Научная статья на тему 'Акмеологическое развитие личности будущего психолога как основа профессиональной компетентности'

Акмеологическое развитие личности будущего психолога как основа профессиональной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕ" / АКМЕОЛОГИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / "ACME" / ACMEOLOGY / PERSONALITY / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рудакова Ольга Александровна

Статья посвящена основным проблемам и особенностям акмеологич еского развития личности будущего психолога и формированию них профессиональной компетентности. Содержание направленно на поиск путей решения проблем личностно-профессионального развития будущих специалистов, что позволит реализовать приобретенный потенциал в процессе самой подготовки к проф-деятельности. А также, осуществляется попытка систематизации критериев и механизмов акмеологического развития личности как самостоятельного процесса, который является многоступенчатым и поуровневым процессом самореализации личности в деятельности на пути достижения «акме».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLOGICAL DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY OF THE FUTURE PSYCHOLOGIST AS THE BASIS OF PROFESSIONAL COMPETENCE

The article is devoted to the main problems and peculiarities of the acmeological development of the personality of the future psychologist and the formation of professional competence in them. The content is aimed at finding ways to solve the problems of the personal and professional development of future specialists, which will allow to realize the acquired potential in the process of preparing for professional activities. And also, an attempt is being made to systematize the criteria and mechanisms of the acmeological development of the individual as an independent process, which is a multi-stage and level-by-level process of self-realization of the individual in the activity on the path to achieving «acme».

Текст научной работы на тему «Акмеологическое развитие личности будущего психолога как основа профессиональной компетентности»

Дальнейшие исследования должны предполагать увеличение количества испытуемых, а также расширение батареи специально подобранных психодиагностических методик. Литература:

1. Психологический словарь / Р.С. Немов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007- 560 с.

Психология

УДК 159.923:001.895

ассистент кафедры психологии Рудакова Ольга Александровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПСИХОЛОГА КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена основным проблемам и особенностям акмеологич еского развития личности будущего психолога и формированию них профессиональной компетентности. Содержание направленно на поиск путей решения проблем личностно-профессионального развития будущих специалистов, что позволит реализовать приобретенный потенциал в процессе самой подготовки к проф-деятельности. А также, осуществляется попытка систематизации критериев и механизмов акмеологического развития личности как самостоятельного процесса, который является многоступенчатым и поуровневым процессом самореализации личности в деятельности на пути достижения «акме».

Ключевые слова: «акме», акмеология, личность, профессиональное развитие.

Annоtation. The article is devoted to the main problems and peculiarities of the acmeological development of the personality of the future psychologist and the formation of professional competence in them. The content is aimed at finding ways to solve the problems of the personal and professional development of future specialists, which will allow to realize the acquired potential in the process of preparing for professional activities. And also, an attempt is being made to systematize the criteria and mechanisms of the acmeological development of the individual as an independent process, which is a multi-stage and level-by-level process of self-realization of the individual in the activity on the path to achieving «acme».

Keywords: «Acme», acmeology, personality, professional development.

Введение. Акмеология как наука, возникла относительно не давно и представляет собой синтез рубежных естественных, социо-гуманитарных и технических наук. Как теоретико-практическое направление она изучает феноменологию, закономерности и механизмы онтогенеза человека в рамках возрастного периода «зрелость», а в частности именно процесс достижения им высшего уровня в данном развитии [1].

Акмеология как наука, направленна на всесторонне изучение особенностей возрастного периода, так называемую «ступень зрелости» (самый длительный из периодов жизнедеятельности человека, на сегодняшний день не имеющий единой позиции об возрастных рамках, полярные границы определяются по-разному от 25-30 лет 50-65 лет. Согласно Эриксону Э., данные период охватывает 40-летие жизни человека 25-65 лет). Акмеология дифференцирует и синтезирует особенности различных людей в период наиболее высокого уровня физического и психологического развитии, в таком же ключе проясняет у них своеобразие действия различных факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости. Существенное место в акмеологических исследованиях занимает изучение характера корреляции между свойствами и качествами «физической» и «духовной» жизнедеятельности человека.

Так как, акмеология оперирует методологической базой психологии развития, дифференциальной и социальной психологией и т.д., изучает особенности влияния на человека макро-, мезо-, микросоциумов, а также природных условий как основных механизмов направленных на развитие, также определяет задачу разработки и апробирования оптимальной стратегии организации жизнедеятельности человека, в период ранних возрастов, материализация которой обеспечила бы ему эффективность во всех отношениях самоотождествить себя на ступени зрелости.

Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день, объектом исследований в акмеологии является прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся в определенной профдеятельности и достигающая в ней вершин профессионализма. При этом, предметом акмеологии является те закономерности и механизмы, условия и факторы, которые способствуют формированию профессиональных качеств направленных на высокие достижения, развитие мастерства или профессионализма личности т. д.

В акмеологии одно из базовых понятий принадлежит термину «акме», что в дословном переводе с греческого языка значит «цветущая сила», «вершина».

Бодалев А.А., в своем научном труде «Вершина в развитии взрослого человека» [1] определяет «акме» как - вершину, к которой подходит личность в своем индивидуально-психологическом и субъектном развитии. Конструктом «вершины» чаще представляются высшие уровни организации психики человека, которые отражают характер формирования системы жизнедеятельности человека в целом. Другими словами, «акме» обнаруживается в качестве наивысшего уровня ценностных ориентаций, которые конкретизируют отношения к различным категориям жизни конкретного человека и оказывают прямое или косвенное воздействие на совершаемые поступки свидетельствующие о нравственности личности в целом.

Социальная микросреда (семья, друзья, педагог, коллектив и т.д.), в которой проходит формирование или скорее всего реструктуризация мировоззрения человека, а это необходимый компонент для того чтобы состоялось подлинное, а не мнимое «акме» человека при достижении им зрелого возраста. Наличие определенных объективных и субъективных факторов в зоне ближайшего окружения воздействует на человека начиная с детских лет захватывая подростковый период, юность, и в последующее время, которое предваряет возникновение «акме» в его развитии [1].

В связи с этим, семья и образовательные структуры, основной задачей которых является воспитание молодого человека в первые два десятилетия его жизни, не однолинейно упрощенно, а многопланово и сложно, именно эти социальные группы формируют направленность личности, характер деятельности человека и задают сюжет всего жизненного пути. Не мало важным является то, с каким результатом идет указанный сложнейший процесс, зависит, кроме других факторов (материальная база, престижность профессии социуме, характер распределения выпускников, шанс больших заработков, перспективы карьерного роста и др.), от личностно-психологических особенностей социального окружения, которое осуществляет подготовку, в том числе и профессиональную, молодого поколения, и не в меньшей мере от личностно-психологических особенностей тех, кто получает образования в данном конкретном учебном заведении.

В дальнейшем, после окончания учебного заведения, развивающего индивидуально-личностные черты, формирующие профессиональные компетенции, молодой человек продолжает оставаться под постоянным воздействием социальной микросреды, которая его окружает [1].

Таким образом, перед современной акмеологией встают вопросы о социально-психологической регуляции поведения обучающейся молодёжи в высшем учебном заведении, усвоения ими социально значимых норм, а также психолого-акмеологическое развитие личности молодёжи обучающейся в вузе, что имеет особую значимость, в связи с тем, что именно молодые профессионалы представляют формирование ближайшего будущего общества в социокультурном пространстве Российской Федерации.

Анализ работ отечественных и зарубежных учёных, позволил заключить, что рассматриваемое нами явление, такое как акмеологическое развитие личности обучающихся в высшей школе, в том числе будущих психологов, фигурирует в реальной образовательной среде. В настоящий момент перед психологией и акмеологией системы образования устанавливается цель — совершенствования комплекса личностных и социально-профессиональных компетентностей будущих специалистов.

Представленная цель отображает костяк расхождений между общественным стремлениям и требованиям от молодёжи, это наличие креативности, творческой смелости, самостоятельности и ответственности и задачами образовательной системы, т.е. реализация гуманистической образовательной парадигмы.

В связи с тем, что рассматриваемый нами возрастной период, такой как - студенчество, является базовым в процессе становления и развития личности будущего специалиста, в связи с тем, что в данном возрасте согласно основным периодизациям психического развития, активно развивается нравственный устойчивый компонент личности. В своих действиях обучающиеся высшей школы основывается на собственные устои и взгляды, которые формируются на основе жизненного опыта и связывается это с установление мировоззрения, по-этому, акмеологическая концепция, в совокупности включенных в нее подходов обеспечивает системное изучение проблемы акмеологического развития личности обучающихся в вышей школе.

