Научная статья на тему 'Изучение эмоционально-ценностного компонента самосознания студентов разных специальностей'

Изучение эмоционально-ценностного компонента самосознания студентов разных специальностей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1146
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / SELF-AWARENESS / САМОПОЗНАНИЕ / SELF-KNOWLEDGE / САМООТНОШЕНИЕ / САМОУВАЖЕНИЕ / SELF-ESTEEM / САМОУВЕРЕННОСТЬ / САМОРУКОВОДСТВО / САМОЦЕННОСТЬ / SELF-WORTH / САМОПРИНЯТИЕ / SELF-ACCEPTANCE / САМОПРИВЯЗАНОСТЬ / САМООБВИНЕНИЕ / ВНУТРЕННЯЯ КОНФЛИКТНОСТЬ / INTERNAL CONFLICT / SELF-GUIDANCE / SELF-ATTACHMENT / SELF-BLAME

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Василевская Елена Александровна

В статье с позиции междисциплинарного подхода представлены результаты теоретического и эмпирического анализа проблемы мотивационно-ценностного компонента самосознания, рассматривающегося в следующих аспектах: философско-методологическом, общепсихологическом и социально-перцептивном в контексте проблемы развития личности; социально-перцептивном, связанным с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих, с самосознанием и познанием других людей; акмеологическом. Выявлено, что самопознание и эмоционально-ценностное отношение к себе могут выступать, с одной стороны, как независимые процессы, с другой стороны, в виде интерпретации в единую деятельность самооценивания. Рассмотрено, что процесс самопознания личностью внутренних психических актов, состояний и психологических особенностей, вызывающих такие представления как: полнота фрагментарность; глубина поверхностность знаний о себе; гармоничность конфликтность; адекватность-неадекватность; устойчивость динамичность; принятие-непринятие себя, происходит за счет рефлексии. Излагаются результаты исследования, раскрывающие психологические особенности структуры самоотношения личности студента, а также выраженности отдельных ее компонентов: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения в контексте представлений личности о смысле «Я», где самоотношение понимается как выраженность смысла «Я», как обобщенное чувство в адрес собственного «Я». Полученные результаты позволяют выявить следующие психологические особенности у студентов на стадии профессионализации: сочетание и устойчивость различных личностных черт и качеств, обусловленное и определяемое системой индивидуальных психических свойств личности и ее профессиональной направленностью, индивидуальностью, общественно-обусловленным характером взаимоотношений, где самосознание выступает в качестве важнейшего механизма саморегуляции и самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF EMOTIONAL AND VALUE COMPONENT OF THE IDENTITY OF STUDENTS OF DIFFERENT SPECIALTIES

Within interdisciplinary approach the article reveals the results of both theoretical and empirical analyses of self-comprehension problem in terms of motivational and axiological component which is regarded through the following aspects: philosophical methodological approach; aspects within general psychology and social perception in regards to personality development; within social perception in regards to self-estimation, interrelation of estimation and self-estimation and selfand socialcognition, and within acmeological approach. It is found out that self-cognition and emotional self-estimation can be regarded firstly as independent activities and secondly can be a part of single activity self-estimation. The study also shows that self-reflection causes such perceptions as fragmentariness/completeness, depth of knowledge/futility of knowledge, harmony/proneness to conflict, adequacy /inadequacy, personality dynamics/stability, self-acceptance/ self-rejection. Among presented results of the research there are some which reveal psychological peculiarities of personal self-conception of a student and its manifestation of certain components as: aloofness, self-assurance, selfguidance, inherent worth, self-attachment, inner conflicts and self-accusation in the frame of Self-concept. The findings help to educe such psychological peculiarities of student behaviour at the stage of his professionalization as combination and stability of personal traits and qualities, determined by the system of individual psychological characteristics of personality and its professional orientation as well as individuality and social relationships, where self-comprehension serves as a vital mechanism of self-adjustment and personal fulfillment.

