессиональной деятельности, индивидуализацию обучения (построение индивидуальных траекторий усвоения учебного материала, возможности формирования индивидуальных учебных планов, спецкурсы или дисциплины по выбору), которые конечным результатом имеют формирование профессиональной компетентности у обучающихся в высших учебных заведениях.
Влияние новейших информационно-коммуникационных технологий на конъюнктуру образования в вузах становится все более и более очевидным. Так, многие зарубежные университеты активно внедряют в образовательный процесс и адаптируют под него достижения науки и техники, в частности, достижения в области ИКТ, что позитивно сказывается на общем уровне образования и на личностных и профессиональных качествах выпускаемых специалистов.
Наличие в государстве развитой информационно телекоммуникационной инфраструктуры и сильной системы традиционного образования освобождает, с одной стороны, вузы от несвойственной им необходимости заниматься собственно техническими вопросами проектирования и развития ИОС. С другой, позволяет сосредоточить интеллектуальный потенциал вузов на создании учебного контента, электронных образовательных ресурсов, специализированных компьютерных систем управления и учебным контентом, и обучением в целом, на решение психолого-педагогических проблем Интернет-обучения, других инновационных образовательных технологий. Как следствие, в развитых странах дальнего зарубежья имеет место рост числа вузов, реализующих системы обучения с опорой на разветвленные образовательные информационно-телекоммуникационные сети.
Таким образом, контент-анализ публикаций отечественной и зарубежной прессы, различных интернет-источников позволил выявить определенные характерные особенности использования информационно-телекоммуникационных технологий в образовательных целях.
Библиографический список
1. Борытко Н.М. Антропологическое понимание педагогической ситуации в структуре образовательного процесса. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015; 2 (97): 11 - 15.
2. Вестник ПСТГУ. IV: Педагогика. Психология. 2006; Вып. 3: 107 - 122.
3. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры. Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. Инноватор-Bennet college. Москва, 1997: 177 - 184.
4. Новикова Л.И. Школа и среда. Москва: Изд-во «Знание», 1985.
5. Поливанова Н.И., Ермакова И.В. Образовательная среда в школах разных типов. Психологическая наука и образование. 2000; 3: 72 - 80.
6. Козырев В.А. Построение Модели гуманитарной образовательной среды. Available at: //http://www.uni-altai.ru/Journal/pedagog/pedagog_7/a06.htm
References
1. Borytko N.M. Antropologicheskoe ponimanie pedagogicheskoj situacii v strukture obrazovatel'nogo processa. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2015; 2 (97): 11 - 15.
2. Vestnik PSTGU. IV: Pedagogika. Psihologiya. 2006; Vyp. 3: 107 - 122.
3. Slobodchikov V.I. Obrazovatel'naya sreda: realizaciya celej obrazovaniya v prostranstve kul'tury. Novye cennostiobrazovaniya: kul'turnye modelishkol. Vyp. 7. Innovator-Bennet college. Moskva, 1997: 177 - 184.
4. Novikova L.I. Shkola isreda. Moskva: Izd-vo «Znanie», 1985.
5. Polivanova N.I., Ermakova I.V. Obrazovatel'naya sreda v shkolah raznyh tipov. Psihologicheskaya nauka iobrazovanie. 2000; 3: 72 - 80.
6. Kozyrev V.A. Postroenie Modeli gumanitarnoj obrazovatel'noj sredy. Available at: //http://www.uni-altai.ru/Journal/pedagog/pedagog_7/a06.htm
Статья поступила в редакцию 11.03.19
УДК 374.1
Khamzina E.V., senior teacher, Institute for Educational Development of the Republic of Bashkortostan, Department of Theory and Practice of Education
Management (Ufa, Russia), E-mail: [email protected]
Gurov V.N., Professor, Doctor of Sciences (Pedagogy), Head of Department, Institute of Educational Development of the Republic of Bashkortostan,
Department of Theory and Practice of Education Management (Ufa, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF FINANCIAL LITERACY OF THE LEADER OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION. The article speaks of the urgent need for the development of financial and economic competence among the leaders of educational organizations. The analysis of scientific and pedagogical experience and experimental research allow formulating a concept of financial literacy and define the criteria for its formation. The research is based on the materials of the study; the module was developed for the formation of financial literacy of heads of educational organizations. The development of financial and economic competence among managers will allow them to competently manage resources, make strategically correct decisions and independently look for new sources of funding. The author concludes that the formation of the head of the educational organization financial and economic competence will allow him to manage resources wisely, make strategic decisions and to look for sources additional funding.
