Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
647
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МАССОВЫЙ СПОРТ / РАЗВИТИЕ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / СРЕДСТВА БЮДЖЕТОВ / ВВП / ГЧП / ЧАСТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аверин А. В., Загулова Д. В.

Физическая культура и спорт являются одной из важнейших отраслей социальной сферы, которая поддерживается государством и финансируется из средств бюджетной системы Российской Федерации. Повышение эффективности государственного управления в сфере развития физической культуры и массового спорта во многом обусловлено совершенствованием финансового планирования для обеспечения пропорционально сочетаемых форм и источников финансирования. Проанализирована динамика показателей финансирования, дана оценка влиянию различных его источников на показатели развития физической культуры и спорта в Российской Федерации. Приоритетом анализа стала оценка динамики ряда важных показателей финансирования массового спорта и развития инфраструктуры массового спорта. Определена роль бюджетных и внебюджетных источников в финансировании физической культуры и спорта. Проанализированы взаимосвязи показателей развития физической культуры и спорта и инвестиций, поступаемых из различных источников. Авторы приводят к выводу о том, что динамика финансирования развития массового спорта носит однонаправленный характер с преобладанием периодов поступательного роста. Расходы бюджета на массовый спорт были единственным показателем, значения прироста которого принимали отрицательные значения в исследуемый период. По направлению изменений показатели финансирования физической культуры и спорта носят преимущественно проциклический характер - анализ показал положительную корреляцию роста данного показателя с выпуском ВВП. Зависимость между расходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на массовый спорт и объектами спортивной инфраструктуры имеет различный характер и обусловливается источником финансирования. Анализ финансирования проектов ГЧП в данной сфере свидетельствует о значительном потенциале частного капитала в развитии инфраструктуры массового спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF FINANCING SOURCES FOR PHYSICAL CULTURE AND SPORTS DEVELOPMENT IN RUSSIAN FEDERATION

Physical culture and sports are one of the most important branches of the social sphere, which is supported by the state and financed from the budgets of the budgetary system of the Russian Federation. Improving the efficiency of public administration in the development of physical culture and mass sports is largely due to the improvement of financial planning to ensure proportionally combined forms and sources of financing. The purpose of this article is to analyze the dynamics of funding indicators and assess the impact of its various sources on the indicators of the development of physical culture and sports in the Russian Federation. The priority of the analysis was the assessment of the dynamics of a number of important indicators of the financing of mass sports and the development of the infrastructure of mass sports. Method: available statistical data on the financing of the development of physical culture and mass sports in 2010-2018 were analyzed using economic and statistical methods of analysis. Results: according to the results of the study, the role of budgetary and extra-budgetary sources in the financing of physical culture and sports is determined. The interrelations of indicators of the development of physical culture and sports and investments received from various sources are analyzed. Conclusions: The dynamics of financing the development of mass sports is unidirectional with a predominance of periods of progressive growth. Budget expenditures on mass sports were the only indicator whose growth values took negative values during the study period. In the direction of changes, the indicators of financing physical culture and sports are mainly pro-cyclical in nature - the analysis showed a positive correlation of the growth of this indicator with the output of GDP. The dependence between the expenditures of the budgets of the budget system of the Russian Federation on mass sports and sports infrastructure facilities has a different nature and is determined by the source of funding. The analysis of the financing of PPP projects in this area indicates a significant potential of private capital in the development of mass sports infrastructure.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЭКОНОМИКА ЗДОРОВЬЯ

