Научная статья на тему 'ФИНАНСИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ФИНАНСИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
752
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ВНЕБЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / РЫНОК ТРУДА / МАССОВЫЙ СПОРТ / ПАНДЕМИЯ / САНКЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соломахина Т.Р., Скриплева Е.В.

В представленной работе авторами рассматриваются экономические аспекты популяризации массового спорта, здорового образа жизни и развития сферы физической культуры и спорта Российской Федерации в целом. Цифровизация, пандемия коронавирусной инфекции, внешнее санкционное давление со стороны ряда зарубежных стран являются одними из актуальных угроз и факторов, обуславливающих условия и характер функционирования и развития физической культуры и спорта. Например, в 2020 г. пандемия коронавирусной инфекции привела к практически полной приостановке функционирования данной сферы, выраженное в закрытии или ограничении деятельности спортивных организаций, физкультурно-спортивных комплексов, отмене спортивных мероприятий. Целью данного исследования является рассмотрение ключевых вопросов финансирования физической культуры и спорта в Российской Федерации через проведение экономико-статистического и факторного анализов. Авторами рассматривается динамика бюджетного и внебюджетного финансирования данной сферы, а также плановых соответствующих структурных показателей, ожидаемого уровня занятости по данному виду экономической деятельности. В ходе исследования выявлено увеличение бюджетного финансирования данной сферы более чем на 12,3%, при этом объем поступлений из соответствующих внебюджетных источников сократился на 32,9%. В 2021-2030 гг. в рамках реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации предусмотрено увеличение доли средств внебюджетных источников с 10% в 2021 г. до 20% в 2030 г. Снижение зависимости данной сферы от бюджетного финансирования во многом лежит через увеличение доли коммерческих доходов, создание необходимых условий для повышения уровня инвестиционной привлекательности, привлечение значительных объёмов внебюджетного финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCING OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

In the presented work, the authors consider the economic aspects of popularization of mass sports, healthy lifestyle and development of the sphere of physical culture and sports of the Russian Federation as a whole. Digitalization, the pandemic of coronavirus infection, external sanctions pressure from a number of foreign countries are among the urgent threats and factors that determine the conditions and nature of the functioning and development of physical culture and sports. For example, in 2020, the pandemic of coronavirus infection led to an almost complete suspension of the functioning of this sphere, expressed in the closure or restriction of the activities of sports organizations, sports complexes, and the cancellation of sports events. The purpose of this study is to consider the key issues of financing physical culture and sports in the Russian Federation through economic, statistical and factor analysis. The authors consider the dynamics of budgetary and extra-budgetary financing of this sphere, as well as the planned corresponding structural indicators, the expected level of employment for this type of economic activity. The study revealed an increase in budget financing of this area by more than 12.3%, while the volume of revenues from relevant extra-budgetary sources decreased by 32.9%. In 2021-2030, as part of the implementation of the Strategy for the Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation, it is planned to increase the share of extra-budgetary sources from 10% in 2021 to 20% in 2030. Reducing the dependence of this sphere on budget financing largely lies through increasing the share of commercial income, creating the necessary conditions to increase the level of investment attractiveness, attracting significant amounts of extra-budgetary financing.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 330.322:796

ФИНАНСИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СОЛОМАХИНА ТР.,

доцент кафедры физической культуры, Курский государственный медицинский университет, e-mail: lady.solomakhina2011@yandex.ru.

СКРИПЛЕВА Е.В.,

кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой физической культуры и спорта, ФГБОУ ВО Курская ГСХА, skriplevae@mail.ru.

Реферат. В представленной работе авторами рассматриваются экономические аспекты популяризации массового спорта, здорового образа жизни и развития сферы физической культуры и спорта Российской Федерации в целом. Цифровизация, пандемия коронавирусной инфекции, внешнее санкционное давление со стороны ряда зарубежных стран являются одними из актуальных угроз и факторов, обуславливающих условия и характер функционирования и развития физической культуры и спорта. Например, в 2020 г. пандемия коронавирусной инфекции привела к практически полной приостановке функционирования данной сферы, выраженное в закрытии или ограничении деятельности спортивных организаций, физкультурно-спортивных комплексов, отмене спортивных мероприятий. Целью данного исследования является рассмотрение ключевых вопросов финансирования физической культуры и спорта в Российской Федерации через проведение экономико-статистического и факторного анализов. Авторами рассматривается динамика бюджетного и внебюджетного финансирования данной сферы, а также плановых соответствующих структурных показателей, ожидаемого уровня занятости по данному виду экономической деятельности. В ходе исследования выявлено увеличение бюджетного финансирования данной сферы более чем на 12,3%, при этом объем поступлений из соответствующих внебюджетных источников сократился на 32,9%. В 2021-2030 гг. в рамках реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации предусмотрено увеличение доли средств внебюджетных источников с 10% в 2021 г. до 20% в 2030 г. Снижение зависимости данной сферы от бюджетного финансирования во многом лежит через увеличение доли коммерческих доходов, создание необходимых условий для повышения уровня инвестиционной привлекательности, привлечение значительных объёмов внебюджетного финансирования.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, бюджетное финансирование, внебюджетное финансирование, рынок труда, массовый спорт, пандемия, санкции, инвестиции.