Текст научной работы на тему «Изучение эмоционально-ценностного компонента самосознания студентов разных специальностей»

психологические науки

Василевская Елена Александровна ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО ...

УДК 159.923.2

ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

© 2017

Василевская Елена Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики Московский городской педагогический университет, Самарский филиал (443111, Россия, Самара, ул. Стара Загора, 76 e-mail: vasilevskayae@yandex.ru)

Аннотация. В статье с позиции междисциплинарного подхода представлены результаты теоретического и эмпирического анализа проблемы мотивационно-ценностного компонента самосознания, рассматривающегося в следующих аспектах: философско-методологическом, общепсихологическом и социально-перцептивном в контексте проблемы развития личности; социально-перцептивном, связанным с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих, с самосознанием и познанием других людей; акмеологическом. Выявлено, что самопознание и эмоционально-ценностное отношение к себе могут выступать, с одной стороны, как независимые процессы, с другой стороны, в виде интерпретации в единую деятельность самооценивания. Рассмотрено, что процесс самопознания личностью внутренних психических актов, состояний и психологических особенностей, вызывающих такие представления как: полнота - фрагментарность; глубина - поверхностность знаний о себе; гармоничность - конфликтность; адекватность-неадекватность; устойчивость - динамичность; принятие-непринятие себя, происходит за счет рефлексии. Излагаются результаты исследования, раскрывающие психологические особенности структуры самоотношения личности студента, а также выраженности отдельных ее компонентов: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения в контексте представлений личности о смысле «Я», где самоотношение понимается как выраженность смысла «Я», как обобщенное чувство в адрес собственного «Я». Полученные результаты позволяют выявить следующие психологические особенности у студентов на стадии профессионализации: сочетание и устойчивость различных личностных черт и качеств, обусловленное и определяемое системой индивидуальных психических свойств личности и ее профессиональной направленностью, индивидуальностью, общественно-обусловленным характером взаимоотношений, где самосознание выступает в качестве важнейшего механизма саморегуляции и самореализации.

Ключевые слова: самосознание, самопознание, самоотношение, самоуважение, самоуверенность, саморуководство, самоценность, самопринятие, самопривязаность, самообвинение, внутренняя конфликтность.

THE STUDY OF EMOTIONAL AND VALUE COMPONENT OF THE IDENTITY OF STUDENTS OF DIFFERENT SPECIALTIES

© 2017

Vasilevskaya Elena Aleksandrovna, candidate of psychological sciences, associate Professor

of the Chair of Pedagogy Moscow city pedagogical University, Samara branch (443111, Russia, Samara, st. Stara Zagora, 76, e-mail: vasilevskayae@yandex.ru)

Abstract. Within interdisciplinary approach the article reveals the results of both theoretical and empirical analyses of self-comprehension problem in terms of motivational and axiological component which is regarded through the following aspects: philosophical methodological approach; aspects within general psychology and social perception in regards to personality development; within social perception in regards to self-estimation, interrelation of estimation and self-estimation and self- and social- cognition, and within acmeological approach. It is found out that self-cognition and emotional self-estimation can be regarded firstly as independent activities and secondly can be a part of single activity - self-estimation. The study also shows that self-reflection causes such perceptions as fragmentariness/completeness, depth of knowledge/futility of knowledge, harmony/proneness to conflict, adequacy /inadequacy, personality dynamics/stability, self-acceptance/ self-rejection. Among presented results of the research there are some which reveal psychological peculiarities of personal self-conception of a student and its manifestation of certain components as: aloofness, self-assurance, self- guidance, inherent worth, self-attachment, inner conflicts and self-accusation in the frame of Self-concept. The findings help to educe such psychological peculiarities of student behaviour at the stage of his professionalization as combination and stability of personal traits and qualities, determined by the system of individual psychological characteristics of personality and its professional orientation as well as individuality and social relationships, where self-comprehension serves as a vital mechanism of self-adjustment and personal fulfillment.