А. В. Аверин

Д. В. Загулова

УДК: 796: 338.2 Б01: 10.24412/2071-6435-2021-5-126-138

Анализ источников финансирования

развития физической культуры и спорта в Российской Федерации

Физическая культура и спорт являются одной из важнейших отраслей социальной сферы, которая поддерживается государством и финансируется из средств бюджетной системы Российской Федерации. Повышение эффективности государственного управления в сфере развития физической культуры и массового спорта во многом обусловлено совершенствованием финансового планирования для обеспечения пропорционально сочетаемых форм и источников финансирования. Проанализирована динамика показателей финансирования, дана оценка влиянию различных его источников на показатели развития физической культуры и спорта в Российской Федерации. Приоритетом анализа стала оценка динамики ряда важных показателей финансирования массового спорта и развития инфраструктуры массового спорта. Определена роль бюджетных и внебюджетных источников в финансировании физической культуры и спорта. Проанализированы взаимосвязи показателей развития физической культуры и спорта и инвестиций, поступаемых из различных источников. Авторы приводят к выводу о том, что динамика финансирования развития массового спорта носит однонаправленный характер с преобладанием периодов поступательного роста. Расходы бюджета на массовый спорт были единственным показателем, значения прироста которого принимали отрицательные значения в исследуемый период. По направлению изменений показатели финансирования физической культуры и спорта носят преимущественно проциклический характер — анализ показал положительную корреляцию роста данного показателя с выпуском ВВП. Зависимость между расходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на массовый спорт и объектами спортивной инфраструктуры имеет различный характер и обусловливается источником финансирования. Анализ финансирования проектов ГЧП в данной сфере свидетельствует о значительном потенциале частного капитала в развитии инфраструктуры массового спорта.

Ключевые слова: физическая культура, массовый спорт, развитие, источники финансирования, средства бюджетов, ВВП, ГЧП, частные инвестиции.

Введение

Программы и проекты по популяризации здоровой физической активности и массового спорта входят в число

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

© А. В. Аверин, 2021 © Д. В. Загулова, 2021

приоритетных национальных политик развитых государств. В соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации уже к 2024 году ожидается рост населения, приверженного здоровому образу жизни и активно вовлеченного в массовое физкультурное движение и спорт до 55% от общего количества [9]. Эта цель задает вектор прогресса национальной индустрии физического воспитания и спорта на период до 2030 года и побуждает органы исполнительной власти различных уровней предпринимать особые усилия для расширения и улучшения инфраструктуры массовых услуг в области физкультуры и массового спорта [2].

Очевидными проблемами модернизации текущей инфраструктуры и строительства новых спортивных объектов являются жесткие бюджетные ограничения [11]. Преодоление этого разрыва между желаемой рекреационно-спортивной инфраструктурой и бюджетным дефицитом является сложной междисциплинарной задачей, которая требует творческого подхода и инноваций в планировании, финансировании, строительстве и эксплуатации инфраструктурных активов [4; 5; 10]. Доля расходов на физическую культуру и массовый спорт растет, но достижение плановых показателей развития физической культуры и спорта в нашей стране сопряжено с повышением эффективности реализуемых инвестиций и развитием потенциала привлечения в данную сферу частного капитала. При этом исчерпывающая информация по общему финансированию сферы физической культуры и спорта отсутствует, существуют разночтения в данных федерального казначейства и в сводной информации статистических форм [11]. Это, а также необходимость повышения эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на развитие физической культуры и спорта [12; 14; 15], актуализирует исследования, направленные на углубление понимания роли различных источников финансирования инвестиций развития инфраструктуры массового спорта и на их точную оценку.

Цель исследования — анализ динамики и оценка влияния различных источников финансирования на показатели развития физической культуры и спорта в Российской Федерации.

Материалы и методы

Информационной базой для статьи послужили следующие материалы: 1) отчеты о развитии физической культуры и спорта, размещенные на сайте Министерства спорта Российской Федерации [5—8]; 2) статистика государственных финансов Российской Федерации (Федеральное казначейство) [12]; данные, представленные на сайте платформы поддержки инфраструктурных проектов РОСИНФРА [1]. Методологическая основа исследования — экономико-статистические методы анализа данных (сравнительный и структурный анализ, корреляционный анализ). Данные исследования отражают период с 2011 по 2020 год. Визуализация результатов анализа реализована в программе Microsoft Excel 2016.

Результаты

Рисунок 1 демонстрирует динамику расходов федерального бюджета Российской Федерации на финансирование физкультуры и спорта.