FINANCING OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

SOLOMAKHINA T.R.,

associate professor of the department of physical culture, Kursk state medical university, e-mail: lady.solomakhina2011@yandex.ru.

SKRIPLEVA E.V.,

candidate of pedagogical sciences, head of the department of physical culture and sports, Kursk State Agricultural Academy, skriplevae@mail.ru.

Essay. In the presented work, the authors consider the economic aspects of popularization of mass sports, healthy lifestyle and development of the sphere of physical culture and sports of the Russian Federation as a whole. Digitalization, the pandemic of coronavirus infection, external sanctions pressure from a number of foreign countries are among the urgent threats and factors that determine the conditions and nature of the functioning and development of physical culture and sports. For example, in 2020, the pandemic of coronavirus infection led to an almost complete suspension of the functioning of this sphere, expressed in the closure or restriction of the activities of sports organizations, sports complexes, and the cancellation of sports events. The purpose of this study is to consider the key issues of financing physical culture and sports in the Russian Federation through economic, statistical and factor analysis. The authors consider the dynamics of budgetary and extra-budgetary financing of this sphere, as well as the planned corresponding structural indicators, the expected level of employment for this type of economic activity. The study revealed an increase in budget financing of this area by more than 12.3%, while the volume of revenues from relevant extra-budgetary sources decreased by 32.9%. In 2021 -2030, as part of the implementation of the Strategy for the Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation, it is planned to increase the share of extra-budgetary sources from 10% in 2021 to 20% in 2030. Reducing the dependence of this sphere on budget financing largely lies through increas-

ing the share of commercial income, creating the necessary conditions to increase the level of investment attractiveness, attracting significant amounts of extra-budgetary financing.

Keywords: physical culture and sports, budget financing, extra-budgetary financing, labor market, mass sports, pandemic, sanctions, investments.

Введение. Физическая культура и спорт представляет собой одно из важнейших социальных направлений, особенно чувствительных и уязвимых в условиях кризисных явлений в экономике [1]. Популяризация и развитие массового спорта поддерживают национальное единство, обороноспособность и конкурентоспособность страны, благоприятно влияют на повышение уровней физической и экономической активностей граждан, демографической ситуации [2]. Спорт даже в любительском варианте способствует укреплению личностных качеств людей, а в социальном плане дает культурное единение и общность интересов, что способствует улучшенной коммуникации между различными этносами и культурными группами населения [3]. Здоровый образ жизни как компонент социальной политики направлен на укрепление самых разных аспектов социальной жизни населения и экономики страны [4, 5]. Это и определяет интерес со стороны государства к стимулированию активности населения в занятиях физической культурой, поиск и адаптацию новых способов вовлечения людей в массовый спорт [6].

В данном аспекте одной из ключевых проблем является высокая степень зависимости от бюджетного финансирования, поскольку в условиях кризиса и макроэкономической нестабильности имеет место быть отток бюджетных средств в другие отрасли и сферы [7]. Например, пандемия корона-вирусной инфекции привела к серьезным изменениям в социально-экономической сфере, в том числе привычной деятельности людей, спорт и физическую активность, профессиональный спорт, соответствующих стейкхолдеров, хозяйствующих субъектов, функционирующих в данной сфере [8]. Сложившаяся ситуация создала необходимость в увеличении объемов финансирования системы здравоохранения, оказании адресной помощи наиболее пострадавшим отраслям и категориям хозяйствующих субъектов в российской экономике. В данном аспекте актуальным является повышение доли частных инвестиций и средств из внебюджетных источников в финансировании сферы физической культуры и спорта.

