Научная статья на тему 'К вопросу об изучении самоотношения государственных служащих'

К вопросу об изучении самоотношения государственных служащих Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
601
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / САМОРЕАЛИЗИЦИЯ / САМОЦЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ / PERSONAL ACHIEVEMENT FEATURES / SELF-ACTUALIZATION / SELF-REALIZATION / SELF-WORTH / CIVIL SERVANTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дарижапова Марина Николаевна

Исследование автора раскрывает самоотношение как компонент системы отношений человека и самосознания. Показано, что как компонент системы отношений самоотношение, с одной стороны, обеспечивает процессы самоопределения и самореализации человека, а с другой выступает как их результат. Как компонент самосознания самоотношение обеспечивает оценку своих характеристик как способствующих, так и препятствующих самоопределению и самореализации и одновременно эмоционально-ценностное принятие себя. Исследование показало сущностную характеристику самоотношения как акмеологического феномена в системе государственной службы. Показано, что содержанием самоотношения как процесса является переживание своей самости, скрытых и открываемых в себе личностных сил; содержанием самоотношения как состояния ощущение себя в качестве носителя некоторого опыта личностной (субъектной) саморегуляции своей жизнедеятельности, своего места среди людей; содержанием самоотношения как свойства ощущение самоуважения к себе и своей самоценности. Обобщены функции самоотношения: оценочная, ценностная и регуляторная. Показано, что реализация данных функций обеспечивается сформированностью самоотношения как системноструктурного образования. Содержание эмоционально-оценочного компонента самоотношения составляют самоуверенность, отраженное самоотношение и самообвинение, которые обеспечивают субъекту самоотношения оценку собственной эффективности в достижении поставленных целей за счет сравнения своих достижений с социальными стандартами, успехами и оценками других людей. Содержание эмоционально-ценностного компонента образовывают самоценность, самоприятие и самопривязанность, которые обеспечивают субъекту самоотношения обобщенную оценку своего Я. Содержание эмоционально-регуляторного компонента формируют открытость, саморуководство и внутренняя конфликтность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author revealed self-attitude as a component of human relationship system and as a component of self-consciousness. It was proved that self-attitude as a component of self-relation, on the one hand, provided processes of self-determination and self-realization, on the other hand, acted as their result. Selfattitude as a component of self-consciousness provided an assessment of its characteristics contributing and hindering self-determination and self-realization and at the same time emotional-value selfacceptance. The research showed the essential characteristics of self-attitude as phenomenon of personal achievement in the system of public service. The content of the self-attitude as a process was the experience of one's self, hidden and discovering personal forces; the content of self-attitude as a state was feeling as a carrier of some actual experience of personal (subjective) self-regulation of life and place among other people; the content of self-attitude as a property was feeling of self-esteem and self-worth. The functions of self-attitude as evaluation, value and regulatory were summarized. These functions implementation provided by self-attitude as a systemic-structural formation. Self-confidence, reflected self-attitude and self-incrimination made the content of self-attitude emotional and evaluative component. They provided to a subject of self-attitude assessment of effectiveness in achieving goals by comparing of personal achievements with social standards, successes and estimates of other people. Self-worth, selfacceptance, self-attachment, that provided to a subject of self-attitude generalized self-assessment, formed the content of emotional-valuable component. Openness, self-leadership and internal conflicts composed emotionally-regulatory component.

Текст научной работы на тему «К вопросу об изучении самоотношения государственных служащих»

УДК 159.923

К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ САМООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Дарижапова Марина Николаевна

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей и социальной психологии Бурятского государственного университета Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: mdarig@yandex.ru

Исследование автора раскрывает самоотношение как компонент системы отношений человека и самосознания. Показано, что как компонент системы отношений самоотношение, с одной стороны, обеспечивает процессы самоопределения и самореализации человека, а с другой — выступает как их результат. Как компонент самосознания самоотношение обеспечивает оценку своих характеристик как способствующих, так и препятствующих самоопределению и самореализации и одновременно эмоционально-ценностное принятие себя. Исследование показало сущностную характеристику самоотношения как акмеологического феномена в системе государственной службы. Показано, что содержанием самоотношения как процесса является переживание своей самости, скрытых и открываемых в себе личностных сил; содержанием самоотношения как состояния — ощущение себя в качестве носителя некоторого опыта личностной (субъектной) саморегуляции своей жизнедеятельности, своего места среди людей; содержанием самоотношения как свойства — ощущение самоуважения к себе и своей самоценности.

