ПЕРВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ
УДК 159.9:616
Акинина Е.Б.
САМООТНОШЕНИЕ КАК ВЕДУЩИЙ ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ СТУДЕНТОВ
В статье описаны результаты эмпирического исследования, проводившегося на базе Владимирского государственного университета, где обучаются студенты с нарушениями слуха. В контексте акмеологического подхода представлена структурная организация личности глухих и слабослышащих студентов, рассматриваемая в единстве следующих компонентов: самоотношения, направленности личности и самооценки, личностных особенностей, интеллектуальных способностей и индивидуально-типологических качеств личности. Самоотношение рассматривается как эмоционально-смысловая оценка студентом своих субъективных возможностей, выступающая в качестве ведущего психолого-акмеологического компонента профессионально-личностного развития. Отношение к себе является одной из важнейших детерминант саморазвития человека. Оно определяет оценку глухим человеком окружающей действительности, участвует в формировании представлений о себе и мире, регулирует межличностные отношения, обеспечивает прогнозирование своей социальной эффективности, постановку и достижение целей, разрешение кризисных ситуаций, оказывает влияние на процессы самореализации, самоактуализации и самосовершенствования. В соответствии с принципом смысловой интеграции компоненты самоотношения организованы в динамическую иерархическую систему. У глухих студентов высшие позиции в иерархии самоотношения занимает саморуководство как эмоционально-регуляторный показатель самоотношения, выступающий в качестве основного мотива саморегуляции жизнедеятельности. В структуре самоотношения слабослышащих студентов доминирует эмоционально-оценочный компонент во главе с показателем «самоуверенность». Самоуверенность обеспечивает субъекту оценку собственной эффективности в достижении поставленных целей путем сравнения своих достижений с оценками и успехами других людей. В статье рассмотрены корреляционные связи самоотношения со всеми перечисленными выше компонентами в структуре личности глухих и слабослышащих студентов. Формирующее воздействие на показатели самоотношения окажет эффективное влияние на все элементы структуры.
Ключевые слова: глухие и слабослышащие студенты, психолого-акмеологические компоненты, самоотношение, саморуководство, самоуверенность, самопринятие, самоценность.
Устоявшаяся система обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей в специальных учреждениях формирует у них психологию иждивенчества и потребительства. В условиях современного общества молодые люди с такой психологией не в состоянии самостоятельно организовать свою жизнь. Однако изменившаяся экономическая ситуация в России способствует пониманию некоторыми из них того, что от уровня образованности и волевых усилий зависит их психологическое и материальное благополучие. В первую очередь именно эта категория юношей и девушек поступает в высшие учебные заведения. Ощущение своего дефекта вызывает у них чувство «малоценности» (в рамках индивидуальной психологии Адлера), которое стимулирует развитие компенсаторных качеств личности, позволяющих достичь высот профессионализма в обход этого дефекта.
В контексте акмеологии изучают условия и факторы движения человека к вершинам профессионализма. Наличие действенной психолого-акмеоло-гической модели личности студентов с аудиальны-ми ограничениями с учетом их компенсаторных
возможностей создаст условия для их профессионально-личностного развития.
Структурная организация личности студентов с аудиальными ограничениями рассматривается нами в единстве следующих психолого-акмеологических компонентов и их показателей:
• Компонент направленности личности включает систему ценностных ориентаций, доминирующий тип мотивации, определяющий отношение к учебной деятельности, и самооценку. Направленность личности изучалась с помощью опросника терминальных ценностей (ОТеЦ) И.Г. Сенина, мо-тивационно-самооценочного опросника (МСО) В.А. Зобкова, опросника изучения направленности личности О.С. Гребенюка, посредством включенного наблюдения и экспертных оценок.
• Компонент самоотношения как эмоционально-ценностный показатель в структуре самосознания, представленный шкалами опросника самоотношения С.Р. Пантилеева.
• Компонент личностных качеств, в который вошли показатели двух стандартизированных опросников: многофакторного личностного опрос-
© Акинина Е.Б., 2014
Экономика образования ♦ № 1, 2015
103
ника Р. Кеттелла (16 PF) и опросника уровня субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера.
• Интеллектуальный компонент, в который мы включили структуру интеллектуальных способностей, представленных в тесте умственных способностей (ТУС) Р. Амтхауэра, и социальный интеллект как интегративную интеллектуальную способность, определяющую успешность общения и социальной адаптации, которая изучалась с помощью теста социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливе-на.
• Компонент индивидуально-типологических качеств личности, который составили показатели эргичности, скорости и пластичности стандартизированного опросника формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русало-ва, проявляющиеся в психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной и эмоциональной сферах.
