Научная статья на тему 'Формирование иноязычной компетентности и других профессионально значимых качеств личности будущего специалиста'

Формирование иноязычной компетентности и других профессионально значимых качеств личности будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
79
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Копылова Наталья Вячеславовна

На основании анализа данных исследования формирования иноязычной компетентности и других профессионально значимых качеств личности будущего специалиста были выявлены закономерности их развития на различных этапах профессионального обучения. Проблема, рассматриваемая в статье, определяется процессами социального реформирования современного общества и возросшими требованиями к иноязычной компетентности и профессионально значимым качествам личности профессионала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SPEAKING ANOTHER LANGUAGE COMPETENCE AND OTHER PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF THE PERSON OF THE FUTURE EXPERT

On the basis of the analysis of the data researches of formation of speaking another language competence and other professionally significant qualities of the person of the future expert has been revealed laws of their development at various stages of vocational training. The problem considered in clause, is defined by processes of social reforming of a modern society and the increased requirements to speaking another language competence and professionally significant qualities of the person of the professional.

Текст научной работы на тему «Формирование иноязычной компетентности и других профессионально значимых качеств личности будущего специалиста»

и др. Сравнительный анализ ПС профессиональных сообществ поможет выявить общее в развитии ПС для всех профессий и особенное для каждой отдельной специальности. В итоге можно создать атлас акмеологических моделей развития ПС специалистов различных профессиональных сфер.

Третья — исследование более ранних возрастных этапов развития ПС: младшего, среднего и старшего школьного возраста. Это важно, так как в последнее время многие психологи и акмеологи отмечают явления переходов психологических новообразований из более старшего возраста в более младший и, наоборот. Третья линия исследования ПС призвана обеспечить акмеологическую помощь развивающейся личности в достижении акме на каждом возрастном этапе, в построении эффективной личностно-ориентированной стратегии профессионального и жизненного пути человека как конкурентноспособного субъекта.

Четвертая линия н изучения ПС личности связана, на наш взгляд, с исследованием различных аспектов самости: активности, самоутверждения, самоактуализации, самосовершенствования, самоуправления, саморазвития и пр. Важно выяснить взаимосвязь и взаимозависимость ПС и перечисленных категорий самости. Итогом этого направления могут стать акмеологические технологии коррекции профессионального и жизненного пути личности.

Пятая линия представляется нам как сотворчество с другими научными школами в плане совместных исследований с целью выяснения механизмов и закономерностей взаимовлияния ПС и следующих акмеологических явлений и процессов: профессионального мастерства, аутокомпетентности, акмеологической культуры, потенциала личности, карьеры и пр. Выборкой для этих исследований могут быть как государственные служащие, так и другие профессиональные сообщества и группы. Для репрезентативности эти исследования можно провести в различных условиях, в том числе особенные и экстремальные.

Литература_

1. Акмеологические основы профессионального самосознания личности: Учебное пособие / А.А. Деркач, О.В. Москаленко, В.А. Пятин, Е.В. Селезнева. — Астрахань, 2000.

2. Гусева А.С., Деркач А.А. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: теория, методология, практика. — М., 1997.

3. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие. Кн. 1-5. Кн.2. Акмеологические основы управленческой деятельности. — М., 2000.

4. Деркач А.А., Москаленко О.В. Профессиональное самосознание руководителей образовательных учреждений: теория, методология, практика. — М., 1999.

5. Технологии развития профессионального самосознания личности: психолого-акмеологический практикум: Учебное пособие / А.А. Деркач, О.В. Москаленко, В.А. Пятин, Е.В. Селезнева. — Астрахань, 2000.

© Москаленко О. В., 2004

Н. В. Копылова

ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ДРУГИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

акономерности процесса формирования иноязычной компетентности и других профессионально значимых качеств личности будущего специалиста мы рассматриваем в русле акмеологической концепции гуманитарно-технологического развития [7]. В этой концепции развитие рассматривается как процесс социокультурных, личностных, профессиональных изменений субъекта деятельности во времени, которые согласуются с

определяющими эти изменения закономерностями развития общества, личности, деятельности. Гуманитарно-технологическое развитие — это формирующая субъекта деятельности гуманитарная технология. В ней «гуманитарное» обеспечивает содержание развития, а «технологическое» — процедуры, средства и способы развития, переводящие убеждения, ценности, мотивы субъекта в устойчивые нормы поведения.

Цель личностно ориентированного профессионального образования — развитие направленности, компетентности, и других профессионально значимых качеств (ПЗК) и психофизиологических свойств личности. Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста рассматривается как главная цель высшего образования, что изменяет место субъекта обучения на всех этапах профессионального образовательного процесса и предполагает субъективную активность студента, который сам творит самого себя. При этом фактически стирается грань между процессами обучения и воспитания. Их различие обнаруживается лишь на уровне содержания и конкретных технологий образования. Однако недостаточный уровень личностного и интеллектуального развития современного студента-первокурсника, его личностная неопределенность, эмоциональная неустойчивость, подверженность чувствам, неуверенность в себе, низкий уровень самоорганизации и самоконтроля, ограничивают возможность формирования в процессе обучения иностранному языку иноязычной компетентности и других профессионально значимых качеств личности, необходимых для профессионального образования и дальнейшего профессионального становления и роста будущего специалиста.