Обобщены функции самоотношения: оценочная, ценностная и регуляторная. Показано, что реализация данных функций обеспечивается сформированностью самоотношения как системно -структурного образования. Содержание эмоционально-оценочного компонента самоотношения составляют самоуверенность, отраженное самоотношение и самообвинение, которые обеспечивают субъекту самоотношения оценку собственной эффективности в достижении поставленных целей за счет сравнения своих достижений с социальными стандартами, успехами и оценками других людей. Содержание эмоционально-ценностного компонента образовывают самоценность, самоприятие и самопривязанность, которые обеспечивают субъекту самоотношения обобщенную оценку своего Я. Содержание эмоционально-регуляторного компонента формируют открытость, саморуководство и внутренняя конфликтность.

Ключевые слова: акмеологические особенности, самоактуализация, самореализиция, самоценность, государственные служащие.

TO THE PROBLEM OF STUDYING CIVIL SERVANTS' SELF-ATTITUDE

Marina N. Darizhapova

PhD, A/Professor, Buryat State University 24a, Smolina Str., Ulan-Ude 670000, Russia

The author revealed self-attitude as a component of human relationship system and as a component of self-consciousness. It was proved that self-attitude as a component of self-relation, on the one hand, provided processes of self-determination and self-realization, on the other hand, acted as their result. Self-attitude as a component of self-consciousness provided an assessment of its characteristics contributing and hindering self-determination and self-realization and at the same time emotional-value self-acceptance. The research showed the essential characteristics of self-attitude as phenomenon of personal achievement in the system of public service. The content of the self-attitude as a process was the experience of one's self, hidden and discovering personal forces; the content of self-attitude as a state was feeling as a carrier of some actual experience of personal (subjective) self-regulation of life and place among other people; the content of self-attitude as a property was feeling of self-esteem and self-worth. The functions of self-attitude as evaluation, value and regulatory were summarized. These functions implementation provided by self-attitude as a systemic-structural formation. Self-confidence, reflected self-attitude and self-incrimination made the content of self-attitude emotional and evaluative component. They provided to a subject of self-attitude assessment of effectiveness in achieving goals by comparing of personal achievements with social standards, successes and estimates of other people. Self-worth, self-acceptance, self-attachment, that provided to a subject of self-attitude generalized self-assessment, formed

the content of emotional-valuable component. Openness, self-leadership and internal conflicts composed emotionally-regulatory component.

Keywords: personal achievement features, self-actualization, self-realization, self-worth, civil servants.

Одной из важнейших внутренних детерминант саморазвития и самоосуществления человека является его отношение к себе (самоотношение). Самоотношение человека проявляется в оценке реальной действительности и других людей, в формировании собственных представлений о мире и себе самом, в прогнозировании своей социальной эффективности, в определении и ожидании отношения к себе окружающих и оказывает влияние на его поведение, деятельность, процессы самоактуализации, самосовершенствования, самореализации.

Особую актуальность приобретает проблема самоотношения, когда речь идет о государственных служащих, эффективностью деятельности которых во многом определяются темпы развития общества и успех многих преобразований в стране. В то же время специфика государственной службы оказывает негативное влияние на личность государственного служащего в первую очередь на его самоотношение, что приводит к переживанию своей ненужности, утрате своей ценности, трудностям в профессиональной самореализации.

Для подтверждения теоретических фактов, полученных в процессе анализа литературных источников, нами было проведено эмпирическое исследование.

Целью нашего исследования было выявление акмеологических особенностей самоотношения государственных служащих.

В качестве диагностических инструментов были использованы следующие методики [8]:

• методика исследования самоотношения (МИС) (В. В. Столин, С. Р. Пантилеев);

• шкала мотивации одобрения (Д. Краун и Д. Марлоу);

• Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) (И. Г. Сенин).