120

Рисунок 1. Динамика расходов федерального бюджета на физкультуру и спорт

В целом наблюдается растущий тренд. Показатель доли расходов в 2011— 2016 годах роснезначительными темпами,просевв 2016 годуна11,61процентного пункта. В 2017 году мы наблюдаем резкое увеличение объема расходов до 96,14 млрд рублей (рост более чем в 1,6 раза), что является максимальным показателем за весь рассматриваемый период. В 2018 году финансирование физкультуры и спорта изфедеральногобюджета сократилосьдо уровнясредних абсолютных показателейпредыдущихлет (64,02млрд рублей).В целомнаблюдается тенденция к увеличениюфинансовойподдержкифизкультурыи спортаизфедерального бюджета Российской Федерации (рост на 19,81 млрд рублей, или 44,8%).

В 2011-2018 годах наблюдается растущая динамика расходов бюджетов субъ-ектовРоссийскойФедерации нафинансированиефизкультурыи спортас 144,77 млрдрублей — в 2011 годудо 282,84млрдрублей — в 2018 году(рост— 1,95раза). Замедлениероста произошло в 2015 году, при этом объем расходов бюджетов РоссийскойФедерации составил 193,11 млрдрублей; небольшой рост (+18,64 процентного пункта) отмечается в 2016 году; в 2017 и в 2018 годах поступательный рост продолжился.

На рисунке 2 проиллюстрирована динамика расходов федерального бюджета РоссийскойФедерациинаразвитиемассового спортаза 2011-2018 годы.

Рисунок 2. Динамика расходов федерального бюджета на массовый спорт

Можно заключить, что тренд расходов федерального бюджета на массовый спорт снижающийся (с 13,7 млрд рублей в 2011 году до 8,43 млрд рублей в 2018 году (спад примерно в 1,6 раза)). В 2013 году объем финансирования массового спорта из федерального бюджета составил 13,33 млрд рублей, что стало максимальным показателем за весь рассматриваемый период. В период 2014—2018 годов динамика расходов волатильна. В 2016 году анализируемый показатель упал до минимального за весь исследуемый период значения в 4,65 млрд рублей.

На рисунке 3 изображена динамика расходов консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации на массовый спорт за 2011—2018 годы. В исследуемый период расходы выросли всего на 12,62 млрд рублей. Наблюдаемый тренд аналогичен трендам динамики расходов на массовый спорт федерального бюджета: период незначительного поступательного роста сменился спадом в 2016 году; в 2017 году показатель расходов достиг средних значений в указанном периоде и в 2018 году прирос на 10,72 процентного пункта.

160000

140000 140581^

120000

100000 91650 105162

80000 60000 68665 59153/ -АВ ИМ ДТ, шт. АВ ЭК ДТ, шт.

40000

20000 15314/

0 2018 2019 2020

Рисунок 3. Динамика расходов консолидированного бюджета субъектов РоссийскойФедерациинамассовыйспорт

По направлению изменений показатели финансирования массовой инфраструктуры изфедерального бюджетаносят преимущественнопроциклический характер — анализпоказал положительнуюкорреляциюростаданногопоказателя с выпускомВВП(рисунок4).

ДинамикаВВП имеетвозрастающийтренд напротяжениивсегорассматривае-мого периода:с 60,11 трлнрублей — в 2011 году до 104,63 трлнрублей — в 2018 году (рост болеечемв 1,7 раза).Показательфедеральногобюджета имеетпрактически неизменнуюдинамику с поступательнымитемпами роста. В 2011 году объем бюджетасоставлял 10,43 трлнрублей,в 2018 году — 16,71 трлнрублей(рост в 1,6 раза). Бюджет на физическую культуру и спорт рос на протяжении всего рассма-

триваемого периода. В 2011—2014 годах прирост бюджета на физическую культуру и спорт составил 55,6% (90,67 млрд рублей в абсолютных показателях). В 2017 году бюджет на физическую культуру и спорт составил 327,03 млрд рублей (прирост по сравнению с уровнем 2016 года +24%). В целом за период 2011—2018 годов финансирование в данном направлении выросло с 162,94 до 331,45 млрд рублей (прирост - 103,4%).