Центральное место в интегративной модели личности глухого студента занимает компонент самоотношения.
Отношение к себе является одной из важнейших детерминант саморазвития человека [2]. Оно определяет оценку глухим человеком окружающей действительности, участвует в формировании представлений о себе и мире, регулирует межличностные отношения, обеспечивает прогнозирование своей социальной эффективности, постановку и достижение целей, разрешение кризисных ситуаций, оказывает влияние на процессы самореализации, самоактуализации и самосовершенствования. Тесные взаимосвязи фактора самоотношения с общедея-тельностными и специфически-деятельностными акмеологическими показателями свидетельствуют о том, что их недостаточное развитие будет оказывать на него и другие стержневые личностные образования негативное влияние, приводящее к переживанию человеком своей малоценности и трудностям в самореализации.
Селезнева Е.В. рассматривает самоотношение как акмеологический феномен, определяющий область значимого в сфере Я, выступающий как непосредственная представленность в сознании личностного смысла Я и задающий ориентиры взаимосвязанных процессов самоактуализации, самосовершенствования и самореализации [2].
В соответствии с принципом смысловой интеграции [1] компоненты самоотношения организованы в динамическую иерархическую систему. У глухих студентов высшее место в данной иерархии занимает саморуководство - акмеологический показатель, определяющий степень осознания человеком роли собственной активности в результативности деятельности, относящийся к эмоционально-регуляторному компоненту самоотношения и выступающий в качестве основного мотива саморегу-
ляции жизнедеятельности. На правах иерархической соподчиненности в структуру самоотношения входят самоуверенность (г = 0,69073, р < 0,01) и самопринятие (г = 0,588519, р< 0,01).
Саморуководство и другие компоненты в структуре самоотношения определяют развитие деловой мотивации (г = 0,562641, р < 0,01), стимулируют рефлексию личностных качеств и их адекватное оценивание (г = 0, 542095, р < 0,01). Глухие студенты с деловой коллективистской направленностью активны и дисциплинированны, проявляют самостоятельность и настойчивость в процессе освоения специальных дисциплин, меньше конфликтуют. Деловая мотивация, наряду с высоким уровнем самоконтроля, является одним из факторов адаптации в условиях студенческой группы и способствует успешности обучения (г = 0,403708, р < 0,01).
На вершине иерархии мотивов у глухих студентов с развитой саморегуляцией стоят ценность получения образования и профессии (3-й уровень мотивации по методике О.С. Гребенюка, г = 0,695734, р < 0,01), глубокое осознание необходимости и нужности знаний, как по общеобразовательным, так и по специальным и профессионально-техническим дисциплинам (4-й уровень мотивации по методике О.С. Гребенюка, г = 0,604431, р < 0,01). Под воздействием механизмов саморегуляции формируются ценности собственного престижа (г=0,615511, р < 0,01), креативности (г = 0,504, р < 0,01), достижений (г = 0,468881, р < 0,01), реализуемые преимущественно в сфере образования (г = 0,583124, р < 0,01) и досуга (г = 0,515279, р < 0,01).
Взаимодействуя с личностными качествами наиболее тесно, саморуководство образует структурные связи, с одной стороны, с чувствительностью, артистизмом (I - сензитивность, г = 0,53599, р< 0,01), экспрессивностью (Р - импульсивность, г = 0,53599, р < 0,01), эмоциональностью и открытостью (А -теплота, г = 0,367694, р < 0,01), позволяя проявляться коммуникативным качествам и облегчать процесс взаимодействия в группе. С другой стороны, корреляция с эмоциональной зрелостью, уверенностью в собственных силах (С - эмоциональная стабильность, г = 0,367694, р < 0,01), умением контролировать свои эмоции и управлять ими ^3 - высокий самоконтроль, г = 0,475307, р < 0,01) связано с развитием волевых качеств личности у глухих студентов с высоким уровнем саморегуляции, самоорганизации и самоконтроля. Обращает на себя внимание значимая корреляционная связь показателя «саморуководство» с внешним локусом контроля в области здоровья (г = 0,492743, р <0,01). Осознавая свой дефект, продуктивные в УПД неслышащие студенты не концентрируются на нем. Они уверены, что обладают достаточными ресурсными возможностями для компенсации.
