Научная статья на тему 'ДОПУСТИМЫЕ АЛГОРИТМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И АДАПТИВНОГО СПОРТА (ПРАВОВАЯ И ФИНАНСОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ)'

ДОПУСТИМЫЕ АЛГОРИТМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И АДАПТИВНОГО СПОРТА (ПРАВОВАЯ И ФИНАНСОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
201
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / АДАПТИВНЫЙ СПОРТ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ ОТРАСЛИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / СПОРТИВНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарасенко А.А., Фомиченко С.В., Воеводина С.С.

Актуальность. Государственное регулирование адаптивной физической культуры и адаптивного спорта (далее - АФК и АС) -это направление целенаправленного воздействие государства на комплексное развитие спортивной отрасли с помощью правового механизма, определяющего систему экономических, организационно-административных мероприятий данной сферы с учетом региональной специфики и территориального принципа управления. Сравнение финансовой (с учетом источников) и правовой составляющей (отраслевых законов Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодарского, Красноярского края, Новосибирской области. Республик Башкортостан, Адыгея) государственного регулирования АФК и АС позволит определить допустимые алгоритмы его эффективности. Цель исследования - определение алгоритма государственного регулирования при достаточности правового, финансового обеспечения данной части физической культуры и спорта как основы стратегической задачи ее развития. Методы исследования: анализ литературы, региональных отраслевых законов, методы математической статистики. Результаты исследования. В статье представлены результаты анализа допустимых алгоритмов (правовой и финансовой составляющей) эффективного государственного регулирования АФК и АС. Наблюдается диспропорция их региональных показателей. В настоящее время АФК и АС - одно из приоритетных направлений спортивной политики, что подтверждают данные о положительной динамике занимающихся: с 3,5% (2012 г.) до 19,4% (2019 г.); спортивных сооружений - с 18,7% (2015 г.) до 30,4% (2019 г.); темп роста подготовленных специалистов за 2012-2019 гг. (18%.). В регионах-лидерах показатель занимающихся АС составляет 40%, в остальных - 4%. Его стратегическое увеличение до 30% в 2030 г. предполагает совершенствование правовой регламентации с учетом российской практики управления - доминирующей регулирующей роли государства, при снижении бюджетной финансовой зависимости. Выводы: 1. Государственное регулирование АФК и АС осуществляется посредством правовой регламентации, бюджетного финансирования и обеспечения спортивной инфраструктурой. 2. В финансовом направлении государственного регулирования АФК и АС планируется снижение её зависимости от государственного бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тарасенко А.А., Фомиченко С.В., Воеводина С.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCEPTABLE ALGORITHMS FOR EFFECTIVE STATE REGULATION OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE AND ADAPTIVE SPORTS (LEGAL AND FINANCIAL COMPONENT)

Relevance. State regulation of adaptive physical culture and adaptive sports (hereinafter referred to as AFC and AS) is a direction of purposeful state influence on the comprehensive development of the sports industry through a legal mechanism that defines a system of economic, organizational and administrative measures in this area, taking into account regional specifics and territorial management principle. A comparison of the financial (taking into account sources) and legal components (sectoral laws of Moscow, St. Petersburg, Krasnodar, Krasnoyarsk Krai, Novosibirsk Region, the Republics of Bashkortostan, Adygea) of state regulation of AFC and AS will determine the permissible algorithms of its effectiveness. The purpose of the study is to determine the algorithm of state regulation with sufficient legal and financial support for this part of physical culture and sports as the basis of the strategic task of its development. Research methods: analysis of literature, regional branch laws, methods of mathematical statistics. The results of the study. The article presents the results of the analysis of acceptable algorithms (legal and financial component) of effective state regulation of AFC and AS. There is a disproportion of their regional indicators. Currently, AFC and AS are one of the priority areas of sports policy, which is confirmed by the data on the positive dynamics of those engaged: from 3.5% (2012) to 19.4% (2019); sports facilities - from 18.7% (2015) to 30.4% (2019); the growth rate of trained specialists for 2012-2019 (18%.). In the leading regions, the indicator of those engaged in AU is 40%, in the rest - 4%. Its strategic increase to 30% in 2030 It assumes the improvement of legal regulation taking into account the Russian management practice - the dominant regulatory role of the state, while reducing budgetary financial dependence. Conclusions: 1. State regulation of AFC and AS is carried out through legal regulation, budget financing and provision of sports infrastructure. 2. In the financial direction of state regulation of the AFC and AS, it is planned to reduce its dependence on the state budget.

