Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ДОСТИЖЕНИЯ ВЕРШИН САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ДОСТИЖЕНИЯ ВЕРШИН САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / ЛИЧНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / АКМЕОЛОГИЯ / ОБЩЕСТВО / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руденко А. М.

В статье с позиций философской антропологии и философии культуры раскрываются акмеологические основы достижения вершин самореализации личности в предпринимательской деятельности. Автор показывает, что самореализация человека как личности - это важнейший процесс и результат воплощения человеком своей социокультурной сущности. При этом предпринимательская деятельность в теоретическом и практическом отношении предоставляет уникальные возможности для самореализации личности, поскольку построена на принципе взаимовыгодности. Центральной идеей статьи является то, что акмеологической основой достижения вершин самореализации личности в индивидуальной предпринимательской деятельности в современных отечественных условиях является построение многоуровневой, многогранной и многофакторной стратегии профессионально-личностного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF THE ACMEOLOGICAL FOUNDATIONS OF ACHIEVING THE PEAKS OF PERSONAL SELF-REALIZATION IN ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

In the article the acmeological foundations of achieving the peaks of personal self-realization in entrepreneurial activity are revealed from the standpoint of philosophical anthropology and philosophy of culture. The author shows that personal self-realization is the most important process and the result of the person's embodiment of his socio-cultural essence. At the same time, entrepreneurial activity in theoretical and practical terms provides unique opportunities for personal self-realization since it is based on the principle of mutual benefit. The central idea of the article is that the acmeological basis for achieving the peaks of personal self-realization in individual entrepreneurship under modern national conditions is the construction of a multi-level, multifaceted and multifactorial strategy of professional and personal development.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ДОСТИЖЕНИЯ ВЕРШИН САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 17.035.1

ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ

ДОСТИЖЕНИЯ ВЕРШИН САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.М. Руденко

A PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF THE ACMEOLOGICAL FOUNDATIONS OF ACHIEVING THE PEAKS OF PERSONAL SELF-REALIZATION IN ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

A.M. Rudenko

Аннотация. В статье с позиций философской антропологии и философии культуры раскрываются акмеологические основы достижения вершин самореализации личности в предпринимательской деятельности. Автор показывает, что самореализация человека как личности - это важнейший процесс и результат воплощения человеком своей социокультурной сущности. При этом предпринимательская деятельность в теоретическом и практическом отношении предоставляет уникальные возможности для самореализации личности, поскольку построена на принципе взаимовыгодности. Центральной идеей статьи является то, что акмеологической основой достижения вершин самореализации личности в индивидуальной предпринимательской деятельности в современных отечественных условиях является построение многоуровневой, многогранной и многофакторной стратегии профессионально-личностного развития.

Abstract. In the article the acmeological foundations of achieving the peaks of personal self-realization in entrepreneurial activity are revealed from the standpoint of philosophical anthropology and philosophy of culture. The author shows that personal self-realization is the most important process and the result of the person's embodiment of his socio-cultural essence. At the same time, entrepreneurial activity in theoretical and practical terms provides unique opportunities for personal self-realization since it is based on the principle of mutual benefit. The central idea of the article is that the acmeological basis for achieving the peaks of personal self-realization in individual entrepreneurship under modern national conditions is the construction of a multi-level, multifaceted and multifactorial strategy of professional and personal development.

Ключевые слова: человек, личность, индивидуальность, самореализация, предприниматель, акмеология, общество, культура.

Keywords: human, personality, individuality, self-realization, entrepreneur, acmeology, society, culture.

Кризис предпринимательской деятельности, начавшийся весной 2020 года, вызванный пандемией COVID-19, загубил очень многие мелкие коммерческие организации, которые оказались совершенно неприспособленными существовать и конкурировать в сложившихся условиях. Далеко не все предприниматели смогли справиться с вызовом, инициированным опасным заболеванием. И, несмотря на определенные меры поддержки со стороны государства, в условиях

нестабильной эпидемиологической и социально-экономической ситуации, многие предприниматели сегодня либо оказываются банкротами, либо вынуждены кардинально менять вид деятельности. На этом фоне стремительное развитие сетей гипермаркетов безжалостно вытесняет предпринимателей из бизнеса и зачастую в буквальном смысле заставляет их выживать. Все это требует от современного предпринимателя высокого уровня профессионализма, достижения высокой планки личностно-профессионального развития, наличие хороших профессиональных знаний и навыков в своей области. Но реальная практика предпринимательской деятельности такова, что многие предприниматели, зацикленные на максимизации прибыли, не осознают необходимости саморазвития, самосовершенствования и профессионального роста. Они не всегда имеют полноценное образование, им некогда читать книги, проходить реальные курсы повышения квалификации, впитывать новации и учитывать передовые социокультурные тенденции. Это приводит к тому, что более удачливые и образованные конкуренты опережают, обгоняют их, оставляют позади. Выход один: либо кардинально менять вид деятельности, либо расти в профессионально-личностном отношении, и добиваться не максимизации прибыли (это должно стать эпифеноменом), а максимальной самореализации личности.