Материал и методы исследования. В представленной работе авторами рассматриваются ключевые аспекты финансирования сферы физической культуры и спорта в Российской Федерации, сравнительная динамика бюджетных и внебюджетных источников финансирования сферы физической культуры и спорта, численности человек, занимающихся спортом за 2017-2021 гг., а также плановых показателей доли средств внебюджетных источников в общем объеме финансирования физической культуры и спорта, количест-

ва штатных работников физической культуры и спорта в рамках целевых показателей реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в 2021-2030 гг. (далее Стратегия). Для достижения поставленных целей исследования в ходе исследования используются информационно-аналитические и экономико-статистические данные, нормативно-правовые документы, представленные на официальных сайтах Правительства Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики, Счетной Палаты, Министерства спорта Российской Федерации. Авторами были использованы общенаучные методы исследования: экономико-статистический анализ, обощение научной практики, дедукция, индукция, синтез.

Результаты исследования. Обеспечение эффективного функционирования и развития сферы физической культуры и спорта во многом основывается на выделении значительных объемов финансовых ресурсов из бюджетной системы. При этом высокую значимость в данном аспекте имеют также внебюджетные источники финансирования, в качестве которых могут выступать спонсорство, пожертвования, денежные средства физкультурно-спортивных объединений, в том числе и международных [9]. На рисунке 1 представлена сравнительная динамика бюджетных и внебюджетных источников финансирования сферы физической культуры и спорта в Российской Федерации за 2017-2021 гг.

В 2017-2021 гг., согласно данным, прелстав-ленным на рисунке 1, объем бюджетного финансирования сферы физической культуры и спорта увеличился более чем на 12,3%. При этом объем соответствующих внебюджетных источников финансирования сократился на 32,9%, что является негативной динамикой в аспекте снижения степени зависимости данной сферы от бюджетных источников финансирования. За соответствующий промежуток времени отмечается увеличение количества спортивных сооружений на 13,4%, а число человек, занимающихся спортом более чем на 31%, что позволяет сделать вывод о высокой степени эффективности реализуемой политики по популяризации массового спорта. Капитальный ремонт спортивных сооружений в 2017-2021 гг. стал наиболее быстрорастущей категорией финансирования: по бюджетному фининсированию прирост составил 223%, а по внебюджетному финансированию 245,8%. Повышение доли внебюджетных источников финансирования сферы физической культуры и спорта в общей структуре финансирования сферы является одним из перепектив-ных направлений развития не только данной сфе-

ры, но и совершенствования и повышения эффективности бюджетной политики, поскольку снижение нагрузки на бюджетную систему при сохранении необходимого уровня финансирования физической культуры и спорта, а также перенаправлении финансовых ресурсов в другие социально-экономические сферы, приори-тетные направле-

ния развития. На рисунке 2 представлена динамика доли средств внебюджетных источников в общем объеме финансирования физической культуры и спорта в Российской Федерации в рамках целевых показателей реализации Стратегии в 20212030 гг.

2018 2019 2020

Внебюджетные расходы Бюджетные расходы Источник: составлено авторами по данным [10].

Рисунок 1 - Сравнительная динамика бюджетных и внебюджетных источников финансирования сферы физической культуры и спорта в Российской Федерации за 2017-2021 гг., тыс. рублей

20

20

1?

10

10 и 13

2021 2023 202!! 20 30

Источник: составлено авторами по данным [11].

Рисунок 2 - Динамика доли средств внебюджетных источников в общем объеме финансирования физической культуры и спорта в Российской Федерации в рамках целевых показателей реализации Стратегии в 2021-2030 гг., %

Рисунок 3 - Динамика количества штатных работников физической культуры и спорта в Российской Федерации в рамках целевых показателей реализации Стратегии в 2021-2030 гг., тыс человек

70 0 600

400 300 200 100

Ы9

495

403

2021

2023

202?

2030

Источник: составлено авторами по данным [11].

В 2021-2030 гг. в рамках реализации Стратегии предусмотрено увеличение значения рассматриваемого показателя с 10% в 2021 г. до 20% в 2030 г. Данная Стратегия на 2 этапе реализации плана предполагает достижение снижения зависимости от государственного финансирования за счет увеличения доли коммерческих доходов, создание необходимых условий для повышения уровня инвестиционной привлекательности, привлечение значительных объмов внебюджетного финансирования [11].