350,00 300,00 250,00 200,00 150,00 100,00 50,00 0,00

■•••262,25

— 162,94

-186,74

___• -68Д0_"_-72,09

10,93 12,90 1

2011 2012 2013

253,61 254,87

79,03 83,09 85,62

91,84

68,10

--40-21-----49-36-----50,78----"49-------46ДО----------46,49-"

34-14,83-15,62-16,42-16,42-

2014 2015 2016 2017

Год

331,45

57,08 16,71

- ВВП в текущих ценах (трлн) -Федеральный бюджет (трлн)

-----Бюджет на массовый спорт (млрд)

.........Бюджет на физическую культуру и спорт (млрд)

327,03

104,63

Рисунок 4. Динамика показателей ВВП, федерального бюджета, бюджета на физическую культуру и спорт и бюджета на массовый спорт в 2011—2018 годах

Показателибюджета на массовый спортимелиболееволатильную динамику (рисунок 4). В 2011 году на массовый спорт из бюджета выделялось 44,2 млрд рублей, в 2012 году — 43,36 млрд рублей, в 2013 году — 50,78 млрд рублей. В 2014 годуначалосьснижение, и в 2016 годузначенияпоказателядостигли41,09 млрд рублей.К 2018 годурастущийтренд финансированиямассовогоспорта с 2016 года обеспечил прирост бюджета в 29,0%.

Рисунок 5 иллюстрирует темпы прироста показателей ВВП, федерального бюджета, бюджета на физическую культуру и спорт и бюджета намассовый спорт в 2011—2018 годах. Мывидим, чтонаименьшие темпыприроста и наибольшую волатильность демонстрирует динамика показателей бюджета на массовый спорт.

Для анализа взаимосвязи показателей физической культуры и спорта и федерального бюджета, а также консолидированного бюджета субъектов Российской Федерациинами былирассчитанысоответствующиекоэффициентыкорреляции Пирсона (г-Пирсона).

Анализ показал, что расходы консолидированного бюджета Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов (ГВБФ)на массовыйспорт положительно коррелирует с общим количеством спортивных объектов (+0.44), количеством стадионов (+0.30), численностью кадров (+0.11), численностью занимающихся (включая женщин) (+0.43), фактической ЕПС (+0.42), долей фактической ЕПС от норматива ЕПС (+0.32), численностью занимающихся на

предприятиях, в учреждениях, организациях (+0.31), численностью занимающихся в учреждениях дополнительного образования (+0.06) и количеством спортивных званий (+0.26).

.........Рост в ВВП (%)

-----Рост бюджета (%)

Рост бюджета на массовый спорт (%) — — — Рост бюджета на физическую культуру и спорт (%)

Рисунок5. ТемпыприростапоказателейВВП,федеральногобюджета,бюджетана физическую культуру и спорт, бюджета на массовый спорт в 2011—2018 годах (в %)

Связь между расходами консолидированного бюджета Российской Федерации и ГВБФ на массовый спорт и численностью занимающихся в учреждениях дополнительного образованиястатистическинезначимая.

Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации и ГВБФ на массовый спорт имеют отрицательную корреляцию с количеством плоскостных сооружений (—0.17), залов (—0.25), бассейнов (—0.09), количеством учащихся, отнесенных к специальноймедицинской группе (—0.56) и посещающих из них занятия в специальноймедицинскойгруппе(—0.15),а также количествомпод-готовленных разрядников (—0.81).

Наибольшая обратная зависимость наблюдается у расходов консолидированного бюджета РоссийскойФедерации и ГВБФнамассовый спортот количества учащихся, отнесенных к специальноймедицинскойгруппе, и количества подготовленных разрядников. Связь между расходами консолидированного бюджета Российской Федерации и ГВБФ на массовый спорт и количеством плоскостных сооружений, бассейнов и численностьюпосещающихзанятияв специальной медицинской группепрактически отсутствует.

Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации и ГВБФ на физическую культуру и спорт: 1) положительно коррелируют с общим количеством

спортивных сооружений (+0.98), плоскостных сооружений (+0.79), спортивных залов (+0.09), бассейнов (+0.95), численностью кадров (+0.52), общей численностью занимающихся спортом (включая женщин) (+0.97), фактической ЕПС (+0.97), долей фактической ЕПС от норматива ЕПС (+0.88), численностью занимающихся на предприятиях, в учреждениях, организациях (+0.90), численностью занимающихся в учреждениях дополнительного образования (+0.98); 2) имеют противоположную зависимость от количества стадионов (—0.44), количества учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе (—0.18) и посещающих из них занятия в специальной медицинской группе (—0.37), а также от количества подготовленных разрядников (—0.52).