Современная философская антропология и философия культуры позволяет утверждать, что самореализация человека как личности - это важнейший процесс и результат воплощения человеком своей социокультурной сущности. Человек, как известно, являясь социобиологическим существом, может рассматриваться как индивид, индивидуальность и личность.

Понятие «индивид» характеризует биологическую природу человека. Все мы рождаемся индивидами, наследуя определенные генетические признаки от своих родителей. Однако биологическое в человеке всегда соотносится с социальным. И все социальное в человеке описывается другим понятием - понятием личности. Личность - это все то, что формируется в человеке в результате социализации и инкультурации и воплощается в результате самореализации. Таким образом, ключевыми понятиями, помогающими раскрыть сущность понятия личность, являются понятия «социализация», «инкультурация», «самореализация», «личностный потенциал», «личностные достижения». Связаны эти понятия следующим образом: человек как личность формируется в результате социализации и инкультурации, которая позволяет человеку сформировать личностный потенциал, который, в свою очередь, является основанием для самореализации человека в том социокультурном пространстве, в котором он живет. Современные ученые убеждены: «Единый процесс инкультурации и социализации с неизбежностью приводит к росту самосознания и самоидентификации, что становится залогом ощущения человеком собственной осознаваемой субъектности. Процессуальность и результативность реализации целевых установок, порожденных сформированным самосознанием в ракурсе выбранной самоидентификации, и есть процесс самореализации личности» [3, с. 34]. Итогом самореализации являются

личностные достижения, которые в случае полноценной творческой самореализации имеют шанс «пережить» человека как индивида. Примеры выдающихся личностей, чье творчество составляет сокровищницу мировой культуры, подтверждают это правило. Таким образом, у человека как личности всегда есть также шанс на относительное бессмертие. Иными словами, принцип здесь следующий: всякий живущий человек, достигая определенного возраста, как личность всегда является носителем личностного потенциала и личностных достижений. После смерти исчезает одна из двух составляющих структуры личности (личностный потенциал), но остается вторая (личностные достижения). Именно это позволяет личности достигает относительного бессмертия в культуре. Но возникает вопрос: почему творчество одних личностей переживает их границы биологического существования, а других - нет?

Ответ на этот вопрос кроется в третьем ключевом понятии, позволяющем дать полную характеристику человеку. Это понятие индивидуальности, которое можно применять и по отношению к индивиду, и по отношению к личности. Индивидуальность - это непохожесть, своеобразие, самобытность человека. Мера отличия одного человека от другого. Все люди разные, и это разницу между людьми как раз описывает понятие «индивидуальность». Вот только степень этой дифференциации между людьми неодинакова. Когда мы говорим об индивидуальности индивида, то прежде всего имеем в виду биологическую, природную индивидуальность человека: у каждого человека свой темперамент, свой тип телосложения, внешность и т. п. Когда же мы говорим об индивидуальности личности, то имеем в виду меру уникальности его личностного потенциала и личностных достижений. Чем она больше, тем значимее человек как личность. Однако это правило работает только при определенных условиях:

1) во-первых, уникальность личностного потенциала должна быть продуктивно и творчески реализована в социокультурном пространстве. Иначе, если человек, имея уникальный креативный потенциал, не имеет субъективной (например, в силу проблем со здоровьем или в силу элементарной лени) или объективной возможности его воплощения (например, в неблагоприятных социально-политических, культурных, экономических, эпидемиологических и т. п. факторов), значимость человека как личности будет отсутствовать;

2) количество и качество творческих достижений личности должно соотноситься с мерой их востребованности в социокультурном пространстве (иначе будет изобретение велосипеда).