Психолого-акмеологическое развитие и личностно-профессиональное становление будущих психологов, сопровождается процессом накопления и систематизацией общекультурных и профессиональных знаний, увеличением интереса к собственной личности и окружающих, также следует указать, что основой на которой строятся мировоззренческие взгляды связаны с развитие рефлексии, как основного новообразования данного возраста. Происходит поиск четких ответов, формируется категоричность взглядов, что отражается в некой догматичности по отношению конкретным жизненным ситуациям, другим словами, им присущий ещё подростковый максимализм [3, С. 295].

Данные процессы важны, для будущего психолога, так как, мировоззрение коррелирует с решением смыслообразующих проблем, таких как: социальная ориентация, самоосознания себя как единицу социальной группы, социальный статус и положении при выборе своего будущего пути и способов достижения целей. Так, данный возрастной период, это время решений фундаментальных задач личностно-социального самоопределения, который предшествует вступлению в самостоятельную профессиональную деятельности в соответствии со своими возможностями и способностями.

На сегодняшний день, личностное самоопределение рассматривается большинством ученых как основное психологическое новообразование рассматриваемого возраста, важным на данном этапе является то, что в рамках становления данного уровня самосознания происходит становление относительно устойчивого представления о себе, т.е. Я-концепции [3, С. 297].

Психолого-акмеологическое развитие личности будущего психолога является сложным и многофакторным процессом, состоящим из совокупности последовательно сменяющихся стадий, качественные характеристики которых находятся под воздействием конкретных условий и ситуаций. Причастность будущего психолога к тем или иным общностям формируют содержание и характер деятельности, способы общения и т. д., что в итоге способствует развитию личности или напротив, так как процесс формирования социальных качеств личности является результатом её социализации и воспитания. Другими словами, согласно исследованиям Лазурского А.Ф. внутренней силой развития личности выступает противоречие между нарастающими потребностями и фактическими возможностями их удовлетворения, так в обобщая вышесказанное можно заключить, что это некий процесс интеграции человека с новой социальной средой. Опираясь на концепцию Маслоу А. «..суть развития человека - стремление реализовать в процессе жизнедеятельности свой врожденный потенциал». Важным является то, что в процессе онтогенеза потребность в самореализации или самоактуализации для человека всегда актуальна, так как он нацелен на гармонизацию в разных сферах жизнедеятельности, особенно профессиональной.

Профессиональная деятельность категории «человек-человек», в чьё число входит профессия «психолог», многогранна и полифункциональна, поэтому изучение её психолого-акмеологических особенностей необходимо с позиций интеграции социальных, педагогических общепсихологических и акмеологических уровнях [2].

Психолого-акмеологическое становление будущего психолога происходит не в период освоения одной из сфер профессиональной деятельности, а на этапе профессионального обучения будущих специалистов в вузе. Так, через содержание профессионального образования осуществляется социальный заказ в профессионально-творческой, образованной, воспитанной и всесторонне развитой личности, а также с позиции индивидуально-направленной категории, это - психологически адаптированная личность к совокупности обще-интеллектуальных и узко-практических навыков и умений; способная на поисковую и

творческую деятельности; эмоционально устойчивая и ценностно-направленная по отношению к действительности и т. д. [5].

Согласно системному подходу, основа квалификации будущих психологов заложена в рамках основной профессиональной образовательной программы, с целью формирования и развития личности специалиста, его профессионализма. Таким образом, профессионализм проявляется в наличии у человека личностно-психологических качеств, свойств и компонентов, которые проявляются в сознательном отношении к труду и удовлетворенность им, что в последствии оказывает влияние на достижение субъектом деятельности высоких профессиональных вершин.

Согласно Климову Е.А. профессионализм, это не только высший уровень знаний и результаты конкретной деятельности, а системная организация сознания и психики субъекта данной деятельности [4]. Другими словами, профессионализм и деятельность личности — это элементы одного и того же явления, представленные в виде категорий отражающих свойства данного явления.

В проведенном нами теоретико-прикладном исследовании среди обучающихся кафедры психологии Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского» в г. Ялте, основываясь на особенностях будущей профессиональной деятельности, была подобрана гибкая система психодиагностикических методик, которые позволяют провести детальный анализ личности, что способствует выявлению тех личностных качеств направленных на обеспечение профессиональной деятельности молодых специалистов, а также повышение уровня их профессионализма на этапах становления.