Анализ проблемы профессионального становления специалиста позволил выделить интегральное психологическое качество личности, обеспечивающее эффективность ее профессионального развития на разных этапах профессионального становления. Этим качеством является личностно-профессиональный потенциал, который определяет возможность эффективности профессионального развития и, особенно, саморазвития специалиста.

Проведенное исследование позволяет определить профессиональное становление личности будущего специалиста как формирование профессиональной компетентности (включающей и иноязычную), социально значимых качеств, их интеграцию, направленность и готовность к постоянному профессиональному росту, поиск оптимальных приемов качественного и творческого решения профессиональных задач в соответствии со своими индивидуально-психологическими особенностями.

Образование, профессиональная компетентность, знания и умения, общие и специальные способности, социально значимые и профессионально важные качества составляют личностно-профессиональный потенциал развития специалиста. Реализация этого потенциала зависит от многих факторов: биологической организации человека, социальной ситуации, характера профессиональной деятельности, активности личности, ее потребности в саморазвитии и самоактуализации [10, с.42]. Но ведущим фактором профессионального становления личности является система объективных требований к ней современности, детерминированных профессиональной деятельностью, в процессе выполнения которой и возникают новые свойства и качества. Глобальной целью современного обучения становится удовлетворение тех общественных потребностей, которые связаны с активной интеграцией наших специалистов в мировую науку, экономику и культуру.

Программа исследования предполагала изучение профессионально важных качеств личности молодых специалистов, которые востребованы на современном рынке труда, уровней сформированности иноязычной компетентности и других профессионально значимых качеств личности будущего специалиста.

Выбор методов исследования, с помощью которых были получены основные научные результаты, определялся многоплановым характером исследовательских задач. Для решения отдельных задач исследования применялись: сравнительный и ретроперспективный анализ, интерпретация, метод семантического дифференциала, метод эмпирического подтверждения, объективное наблюдение и самонаблюдение в форме самооценки, методы опроса, беседы, а также психодиагностические методы оценки личностных свойств и свойств индивидуальности студента: тест Г. Айзенка, шкалы В теста Кеттелла (16 PF), тест

Кейрси, тест «Ориентировочная анкета» [5]; методы оценки конструктивных и познавательных способностей по методике Амтхауэра, которая представляет собой тест на интеллект. Коммуникативные способности частично определялись с помощью теста Айзенка и Кеттела (фактор А), уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетентности — методике А.В. Батаршева [3], усовершенствованной автором. Для исследования склонности к эмпатии использовался тест А. Мехрабиена и Н. Энштейна, для выбора стратегии поведения в конфликтной ситуации — тест Томаса, для определения организаторских способностей — тест «Кто вы администратор или лидер».

Также были использованы тесты на самооценку, шкала «Сила Я» ММPI, тесты Спилбергера-Ханина и К. Изарда «Дифференциальная шкала эмоций».

Используемый психодиагностический блок является необходимым, и оказался достаточным, поскольку охватывает основные качества личности будущего специалиста и позволяет количественно оценить большинство показателей его интеллектуального и личностного развития в процессе его обучения иностранному языку на начальном этапе профессионального образования и характеризуется высокой степенью надежности и ва-лидности к целям исследования.

Математическая обработка эмпирических данных производилась с применением общепринятых в психологических исследованиях методов экспертных оценок, математической обработки результатов исследования и статистики [14].

Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение 1997—2003 гг. со студентами и преподавателями естественно-научных факультетов, факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тверского государственного и технического университетов и института «Верхневолжье». Количество респондентов 465, из них 410 студентов, 40 преподавателей вуза, 15 руководителей предприятий и фирм г. Твери и области.

Рамки статьи позволяют изложить лишь основную часть экспериментальных данных. Лонгитюдное исследование становления иноязычной компетентности и профессионально значимых качеств личности будущего специалиста в процессе обучения в вузе проводилось в течение пяти лет. Диагностика методом поперечных срезов осуществлялась среди студентов естественно-научного профиля.

Для определения качественных и количественных значений наиболее профессионально значимых характеристик личности, которыми должен обладать молодой специалист естественно-научного профиля, среди руководителей предприятий и фирм г. Твери и области был проведен эксперимент по оценке результативности труда молодых специалистов.

В исследовании был использован профессиографический подход, при котором отправными, в определении значимых для данной профессии качеств личности, выступали требования, предъявляемые к специалисту данного профиля. Выявленный состав основных умений выступает в качестве требований к профессионально-квалификационному уровню специалиста. Психофизиологический срез анализа профессиональной деятельности позволил определить требования к основным характеристикам психических процессов и функций (вниманию, памяти, мышлению и др.), к интеллекту в целом. Наконец, на личностно-мотивационном уровне анализа выявлены требования, предъявляемые к интегральным характеристикам личности специалиста: мотивации, профессиональной направленности, способностям, характерологическим чертам и социально-психологическим свойствам личности.