Примечательно, что саморуководство не оказы-
Самоотношение как ведущий психолого-акмеологический компонент в структуре личности глухих и
слабослышащих студентов
вает непосредственного воздействия на общий уровень интеллекта и вербальные способности, однако значимо влияет на развитие пространственных способностей и наглядно-образного мышления (показатель «геометрическое сложение» теста Р. Амтхау-эра, г = 0,509774, р < 0,01) - профессиональных способностей, необходимых для осуществления инженерной деятельности, в большей степени связанных с работой зрительного анализатора и поддающихся тренировке. Эмоционально-регуляторные компоненты самоотношения играют роль в сфере межличностных отношений, формируя внутренний ло-кус контроля (показатель «интернальность в области межличностных отношений» г = 0,408719, р < 0,01), и оказывают влияние на социально-перцептивные способности (показатель «уровень социального интеллекта», г = 0,403708, р < 0,01), касающиеся прогнозирования последствий собственного поведения и поведения других (субтест «истории с завершением», г = 0,503515, р< 0,01). Глухие студенты с внутренним локусом контроля обретают уверенность в своих возможностях контролировать неформальные отношения, вызывать симпатию и уважение у окружающих. Больше всего данная характеристика проявляется в эмоциональной и коммуникативной сферах. Глухие студенты становятся активными и инициативными при установлении контактов с преподавателями и однокурсниками, что в целом положительно сказывается на их учебно-профессиональной деятельности.
Эмоционально-оценочный компонент самоотношения, в который входит акме-показатель «самоуверенность», обеспечивает субъекту самоотношения оценку собственной эффективности в достижении поставленных целей путем сравнения своих достижений с оценками и успехами других людей. Самоуверенность, как и саморуководство, образует тесные корреляционные связи со всеми компонентами структуры личности глухого студента. Она определяет отношение к себе как уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку. Существенным моментом является связь самоуверенности с показателями общей интернальности (г = 0,428346, р < 0,01), интернальности в области межличностных отношений (г = 0,47689, р < 0,01), семейных отношений (г = 0,47582, р < 0,01), в области неудач (г = 0,460633, р < 0,01) и др.
Обращает на себя внимание факт тесной корреляционной связи самоуверенности с мотивом неуверенности в поведении (методика МСО В.А. Зоб-кова). На наш взгляд, такая противоречивая тенденция связана с тем, что показатель самоуверенности в структуре самоотношения, скорее, связан с оценками собственного образа в глазах окружающих, а мотив неуверенности в поведении отражает отношение к собственным действиям как к попытке сохранить этот благоприятный образ себя, проявляю-
щийся в неприязни к критике в свой адрес, потребности в похвале и признании, осторожности в действиях, стремлении уйти от оценочных суждений и др. По мнению С.Р. Пантилеева, показатель «самоуверенность» отражает проявление механизмов психологической защиты человека. Такая ситуация связана с неустойчивостью и несформированнос-тью самооценки глухих студентов и требует определенных мероприятий по её коррекции.
Самопринятие, выступая составной частью эмоционально-ценностного компонента, обеспечивает субъекту самоотношения обобщенную оценку своего «Я» как условия самореализации путем сравнения собственных достижений, успехов и неудач со своими жизненными целями, личностными ценностями и смыслами. В отличие от самоуверенности, этот элемент в структуре самоотношения студента с аудиальными ограничениями является относительно устойчивым личностным образованием, так как напрямую не зависит от внешних оценок, а также объективных успехов и неудач в деятельности, а связан с выработкой собственных субъективных критериев оценки, что подтверждается наличием положительной корреляционной связи с мотивом стремления уйти от оценки (г = 0,444333, р < 0,01).
Глухие студенты, испытывающие чувство симпатии к себе, характеризуются лично-престижной направленностью и имеют тенденцию к завышению самооценки (г = 0,638983, р < 0,01) с преобладанием мотивов самоуверенности в поведении (г = 0,610258, р < 0,01) и стремления к лидерству (г = 0,425641, р< 0,01); проявляют готовность к изменениям -радикализм, г = 0,644924, р< 0,01), хорошо контролируют свои эмоции и поведение ^3 - высокий самоконтроль, г = 0,551603, р < 0,01), ответственны и обязательны ^ - добросовестность, г = 0,382025, р< 0,01); имеют высокий уровень социального интеллекта (г = 0,684239, р < 0,01).
В наиболее тесной взаимосвязи с самоотношением находится компонент мотивационно-ценнос-тной направленности личности. Очевидно, что подчиненные позиции этого блока у глухих студентов связаны с недостаточной сформированностью у них системы ценностей и мировоззрения, а также слабой осознанностью мотивов учения и неустойчивостью самооценки.
Так же, как и глухих, самоотношение является ведущим компонентом, актуализирующим профессионально-личностное развитие слабослышащих студентов. Однако системообразующую роль в данном факторе играет эмоционально-оценочный компонент, значимым элементом которого выступает показатель самоуверенности. Таким образом, позитивное отношение к себе у слабослышащих студентов в большей степени определяется отношением со стороны окружающих: родителей, однокурсников, преподавателей, методистов и др.