Расходы федерального бюджета на массовый спорт имеют отрицательную корреляцию с ростом общего количества спортивных объектов (—0.81), количества плоскостных сооружений (—0.88), спортивных залов (—0.23), бассейнов (—0.91), численности кадров (—0.39), численности занимающихся (в том числе женщин) (—0.81), количества учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе (—0.38), фактической ЕПС (—0.81), доли фактической ЕПС от норматива ЕПС (—0.82), численности занимающихся на предприятиях, в учреждениях, организациях (—0.78), численности занимающихся в учреждениях дополнительного образования (—0.84). Федеральный бюджет на массовый спорт положительно зависит от количества стадионов (+0.43), численности посещающих занятия в специальной медицинской группе (+0.33) и подготовленных разрядников (+0.08).

Таким образом, наибольшая обратная зависимость была выявлена между расходами федерального бюджета на массовый спорт и общим количеством спортивных объектов, плоскостных сооружений и бассейнов. Значимой положительной взаимосвязи установлено не было.

Самая высокая степень прямой зависимости была установлена между расходами федерального бюджета на физическую культуру и спорт и численностью занимающихся в учреждениях дополнительного образования, количеством бассейнов, а обратной зависимости — между расходами федерального бюджета на физическую культуру и спорт и количеством подготовленных разрядников. Взаимосвязь между расходами федерального бюджета на физическую культуру и спорт и количеством учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, а также количеством спортивных залов статистической значимости не имеет.

Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на массовый спорт имеют положительную корреляцию с общим количеством спортивных объектов (+0.43), стадионов (+0.34), численностью занимающихся (в том числе женщин) (+0.41), кадров (+0.11), фактической ЕПС (+0.40), долей ЕПС от норматива ЕПС (+0.30), численностью занимающихся на предприятиях, в учреждениях, организациях (+0.30), занимающихся в учреждениях дополнительного образования (+0.02) и числом спортивных званий (+0.25). Отрицательная корреляция была выявлена с такими показателями, как количество плоскостных сооружений (—0.22), спортивных залов (—0.26), бассейнов (—0.14), количество учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе (—0.57), посещающих занятия в специальной

медицинской группе (—0.13) и подготовленных разрядников (—0.81).

Согласно предварительной оценке национальных счетов, опубликованной Росстатом 1 февраля, в 2020 году национальная экономика сократилась на 3,1% в годовом исчислении. Этот результат контрастировал с пересмотренным ростом на 2,0% в прошлом году и ознаменовал самое резкое сокращение ВВП с 2009 года. Спад за весь 2020 год был вызван значительным снижением внутреннего спроса из-за сдерживающих эффектов пандемии коронавируса и падения глобального спроса на энергоресурсы. Номинальный объем ВВП в 2020 году составил 106,6 трлн рублей.

Министерство экономики прогнозирует, что ежегодный рост российской экономики в 2020—2022 годах составит в среднем 3%. Этот прогноз является оптимистичным, и более неблагоприятный сценарий роста, предполагающий резкий рост новых случаев СОУГО-19, продолжающийся во второй половине 2021 года, может оказать дополнительное давление на экономическую активность в стране. В таком случае ВВП в 2021 году вырастет не более чем на 1—2%, и потребительский и инвестиционный спрос будут затронуты более серьезно. На этом фоне государственное финансирование физкультуры и спорта будет находиться под огромным давлением. Государству предстоит сделать решительный шаг к удовлетворению долгосрочных потребностей экономики, обратив вспять нисходящие инвестиционные тенденции, и помочь стимулированию развития физической культуры и спорта в условиях восстановления экономики, не оказывая давления на государственные финансы, не создавая новых долгов.