Keywords: self-awareness, self-knowledge, self-esteem, self-esteem, self-guidance, self-worth, self-acceptance, self-attachment, self-blame, internal conflict.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Происходящие в обществе социально-экономические изменения предъявляют новые требования к личности специалиста. На первый план выдвигается способность быть субъектом своего профессионального развития, самостоятельно находить решения социально и профессионально значимых проблем в условиях быстро меняющейся действительности. В данном контексте проблема изучения самосознания личности студентов обусловлена как вопросами становления личности и процессом профессионализации в целом, так и вопросами саморазвития и самореализации личности на различных этапах жизненного самоопределения. В этой связи исследования, посвященные изучению данного психологического феномена, включают в себя следующие направления:

-философско-методологические аспекты самосознания, связанные с личностной ответственностью, моральным выбором, моральным самосознанием;

-общепсихологические аспекты становления самосознания в контексте проблемы развития личности; социально-перцептивные аспекты становления самосознания в контексте проблемы развития личности;

-социально-перцептивные аспекты самосознания, связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих, с самосознанием и познанием других людей;

- акмеологические основы развития профессионального самосознания личности: сущность, структура, критерии и уровни развития [5, 46-50].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Теоретический анализ научных изысканий в области проблемы самосознания позволил определить самосознание как динамическое единство знания и отношения, интеллектуального и аффективного. Так, И.С. Кон пред-

Vasilevskaya Elena Aleksandrovna psychological

THE STUDY OF EMOTIONAL AND VALUE ... science

ставляет уровневую концепцию образа «Я» как установочную систему в виде трех компонентов - когнитивного, аффективного и поведенческого [7, с.3].

По мнению В.В.Столина, самосознание осуществляется на трех уровнях: 1.Отражение субъекта в системе его органической активности. 2. В системе его коллективной предметной деятельности и детерминированных его отношениях. 3. В системе его личностного развития, связанного с множественностью его деятельностей [7, с.22].

В представлениях С.Л. Рубинштейна «развитие самосознания проходит через ряд ступеней - от наивного неведения в отношении самого себя ко все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем со все более определенной и иногда резко колеблющейся само-оценкой»[8].

Рассматривая глобальное, личностное Я как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознание и Я, как объект, У.Джемс разработал проблематику Я-концепции, в которой Я-сознание и Я, как объект представляют собой стороны одной целостности, способные существовать одновременно, и выделяет духовное Я, материальное Я, социальное Я и физическое Я[7, с. 16].

Представители интеракционной школы полагают, что самосознание и ценностная ориентация личности, как бы зеркально отражают реакции на нее окружающих людей(Г. Кули, Дж.Мид и др.).

В теории Э. Эриксона проблематика Я-концепции рассматривается с позиции эго-идентичности, понимаемой как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры[8].

Многообразие подходов позволяют рассмотреть самосознание как одну из форм сознания, отличающуюся единством процессов самопознания себя и построения отношения к самому себе, оказывающую регулирующее влияние на все стороны жизнедеятельности путем рефлексивного анализа собственной деятельностной активности.

Следовательно, под самосознанием понимается «... способность личности к самопознанию, эмоционально-ценностному отношению к себе, способность к самоконтролю и саморегуляции»[3, с.19]. Выступая в качестве внутреннего компонента структуры сознания, самосознание выражается в познании личностью самого себя, в отношении к себе, в оценке своих действий, поступков, физических и духовных возможностей. Это дает возможность изучить свое психоэмоциональное состояние. Психологическое понимание феномена категории самосознания личности неразрывно связано с изучением его структурных компонентов. Выделяя в структуре самосознания части целостности такие, как «Я -реальное», «Я-идеальное», «Я-фантастическое», «Я - в прошлом», «Я - в будущем» и др., В.Г. Маралов указывает на возможность каждой из этих частей занимать как роль познающего - субъекта, так и познаваемого - объекта [3, с.20]. Данные части внутри себя представлены эмоционально-ценностным отношением; самопознанием; саморегулированием; самоконтролем и самооцениванием. Где самопознание и эмоционально-ценностное отношение к себе выступают, с одной стороны, как независимые процессы, с другой стороны, в виде интерпретации в единую деятельность самооценивания[3, с.16].