С помощью МИС мы выявили внутреннюю структуру самоотношения государственных служащих, иерархию модальностей, их интегрированность, дифференцированность и реципрокность. Шкала мотивации одобрения позволила оценить их потребности в социальном одобрении. ОТеЦ дал возможность выявить уровень значимости для государственных служащих различных жизненных сфер и терминальных ценностей. Нами была обнаружена взаимосвязь самоотношения респондентов с потребностью в социальном одобрении.

Результаты проведенного эмпирического исследования самоотношения государственных служащих и его взаимосвязи с личностными характеристиками были показаны в нашей кандидатской диссертации «Акмеологические особенности самоотношения государственных служащих» [3].

В данной статье мы представили теоретико-методологические основания проведенного нами эмпирического исследования. В следующей статье Вестника БГУ мы намерены дать описание и психологическую интерпретацию результатов осуществленного нами эмпирического исследования, проведенного в 2005-2008 гг.

В качестве основного принципа организации компонентов самоотношения в единую систему, по мнению С. Р. Пантилеева, выступает принцип смысловой интеграции («динамической иерархии»). В соответствии с этим принципом компоненты самоотношения организованы в иерархическую систему, причем эта иерархия является динамической («релятивной»).

С позиций данного подхода компонент самоотношения, занимающий наиболее высокое место в иерархии, выступает в качестве ядерной структуры и в конечном итоге определяет содержание обобщенного и устойчивого отношения субъекта к самому себе, общий тон, или чувственную модальность, в которой смысл Я выражается субъекту. Другие компоненты системы входят в нее на правах иерархической соподчиненности, занимают менее значимое место, чем ядерная структура. Общий уровень итогового самоотношения определяется в первую очередь уровнем самоотношения по наиболее значимому содержанию, степени его положительности или отрицательности [15].

Компоненты самоотношения, выступая элементами единой системы, существуют во всем многообразии их взаимосвязей. Характер этих взаимосвязей и определяет наиболее полную картину самоотношения. Связь между составляющими отношения к себе возникает в зависимости от содержания и значимости социальных отношений человека, а также от уровня его акмеологической культуры.

А. М. Колышко показал, что связь компонентов самоотношения между собой в единой системе можно описать с помощью трех характеристик: интегрированность компонентов самоотношения в единую систему, их дифференцированность и реципрокность [7].

Интегрированность можно представить как континуум, один из полюсов которого означает высокую степень монолитности, слитности, сцепленности между собой компонентов самоотношения, а противоположный полюс — размытость, нечеткость этих связей, их низкую специализацию, отсутствие сбалансированного взаимодействия между элементами самоотношения. Показателем гармоничной интегрированности модальностей самоотношения в единую систему является их упорядоченность и сбалансированность [7].

Для нашего исследования важно замечание А. М. Колышко о том, что интегрированность компонентов самоотношения в единую систему является индикатором его сформированности, зрелости, и одновременно монолитность самоотношения выступает исходным условием его повышенной хрупкости. Слитность компонентов самоотношения между собой приводит к тому, что даже при незначительном изменении одного из них деформируется система в целом. Слитность модальностей между собой чаще всего характерна для отношения личности к себе, которое выражает негативный или конфликтный смысл Я.

Дифференцированность компонентов самоотношения по С. Р. Пантилееву можно обозначить как характер связи между негативными и позитивными, оценочными и эмоциональными модальностями самоотношения. В основе высокой дифференцированности компонентов самоотношения лежит способность человека различать феноменологически разделенные, разные по своему содержанию и механизмам формирования оценочно-эмоциональные и позитивно-негативные переживания личностного смысла Я. Данная характеристика взаимосвязи компонентов самоотношения является индикатором структурного обеспечения функционирования механизмов защиты отношения к себе, которые определяют его устойчивость, независимость и автономность от внешних воздействий.

Первым показателем дифференцированности самоотношения является характер взаимосвязи его позитивных и негативных модальностей.

Компоненты самоотношения бимодальны по своему содержанию, то есть состоят из противоположных по эмоциональному тону модальностей.

При этом, с одной стороны, позитивные и негативные модальности самоотношения разделены в феноменологическом пространстве индивида в связи с необходимостью защиты Я от отрицательных эмоций и поддержания общего самоотношения на высоком позитивном уровне [10], с другой, как показали наши собственные эмпирические исследования, — позитивные и негативные модальности самоотношения могут интегрироваться в единый фактор.