Необходимость развития и модернизации объектов инфраструктуры, в том числе в сфере физической культуры и спорта, при существующих бюджетных ограничениях, актуализирует расширение использования инструментов государственно-частного партнерства (ГЧП) и привлечение частных инвестиций для финансирования инфраструктурных проектов в данной сфере. Государственно-частное партнерство успешно используется в развитых странах для развития инфраструктуры массового спорта [3; 15].

В рамках данного исследования мы проанализировали финансирование существующих проектов ГЧП в сфере физкультуры и массового спорта. Рисунок 6 демонстрирует динамику показателей инвестиций по источникам и количества проектов за период 2004—2020 годов [1]. В 2004 году объем общих инвестиций составил 2792 млн рублей, частных инвестиций — 2 516 млн рублей, бюджетных инвестиций — 276 млн рублей.

В 2004 и 2007 годах зафиксировано по одному проекту ГЧП в физкультуре и спорте. В 2009 году количество проектов возросло до пяти, в 2011—2012 годах— 2 проекта, в 2013—3, в 2014—4. В 2015 году число проектов резко возросло до 14, затем в 2016 году снизилось до семи. В 2017 году было реализовано 18 проектов, в 2018 году — 22, в 2019—14 и в 2020 году — 12. В целом основная часть проектов (82%) пришлась на 2015—2020 годы.

Число реализуемых проектов ГЧП оставалось нестабильным на протяжении всего рассматриваемого периода, равно как и соответствующие объемы финансирования. В 2007 году объем общего финансирования в рамках проектов составил

5 334 млн рублей, в 2010 году — 1736 млн рублей, в 2011 году — 5 236 млн рублей, в 2012 году — 2 325 млн рублей В 2013 году объем общих инвестиций резко снизился до 437 млн рублей, затем в 2014 году увеличился до 5066 млн рублей (рост почти в 11,6 раза). В 2015 году произошел небольшой спад до 1872 млн рублей, в 2016 году — 534 млн рублей, в 2017 году объем вырос до 11 936 млн рублей. В 2018 году объем инвестиций сократился до 3 232 млн рублей (спад примерно в 3,7 раза по сравнению с аналогичным показателем в 2017 году). В 2019 году объем общих инвестиций составил 9 515 млн рублей, в 2020 году — 38 541 млн рублей, что является наибольшим значением за весь рассматриваемый период.

45000 40000 35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0

2792

5334

5263 1736 _ 2325

5066

1872

0 0 В 0 0 " 437 " 1^—0-^0 Н 1^— 1--2Ш -4-—14"~7~

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

534 14

1 3232

38541

11936

Ш Общий объем инвестиций ......... Частные инвестиции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-----Бюджетные инвестиции -Кол-во проектов

Рисунок 6. Объем. Проекты ГЧП в физкультуре и в спорте, млн рублей

Объем частных инвестиций в целом повторял тенденцию общего объема инвестиций, так как составлял большую его часть. Частные инвестиции росли в 2011—2012 годах, в 2013 году их объем резко сократился до 393 млн рублей. В 2014 годуобъемчастного инвестированиявырос до4 880 млнрублей,затем в 2015 году снизился до 1 833 млн рублей и в 2016 году — до 505 млн рублей. Наибольший показатель объема частных инвестиций, который составил 17 712 млн рублей,былдостигнут в 2020 году.

Объембюджетных инвестицийбылзначительноменьше частныхинвестиций практически во всем анализируемом периоде. В 2012—2018 годах объем бюджетных инвестиций непревышал 1000 млнрублей.В 2019 годупроизошел значительный ростбюджетныхинвестицийдо7 517 млн рублей (рост примерно в 10,5 раз по сравнению с аналогичным показателем в 2018 году). В 2020 году объем бюджетных инвестиций достиг максимального значения в 20 829 млн рублей.

Такимобразом,на 2020 год приходится наибольшийобъемвсех видов ин-вестиций.В течениевсегоисследуемогопериода частныйкапитал преобладал в финансировании проектов ГЧП.

Выводы

В рамках данного исследования проанализирована динамика показателей финансирования и оценено влияние различных его источников на показатели развития физической культуры и спорта в Российской Федерации.