Текст научной работы на тему «ДОПУСТИМЫЕ АЛГОРИТМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И АДАПТИВНОГО СПОРТА (ПРАВОВАЯ И ФИНАНСОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ)»

DOI 10.53742/1999-6799/1_2022_64

УДК 796.035+796.075

ДОПУСТИМЫЕ АЛГОРИТМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И АДАПТИВНОГО СПОРТА (ПРАВОВАЯ И ФИНАНСОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ)

A.A. Тарасенко, кандидат педагогических наук, профессор, профессор кафедры физкультурно-оздоровительных технологий,

C.B. Фомиченко, кандидат биологических наук, доцент, профессор кафедры теории, истории и методики физической культуры,

С.С. Воеводина, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой управления в спорте и образовании.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования, «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161; e-mail: ssvoevodina@yandex.ru.

Аннотация.

Актуальность. Государственное регулирование адаптивной физической культуры и адаптивного спорта (далее - АФК и АС) -это направление целенаправленного воздействие государства на комплексное развитие спортивной отрасли с помощью правового механизма, определяющего систему экономических, организационно-административных мероприятий данной сферы с учетом региональной специфики и территориального принципа управления. Сравнение финансовой (с учетом источников) и правовой составляющей (отраслевых законов Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодарского, Красноярского края, Новосибирской области. Республик Башкортостан, Адыгея) государственного регулирования АФК и АС позволит определить допустимые алгоритмы его эффективности.

Цель исследования - определение алгоритма государственного регулирования при достаточности правового, финансового обеспечения данной части физической культуры и спорта как основы стратегической задачи ее развития.

Методы исследования: анализ литературы, региональных отраслевых законов, методы математической статистики.

Результаты исследования. В статье представлены результаты анализа допустимых алгоритмов (правовой и финансовой составляющей) эффективного государственного регулирования АФК и АС. Наблюдается диспропорция их региональных показателей.

В настоящее время АФК и АС - одно из приоритетных направлений спортивной политики, что подтверждают данные о положительной динамике занимающихся: с 3,5% (2012 г.) до 19,4% (2019 г.); спортивных сооружений - с 18,7% (2015 г.) до 30,4% (2019 г.); темп роста подготовленных специалистов за 2012-2019 гг. (18%.). В регионах-лидерах показатель занимающихся АС составляет 40%, в остальных - 4%. Его стратегическое увеличение до 30% в 2030 г. предполагает совершенствование правовой регламентации с учетом российской практики управления - доминирующей регулирующей роли государства, при снижении бюджетной финансовой зависимости.

Выводы:

1. Государственное регулирование АФК и АС осуществляется посредством правовой регламентации, бюджетного финансирования и обеспечения спортивной инфраструктурой.

\

2. В финансовом направлении государственного регулирования АФК и АС планируется снижение её зависимости от государственного бюджета.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, адаптивный спорт, государственное регулирование, правовая регламентация, стратегия развития спортивной отрасли, региональные законы о физической культуре и спорте, финансирование, спортивная инфраструктура.

Для цитирования: Тарасенко А.А., Фомиченко С.В., Воеводина С.С. Допустимые алгоритмы эффективного государственного регулирования адаптивной физической культуры и адаптивного спорта (правовая и финансовая составляющая) // Физическая культура, спорт

- наука и практика. - 2022. - № 1. - С. 64-70.

For citation: Tarasenko A., Fomichenko S., Voevodina S. Acceptable algorithms for effective state regulation of adaptive physical culture and adaptive sports(legal and financial component) Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice], 2022, no 1, pp. 64-70 (in Russian).

Актуальность темы исследования обусловлена значением государственного регулирования в решении стратегической задачи создания кластерной системы адаптивной физической культуры и спорта при снижении зависимости от государственного финансирования [8].