В случае соблюдения данных условий индивидуальность личности имеет одно из ключевых значений в достижении продуктивности самореализации. Это дает основание заключить, что личность формируется не только под воздействием социализации, которая в отличие от адаптации имеет всегда активный и избирательный характер, но и тесно связанной с ней индивидуализации, которая представляет собой процесс и результат роста субъ-ектности человека на основе социализации. Важность индивидуализации состоит в том, что именно она выступает тем фактором, который запускает

пусковой механизм трансформации личностного потенциала в личностные достижения.

Самореализации личности предпринимателя, безусловно, тяготеет к профессиональной самореализации личности. Кроме профессиональной, как известно, можно также в самом обобщенном виде выделить семейную (частную, приватную) и досуговую (связанную с отдыхом и развлечениями) самореализацию. Как любой вид профессиональной самореализации, профессиональная самореализация предпринимателя подчиняется как общим закономерностям и принципам, так и имеет свои специфические особенности. Предприниматель -это человек, который, принося пользу обществу в форме оказания услуг, торговли или производства товаров, преследует свой интерес в виде получения прибыли. Деятельность, которой он занимается, носит название предпринимательской. Сущностью и спецификой предпринимательской деятельности является то, что она:

1) является самостоятельной деятельностью человека;

2) осуществляется на свой страх и риск: повышенная рискогенность предпринимательской деятельности;

3) представлена в формах: пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг;

4) направлена на систематическое получение прибыли, которая представляет собой положительную разницу между суммарными доходами и затратами.

Как видно из сущности и специфики, предпринимательской деятельности, она в теоретическом и практическом отношении предоставляет уникальные возможности для самореализации личности, поскольку построена на принципе взаимовыгодности. Предприниматель реализует себя, принося пользу обществу и получая за это вознаграждение в виде прибыли. В данном случае предприниматель, если он занимается любимым делом, к которому у него есть способности, всегда потенциально имеет не только внешнюю (связанную с прибылью), но и внутреннюю мотивацию (связанную с удовольствием от мысли о том, что он приносит пользу людям).

Однако далеко не каждому предпринимателю удается эффективно реализовать себя как личности. Причин этому множество, причем как объективных, так и субъективных. Чтобы предприниматель успешно реализо-вывал себя, ему необходимо постоянно развиваться. Причем это развитие должно быть многоплановым и сбалансированным. Развитию должны подвергаться все индивидуально-личностные аспекты жизнедеятельности предпринимателя. Достичь эффективности профессиональной самореализации индивидуального предпринимателя помогают акмеологические знания. Как известно, акмеология (от древнегреческого «акме» - вершина, остриё, расцвет, зрелость, лучшая пора высшая степень чего-либо и «логос» - учение) -это раздел возрастной психологии который «изучает факты и закономерности, механизмы и способы развития человека на этапе его зрелости, включая профессиональное самосознание, самосовершенствование и саморегуляцию

личности» [4, с. 5]. Стоит согласиться с мнением ученых, считающих, что «важнейшей задачей акмеологии как раздела психологии развития, изучающего механизмы и закономерности достижений вершин личностного развития зрелого человека, является вооружение человека практическими знаниями, умениями и навыками, которые бы позволили бы ему прожить свою жизнь с наибольшим «коэффициентом полезного действия», успешно и полноценно реализовать свой личностный потенциал» [6, с. 591]. Иными словами, акмеологические знания позволяют не только достичь эффективности предпринимательской деятельности, но и способствовать максимальной профессиональной самореализации в этой области деятельности. Основные критерии эффективности предпринимательской деятельности различны: размер прибыли, увеличение рыночной стоимости предприятия или организации, и рост деловой репутации (гудвилла) предпринимателя и его организации - это нематериальный критерий эффективности предпринимательской деятельности, который представляет собой оценку его деятельности с точки зрения деловых качеств. Гудвилл представляет собой бренд фирмы, который позволяет вычислить уровень репутации организации в самых разных масштабах.

В процессуальном плане эффективность профессиональной самореализации предпринимателя в зрелом возрасте определяется рядом факторов:

1. Степень оригинальности, востребованности и продуманности изначальной предпринимательской идеи. Акмеологическим условием успешности реализации данного фактора является наличие у предпринимателя таких качеств, как креативность (творческие способности, нестандартность мышления), практичность (деловитость, ориентация на достижение результата), умение стратегически мыслить (дальновидность, это необходимо для того, чтобы выстраивать долгосрочные цели), отсутствие волюнтаризма (умение доверять мнению экспертов). Идеальным, но не всегда обязательным, завершением данного этапа формирования предпринимательской деятельности является создание бизнес-плана - документа, содержащего план конкретных предпринимательских целей и мероприятий, а также ожидаемых расходов и доходов, который можно представить потенциальному инвестору.