Экономика образования ♦ № 1, 2015
105
Уверенность в себе и своих возможностях определяет развитие положительных коммуникативных и эмоционально-волевых личностных качеств: дружелюбия и общительности (Н - социальная смелость, г = 0,542133, р < 0,01), самоорганизованности ^3 - высокий самоконтроль, г = 0,528426, р < 0,01), обязательности и ответственности перед коллективом ^ - добросовестность, г=0,466143, р < 0,01), готовности к сотрудничеству и активности в установлении контактов (А - теплота, г = 0,464489, р <0,01), эмоциональной зрелости (С - эмоциональная стабильность, г = 0,425682, р < 0,01). Отмечается слабая отрицательная корреляционная связь с тревожностью (г = - 0,28847, р < 0,05).
Уверенность в способности вызывать уважение у окружающих тесно связана с осознанием своей ценности в коллективе (г = 0,479814, р < 0,01), что важно для формирования деловой коллективистской направленности и адекватной самооценки (г = 0,391776, р< 0,01). Осознают себя социально ценными членами коллектива те слабослышащие студенты, которые хорошо владеют устной речью и языком жестов и могут, с одной стороны, без посторонней помощи общаться с преподавателями и другими слышащими студентами вуза, а с другой - со своими неслышащими товарищами.
Все элементы в структуре самоотношения слабослышащих студентов образуют тесные корреляционные связи с индивидуально-типологическими качествами (опросник В.М. Русалова), наиболее значимые из которых приходятся на показатели общей (г = 0,557283, р < 0,01) и интеллектуальной активности (г = 0,492279,р < 0,01), интеллектуальной скорости (г = 0,491216, р < 0,01) и показатель общей адаптивности (г = 0,464473, р < 0,01). В то же время наблюдаются слабые корреляционные связи самоуверенности с интеллектуальной сферой.
Эмоционально-ценностные психолого-акмеоло-гические показатели - самопринятие и самоценность - занимают подчиненные позиции в структуре самоотношения. Значимые положительные корреляционные связи самопринятия с тревожностью (г = 0,542601, р < 0,01), ранимостью (О - склонность к чувству вины, г=0,53793, р < 0,01), неудовлетворенностью ^4 - свободно плавающая тревожность, г = 0,48181, р < 0,01) и раздражительностью (Ь - подозрительность, г = 0,0,492523, р < 0,01) свидетельствуют о наличии в структуре личности слабослышащих студентов противоречия между чувством симпатии к себе, согласием со своими внутренними побуждениями, с одной стороны, и чрезмерной рефлексией, склонностью к самокопанию - с другой. Преодоление этого противоречия способствует успешной самореализации субъектов самоотношения. Вполне вероятно, что декларируемый высокий уровень самопринятия является психологической защитной реакцией слабослышащих студентов в от-
вет на сложности адаптации в среде вуза.
Уровень самопринятия определяет степень ин-тернальности слабослышащих в области межличностных отношений (г = 0,467525, р < 0, 01), достижений (г = 0,376838, р < 0,01), производственных отношений (г = 0,374093, р < 0,01) и неудач (г = 0,310, р < 0,05) как степень, самостоятельности, независимости и активности человека в достижении своих целей, развития чувства личной ответственности за происходящее в его жизни.
Самопринятие связано с индивидуально-типологическими особенностями эмоциональности (г = 0,375086, р < 0,01) в психомоторной (г = 0,309653, р< 0,05), интеллектуальной (г = 0,305241, р < 0,015) и коммуникативной сферах (г = 0,289199, р < 0,05), отражающих эмоциональные переживания человека по поводу расхождения между ожидаемыми и фактическими результатами деятельности.
Уровень принятия своего «Я» как условие самореализации оказывает весомое влияние на показатели интеллектуальной сферы (общий уровень интеллекта, г = 0,401852, р < 0,01), относящиеся к математическим (субтест «арифметический», г = 0,477349, р < 0,01) и вербальным способностям (субтест «пространственные аналогии», г = 0,646034, р < 0,01), способностям к социальной адаптации (общий уровень социального интеллекта, г = 0,434594, р < 0,01).
Самоценность, являясь психолого-акмеологи-ческим показателем для слабослышащих, занимает третью позицию в компоненте самоотношения и отражает переживание ценности собственной личности и признание её ценности для окружающих по внутренним критериям духовности. Связь самоценности с творческими проявлениями личности подтверждается корреляцией с оригинальностью и склонностью к фантазированию (М - воображение, г = 0,329101, р < 0,05).