Результаты исследования. Государственное регулирование адаптивной физической культуры и спорта

- направление целенаправленного воздействие государства на комплексное развитие спортивной отрасли с помощью правового механизма, определяющего систему экономических, организационно-административных, социальных мероприятий в данной сфере с учетом региональной специфики и территориального принципа управления спортивной отраслью [3, с. 158].

Правовой основой современной структуры государственного управления спортивной отраслью является Конституция России, глава 3 «Федеративное устройство» (ст.72 п.1 подп. «е»), определяющей совместность решения ее развития на федеральном и региональном уровне [4, с. 5]. Это положение выражается в наличии системы управленческих отраслевых органов, спортивного законодательства, включающего федеральные, региональные законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации, финансировании с учетом уровней бюджетной системы, решении вопросов спортивных инфраструктуры, подготовки кадров, проведении физкультурных и спортивных мероприятий [1, с. 23; 2, с. 180,].

Министерство спорта Российской Федерации подготовило методические рекомендации для регионов и муниципальных образований (с учетом российской и зарубежной практики) по развитию адаптивной физической культуры и спорта (представлены на его официальном сайте) [6]. В качестве лучшей региональной

практики государственной регулирования данной сферы представлена региональная концепция Красноярского края на основе системного межведомственного подхода с указанием мер организационно-управленческого и ресурсного обеспечения массовой адаптивной физической культуры и адаптивного спорта высших достижений.

В 2021 г. Минспорт России совместно с Минтруд России утвердили план мероприятий межведомственного взаимодействия по адаптивной физической культуре и спорту до 2030 года [7].

На основе Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее - Закон о спорте) регионы принимают отраслевые законы, регулирующие правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта [10].

В результате анализа 7 республиканских отраслевых законов (Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Красноярский край, Новосибирская область, Республика Башкортостан, Республика Адыгея) установлено, что в законах Краснодарского края, города Москвы, Красноярского края, Новосибирской области, Республики Башкортостан есть статьи об адаптивной физической культуре и спорте.

В таблице 1 представлены результаты анализа правовой регламентации адаптивной физической культуры и спорта в указанных региональных законах с учетом ст. 31 Закона о спорте, поскольку нормы некоторых (отраслевые законы Краснодарского края, Республики Башкортостан, Красноярского края) дублируют ее положения (чч.1-5 ст. 31).

В законах города Санкт-Петербург, Республики Адыгея нормы, регулирующие данные отношения, присутствуют в регламентации принципов, механизма реализации государственной региональной спортивной политики, полномочиях государственных органов в данной сфере и их финансовом обеспечении.

В Законе Красноярского края определены конкретные меры социальной поддержки в адаптивном спорте высших достижений:

1) единовременное вознаграждение спортсменам (их тренерам) Паралимпийских, Сурдлимпийских игр: 1 место - 3 млн. руб., 2 - 2 млн. руб., 3 - 1 млн. руб.; за участие - 50 тыс. руб.

2) пожизненное ежемесячное пособие чемпионам Паралимпийских и Сурдлимпийских игр, их тренерам -6 200 руб., призерам и их тренерам - 3750 руб.

Поскольку реализация законодательных норм об адаптивной физической культуре и спорте (на федеральном и региональном уровне) связана с финансированием как составляющей государственного регулирования, проанализируем ее источники (рисунок 1).

Основу финансирования составляют бюджетные средства (2018 г. - 95,1%, 2019 г. - 91,1%, 2020 г. - 93,1%), доля внебюджетных источников - незначительна: 2018 г. - 4,9%, 2019 г. - 8,9%, 2020 г. - 6,9%.

Таблица 1.

Правовая регламентация адаптивной физической культуры и спорта

Закон Краткое содержание норм

1 2

Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 (ред. от 02.07.2021) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) Статья 31. Адаптивная физическая культура, физическая реабилитация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Спорт инвалидов - включает 7 частей; - чч.1-5 - определение адаптивной физической культуры как части физической культуры инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; адаптивного спорта как спорта инвалидов; организация занятий адаптивной физической культурой и спортом в системе образования;

- чч.6 - 7 взаимодействие государственных (федеральных, региональных), муниципальных органов и общественных организаций в решении вопросов физкультурных и спортивных мероприятий, создания спортивных школ по адаптивному спорту.