Анализ показал, что в динамике финансирования массового спорта из различных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации преобладает однонаправленный рост с периодами волатильности, когда рост сходил «на нет». Изменения значений показателей финансирования физической культуры и спорта положительно коррелируют с выпуском ВВП. Все анализируемые показатели роста достигли своего максимального значения в 2018 году. При этом бюджет на массовый спорт показывает наименьшие темпы прироста в 2011—2018 годах. Зависимость между расходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на массовый спорт и показателями развития физической культуры и спорта, в том числе инфраструктуры массового спорта, имеет различный характер и обусловливается источником финансирования.

Наращивание государственных расходов на модернизацию и строительство объектов инфраструктуры массового спорта [9] само по себе не гарантирует высокой эффективности реализуемых инвестиций и не может обеспечить достижение плановых показателей развития. В условиях нарастающих бюджетных ограничений необходимо использовать системный подход, который обеспечивает соблюдение принципов долгосрочной устойчивости бюджета. Задачей государственного управления в сфере физической культуры и спорта является привлечение бизнес-инвестиций в проекты строительства и эксплуатации рекреационно-спортивных объектов. Анализ финансирования проектов ГЧП в данной сфере свидетельствует о значительном потенциале частного капитала в развитии инфраструктуры массового спорта, несмотря на нестабильность числа реализуемых проектов ГЧП и их финансирования.

Литература

1. База инфраструктурных проектов РОСИНФРА, 2021. URL: https://rosinfra.ru/project (дата обращения: 11 октября 2021 года).

2. БобровскийЕ. А. Развитие спортивной инфраструктуры для активизации массового спорта // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 101-104.

3. Иванов О. Б., БухвальдЕ. М. Государственно-частное партнерство в системе регионального стратегического планирования // ЭТАП: Экономическая Теория, анализ, Практика. 2018. № 3. С. 22-38.

4. Иванова Ю. О., Решетников А. М. Экономические и технологические преимущества использования инновационных технологий при строительстве спортивных объектов в России // Экономика, предпринимательство и право. 2020. Т. 10. № 4. С. 1085-1094.

5. Министерство спорта Российской Федерации. Показатели развития физической культуры и спорта в разрезе субъектов Российской Феде-

рации за 2015 год. URL: https://minsport.gov.ru/sport/physical-culture/ statisticheskaya-inf/642/ (дата обращения: 11 октября 2021 года).

6. Министерство спорта Российской Федерации. Показатели развития физической культуры и спорта в 2018 году. URL: https://minsport.gov. ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ (дата обращения: 11 октября 2021 года).

7. Министерство спорта Российской Федерации. Показатели развития физической культуры и спорта в 2019 году. URL: https://minsport.gov. ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ (дата обращения: 11 октября 2021 года).

8. Министерство спорта Российской Федерации. Показатели развития физической культуры и спорта в 2020 году. URL: https://minsport.gov. ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ (дата обращения: 11 октября 2021 года).

9. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 года № 3081-р. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74866492/ (дата обращения: 11 октября 2021 года).

10. Перькова Е. Ю. Структура финансирования спортивной инфраструктуры, созданной в субъектах Российской Федерации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 215-218.

11. Поздняков К. К., Решина Г. А. Межрегиональное инвестиционное сотрудничество как фактор регионального развития // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 308-312.

12. Сабинина А. Л., Кузнецова А. А. Финансирование бюджетных учреждений физической культуры и спорта // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2018. № 4 (1). С. 62-68.

13. Федеральное казначейство: статистика государственных финансов Российской Федерации. URL: https://www.roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/ (дата обращения: 11 октября 2021 года).

14. Цименко И. П. Финансирование физической культуры и спорта в современной России // Вестник современных исследований. 2020. № 5-3 (35). С. 23-25.

15. ЧернобровкинаЕ. Б. Особенности финансирования физической культуры и спорта в России и за рубежом // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2019. № 7 (59). С. 63-70.

References

1. Baza infrastrukturnyh proektov ROSINFRA, 2021 [ROSINFRA Infrastructure Project Database]. Available at: https://rosinfra.ru/project (accessed:11 October, 2021) (in Russian).