Таким образом, самоотношение можно рассматривать как основной психолого-акмеологичес-кий феномен, занимающий доминирующее положение в структуре личности глухого и слабослышащего студента. Изменение данного компонента окажет эффективное воздействие на все элементы структуры.
Библиографический список
1. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. - М.: МГУ, 1991. - 110 с.
2. Селезнева Е. В. Самоотношение как акмеоло-гический феномен // Мир психологии. - 2008. - №2 4. - С. 238 - 249.
Фрактальные формы экономического развития
Akinina E.
THE SELF-ATTITUDE AS THE MAIN PSYCHOLOGICAL AND ACMEOLOGICAL COMPONENT IN THE STRUCTURE OF PERSONALITY OF DEAF AND DIMINISHED HEARING STUDENTS
The article represents the results of empirical research conducted in the Vladimir State University where diminished hearing students are taught. In the context of acmeological approach a structural organization of the personality of deaf and diminished hearing students is presented. It is considered in the unity of thefollowing components: the self-attitude, the personal orientation and self-esteem, the personality characteristics, the intellectual abilities and individual typological personality traits. The self-attitude is considered as emotional and semantic assessment of subjective capabilities of a student, serving as the main psychological and acmeological component ofprofessional and personal development. Self-attitude is one of the most important determinants of self-development. It determines the evaluation of reality by deaf person, participates in the formation of conceptions about himself and the world, regulates interpersonal relationships, provides forecasting of his social efficiency, setting and achieving purposes, solution of crisis situations, has an impact on the processes ofself-realization, self-actualization and self-improvement. According to the principle of semantic integration the components of the self-attitude are organized in dynamic hierarchical system. Self-leadership as an emotional component of self-attitude takes up a higher position in the hierarchy of self-attitude of deaf students. It is the primary motive of self-regulation. Self-confidence as an emotional valuation indicator dominates in the structure of self-attitude of diminished hearing students. Assertiveness provide to subject with self-efficacy evaluation in achieving its purposes by comparing his achievements with the estimates and success of others. The article deals with the correlations with all of the above-listed components in the structure of the personality of deaf and diminished hearing students. Formative action to the indicators of self-attitude will improve all elements of the .structure.
Keywords: deaf and diminished hearing students, psychological and acmeological components, self-attitude, self-leadership, self-confidence, self-acceptance, self-value.
УДК 338.24
Жуликов П.П., Жуликова О.В. ФРАКТАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В статье предложено иное представление развития человеческого хозяйства. Обоснован тезис о том, что природа, природное хозяйство, элементы, процессы, происходящие в природе и природном хозяйстве, фрактальны. Показано, что фрактальные организменные экономические системы перманентно, циклично развиваются во времени и пространстве. Человеческое фрактальное организменное хозяйство развивается в трёх основных формах: милитаристической, религиозной и образовательной.
Ключевые слова: философия хозяйства, фрактал, милитаризм, религия, образование.
Современное осмысление развития экономики всех уровней от мирового до национального упирается в вязкий тупик разногласий в представлении будущего. Проблемы исследования направлений и перспектив развития человеческого хозяйства относятся к наиболее конфликтным и наиболее востребованным в текущих отрезках времени, поскольку человечество достигло такого уровня науки и техники, когда вслепую уже нельзя двигаться ни в сторону развития, ни в сторону разрушения.
Однако в современной транскрипции (переложении) теории экономического развития человеческого хозяйства всех уровней, отсутствует общепризнанная парадигма понимания прошлого, настоящего и будущего, что обостряет дискуссию, собственно, о самой цели существования человеческого хозяйства, и как следствие, об источниках его роста, факторах, принципах и возможностях управления процессами качественных и количественных изме-
нений.
Сформировалась объективная необходимость нового осмысления экономики с целью поиска возможности создания единой матрицы, на которой можно было бы отразить все, или хотя бы большинство экономических процессов и явлений, и которая позволяла бы понять их взаимосвязь, выработать адекватные модели развития современного экономического хозяйства. Однако любая попытка даже озвучить эту тему вызывает негативную реакцию в научной экономической среде. Сложилась ситуация, когда все понимают, что язык политэкономии хоть и остаётся основой всех современных теоретических построений, но его возможностей не хватает для того, чтобы адекватно оценивать реалии современной экономики. Багаж новых знаний, накопленных человечеством, требует переосмысления некоторых традиционных дефиниций, наполнения их иным смыслом, расширения понятийного аппарата. В
© Жуликов П.П., Жуликова О.В., 2015
Экономика образования ♦ № 1, 2015
107