Закон Краснодарского края от 10.05.2011 № 2223-K3 (ред. от 30.04.2021, с изм. от 22.07.2021) «О физической культуре и спорте в Краснодарском крае» [5] Статья 25. Адаптивная физическая культура, физическая реабилитация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Спорт инвалидов. - дублирование чч.1-5 ст.31 Закона о спорте; - закрепление принципа взаимодействия регионального отраслевого органа, органов местного самоуправления, общественных организаций в развитии адаптивной физической культуры и спорта посредством физкультурно-спортивных организаций в решении вопросов физкультурных и спортивных мероприятий, создания спортивных школ по адаптивному спорту.

Закон г. Москвы от 15 июля 2009 г. № 27 «О физической культуре и спорте в городе Москве» https://www.aarant.ru /products /ipo/ prime/doc /292311/ Статья 18. Особенности развития адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в городе Москве - определение полномочий органов исполнительной власти в данной сфере посредством а) информирования; организации физкультурных и спортивных мероприятий; б) развития паралимпийского и сурдлимпийского движения; в) профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов в данной области; г) разработки учебно-тренировочных программ для инвалидов;

д) доступности спортивных объектов для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Закон Санкт-Петербурга от 14 декабря 2009 года N 532-105 «Об основах политики Санкт-Петербурга в области физической культуры и спорта (с изм. на 27 февраля 2020 года) https://www.assemblv.spb.ru /ndoc/ doc/0/891822509?print=0 Статья 3. Основные принципы политики Санкт-Петербурга в области физической культуры и спорта - закрепление принципов региональной спортивной политики: а) реализация права на физическую культуру и спорт; б) обеспечение доступа граждан к спортивной инфраструктуре с учетом требований беспрепятственного доступа инвалидов. Статья 4. Механизмы реализации политики Санкт-Петербурга в области физической культуры и спорта - закрепление механизма реализации региональной спортивной политики - строительство (реконструкция), содержание спортивных объектов за счет бюджетных средств с учетом беспрепятственного доступа к ним инвалидов. Статья 5. Разграничение полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в области физической культуры и спорта и их финансовое обеспечение - право принятия региональных законов в данной сфере Законодательным Собранием Санкт-Петербурга; - реализация мер по их выполнению региональным Правительством.

Закон Красноярского края от 21.12.2010 № 11-5566 «О физической культуре и спорте в Красноярском крае» http://www.krskstate.ru/docs/ 0/doc/4772 Статья 16. Адаптивная физическая культура, физическая реабилитация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Спорт инвалидов - дублирование чч.1-5 ст. 31 Закона о спорте. Статья 13. Дополнительная государственная поддержка спортсменов, тренеров, других работников физической культуры и спорта края - определение конкретных мер социальной поддержки в адаптивном спорте высших достижений: 1) единовременное вознаграждение спортсменам (тренерам) Паралимпийских, Сурдлимпийских игр: 1 место - 3 млн. руб., 2 - 2 млн. руб., 3 - 1 млн. руб.; за участие - 50 тыс. руб. 2) пожизненное ежемесячное пособие чемпионам Паралимпийских и Сурдлимпийских игр, их тренерам - 6 200 руб., призерам и их тренерам - 3750 руб.

Окончание таблицы 1

1 2

Закон Республики Башкортостан от 24 ноября 2008 года № 68-з «О физической культуре и спорте в Республике Башкортостан» (с изм. на 6 декабря 2021 года) https://docs.cntd.ru/document /935115030?section=text Статья 17. Адаптивная физическая культура, физическая реабилитация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Спорт инвалидов - дублирование чч.1-5 ст.31 Закона о спорте; - закрепление принципа взаимодействия органов государственного, муниципального и общественного управления в области адаптивной физической культуры и спорта.

Закон Новосибирской области от 04 декабря 2008 года № 285-ОЗ «О физической культуре и спорте в Новосибирской области» (с изм. на 14 июля 2021 года) https://docs.cntd. ru/document 5431712 Статья 11. Адаптивная физическая культура, физическая реабилитация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Спорт инвалидов - закрепление принципа бюджетного финансирования при сочетании государственного и общественного управления адаптивной физической культурой и спортом; - определение полномочий отраслевого регионального государственного органа в данной сфере.