На сегодняшний день в мировой практике существует несколько моделей финансирования сферы физической культуры и спорта. Так, Алтухов С. В в своем исследовании выделяет несколько моделей управления сферой физической культуры и спорта: китайская, американская и бразильская. Китайская модель характеризуется использованием принципа государственного подхода к управлению спортом, что выражается в 80% финансирования средствами бюджетной системы. Американская модель не подразумевает прямого регулирования и поддержки данной сферы средствами бюджетной системы, однако предусмотрено освобождение от уплаты налогов. Бразильская система основывается на том, государство берет на себя функции по обеспечению функционирования объектов спортивной инфраструктуры, делегируя финансирование спортивных мерпориятий через спонсорство за счет уплаты части налогов [12].

Также необходимым направлением развития сферы физической культуры и спорта является соответствующий рост числа работников, повышения их уровня квалификации и компетенций. Бобровский Е.А. в своем исследовании отмечает значимость решения проблем, связанных с не-

хваткой компетентных тренеров. В данном аспекте является необходимым повышение уровня престижа профессии тренера, уровня заработной платы, развития массового и любительского спорта, строительство объектов спортивной инфраструктуры, а также модернизация уже существующих [13]. На рисунке 3 представлена динамика количества штатных работников физической культуры и спорта в Российской Федерации в рамках целевых показателей реализации Стратегии в 2021-2030 гг.

В 2021-2030 гг. планируется увеличение количества штатных работников физической культуры и спорта в рамках целевых показателей реализации Стратегии на 59%, что даст существенный импульс в развитии данной сферы, повысит популярность и доступность массового и любительского спорта в обществе. В данном аспекте важнейшим направлением развития является совершенствование профессионального образования, заключающееся в разработке и реализации образовательных программ, соответствующих новым требованиям и потребностям рынка труда, повышение уровня технического и технологического оснащения образовательных организаций, расширение академической мобильности обучающихся, разработка и внедрение современных образовательных технологий, повышение уровня интеграции образовательных организаций, органов власти, рынком труда.

Выводы. В рамках реализации Стратегии предусмотрено выделение из бюджетной системы значительных объемов финансовых ресурсов, а также увеличение доли внебюджетных средств, направленных на строительство и реконструкцию объектов спортивной инфраструктуры, проведение спортивных мероприятий, капитальный ремонт спортивных сооружений. В 2017-2021 гг. в

Российской Федерации общий объем бюджетного финансирования сферы физической культуры и спорта увеличился более чем на 12,3%. При этом объем соответствующих внебюджетных источников финансирования сократился на 32,9%. Также в 2017-2021 гг. число человек, занимающихся спортом выросло более чем на 31%. В аспекте развития финансовой составляющей сферы физической культуры и спорта подразумевается увеличение доли средств внебюджетных источников в общем объеме финансирования физической культуры и

спорта с 10% в 2021 г. до 20% в 2030 г., достигаемое через увеличение доли коммерческих доходов, создание необходимых условий для повышения уровня инвестиционной привлекательности, привлечение значительных объмов внебюджетного финансирования. Также актуальным вопросом в данном аспекте является повышение количества штатных работников физической культуры и спорта, повышение привлекательности профессии тренера, обеспечение роста уровня заработной платы.

Список использованных источников

1. Бобровский Е.А. О развитии финансирования физической культуры и спорта // АНИ: экономика и управление. - 2020. - №4 (33). - С.71-74.

2. Соломахина Т.Р. Об изменении финансирования в области физической культуры и спорта в Российской Федерации // АНИ: экономика и управление. - 2021. - №2 (35). - С.317-320.

3. Физическая культура как способ укрепления личностных и духовных предпочтений мусульман / И.В. Лескова, А.А. Передельский, С.Ю. Зязин, А.А. Кривоухов // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 8. - С. 89.

4. Зюкин Д.А., Матушанская Е.Е. Массовый спорт как неотъемлемый элемент реализации концепции здорового образа жизни населения // Региональный вестник - 2018. - № 6 (15). - С. 11-13.

5. Экономические направления популяризации здорового образа жизни населения как способ продления социальной активности граждан / Д.А. Зюкин, Д.А. Самофалов, Е.В. Харченко, С.Н. Петрова // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2020. - № 8. - С. 53-60.

6. Зюкин Д.А. Способы и направления продвижения здорового образа жизни и массового спорта // Наука и практика регионов. - 2020. - № 4 (21). - С. 120-124.

7. Перькова Е.Ю. Влияние финансирования на развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации // АНИ: экономика и управление. - 2021. - №1 (34). - С.251-254.