Процесс самопознания личностью внутренних психических актов, состояний и психологических особенностей происходит за счет рефлексии. Это позволяет личности вызывать и закреплять такие представления как: полнота - фрагментарность; глубина - поверхностность знаний о себе (окно «Джогари»); гармоничность -конфликтность; адекватность-неадекватность; устойчивость - динамичность; принятие-непринятие себя [3, с. 19]. В данном процессе самоотношение отражает смысл «Я» как обобщенное чувство в адрес собственного «Я». За счет этого создается некая психологическая модель 282

своего «Я», которая позволяет направить и отрегулировать свою деятельность, обусловленную социальными условиями существования личности, социальной идентификацией - отнесением себя к определенной социальной группе, т.е. картина целостного и интегративного представления о себе,

Формирование целей статьи (постановка задания).

Изучение эмоционально-ценностного компонента включало в себя изучение структуры самоотношения личности студента, а также выраженности отдельных ее компонентов: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения. В контексте представлений личности о смысле «Я», самоотношение понимается как выраженность смысла «Я», как обобщенное чувство в адрес собственного «Я».

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

С целью изучения особенностей эмоционально-ценностного компонента самосознания использовалась методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева (MIS). Исследовательская работа проводилась на базе ЧОУ «Тольяттинская Академия Управления»; СФ ГБАОУ Московский городской педагогический университет. Выборку представляли студенты первых-четвертых курсов различных направлений подготовки: психология образования, экономика, менеджмент, юриспруденция. Общее количество - 178 студентов (см. Таблицы 1, 2, 3).

Таблица 1. Низкие значения выраженности компонентов

\ Шкалы 1 О ы Тв § •1 я о в ■=: ÏS s у § ^ з 1 = = 1 s I z t= H tr 4 E 5 = 1 i S к H g W il - = U с bd В в

Кол-во \ С- О i:

Студентов {%К

Психологи 13% 34% 76% 52% 42% 54% 40% n% 28%

Юристы 20% S 7% S9% 95% 40% 40% 60% s% 10%

Менеджеры 15% 76% 82% 88% 30% 55% 20% 10% 32%

Экономисты 17% 80% 80% 85% 50% 43% i5% 15% 42%

Таблица 2. Средние значения выраженности компонентов

\ Шкалы W 1 = i -S i i s о il ê 1 i В i i i s= i 1 1

Кол-CD \ g - = ? E

Студентов (%)\ ' i

Психологи 63*,-i 3% 2% - 12% - 20% 34% 48%

Юристы 47% - 1% - 8% - 15% 67% 52%

Менеджеры 53% - 3% - 10% - 33% 55% 32%

Экономисты 56% - - 7% - 38% 56% 28%

Таблица 3. Высокие значения выраженности компонентов

\ Шкалы О ! J i J i У i J j я m i :

\ % Ï 1 *а ï % % ï

\ 1 X a s 1 I £ t= a s 5 •E i a

КОЛ-БО I i s ? 1

Студентов {%j\ ° s

Психологи 24% 63% 23% 8% 46% 46% 40% 35% 24%

Юристы 32% 13% 10% 5% 52% 60% 25% 25% 38%

Менеджеры 27% 24% 15% 12% 60% 45% 47% 35% 36%

Экономисты 25% 20% 18% 11% 43% 57% 37% 25% 30%

Шкала «Открытость» характеризуется доминированием либо конформностью, либо критичностью, глубоким осознания себя, внутренней честностью и открытостью. Ярко выраженными в группах испытуемых по всем направлениям выступают низкие значения, что указывает на внутреннюю честность, на открытость отношений человека с самим собой, на достаточно раз-

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)

психологические науки

Василевская Елена Александровна ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО ...