Закон Республики Адыгея от 6 ноября 2008 года № 212 «О физической культуре и спорте» (с изм. на 24 февраля 2021 года) https://docs.cntd.ru/document/ 819072911 Статья 4. Полномочия Кабинета Министров Республики Адыгея в области физической культуры и спорта. - подготовка региональных программ развития спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; - установление региональной материальной поддержки чемпионов или призеров Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр.

Статья 5. Полномочия исполнительного органа государственной власти Республики Адыгея в области физической культуры и спорта. - реализация мер по развитию адаптивной физической культуры и спорта.

%

100

80

60

40

20

2018 г.

2019 г.

2020 г.

□ бюджетные средства ■ внебюджетные источники

Рисунок 1. Финансирование адаптивной физической культуры и спорта, % [9]

На рисунке 2 представлена динамика бюджетных расходов на адаптивную физическую культуру и спорт.

%

80 60 40 20 0

2018 г. 2019 г. 2020 г.

□ федеральный бюджет ■ бюджет субъекта РФ

□ муниципальный бюджет

Рисунок 2. Динамика бюджетных расходов на адаптивную физическую культуру и спорт, % [9]

В структуре бюджетных расходов мы наблюдаем: положительную динамику ее финансирования из федерального бюджета (но эта доля в структуре бюджетных источников незначительна): 2018 г. - 3,6%, 2019 г. - 3,2%, 2020 г. - 28,4%;

доминирование региональных бюджетных средств: 2018 г. - 76,3%, 2019 г. - 68,1%, 2020 г. - 52,8% (при сокращении регионального финансирования);

нестабильность доли муниципальных бюджетных средств: 2018 г. - 20,1%, 2019 г. - 28,7%, 2020 г. - 18,7%.

Динамика направлений бюджетных расходов на адаптивную физическую культуру и спорт отражена на рисунке 3.

%

60 50 40 30 20 10 0

I

67 1 4

3

2018 г.

2019 г.

2020 г.

1 - спортивные мероприятия

2 - приобретение спортивного оборудования

3 - капитальный ремонт объектов спорта

4 - спортивные строительные инвестиции

5 - заработная плата

6 - содержание спортивных сооружений

7 - другие

Рисунок 3. Динамика направлений расходов бюджетных средств на адаптивную физическую культуру и спорт, % [9]

0

4

2

5

1

Мы можем резюмировать следующее:

1) снижение доли бюджетного финансирования спортивных мероприятий (2018 г. - 8,4%, 2019 г. - 7,5%, 2020 г. - 6,8%) и увеличение бюджетных расходов на приобретение спортивного оборудования (2018 г. -2,7%, 2019 г. - 23,8%, 2020 г. - 36,3%) при 1,4% (в среднем) расходов бюджетных средств на капитальный ремонт объектов спорта;

2) снижение (в целом) инвестиций в строительство спортивных сооружений: 2018 г. - 53,4%, 2019 г. - 6,9%, 2020 г. - 17,1%;

3) нестабильность бюджетных расходов на оплату труда работников адаптивной физической культуры и спорта (2018 г. - 21,8%, 2019 г. - 35,8%, 2020 г. - 26%); содержание спортивных сооружений для инвалидов (2018 г. - 6,2%, 2019 г. - 12,6%, 2020 г. - 9,5%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Направления финансирования адаптивной физической культуры и адаптивного спорта по уровням бюджетной системы указаны на рисунке 4.

%

90-|-7

федеральный бюджет региональный бюджет муниципальный

бюджет

1 - спортивные мероприятия

2 - приобретение спортивного оборудования

3 - капитальный ремонт объектов спорта

4 - спортивные строительные инвестиции

5 - заработная плата

6 - содержание спортивных сооружений

7 - другие

Рисунок 4. Направления бюджетного финансирования адаптивной физической культуры и спорта с учетом его уровней, % (2020 г.) [9]

Динамика расходов по этой позиции следующая:

1) преобладание регионального бюджетного финансирования по направлениям:

а) проведение спортивных мероприятий (73%) (доля расходов муниципального бюджета на данное направление составляет 26,4%, федерального бюджета - 0,6%);

б) содержание объектов спорта (64,2%) (доля расходов муниципального бюджета - 35,7%, федерального бюджета - 0,1%);

в) заработная плата работников (59,9%) (муниципальный бюджет - 39,6%, федеральный - 0,5%);

г) капитальный ремонт спортивных сооружений (42,9%) (федеральный бюджет - 32,4%, муниципальный бюджет - 24,7%).