Основываясь на полученных данных, можно заключить, что процесс формирования и развития профессиональных компетенция в которые включены важные личностные характеристики будущего психолога, где ведущая роль отводится психолого-акмеологическим особенностям развития лидерских качеств, которые имеют неоднозначную и сложную динамику. Данная динамика коррелирует с общепсихологическими закономерностями онтогенеза человека, под воздействием которых в процессе жизнедеятельности происходит перестройка внутренних психологических структур, и с социально-экономическим условием, в котором находиться молодой специалист. Как показывает практика, социально-экономические условия имеют динамических характер и не остаются неизменными, что приводит к изменениям в требованиях предъявляемых к молодому специалисту. Таким образом, лидерские качества личности будущего психолога отражаются на уровне рефлексивной самоорганизации, что оставляет отпечаток на стиле поведения, самой деятельности и отношениях с социумом и самим собой, опираясь на ценности, устои и интеллектуальные критерии, обусловленных профессией психолога, что находит своё отражение во временных отрезках освоения основной профессионально образовательной программы.

Развитие профессиональной компетентности будущих психологов неотъемлемо связанно с ранним освоением практической деятельности, что достигается по средствам эффективных форм и методов обучения: направленные тренинги и игры (ролевые, деловые), практикумы и факультативы, использование метода акмеограммы, опирающегося на систему требований, условий и факторов, способствующих достижению высокого уровня профессионализма.

Психолого-акмеологическое развитие профессиональной компетентности будущих психолого как научно-практическое направление, включает в себя также использование современных, в зависимости от преследуемых целей, технологий обучения, которые, в свою очередь обеспечивают развитие творческой и профессиональной деятельности. Так, уход от стереотипизации в образовательном процессе и направленность на достижения обучающимися «акме», позволит раскрыть внутренний потенциал личности, а также активизировать профессионально-социальную компетентность, повысить общую культуру и удовлетворить профессиональные потребности в процессе освоения будущей профессии.

Психолого-акмеологическое развитие профессиональной компетентности будущих психологов это: активизация практик-ориентированных компетенций, формирование самостоятельность и ответственности и развитие способностей к творческому преобразованию действительности, потребности к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию [5]. В связи с этим, в основе психолого-акмеологического развития профессиональной компетентности заложена интегральная функция образовательного процесса, а это синтез практико-ориентированных дисциплин с учётом междисциплинарного характера содержания основной профессиональной образовательной программы и основой на развитие личностных черт будущего специалиста, позволяющей активно включиться в новую систему общественных отношений и производства.

Выводы. В рамках только одной методолого-концептуальной концепции практически невозможно полностью отразить процесс психолого-акмеологического развития профессиональной компетентности будущих психологов, сущности данного феномена и выявление условий его оптимального развития отображается в образовательно-производственном комплексе в результате погружения будущих специалистов в производственный процесс.

Литература:

1. Бодалев, А.А. Вершина в развитии взрослого человека: Характеристики и условия достижения [Текст] / А.А. Бодалев - М., 1998. - С. 20-21.

2. Глинский, А.С. Акмеология учащегося и учителя [Текст] / А.С. Глинский / Омский научный вестник №7 (43), 2006. - С. 288-290

3. Лукьянова, М.И. Формирование акмеологической позиции личности как условие профессионально-личностного становления будущего специалиста [Текст] / М.И. Лукьянова / Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5.

4. Максимова, В.Н. Введение в акмеологию школьного образования [Текст] / В.Н. Максимова. - Спб.: ЛОИРО, 2002. - 156 с.

5. Рудакова, О.А. Психологическое содержание профессиональной подготовки будущих психологов [Текст] / О.А. Рудакова / Особенности высшего профессионального образования в контексте реализации ФГОС ВО — Издательство: ГПА (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И.Вернадского». - 2018. - С. 130-145

Психология

УДК: 159.922

кандидат психологических наук Скоблик Оксана Николаевна

Крымский университет культуры, искусств и туризма (г. Симферополь)

ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ АНАЛИЗА ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ И

ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается и анализируется теория поколений, разработанная американскими исследователями В. Штраусом и Н. Хоувом, в основе которой лежит мнение о циклической смене поколений с повторяющимися ценностями. Теория рассматривается как инструмент для анализа процесса личностного развития современной молодежи.

Ключевые слова: личность, развитие личности, движущие силы развития личности, теория поколений, поколения беби-бумеров, «Х», «Y» И «Z», цикличность, ценности, формирование ценностей разных поколений.

An^tatton. The article discusses and analyzes the theory of generations developed by American researchers V. Strauss and N. Howe, which is based on the opinion of a cyclical change of generations with the repetitive values. The theory is considered to be a tool for analyzing the process of the personal development of the modern youth.