В. В. Столин назвал механизм поддержания самоотношения на относительно постоянном позитивном уровне «защитным предохранительным клапаном» [13]. Его действие направлено в первую очередь на блокирование антипатии к себе, чтобы падение симпатии не приводило к нарастанию антипатии. Отсутствие самопохвалы, снисходительности благодаря этому механизму не обязательно означает присутствие самообвинения, самоприговора [14].

Вторым показателем дифференцированности самоотношения является характер взаимосвязи самоуважения (чисто когнитивной составляющей) и аутосимпатии (чисто аффективной составляющей) [7].

Феноменологическая разделенность в сознании личности самоуважения и аутосимпатии выступает структурной основой для функционирования особого механизма защиты самоотношения, когда из-за того, что личности есть за что не уважать себя, не следует, что она не должна себя любить [14]. Низкая дифференцированность оценочных и эмоциональных модальностей самоотношения резко сужает круг возможных источников повышения самоуважения, создает угрозу порождения нереалистичных защитных представлений человека о своем Я.

Наиболее общим показателем дифференцированности самоотношения является ее уровень. «Спаянность» в сознании личности между собой позитивных и негативных, оценочных и эмоциональных модальностей самоотношения указывает на низкий уровень дифференцированности отношения к себе. Слитность между собой лишь позитивных и негативных или оценочных и эмоциональных модальностей указывает на средний уровень дифференцированности самоотношения. Наконец, разделенность в субъективном пространстве сознания личности как позитивных — негативных, так и оценочных — эмоциональных переживаний личностного смысла Я свидетельствует о высоком уровне дифференцированности отношения к себе [6].

Низкий уровень дифференцированности самоотношения, обнаруживающий отсутствие структурного обеспечения функционирования защитных механизмов, связан, как правило, с актуализацией защитных процессов на уровне поведения [15]. Защитное поведение чаще всего характеризуется асоциальной направленностью, снижает эффективность социальной активности личности. Исключение

составляет лишь случай, когда в структуре самоотношения аутосимпатия непосредственно связана с самообвинением, причем последнее выступает в качестве ее отрицательного полюса. В этом случае снижение симпатии к себе, нарастание негативных эмоциональных состояний, свойственных самообвинению, способствует переструктурированию системы самоотношения, которое происходит либо на основе невротической дезадаптации, либо на основе «глубинного» самопринятия [15].

Третьей характеристикой взаимосвязи компонентов самоотношения является их реципрокность [15], противопоставленность друг другу. Индикатором реципрокности компонентов самоотношения является наличие между ними отрицательной корреляции. По мнению А. М. Колышко, реципрокность самоотношения отражает его конфликтность [7].

С нашей точки зрения, противопоставленность модальностей самоотношения друг другу отражает не просто его конфликтность, а поляризацию ценностно-смысловых образований в ходе развития внутриличностного конфликта [2]. Когда человек осознает существование в его ценностно-смысловой сфере взаимоисключающих ценностно-смысловых образований, чувство интеллектуальной и эмоциональной напряженности, проявляющееся прежде всего в сфере самоотношения, побуждает человека искать пути преодоления противоречия. Если такой путь найден и один из полюсов начинает доминировать, уровень реципрокности, противопоставленности модальностей самоотношения друг другу, снижается.

При исследовании акмеологических особенностей самоотношения мы исходили из предположения, что внутренняя структура самоотношения государственных служащих, уровень выраженности его отдельных модальностей, их интегрированность, дифференцированность и реципрокность обусловлены индивидуально-типологическими, социально-психологическими и профессионально-карьерными характеристиками, а также тесно взаимосвязаны со значимостью для них той или иной жизненной сферы и их направленностью на те или иные терминальные ценности.

В результате теоретического анализа нами были выявлены функции, которые выполняет самоотношение. В рамках оценочной функции самоотношение обеспечивает оценку личностью своего Я, собственных черт по отношению к мотивам, которые выражают ее потребность в самореализации. В рамках ценностной функции самоотношение обеспечивает принятие себя как уникальной индивидуальности, формирование представления о себе самом как ценности, выявление ценностного смысла собственных отношений к себе. Регуляторная функция самоотношения обусловливает адекватность и дифференцированность социальной активности человека.