2) преобладание федерального бюджетного финансирования по направлениям:

а) приобретение спортивного оборудования (54,9%) (доля регионального финансирования - 42,6%, муниципального - 2,5%);

б) инвестиции на реконструкцию и строительство спортивных сооружений (46,2%) (доля регионального финансирования - 45%, муниципального - 8,8%).

Следует отметить, что большинство объектов спорта для адаптивной физической культуры и спорта находятся в муниципальной собственности (таблица 2): 2018 г. - 73,3%, 2019 г. - 62,4%, 2020 г. - 62,8%.

Таблица 2.

Спортивные сооружения для адаптивной физической культуры и спорта, ед. [9]

Спортивные сооружения 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Всего 72 729 88 763 100 410

из них оснащенных для занятия инвалидов, ед./% 28 049 (38,6%) 27 490 (30,9%) 28 560 (28,4%)

По формам собственности, ед./%

федеральная 1 993 (2,7%) 2 228 (2,5%) 2 690 (2,7%)

региональная 13 488 (18,5%) 25 385 (28,6%) 26 787 (26,7%)

муниципальная 53 274 (73,3%) 55 352 (62,4%) 63 018 (62,8%)

другая 3 974 (5,5%) 5 776 (6,5%) 7 915 (7,8%)

Наблюдается положительная динамика в отношении количества спортивных сооружений для адаптивной физической культуры и спорта.

Заключение. В результате проведенного анализа государственного регулирования адаптивной физической культуры и спорта установлено, на законодательном уровне (федеральном и региональном) определены принципы и механизма реализации государственной политики в данной области, предполагающей взаимодействие всех субъектов физической культуры и спорта. Целесообразна конкретизация мер социальной государственной поддержки адаптивного спорта высших достижений на региональном уровне с учетом законодательной практики Красноярского края.

Основу финансирования адаптивной физической культуры и спорта составляют бюджетные средства, доля внебюджетных источников в ее структуре незначительна и нестабильна (2018 г. - 4,9%, 2019 г. - 8,9%, 2020 г. - 6,9%), что можно рассматривать как одним из финансовых рисков решения задачи снижения зависимости от государственного финансирования. При положительном динамике количества спортивных сооружений для адаптивной физической культуры и спорта (2018-2020 гг.) имеет место снижение доли объектов спорта, приспособленных для занятия инвалидов (2018 г. - 38,6%, 2019 г. - 30,9%, 2020 г. - 28,4%).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ахметов С.М. Перспективные направления совершенствования системы физкультурного воспитания населения / С.М. Ахметов, Ю.К. Чернышенко // Физическая культура и спорт: олимпийское образование.

Материалы международной научно-практической конференции (11 февраля 2019 г., г. Краснодар). -Краснодар: КГУФКСТ, 2019. - С. 22-25.

2. Вакалова Л.Г. Государственное управление в области физической культуры и спорта / Л.Г. Вакалова, С.С. Воеводина // Легкая атлетика: сборник научно-методических трудов. Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. Санкт-Петербург, 2018. - С. 119-122.

3. Воеводина С.С. Правовое регулирование адаптивного спорта / С.С. Воеводина, А.С. Поповенко, А.О. Мельникова // Актуальные проблемы правового регулирования спортивных отношений: материалы XI международной научно-практической конференции, посвящённой Году науки и технологий-2021. - Издательство: Уральская Академия. - 2021. - С. 157-161.

4. Гетман Е.П. Экономика и право в спорте и образовании: коллективная монография / Е.П. Гетман, Л.А. Гре-мина, С.С. Воеводина. - Краснодар: КГУФКУСТ, 2019. - 137 с.