8. Спорт в условиях пандемии COVID-19 // Официальный сайт Счетной Палаты Российской Федерации - [электронный ресурс] - Режим доступа: https://ach.gov.ru/upload/ pdf/ 20200720_Дайджест_спорт_итог.р^£

9. Орлова Е.А., Варпаева И.А., Треушников Р.В. Финансирование, учет и анализ деятельности физ-культурно-спортивных организаций: учебное пособие. - Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2019. - 90 с.

10. Отчеты о деятельности Министерства спорта Российской Федерации // Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации -[электронный ресурс] - Режим доступа: https://minsport.gov.ru/activities/reports/.

11.Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года // Официальный сайт Правительства Российской Федерации -[электронный ресурс] - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/Rr4JTrKDQ5nANTR10j29BM7zJBHXM05d.pdf.

12. Пьянкова С.Г., Аркалов Д.П. Сравнительный анализ экономических моделей управления спортом в международной практике // РППЭ. - 2021. - №1 (123). - С.74-84.

13. Бобровский Е.А. Кадровая политика в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации // КНЖ. - 2017. - №4 (21). - С.315-318.

Spisok ispolzovannyx istochnikov

1. Bobrovskij E.A. O razvitii finansirovaniya fizicheskoj kul'tury' i sporta // ANI: e'konomika i upravlenie. - 2020. - №4 (33). - S.71-74.

2. Solomaxina T.R. Ob izmenenii finansirovaniya v oblasti fizicheskoj kul'tury' i sporta v Rossijskoj Federacii // ANI: e'konomika i upravlenie. - 2021. - №2 (35). - S.317-320.

3. Fizicheskaya kul'tura kak sposob ukrepleniya lichnostny'x i duxovny'x predpochtenij musulman / I.V. Leskova, A.A. Peredel'skij, S.Yu. Zyazin, A.A. Krivouxov // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury'. - 2019. -№ 8. - S. 89.

4. Zyukin D.A., Matushanskaya E.E. Massovy'j sport kak neot''emlemy'j e'lement realizacii koncepcii zdorovogo obraza zhizni naseleniya // Regional'ny'j vestnik - 2018. - № 6 (15). - S. 11-13.

5. E'konomicheskie napravleniya populyarizacii zdorovogo obraza zhizni naseleniya kak sposob prodleniya social'noj aktivnosti grazhdan / D.A. Zyukin, D.A. Samofalov, E.V. Xarchenko, S.N. Petrova // Vestnik Kurskoj gosudarstvennoj sel'skoxozyajstvennoj akademii. - 2020. - № 8. - S. 53-60.

6. Zyukin D.A. Sposoby' i napravleniya prodvizheniya zdorovogo obraza zhizni i massovogo sporta // Nauka i praktika regionov. - 2020. - № 4 (21). - S. 120-124.

7. Perkova E.Yu. Vliyanie finansirovaniya na razvitie fizicheskoj kul'tury' i sporta v Rossijskoj Federacii // ANI: e'konomika i upravlenie. - 2021. - №1 (34). - S.251-254.

8. Sport v usloviyax pandemii COVID-19 // Oficial ny j sajt Schetnoj Palaty' Rossijskoj Federacii -[e'iektronny'j resurs] - Rezhim dostupa: https://ach.gov.ru/upload/ pdf/ 20200720_Dajdzhest_sport_itog.pdf.

9. Orlova E.A., Varpaeva I.A., Treushnikov R.V. Finansirovanie, uchet i analiz deyatelnosti fizkulturno-sportivnyx organizacij: uchebnoe posobie. - Nizhnij Novgorod: Izd-vo NNGU, 2019. - 90 s.

10. Otchety' o deyatefnosti Ministerstva sporta Rossijskoj Federacii // OficiaTnyJ sajt Ministerstva sporta Rossijskoj Federacii -[e'lektronny'j resurs] - Rezhim dostupa: https://minsport.gov.ru/activities/reports/.

11.Strategiya razvitiya fizicheskoj kul'tury' i sporta v Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda // Oficialnyj sajt Pravitelstva Rossijskoj Federacii -[elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://static.government.ru/media/files/Rr4JTrKDQ5nANTR1Oj29BM7zJBHXM05d.pdf.

12. Pyankova S.G., Arkalov D.P. Sravnitelnyj analiz ekonomicheskix modelej upravleniya sportom v mezhdunarodnoj praktike // RPPE'. - 2021. - №1 (123). - S.74-84.

13. Bobrovskij E.A. Kadrovaya politika v sfere fizicheskoj kul'tury' i sporta v Rossijskoj Federacii // KNZh. - 2017. - №4 (21). - S.315-318.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.