Разрабатывая стратегию исследования, мы исходили из того, что на нынешнем этапе развития акмеологии ее объектом является прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся главным образом в профессиональных достижениях [5]. В то же время акмеологические исследования показали, что выбор в качестве ведущей ценности саморазвития позволяет гораздо более согласованно реализовывать конкурирующие ценности, более продуктивно осуществлять акме-ориентированные самоизменения, а в результате более эффективно продвигаться к самоосуществлению [4].

Разработка проблемы самоотношения в научной литературе освящена еще в недостаточной мере. Ее неразработанность чувствуется в конкретных сферах профессиональной деятельности, особенно в сфере управленческой деятельности, к которой относится деятельность государственных служащих.

Самоотношение изучалось у представителей разных профессиональных общностей, находящихся на разных этапах профессионального развития: адепта, адаптации, интернала, мастерства и наставничества (Л. Г. Комисарова, Т. Л. Миронова, 2011; Я. О. Жебрун, 2011; Т. Л. Миронова, 2005, 2006, 2011; В. И. Стенькова, 2007 и др.).

Исследование аффективного компонента самосознания посредством методики МИС проведено Т. Л. Мироновой в 2004 г. на выборке студентов-психологов Бурятского государственного университета, обучающихся на разных курсах — 1, 2, 3. Результаты ее эмпирического исследования изложены в статье «Самосознание, профессиональное самосознание и его эмоционально-оценочный аспект» [9, с. 39-71].

Рассмотрена динамика самоотношения у врачей-хирургов, определены детерминанты развития самоотношения в исследовании Т. Л. Мироновой и Э. В. Дондуповой [10]. Авторами были установлены особенности самоотношения врачей хирургического профиля безотносительно учета длительности работы в данной профессии. В зависимости от фактора длительности работы, а также уровня профессионализма у хирургов было выявлено своеобразие в отношении к себе [10, с. 256-262].

Т. Л. Мироновой и Э. В. Дондуповой изложены теоретико-методологические основания изучения самоотношения личности и проведено эмпирическое исследование самоотношения студентов-психологов казахской национальности со средним и высоким уровнем перфекционизма, ориентированного на себя [11, с. 88-100].

Таким образом, высокая значимость сферы профессиональной жизни и деятельности и преимущественная направленность личности на ценность саморазвития и самореализации могут выступать как акмеологические параметры, определяющие своеобразие самоотношения и ценностно-смысловых отношений в целом.

Литература

1. Визгина А. В., Пантилеев С. Р. Проявление личных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин // Вопросы психологии. — 2001. — № 3. — С. 91-100.

2. Грешнев Д. В. Психологические особенности внутриличностного конфликта: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Тамбов, 2002. — 22 с.

3. Дарижапова М. Н. Акмеологические особенности самоотношения государственных служащих: дис. ... канд. психол. наук. — М., 2008. — 165 с.

4. Деркач А. А., Селезнева Е. В. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития. — М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во Модэк, 2006. — 496 с.

5. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. — М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во Модек, 2004. — 752 с.

6. Колышко А. М. Особенности межличностного взаимодействия педагогов с различными типами самоотношения // Весшк Гродзенскага дзяржаунага ушверсиэта 1мя Янш Купалы. Сер. 1. — 2001. — № 1(6). — С. 172-178.

7. Колышко А. М. Психология самоотношения. — Гродно: Изд-во ГрГУ, 2004. — 102 с.

8. Методы диагностики мотивационно-ценностной сферы и самосознания личности: методические материалы к курсу «Психодиагностика» / сост. А. С. Мельничук. — М., 2005.

9. Миронова Т. Л. Самосознание, профессиональное самосознание и его эмоционально-оценочный аспект // Актуальные проблемы современной психологии. — Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2005. — С. 39-71.

10. Миронова Т. Л., Дондупова Э. В. Самоотношение врача-хирурга // Вестник Бурятского государственного университета. — 2006. — Вып. 3. — С. 256-262.

11. Миронова Т. Д., Дондупова Э. В. Особенности самоотношения студентов, склонных к перфекциониз-му // Вестник Бурятского государственного университета. — 2010. — Вып. 5. — С. 88-100.

12. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. — М.: МГУ, 1989. — 215 с.