5. Закон Краснодарского края от 10.05.2011 № 2223-КЗ (ред. от 30.04.2021, с изм. от 22.07.2021) «О физической культуре и спорте в Краснодарском крае» (принят ЗС КК 20.04.2011) // Консультант Плюс. Законодательство. Версия проф. [Электронный ресурс]/АО «Консультант Плюс». - М., 2022.

6. Методические рекомендации по развитию адаптивной физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации и на территории муниципальных образований с учетом лучших положительных практик субъектов Российской Федерации и международного опыта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minsport.gov.ru/sport/paralympic/42/28279.

7. План мероприятий по созданию условий для занятий физической культурой и спортом инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов до 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minsport.gov.ru/sport/ paralympic/42/28279.

8. Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 № 3081-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 30.11.2020.

9. Статистическая информация по форме 3-АФК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minsport. gov.ru/sport/paralympic/42/28346/

10. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // Консультант Плюс. Законодательство. Версия Проф [Электронный ресурс]/АО «Консультант Плюс». - М., 2022.

ACCEPTABLE ALGORITHMS FOR EFFECTIVE STATE REGULATION OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE AND ADAPTIVE SPORTS (LEGAL AND FINANCIAL COMPONENT)

A. Tarasenko, Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, Professor ofthe Department of Physical Culture and Health Technologies,

S. Fomichenko, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Professor ofthe Department of Theory, History and Methods of Physical Culture,

S. Voevodina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head ofthe Department of Management in Sports and Education.

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education, «Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism», Krasnodar.

Contact information for correspondence: 161, Budyonny Str., Krasnodar, 350015, Russia; e-mail: ssvoevodina@yandex.ru.

Annotation.

Relevance. State regulation of adaptive physical culture and adaptive sports (hereinafter referred to as AFC and AS) is a direction of purposeful state influence on the comprehensive development of the sports industry through a legal mechanism that defines a system of economic, organizational and administrative measures in this area, taking into account regional specifics and territorial management principle. A comparison of the financial (tak-

ing into account sources) and legal components (sectoral laws of Moscow, St. Petersburg, Krasnodar, Krasnoyarsk Krai, Novosibirsk Region, the Republics of Bashkortostan, Adygea) of state regulation of AFC and AS will determine the permissible algorithms of its effectiveness.

The purpose of the study is to determine the algorithm of state regulation with sufficient legal and financial support for this part of physical culture and sports as the basis of the strategic task of its development.

Research methods: analysis of literature, regional branch laws, methods of mathematical statistics.

The results of the study. The article presents the results of the analysis of acceptable algorithms (legal and financial component) of effective state regulation of AFC and AS. There is a disproportion of their regional indicators.

Currently, AFC and AS are one of the priority areas of sports policy, which is confirmed by the data on the positive dynamics of those engaged: from 3.5% (2012) to 19.4% (2019); sports facilities - from 18.7% (2015) to 30.4% (2019); the growth rate of trained specialists for 2012-2019 (18%.). In the leading regions, the indicator of those engaged in AU is 40%, in the rest - 4%. Its strategic increase to 30% in 2030 It assumes the improvement of legal regulation taking into account the Russian management practice - the dominant regulatory role of the state, while reducing budgetary financial dependence.

Conclusions:

1. State regulation of AFC and AS is carried out through legal regulation, budget financing and provision of sports infrastructure.

2. In the financial direction of state regulation of the AFC and AS, it is planned to reduce its dependence on the state budget.

Keywords: adaptive physical culture, adaptive sports, state regulation, legal regulation, sports industry development strategy, regional laws on physical culture and sports, financing, sports infrastructure.