2. Размер стартового капитала. Очевидно, что чем его больше, тем лучше для успеха индивидуального предпринимательства. Акмеологическим условием успешности реализации данного фактора является наличие у предпринимателя таких качеств, как конгруэнтность (согласованность слов, мыслей, жестов и поступков), честность, порядочность, реализм, решительность, коммуникабельность, уверенность в своих силах, гибкость, развитые ораторские способности, умение отстаивать свою точку зрения, развитую коммуникативную культуру и наличие знаний в области практической и социальной психологии.

3. Успешность и быстрота регистрации и лицензирования индивидуального предприятия, решение всех формальных организационных вопросов, связанных с предпринимательской деятельностью. Акмеологическим условием

успешности реализации данного фактора является наличие у предпринимателя таких качеств, как самообладание, выносливость, терпеливость (поскольку часто приходится подолгу ждать), педантичность и скрупулезность (она важна при заполнении разного рода документации, связанной с предпринимательской деятельностью), обучаемость (так как в любом случае придется учиться новому), настойчивость и вера в себя (так как она часто теряется именно в процессе решения всех трудностей и формальностей).

4. Успешность рекламной деятельности, профессионализм в организации и проведении рекламных акций и кампаний. Рекламная деятельность малых предприятий имеет свою специфику и сопряжена с определёнными трудностями. Малые предприятия не имеют таких возможностей для финансовых вложений в рекламную деятельность, как крупные компании. В этой связи проблемы её эффективности в условиях ограниченных возможностей стоят весьма остро.

В случае успешности ведения индивидуальной предпринимательской деятельности на первый план в дальнейшем выходят задачи расширения производства или сферы оказываемых услуг. Возможно слияние и поглощение конкурентов, появление добавочного капитала, появление желания продать имеющийся бизнес и купить готовый. Все это также требует от предпринимателя наличия важных деловых и личностных качеств. Помимо вышеперечисленных, это такие качества, как скромность (несмотря на то, что богатые люди редко ведут себя скромно, именно скромность является часто показателем развитости ума и умения мыслить здраво, быть справедливым и уважительным по отношению к другим людям), способность к эмпатии (работа с людьми требует от предпринимателя умения сопереживать своим коллегам и клиентам, умения поставить себя на место другого человека), умение брать на себя ответственность (чем больше власти, тем должно быть больше и ответственности) и гуманность (человечность, которую часто утрачивают предприниматели в погоне за основной целью - прибылью). Но именно наличие этих качеств - акмеологический показатель зрелости любого человека, в том числе и предпринимателя.

Самореализация предпринимателя в современных отечественных условиях имеет свою довольно ярко выраженную специфику. Широко известно, что современный тип российского предпринимательства складывался в сложные для нашей страны переломные 90-е годы ХХ века. И именно с тех пор в общественном сознании россиян сформировалось довольно негативное общественное мнение о деятельности предпринимателей. Кроме этого, наблюдается некая отчужденность предпринимательства, стремящегося к прибыли за счет потребителей, от, собственно, самого населения с его проблемами и заботами, что породило довольно низкий статус предпринимателя в массовом общественном сознании. В нем образ предпринимателя формируется скорее негативный, чем позитивный: это делец, который ради прибыли готов пойти на все, зачастую пренебрегающий нормами светской и религиозной морали, провоцирующий деструктивные конфликты с конкурентами,

органами власти, а иногда и любыми другими людьми, встающими у них на пути. Безусловно, прошедшие два десятилетия XXI века несколько смягчили эти представления, но не искоренили их. Образ предпринимателя в массовом сознании россиян стал более сложным и дифференцированным.

Для всех типов предпринимательства в России характерны некоторые общие тенденции, которые стали актуальными в последние десятилетия: сравнительно большая зрелость предпринимательского сознания по сравнению с 90-ми годами XX века, увеличение материально-финансового разрыва между предпринимателями крупного и малого бизнеса, сокращение свободного времени индивидуальных предпринимателей и дифференциация аксио-сферы предпринимателей в зависимости от уровня материального положения.

Личность современного предпринимателя, достигая высшего уровня развития, позволяющего раскрыть свою индивидуальность, осуществляет полноценное и максимальное самовоплощение, самовыражение и самореализацию, обретает объективную значимость в продуктивности и субъективную удовлетворенность. Это приводит к росту его субъектности. При этом, как верно отмечает А.А. Деркач, «личности как субъекту присуща способность разрешения противоречий; оптимальный способ такого решения ведет к ее развитию и совершенствованию» [1, с. 109]. При этом предпринимателю приходится максимально использовать свои личностные и психические ресурсы как средства оптимального и эффективного разрешения проблем, возникающих в индивидуальной предпринимательской деятельности.