витую рефлексию и глубокое понимание себя, а также достаточную критичность по отношению к себе. В основе взаимоотношений с людьми лежит ориентация на собственное видение ситуации происходящего.

Шкала «Самоуверенность» выявляет самоуважение, отношение к себе как уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку. У студентов направлений подготовки юриспруденция, менеджмент и экономика отмечаются высокие показатели, характеризующие ярко выраженную самоуверенность, ощущение силы собственного «Я». Данная группа студентов отличается доминирующей мотивацией на достижение успеха, компетентностью и способностью решать многие жизненные вопросы.

Наибольше количество студентов направления подготовки «Психология» отмечаются средними значениями, что характеризует их следующими характеристиками: в привычных для себя ситуациях способны сохранять работоспособность, уверенность в себе, ориентацию на успех начинаний. В случае возникновения трудностей на смену уверенности возникает тревога и беспокойство. Что может быть обусловлено уровнем притязаний относительно статуса профессии со стороны представителей других направлений профессиональной деятельности.

Шкала «Саморуководство» отражает представление личности об основном источнике собственной активности, результатов и достижений, об источнике развития собственной личности, а также подчеркивает доминирование либо собственного «Я», либо внешних обстоятельств.

Наибольшему количеству студентов вех направлений свойственны высокие значения. Это означает принятие собственного «Я» как некоего внутреннего стержня, который координирует и направляет всю активность, организует поведение и отношения с людьми, что делает его способным прогнозировать свои действия и последствия возникающих контактов с окружающими. А также способность оказывать сопротивление внешним обстоятельствам посредством волевого контроля над эмоциональными реакциями. Такие количественные результаты могут быть обусловлены спецификой и содержательными характеристиками выбранных профессий.

Шкала «Отраженное самоотношение» характеризует представление субъекта о способности вызвать у других людей уважение и симпатию. Характерным для наибольшего количества студентов всех направлений являются высокие показатели. Психологической характеристикой выступает направленность вида выбранных профессий и принятие себя как специалиста окружающими людьми. Ценность заключается в личностных и профессиональных качествах, в совершаемых поступках и действиях, в приверженности к нормам и правилам, диктуемым спецификой самой профессиональной деятельности, что помогает ощутить себя общительным, эмоционально-открытым для взаимодействия с окружающими и установления деловых и личных контактов и позволяет сформировать профессиональную самооценку.

Шкала «Самоценность» передает ощущение ценности собственной личности и предполагаемую ценность собственного «Я» для других. У наибольшего количества студентов всех направлений выявлены средние значения, отражающие избирательное отношение к себе. На фоне переоценивания ряда качеств и признания их уникальности, проявляется недооценивание других качеств. При таком ранжировании качеств личности замечания окружающих выступают как малоценные и незначительные.

Шкала «Самопринятие» позволяет судить о выраженности чувства симпатии к себе, согласии со своими внутренними побуждениями, принятии себя.

Студентов с низкими показателями по данной шкале не выявлено. Высокие значения выявлены у половины

студентов и характеризуют склонность воспринимать все стороны своего «Я», принимать себя во всей полноте поведенческих проявлений. На фоне ощущения симпатии к себе, ко всем качествам своей личности, недостатки выступают в качестве продолжения достоинств.

Средние значения отражают избирательность отношения к себе, заключающаяся в склонности принимать не все свои достоинства и критиковать не все свои недостатки.

Шкала «Самопривязанность» выявляет степень желания изменяться по отношению к наличному состоянию. Высокие значения выявлены у студентов направления «Юриспруденция», отражающие высокую ригидность «Я»-концепции, стремление сохранить в неизменном виде свои качества, требования к себе, видение и оценку себя. Однако, необходимо отметить, что на стадии профессионализации, ощущение самодостаточности и достижения идеала в дальнейшем может выступить в качестве некоего препятствия, помехой для самораскрытия в процессе дальнейшего саморазвития и самосовершенствования. В данном контексте окружающий мир воспринимается как угроза самооценке.