Основу для многомерного описания профессиональной деятельности составили данные, полученные с помощью анализа причин увольнения молодых специалистов, трудностей, которые они испытывают в первые годы самостоятельной работы; опроса экспертов — опытных руководителей предприятий и фирм, а также действующие наставления, инструкции и указания. В итоге был составлен довольно обширный перечень необходимых молодым специалистам естественно-научного профиля качеств, обеспечивающих успешность их профессиональной деятельности. Данный перечень вновь был предъявлен руководителям предприятий и фирм для оценки по пятибалльной шкале степени важности и

требуемого уровня развития каждого из включенных в перечень ПЗК. В окончательный перечень вошли 25 признаков, абсолютные значения экспертных оценок по которым были максимальными и варьировались в пределах одного балла (табл.). Кроме того, иноязычная компетентность, как один из показателей профессионализма специалистов, рассматривалась в составе профессиональной компетентности и оценивалась отдельно по 13 показателям (график).

В дальнейшем эти данные были использованы в качестве эталонной модели при оценке уровня профессиональной подготовленности будущих специалистов естественно-научного профиля на разных этапах их обучения в вузе.

Оценка ПЗК личности специалистов естественно-научного профиля

Результаты исследования, отражающие динамику формирования ПЗК, и иноязычной компетентности будущих специалистов естественно-научного профиля, были получены на выборке из 150 человек (по 30 человек с I по V курс). Результаты оценки уровня сформированное™ иноязычной компетентности и ПЗК личности будущих специалистов проводилась с использованием методов исследования, описанных выше, и представлены на диаграмме.

Анализ данных, отражающих динамику формирования иноязычной компетентности и развития ПЗК личности будущих специалистов естественно-научных специальностей по всем измеряемым признакам, показал значительный рост ПЗК на всех этапах обучения, но к окончанию вуза эталонного уровня они в основном не достигают., средняя экспертная оценка общей профессиональной подготовленности выпускников составляет 4,2 балла, эталонная — 4,5.

Полученные эмпирические данные открывают возможность для углубленного изучения механизмов формирования иноязычной компетентности и интенсивного личностного и интеллектуального развития субъекта труда, его социальной идентичности, самообразования и оптимистической социальной позиции в дальнейшем профессиональном становлении и росте.

Литература_

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1977.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М., 1991.

3. БатаршевА.В. Организаторские и коммуникативные качества личности. — Таллин, 1998.

4. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. — М., 1998.

5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб., 1999.

6. Гарбер Е.И., Козача В.В. Методика профессиографии. — Саратов, 1992.

7. Гусева А.С., Деркач А.А. оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служа-

Оценка уровня сформированности иноязычной компетентности будущих специалистов в начале, середине и конце обучения: ПР — произношение; ТЧ — техника чтения; ЛС — лексический запас социокультурного и абстрактного характера; ПТ — понимание текста; О — орфография и пунктуация; М — монолог; Д — диалог; ГПР — грамматическая правильность речи; ПЛ — профессиональная лексика; ОТ — организация текста; А — аудирование; ДО — деловое общение (устное и письменное, нормы этикета); ВС — взаимодействие с собеседником.

щих: теория, методология, практика. — М., 1997.

8. Деркач А.А., КузьминаН.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. — М., 1993.

9. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. — СПб., 2003.

10. Зеер Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. — Екатеринбург, 1998.

11. МарковаА.К. Психология профессионализма. — М., 1996.

12. ПрохоровА.О. Психические состояния и их функции. — Казань, 2003.

№ Качество личности Экспертная оценка, баллы

1. Активность 3,90

2. Стремление к саморазвитию 4,50

3. Высокая работоспособность 4,70

4. Трудолюбие 4,00

5. Добросовестность 4,60

6. Инициативность 3,95

7. Высокий интеллектуальный потенциал 4,78

8. Увлеченность работой 4,18

9. Профессиональная компетентность 4,80

10. Широкая образованность 4,35

11. Коммуникативная компетентность 4,75

12. Умение работать в коллективе 4,65

13. Речевой этикет 4,30

14. Целеустремленность 4,00

15. Дисциплинированность 4,64

16. Самостоятельность 4,03

17. Чуткость 4,10

18. Чувство собственного долга 3,90

19. Принципиальность 4,2

20. Умение руководить людьми 3,87

21. Честность 4,63

22. Ответственность 4,69

23. Память 4,4

24. Доброжелательность 4,5

25. Самодисциплина 4,81

13. Психологическое сопровождение выбора профессии /Под ред. Л.М. Митиной. — М., 1998.

14. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб., 2000.

15. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. — М., 1994.

© Копылова Н. В., 2004

И. Л. Фельдман, Т. Н. Шайденкова ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.