2. Bobrovskiy E. A. Development of sports infrastructure for the activation of mass sports. Karel'skiy nauchnyi zhurnal [Karelian Scientific Journal], 2018, vol. 7, no.1 (22), pp. 101-104 (in Russian).

3. Ivanov O. B., Buchwald E. M. Public-private partnership in the system of regional strategic planning. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, analysis, Practice], 2018, no. 3, pp. 22-38 (in Russian).

4. Ivanova U. O., Reshetnikov A. M. Economic and technological advantages of using innovative technologies in the construction of sports facilities in Russia. Ekonomika, predprinimatel'stvo iparvo [Economics, entrepreneurship and law], 2020, vol. 10, no. 4, pp. 1085-1094 (in Russian).

5. Ministerstvo sporta Rossiyskoy Federacii. Pokazateli razvitiya fizicheskoy kul'tury i sporta v razreze sub"ektov Rossiyskoy Federacii za 2015 god [The Ministry of Sports of the Russian Federation. Indicators of the development of physical culture and sports in the context of the subjects of the Russian Federation for 2015]. Available at: https://minsport.gov.ru/sport/physical-culture/ statisticheskaya-inf/642/ (accessed:11 October, 2021) (in Russian).

6. Ministerstvo sporta Rossiyskoy Federacii. Pokazateli razvitiya fizicheskoy kul'tury i sporta v 2018 godu [The Ministry of Sports of the Russian Federation. Indicators of the development of physical culture and sports in 2018]. Available at: https://minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ (accessed:11 October, 2021) (in Russian).

7. Ministerstvo sporta Rossiyskoy Federacii. Pokazateli razvitiya fizicheskoy kul'tury i sporta v 2019 godu [The Ministry of Sports of the Russian Federation. Indicators of the development of physical culture and sports in 2019]. 2019. Available at: https://minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statis-ticheskaya-inf/ (accessed:11 October, 2021) (in Russian).

8. Ministerstvo sporta Rossiyskoy Federacii. Pokazateli razvitiya fizicheskoy kul'tury i sporta v 2020 godu [The Ministry of Sports of the Russian Federation. Indicators of the development of physical culture and sports in 2020]. Available at: https://minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ (accessed:11 October, 2021) (in Russian).

9. Ob utvergdenii Strategii razvitiya phizicheskoy kultury i sporta v Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda [About the approval of the Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2030]. Decree of the Government of the Russian Federation No. 3081-r November 24, 2020. Available at: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/74866492/ (accessed:11 October, 2021) (in Russian).

10. Perkova E. U. The structure of financing of sports infrastructure created in the subjects of the Russian Federation. Azimut nauchnyh issledovaniy: ekonomika iupravlenie [Azimut of scientific research: economics and management], 2018, vol. 7, no.1 (22), pp. 215-218 (in Russian).

11. Pozdnyakov K. K., Reshina G. A. Interregional investment cooperation as a

factor of regional development. Azimut nauchnyh issledovaniy: ekonomika i up-ravlenie [Azimut of scientific research: economics and management], 2019, vol. 8, no.4 (29), pp. 308-312 (in Russian).

12. Sabinina A. L., Kuznecova A. A. Financing of budgetary institutions of physical culture and sports. Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Eko-nomicheskie i yuridicheskie nauki [Proceedings of the Tula State University. Economic and legal sciences], 2018, no.4 (1), pp. 62-68 (in Russian).

13. Federal'noe kaznacheystvo: statistika gosudarstvennyh finansov RF [Federal Treasury: statistics of public finance of the Russian Federation]. Available at: https://www.roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/ (accessed: 11 October, 2021) (in Russian).

14. Cimenko I. P. Financing of physical culture and sports in modern Russia. Vest-nik sovremennyh issledovaniy [Bulletin of Modern Research], 2020, no.5-3 (35), pp. 23-25 (in Russian).

15. Chernobrovkina E. B. Features of financing of physical culture and sports in Russia and abroad. Vestnik Universiteta imeni O. E. Kutafina [Bulletin of the O. E. Kutafin University], 2019, no.7 (59), pp. 63-70 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.