Средние значения выявлены у студентов направлений «Психология», «Менеджмент», «Экономика» и указывают на избирательность отношения к своим личностным свойствам, на стремление к изменению лишь некоторых своих качеств при сохранении прочих других.

Низкие значения, выявленные у части студентов направления подготовки «Психология» и «Экономика» фиксируют высокую готовность к изменению «Я»-концепции, открытость новому опыту познания себя, поиски соответствия реального и идеального «Я».

Шкала «Внутренняя конфликтность» определяет наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, выраженность тенденции к рефлексии.

Ярко выраженными по данной шкале являются низкие значения, выявленные у большинства студентов всех направлений. Психологической особенностью является противоречие, отражающее в себе, с одной стороны, положительное отношение к себе, ощущение баланса между собственными возможностями и требованиями окружающей реальности, между притязаниями и достижениями, с другой стороны, возможное поверхностное восприятие себя, в результате приводящее к отрицанию своих проблем.

Шкала «Самообвинение» характеризует выраженность отрицательных эмоций в адрес своего «Я». Низкие значения выявлены у большинства студентов направлений «Психология» и «Юриспруденция». Данные показатели обнаруживают тенденцию к отрицанию собственной вины в конфликтных ситуациях. Защита собственного «Я» осуществляется путем обвинения преимущественно других, перенесением ответственности на окружающих за устранение барьеров на пути к достижению цели.

У наибольшего количества студентов всех направлений в равном процентном соотношении выявлены средние и высокие значения. Это указывает на способность видеть в себе недостатки. Специфической особенностью выступает способность актуализировать сложившиеся психологические защиты, среди которых доминирующими выступают реакции защиты собственного «Я» в виде порицания, осуждения себя или привлечения смягчающих обстоятельств. Установка на самообвинение сопровождается развитием внутреннего напряжения, ощущением невозможности удовлетворения основных потребностей. Средние значения указывают на избирательное отношение к себе. Обвинение себя за те или иные поступки и действия сочетается с выражением гнева, досады в адрес окружающих.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Полученные результаты позволили выявить следующие психологические особенности самосознания у

Vasilevskaya Elena Aleksandrovna

THE STUDY OF EMOTIONAL AND VALUE ..

psychological science

студентов: сочетание и устойчивость различных личностных черт и качеств, обусловленное и определяемое системой индивидуальных психических свойств личности и ее профессиональной направленностью, индивидуальностью, общественно-обусловленным характером взаимоотношений, где самосознание выступает в качестве важнейшего механизма саморегуляции и самореализации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гельфман, С.Н. Психолого - педагогические условия развития понятийного мышления / С.Н. Гельфман, Э.Г. Цымбал -Томск. -2003. - 239с.

2. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев - М. - 1971. - 196 с.

3. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учебное пособие для студ. - 2-у изд., стер.- М.: «Академия»,2004.-256 с.

4. Манина, В.А. Современные направления психологической поддержки студентов вуза /В.А. Ма-нина// Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика - Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова.-2014.- № 31.- С.175-178.

5. Москаленко, О.В. Профессиональное самосознание личности: итоги, проблемы, перспективы/ О.В. Москаленко// Акмеология. - 2004.- № 3 (11). -С. 46-50.

6. Пономаренко, А. А. Теоретические основы исследования учебной мотивации студентов // Молодой ученый. /А. А. Пономаренко, В. А. Ченобытов. - 2013. - №1. - С. 356 - 358.

7. Столин, В.В. Самосознание личности/ В.В. Столин-М.:МГУ, 1983.- 284 с.

8. Цветков, А.В. О подходах к изучению образа «Я» в отечественной и зарубежной психологии/ А.В. Цветков, Д.И. Миронов//Психология и психотехника.-2011.- № 2.- еУ34-42.

Статья поступила в редакцию 04.10.2017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья принята к публикации 25.12.2017

284

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.