Reference:

1. Ahmetov S.M., CHernyshenko YU.K. Promising directions for improving the system of physical education of the population / S.M. Akhmetov, Yu.K. Chernyshenko. Fizicheskaya kul'tura i sport: olimpijskoe obrazovanie. Ma-terialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferen-cii(11 fevralya2019g.,g. Krasnodar) [Physical Culture and Sport: Olympic Education. Materials Of The International Scientific and Practical Conference (February 11, 2019, Krasnodar)]. Krasnodar: KSUFKST, 2019, pp. 22-25. (in Russian)

2. Vakalova L.G., Voevodina S.S. State administration in the field of physical culture and sports. Legkaya atle-tika: sbornik nauchno-metodicheskih trudov. Nacional'nyj gosudarstvennyj universitet fizicheskoj kul'tury, sporta i zdorov'ya im. P.F. Lesgafta, Sankt-Peterburg [Athletics: Collection of Scientific and Methodological Works. P.F. Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and Health, St. Petersburg]. Saint Petersburg, 2018, pp. 119-122. (in Russian)

3. Voevodina S.S., Popovenko A.S., Mel'nikova A.O. Legal regulation of adaptive sports. Aktual'nye problemy pra-vovogo regulirovaniya sportivnyh otnoshenij: materialy XI mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchyonnoj Godu nauki i tekhnologij-2021 [Actual Problems of Legal Regulation of Sports Relations: Mate-

rials of the XI International Scientific and Practical Conference Dedicated to the Year of Science and Technol-ogy-2021]. Publishing House: Ural Academy. 2021, pp. 157-161. (in Russian)

4. Getman E.P., Gremina L.A., Voevodina S.S. Ekonomika i pravo vsporte iobrazovanii [Economics and law in sports and education]. Krasnodar: KGUFKUST, 2019, 137 p.

5. Zakon Krasnodarskogo kraya ot 10.05.2011 № 2223-KZ (red. ot 30.04.2021, s izm. ot 22.07.2021) «O fizicheskoj kul'ture i sporte v Krasnodarskom krae» (prinyat ZS KK 20.04.2011) [The Law of the Krasnodar Territory of 10.05.2011 No. 2223-KZ (ed. of 30.04.2021, with amendments. dated 22.07.2021) «On physical culture and sports in the Krasnodar Territory» (adopted by the CC CC 20.04.2011)]. Consultant Plus. Legislation. Prof. Version. JSC «Consultant Plus». Moscow, 2022. (in Russian)

6. Metodicheskie rekomendacii po razvitiyu adaptivnoj fizicheskoj kul'tury i sporta v sub»ektah Rossijskoj Federacii i na territorii municipal'nyh obrazovanij s uchetom luch-shih polozhitel'nyh praktik sub»ektov Rossijskoj Federacii i mezhdunarodnogo opyta [Methodological recommendations for the development of adaptive physical culture and sports in the subjects of the Russian Federation and on the territory of municipalities, taking into account the best positive practices of the subjects of the Russian Federation and international experience]. Available at: https://minsport.gov.ru/sport/paralympic/42/28279 . (in Russian)

7. Plan meropriyatij po sozdaniyu uslovij dlya zanyatij fizicheskoj kul'turoj i sportom invalidov i lic s ogranichen-nymi vozmozhnostyami zdorov'ya, vklyuchaya detej-invalidov do 2030 goda [Action plan for creating conditions for physical culture and sports for disabled people and persons with disabilities, including children with disabilities until 2030]. Available at: https://minsport. gov.ru/sport/paralympic/42/28279. (in Russian)

8. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 24.11.2020 № 3081-r «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya fizicheskoj kul'tury i sporta v Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» [Decree of the Government of the Russian Federation dated 11/24/2020 No. 3081-r «On approval of the Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2030»]. Available at: Official Internet portal of legal information http://pra-vo.gov.ru, 30.11.2020. (in Russian)

9. Statisticheskaya informaciya po forme 3-AFK [Statistical information on Form 3-AFC]. Available at: https://mins-port.gov.ru/sport/paralympic/42/28346 /(in Russian)

10. Federal'nyj zakon ot 04.12.2007 № 329-FZ (red. ot 02.07.2021) «O fizicheskoj kul'ture i sporte v Rossijskoj Federacii» (s izm. idop., vstup. vsilus 01.09.2021) [Federal Law No. 329-FZ of 04.12.2007 (as amended on 02.07.2021) «On Physical Culture and Sports in the Russian Federation» (with amendments and additions, intro. effective from 01.09.2021)]. Consultant Plus. Legislation. Prof version. JSC «Consultant Plus». Moscow, 2022. (in Russian)

Поступила / Received 08.02.2022 Принята в печать / Accepted 25.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.