Какие качества нужны для этого? По мнению американского экономиста П. Самуэльсона, успех предпринимательской деятельности определяется креативностью предпринимателя, поскольку деятельность должна быть новаторской, а новаторство требует оригинальности мышления [8]. С его точки зрения, именно предприниматели в основном внедряют в общество новые идеи, и именно это становится залогом успешности наиболее эффективного и быстрого накопления богатства предпринимателями, которые умеют рисковать, используя новые подходы в решении проблем экономики. Аналогичных взглядов придерживаются и многие другие исследователи.

Еще одним фактором достижения вершин самореализации личности в предпринимательской деятельности является преодоление социальной незрелости личностью и достижение ею зрелости. Исследователи выделяют несколько условий, необходимых для достижения этого [7, с. 586-590]:

1) формирование условий для полноценной социализации личности предпринимателя;

2) формирование условий для получения качественного, реального и полноценного образования на всех уровнях обучения;

3) формирование условий для обеспечения гармоничной самореализации в профессии, семье и досуговой деятельности.

При этом критериями сформированности социальной зрелости индивидуального предпринимателя можно считать: наличие четких принципов,

идеалов и убеждений, стремление к самосовершенствованию, адекватность самооценки, позитивность мышления и оптимизм, развитое самообладание, умение ставить разумные цели и доводить начатое до конца, ориентацию на творчество, трудолюбие, высокую нравственность и духовность, развитое самосознание и коммуникативную компетентность.

Отечественные специалисты В.Л. Василёнок и Е.И. Алексашкина [2] полагают, что достижению вершин самореализации личности в индивидуальной предпринимательской деятельности способствует полноценность реализации функций предпринимательства, важнейшими из которых являются:

1) новаторская функция, которая позволяет формировать новые технические, управленческие и организационные идеи;

2) организационная функция, которая способствует внедрению новых методов и форм организации производства и оказания услуг, новых методов стимулирования работников, новых способов организации управленческого процесса в предпринимательстве;

3) хозяйственная функция, которая позволяет предпринимателю эффективно использовать материальные, трудовые, интеллектуальные и информационные ресурсы;

4) социальная функция, которая связана с тем, что предпринимательство позволяет изготавливать товары и оказывать услуги, в которых нуждается общество;

5) личностная функция, которая связана с чувством удовлетворенности предпринимателя от результатов своей работы и обретением материальной независимости.

И, несмотря на то, что критерием успешности предпринимательства чаще всего называют достижение максимальной прибыли, сами предприниматели субъективно оценивают не только это, но и достижение большей свободы, азарт победы и желание выразиться творчески [5, с. 119]. Поэтому индивидуальный предприниматель выступает в современном российском обществе как производитель необходимых материальных и духовных благ, активный носитель различных видов созидательной деятельности, субъект позитивных изменений в обществе и двигатель технического, экономического, духовного и социального развития общества.

Акмеологические факторы достижения вершин самореализации личности в индивидуальной предпринимательской деятельности чрезвычайно многогранны, многоуровневы и многоплановы. Важнейшими акмеологическими факторами успешности и полноты личностно-профессиональной самореализации предпринимателя являются: совершенствование имиджа руководителя, совершенствование социально-психологической культуры общения и взаимодействия предпринимателя с сотрудниками и клиентами, проведение мероприятий по повышению качества обслуживания, применение методов профилактики профессионального стресса, эффективное предотвращение и разрешение конфликтных ситуаций и эффективное повышение конкурентоспособности.

Таким образом, акмеологической основой достижения вершин самореализации личности в индивидуальной предпринимательской деятельности в современных отечественных условиях является построение многоуровневой, многогранной и многофакторной стратегии профессионально-личностного развития. Данная стратегия включает в себя как субъективные факторы, касающиеся развития соответствующих деловых и личностных качеств, так и объективные факторы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акмеология : учебник / под общ. ред. А. А. Деркача. - М. : Изд-во РАГС, 2002. - 650 с. - Текст : непосредственный.