Keywords: personality, the personal development, the theory of generations, the driving forces of personal development, baby boomer generations, «X», «Y» And «Z», cyclicity, values, formation of values of different generations.

Введение. В качестве объекта изучения понятие «личность» довольно многогранно и сложно. В первую очередь, трудность изучения связана с тем, что в данном понятии отражены разные аспекты существования отдельного индивида - от физического существования до культурного (духовного) развития. В психологии существует несколько подходов к объяснению движущих сил развития личности. Представители биогенетического подхода определяют развитие личности преимущественно наследственными факторами. Приверженцы социогенетического подхода считают, что развитие личности детерминируется только средовыми факторами. Личность, согласно этому подходу, это продукт культурно-исторического развития.

Под личностью понимается отдельно взятый индивид, принимающий участие в социальных явлениях, общественной жизни, активный участник исторических событий. Важнейшим фактором объективного характера, влияющим на развитие личности, можно назвать совокупность социально - общественных явлений. Можно сказать, что социум формирует личность, ее характер, индивидуальность. Личность и социум являются дополняющими понятиями как две различные стороны, при этом личность является активным участником социума, а также результатом его функционирования. Анализ современных психолого-педагогических исследований проблемы движущих сил развития позволяет утверждать, что процесс формирования личности детерминируется влиянием трех основных факторов: наследственности (биологический), среды и воспитания (социальный).

Одной из наиболее интересных современных концепций, анализирующих процессы развития и формирования личности под влиянием факторов среды, является теория поколений.

Изложение основного материала статьи. Проблемные аспекты, связанные со сменой и принятием традиций, передающихся из поколения в поколение, являются объектами повышенного внимания исследователей. К предпосылкам, вызвавшим оживление научного интереса к этой проблематике, можно отнести рост темпа социальных изменений, которое стало причиной того, что каждое новое поколение оказывается непохожим на все остальные. Именно в современное время поколение формируется как особый социокультурный феномен, что обусловлено тем, что взросление личности происходит в быстроменяющемся мире, которое, естественно, сказывается на развитии личности. В доиндустриальных обществах люди разного возраста почти не отличались друг от друга, потому что жизненный путь, который проходили эти возрастные группы, был однообразным и мало отличался между собой. Сейчас эти различия очень существенны. Родители могут являться представителями индустриального времени, а их дети уже рождены в информационный век. Поэтому сейчас как никогда проблема поколений, их различий очень актуальна.

Теоретические подходы исследования категории «поколение» рассмотрены в трудах западных ученых О. Конта, Ж. Дромеля, Дж. Милля, А. Лоренца, В. Дильтея, Э. Эриксона, К. Мангейма, Парсонса, X. Ортеги-и-Гассета, Ф. Ментре, В. Пиндера, П. Нора и другими. Научные труды этих ученых внесли большой вклад в понимание сущности этого понятия и его характеристик. Среди российских ученых заслуживают внимания труды А.В. Гавриловой, И.П. Дьяченко, Е.П. Исаевой, В.И. Пищик, В.В. Семеновой [91.

Довольно распространенным на сегодня является определение российского исследователя М.Б. Глотовой: «Поколение - это объективно сложившаяся социально-демографическая и культурно-историческая общность людей, объединенных границами возраста и общими условиями формирования и функционирования в конкретно-исторический период времени. Поколению присущи типичные антропогенные, социально-психологические, идейно-нравственные и этнокультурные характеристики, подобные духовные ценности, социальный опыт и стиль жизни» [21.

Существенную динамику концепция поколений приобрела в прошлом, столетии, при этом в 80-90-ые годы появилась обоснованная комплексная научная теория, являющаяся результатом изучения таких исследователей как С. Айснер, Д. Волбург, Л. Ланкастер, Д. Маркерт, К. Саттон, У. Штраус. Можно сказать, что и в современной науке среди многочисленных исследователей нельзя определить единый научный подход по различным моментам данной теории, например, имеют место существенные отклонения при рассмотрении параметров, определяющих группы поколений, их разделение, качественные признаки, отделяющие отдельное поколение от другого [31.

Мультидисциплинарность исследований изучения взаимоотношений поколений и распространенность понятия «поколение» вызывает сложность понимания его сущности. Каждая из конкретных наук интерпретирует его исходя из своего проблемного поля, при этом важное место в процессе изучения взаимоотношений поколений принадлежит психологии, прерогативой которой является изучение психологических особенностей поколения [6].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.