13. Столин В. В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: дис. ... д-ра психол. наук. — М., 1985.

14. Столин В. В. Самосознание личности. — М.: Изд-во МГУ, 1983. — 284 с.

15. Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. — М.: Изд-во МГУ, 1991. -

108 с.

References

1. Vizgina A. V., Pantileev S. R. Proyavlenie lichnykh osobennostei v samoopisaniyakh muzhchin i zhenshchin [Manifestation of personal characteristics in men and women self-description]. Voprosypsikhologii — Problems ofpsychology. 2001. № 3. Pp. 91-100.

2. Greshnev D. V. Psikhologicheskie osobennosti vnutrilichnostnogo konflikta. Avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk [Psychological characteristics of intrapersonal conflict. Author's abstract of Cand. psychol. sci. diss.]. Tambov, 2002. 22 p.

3. Darizhapova M. N. Akmeologicheskie osobennosti samootnosheniya gosudarstvennykh sluzhashchikh. Dis. ... kand. psikhol. nauk [Personal achievement features of government employees' self-attitude. Cand. psychol. sci. diss.]. Moscow, 2008.

4. Derkach A. A., Selezneva E. V. Akmeologicheskaya kul'tura lichnosti: soderzhanie, zakonomernosti, me-khanizmy razvitiya [Personal achievement culture of personality: content, patterns, mechanisms of development]. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute publ.; Voronezh: Modek, 2006. 496 p.

5. Derkach A. A. Akmeologicheskie osnovy razvitiya professionala [Personal achievement basis for professional development]. Moscow Psychological and Social Institute publ.; Voronezh: Modek, 2004. 752 p.

6. Kolyshko A. M. Osobennosti mezhlichnostnogo vzaimodeistviya pedagogov s razlichnymi tipami samootnosheniya [Features of interpersonal interaction of teachers with different self-attitude types]. Vesnik Grodzenskaga dzyarzhaunaga universiteta imya Yanki Kupaly. Ser. 1 — Bulletin of Hrodna State University. Ser. 1. 2001. No. 1(6). Pp. 172-178.

7. Kolyshko A. M. Psikhologiya samootnosheniya [Psychology of self-attitude]. Hrodna: Hrodna State University publ., 2004. 102 p.

8. Metody diagnostiki motivatsionno-tsennostnoi sfery i samosoznaniya lichnosti [Methods of motivational value sphere and self-consciousness diagnosis]. Moscow, 2005.

9. Mironova T. L. Samosoznanie, professional'noe samosoznanie i ego emotsional'no-otsenochnyi aspekt [Self-consciousness, professional identity and its emotional and evaluative aspects]. Aktual'nye problemy sovremennoi psikhologii — Actual problems of modern psychology. 2005. Pp. 39-71.

10. Mironova T. L., Dondupova E. V. Samootnoshenie vracha-khirurga [Self-attitude of a surgeon]. Vestnik Bur-yatskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 10. Psikhologiya — Bulletin of Buryat State University. Ser. 10. Psychology. 2006. Vyp. 3. Pp. 256-262.

11. Mironova T. D., Dondupova E. V. Osobennosti samootnosheniya studentov, sklonnykh k perfektsionizmu [Self-attitude features of students inclined to perfectionism]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Psikhologiya. Sotsial'naya rabota — Bulletin of Buryat State University. Psychology. Social work. 2010. No. 5. V. 5. Pp. 88-100.

12. Sokolova E. T. Samosoznanie i samootsenka pri anomaliyakh lichnosti [Self-consciousness and self-esteem at anomalies of personality]. Moscow: Moscow State University, 1989. 215 p.

13. Stolin V. V. Poznanie sebya i otnoshenie k sebe v strukture samosoznaniya lichnosti. Dis. ... d-ra psikhol. nauk [Self-knowledge and self-attitude in the structure of person's self-consciousness. Dr. psychol. sci. diss.]. Moscow, 1985.

14. Stolin V. V. Samosoznanie lichnosti [Self-consciousness of a person]. Moscow: Moscow State University publ., 1983. 284 p.

15. Pantileev S. R. Samootnoshenie kak emotsional'no-otsenochnaya sistema [Self-attitude as emotional and evaluative system]. Moscow: Moscow State University publ., 1991. 108 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.