2. Василёнок, В. Л. Развитие предпринимательства и факторы его определяющие / В. Л. Василёнок, Е. И. Алексашкина. - Текст : электронный // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». - 2013. -Вып. 1 (12). - URL: http://economics.ihbt.ifmo.ru/ru/artide/6983/razvitie_predprinima telstva_i_faktory_ego_opredelyayuschie.htm (дата обращения: 14.11.2021).

3. Ворожко, Ю. А. Философия самореализации личности в современной культуре : монография / Ю. Н. Ворожко, Е. Е. Несмеянов, А. М. Руденко. - Текст : непосредственный // Донской государственный технический университет. -Новочеркасск : Лик, 2015. - 168 с.

4. Кашапов, М. М. Акмеология : учебное пособие / М. М. Кашапов ; Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова. - Ярославль : ЯрГУ, 2011. - 112 с. - Текст : непосредственный.

5. Комаров, Е. И. Измерение мотивации и стимулирования «человека работающего» / Е. И. Комаров. - М. : РИОР: ИНФРА-М, 2010. - 250 с. - Текст : непосредственный.

6. Руденко, А. М. Акмеологические основы достижения вершин самореализации личности в современной культуре / А. М. Руденко, Д. Р. Чаава, Ю. Г. Корчагина. -Текст : непосредственный // Форум молодых ученых. - 2018. - № 8 (24) . - С. 591-596.

7. Руденко, А. М. Акмеологические факторы преодоления социальной незрелости личности в условиях XXI века / А. М. Руденко, А. В. Савельев, С. В. Пизов. - Текст : непосредственный // Форум молодых ученых. - 2018. - N° 8 (24) . - С. 586-590.

8. Самуэльсон, П. Экономика / П. Самуэльсон, В. Нордхаус. - М. : Вильямс, 2014. - 1360 с. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

1. Akmeologiya: Uchebnik [Acmeology: a textbook]. Ed. by A.A. Derkach. M.: RASS Publishing House, 2002. 650 p.

2. Vasilenok V.L., Aleksashkina E.I. Razvitiye predprinimatel'stva i faktory yego opredelyayushchiye [The development of entrepreneurship and its determining factors]. Nauchnyy zhurnal NIUITMO. Ser. "Ekonomika i ekologicheskiy menedzhment" = Scientific Journal of SRI ITMO. Series "Economics and environmental management", 2013, iss. 1 (12). Available at: http://economics.ihbt.ifmo.ru/ru/article/6983/razvitie_predprini matelstva_i_faktory_ego_opredelyayuschie.htm. (In Russian).

3. Vorozhko Yu.A., Nesmeyanov E.E., Rudenko A.M. Filosofiya samorealizatsii lichnosti v sovremennoy kul'ture: monografiya [The philosophy of self-realization of personality in modern culture: monograph]. Novocherkassk: Lik, 2015. 168 p.

4. Kashapov M.M. Akmeologiya: Uchebnik [Acmeology: a textbook]. Yaroslav, YarSU, 2011. 112 p.

5. Komarov E.I. Izmereniye motivatsii i stimulirovaniya "cheloveka rabotayushchego" [Measuring the motivation and stimulation of a "working person"]. Moscow, RIOR: INFRA-M, 2010. 250 p.

6. Rudenko A.M., Chaava D.R., Korchagina Yu.G. Akmeologicheskiye osnovy dostizheniya vershin samorealizatsii lichnosti v sovremennoy kulture [Acmeological foundations of achieving the peaks of personal self-realization in modern culture]. Forum molodykh uchenykh = Forum of Young Scientists, 2018, No. 8 (24), pp. 591-596. (In Russian).

7. Rudenko A.M., Savelyev A.V., Pizov S.V. Akmeologicheskiye faktory preodoleniya sotsial'noy nezrelosti lichnosti v usloviyakh XXI veka [Acmeological factors of overcoming social immaturity of personality in the conditions of the XXI century]. Forum molodykh uchenykh = Forum of Young Scientists, 2018, No. 8 (24), pp. 586-590. (In Russian).

8. Samuelson P., Nordhaus V. Ekonomika [Economics]. Moscow, Williams, 2014. 1360 p.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Руденко, А. М. Философский анализ ак-меологических основ достижения вершин самореализации личности в предпринимательской деятельности / А. М. Руденко. -Текст : непосредственный // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. - 2022. - № 1. -С. 212-221.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Rudenko A. M. A Philosophical Analysis of the Acmeological Foundations of Achieving the Peaks of Personal Self-Realization in Entrepreneurial Activity / A. M. Rudenko / / The Bulletin of Armavir State Pedagogical University, 2022, No. 1, pp. 212-221. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.