Key words: financial literacy, resource management, financial and economic competence, entrepreneurship.
Е.В. Хамзина, ст. преп. каф. теории и практики управления образованием, Институт развития образования Республики Башкортостан, г. Уфа,
Е-mail: [email protected]
В.Н. Гуров, проф., д-р пед. наук, зав. каф. теории и практики управления образованием, Институт развития образования
Республики Башкортостан, г. Уфа, Е-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОГАНИЗАЦИИ
В статье говорится о назревшей необходимости развития у руководителей образовательных организаций финансово-хозяйственной компетенции. Проведенный анализ научно-педагогического опыта и экспериментальные исследования позволили сформулировать понятие финансовая грамотность и определить критерии её сформированности. На материалах исследования был разработан модуль формирования финансовой грамотности руководителей образовательных организаций. Развитие финансово-хозяйственной компетенции у руководителей позволит им грамотно управлять ресурсами, принимать стратегически верные решения и самостоятельно искать новые источники финансирования. Автор делает вывод о том, что формирование у руководителя образовательной организации финансово-хозяйственной компетенции позволит ему грамотно управлять ресурсами, принимать стратегически важные решения и самостоятельно искать источники дополнительного финансирования.
Ключевые слова: финансовая грамотность, управление ресурсами, финансово-хозяйственная компетенция, предпринимательство.
В последние годы Правительство Российской Федерации все большее внимание уделяет повышению финансовой грамотности населения как одному из факторов экономического развития страны и повышения качества жизни каждого её гражданина. Так, распоряжением Правительства РФ № 2039-р от 25 сентября 2017 утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы (далее Стратегия) [1]. Решение задачи по повышению охвата и качества финансового образования и информирования населения в области финансового образования, согласно Стратегии, планируется вести по нескольким направлениям деятельности. Среди них выделены такие, как:
• актуализация и внедрение элементов финансовой грамотности в образовательные программы образовательных организаций на базе федеральных государственных образовательных стандартов и (или) примерных основных образовательных программ различных уровней образования;
• овладение универсальной компетенцией в области экономической культуры, в том числе финансовой грамотности, выпускниками по программам бакалавриата (специалитета) по всем направлениям подготовки и специальностям;
• содействие внедрению элементов финансовой грамотности в основные и дополнительные образовательные программы;
• подготовка и апробацию современных учебно-методических материалов по актуальным и приоритетным темам финансовой грамотности для различных возрастных групп, а также их актуализацию;
• обеспечение постоянно действующей подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации методистов, тьюторов, учителей и преподавателей по основам финансовой грамотности на базе федеральных и региональных методических центров, формируемых в рамках проекта, а также федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования».
Внесенные изменения в Законе «Об образовании в Российской Федерации» N 273-Ф3 (ред. от 13.07.2015 года) демонстрируют расширение полномочий образовательных организаций в экономической сфере, в частности ст. 47 Предпринимательская деятельность образовательного учреждения заменена Главой 13 Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования, где идёт речь о видах экономической деятельности, затрагивающей разные направления хозяйствования: по управлению имуществом собственника, по распоряжению результатами интеллектуальной деятельности образовательных организаций, по осуществлению образовательной деятельности на основе договоров [2]. Главным действующим лицом, осуществляющим поиск и управле-